Порядок осуществления контроля за выполнением материалов ревизии

<

102814 1133 1 Порядок осуществления контроля за выполнением материалов ревизииОсновными задачами инвентаризации являются: контроль за сохранностью активов и действиями должностных лиц, обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, проверка соблюдения правил и условий хранения и использования ценностей, выявление устаревших и неиспользуемых ценностей, проверка реальности стоимостной оценки имущества.

Для правильной постановки инвентаризационной работы крупные экономические субъекты создают специальные комиссии: постоянно действующую инвентаризационную комиссию и рабочие инвентаризационные комиссии.

Для повышения действенности инвентаризации практикуются и контрольные проверки (перепроверки) ее материалов. Их нередко проводят с участием независимых (внешних) аудиторов, хотя чаще с участием членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц по окончании инвентаризации, но обязательно до открытия склада (кладовой, секции и т. п.), где производилась инвентаризация. При этом проверяются наиболее ценные и пользующиеся повышенным спросом ценности, значащиеся в описи. Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом. Учет проводимых контрольных проверок ведется бухгалтерией в специальной книге.

В ряде случаев материалы инвентаризации уточняются при помощи дополнительных методологических приемов фактического контроля (таких как осмотр, обследование и др.), а также при помощи методологических приемов документального контроля (таких как контрольное сличение, восстановление количественно-суммового учета и др.).

Выявленные итоговые результаты инвентаризации имеют количественное и стоимостное выражение.

Окончательные заключения и предложения по результатам инвентаризации выносит и утверждает на своем заседании постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Как правило, в протоколе такого заседания отражается следующая информация:

а) подробные сведения о причинах и виновниках недостач, потерь и излишков;

б) меры, принятые по отношению к виновным лицам;

в) предложения по регулированию расхождений фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

Предложения о возможности взаимного зачета пересортицы готовит рабочая инвентаризационная комиссия. Она представляет их на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии. А окончательное решение о взаимозачете обычно принимает руководитель предприятия. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения и со следующими ограничениями:

а) за один и тот же проверяемый период;

б) у одного и того же проверяемого лица;

в) в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования;

г) в тождественных количествах.

При пересортице часто возникают суммовые разницы (либо положительные, либо отрицательные), но взаимозачет этих разниц недопустим. А на ту суммовую разницу, которая образовалась не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не может быть отнесена на виновных лиц. А если конкретные виновники пересортицы действительно не могут быть установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостача товаров сверх норм убыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32 Содержание акта ревизии и требования, предъявляемые к нему

 

В акте ревизии результатов расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками должны быть соблюдены: объективность, ясность, точность описания выявленных фактов нарушений со ссылкой на соответствующие нормативные акты и законы.

Выявленные факты, однородных, многочисленных нарушений группируются в ведомость, которая прилагается к акту ревизии и подписывается руководителем и главным бухгалтером. В акте не должна приводится оценка действий различных должностных лиц. Акт ревизии не следует загромождать описанием структуры предприятия, а также отчетами и плановыми данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.

Содержание акта ревизии:

а) общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;

б) выявленные факты нарушений законодательства и нормативных актов;

в) факты не полного выявления договорных обязательств, неправильного расходования средств, других нарушений финансовой дисциплины;

г) факты неправильного ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности;

д) факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;

е) размеры причиненного материального ущерба с указанием виновных, а также с изложением обстоятельств, способствующим этим нарушениям;

ж) скрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы предприятия.

Методическая систематизация материалов, включаемых в акт ревизии, может производиться двумя способами:

а) по мере завершения проверки первых вопросов составляются промежуточные или разовые;

б) акт ревизии составляется после завершения всей работы.

Оформленные промежуточные акты могут иметь самостоятельное хождение, а так же они являются приложением к основному акту. Кроме этого приложением являются:

— экспертное заключение;

— подлинные документы;

— копии документов;

— выписки;

— объяснительные записки.

В приложении данные группируются по видам нарушений и по значимости для ревизуемого предприятия.

Следует отметить, что основные мероприятия по реализации результатов ревизии включают:

а) принятие мер по устранению выявленных недостатков. Руководитель ревизионной группы в 10-дневный срок после окончания ревизии принимает меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности;

б) руководитель предприятия со специалистами разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных нарушений и сообщает об этом руководителю ревизионной группы;

в) мероприятия оформляются в виде приказов, распоряжений, указываются сроки их выполнения и лиц ответственные за это.

Контроль за выполнением решений по материалам ревизии осуществляется в трех формах:

а) информирование руководства ревизионной организации о выполнении предусмотренных мероприятий;

б) выезд ревизоров на место осуществления проверки;

<

в) проверка устранения недостатков при проведении последующей ревизии.

По результатам ревизии составляется акт в том случае, если в ходе ревизии выявлены нарушения законодательств. Результаты ревизии, в ходе которых не выявлено нарушений актов законодательства — оформляется справка. Акт или справка подписываются ревизором, руководителем, юридического лица (ИП) и главным бухгалтером проверяемого предприятия. (Приложение 1)

Контролирующие органы, проводившие ревизию, обязаны не позднее 30-дневного срока вынести решение о применении к предприятию экономических санкций. Это решение может быть обжаловано субъектом хозяйствования в вышестоящий контролирующий орган в 5-дневный срок со дня получения. Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа обязано рассмотреть жалобу в 15-дневный срок со дня его поступления. Суммой экономических санкций, не отнесенной субъектом хозяйствования, списываются в бесспорном порядке по распоряжению контролирующего органа со счетов правонарушителя или со счетов его дебитора. Не подлежит исполнению решение контролирующего органа об экономических санкциях, если со дня его вынесения прошло 3 или более месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55 Методика проверки выполнения плана производства продукции и полноты ее оприходывания

 

Осуществляется контроль выполнения плана производства продукции по объему и ассортименту, изучается ритмичность выпуска продукции, контролируется качество выпускаемой продукции, наличие потерь от брака, оценивается организация внутреннего контроля за выпуском продукции, состояние запасов, сохранность ценностей на складах.

Полнота оприходования произведенной готовой продукции может быть проверена путем сопоставления альтернативного баланса расхода материалов и выхода готовой продукции исходя из нормативных затрат.

Для проверки объема производства продукции используются данные первичных документов и производственных отчетов, актов инвентаризации незавершенного производства, регистров аналитического и синтетического учета.

Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов и отчетов о движении материальных ценностей на складах. В этом случае применяются такие методы контроля, как сканирование, прослеживание, пересчет.

Устанавливая правильность формирования выручки от продажи продукции, анализируются договоры с контрагентами, полнота регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями. Обращается внимание на соответствие таких показателей, как номенклатура продукции, цены на нее, количество и сумма, дата операции. Дается оценка организации оперативного учета исполнения договорных обязательств, определяется обоснованность начисления штрафных санкций в связи с нарушением договорной дисциплины.

Бухгалтерский учет выручки от реализации осуществляется по методу начислений или по кассовому методу. Поэтому следует проконтролировать полноту отражения операций по продаже (отгрузке) продукции по кредиту счета 90 независимо от ее оплаты. В процессе проверки выясняется правильность отражения НДС в зависимости от выбранного варианта признания выручки.

Подвергаются контролю и расходы на продажу, которые связаны со сбытом продукции и включают в себя: расходы на тару и упаковку, по транспортировке и погрузке-разгрузке готовой продукции, на рекламу, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям. Путем сверки данных первичных документов и учетных регистров оценивается организация аналитического учета этих расходов, а с помощью арифметического контроля — правильность их распределения между видами проданной продукции. Распределение производится пропорционально стоимости проданной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

Типичными ошибками, которые выявляются при проверке выпуска готовой продукции и ее реализации, могут быть:

— ведение бухгалтерского учета реализации продукции кассовым методом, хотя учетной политикой выбран метод начислений;

— неправильное исчисление фактической себестоимости проданной продукции;

— неполное отражение в учете выпущенной продукции;

— отсутствие налаженного аналитического учета готовой продукции по местам хранения и отдельным видам готовой продукции;

— отсутствие проведения инвентаризации готовой продукции;

— некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете продажи продукции по бартеру, при зачете взаимных требований и др.

 

 

 

 

 

 

Задание 1

 

Ознакомиться с годовым планом работы ревизионной комиссии и составить приказ о назначении комплексной ревизии.

Требуется:

  1. Составить приказ по ОАО «Север» о проведении комплексной ревизии в ООО «Восход» (приложение Б).
  2. Заполнить вступительную часть акта комплексной ревизии (приложение Д).

     

    Ответ

    ПРИКАЗ № 9

    по ОАО «Север»

    от 25 января 2012 г. г. Москва

    О проведении комплексной ревизии производственной

    и финансово-хозяйственной деятельности ООО «Восход»

     

    Для проведения комплексной ревизии в ООО «Восход»

    назначается ревизионная комиссия в составе:

    1. Председатель старший ревизор Орлова Н.С.

    2. Члены комиссии:

    ревизор Петрова В.П.

    ведущий экономист Васильченко Г.В.

    Ревизии подлежит имущество и финансовые обязательства ООО «Восход», г. Краснодар за период с 1 апреля 2011 г. по 1 февраля 2012 г.

    К ревизии приступить 3 февраля 2012 г.

    и окончить 28 февраля 2012 г.

    Причина ревизии: контрольная проверка

    Материалы ревизии сдать в ОАО «Север» в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации

    Руководитель __________ Сидоров В.Н.

     

    ОАО «Север»

     

    АКТ

    ревизии финансово-хозяйственной деятельности

    ООО «Восход», г. Краснодар

    «02» марта 2012 г. г. Краснодар

    Бригадой ревизоров в составе старшего ревизора Орлова Н.С., ревизора Петровой В.П. , ведущего экономиста Васильченко Г.В.

    произведена проверка на основании приказа № 9 от 25 января 2012 года по ОАО «Север»

    ревизия финансово-хозяйственной деятельности ООО «Восход»

    за период с г. Краснодар за период с 1 апреля 2011 г. по 1 февраля 2012 г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задание 3

     

    При изучении 3 февраля 2012 г. учетной политики ООО «Восход» старшим ревизором Орловым Н.С. было выявлено, что в первом полугодии 2012 г. организация производила списание сырья и материалов в производство по средней себестоимости, а начиная с июля – по себестоимости единицы запасов.

    На основании приведенных данных требуется:

    1. Определить характер допущенного нарушения.

    2. Сделать запись для включения в акт ревизии.

     

    Ответ

     

    В ходе ревизии было выявлено, что в первом полугодии 2012 года ООО «Восход» исследуемая организация производила списание сырья и материалов в производство по средней себестоимости, а начиная с 1 июля отчетного года – по себестоимости единицы запасов.

    По результатам аудиторской проверки было выявлено, что исследуемая организация не могла внести изменения в учетную политику так, как:

    1. В соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
    изменение учетной политики организацией может производиться в случаях:

    изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

    существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

    Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

    2. В соответствии с п. 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики должно производиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

    3. В соответствии с п. 17. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» отпуск МПЗ в производство, используемых организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов. Организация имела право применять данный метод оценки МПЗ только при смене вида деятельности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задание 22

     

    Проверив материал инвентаризаций, проведенных работниками бухгалтерии, ревизор установил, что в мае прошлого года сверх норм естественной убыли списано капусты и картофеля на 458 руб. Объяснение заведующего складом Обухова В.И. отсутствует. Акта на списание овощей и картофеля нет. Результаты инвентаризации не рассматривались.

    На основании приведенных данных требуется:

    1. Указать, как должен поступить ревизор в данном случае, какие документы и кто должен дополнительно представить.

    2. Определить законность списания недостачи.

    3. Сделать запись для включения ее в акт ревизии.

     

    Ответ

    Ревизор должен истребовать объяснение заведующего складом Обухова В.И. как материально ответственного лица, руководитель организации должен составить комиссию о наличии недостачи материальных ценностей в виде капусты и картофеля на сумму 458 руб. Во-вторых, необходимо составить инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3 и сличительную ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-19 (постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88). По итогам ревизии оформляется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по форме № ИНВ-26, в которой отдельно отражаются установленная порча имущества и порядок списания недостач и потерь от порчи имущества. Форма этого документа утверждена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26.

    В результате выявления недостачи (излишнего, сверхнормативного списания материальных запасов), необходимо установить виновника.

    Выявленная недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации (пп. «б» п. 3 ст. 12 Закона № 129-ФЗ, п. 30 Методических указаний по учету МПЗ, пп. «б» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованных источников

     

  3. Андреев В.Д., Киселевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  4. Дробышевский Н.П. Ревизия и контроль. М., 2008.
  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.
  6. Маренков Н.Л. Ревизия и контроль. М., 2011.
  7. Медведев А.Н. Типичные ошибки бухгалтерии.– М.: Бератор-пресс, 2009.
  8. Шатунова Г.А. Контроль и ревизия. – М.: Рид Групп, 2012.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.94MB | MySQL:115 | 1,541sec