НЕЗАВИСИМОСТЬ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ

<

110614 2047 1 НЕЗАВИСИМОСТЬ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВСоздавая отдел внутреннего аудита, руководство компании должно с самого начала определить степень его независимости. При этом надо иметь в виду, что это решение не простое, и от него во многом зависит эффективность работы внутренних аудиторов. Во-первых, абсолютная независимость внутреннего аудита вряд ли достижима, поскольку внутренние аудиторы являются сотрудниками компании и их профессиональный и карьерный рост зависит от руководства компании. Во-вторых, уровень организационной независимости отдела внутреннего аудита оказывает непосредственное влияние на объективность внутренних аудиторов. Кроме того, тип организационной подчиненности отдела внутреннего аудита (финансовому директору подразделения, директору компании по внутреннему аудиту, Президенту или Правлению) влияет на отношение к его рекомендациям руководителей разных уровней.

В Стандартах внутреннего аудита сказано, что независимость внутреннего аудитора — это возможность свободно и объективно выполнять возложенные на него обязанности и беспристрастно выражать свое мнение. Независимость достигается с помощью соответствующего организационного статуса отдела внутреннего аудита. При этом директор службы внутреннего аудита должен подчиняться непосредственно лицу, которое может обеспечить независимость действий аудиторов (включая доступ к любой информации) и принять адекватные меры по выполнению аудиторских рекомендаций. Под объективностью же понимается способность аудитора добросовестно и непредвзято выполнять свою работу и ясно выражать и отстаивать свое мнение, не подстраивая его под мнение вышестоящих руководителей.

Таким образом, понятия «независимость» и «объективность», являясь достаточно близкими по смыслу характеристиками внутреннего аудита, различаются в том, что первое определяется в организационном контексте, а второе — как профессиональное качество внутреннего аудитора. Оба понятия взаимосвязаны, поскольку степень структурной независимости отдела внутреннего аудита оказывает существенное влияние на объективность внутренних аудиторов. Однако, важно и то, как внутренние аудиторы видят свою роль в компании и готовы ли они профессионально и компетентно выполнять свою работу.

В то время как не существует единого мнения о том насколько достижима организационная независимость внутреннего аудита, большинство руководителей признает, что объективность внутреннего аудитора не только возможна, но и крайне важна и приносит реальную пользу компании. Однако, их мнения по поводу методов реализации этого на практике часто расходятся. Как в российских, так и западных компаниях вопрос о независимости внутреннего аудита решается по-разному.

В западных компаниях существует два основных подхода:

1. Внутренний аудит направлен на создание и поддержание надежной и эффективной системы внутреннего контроля в компании и выявление и уменьшение разного рода рисков для компании. В этом случае службу внутреннего аудита возглавляет, как правило, директор, который отчитывается перед Президентом или Правлением компании и Аудиторским комитетом. В некоторых случаях директор по внутреннему аудиту может занимать позицию вице-президента, а внутренний аудит быть такой же корпоративной функцией, как, например, финансы или маркетинг. При таком подходе внутренний аудит организационно независим от функционального руководства компании.

2. Внутренний аудит направлен на проверку финансовой отчетности, бухгалтерских процедур и сохранности активов компании. При этом отдел внутреннего аудита является подразделением финансового отдела, а менеджер по внутреннему аудиту подчинен финансовому директору компании или подразделения. Аудит формально зависим от высокопоставленного функционального руководителя компании, который несет ответственность за состояние внутреннего контроля.

Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Если внутренний аудит структурно независим, то руководство компании (и Аудиторский комитет) получает больше объективной информации о состоянии системы контроля в различных подразделениях и на различных функциональных уровнях, а также о существующих рисках, что обеспечивает должный уровень контроля за выполнением аудиторских рекомендаций. Если же внутренний аудит существует в рамках финансового отдела, то есть опасность, что возобладает подход «не выносить сор из избы», и в результате аудиторские рекомендации не будут выполнены или будут выполнены частично. Но, чем выше иерархический уровень тех, для кого предназначен аудиторский отчет, тем менее открытыми и готовыми к взаимодействию могут быть сотрудники в ходе аудита, и об этом не стоит забывать.

В российских компаниях внутренний аудит в значительной степени продолжает аудит внешний, то есть, главным образом, направлен на подтверждение достоверности финансовой отчетности компании и правильности исчисления и уплаты налогов. К сожалению, в некоторых случаях внутренний аудит используется как инструмент воздействия на отдельных руководителей. Есть немало примеров, когда факты, ставшие известными в результате внутренних аудитов, либо клали под сукно, либо использовали для смещения или увольнения руководителей.

Участие внутреннего аудитора в операционной деятельности компании подвергает риску не только его объективность, но и объективность всего отдела внутреннего аудита. Например, руководство может попросить внутреннего аудитора разработать новую структуру контроля при сокращении штатов или преобразовании компании. Решая эту задачу, внутренний аудитор глубже осознает бизнес процессы и с самого начала определяет возможные риски. Однако, есть вероятность того, что будучи непосредственно вовлеченным в процесс создания и внедрения системы контроля, отдел внутреннего аудита не сможет объективно провести аудит этой системы в будущем. Директор по внутреннему аудиту может уменьшить подобный риск, назначив в аудиторскую команду сотрудников, не участвовавших в создании данной системы контроля. Если такой возможности нет или в отделе внутреннего аудита есть только один специалист в конкретной области, то директор по внутреннему аудиту, прежде, чем принимать решение, должен продумать все возможные последствия. Следует иметь в виду, что последующая перестройка неэффективной системы, разработанной и внедренной без участия отдела внутреннего аудита, будет, скорее всего, стоить компании в несколько раз дороже, нежели изначальное создание эффективной системы при участии внутренних аудиторов. В данном случае риск снижения объективности внутреннего аудита может оказаться для компании менее значимым, чем дорогостоящая перестройка системы. Еще одним решением может стать участие внутренних аудиторов в разработке системы контроля с последующим участием внешних аудиторов в ее аудите. Однако помимо очевидных издержек на оплату таких услуг, специалисты извне могут не обладать достаточными знаниями о системах и процессах в компании. Поэтому проведение аудита силами внутренних аудиторов в такой ситуации также может оказаться оправданным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭТИКА РАБОТНИКОВ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

 

Мировая и отечественная практика для работников внутреннего аудита устанавливает следующие нормативы:

  • поддержка деловой репутации и имиджа организации;
  • обеспечение конфиденциальности информации;
  • строго соблюдать законы и нормативные акты РФ;
  • не допускать в материалы проверок выводов, предложений неподтвержденных документами данных (расхитил деньги, присвоил имущество);
  • вести себя корректно, достойно, не допуская отклонений от общепризнанных норм делового общения;
  • не подписывать материалы проверок содержащих сведения, не проверенные самим аудитором.

    Этика аудита – это общепринятые инструкции, которые необходимо выполнять, поскольку особенностью аудита являются трехсторонние отношения.

    Проблема сегодняшний этики в аудите заключается в том, что этическая планка в обществе постепенно снижается, отчасти это происходит в результате злоупотребления своими профессиональными полномочиями, а отчасти причиной тому является общественный скептицизм.

    Основные профессиональные этические принципы, связанные с аудиторской деятельностью, сформулированы в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности». Согласно этому правилу, аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональным аудиторским объединением, членом которого он является, а также следующими этическими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность и профессиональный скептицизм.

    Суть профессионального скептицизма заключается в том, что аудитор должен критически оценивать весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучать аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства или ставят под сомнение достоверность этих документов.

    Еще одним документом, обобщающим этические нормы, является Российский Кодекс профессиональной этики аудиторов. Для повышения качества аудита через этику, необходимо ввести инструменты контроля со стороны государства и аудиторских объединений.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ПРИЕМ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

     

    При проведении внутреннего аудита широко  используется  инвентаризация ценностей – физическая проверка – осмотр и  подсчет  аудитором  материальных активов (производственных  запасов,  денежных  средств,  основных  фондов  и др.), а  также  инвентаризация  расчетов  и  обязательств  и  других  статей баланса.
    

    Предписано, что порядок проведения инвентаризации на каждом  отдельном предприятии должен  быть  предусмотрен  Учетной  политикой  предприятия  как основополагающим  методом  проверки  наличия  на  его  балансе   активов   и обязательств. Наличие такого порядка обусловлено спецификой работы  отдельно взятого предприятия.
    

    Кроме  того,  Законом  предусмотрено,  что  все  организации  обязаны проводить  инвентаризацию  имущества  и  обязательств  в  порядке  и  сроки, предусмотренные и установленные  руководителем  организации  за  исключением приведенных ниже случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. 
    

    Участие специалистов внутреннего аудита в  составе  инвентаризационных комиссий наряду с  представителями  администрации  предприятия,  работниками бухгалтерской, инженерной,  технологической  и  других  служб  предусмотрено Методическими  указаниями   по   инвентаризации   имущества   и   финансовых обязательств. Поэтому они принимают участие не только в проведении  плановых и выборочных инвентаризаций, но и в случаях когда проведение  инвентаризации обязательно, а именно:
    

    -     при  передачи  имущества  в  аренду,  выкупе,  продаже,  а  также  при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    

    -     перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
    

    -     при смене материально-ответственных лиц;
    

    -     при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    

    -      в  случаях  стихийного  бедствия,  пожара  или  других   чрезвычайных ситуаций, вызванных чрезвычайными условиями;
    

    -     при реорганизации или ликвидации организации;
    

    -      в  других  случаях,  предусмотренных   законодательством   Российской Федерации.
    

    Сплошная   или   полная   инвентаризация   имущества   и   финансовых обязательств  предприятия  обязательно  проводится  в   конце   года   перед составлением годового бухгалтерского баланса.
    

    Обязательная  периодичность  проведения   полных   инвентаризаций   в зависимости от  вида  имущества  предусмотрена  Положением  о  бухгалтерском учете и отчетности в РФ.  Так,  инвентаризация  сырья  и  материалов  должна проводиться ежегодно, основных средств – один раз в три  года,  библиотечных фондов – один раз в пять лет.
    
    <

    В районах, расположенных  на  Крайнем  Севере  и  приравненных  к  ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может  проводиться  в период их наименьших остатков.
    

    Правила  проведения  инвентаризаций  регламентированы   Методическими указаниями  по   инвентаризации   имущества   и   финансовых   обязательств.
    

    Специалист внутреннего  аудита  перед  инвентаризационным  процессом  обязан проверить  наличие  на  предприятии  в  составе  Учетной  политики   порядка проведения инвентаризации как  этого  требует  Закон,  проверить  содержание этого порядка на соответствие требованиям Методических указаний.
    

    В  соответствии  с  этими  указаниями  на  предприятии  приказом  или распоряжением  руководителя  создаются  рабочие  и   постоянно   действующие инвентаризационные комиссии. Задачи рабочих инвентаризационных комиссий:
    

    -     инвентаризация имущества и денежных средств предприятия;
    

    -     участие в определении результатов инвентаризации;
    

    -     разработка предложений по упорядочению  хранения  товарно-материальных ценностей и денежных средств;
    

    -      оформление  инвентаризационных  описей   и   протоколов   результатов обследования инвентаризируемых объектов.
    

    Рабочие инвентаризационные комиссии несут ответственность за:
    

    -     соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризаций;
    

    -     полноту и точность внесения в  опись  данных  о  фактических  остатках проверяемых основных  средств,  товарно-материальных  ценностей  и  денежных средств и средств в расчетах;
    

    -      правильность  указания  в  описях  отличительных   свойств   товарно-материальных ценностей (сорт, марка, технические условия и др.);
    

    -     своевременность оформления результатов инвентаризации  и  сдачи  их  в бухгалтерию предприятия.
    

    Внесение членами рабочих инвентаризационных комиссий в описи  заведомо неправильных данных влечет за собой ответственность в установленном  законом порядке.
    

    Наличие ценностей при  инвентаризации  определяется  путем  пересчета, перевзвешивания, обмера, а нематериальных активов – по документам.
    

    По установленным правилам  инвентаризация  имущества  производится  по его местонахождению и каждому материально-ответственному лицу обязательно  в присутствии всех членов рабочей комиссии. Отсутствие хотя бы одного  из  них может  в  дальнейшем  послужить   основанием   для   признания   результатов инвентаризации недействительными.
    

    До начала инвентаризации специалист по внутреннему аудиту обязан:
    

    -     выяснить, как часто проводилась  инвентаризация  имущества  на  данном объекте;
    

    -      проверить   бухгалтерскую   документацию   по   ранее   проводившимся инвентаризациям на данном объекте;
    

    -  ознакомиться  с   номенклатурой   и   объемами   товарно-материальных ценностей;
    

    -     выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;
    

    -   проанализировать   имеющуюся   систему   учета   товарно-материальных ценностей;
    

    -     выявить сильные и слабые стороны системы учета ценностей.
    

    В  случае  наблюдения  или  осуществления  методического  руководства проведением инвентаризации (без  участия  в  составе  комиссии)  аудитору  с целью обеспечения надежности средств контроля следует:
    

    -   принять  участие  в  проведении  контрольных  измерений  (взвешивании, пересчете и др.);
    

    -  установить, имеются ли устаревшие, используемые или мало  используемые товарно-материальные ценности;
    

    -  проверить,  хранятся  ли  отдельно  ценности,  принадлежащие   другим юридическим и физическим лицам, и учитываются ли они  отдельно  в  складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах.
    

     Непосредственно перед началом проверки фактического наличия  имущества материально  ответственное   лицо   обязано   представить   членам   рабочей инвентаризационной комиссии  приходные  и  расходные  документы  о  движении материальных ценностей, денежных средств или отчеты об их движении. Все  эти документы визируются председателем комиссии с указанием даты и надписью  «до инвентаризации».  Это  служит  основанием  для  бухгалтерии  для  исчисления остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
    

    На оформление этих документов обращается особое  внимание.  На  стадии приема   результатов   юридической   проверки   выявляется   законность    и достоверность совершенных хозяйственных операций,  а  также  наличие  в  них следующих реквизитов:
    

    -     наименование документа (формы);
    

    -     код формы;
    

    -     дата составления;
    

    -     содержание хозяйственной операции;
    

    -  измерители  хозяйственной  операции   (в   натуральном   и   денежном выражении);
    

    -  наименование   должностей   лиц,   ответственных    за    совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    

    -    личные подписи и их расшифровки;
    

    -   дополнительные реквизиты  исходя  из  характера  операции,  требований нормативных актов и технологии обработки учетной информации.
    

    Аудитору   необходимо   помнить,   что   незаконные    операции    и злоупотребления могут  иметь  место  и  при  внешне  правильно  составленных документах.  Поэтому  в  ходе  их  осмотра   рекомендуется   вызывать   лиц, подписавших документы,  для  подтверждения  подлинности  подписей  и  фактов получения  товарно-материальных  и  денежных  ценностей.  Осмотр  документов рекомендуется проводить при достаточном  освещении  (лучше  всего  дневном).
    

    Осмотру подвергаются лицевая и оборотная стороны документа. 
    

    Перед началом основной  процедуры  у  материально-ответственного  лица (лиц) должна быть истребована расписка в  том,  что  все  приходно-расходные документы  сданы  в  бухгалтерию  или  переданы  комиссии,   все   ценности, поступившие на  их  ответственность,  оприходованы,  а  выбывшие  списаны  в расход.
    

    Руководитель  предприятия  должен  создать  условия,   обеспечивающие полную и  точную  проверку  фактического  наличия  имущества  (ценностей)  в установленные  сроки  (обеспечить  рабочей  силой  для   перевзвешивания   и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством,  измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
    

    Проверка фактического наличия имущества производится при  обязательном участии материально-ответственных лиц.
    

    Наименование  инвентаризируемых  ценностей  и  объектов   учета,   их количество указывается в описях согласно номенклатуре в единицах  измерения, принятых в учете, с заполнением чернилами или шариковой ручкой  без  помарок и подчисток.
    

    В случае  обнаружения  ошибок  их  исправление  производится  во  всех экземплярах путем  зачеркивания  неправильных  записей  и  проставления  над зачеркнутыми  правильных  записей.  Исправления  должны  быть  оговорены   и подписаны всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии  и  материально-ответственными лицами.
    

    На  каждой  странице  описи  прописью  указывается  число  порядковых номеров материальных ценностей  и  общий  итог  количества,  записанного  на данной странице в натуральных показателях вне зависимости от того,  в  каких единицах измерения эти ценности показаны.
    

    В инвентаризационных описях  не  допускается  оставлять  незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. 
    

    После  подписания  инвентаризационных  описей  всеми  членами  рабочей инвентаризационной комиссии и материально-ответственным  лицом  (лицами),  в конце описи материально-ответственное лицо  (лица)  дают  расписку,  которой подтверждают,  что  проверка  имущества  произведена   в   их   присутствии, отсутствие  каких-либо  претензий  к   членам   рабочей   инвентаризационной комиссии  и  принятие  поименованного  в  описи  имущества   на   дальнейшее ответственное хранение.
    

    При   смене   материально-ответственных   лиц   принявший   имущество расписывается в описи в получении, а сдавший  –  в  сдаче  этого  имущества.
    

    Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней,  то  при уходе рабочей инвентаризационной комиссии помещения, где хранятся  ценности, опечатываются.  В  этом  случае,  а  также  в  случае  перерывов  в   работе (обеденный  перерыв,  время  отдыха,  ночное  время,  по  другим   причинам) инвентаризационные описи  должны  храниться  в  ящике,  шкафу  или  сейфе  в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
    

    Материально-ответственные лица должны  немедленно,  т.е.  до  открытия помещения, склада,  ангара,  кладовой,  секции  и  т.п.,  сделать  заявление председателю рабочей инвентаризационной комиссии в случае обнаружения  после проведенной  инвентаризации  ошибки  в  описях.  После  этого  вышеназванная комиссия проверяет указанные в заявлении факты и в случае  их  подтверждения исправляет ошибки установленным порядком.
    

    После  окончания  проведения  инвентаризации   председатель   рабочей инвентаризационной комиссии обязан  сдать  надлежаще  оформленные  материалы инвентаризации в  бухгалтерию  где  проверяется  их  качество,  правильность указанных цен, таксировка, подсчет  итогов,  о  чем  на  последней  странице инвентаризационной описи должна  быть  сделана  отметка  за  подписями  лиц, проводивших эту проверку.
    

    Только  после  этой  процедуры  выводится   окончательный   результат инвентаризации.
    

      Товарно-материальные ценности, поступившие во время  снятия  остатков, принимаются  материально-ответственными   лицами   в   присутствии   рабочей инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру  или  товарному  отчету после  инвентаризации.  Они  заносятся  в  отдельную   опись   с   указанием поставщика, даты поступления,  даты  и  номера  сопроводительного  документа количества, цены, суммы и других обязательных реквизитов.
    

    Для  оформления  результатов  инвентаризации  практикуется  применение единых регистров, в которых объединены показатели инвентаризационных  описей и сличительных ведомостей.
    

    Выявленные  при  выведении  результатов  инвентаризации   расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского  учета  регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в  Российской Федерации.
    

    Так, основные средства, материальные  ценности,  денежные  средства  и другое  имущество,  оказавшееся  в   излишке,   подлежит   оприходованию   и зачислению  соответственно  на  финансовые  результаты  у  организации   или увеличение финансирования (фондов) у  бюджетной  организации  с  последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
    

    Убыль  ценностей  в  пределах  норм,  утвержденных  в   установленном законодательством  порядке,   списывается   по   распоряжению   руководителя предприятия  соответственно  на  издержки  производства  или   обращения   у предприятия  или  на  уменьшение   финансирования   (фондов)   у   бюджетной организации с последующим списанием. Нормы убыли могут применяться лишь  при обнаружении фактических недостач.
    

    Убыль ценностей  в  пределах  установленных  норм  определяется  после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.  Если  после  зачета  по пересортице,  проведенного  в  установленном  порядке,  результатом  все  же окажется  недостача  ценностей,   то   нормы   естественной   убыли   должны применяться только по тому наименованию ценностей, по  которому  установлена недостача.  При  отсутствии  утвержденных  норм  убыль  рассматривается  как недостача сверх норм.
    

     Недостача  материальных  ценностей,  денежных   средств   и   другого имущества, а также порча относится на виновных лиц.  В  тех  случаях,  когда виновные не установлены или во взыскании  с  виновных  лиц  отказано  судом, убытки  от  недостач  и  порчи  списываются  на  издержки  производства  или обращения у предприятия или уменьшение финансирования (фондов)  у  бюджетной организации.
    

    В  документах,  представляемых  для  оформления   списания   недостач ценностей и  порчи  сверх  норм  естественной  убыли,  должны  быть  решения следственных или судебных органов, подтверждающих отсутствие  виновных  лиц, либо отказ на взыскание ущерба с  виновных  лиц,  либо  заключение  о  факте порчи  ценностей,   полученное   от   отдела   технического   контроля   или соответствующих  специализированных  организаций  (инспекции  по   качеству, специализированной лаборатории и др.).
    

    При возникновении пересортицы особое внимание необходимо  обратить  на зачет выявленных излишков и недостач. В таких случаях  следует  исходить  из установленного правила: взаимный зачет  излишков  и  недостач  в  результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за  один  и  тот  же проверяемый  период  у  одного   и   того   же   проверяемого   материально-ответственного лица в  отношении  товарно-материальных  ценностей  одного  и того же наименования и в тождественных количествах.
    

    О  причинах  допущенной  пересортицы  материально-ответственные  лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
    

    В том случае, когда  при  зачете  недостач  излишками  по  пересортице стоимость недостающих ценностей  выше  стоимости  ценностей,  оказавшихся  в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
    

    Если конкретные виновники  пересортицы  не  установлены,  то  суммовые разницы рассматриваются как недостача сверх  норм  убыли  и  списываются  на предприятиях  на  издержки  обращения  или  производства,  а   в   бюджетных организациях – на уменьшение финансирования (фондов).
    

    На  разницу  в  стоимости  от  пересортицы   в   сторону   недостачи, образовавшейся  не  по  вине  материально-ответственных  лиц,  в  протоколах заседания постоянно  действующей  инвентаризационной  комиссии  должны  быть даны исчерпывающие объяснения  о  причинах,  по  которым  такая  разница  не отнесена на виновных лиц. Обычно рассмотрению  такого  вопроса  предшествует проведение административного расследования. Результаты и  выводы  последнего служат   предметом   рассмотрения    центральной    постоянно    действующей инвентаризационной комиссии предприятия.
    

    Свои  предложения  по  регулированию  выявленных  при  инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей с  данными  бухгалтерского  учета центральная постоянно действующая инвентаризационная  комиссия  представляет на рассмотрение руководителю предприятия, который и принимает  окончательное решение о зачете.
    

    Результаты инвентаризации должны быть отражены в  учете  и  отчетности того месяца, в котором  она  была  закончена,  а  по  годовой  –  в  годовом бухгалтерском отчете.
    

    4. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОЦЕНКЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

     

    Федеральный стандарт «изучение и оценка систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля в ходе аудита» принят 25 декабря 1996 г. Данный стандарт подготовлен для регламентации аудиторской   деятельности   и   соответствует   Временным    правилам аудиторской  деятельности в Российской Федерации,  утвержденным Указом Президента РФ N 2263 от 22 декабря 1993 г.
    

    Целью  Правила  (Стандарта)  является  определение  действий аудиторской фирмы или аудитора,  работающего самостоятельно в качестве индивидуального   предпринимателя   по  оценке  системы бухгалтерского  учета  и  системы  внутреннего  контроля  проверяемого экономического субъекта.
    

    Задачами Правила (Стандарта) являются:
    

    а) описание   понятия   системы   внутреннего   контроля   и   ее составляющих;
    

    б) формулировка  основных требований,  предъявляемых к изучению и оценке аудитором системы бухгалтерского учета экономического  субъекта в ходе аудита;
    

    в) формулировка основных требований,  предъявляемых к изучению  и оценке надежности системы внутреннего контроля;
    

    г) описание особенностей изучения и оценки систем  бухгалтерского учета и внутреннего контроля в субъектах малого предпринимательства.
    

    Требования    данного    Правила    (Стандарта)     являются обязательными  для  всех  аудиторских  организаций  при  осуществлении аудита,  предусматривающего   подготовку   официального   аудиторского заключения,  за исключением тех его положений,  где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
    

    Требования     данного     Правила     (Стандарта)     носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения,  а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении  конкретного  задания  от  обязательных  требований данного Правила (Стандарта) аудиторская  организация  в  обязательном  порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству  экономического  субъекта,  заказавшего  аудит   и   (или) сопутствующие ему услуги.
    

     В ходе  аудиторской  проверки  аудитор обязан разобраться в  системе бухгалтерского учета,  которая применяется на  проверяемом  им экономическом  субъекте,  и  при  этом  изучить  и оценить те средства контроля,  на основе которых он собирается определить суть,  масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.
    

    Масштаб и особенности системы внутреннего контроля,  а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта  и особенностям его деятельности.  Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан получить достаточную убежденность в том,  что  система бухгалтерского  учета  достоверно  отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта.  Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такой убежденности.
    

    Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, изучение  и  оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке   документироваться   аудиторскими   организациями   в    ходе аудиторской  проверки.  При  проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы:
    

    а) специально разработанные тестовые процедуры;
    

    б) перечни типовых вопросов  для  выяснения  мнения  руководящего персонала и работников бухгалтерии;
    

    в) специальные бланки и проверочные листы;
    

    г) блок-схемы и графики;
    

    д) перечни замечаний, протоколы или акты.
    

    С  учетом требований настоящего и других правил (стандартов) аудиторской  деятельности   аудиторские   организации   самостоятельно разрабатывают   методики   и   порядок   изучения   и  оценки  системы бухгалтерского  учета  и  внутреннего  контроля,  а  также   планируют процедуры  аудиторской  проверки  в  зависимости от результатов такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур,  произведенное  в  результате  изучения  особенности средств контроля экономического субъекта,  должно быть во всех  таких  случаях надлежащим образом аргументировано.
    

    Аудитор в ходе планирования и  непосредственного  проведения аудиторской  проверки  обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта. 
    

    Знакомство  с  системой бухгалтерского учета включает в себя изучение,  анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:
    

    а) учетная политика и основные  принципы  ведения  бухгалтерского учета;
    

    б) организационная  структура  подразделения,  ответственного  за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
    

    в) распределение обязанностей  и  полномочий  между  работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности;
    

    г) организация  подготовки,  оборота   и   хранения   документов, отражающих хозяйственные операции;
    

    д) порядок   отражения   хозяйственных   операций   в   регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
    

    е) порядок подготовки периодической бухгалтерской  отчетности  на основе данных бухгалтерского учета;
    

    ж) роль и место средств вычислительной техники в ведении учета  и подготовки отчетности;
    

    з) критические области учета,  где риск возникновения ошибок  или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;
    

    и) средства  контроля,  предусмотренные  в   отдельных   областях системы учета.
    

    Аудиторская организация в ходе аудиторской проверки  обязана проверить   соответствие   организации  системы  бухгалтерского  учета проверяемого   экономического   субъекта    действующим    нормативным документам   и   отразить   в  рабочей  документации  аудитора  случаи отмеченных нарушений.
    

    Следует  иметь  в  виду,  что  система  бухгалтерского учета экономического субъекта  может  считаться  эффективной,  если  в  ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:
    

    а) операции  в  учете  правильно  отражают  временной  период  их осуществления;
    

    б) операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
    

    в) операции   правильно   и   в   соответствии   с   действующими нормативными  положениями  и  учетной  политикой  отражены  на  счетах бухгалтерского учета;
    

    г) зафиксированы детали операций,  имеющие существенное  значение для учета и отчетности;
    

    д) ограничена возможность появления злоупотреблений.
    

    В   ходе  аудиторской  проверки  необходимо  ознакомиться  с внутренними   документами   проверяемого   экономического    субъекта, касающимися организации,  постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить,  в  какой  мере  реальное  состояние   дел   соответствует положениям  вышеперечисленных  документов.  В  необходимых случаях для такой сверки рекомендуется  прослеживать  движение  отдельных  сумм  в учете от первичных документов до их вклада в отчетные документы
    

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ.
  2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности / Комментарий н.А. Ремизова.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.
  3. Правила (стандарты) аудиторской деятельности: Все 38 стандартов / Составитель и автор комментариев Н.А. Ремизов. –М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.
  4. Андреев В. Д. Внутренний аудит. М., 2003.
  5. Аудит / Под ред. В.И. Подольского.–М.: Экономистъ, 2005.
  6. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит.–Ростов-на-Дону, 2005.
  7. Макальская А.К. Внутренний аудит. М., 2000.
  8. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит.–М.: ИНФРА-М, 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.96MB/0.00057 sec

WordPress: 23.02MB | MySQL:121 | 1,896sec