МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ УЧЕТА

<

110614 2055 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ УЧЕТАВ начале 1930-х годов в США начали разрабатывать систему национальных общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые добровольно применялись крупными компаниями, представленными на фондовых биржах. На этой основе со временем возникла система ГААП США, дошедшая до наших дней. Федеральная комиссия по ценным бумагам США требует применения ГААП всеми крупными компаниями, входящими в листинг на американских фондовых биржах. В Европе пошли по пути обязательного применения компаниями национальных планов счетов бухгалтерского учета по модели известного австрийского бухгалтера Э.Щмалленбаха. После второй мировой войны из этих планов счетов бухгалтерского учета возникла система национальных счетов для учета внутреннего валового продукта и других показателей национальной экономической статистики.

Национальные общепризнанные стандарты бухгалтерского учета (ГААП), зародившиеся в США, получили распространение в Канаде, Англии, Мексике, Италии и др. ГААП в каждой из этих стран имели свои особенности, но везде обеспечивали определенное единство и стабильность подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, гарантировали ее сопоставимость с отчетностью других национальных компаний. Достоверность и надежность отчетной информации повысились, возросло доверие к ней со стороны разных пользователей. Европейская комиссия издала Четвертую и Седьмую директивы, унифицирующие финансовую отчетность стран Европейского Союза.

Национальные ГААП постепенно, но неуклонно и неотвратимо вытесняются Международными стандартами финансовой отчетности. Хотя МСФО впитали в себя многие «общепризнанные принципы бухгалтерского учета», но пошли дальше последних в разработке стандартных норм по отражению в финансовой отчетности новых явлений в экономике и финансах.

Разработка проблем МСФО началась в 1960-е годы под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в начале 1960-х годов, президент США Джон Кеннеди обратил внимание мирового сообщества на развитие глобальных экономических отношений, возникающих на основе транснациональных корпораций. Для нормального функционирования новых отношений необходим «универсальный язык общения бизнесменов»-. В качестве такого языка он назвал бухгалтерский учет и финансовую отчетность, доступную и понятную всем заинтересованным лицам.

Сегодня уже можно говорить о том, что сложилась глобальная система бухгалтерского учета на базе МСФО. Работающий с 1973 года в Лондоне Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности. К концу XX века в КМСФО были представлены более ста стран мира.

К началу XXI века КМСФО утвердил более 40 стандартов, некоторые из которых претерпели за время существования по две-три редакции, а отдельные были настолько модернизированы, что пришлось изменить их названия. Самый старый из них действует в редакции 1992 года. Так что МСФО — это постоянно обновляемая живая система нормативного регулирования бухгалтерского учета во всем мире.

В настоящее время финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО добровольно составляют более 40 тыс. транснациональных корпораций, имеющих более 200 тыс. дочерних и зависимых организаций по всему миру. Европейская комиссия заявила о том, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского Союза. Ряд государств, в том числе и Российская Федерация, решили привести в соответствие с МСФО свои национальные правила бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности организован в 1973 году в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, Соединенных Штатов Америки, Франции и Японии.

КМСФО работает в Лондоне и зарегистрирован организацией частного сектора. С 1983 года членами КМСФО стали все объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов, входящие в Международную федерацию бухгалтеров. На начало 2001 года в 104 странах мира было 143 члена КМСФО, представляющие более 2 млн бухгалтеров. В работу комитета вовлечены и другие организации разных стран, не являющихся членами КМСФО.

Целью КМСФО является разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые должны обязательно применяться при составлении и представлении финансовой отчетности, содействия в их повсеместном применении и соблюдении. Комитет постоянно работает над совершенствованием и гармонизацией норм и процедур бухгалтерского учета, связанных с представлением публичной финансовой отчетности.

КМСФО принадлежат авторские права на международные стандарты, предварительные проекты и другие публикации Комитета. Утвержденным текстом МСФО считается их публикация Комитетом на английском языке. Официальные переводы МСФО имеются на испанском, немецком, польском и русском языках, неофициально они переведены более чем на 30 языков.

Доходы КМСФО состоят из средств от продажи публикаций, а также финансовой поддержки профессиональных объединений, являющихся его членами, других компаний и организаций.

Деятельность Комитета направляет и осуществляет Правление, которое назначается Международной федерацией бухгалтеров. В состав Правления включаются также до четырех представителей от международных организаций, заинтересованных пользователей финансовой отчетности.

Каждый член Правления может направлять двух представителей и одного советника для участия в заседаниях. Правление утверждает новые стандарты и их уточненные редакции. Представители Правления, организации, входящие в МСФО, и другие заинтересованные юридические и физические лица могут направлять предложения по новым темам, заслуживающим внимания КМСФО.

В 1981 году Правление КМСФО учредило международную Консультативную группу, в которую вошли представители международных организаций составителей и пользователей финансовой отчетности, фондовых бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг. На заседаниях Консультативной группы, которые проводятся регулярно, рассматриваются технические вопросы проектов, разрабатываемых КМСФО, а также его стратегия и программы работы.

В 1995 году был учрежден Консультативный совет из выдающихся деятелей, занимающих высокое положение в бухгалтерской профессии и бизнесе. Консультативный совет проводит экспертизу стратегии и планов Правления, способствует участию в работе КМСФО профессиональных бухгалтеров и пользователей финансовой отчетности, обеспечивает доверие к деятельности КМСФО, составляет годовой отчет об эффективности работы Правления, проверяет бюджет и финансовую отчетность Комитета.

Для разработки каждого конкретного Стандарта Правление учреждает подготовительный комитет, возглавляемый одним из членов Правления из представителей не менее трех стран, а также других организаций. Подготовительный комитет изучает практику учета на национальном и региональном уровнях, определяет круг спорных вопросов по теме, получает и анализирует замечания. После обсуждения и одобрения Правлением разрабатывает и представляет «Предварительный проект», который публикуется для комментариев от всех заинтересованных сторон. На основании анализа и обобщения полученных комментариев готовится проект МСФО, утверждаемый к публикации при поддержке трех четвертей членов Правления.

Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) сформирован Правлением КМСФО в 1997 году для рассмотрения спорных вопросов бухгалтерского учета, самостоятельное решение которых составителями финансовой отчетности может привести к неприемлемой практике учета и отступлениям от МСФО. При разработке интерпретаций ПКИ консультируется с аналогичными национальными комитетами, которые создаются организациями — членами КМСФО.

В ПКИ входят 12 человек из разных стран с правом голоса, представители профессиональных бухгалтеров (аудиторов), составителей и пользователей финансовой отчетности. Представители Ю8СО и Европейской комиссии имеют статус наблюдателей (без права голоса). Для координации деятельности ПКИ с Правлением КМСФО на заседаниях комитета присутствуют два члена Правления.

ПКИ рассматривает назревшие вопросы, которые не находят удовлетворительного разрешения в рамках действующих МСФО, и появившиеся проблемы, не принятые во внимание при подготовке и утверждении отдельных МСФО.

ПКИ принимает решения консенсусом (при общем согласии). Если против интерпретации голосуют не более трех членов ПКИ, документ направляется широким кругам общественности для комментариев, после рассмотрения и обобщения замечаний ПКИ просит Правление утвердить данную интерпретацию для официальной публикации. Для этого необходимо получить поддержку не менее трех четвертей членов ПКИ и Правления КМСФО.

Заседания Правления КМСФО открыты для посетителей. Информация о них заранее публикуется обычно на странице КМСФО в Интернете.

Реорганизация КМСФО. Предложения по новой структуре КМСФО готовились несколько лет Рабочей группой по стратегии, В соответствии с рекомендациями данной группы изменяется Устав КМСФО, он преобразуется в независимую организацию, управляемую Доверенными лицами.

Установлено, что Доверенные лица назначают членов Правления КМСФО, ПКИ и Консультативного совета по стандартам. Доверенные лица осуществляют контроль за деятельностью КМСФО, привлекают финансовые ресурсы, утверждают бюджет, вносят изменения в Устав КМСФО.

Доверенные лица — 19 человек — должны представлять различные регионы и организации: 6 представителей от Северной Америки, шесть — Европы, 4 — стран Тихоокеанского региона, 3 — из любых других регионов. Процедура рекомендации кандидатов на замещение вакансий Доверенных лиц следующая: Международная федерация бухгалтеров выдвигает кандидатов на замещение 5 вакансий, международные объединения составителей, пользователей финансовой отчетности и учебных заведений — по одному кандидату. На остальные 11 вакансий кандидатов предлагают организации, не являющиеся членами КМСФО.

Правление КМСФО состоит из 14 человек и несет исключительную ответственность за разработку стандартов бухгалтерского учета. Для публикации МСФО, предварительного проекта, окончательного варианта интерпретации ПКИ необходимо получить одобрение не менее 8 членов Правления.

Правление КМСФО формируется на профессиональной основе, по признакам соответствующей квалификации. Не менее 5 членов Правления должны иметь опыт работы практикующих аудиторов, не менее 3 — составителей финансовой отчетности, 3 — пользователей финансовой отчетности. Один член Правления должен иметь опыт преподавательской работы.

Консультативный совет по стандартам формируется по региональному признаку с учетом профессионального опыта для консультаций членов Правления и Доверенных лиц.

В реорганизованном виде КМСФО работает с 2001 года.

 

 

 

 

 

 

 

2. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МСУ (ФО) ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ

 

МСФО 16 определяет основные средства как материальные активы, которые:

используются компанией для производства или поставки товаров или услуг, для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей;

предполагается использовать в течение более одного периода.

МСФО 16 не регламентирует порядок отражения основных

средств, предназначенных для сдачи в аренду, а регулирует правила формирования отчетной информации о собственности, занимаемой владельцем.

Стандарт признает, что большинство запасных частей, приспособлений и оборудования для обслуживания основных средств должно учитываться как запасы. Однако конкретные задачи подобного типа решаются путем профессионального суждения бухгалтера с учетом конкретных обстоятельств деятельности, условий эксплуатации объекта и здравого смысла.

ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в отличие от МСФО 16, выделяет четыре условия, выполнение которых позволит организации принять актив к учету в качестве объекта основных средств:

  1. использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  2. использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  3. организацией не предполагается последующая перепродажа данного актива;
  4. способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.    

    Ни международная, ни отечественная практика учета не предусматривает стоимостных критериев для разделения объектов на запасы и основные средства. В российском учете не применяется понятие «инвестиционная собственность», в то время как в МСФО оно присутствует.

    <

    Классификация объектов основных средств в соответствии с МСФО производится компанией самостоятельно с учетом общности их видов и специфики эксплуатации. В качестве примера стандартом приводятся следующие группы основных средств: земля; здания;    оборудование; суда; самолеты; автотранспортные средства;мебель и прочие принадлежности;     оборудование административных помещений.

    Подобная классификация существенно отличается от состава основных средств, предусмотренного ПБУ 6/01: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и др.

    МСФО 16 не применяется к:

  • биологическим активам, связанным с сельскохозяйственной деятельностью (их учет регулируется МСФО 41 «Сельское хозяйство»);
  • правам на минеральные ископаемые, поиск и добычу минеральных ископаемых, нефти, природного газа и аналогичных невосполнимых ресурсов.

    Признание основных средств

    МСФО устанавливает два критерия признания объекта основных средств в качестве актива:

  1. с большой долей вероятности можно утверждать, что компания получит связанные с активом будущие экономические выгоды;
  2. стоимость актива компанией может быть надежно оценена.

    Если экономические выгоды не очевидны, то расходы на приобретение объекта основных средств списываются в расходы на уменьшение прибыли отчетного периода.

    В отдельных случаях активом может быть признан объект основных средств, использование которого не принесет экономических выгод, но обеспечит получение их при использовании других объектов. Примерами здесь служат основные средства, эксплуатируемые в целях экологической безопасности и охраны окружающей среды. Однако их приобретение должно возмещаться доходами от соответствующей предпринимательской деятельности.

    Инвестиции в строительство и вложения в объекты основных средств признаются активами, если все выгоды и риски переходят к организации, т.е. после ввода объекта в эксплуатацию.

    Объект основных средств, признанный в качестве актива, оценивается по фактической стоимости приобретения. Согласно МСФО 16 под фактической стоимостью понимают «сумму уплаченных денежных средств или их эквивалентов или справедливую стоимость другого возмещения, переданного для приобретения актива на момент его приобретения или сооружения».

    Фактическая стоимость состоит из покупной цены, импортных пошлин, невозмещаемых налогов, а также прямых затрат, связанных с приведением актива в рабочее состояние: затрат на подготовку площадки; затрат на доставку, разгрузку и установку объекта основных средств; стоимости профессиональных услуг (таких, как работа архитекторов и инженеров); предполагаемой стоимости разборки, удаления актива и восстановления площадки в той степени, в какой она признается в качестве резерва согласно МСФО 37 «резервы, условные обязательства и условные активы». В соответствии с МСФО 23 «Проценты по займам» в фактическую стоимость объекта могут быть включены проценты по займам. Но их капитализация прекращается после того, как объект готов к использованию по назначению.

    Формирование стоимости основных средств, находящихся в финансовой аренде, регулируется МСФО 17 «Аренда», а объектов, приобретенных за счет правительственных субсидий, — МСФО 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации об правительственной помощи».

    Объекты основных средств могут поступать в компанию не только путем покупки, но и в результате обмена на другой актив. Фактическая стоимость основного средства в этом случае равна балансовой стоимости переданного объекта плюс (минус) сумма денежных средств, выплаченных (полученных) в ходе этой операции. Согласно МСФО 16 «справедливая стоимость полученного объекта равна справедливой стоимости обмениваемого объекта, скорректированной на сумму денежных средств или их эквивалентов».

    Наконец, компания может получить основные средства безвозмездно по договору дарения. Такая ситуация описывается МСФО 20. В стандарте указано, что «правительственная субсидия может принимать форму передачи неденежного актива, такого, как земля или другие ресурсы… В этих обстоятельствах обычно оценивается справедливая стоимость неденежного актива… и актив учитывается по данной стоимости. Иногда применяется альтернативный подход, при котором и актив, и субсидия учитываются по номинальной величине». Аналогичная норма существует и в российском законодательстве: согласно ПБУ 6/01 основные средства в этих случаях учитываются по рыночной стоимости на дату их оприходования.

    Некоторые активы подлежат регулярной комплексной проверке или комплексному ремонту, без которых, их непрерывная эксплуатация невозможна

    Необходимость проведения переоценки объектов основных средств связана с изменениями их рыночных цен. Согласно МСФО 16 переоценке подлежит вся группа основных средств, к которой относится переоцениваемый объект, например: земля и здания; машины и оборудования и т.д. Группа может переоцениваться по скользящему графику, если переоценка проводится в течение короткого времени и результаты переоценок постоянно обновляются.

    МСФО 16 предусматривает два подхода к проведению переоценки основных средств — основной и допустимый альтернативный.

    Суть основного подхода состоит в том, что основные средства отражаются в отчетности по их первоначальной стоимости за вычетом накопленных амортизации и убытков от обесценения. Переоценка осуществляется лишь в том случае, когда возмещаемая сумма (чистая цена продаж) данного объекта основных средств становится ниже его балансовой стоимости. Сумма уценки в этом случае признается расходом данного отчетного периода.

    Допустимый альтернативный подход состоит в том, что основные средства должны переоцениваться до справедливой стоимости. Частота проведения переоценок в этом случае зависит от изменений справедливой стоимости объектов основных средств.

    В балансе объекты основных средств признаются по справедливой стоимости на дату переоценки за вычетом амортизации и убытков от обесценения, накопленных впоследствии. Увеличение балансовой стоимости объекта отражается на счете капитала, уменьшение признается расходом данного периода.

    На дату переоценки корректируются и суммы накопленной амортизации. При этом возможно использование двух методов:

  3. амортизация переоценивается пропорционально изменению балансовой стоимости актива до вычета износа; при этом после переоценки балансовая стоимость актива должна соответствовать его переоцененной стоимости;
  4. амортизация списывается на уменьшение первоначальной стоимости актива; и полученный результат переоценивается.

    При переоценке объектов основных средств земля и здания оцениваются обычно по рыночной стоимости, устанавливаемой профессиональными оценщиками.

    Если данные о рыночной стоимости машин и оборудования отсутствуют (например, в силу их специфического характера или редкости сделок по их купле-продаже), эти виды активов оцениваются по стоимости их замещения с учетом накопленного износа.

    Стоимость замещения с учетом износа — это стоимость нового аналогичного актива за вычетом износа. Согласно российской терминологии речь идет о восстановительной стоимости объекта основных средств. По этой стоимости, как правило, в зарубежной практике происходит страхование активов. Чтобы определить уменьшение стоимости актива объекта основных средств, компания должна руководствоваться МСФО 36 «Обесценение активов».

    Переоценке подлежит каждый объект группы. Для отражения результатов переоценки используется счет «Капитал», субсчет счета «Резерв переоценки». Если актив дооценивается, счет кредитуют, если уценивается — дебетуют. В случае дооценки актива, прошедшего ранее уценку, на счет «Резерв переоценки» списывается лишь разница между суммой дооценки и ранее произведенной уценкой, причем последняя кредитуется на счет прибылей и убытков.

    При уценке актива, который ранее дооценивался, в отчете о прибылях и убытках признается лишь превышение уценки над дооценкой. Одновременно ранее признанная дооценка списывается со счета капитала, субсчет «Резерв переоценки».

    МСФО 16 разрешает применение следующих методов начисления амортизации: равномерное начисление; метод уменьшаемого остатка;метод списания стоимости пропорционально какому-либо критерию (в качестве такового может выступать объем выполненных работ, номер года (сумма чисел лет и др.).

    Перечисленные методы известны российским бухгалтерам, они широко применяются на практике.

    Раскрытие информации об основных средствах в примечаниях к финансовой отчетности

    Для каждой группы основных средств следует указать: способы оценки балансовой стоимости; применяемые методы начисления амортизации; сроки полезной службы или используемые нормы амортизации; балансовую стоимость до вычета амортизации; сумму начисленной амортизации на начало и конец периода.

    Основные средства учитываются по первоначальной стоимости за вычетом начисленной амортизации

    Амортизация начисляется линейным методом в течение ожидаемого срока полезной службы объектов основных средств, составляющего для зданий и сооружений — 20—25 лет, для машин и оборудования — 5—8 лет.

    Земельные и водные ресурсы не амортизируются.

    Если объект основных средств отражается в отчетности по переоцененной стоимости, необходимо указать: способ переоценки активов; дату переоценки активов; привлечение независимого переоценщика; балансовую стоимость активов (по каждой группе отдельно), которая отражалась бы в финансовой отчетности в отсутствии переоценки; результат Переоценки.

     

     

    3. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ И СОДЕРЖАНИЯ МСУ (ФО) ПО ПРЕКРАЩАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Чтобы пользователи финансовой отчетности имели возможность прогнозировать денежные потоки компании, ее способность получать доходы в будущем, в финансовой отчетности необходимо раскрыть информацию, разделяя данные о прекращаемой деятельности и о деятельности, которая будет продолжена.

    МСФО 5 «Выбытие долгосрочных активов, предназначенных для продажи, и представление информации по прекращаемой деятельности») посвящен порядку учета долгосрочных активов, удерживаемых для продажи, а также представлению и раскрытию информации по прекращаемой деятельности в финансовой отчетности.

    МСФО 5 классифицирует деятельность как «прекращаемую» на дату, когда средства, используемые в данном виде деятельности, могут классифицироваться как «предназначенные для продажи» или когда процесс выбытия таких средств завершен.

    Прекращаемая деятельность — это компонент компании, который или выбыл, или классифицируется как «удерживаемый для продажи», а также:

  • представляет собой отдельное крупное подразделение бизнеса или географический сегмент;
  • является частью отдельного крупного подразделения бизнеса или географического сегмента, включенного в подготовленный план выбытия;
  • является дочерней компанией, приобретенной исключительно с целью ее перепродажи.

    Компонент компании — это средства, относящиеся к определенному виду деятельности компании, или потоки денежных средств, которые могут быть четко отделены от остальной деятельности компании в целях оперативного управления, а также для подготовки финансовой отчетности.

    Прекращаемая деятельность, как правило, представляет собой сегмент, на который могут быть распространены требования МСФО 14 «Сегментная отчетность».

    Порой компании вынуждены замораживать производственные мощности, останавливать отдельные направления деятельности, сокращать кадры. Эти виды операций не являются прекращаемой деятельностью, но они могут стать ее следствием, например:

  • постепенное (эволюционное) свертывание производственной линии или класса услуг;
  • прекращение, возможно резкое, производства некоторых продуктов внутри продолжающегося направления деятельности;
  • пространственное перемещение отдельной производственной или сбытовой операции внутри конкретного направления деятельности компании;
  • закрытие производственных мощностей с целью повышения производительности, сокращения затрат;

    • продажа дочерней компании, деятельность которой является аналогичной деятельности материнской компании или других дочерних компаний.

    В случае принятия компанией решения о прекращении деятельности одного из ее сегментов, высока вероятность утраты части стоимости этого компонента, т.е. его обесценивания. Действительно, сегмент ликвидируется в связи либо с его убыточностью, либо с истощением относящихся к нему активов (например, в добывающих отраслях промышленности). В этой связи необходимо протестировать на обесценение активы, относящиеся к прекращаемой деятельности.

    Раскрытие информации о прекращении деятельности

    В своей финансовой отчетности компания обязана раскрывать

    следующую информацию:

    1)    единственный итоговый показатель непосредственно в отчете о прибылях и убытках, включающий:

  • прибыль от прекращаемой деятельности после налогообложения;
  • доход или убыток после налогообложения, учитываемый на результатам оценки справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу или по результатам выбытия активов или группы выбытия в составе прекращаемой деятельности;

    2)    расшифровка прибыли от прекращаемой деятельности после налогообложения с раскрытием следующих показателей:

  • выручка, расходы и доход до налогообложения от прекращаемой деятельности в отчете о прибылях и убытках;
  • соответствующие расходы по налогу на прибыль (МСФО 12 «Налоги на прибыль»);
  • доход или убыток, учитываемый по результатам оценки
    справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу или по результатам выбытия активов или группы выбытия в составе прекращаемой деятельности;

    •    соответствующие расходы по налогу на прибыль (МСФО 12).

    Расшифровка может быть приведена в примечаниях к отчетности или непосредственно в отчете о прибылях и убытках. Причем расшифровки непосредственно в отчете о прибылях и убытках следует приводить в разделе «прекращаемая деятельность» отдельно от продолжаемой деятельности. Для вновь приобретенных дочерних компаний, «предназначенных для продажи», подобная расшифровка не требуется;

    3) чистые денежные потоки, связанные с операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью в рамках прекращаемой деятельности.

    Указанная информация может представляться или в примечаниях, или непосредственно в отчете о движении денежных средств. В отношении вновь приобретенных «удерживаемых для продажи» дочерних компаний раскрывать информацию о приобретении не требуется.

    Раскрываемая информация охватывает все виды прекращаемой деятельности. Это может означать пересмотр сравнительной информации о прекращаемой деятельности за предыдущие периоды, включенной в отчетность текущего отчетного периода.

    Если деятельность была прекращена в предыдущем отчетном периоде, а в текущем отчетном Периоде получены дополнительные доходы или понесены расходы, связанные с прекращаемой деятельностью, в отчетности текущего отчетного периода приводятся следующие дополнительные сведения:

  • разрешение ситуации неопределенности, возникшей вследствие наличия определенных условий, например в связи с решением проблем корректировки цены приобретения и возмещения убытков;
  • разрешение ситуации неопределенности, связанной с деятельностью компонента до его выбытия, например в отношении экологических и гарантийных обязательств, исполнение которых остается за продавцом;
  • выполнение обязательств в рамках плана по вознаграждению работников, если эти выплаты непосредственно связаны с операцией выбытия.

    Если компания перестает классифицировать компонент (активы или группу выбытия) как «удерживаемый для продажи», то классификация результатов его деятельности, информация по которым ранее представлялась в составе прекращаемой деятельности, должна быть изменена путем включения финансового результата в доход (убыток) от продолжаемой деятельности применительно к отчетной информации за все отчетные периоды, по которым в отчетности представляется сравнительная информация по прекращаемой деятельности. В отношении показателей за предыдущие периоды должно быть указание, что они представляют собой пересмотренные данные.

    Доходы или убытки в результате переоценки «удерживаемого для продажи» долгосрочного актива или группы выбытия включаются в доход (убыток) от продолжаемой деятельности при условии, что они не относятся к прекращаемой деятельности.

    Принципы оценки прекращаемой деятельности определены в МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

    Утверждение и объявление плана прекращения деятельности свидетельствует о том, что активы, которые относятся к прекращаемой деятельности, могут быть обесценены и что ранее признанный убыток от обесценения этих активов должен быть увеличен или сторнирован.

    Компании следует определить, надо ли оценивать возмещаемую сумму для отдельных выбывающих активов или для единицы, генерирующей денежные средства.

    Если компания продает прекращаемую деятельность:

  • целиком, то возмещаемая сумма определяется для такой прекращаемой деятельности в целом;
  • по частям, то возмещаемая сумма определяется для отдельных активов, если они не продаются группами.

    Если компания оставляет прекращаемую деятельность, то возмещаемая сумма определяется для отдельных активов.

    В отечественном учете порядок раскрытия необходимой информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций установлен Положением по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.02 г. № 66н.

    ПБУ содержит ряд норм, близких по своему содержанию положениям МСФО 5. Так, под информацией по прекращаемой деятельности согласно ПБУ 16/02 понимается информация, раскрывающая ту часть деятельности организации (такую, как операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), которую можно выделить операционно и/или функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и которая в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

    В бухгалтерской отчетности как прекращаемая деятельность не рассматривается и не раскрывается приостановление части деятельности организации без намерения прекратить ее.

    Активы, обязательства, доходы и расходы по обычным видам деятельности организации (или основная их часть) относятся или могут быть прямо отнесены к прекращаемой деятельности организации только в том случае, если они проданы, погашены или иным образом выбыли в результате прекращения части деятельности организации.

    ПБУ 16/02 определяет пути прекращения части деятельности организации:

    продажа имущественного комплекса (предприятия) или его части, которые представляют собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;

    продажа отдельных активов и прекращение (исполнение) в установленном законодательством РФ порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

    отказ от продолжения части деятельности;

    реорганизация-организации в форме выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

    Деятельность признается прекращаемой в случае, когда имеется решение уполномоченного органа организации о прекращении части деятельности организации и выработана единая программа прекращения на дату возникновения самого раннего из следующих событий:

    заключение организацией договоров купли-продажи активов, без которых деятельность, выделяемая как прекращаемая, практически неосуществима;

    доведение информации о решении прекращения деятельности до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты, в частности акционерам, работникам организации, поставщикам.

    Для урегулирования обязательств, возникающих вследствие признания деятельности прекращаемой, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв согласно ПБУ 16/02.

    Порядок создания и использования резерва, правила его оценки установлены Положением по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.11.01т. № 96н. Признание резерва, связанного с прекращением деятельности, имеет и свои особенности:

    при прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части резерв может быть признан только после заключения договора купли-продажи;

    при прекращении деятельности путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, которые относятся к прекращаемой деятельности, а также путем отказа от продолжения ее резерв образуется только в случае, если ожидаемый срок исполнения обязательств, под которые планируется образовать резерв, приходится на период, следующий за отчетным;

    резерв создается в сумме возникающих вследствие прекращения деятельности затрат по увольнению работников, выплате штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров и т.п. и признается в бухгалтерском учете по состоянию на конец отчетного года.

    Согласно ПБУ 16/02 признание деятельности прекращаемой требует уточнения отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости активов организации, относящихся к прекращаемой деятельности, исходя из возможного снижения их стоимости с учетом следующих особенностей:

    в случае прекращения деятельности путем продажи имущественного комплекса или его части со всеми активами и обязательствами, относящимися к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки снижение стоимости активов признается в бухгалтерском учете только при заключении в предварительном порядке договора купли-продажи или договора купли-продажи, по которому срок исполнения обязательств по передаче имущества приходится на последующие отчетные периоды. При этом сумма снижения определяется организацией самостоятельно по каждому активу согласно произведенному расчету на основании договора купли-продажи;

    в случае прекращении деятельности путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) отдельных обязательств величина убытка от снижения стоимости актива определяется как разница между отражаемой в бухгалтерском балансе стоимостью актива и его текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по его выбытию;

    в случае прекращения деятельности путем отказа от ее продолжения при невозможности продажи актива, величина снижения стоимости актива будет совпадать с его стоимостью, отражаемой в бухгалтерском балансе.

    При прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, которые представляют собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки финансовый результат от продажи формируется как разница между доходами, получаемыми в результате продажи, и расходами по ее осуществлению и отражается в бухгалтерском учете на счете по учету прочих доходов и расходов.

    В соответствии с ПБУ 16/02 компания раскрывает в годовой бухгалтерской отчетности следующую информацию по прекращаемой деятельности:

    1) описание прекращаемой деятельности:

    операционный или географический сегмент (часть сегмента, совокупность сегментов), в рамках которого (которых) происходит прекращение деятельности;

  • дата признания деятельности прекращаемой;

    • дата или период, в котором ожидается завершение прекращения деятельности организации, если они известны или определимы;

  1. стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности. Информация по описанию прекращаемой деятельности и стоимость активов по этой деятельности раскрываются организацией в пояснениях к бухгалтерской отчетности;
  2. суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумма начисленного налога на прибыль по прекращаемой деятельности;
  3. движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.

    Информацию о сумме доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения и о движении денежных средств, относящихся к прекращаемой деятельности, рекомендуется раскрывать в отчете о прибылях и убытках и в отчете о движении денежных средств соответственно или в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  4. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования / Под ред. С.А. Николаевой.–М.: Аналитика-Пресс, 2005.
  5. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М., 2004.
  6. Стуков С.А., Стуков И.С. Международные стандарты и гармонизация учета и отчетности. М , 2005.
  7. Учет по международным стандартам / Под ред. Л.В. Горбатовой. М., 2002.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.89MB | MySQL:116 | 1,681sec