Инвентаризация, ее виды и использование в деятельности правоохранительных органов

<

110313 0402 1 Инвентаризация, ее виды и использование в деятельности правоохранительных органов В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия учреждения проводят инвентаризацию имущества и финансовых результатов.

Инвентаризация — важнейший способ выявления хищений и недостач государственного имущества и имущества других форм собственности. При получении сведений о наличии неоприходованного товара, о хищениях определенных материальных ценностей и тому подобном следователь или оперативный работник милиции должен немедленно потребовать проведения инвентаризации по месту хранения этих материальных ценностей.

Инвентаризацией называется проверка наличия имущества предприятия на определенный момент путем пересчета, обмера, взвешивания ценностей, сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и последующее сопоставление фактического наличия имущества с учетными данными.

Под имуществом организации понимаются: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Необходимость в такой проверке возникает в связи с тем, что данные бухгалтерского учета позволяют выявить, какие материальные ценности и в каком количестве должны быть у каждого материально ответственного лица, а установить их наличность можно только после проведения инвентаризации.

Таким образом, инвентаризация — один из элементов метода бухгалтерского учета, средство обеспечения реальности учетных сведений, а с другой стороны — средство фактического контроля за сохранностью имущества.

Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются предприятием, учреждением, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые инвентаризации приурочены к срокам составления отчетности — 1 раз в год, но не ранее 1 октября отчетного года. Денежные средства в кассе проверяются не реже 1 раза в месяц, бланки строгой отчетности — 1 раз в квартал. В розничных торговых предприятиях инвентаризацию обычно проводят 2 раза в год.

Инвентаризация основных средств может производиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может производиться в период их наименьших остатков.

Внеплановые инвентаризации дают более ощутимые результаты. Внеплановые инвентаризации обязательны:

  • при передаче имущества предприятия или учреждения в аренду,
    выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерные общества или товарищество;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально-ответственных лиц (на день приемки — передачи ценностей);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при переоценке ценностей;
  • при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением
    ликвидационного баланса.

    При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригады), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

    Инвентаризации могут быть полными и неполными. При полных проверяется наличие всех видов товароматериальных ценностей, денежных средств в кассах, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

    Неполные (частичные) инвентаризации связаны с проверкой определенных видов материальных ценностей, денежных средств или расчетов.

    Эффективность любой инвентаризации во многом зависит от соблюдения правил ее проведения, предусмотренных основными положениями.

    Важное значение имеет правильное определение состава соответствующих инвентаризационных комиссий.

    Различают постоянно действующие и рабочие (периодически создаваемые) инвентаризационные комиссии.

    Постоянно действующие включают в свой состав: руководителя предприятия или его заместителя, главного бухгалтера, начальников структурных подразделений, представителей общественности.

    Они обеспечивают руководство рабочими инвентаризационными комиссиями, контролируют их деятельность, принимают решения о порядке списания выявленных недостач и порчи материальных ценностей.

    Для непосредственного проведения инвентаризации создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия (председателя комиссии) и специалистов: товароведа, технолога, работника бухгалтерской службы, представителей аудиторских фирм и др.

    Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (приказом, распоряжением).

    Основным условием, обеспечивающим успешность любой инвентаризации, является ее внезапность. Особое значение для обеспечения эффективности инвентаризации имеет присутствие оперативного работника.

    Обязательным условием объективности инвентаризации является также участие в ней материально-ответственного лица (кассира, кладовщика, завхоза и др.). В случаях, когда материально ответственное лицо не может присутствовать при инвентаризации (болезнь, смерть и др.), также после краж и ограблений, стихийных бедствий, в состав комиссии вводятся представители местных органов власти.

    Кроме правильного определения состава комиссии, важным условием, предопределяющим эффективность инвентаризации, является строгое соблюдение установленного порядка ее проведения.

    Инвентаризацию товарно-материальных ценностей можно разделить на три этапа:

  1. подготовка;
  2. установление в натуре фактического наличия материальных ценностей (снятие остатков) и их оценку;
  3. выявление результатов инвентаризации.

    Прежде чем провести инвентаризацию, рабочая комиссия проверяет измерительные приборы, выясняет, какие первичные документы имеются у материально ответственного лица, и требует передать их вместе с реестрами (описями) в бухгалтерию.

    К началу инвентаризации на руках у материально ответственного лица не должно оставаться ни одного приходного и расходного документа на ценности. В подтверждение этого материально ответственное лицо дает расписку.

    Во избежание последующей фальсификации товарные отчеты и приложенные к ним приходно-расходные документы за несколько отчетных дней (периодов), предшествующих инвентаризации, визируются председателем комиссии с указанием «до начала снятия остатков».

    Инвентаризационная комиссия начинает работу с опломбирования всех мест хранения ценностей.

    Когда инвентаризация проводится по требованию оперативного работника, опечатывание хранилищ часто производится им самим, как правило до того, как о предстоящей официальной проверке станет известно материально ответственным лицам.

    На время инвентаризации все операции с ценностями должны быть прекращены, посторонние лица в помещение не допускаются. Вновь поступающие ценности во время инвентаризации складируются отдельно, на них составляется специальная опись. Испорченные и непригодные ценности в опись не включаются, на них составляется отдельный акт, где указываются причины порчи и виновное лицо.

    Если инвентаризация ценностей не может быть закончена в один день, то все помещения закрываются на ключ и опломбируются, ключ находится у материально ответственного лица, а пломбир — у председателя комиссии. На следующий рабочий день комиссия в полном составе продолжает работу по снятию остатков.

    Работа по снятию остатков оформляется инвентаризационной описью.

    Инвентаризационная опись составляется как минимум в двух экземплярах. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинниками. Каждая страница всех экземпляров описи сверяется и подписывается всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. Прописью проставляется число заполненных строк и число натуральных единиц товара (штуки, метры, килограммы складываются).

    Чтобы затруднить искажение результатов инвентаризации, необходимо указывать точное наименование каждого вида ценностей, номенклатурный номер, артикул, сорт, цену. Все записи проверяются членами комиссии и материально ответственным лицом, в конце описи они дают расписку, подтверждающую правильность записей.

    После оформления инвентаризационной описи, первый экземпляр немедленно передается в бухгалтерию для проставления учетных данных (он является контрольным), второй — у материально-ответственного лица. Если инвентаризация проводится по требованию правоохранительных органов, то один экземпляр описи передается им.

    Результаты инвентаризации выявляются путем сравнения книжных и фактических остатков, они могут показать:

  • совпадение книжных и фактических остатков. Это положительный
    результат инвентаризации;
  • превышение книжных остатков над фактическими, в результате чего
    образуется недостача материальных ценностей;
  • превышение фактических остатков над книжными, в результате чего
    образуются излишки материальных ценностей.
    <

    Расхождения между показателями отражают в сличительных ведомостях, могут применяться и единые бланки, в которых показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей объединены.

    Материально ответственные лица дают объяснения, как о причинах образования недостач, так и о причинах образования излишков, их надо проверять. Излишки не всегда следует считать «экономией» материально ответственного лица, они обычно образуются в результате обсчета, обмера, обмана покупателей. Иногда излишки могут быть также следствием ошибок в бухгалтерском учете.

    Недостачи и излишки, выявленные в сличительной ведомости, образуются также вследствие пересортицы.

    Пересортица может быть выявлена в тех организациях, где ведется количественно-сортовой учет. Причины образования пересортицы:

  1. Ошибки материально-ответственных лиц при приеме или отпуске
    ценностей.
  2. Злоупотребления материально ответственного лица.
  3. Ошибочные записи в бухгалтерском учете.
  4. Умышленное внесение неверных записей в первичные документы.
    После зачета пересортицы оставшиеся излишки должны быть полностью оприходованы. Что касается недостачи, то часть ее может быть списана за счет естественной убыли или взыскана с материально ответственных лиц.

    Согласно Положению о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

  5. Основные средства, материальные ценности, денежные средства и
    др. имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты или увеличение финансирования с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц.
  6. Убытки ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются по распоряжению руководителя предприятия соответственно на издержки обращения, производства или на уменьшение финансирования. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыли недостача ценностей рассматривается как недостача сверх норм.
  7. Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи и порчи списываются на издержки обращения, производства или уменьшения финансирования.

    Материалы инвентаризации являются важнейшими доказательствами при выяснении ряда обстоятельств в процессе расследования хищений, а именно: суммы недостач или излишков материальных ценностей, структуры недостач или излишков материальных ценностей (т.е. перечень товаров, оказавшихся в недостаче или в излишках), периода образования недостач или излишков.

    Для выявления перечисленных обстоятельств к материалам дела следует приобщить материалы инвентаризации, проведенной в связи с приемкой материальных ценностей обвиняемым при поступлении на работу, материалы инвентаризации, проведенной в связи с увольнением обвиняемого, материалы промежуточных инвентаризаций за время работы обвиняемого.

    Приобщенные к делу материалы инвентаризации проверяют прежде всего с точки зрения правильности их оформления все должно быть подписано, не должно быть неоговоренных исправлений.

    После этого следователь проверяет материалы инвентаризации по существу их содержания. Важнейшим средством такой проверки является сопоставление результатов инвентаризации с другими собранными по делу доказательствами. При этом выясняется, что преступник скрывал недостачу.

    Наиболее распространенными способами сокрытия недостач при проведении инвентаризации являются:

  8. Внесение в опись несуществующих товаров. Главными методами обнаружения таких подлогов служат восстановление количественного учета, контрольное сличение остатков, допросы лиц, принимавших участие в инвентаризации.
  9. Последующие дописки количества товаров в инвентаризационных описях. Наряду с указанными ранее методами подобные подлоги можно обнаружить сопоставлением экземпляра описи, хранящегося в бухгалтерии, с контрольным.
  10. Составление бестоварных расходных накладных.
  11. Несвоевременное оприходование товаров. Данный способ временного
    сокрытия недостачи связан с неправильным составлением товарного отчета за день, предшествующий инвентаризации.

    Сущность подлога сводится к тому, что преступник не отражает в отчете поступления товара по какой-нибудь накладной, хотя товар включается в инвентаризационную опись. После инвентаризации он приходует товар и прилагает эту накладную к очередному отчету за последующий период. Перед последующей инвентаризацией уловка повторяется. При расследовании хищений важно не только выявить факты подлогов в материалах инвентаризации, но и определить роль в преступлении конкретных лиц из числа материально ответственных, членов инвентаризационной комиссии и др. Для этого наряду с анализом документов проводятся графические экспертизы, допросы, обыски и другие следственные действия.

    Материалы инвентаризации являются важным источником сведений о преступлениях материально ответственных, должностных и иных лиц. Причем в равной степени это касается ведомственной инвентаризации и инвентаризаций, проводимых по инициативе органов дознания и следствия. Зная процедуру ее проведения и анализируя качественные результаты, можно выдвинуть версии о возможных злоупотреблениях, и, наоборот, в ходе расследования фактов хищений можно назначить инвентаризацию ценностей у конкретных лиц за определенный период.

    В необходимых случаях в рамках ведомственного контроля или по инициативе органов внутренних дел следует назначать дополнительную или повторную инвентаризацию. Основанием для подобных проверок являются, как показывает практика, следующие моменты:

    а)    значительные расхождения между данными инвентаризации и данными контрольной проверки (когда не делалась сплошная повторная проверка новым составом комиссии);

    б)    отсутствие заинтересованных лиц при первичной инвентаризации
    (материально ответственных лиц, представителей власти, членов комиссии);

    в)    обоснованные возражения материально ответственных лиц по процедуре снятия остатков и выведенному результату;

    г)    выявление новых фактов злоупотреблений материально ответственных лиц с теми ценностями, которые не проверялись (в случае выборочной инвентаризации);

    д)    выявление фактов злоупотреблений со стороны членов рабочей комиссии, ставших следствием подкупа, шантажа, угроз и т. п.);

    е)    обнаружение несоответствия в данных учета, повлекших искажения результатов.

    В практике правоохранительных органов назначение инвентаризации является одним из наиболее действенных способов собирания и закрепления фактических данных, могущих стать доказательством по уголовному делу.

    2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ О ДВИЖЕНИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ПОСТУПЛЕНИЕ, ВЫБЫТИЕ, СПИСАНИЕ, КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ)

     

    Порядок отнесения предметов к основным средствам определен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 65н, по нематериальным активам — Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 91н.

    Для учета основных средств предназначен счет 01 «Основные средства». На данном счете обобщается информация о наличии и движении принадлежащих предприятию основных средств. Учет основных средств ведется по первоначальной оценке. Порядок оценки зависит от источника поступления основных средств.

    Учет износа основных средств ведется на счете 02 «Износ основных средств. Износ основных средств начисляется ежемесячно, исходя из срока полезного их использования.

    Первоначальная оценка за минусом износа основных средств называется остаточной стоимостью основных средств.

    В юридической практике оценка основных средств имеет большое значение в том смысле, что по остаточной стоимости определяется сумма ущерба, подлежащая взысканию с виновных лиц.

    Всю необходимую информацию о наличии и движении основных средств можно получить из первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

    Учет ОС строится на основе классификационных групп по инвентарным объектам, местонахождению и источникам приобретения.

    Единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект. В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом ОС признается:

    – объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

    – отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

    – обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

    Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления, принадлежности, управление и смонтированных на одном фундаменте. При этом каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (например, технологическая линия в поточном производстве).

    Если у одного объекта имеется нескольких частей с различными сроками полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Например, кирпичное здание имеет деревянную пристройку. Поскольку сроки службы у них разные, кирпичная и деревянная части здания должны учитываться отдельно, несмотря на то, что они смонтированы на одном фундаменте.

    Характеристика и состав инвентарных объектов по отдельным группам даются в типовой классификации ОС ОКОФ. Каждому из них присваивается инвентарный номер, который сохраняется за объектом в течение всего периода службы. Этот номер наносится на сам объект.

    Для учета движения ОС на каждый инвентарный объект (или группу однородных объектов) заводится своя инвентарная карточка. Ее типовая форма ОС-6 утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

    Карточки заводятся в одном экземпляре на каждый инвентарный объект и хранятся в бухгалтерии в специальной картотеке. Они могут группироваться применительно к ОКОФ, а внутри разделов — по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).

    В инвентарных карточках (инвентарной книге) приведены основные данные по объекту ОС:

    – срок полезного использования;

    – способ начисления амортизации;

    – освобождение от начисления амортизации (если есть);

    – индивидуальные особенности объекта.

    ОС они учитываться по месту их эксплуатации (нахождения) в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем следующие сведения:

    – номер и дату инвентарной карточки;

    – инвентарный номер объекта;

    – полное наименование объекта;

    – первоначальную стоимость;

    – данные о выбытии (перемещении) объекта.

    Порядок классификации объектов ОС для целей налогообложения отличается от группировки и учета операций, установленных правилами бухгалтерского учета. Значит, возникает необходимость параллельно с бухгалтерским учетом вести регистры налогового учета. Это нужно для формирования первоначальной стоимости объектов ОС и начисления амортизации, а также для отражения финансовых результатов от реализации ОС.

    По приобретенным после 1 января 2002 г. объектам налоговая первоначальная стоимость может быть меньше бухгалтерской на величину:

    – суммовых разниц;

    – налогов и сборов;

    – процентов за пользование заемными средствами;

    – дооценки стоимости объекта.

    Если первоначальная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете одинаковая, то используется инвентарная карточка учета ОС (форма ОС-6).

    Если же первоначальная стоимость объектов ОС в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает, то ведется карточка налогового учета объектов ОС, которую организация разрабатывает самостоятельно.

    Для учета движения ОС используются типовые формы первичных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России № 7, где представлены краткие указания по их заполнению.

    Поступление ОС оформляется следующими типовыми формами первичных документов:

    – актом (накладной) приемки-передачи ОС (форма ОС-1);

    – актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3);

    —актом о приемке оборудования (форма ОС-14);

    – актом приемки-передачи оборудования в монтаж (форма ОС-15);

    – актом о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16). Выбытие ОС оформляется следующими типовыми формами первичных документов:

    – актом (накладной) приемки-передачи ОС (форма ОС-1);

    – актом на списание ОС (форма ОС-4);

    – актом на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а). Акт (накладная) приемки-передачи ОС (форма ОС-1) применяется:

    – для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод в эксплуатацию оформляется в особом порядке;

    – для оформления внутреннего перемещения ОС из одного структурного подразделения предприятия в другое;

    – для исключения объекта из состава ОС при передаче, продаже другим организациям.

    Акт (накладная) приемки-передачи ОС используется для зачисления в состав ОС отдельных объектов, поступивших путем:

    – приобретения за плату у других организаций;

    – строительства хозяйственным или подрядным способом;

    – получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;

    – внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

    – получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;

    – получения в аренду с последующим выкупом;

    – поступления по акту дарения;

    – передачи в совместную деятельность и доверительное управление;

    – передачи в обмен на другое имущество.

    При оформлении приемки ОС акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемной комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или уполномоченным на это лицом.

    При оформлении внутреннего перемещения ОС накладная выписывается работником структурного подразделения организации сдатчика в двух экземплярах. Первый экземпляр с расписками получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй — структурному подразделению организации-сдатчика.

    Выбытие ОС в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом, на основании данных которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета ОС (форма ОС-6).

    Акт на списание ОС (форма ОС-4) оформляется при полном или частичном списании ОС (кроме автотранспорта). Он составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или уполномоченным на это лицом.

    Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у того, кто отвечает за сохранность ОС, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся после списания запчастей, материалов, металлолома и т.п. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания» акта.

    Автотранспортное средство снимается с учета в ГИБДД.

    В инвентарной карточке учета ОС формы ОС-6 делается отметка о выбытии объекта.

    Под видом операций, связанных с приобретением, строительством, списанием, передачей в аренду основных средств, совершаются различные правонарушения. Для выявления и расследования таких правонарушений используются приемы документального исследования, а также и приемы фактической проверки, проводятся документальные ревизии.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001.    22 декабря.
  13. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 23 октября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №46. Ст. 4531.
  14. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002.    № 30. Ст. 3012.
  15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 31 декабря.
  16. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон № 147-ФЗ от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 38124; 1999. № 14. Ст. 1649, № 28. Ст. 3187.
  17. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон Российской федерации № 118-ФЗ от 5 августа 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  18. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 48. Ст. 5369.
  19. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.
  20. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. // Финансовая газета. 2001. № 34.
  21. Инструкция о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР. Утв. Министерством юстиции СССР по согласованию с Прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР и МВД СССР 2 июля 1987 г.
  22. Инструкция о порядке проведения ревизии и проверке контрольно-
    ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации: Утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 42н от 14 апреля 2000 г. // Финансовая газета. 2000. № 23.
  23. Атанесян Г.А. Судебная бухгалтерия: Учеб. / Г.А. Атанесян, С.П.
    Голубятников.– М.: Юрид. лит., 2002.

  24. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. М., 2006.
  25. Безруких П.С. Бухгалтерско-аудиторский портфель. М., 1994.
  26. Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия. М., 2007.
  27. Еремин С.Г. Судебная бухгалтерия: Курс лекций. Волгоград, 2001.
  28. Козлов Е.П. Бухгалтерский учет / Е.П. Козлов, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко и др. М., 2005.
  29. Шадрин В.В. Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы. М., 2010.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00180 sec

WordPress: 23.13MB | MySQL:123 | 1,333sec