Аудиторские стандарты

<

121813 0237 11 Аудиторские стандартыВ настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудиторской деятельности

Что касается международных стандартов, то в России имеются три варианта переведенных международных стандартов аудита:

• дословный перевод МСА издания 1999 г. на русский язык, одобренных Международной ассоциацией бухгалтеров (1РАС), которая выпускает данные стандарты;

• стандарты аудита, подготовленные специалистами Российской коллегии аудиторов, представляющие собой перевод издания МСА 1994 г. с комментариями;

• международные стандарты аудита 2001 г.

Наиболее квалифицированно переведены именно МСА 2001 г. Эти стандарты включают 10 групп, насчитывающих 54 стандарта. ^

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing – ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров России.

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для использования при аудите финансовой отчетности. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при аудите иной информации и выполнении сопутствующих услуг.

Международные стандарты аудита содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. Основные принципы и необходимые процедуры следует интерпретировать в контексте пояснительного и иного материала, которые обеспечивают руководство по их применению.

МСА следует применять только к существенным аспектам аудита. Любое ограничение в отношении применимости отдельного международного стандарта аудита разъясняется во введении к такому МСА.

Международные стандарты аудита не отменяют национальных нормативных актов, регулирующих, аудит финансовой (бухгалтерской) или иной информации к каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой, отдельной стране, проводимый согласно таким местным нормативным актам, будет автоматически соответствовать МСА, рассматривающему данный конкретный случай. В случае, если местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по конкретному случаю, организациям — членам МФБ необходимо следовать обязательству членства, предусмотренным в конституции МФБ в отношении данных МСА.

Конституция МФБ гласит: «Организации — члены МФБ должны поддерживать деятельность МФБ, уведомляя своих членов о каждом документе, разработанном МФБ, и прилагая все усилия к тому, чтобы:

1) работать в направлении внедрения данного положения по мере возможности и в том объеме, который представляется реальным в местных условиях, и

2) включать в свои национальные стандарты аудита принципы, на которых основаны Международные стандарты аудита, разработанные МФБ».

Международные стандарты аудита могут применяться в качестве рациональных или использоваться наряду с национальными. Кроме того, МСА используются как методическая база для создания национальных стандартов.

Национальные правила (стандарты) в России классифицируются в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»
следующим образом (ст. 9).    

1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

7.Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Отметим, что до принятия Закона «Об аудиторской деятельности»
в России были разработаны 37 российских правил (стандартов) и одна методика.    

Для становления и развития российского аудита большую роль сыграли созданные в течение 1996—2000 гг. российскими научными и практическими работниками российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Прежде всего они позволили создать единую базу российского аудита, четко интерпретировать международные принципы в российскую действительность, подготовить российских аудиторов, способствовали принятию Закона «Об аудиторской деятельности». Представляется целесообразным рассмотреть краткую сущность этих стандартов, поскольку они еще в течение определенного времени будут функционировать в условиях России.

Российские правила (стандарты) включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют группам международных стандартов, а 11-я группа имеет название «Образование и подготовка кадров» и включает стандарты «Образование аудитора» и «Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы».

Российские правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:

• общие принципы правила (стандарта);

• основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте;

• сущность стандарта;    

• практические приложения,

В разделе «общие принципы правила (стандарта)» отражаются:

• цель и необходимость разработки данного стандарта;

• объект стандартизации;

• сфера применения стандарта;

• взаимосвязь с другими стандартами.

 

разделе «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» содержатся новые термины и их краткая характеристика.

В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

В раздел «Практические приложения» включаются различные приложения: схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).    

Первая группа «Вводные замечания» включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.

Вторая группа «Ответственность» включает 9 стандартов, посвященных ответственности аудиторов и аудиторских фирм. В этих стандартах рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

Третья группа «Планирование» включает 3 стандарта, относящихся к планированию аудиторской проверки.

Четвертая группа «Внутренний контроль» содержит 2 стандарта, которые имеют отношение к процедурам внутреннего контроля, в том числе условия компьютерной обработки данных у клиента.

Пятая группа «Аудиторские доказательства» включает 9 стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учете и др.

Шестая группа «Использование работы третьих лиц» включает 3 стандарта, в которых рассматриваются вопросы использования для проведения аудита экспертов, работы внутреннего аудитора и другой аудиторской фирмы.

Седьмая группа «Выводы и отчеты в аудите» — это 3 стандарта, посвященные вопросам составления отчетов и выводов, разработки заключения, порядку оформления письменной информации аудитора, руководству экономического субъекта.

Восьмая группа «Специализированные области» включает 2 стандарта. В этой группе содержатся материалы, посвященные проведению аудита по специальным аудиторским заданиям, изучению прогнозной финансовой информации.

В девятой группе «Задания» не было разработано ни одного стандарта.    

<

Десятая группа «Положения по международной практике аудита» включает 4 стандарта и одну методику, в которой рассмотрены вопросы использования компьютеров, общения с налоговыми органами.

Одиннадцатая группа «Образование и подготовка кадров» включает один стандарт, посвященный вопросам образования аудиторов и программе для сдачи экзаменов.    

Разработанные российские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

– способствуют обеспечению высокого качества проведения аудиторских проверок и выполнения сопутствующих услуг;

– содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;

– определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения России, например Аудиторская палата России, ИПБ и другие, начали ‘проводить работу по созданию своих внутренних стандартов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы ведут работу по созданию и обновлению внутренних стандартов своих фирм.

2. Федеральные аудиторские стандарты

На основе Международных стандартов аудита были разработаны проекты первой группы новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД). В состав первой группы вошли следующие федеральные ПСАД:

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Документирование аудита.

3. Планирование аудита.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) от-! четности.

7. Контроль качества работы в аудите.

8. Оценка рисков и внутренний контроль.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности.

12. Образование аудитора.

Кроме того, принято решение о подготовке рабочего варианта Глоссария (перечня основных терминов).

Все эти правила (стандарты) были обсуждены на заседании Координационного комитета проекта ТАСИС, были направлены в ведущие российские и международные аудиторские компании и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, прошли рецензирование и были обсуждены в Совете по аудиторской деятельности при Минфине России. Первые шесть стандартов, представленных в списке, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. в качестве федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Для того чтобы российские ПСАД максимально соответствовали МСА, было решено использовать при их нумерации ту же систему кодировки, которая используется и при нумерации МСА (трехзначный номер, первая цифра которого соответствует разделу МСА, вторая — номеру стандарта внутри данного раздела, а третья цифра для стандартов первой очереди была равна нулю, а в дальнейшем может быть использована для того, чтобы новые стандарты могли более логичным способом быть расположены среди ранее разработанных стандартов данной группы). Для данных ПСАД сохранена такая же нумерация
пунктов, что и у аналогичных им МСА, везде, где было возможно. Это
должно облегчить при дальнейшей работе над документами поабзацный анализ их сходств и различий.    

Ниже приведены краткие комментарии к каждому из подготовленных правил (стандартов).

1. Код стандарта: 200. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Международный аналог: ISA 200 Objectives and General Principles Governing an Audit of Financial Statements. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Кроме того, в п. 2 определение цели аудита приведено в соответствие вне с формулировкой из ФЗ «Об аудиторской деятельности». В п. 7 помимо основных (федеральных) стандартов аудита упомянуты стандарты профессиональных объединений и внутренние стандарты аудиторских фирм.

2. Код стандарта: 230. «Документирование аудита». Международный аналог: ISA 230 Documentation. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят редакционный характер. Иных расхождений нет.

3. Код стандарта: 300. «Планирование аудита». Международный аналог: ISA 300 Planning. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Иных расхождений нет.

4. Код стандарта: 320. «Существенность аудита». 1SA 320 Audit Matariality. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Кроме того, в п. 3 МСА существенность определяется со ссылкой на МСФО. В нашем документе определение приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами. В п. 4 определение цели аудита приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами и в соответствие с нашей редакцией п. 2
проекта ПСАД № 200.    .

5. Код стандарта: 500. «Аудиторские доказательства». Международный аналог: ISA 500 Audit Evidence. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный, характер. Иных расхождений нет. Подготовленный проект существенно отличается от российского ПСАД, который, как известно, имел мало общего с МСА; ПСАД 501 и 505, в которых детально будут рассмотрены требования по присутствию на инвентаризации ТМЗ, по подготовке письменных запросов на подтверждение, по выяснению особенностей судебно-арбитражной практики аудируемого лица, по оценке долгосрочных инвестиций и по аудиту информации по сегментам. 6. Код стандарта: 700. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Международный аналог: ISA 700 The Auditor’s Report on Financial Statements. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Данный проект является более серьезной переработкой МСА, нежели остальные ПСАД данной группы. Это связано с необходимостью учесть сложившуюся российскую практику делового документооборота. При этом была утрачена точная связь в нумерации
абзацев и пунктов. В том числе: пп. 2—4 МСА были переработаны в пп. 2—3 ПСАД, при этом все дефиниции и терминология, связанные с аудитом и аудиторским заключением, были заменены на выражения, предусмотренные российскими регламентирующими документами.

В стандартную структуру аудиторского заключения (п. 4) предлагается
добавить (по сравнению с МСА, п. 5) еще два раздела: сведения об аудиторе и сведения об аудируемом лице, соответственно в ПСАД (по сравнению с МСА) добавлены новые пп. 6, 7 (с соответствующими подзаголовками). В п. 10 дано определение системы бухгалтерского учета, соответствующее российским регламентирующим документам.

Все примерные тексты фрагментов аудиторского заключения (пп. 11, 16, 21, 27, 33, 44, 46) содержат ссылки на конкретные российские регламентирующие документы. Примеры нарушений, замечаний и оговорок в данных пунктах адаптированы к российской практике ведения учета и подготовки отчетности. В п. 11 дана сноска, в которой содержится требование к брошюровке подписанной бухгалтерской отчетности совместно с аудиторским заключением.

Переработаны ПСАД п. 17, 19 МСА (пп. 18—19 МСА) с учетом того, что аудируемая отчетность должна быть подготовлена в соответствии с российскими требованиями. Переработан и дополнен п. 24 ПСАД (п. 26 МСА), касающийся подписи аудитора. В ПСАД конкретизировано, что аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской фирмы и руководителем аудиторской проверки и скреплено печатью аудиторской организации. Для приближения текста российского аудиторского заключения к международному были уточнены термины: вместо «безусловно-положительное — условно-положительное аудиторское заключение (мнение)» в «старых» ПСАД — «безоговорочно-положительное аудиторское заключение (мнение)», «аудиторское заключение (мнение) с оговоркой».    

7. Код стандарта: 220. «Контроль качества работы в аудите». Международный аналог: 1SA 220 Quality Control for Audit Work. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Кроме того: в п. 3 видоизменены дефиниции (с учетом российских регламентирующих документов по аудиту).

Удален п. 13 МСА 220.

8. Код стандарта: 400. «Оценка рисков и внутренний контроль».
Международный аналог: 18SА 400 Risk Assessments and Internal Control.

Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Кроме того: в п. 7 дефиниция «системы бухгалтерского учета» приведена в соответствие с российскими документами. Таблица из приложения введена в текст п. 43.

В стандарте разработчики сочли целесообразным отойти от принятого в «старых» российских ПСАД термина inherent risk как «внутрихозяйственный риск», заменив его на более точный термин «неотъемлемый риск».    

9. Код стандарта: 550. «Аффилированные лица». Международный! аналог: ISA 550 Related parties. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Кроме того: переработаны пп. 2—4 МСА: определение аффилированных лиц приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами, убраны ссылки на МСФО и т.п. Сокращен перечень процедур в п. 7 МСА (п. 6 ПСАД).

10. Код стандарта: 560. «События после отчетной даты». Международный аналог: ISA 560 Subsequent Events. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Кроме того: в п. 3 дефиниция «событий после отчетной даты» приведена в соответствие с российскими регламентирующими документами, а не в соответствие с МСФО.

11. Код стандарта: 570. «Применимость допущения непрерывности деятельности». Международный аналог: ISA 570 Going Concern. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят в первую очередь редакционный характер. Кроме того: пп. 2—5 переработаны с учетом российских регламентирующих требований по соблюдению принципа непрерывности деятельности предприятия. В п. 8 сокращен перечень финансовых условных фактов хозяйственной деятельности. Опущен п. 21. Опущены примеры формулировок аудиторского заключения п. 34. Соответствующие примеры будут подготовлены с учетом предложений и замечаний по ПСАД 700 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности».

12. Стандарт «Образование аудитора» не имеет аналогов в МСА; поэтому он разрабатывался на основе Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г., и аналогичного российского правила (стандарта).

Внутренние аудиторские стандарты, как было отмечено, подразделяются на:

• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. К такой работе приступили наиболее крупные из них: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России и др.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

– соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

– уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

– использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

– увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать в виде следующих блоков:

– по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;

– стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);

– методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;    

– по организации сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения федеральных или внутренних стандартов аккредитованных профессиональных аудиторских организаций правил (стандартов). Они могут быть классифицированы по таким группам, как:

• ответственность аудиторов;

• планирование аудита;

• изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

• получение аудиторских доказательств;

• использование работы третьих лиц;

• порядок формирования выводов и заключений в аудите;

• специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся внутренние стандарты: отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных организаций, страховых организаций и обществ взаимного страхования, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, других экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны такие методики для начинающих аудиторов и аудиторов-ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение.

Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета и др.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

• целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

• преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

• полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

• единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов — это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском стандарте «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций».

Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу-хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

 

3. ПИСЬМО –ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА

 

Целью письма является регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

В соответствии с российским правилом (стандартом) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудиторская фирма (аудитор) проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Предварительное планирование позволяет аудитору определить объем предстоящих работ, примерно оценить их стоимость и составить письмо-обязательство в более деловой и конкретной форме.

Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.

Письмо-обязательство должно содержать: условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации, обязательства экономического субъекта.

Письмо-обязательство должно содержать ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит (российские законы, правила и инструкции, касающиеся порядка ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской отчетности и порядка ведения аудита). В некоторых случаях могут быть указаны международные стандарты бухгалтерского учета, выпускаемые Международным комитетом по стандартам учета, однако аудит может проводиться и по международным стандартам аудита, выпускаемым Международной федерацией бухгалтеров.

В письме-обязательстве должна содержаться информация об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги, о необходимости сохранения коммерческой тайны и наличии риска необ-ларужения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. Обычно соответствующие пункты письма-обязательства готовятся в строгом соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Здесь же содержатся указания о том, какие обязательства должен взять на себя экономический субъект: ответственность за полноту и достоверность учета и отчетности, обеспечение доступа аудиторов ко всей необходимой информации, возможное направление запросов к контрагентам по вопросу подтверждения величины взаимозадолженности, а также неоказание давления на аудиторскую организацию.

Порядок определения объема аудиторской проверки установлен федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г.

Требования настоящего правила (стандарта), разработанные с учетом международных стандартов аудита, устанавливают единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.

Определение объема аудиторской проверки является предметом
профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ,
проведение которых необходимо для достижения целей аудита при
данных обстоятельствах.    

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аудит / Под ред. В.И. Подольского.- М.: Экономистъ, 2005.
  2. Андреев В.Д. Практический аудит. -М.: Экономика, 2004.
  3. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит. -Ростов-на-Дону, 2005.
  4. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит.–М.: Приор, 2003.

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00110 sec

WordPress: 22.95MB | MySQL:119 | 1,557sec