Причины необходимости проведения обязательного аудита

<

102814 1810 1 Причины необходимости проведения обязательного аудитаСогласно ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 8 декабря 2008 года № 307-ФЗ обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Аудит позволяет:

получить достоверное представление о соответсвии реальности финансовой и бухгалтерской отчетности;

выявить факты некомпетентности сотрудников и умышленного искажения отчетности;

выполнить обязательные требования закона, банка, контрагента;

получить представление о соответствии бухгалтерского и налогового учета нормативным требованиям;

оценить систему внутреннего контроля клиента на соответствие нормативным требованиям, масштабу и характеру деятельности;

выявить существенные риски в налоговой сфере и во взаимоотношениях с другими предприятиями и физическими лицами;

выявить и использовать все законные возможности оптимизации налогообложения;

на основе полученной в ходе аудита информации разработать предложения по устранению выявленных недостатков, а также проконтролировать результаты их реализации.

По результатам проведения обязательного аудита выдается официальное заключение в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

 

 

 

 

12 Первоначальный и периодический аудит

 

Аудит подразделяется на первоначальный и периодический (повторяющийся, согласованный).

Первоначальный аудит — это аудит, который проводится для данного клиента впервые. В данном случае риск и трудоемкость аудита существенно увеличиваются, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой повторно либо регулярно. Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 Лицензированные требования и условия осуществления аудиторской деятельности

 

Лицензирования аудиторской деятельности осуществления на основания Положения о лицензировании аудиторской деятельности от 16 февраля 2008 г.1, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Согласно данному положению лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (далее — лицензирующий орган). Лицензия на осуществление аудиторской деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) правил внутреннего контроля качества работы и соблюдение лицензиатом указанных правил при осуществлении аудиторской деятельности в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

б) соблюдение лицензиатом требований статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в отношении запрещения занятия им иными видами предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных указанной статьей;

в) наличие у аудиторов лицензиата — аудиторской организации или у лицензиата — индивидуального предпринимателя, осуществляющего аудиторскую деятельность, квалификационных аттестатов аудиторов, тип которых соответствует профилю проводимого аудита;

г) наличие не менее 3 аудиторов, являющихся работниками соискателя лицензии (лицензиата) — коммерческой организации на основании трудовых договоров;

д) создание соискателя лицензии (лицензиата) — коммерческой организации в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества;

е) соблюдение лицензиатом требований статьи 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

ж) наличие у лицензиата — аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее 2 лет, а при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа проведения аудиторской проверки кредитных организаций не менее 2 лет в соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

з) участие в проводимом лицензиатом — аудиторской организацией обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее 2 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит);

и) соблюдение лицензиатом требований к представлению отчетности лицензиата лицензирующему органу;

к) обеспечение лицензиатом условий проведения внешнего контроля качества работы лицензиата, включая предоставление всей необходимой для проверки документации и информации;

л) обеспечение лицензиатом сохранности сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну.

Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением (в том числе грубым) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении аудиторской деятельности является:

а) однократное невыполнение лицензиатом в течение календарного года хотя бы одного из лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «в», «е» и «л» пункта 4 настоящего Положения;

б) повторное невыполнение лицензиатом в течение календарного года хотя бы одного из лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «г» пункта 4 настоящего Положения.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы, указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) сведения о включенных в государственный реестр аттестованных аудиторов аудиторских организаций квалификационных аттестатах, принадлежащих аудиторам, состоящим в штате соискателя лицензии — коммерческой организации, или соискателю лицензии — индивидуальному аудитору;

б) копии документов о назначении руководителя соискателя лицензии — коммерческой организации.

Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении лицензии, должны быть перечислены в описи, которая представляется (направляется) соискателем лицензии в лицензирующий орган вместе с заявлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40 Профессиональная компетентность аудитора

 

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные этические принципы и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера. Основные профессиональные этические принципы, связанные с аудиторской деятельностью, сформулированы в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Согласно пункту 3 Правила № 1 при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональным аудиторским объединением, членом которого он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

– независимость;

– честность;

– объективность;

– профессиональная компетентность и добросовестность;

– конфиденциальность;

– профессиональное поведение.

Рассмотрим каждый из принципов более подробно.

Независимость – принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах аудируемого лица, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. При этом независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Честность – принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность – принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность – принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность – принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность – принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита. Они не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени. Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

<

Профессиональное поведение – принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Кроме того, согласно пункту 4 Правила № 1 аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

В понятие профессионального скептицизма включается и то, что при планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Российский Кодекс профессиональной этики аудиторов (далее – Кодекс) был утвержден Аудиторской палатой России 4 декабря 1996 года. Он обобщает этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России. Нормы профессионального поведения, определяемые отечественным Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IFAС).

Согласно статье 1 Кодекса этика профессионального поведения аудиторов определяет нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Каждый аудитор, подвергшийся критике своих коллег по поводу нарушения этики профессионального поведения, имеет право на объективное публичное расследование допущенных отступлений от норм, предусмотренных Кодексом, которое по желанию аудитора может проводиться конфиденциально.

Кодекс содержит следующие требования к профессиональной этике аудиторов.

1. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов.

2. Соблюдение общественных интересов.

3. Объективность аудитора.

4. Внимательность аудитора.

5. Независимость аудитора.

6. Профессиональная компетентность аудитора.

7. Конфиденциальность информации клиентов.

8. Налоговые отношения. Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах; они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента, однако при этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок. Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он стремится не обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.

9. Плата за профессиональные услуги. Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.

Размер оплаты профессиональных услуг аудитора не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме указанных выше. Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов наличными. Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги.

Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.

10. Отношения между аудиторами. Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии. Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене клиентом аудитора, содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора. Информирование вновь назначенного аудитора производится в письменной форме с соблюдением этических норм о конфиденциальности.
Вновь приглашенный аудитор, если такое приглашение сделано не по результатам конкурса, проведенного клиентом, прежде чем согласиться на предложение, обязан запросить прежнего аудитора и убедиться, что не существует профессиональных причин для отказа от него. Вновь приглашенный аудитор, не получивший ответа от прежнего аудитора в течение приемлемого времени и, несмотря на предпринятые усилия, не имеющий иной информации об обстоятельствах, препятствующих его сотрудничеству с данным клиентом, имеет право дать положительный ответ на полученное предложение.

11. Отношения сотрудников с аудиторской фирмой. Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов. Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания. Аудиторская фирма обязана разрабатывать методы профессиональной деятельности, обобщать нормативные акты, снабжать ими своих сотрудников, постоянно заботиться о повышении их профессиональных знаний и качеств.

12. Публичная информация и реклама. Публичная информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг может быть представлена в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм. При этом отсутствуют какие-либо ограничения в отношении места и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рекламного объявления.

13. Действия аудитора, несовместимые с профессиональной деятельностью. Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потому несовместимой с оказанием профессиональных аудиторских услуг.

14. Аудиторские услуги в других государствах. Независимо от того, где аудитор оказывает профессиональные услуги, в своем государстве или в другом, этические нормы его поведения остаются неизменными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54 Аудиторский риск: понятие, компоненты, методика, определение

 

В федеральном правиле (стандарте) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (федеральный стандарт № 8) под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.

Кроме нормативных документов существует большое количество научных публикаций, авторы которых также пытаются раскрыть смысл понятия «аудиторский риск»:

Аудиторский риск — субъективно определяемая аудитором вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта (клиента) может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажений после подтверждения ее достоверности либо признать, что она содержит существенные искажений, в то время как на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

Аудиторский риск — риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

ОценкаОЦЕНКА
— 1) деятельность экспертов по оценке, результатом которой является определение стоимости объект…
 аудиторского рискаРИСК
— неопределенность, связанная с принятием экономических решений.
 — это составная частьЧАСТЬ
— 1. доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое; 2. раздел, подраздел.
 работыРАБОТЫ
— вид деятельности, в котором само выполнение работы считается основным результатом деятельности…
 аудитораАУДИТОР
— лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности. Осуществляет контрольные и к…

Аудиторский риск – это предпринимательский риск аудитора (аудиторской фирмы), представляющий собой оценку риска неэффективности аудиторской проверки. Аудиторский риск состоит из трех компонентов:

  1. неотъемлемый риск;
  2. риск средств контроля;
  3. риск необнаружения.

    Неотъемлемый риск отражает подверженность сальдо счетов или групп однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или групп однотипных операций при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. Неотъемлемый риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта. Для проведения оценки неотъемлемого риска аудитор полагается на свое профессиональное суждение с тем, чтобы учесть многочисленные факторы :

    — на уровне бухгалтерской отчетности


    1. Опыт и знания руководства. А также изменения в его составе за определенный период, например, неопытность руководства может повлиять на подготовку бухгалтерской отчетности аудируемого лица;

    2. Необычное давление на руководство, например обстоятельства, вследствие которых руководство может склониться с искажением бухгалтерской отчетности, такие, как большое число банкротств предприятия в данной отрасли и нехватка капитала, необходимого для дальнейшей деятельности субъекта;


    3. Характер бизнеса субъекта, например, потенциальная возможность технического устаревания его продукции и услуг, сложность структуры капитала, значимость связанных сторон, а также количество производственных площадей и их географическое распространение;


    4. Факторы, влияющие на отрасль, к которой относится субъект, например состояние экономики и условия конкуренции, отражением которых является финансовые тенденции и показатели, а также изменения в области технологии, потребительского спроса и учетной политики, характерные для данной отрасли;

    на уровне сальдо счета и группы однотипных операций

    1. Счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям, например, статьи, требовавшие корректировки в предыдущие периоды или связанные с большой ролью субъективной оценки;

    2. Сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которые могут потребовать привлечения экспертов;

    3. Роль субъективного суждения, необходимого для определения сальдо счетов;

    4. Подверженность активов потерям или незаконному присвоению, например, наиболее привлекательные и подвижные активы, такие, как денежные средства;

    5. Завершение необычных и сложных операций. Особенно в конце или ближе отчетного периода;

    6. Операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки.

    Риск средств контроля означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении сальдо (остатков) счетов или группы однотипных операций и которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или групп однотипных операций, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта. Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими категориями: высокой надежности соответствует низкий риск, низкой надежности – высокий риск.

    Предварительная оценка риска средств контроля представляет собой процесс определения эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта с точки зрения предотвращения и обнаружения и исправления существенных искажений.

    Основываясь на результатах средств контроля, аудитор должен определить, были ли разработаны или применялись ли средства внутреннего контроля так, как предполагалось при предварительной оценке риска средств контроля.

    В результате предварительной оценки отклонений аудитор может делать вывод о том, что первоначальная оценка уровня риска средств контроля нуждается в пересмотре. В таких случаях аудитору следует изменить характер, временные рамки и объем запланированных процедур проверки по существу. При оценки риска средства контроля аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, однако он обязан убедиться в том, что они справедливы и для проверяемого года. Результаты оценки риска средств контроля аудитор должен отразить в общем плане аудита, а уточняющие оценки – в рабочей документации по проверке.

    Риск необнаружения является показателем эффективности качества работы аудитора и зависит от порядка проведения конкретной проверки , а также от квалификации аудиторов и степени их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта. Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры. Аудитор должен учитывать оцененные уровни неотъемлемого риска и риска средств контроля при определении характера, временных рамок и объема процедур проверки по существу, необходимых для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. В этой связи аудитор рассматривает:

    характер процедур проверки по существу, например, проведение тестов, ориентированных на представителей независимых сторон за пределами субъекта, а не на сотрудников или документацию внутри него, или проведение в дополнение к аналитическим процедурам детальных тестов, направленных на решение какой-либо конкретной цели аудита;

    временные рамки выполнения процедур проверки по существу, например проведение данных процедур в конце отчетного периода, а не более ранний срок;

    объем процедур проверки по существу, например использование большего объема выборки.

    Аудиторский риск приемлемый — готовность аудитора признать, что финансовая отчетность содержит существенные ошибки уже после завершения аудита и представления аудиторского заключения без оговорок.

    Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:

    1)
    оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся в настоящее время аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита;

    2)
    количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска.

    Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской фирмы, поэтому его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентности рынка.

    Величина аудиторского риска зависит от:

    1. Степени, в которой пользователи полагаются на финансовую отчетность в процессе принятия решений;

    2. Распределения собственности (если держателями акций являются ограниченное число собственников, у них есть альтернативные пути получения информации);

    3. Финансовое положение клиента (если оно неустойчиво, то велика вероятность того, что аудитору придется доказывать качество проведенной им проверки).

    Предварительно установленная величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической среде, в которой он действует.

    Таким образом:

    определение аудиторского риска, данное в федеральном стандарте № 8, содержит слишком много неопределенностей и не может быть использовано в практике аудита;

    наиболее приемлемое и конструктивное толкование аудиторского риска — это интерпретация его как вероятности ошибки аудитора;

    в нормативных документах необходимо определить, какую степень несоответствия формы аудиторского заключения, выражающего мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, и имеющихся в ней искажений следует считать ошибкой аудитора;

    аудиторский риск — вероятность наличия (не обнаружения) существенных искажений или ошибок в бухгалтерской отчетности, по поводу которой аудитором выражено неотрицательное мнение о ее достоверности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача 10

     

    Уставный капитал торгового дома «Арбат» полностью принадлежит российским инвесторам. По итогам 2007 г. имеются следующие показатели:

    – объем годовой выручки составляет 17 118 136 руб.;

    – сумма активов баланса на конец года – 2345780 руб;

    – минимальный размер оплаты труда за месяц в 2007 г. составил 100 руб.

    Определить, подлежит ли торговый дом «Арбат» обязательному аудиту?

     

     

    Решение

     

    Согласно ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 8 декабря 2008 года № 307-ФЗ обязательный аудит проводится в случаях, если:

    1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

    2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

    3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

    4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

    Таким образом, на основании ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» торговый дом подлежит обязательному аудиту в случае если его организационной формой является открытое акционерное общество, о чем не говорится в задаче (то есть, не указана ни одна из организационно-правовых форм). Сделать вывод об обязательности аудита по данному пункту не представляется возможным.

    По ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» торговый дом не подлежит аудиту, так как не является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

    По ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» торговый дом не подлежит аудиту, так как объем выручки от продажи продукции организации за 2007 г не превышает 50 миллионов рублей (фактически составила 17 118 136 руб., сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, не превышает 20 миллионов рублей (фактически составила 2 345 780 руб.).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача 13

     

    Аудиторская организация получил от внебюджетного фонда предложения заключить договоры на оказание двух видов услуг: обучение бухгалтерского персонала и составление бухгалтерской отчетности.

    Единственный специалист аудиторской организации по внебюджетным фондам является сыном заместителя главного бухгалтера внебюджетного фонда. Примет ли аудиторская организация оба эти предложения? А если одно, то какое?

     

    Решение

     

    Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 8 декабря 2008 года № 307-ФЗ аудит не может осуществляться аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и согласно п. 6 ч. 1 данной статьи аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

    Следовательно, на основании пп. 2, 6 ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация не вправе осуществлять аудит внебюджетного фонда, так как аудитор фирмы состоит в близком родстве с должностным лицом фонда, которое несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторская организация вправе принять предложение о предоставлении дополнительных услуг таких, как составление бухгалтерской отчетности, что соответствует п. 1 ч. 7 ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 8 декабря 2008 года № 307-ФЗ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача 31

     

     

    По результатам проверки финансовой отчетности организации за 2006 г. аудитор не получил причитающееся ему аудиторское вознаграждение. Руководитель проверяемого экономического субъекта обещал выплатить данное вознаграждение в двойном размере после проверки аудитором финансовой отчетности за 2007 г. и выдачи им по результатам проверки аудиторского заключения с выражением безоговорочно положительного мнения.

    Как должен поступить аудитора в данной ситуации, чтобы не нарушить основные положения принципа независимости, определенные в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности»?

     

    Решение

     

    Согласно п. 3 ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 8 декабря 2008 года № 307-ФЗ аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг. В рассматриваемой задаче налицо материальное давление на аудитора. В этом случае, аудитор в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 8 декабря 2008 года № 307-ФЗ при проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях: выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

     

    Список использованной литературы

     

  4. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 8 декабря 2008 года № 307-ФЗ // СЗ РФ. 2001. Ст. 5.
  5. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года №119-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 № 164-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 30.12.2004 № 219-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ, от 30.12.2008 № 307-ФЗ) // СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3422.
  6. Положение о лицензировании аудиторской деятельности от 16 февраля 2008 г. / Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 80 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 281.
  7. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. — М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. — 464 с.
  8. Андреев В.Д. Практический аудит: Справочное пособие — М.: Экономика, 2009. — 336 с.
  9. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сотников / Под ред. проф. В.И.Подольского. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. — 432 с.
  10. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. — М.: ИНФРА-М., 2009. — 552. с.
  11. Терехов А.А. Аудит. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 512 с.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.55MB | MySQL:123 | 2,256sec