ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В РОССИИ

<

110414 1901 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В РОССИИ В современной сфере услуг доля деловых услуг постоянно возрастает. Это обусловлено рядом факторов. Переход многих стран к ресурсосберегающему производству вследствие удорожания энергии, рабочей силы, различных материалов, а также в результате научно-технического прогресса, усложнения хозяйственных связей вызывает структурные изменения в сфере услуг, увеличивает потребность в деловом обслуживании. Этому способствует возрастание спроса на многообразные финансово-кредитные, страховые, бухгалтерские, правовые, консалтинговые и другие услуги. Рост сферы обращения, обслуживающей производство и потребление, повышает значение посредников, которые стремятся предлагать комплексные деловые услуги.

Увеличение объема финансовых операций, осуществляемых как традиционными финансовыми институтами, в том числе банками, страховыми, торговыми и другими компаниями, так и безналичных сделок через современные электронные сети, требует соответствующего контроля.

В условиях интеграции российской экономики в мировую вопросы, связанные с обслуживанием бизнеса, приобретают огромное значение для руководителей предприятий. Все они сталкиваются с преобразованием форм собственности на основе разгосударствления и акционирования предприятий, с ростом цен, иностранным инвестированием и переплетением украинских и иностранных капиталов, а также изменением их внутренней структуры, с приближением ее к тем пропорциям, которые характерны для мировой экономики в целом. Лишь после этого может начаться движение страны к мировому уровню эффективности экономики, что и является главной целью преобразований.

Имеется множество определений управленческого консультирования. Можно выделить два основных подхода к консультированию.

В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это»1.

Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «управленческое консультирование — это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений»2.

Можно считать два эти подхода взаимодополняющими. В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: «Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации»3. Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).

В нашей стране раньше это называлось «внедрением науки в производство». Однако консалтинг — это понятие рыночной экономики, следовательно, и отличается от научно-внедренческой деятельности так же, как рыночная экономика отличается от планово-централизованной.

С целью полного раскрытия понятия консалтинговой деятельности проанализируем изменения существующих формулировок управленческого консультирования (консалтингового управления) и изменения основных принципов консалтинговой деятельности

Консалтинговое управление – это «…высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области»1; «разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях»2 ; «это деятельность и профессия, его содержанием является помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта»3; «определенным образом организованный процесс взаимодействия между консультантом и персоналом предприятия (организации), результатом которого является осуществленное на нем организационное изменение или проект его внедрения»4; «услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблемах»5; «услуга, оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и практическом решении проблем»6 ; «эффективная форма рационализации управления производством на основе использования науки и передового опыта»7.

Сам консалтинг можно определить как «профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в решении проблем и функционировании их развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений»8.

Управленческое консультирование — это сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, и предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента.1

Управленческое консультирование — это сервис, обеспечивающий клиента независимым и объективным советом, и предоставляемый специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента.

Западные теоретики управленческого консультирования2 выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.

Во-первых, консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.

Во-вторых, консультанты в основном дают советы. Это означает, что они — только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь. Консультанты отвечают за качество и законченность совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.

И в-третьих, консультирование — это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать такими видами независимости: финансовой, административной, политической, эмоциональной. Все это предъявляет высокие требования к качеству и эффективности консалтинговых услуг и вызывает их ориентированность на интересы клиента.

Выделяют следующие принципы консалтинговой деятельности: компетентность; репутация; этические нормы; интересы клиента; широкие общественные интересы; изменение системы; вовлечение персонала; научность; гибкость; креативность; конкретность и объективность; эффективность; взаимоотношения.

Можно дать следующее обобщающее определение консалтингового консультирования, как вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом. Следует отметить профессиональность консалтинговой деятельности, т.к. она является самостоятельным и основным элементом инфраструктуры рыночной экономики.

В настоящее время налоговое законодательство Российской Федерации претерпевает частые изменения, что приводит к тому, что допускаются несколько вариантов толкования норм налогового права. Следствием чего является нерациональное функционирование налоговой системы.

Налоговое консультирование призвано решить данную проблему и сформировать эффективно действующую налоговую систему, которая не угнетала бы коммерческую деятельность и позволяла бы проводить эффективную бюджетную и налоговую политику – важнейшее условие для совершенствования экономики России.

Важным направлением налоговой деятельности является налоговое консультирование, которое может обеспечить правовую поддержку организациям по различным вопросам, связанным с уплатой налогов и применением законных способов уменьшения налоговых платежей.

Налоговое консультирование позволяет стабилизировать платежеспособность и финансовую устойчивость, которые являются важнейшими характеристиками финансово – экономической деятельности предприятий. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет преимущества перед другими предприятиями в привлечении инвестиций, в получении кредитов, выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Кроме того, такое предприятие не вступает в конфликт с государством по перечислению налогов, по выплате заработной платы, дивидендов, возврату кредитов и процентов по ним.

Налоговое консультирование – вид профессиональной деятельности по оказанию организациям и физическим лицам услуг на платной основе, позволяющее исполнять налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Необходимо отметить, что налоговое консультирование не входит в компетенцию налоговых органов. Важно еще также подчеркнуть, что налоговое консультирование не подменяет государственный контроль за налогообложением, в том числе и налоговые проверки налогоплательщиков органами ФНС. Государственные органы приобретают в лице налоговых консультантов надежных помощников. Там, где консультанты по налогам и сборам будут добросовестно работать, отпадут проблемы правильности и своевременности уплаты налогов, не будет административных и уголовных дел по этим составам правонарушений.

Как известно, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ1 содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывают понятие деятельности по налоговому консультированию, а специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе нет.

Именно поэтому необходимо создание консалтингового центра по оказанию услуг как коммерческим организациям, так и физическим лицам.

Ключевым моментом для налогового консультирования стало постановление Минтруда РФ от 4 августа 2000г. № 57. Им внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам», в котором предусматриваются должностные обязанности консультанта по налогам и сборам, вопросы, которые он должен знать и требования к его квалификации.

<

Современное налоговое консультирование требует специального законодательного регулирования. Необходим закон, который осуществлял бы контроль за эффективным и квалифицированным осуществлением этой деятельности.

Законное налоговое консультирование должно быть специализацией категории лиц – профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на установленных законом основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках не дополнительного, а основного профессионального образования.

В зависимости от того, кто осуществляет консультирование можно выделить внутрифирменное и внешнее консультирование.

Внутрифирменное – осуществляется консультантом по налогам и сборам или отделом по налогам внутри предприятия.

Внешнее – осуществляется профессионально подготовленными консалтинговыми организациями или физическими лицами, имеющими квалификационный аттестат налогового консультанта.

Налоговый консалтинг охватывает широкий спектр услуг и включает в себя1:

1. Консультации по вопросам налогового законодательства:

– консультирование по вопросам исчисления и уплаты налогоплательщиком всех видов налогов и сборов, в том числе по вопросам использования установленных льгот;

– консультирование по вопросам проведения контролирующими органами налогового контроля, и способах защиты прав и интересов налогоплательщика;

– консультирование по вопросам установленной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

– предоставление налогоплательщику информации о взимаемых налогах и сборах на определенной территории Российской Федерации;

– оценка налоговых последствий совершения сделок;

– оценка налоговых последствий совершения сделок, в том числе осуществления инвестиций;

– оценка налоговых последствий проведения реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) юридических лиц.

2. Оптимизация налогообложения – процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов функционирования предприятия, включает:

– разработку индивидуальных легитимных правовых схем;

– разработку оптимальных форм взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами;

– оптимизацию процесса формирования себестоимости в целях налогообложения;

– оптимизацию товарно-денежных потоков и способов их учёта в целях налогообложения;

– анализ применяемых налогоплательщиком схем оптимизации.

3. Досудебное урегулирование налоговых споров:

– экспертиза документов налогового органа (актов проверки, решений, требований и др.) и подготовка заключений по ним;

– подготовка возражений на акт налоговой проверки;

– представление интересов налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа;

– подготовка жалоб (заявлений, возражений) на решение налогового органа или иной акт о нарушении законодательства о налогах и сборах;

– подготовка рекомендаций при получении налогоплательщиком от налоговых органов требований об уплате налогов, предложений о добровольной уплате налоговых санкций;

– представление интересов налогоплательщика при рассмотрении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа жалоб (заявлений, возражений) налогоплательщика;

4. Оценку и анализ налоговых рисков компаний, разработку рекомендаций по их минимизации;

5. Постановку системы налогового учета, разработку учетной политики для цели налогообложения;

6. Обжалование действий и решений налоговых служб в суде и вышестоящих органах:

– оценка обстоятельств дела, в том числе юридическая экспертиза документов и заключение о перспективе судебного разбирательства;

– подготовка необходимых процессуальных документов, в том числе исковых заявлений и отзывов на исковые заявления;

– формирование доказательственной базы;

– квалифицированное представительство;

7. Возврат или зачет излишне уплаченных сумм налога;

8. Оперативное информирование об изменениях в законодательстве и нормативных актах, касающихся налогообложения.

Необходимо создавать налогоплательщику условия, при которых у него не пропадало бы желание взаимодействовать с налоговыми органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ // КонсультантПлюс.
  2. Андреев Е.П. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях//Налоги и налогообложение «NOTA BENE».– 2006.- № 1.
  3. Елмашев О.К. Управленческое консультирование: Вопросы теории и практики. Ижевск, 1989.
  4. Комаров В.Ф. Программа работ лаборатории управленческого консультирования. Новосибирск, 1988.
  5. Основные положения программы (материалы к Ученому совету МЭ и ОПП СО АН СССР от 13.01.88). Новосибирск, 1988.
  6. Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. М., 2005.
  7. Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления. М., 1988.
  8. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: (практический опыт и рекомендации). М., 1988.
  9. Саврук А., Красюк Р. Готовых решений не бывает // Рынок капитала. 2003. №23-24.
  10. Чакыров К. Управленческое консультирование — организация процесса. София, 1986.
  11. Управленческое консультирование / Под ред. М.Кубра. В 2т. М., 2002.
  12. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. М., 1988.
  13. FEACO Information Document. Bruxelles, 1994.
  14. Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1983.
  15. Steele F. Consulting for organisational change. Amherst, MA, University of Massachusetts Press, 1975.

     

    2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАЛОГОВОМУ КОНСУЛЬТАНТУ

     

    Налоговый консультант – это профессиональный юрист, бухгалтер, финансовый менеджер в одном лице, который специализируется на оказании квалифицированной помощи налогоплательщикам.

    Для приобретения статуса налогового консультанта претендент, отвечающий определенным квалификационным требованиям, должен достичь необходимого уровня совмещения теоретических знаний и практических навыков, характерных для каждой из перечисленных профессий.

    Современному налоговому консультанту требуется умение сопоставлять нормы смежных отраслей права, находить наиболее эффективные пути реализации договорной, учетной политики хозяйствующих субъектов, владеть методами налоговой оптимизации.

    На должность консультанта по налогам и сборам назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительную подготовку в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительную подготовку в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

    Консультант по налогам и сборам должен знать:

    – Налоговый кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц;

    – методические материалы, касающиеся предпринимательской и иной деятельности организаций и физических лиц;

    – порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

    – основы правового регулирования имущественных отношений;

    – порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности;

    – порядок проведения налоговых проверок и оформления их результатов;

    – методы оптимизации налогообложения;

    – принципы организации предпринимательской деятельности;

    – порядок заключения, изменения, оформления и прекращения гражданско-правовых договоров;

    – правовые основы деятельности по налоговому консультированию;

    – современные информационные технологии;

    – методы компьютерной обработки информации;

    – этику делового общения;

    – основы трудового законодательства.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  16. Андреев Е.П. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях // Налоги и налогообложение «NOTA BENE».– 2006.- № 1.
  17. Бондарчук Н.В., Карпасова З.М., Финансовый анализ для целей налогового консультирования, — М.: Вершина, 2006.
  18. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования. М., 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ЗАДАЧА

     

    Заполните таблицу 1, описав преимущества и недостатки различных систем оплаты труда сотрудников аудиторско -консультационной фирмы.

     

    Таблица 1

    Преимущества и недостатки систем оплаты труда консультационной деятельности

    Система оплаты 

    Преимущества 

    Недостатки 

  19. Повременная
  20. Оплата за фактически отработанное время, относительная гарантия стабильности заработка, меньше текучесть кадров, работника выше чувство сопричастности к организации1

    Работник не заинтересован в результате своего труда, работник фактически получает заработную плату за присутствие на рабочем месте, появляется необходимость контроля, возникают издержки контроля, оплачиваемые самими работниками

    2 Фиксированная

    Оплата за определенный объем работы, работник предпочитает фиксированную оплату как фактор стабильности и определенности

    Не стимулирует работники на выполнение работы быстрее и более качественно

    3 Процент от стоимости объекта консультирования

    Оплата за определенный объем работы, работник предпочитает фиксированную оплату как фактор стабильности и определенности

    Трудно определить заранее весь объем работы, возможно значительно увеличение трудовых затрат при сохранении уровня оплаты

    4 Процент от результата консультирования

    Прямую зависимость между результатами работы и величиной вознаграждения

    Существует также проблема соотношения усилий работника с целями работодателя. Не все аспекты трудовой деятельности поддаются наблюдению или измерению. Как измерить, например, добросовестность, вежливость, дружелюбие, хорошие манеры, преданность интересам фирмы? Установление любых критериев оценки работы может привести к тому, что работник будет стремиться улучшить именно те показатели своей работы, которые этим критериям соответствуют, игнорируя иные

     

    Продолжение таблицы 1

    Система оплаты 

    Преимущества 

    Недостатки 

    4 Процент от результата консультирования

    Прямую зависимость между результатами работы и величиной вознаграждения

    Существует также проблема соотношения усилий работника с целями работодателя. Не все аспекты трудовой деятельности поддаются наблюдению или измерению. Как измерить, например, добросовестность, вежливость, дружелюбие, хорошие манеры, преданность интересам фирмы? Установление любых критериев оценки работы может привести к тому, что работник будет стремиться улучшить именно те показатели своей работы, которые этим критериям соответствуют, игнорируя иные аспекты трудовой деятельности, не измеряемые количественно, проблемы сохранения качества услуг;

    заработки сдельщиков выше, чем повременщиков.

    При использовании сдельной системы оплаты работники нередко сталкиваются с так называемым «эффектом храповика» (ratchet effect). Он заключается в следующем. Работник производит продукции больше, чем предполагала фирма. Менеджер связывает это с тем, что работа не слишком тяжелая и, следовательно, заработная плата слишком высока. Поэтому возникает высокая вероятность, что ставка заработной платы понизится1

    5 Комбинированнная

    Позволяет сочетать достоинства и недостатки предыдущих систем уплаты труда

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  21. Андреев Е.П. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях // Налоги и налогообложение «NOTA BENE».– 2006.- № 1.
  22. Бондарчук Н.В., Карпасова З.М., Финансовый анализ для целей налогового консультирования, — М.: Вершина, 2006.
  23. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. — М.: ГАУ, 2007.
  24. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования. М., 2004.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.43MB | MySQL:113 | 2,005sec