Независимость аудиторов, аудиторских аудиторов и индивидуальных аудиторов. Ответственность за нарушения требований независимости аудиторов

<

110614 2015 1 Независимость аудиторов, аудиторских аудиторов и индивидуальных аудиторов. Ответственность за нарушения требований независимости аудиторовВ соответствии со ст. 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ:

Аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Принцип независимости декларирован и в Кодексе этики аудитора России, утвержденном Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., протокол № 16. В интересах общества и в соответствии с требованиями данного кодекса все аудиторы и аудиторские организации должны быть независимы от аудируемых организаций и третьих лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Организация внутреннего контроля качества (Правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», Утверждено Постановлением правительства РФ от 04.07.2003 № 405

 

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должны определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также от факторов, связанных с соотношением затрат и выгод, в связи с чем методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться. Некоторые принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита представлены в приложении к настоящему правилу (стандарту) аудиторской деятельности. Они являются обязательными к исполнению всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).

Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, которые устанавливаются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), должны предусматривать следующее:

а) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;

б) работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

в) проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях;

г) необходимо в достаточной мере направлять работу работников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

д) в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;

е) необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с существующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица;

ж) необходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.

Принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита необходимо довести до сведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора) так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике.

Руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.

Руководитель аудиторской проверки анализирует профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу.

Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.

Аудиторы и ассистенты аудитора, которым поручается работа, должны получать от руководителя аудиторской проверки четкие указания о проведении ими соответствующих аудиторских процедур. При этом работники могут быть информированы о таких аспектах, как характер деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.

Программа аудита, а также смета затрат времени и общий план аудита являются важным средством для доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.

Во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

а) осуществлять контроль за ходом аудита, с тем чтобы определить:

обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;

понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;

выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;

б) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита;

в) устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна проверяться работниками, имеющими, по крайней мере, равный уровень компетентности, по следующим вопросам:

а) была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;

б) были ли выполненная работа и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены;

в) были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах;

г) были ли достигнуты цели аудиторских процедур;

д) соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

Необходимо своевременно проверять следующее:

а) общий план и программу аудита;

б) оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, включая результаты тестов средств внутреннего контроля и поправки (если таковые имеются), внесенные в общий план и программу аудита в результате такой оценки;

в) документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, включая результаты консультаций;

г) финансовую (бухгалтерскую) отчетность, предлагаемые поправки и аудиторское заключение.

16. Проверка работы по проведению аудита может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы работники, не участвующие в данной аудиторской проверке, выполнили дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.

 

 

 

20. Аудиторская проверка расчетов по оплате труда

 

Целью аудита расчетов по фонду оплаты труда является – установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом действующим в Российской Федерации нормативным актам для выявления имеющихся нарушений, оценки степени их влияния на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности и принятия мер для их скорейшей ликвидации. Основным документом, регулирующим подобные нарушения является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Основными задачами для достижения указанной цели являются:

оценка эффективности существующей в организации системы расчетов с персоналом по фонду оплаты труда;

оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов с персоналом по фонду оплаты труда;

проверка полноты и своевременности отражения операций причитающегося заработка за отработанный период;

проверка соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;

проверка соблюдения законодательства по расчетам по единому социальному налогу.

<

Объектами аудита выступают расходы организации на оплату труда, а также расчеты по единому социальному налогу. При проведении проверки операций по учету заработной платы аудитор должен определить источники получения информации о проверяемом объекте. К таковым относятся:

унифицированные документы, служащие основанием для отражения в учете;

учетные регистры, используемые для отражения хозяйственных операций по оплате труда и расчетам с персоналом; расчетные ведомости по начислению взносов по ЕСН; налоговые декларации для налоговых органов. Аудитор в соответствии с Правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите» определяет уровень допустимого искажения отражения расчетов по оплате труда в бухгалтерском учете и отчетности. При разработке плана аудита расчетов по оплате труда проверяющий устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений. Аудитор рассматривает существенность как в отношении хозяйственных операций по расчетам по заработной плате, входящих в издержки обращения торговой организации, так и на уровне сальдо по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», отраженных в финансовой отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к сальдо по счетам и хозяйственным операциям, позволяет решить такие вопросы, как, например, нужно ли исследовать все лицевые счета сотрудников организации или можно использовать выборку и аналитическую процедуру.

Руководствуясь Правилом (стандартом) N5 «Аудиторские доказательства», аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения ряда процедур: инспектирование, наблюдение, запрос и подтверждение, подсчет и аналитические процедуры.    

Инспектирование труда и заработной платы организации предполагает проведение инвентаризации расчетов с рабочими и служащими, которая предоставляет надежные аудиторские доказательства относительно их существования. Аудитор изучает кредитовые обороты по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращает внимание на нетиповые корреспонденции счетов. Если в организации не проводится выверка расчетов, это говорит о недостаточной эффективности системы внутреннего контроля, а следовательно, о необходимости увеличения объема аудиторских процедур по существу в отношении учета труда и работной платы; проверок документов, прослеживания аналитических процедур.

Наблюдение представляет собой слежение за процессом оформления, расчета, пересчета, выполнения процедур внутреннего контроля за хозяйственными операциями по фонду оплату труда. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за бухгалтерами — расчетчиками заработной платы и корреспонденцией счетов по оплате труда. Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Запрос и подтверждение, касающиеся учета труда и заработной платы, представляют собой получение информации как от сотрудников организации в виде устных и письменных тестов, вопросников, так и от третьих лиц, например от налоговых органов по поводу налоговых деклараций в виде официальных письменных запросов. Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение. Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда, с бюджетом и внебюджетными фондами.

Подсчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах (лицевых карточках, расчетно-платежных ведомостях) и бухгалтерских записях либо выполнение самостоятельных расчетов по учету труда и заработной платы.

Аналитические процедуры представляют собой анализ важнейших коэффициентов, тенденций по учету труда и заработной платы. Аудитор сравнивает информацию с прошлым отчетным периодом; рассматривает взаимосвязь, например, между расходами на оплату труда и численностью работников организации. Аудитор может обратиться к руководству с запросом о подтверждении достоверности информации, касающейся расчетов и начисления удержаний по фонду оплаты труда, требуемой для применения аналитических процедур.

Собрав аудиторские доказательства, аудитор должен быть уверен, что в бухгалтерском учете труда и заработной платы отсутствуют существенные искажения. Ограничением надежности аудита являются выборочные методы проверки, временные рамки аудита, объем аудиторских процедур и т.д. Однако не надо забывать, что сложность и трудоемкость аудита заработной платы сами по себе не являются основанием для отказа от выполнения всех необходимых процедур контроля.

Документирование аудита является важнейшим условием его качественного проведения. Аудитор должен документально оформить аспекты, подтверждающие аудиторское мнение в отношении расчетов по фонду оплаты труда, произведенных удержаний и начислений социального характера. Аудитор должен составить рабочие документы в полной и подробной форме. В рабочие документы аудитора входят:

выдержки или копии лицевых карточек, налоговых карточек по учету доходов работников организации, расчетно-платежных

ведомостей и т.д.;

доказательства, подтверждающие процесс планирования аудита труда и заработной платы;

доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, риска средств контроля;

комплект документов анализа операций и сальдо по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.;

записи о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур;

письменные заявления, жалобы, полученные от сотрудников торговой организации, касающиеся правильности начисленной заработной платы и произведенных удержаний и вычетов из заработной платы;

выводы аудитора, в том числе необычные обстоятельства, явленные в ходе аудита труда и заработной платы;

копии бухгалтерских отчетов, налоговых деклараций, отчетных форм по единому социальному налогу.

Непосредственно перед началом проверки учета труда и заработной платы аудитор должен обладать знаниями, касающимися характера бизнеса торговой организации. Подобная информация используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Аудиторский риск возрастает при проверке крупных фирм, имеющих филиалы, дочерние организации. Численный состав такой организации требует применения адекватных методов проверки. При этом надо помнить, что многие средства внутреннего контроля, которые могут быть применены в отношении крупных организаций, нецелесообразно применять для мелких компаний.

В программу аудита могут быть включены следующие вопросы:

1) правильность оформления первичных документов (расходных кассовых ордеров, расчетно-платежных ведомостей, табелей, приказов и т.д.);

2) правомерность отнесения на издержки обращения для целей бухгалтерского и налогового учета выплат, начисленных персоналу организации;

3) правильность начислений единого социального налога;

4) правомерность применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц;

5) правильность расчетов средней заработной платы;

6) правильность начислений больничных листов и отпускных сумм;

  1. своевременность и полнота перечислений в бюджет налога
    на доходы физических лиц и единого социального налога во внебюджетные фонды;
  2. аудит тождественности показателей бухгалтерской и налоговой отчетности регистрам бухгалтерского и налогового учета;

    9)    анализ использования и распределения личного состава
    торговой организации в целях управленческого учета.

     

     

     

    Задача

     

    В июне 2003 года ООО «Сигнал», не являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг приобрело 50 акций ОАО «Бобер-Инвест» по номинальной цене 2 000 руб. за одну акцию на общую сумму 100 000 руб. на условиях предоплаты (акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг). Затраты по регистрации акций в реестре акционеров покрываются за счет продавца. При заключении указанной сделки организация воспользовалась услугами консультанта, стоимость услуг которого составила 3 000 руб., в том числе     НДС -457,63 руб. Сумма вознаграждения, уплаченная посреднику, с участием которого были приобретены ценные бумаги, составила 6 000 руб., в том числе НДС — 915,25 руб.    

    В конце 2003 г. Котировка ценных бумаг снизилась до 1 500 руб.    

    В январе 2004 года 20 акций были проданы по цене 2 200 руб.        

    В учете были сделаны следующие записи:                

    Содержание хозяйственной операции

    Дт 

    Кт 

    Сумма 

    15.06.2003г. Отражено перечисление денежных средств в оплату ценных бумаг 

    76

      

    51

      

    100 000

      

    15.06.2003г. Отражено перечисление денежных средств за консультационные услуги, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг

    76

     
     

      

    51

     
     

      

    3 000

     
     

      

    15.06.2003г. Отражено перечисление денежных средств за посреднические услуги, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг

    76

     
     

      

    51

     
     

      

    6 000

     
     

      

    25.06.2003г. Ценные бумаги приняты к учету в сумме фактических затрат на их приобретение после получения документов о переходе права собственности (на основании полученной выписки из реестра акционеров)

    58/1

     
     

     
     

      

    76

     
     

     
     

      

    107 627,12

     
     

     
     

      

    25.06.2003г. Выделен НДС с суммы посреднических и консультационных услуг

    19

      

    76

      

    1 372,88

      

    25.06.2003г. НДС выставлен к зачету их бюджета 

    68 

    19 

    1 327,88 

    31.12.2003г. Создан резерв под обесценение вложений в ценнные бумаги

    91

      

    59

      

    32 627,12

      

    15.01.2004г. Отражено получение оплаты за ценные бумаги от покупателя

    51

      

    76

      

    44 000

      

    20.01.2004г. Отражена выручка от продажи ценных бумаг по сделке

    76

      

    91

      

    44 000

      

    20.01.2004г. Списана покупная стоимость реализованных акций

    91

      

    58

      

    43 050,80

      

    30.01.2004г. Определен финансовый от продажи акций 

    91/9 

    99 

    949,2 

    Р Е Ш Е Н И Е            

                

    1. Формирование учетной стоимости акций            

    100 000+ 2 542,37+ 5 084,75 = 107 627,12

    2. Формирование и использование резерва под обесценение вложений в ценные бумаги

    (2 000 — 1 500) * 50 акций = 32627,12            

    30.01.2004г. при определении финансового результата от реализации акций необходимо сделать проводку по переводу в доходы суммы резерва под обесценение акций

    Дт 59 Кт 91 (32627,12 / 50 * 20) = 13 050,85    

    3. В результате нарушений в бухгалтерской отчетности сальдо сч. 59 завышено на 13 051 руб., в налоговой отчетности занижен налог на прибыль на (13 050,85 * 24%) 3 132 руб.            

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

     

  3. Федеральный закон от 07.08.01г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  4. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. М., 2005.
  5. Андреев В.Д., Киселевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  6. Аудит предприятия. Методология аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: Учеб. пособие / Сост. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев. – М.: Дело, 2005.
  7. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2005.
  8. Воробьева Е. С. Расчеты среднего заработка (консультации и разъяснения) // Экономика и жизнь (Бухгалтерское положение). 2004. №18 (123) ноябрь.
  9. Врублевский Н.Д., Гендуков И. М. Учет расчетов по оплате труда // Бухгалтерский учет. 2003. №2. С. 12.
  10. Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  11. Матвеев В. Г. Заработная плата // Экономика и жизнь. 2004. № 11 март. С. 28.
  12. Чеборюкова В.В., Романенков Р.Л. Заработная плата. М.,2006
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.99MB | MySQL:113 | 1,649sec