Провести сравнительный анализ МСА 550 «Связанные стороны» и Правила (стандарт) № 9 «Аффилированные лица» (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405)

<

102814 1730 1 Провести сравнительный анализ МСА  550 «Связанные стороны» и Правила (стандарт) № 9 «Аффилированные лица» (Утверждено  Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405)Определение связанной стороны дано в международном стандарте финансовой отчетности 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»: стороны считаются связанными, если при принятии финансовых и оперативных решений одна сторона может контролировать другую или оказывать на нее значительное влияние.

Рекомендации в отношении обязанностей аудитора и аудиторских процедур, применяемых по отношению к связанным сторонам (родственным или зависимым организациям) и операциям с такими сторонами, представлены МСА 550 «Связанные стороны». Под операциями между связанными сторонами подразумевают передачу ресурсов или обязательств между связанными сторонами вне зависимости от того, взимается ли за такую передачу плата.

Данный стандарт требует от аудиторов выполнения аудиторских процедур для получения достаточных и уместных аудиторских доказательств относительно установления связанных сторон и раскрытия информации о них, а также влияния существенных операций со связанными сторонами на финансовую отчетность. Обязывает аудитора при наличии какого-либо признака, указывающего на существование связанных сторон, выполнить изменения, расширенные или дополнительные процедуры, целесообразные в данных условиях.

За определение связанных сторон и операций ними, а также раскрытие соответствующей информации отвечает руководство экономического субъекта, в обязанности которого входит внедрение соответствующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля для обеспечения надлежащего отражения в учете и раскрытия в финансовой отчетности операций со связанными сторонами. Необходимость обладания аудитором информацией о связанных сторонах объясняется тем, что:

  • основными правилами финансовой отчетности может пред-
    усматриваться раскрытие в финансовой отчетности определенных взаимоотношений и операций со связанными сторонами, указанных МСФО 24;
  • существование связанных сторон или операций со связанными
    сторонами может повлиять на финансовую отчетность;
  • источник аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую опенку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от несвязанных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей убедительностью;
  • операции со связанными сторонами могут мотивироваться не только обычными деловыми соображениями, но и, например, распределением прибыли или даже мошенничеством.

    Данное требование предполагает наличие у аудитора знаний о бизнесе субъекта и отрасли в целом.

    Согласно разделу «Существование связанных сторон и раскрытие информации о них» для выявления наличия связанных сторон и раскрытия информации о них аудитор должен рассмотреть информацию, предоставленную директорами и руководством и представляющую собой перечень всех известных связанных сторон, а также выполнить соответствующие процедуры для проверки полноты данной информации:

  • изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет формирования списка известных связанных сторон;
  • изучить порядок определения субъектом связанных сторон;
  • запросить у директоров и руководства информацию об их аффилированности с другими предприятиями;
  • запросить других аудиторов, участвующих в данный момент
    в проведении аудита, или предыдущих аудиторов о том, знают ли они
    о существовании каких-либо дополнительных связанных сторон, и т.п.

    Если, по мнению аудитора, риск необнаружения связанных сторон, имеющих большое влияние, невысок, то перечисленные процедуры могут быть изменены соответствующим образом.

    Если основными принципами финансовой отчетности предусматривается раскрытие информации о взаимоотношениях со связанными сторонами, аудитор должен убедиться в том, что такое раскрытие является адекватным.

    Согласно разделу «Операции со связанными сторонами» аудитор должен проанализировать информацию об операциях со связанными сторонами, предоставленную директорами и руководством, а также обратить внимание на другие существенные операции со связанными сторонами. При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также при предварительной оценке риска системы контроля аудитор должен проанализировать адекватность процедур контроля за авторизацией и учетом операций со связанными сторонами.

    В ходе аудита аудитору необходимо обратить внимание на операции, которые выглядят необычно в данных обстоятельствах и могут указывать на существование ранее не выявленных связанных сторон, например:

  • операции с нетипичными условиями (нестандартными цена ми, процентными ставками, гарантиями и условиями погашения);
  • операции, проведенные без видимой логической причины;
  • операции, содержание которых отличается от их формы;
  • операции, обработанные необычным образом;
  • крупные по объему или значительные операции с отдельными потребителями или поставщиками (в сравнении с другими потребителями (поставщиками));
  • неучтенные операции, такие, как безвозмездное получение или
    предоставление управленческих услуг.

    К процедурам, позволяющим аудитору в ходе аудита выявить наличие операций со связанными сторонами, относятся:

  • проведение детальных тестов в отношении операций и сальдо счетов;
  • изучение протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров;
  • изучение учетных записей для обнаружения крупных или нетипичных операций либо сальдо счетов, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в ходе или незадолго до окончания отчетного периода;
  • изучение подтверждений по выданным и полученным кредитам, а также банковских подтверждений. Такая проверка может обнаружить существование гарантийных обязательств и других операций со связанными сторонами;
  • изучение инвестиционных сделок, например приобретение либо реализация доли участия в совместном или ином предприятии.

    В соответствии с разделом «Проверка выявленных операций со связанными сторонами» при проверке выявленных операций со связанными сторонами аудитор должен получить достаточные и уместные доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты.

    В разделе «Заявления руководства» говорится о том, что ответственность за определение связанных сторон и операций с ними и раскрытие соответствующей информации несет руководство экономического субъекта, которое обязано внедрить соответствующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля для обеспечения надлежащего отражения в учете и раскрытия в финансовой отчетности операций со связанными сторонами.

    В разделе «Аудиторские выводы и подготовка отчета (заключения)» сказано, что если аудитор не может получить достаточных и уместных аудиторских доказательств относительно связанных сторон и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в финансовой отчетности неадекватно, то он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.

    В разделе «Перспективы государственного сектора» отмечено, что при аудите государственного сектора необходимо делать ссылки на требования соответствующих законодательств. Такие законодательные акты могут содержать запрет государственным предприятиям и работникам заключать сделки со связанными сторонами. Кроме того, может быть предусмотрено, что работники государственных предприятий должны декларировать свою долю участия в предприятиях, с которыми они заключают сделки на профессиональной и (или) коммерческой основе.

    В то же время следует отметить, что определение связанных сторон, включенное в МСФО 24, не требует раскрытия информации об операциях между предприятиями, контролируемыми государством. В определениях связанных сторон, приведенных в МСФО 24 и в МСА 550, не учитываются все обстоятельства, имеющие отношение к предприятиям государственного сектора. Например, в целях применения МСА 550 не рассматривается статус взаимоотношений между государственными министерствами и ведомствами, государственными ведомствами и другими законными государственными органами или агентствами.

    На основе данного МСА разработано ПСАД № 9 «Аффилированные лица», которым установлены единые требования в отношении выявления и изучения в процессе осуществления аудиторской деятельности хозяйственных операций с хозяйствующими субъектами, являющимися аффилированными лицами аудируемого лица.

    Для целей ПСАД № 9 под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, признаваемые таковыми, в соответствии с Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Операцией между аудируемым лицом и аффилированным лицом считается любая осуществляемая между ними операция по передаче каких-либо активов или обязательств.

    Аудитор должен выполнять аудиторские процедуры для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающихся аффилированных лиц и раскрытия информации о них, а также влияния операций между аудируемым лицом и аффилированным лицом на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица. Тем не менее не следует ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции с аффилированными лицами.

    Вследствие неопределенности, присущей предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно полноты информации об аффилированных лицах, процедуры, предусмотренные ПСАД № 9, предоставят достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении таких предпосылок при отсутствии каких-либо выявленных аудитором обстоятельств, которые повышают риск искажения отчетности сверх ожидаемого уровня или указывают на то, что имело место существенное искажение информации об аффилированных лицах.

    При наличии признака, указывающего на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расширенные или дополнительные процедуры, необходимые в данных условиях.

    Руководство аудируемого лица несет ответственность за определение аффилированности сторон и операций с ними, а также раскрытие соответствующей информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Наличие аффилированных лиц и операций с ними считается обычным в деловой практике, однако аудитор должен быть осведомлен о них по следующим причинам:

  • применяемый порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности может предполагать раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности определенных взаимоотношений и операций с аффилированными лицами;
  • наличие аффилированных лиц или операций с ними может повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;
  • источник получения аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от неаффилированных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедительности;
  • операции с аффилированными лицами могут мотивироваться не только обычными деловыми отношениями, но и, например, распределением прибыли с целью ухода от налогообложения или мошенничеством.

    Аудитор должен изучить информацию, предоставленную руководством аудируемого лица в отношении аффилированных лиц, а также выполнить следующие процедуры для проверки достоверности полученной информации и полноты ее раскрытия:

  • изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет определения списка известных аффилированных лиц;
  • проверить выполнение предпринимаемых аудируемым лицом мер по выявлению аффилированных лиц;
  • запросить у должностных лиц аудируемого лица информацию об их аффилированности в отношении других хозяйствующих субъектов;
  • изучить списки акционеров с целью определения крупных акционеров или в случае необходимости получить список крупныхакционеров из реестра акционеров;
  • изучить протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров, а также другие предусмотренные законодательством документы, в том числе реестр акционеров;
  • запросить других аудиторов, участвующих в данный момент или участвовавших ранее в проведении аудита, о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных аффилированных лиц;
  • запросить информацию и документы (договоры, деловую переписку, отчеты о переговорах) о наиболее крупных дебиторах и кредиторах аудируемого лица и сравнить их данные с результатами предыдущих процедур;
  • проверить информацию, представляемую аудируемым лицом в налоговые и иные органы.

    Если, по мнению аудитора, риск необнаружения аффилированных лиц, имеющих значительное влияние, невысок, указанные процедуры следует модифицировать.

    Если действующим порядком подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности предусмотрено раскрытие информации об аффилированных лицах и отношениях с ними, аудитор должен убедиться в том, что такое раскрытие является достоверным и полным.

    При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также при предварительной оценке риска средств контроля аудитор должен проанализировать достоверность процедур контроля учета операций с аффилированными лицами и формирования информации о них.

    <

    В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо обратить внимание на нетипичные операции и на операции, которые могут указывать на существование ранее не выявленных аффилированных лиц, в том числе:

  • операции, предполагающие нетипичные ситуации и условия, например нестандартные цены, процентные ставки, поручительства и условия погашения;
  • операции, осуществленные без видимой причины с точки зрения логики бизнеса;
  • операции, содержание которых отличается от их формы;
  • операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете необычным образом;
  • большой объем операций или значительные по сумме операции с отдельными потребителями или поставщиками (по сравнению с другими);
  • неучтенные операции, в том числе безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

    В ходе аудиторской проверки аудитор проводит процедуры, с помощью которых можно выявить наличие операций с аффилированными лицами.

    К подобным процедурам относятся:

  • детальные процедуры в отношении операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • анализ протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров;
  • анализ регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций либо остатков по счетам бухгалтерского учета, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в бухгалтерском учете в конце или незадолго до окончания отчетного периода;
  • анализ документов по выданным и полученным кредитам, а также банковских поручительств;
  • анализ инвестиционных сделок, например приобретение (реализация) доли участия в совместной либо иной деятельности.

    При проверке операций с аффилированными лицами аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты.

    Из-за ограниченной возможности получения надлежащих доказательств, подтверждающих подобные операции, аудитор должен решить, нужно ли выполнить следующие процедуры:

  • подтверждение условий и суммы денежных средств, затраченных на операцию с аффилированным лицом;
  • изучение доказательств, имеющихся у аффилированного лица;
  • подтверждение или обсуждение информации с лицами, имеющими отношение к данной операции, например с банками, гарантами, агентами и соответствующими специалистами, в том числе юристами.

    Аудитор должен получить письменное заявление руководства аудируемого лица, касающееся:

  • полноты представленной информации относительно определения круга аффилированных лиц;
  • достоверности раскрытия информации об аффилированных лицах в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Если аудитор не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств относительно аффилированных лиц и операций

    с ними или приходит к выводу, что информация о них раскрыта в финансовой (бухгалтерской) отчетности неясно или неполно, аудитор должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.

     

     

     

     

     

     

     

    2. Понятие прогнозной финансовой информации. Порядок проверки прогнозной финансовой информации и подготовки отчета по ее результатам

     

    Прогнозной финансовой информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта.

    Проверка прогнозной финансовой информации экономического субъекта является сопутствующей аудиту услугой. Она может оказываться аудиторской организацией наряду с проведением аудита бухгалтерской отчетности данного экономического субъекта. На эту проверку распространяются все положения правила (стандарта) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним.

    Проверка прогнозной финансовой информации не может проводиться аудиторской организацией, оказывавшей экономическому субъекту сопутствующие услуги по подготовке данной прогнозной финансовой информации, а именно: услуги по сбору, обработке, обобщению информации, а также в случае если аудиторская организация осуществляла выбор допущений, лежащих в основе данной прогнозной финансовой информации.

    Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена в виде одно- или многовариантного прогноза. В основе одновариантного прогноза лежат допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта. В основе многовариантного прогноза – допущения о различных возможных будущих событиях и действиях руководства экономического субъекта для получения различных путей развития экономического субъекта.

    Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена для:

    а) внутренних управленческих нужд, например для оценки величины необходимых финансовых вложений;

    б) предоставления третьим лицам, например потенциальным инвесторам, кредиторам.

    В зависимости от целей подготовки прогнозная финансовая информация может быть представлена в виде отдельных показателей или на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.

    Ответственность за содержание прогнозной финансовой информации несет руководство экономического субъекта. Ответственность за выражение мнения несет аудиторская организация.

    Проверка прогнозной финансовой информации аудиторской организацией проводится для того, чтобы установить:

    а) применимость принятых при ее подготовке допущений, т.е. их надежность, реалистичность и возможность использования для подготовки данной прогнозной финансовой информации;

    б) правильность ее подготовки на основе принятых допущений;

    в) адекватность ее представления.

    В связи с тем, что в основу прогнозной финансовой информации заложены события и действия, которые могут произойти в будущем, в задачи аудиторской организации не входит выражение мнения о том, будут ли достигнуты прогнозируемые результаты. В том случае, если аудиторская организация считает, что она достаточно компетентна в данном вопросе, такое мнение может быть выражено.

    Рекомендации в отношении заданий, связанных с проверкой и составлением отчета (заключения) по ожидаемой финансовой информации, включая процедуры допущений, основанных на наиболее точных оценках, и гипотетических допущений, приведены в МСА 810 «Исследование ожидаемой финансовой информации».

    Согласно этому стандарту при выполнении задания по исследованию ожидаемой финансовой информации аудитор должен получить достаточные надлежащие доказательства того, что:

  • допущения руководства, основанные на наиболее точных оценках, на которых базируется ожидаемая финансовая информация, нельзя не считать разумными, а в случае гипотетических допущений таковые согласуются с назначением информации;
  • ожидаемая финансовая информация надлежащим образом подготовлена на основании допущений;
  • ожидаемая финансовая информация представлена надлежащим образом и все существенные допущения раскрыты в адекватной мере, с четким указанием того, являются ли допущения основанными на наиболее точных оценках или гипотетическими допущениями;
  • ожидаемая финансовая информация подготовлена на той же основе, что и финансовая отчетность за предыдущие годы, в соответствии с надлежащими принципами бухгалтерского учета.

    Понятие «ожидаемая финансовая информация» – определено как финансовая информация, основанная на допущениях относительно событий, которые могут произойти в будущем, и возможных действий субъекта, понятие «прогноз» — как ожидаемая финансовая информация, подготавливаемая на основании допущений относительно будущих событий, наступления которых ожидает руководство, и действий, которые руководство предполагает предпринять на момент подготовления информации (допущения, основанные на наиболее точных оценках).

    В контексте данного международного стандарта под «предсказанием» следует понимать ожидаемую финансовую информацию, подготовленную на основании:

  • гипотетических допущений относительно будущих событий и действий руководства, которые необязательно будут иметь место;
  • сочетания допущений, основанных на наиболее точных оценках, и гипотетических допущений.

    Говорится, что ожидаемая финансовая информация может включать в себя финансовую отчетность либо один или несколько элементов финансовой отчетности и может быть подготовлена:

  • как инструмент внутреннего управления, например, для оценки возможных капиталовложений;
  • для предоставления третьим лицам, к примеру, в форме:
  • проспекта с целью предоставления потенциальным инвесторам информации о прогнозных результатах,
  • годового отчета с целью предоставления информации акционерам, органам регулирования и прочим заинтересованным лицам,
  • документа, содержащего информацию для кредиторов, который может включать, к примеру, прогноз движения денежных средств.

    В разделе «Уверенность аудитора в отношении ожидаемой финансовой информации» содержится информация о том, что ожидаемая финансовая информация относится к событиям или действиям, которые еще не имели места и могут не произойти, в связи с чем аудитор не в состоянии выразить мнения по поводу того, будут ли достигнуты результаты, указанные в ожидаемой финансовой информации.

    Раздел «Принятие задания» обязывает аудитора при проверке прогнозной информации помимо прочего принять во внимание: предполагаемое использование информации; предназначена ли информация для общего или ограниченного распространения; характер допущений (т.е. это допущения, основанные на наиболее точных оценках, или гипотетические допущения); элементы, включаемые в информацию; период, охватываемый информацией.

    В разделе «Знание бизнеса» подчеркивается, что аудитор должен иметь достаточные знания о бизнесе клиента, чтобы быть в состоянии определить, все ли важные допущения, необходимые для подготовки ожидаемой финансовой информации, были выявлены. Аудитор также должен получить представление о процессе подготовки ожидаемой финансовой информации субъекта, например, посредством анализа:

  • средства внутреннего контроля за системой, используемой при подготовке этой информации, а также опыта и компетентности лиц, готовящих прогнозную финансовую информацию;
  • характера подготовленной субъектом документации, подтверждающей допущения руководства;
  • степени использования статистических, математических методов и применения компьютерных средств;
  • методов, используемых при разработке и применении допущений;
  • точности ожидаемой информации, подготовленной в предыдущие периоды, и причин существенных расхождений.

    Аудитор должен определить то, насколько оправданно можно опереться на историческую финансовую информацию субъекта.

    Согласно разделу «Охватываемый период» аудитор должен рассмотреть период времени, охватываемый ожидаемой финансовой информацией.

    В разделе «Процедуры исследования» аудитору рекомендуется при определении характера, сроков и объема процедур принимать во внимание: вероятность существенных искажений; знания, полученные при выполнении любых предыдущих заданий; компетентность руководства в части подготовки ожидаемой финансовой информации; степень влияния суждений руководства на ожидаемую финансовую информацию; адекватность и достоверность исходных данных. Аудитор должен оценить источник и надежность доказательств, подтверждающих допущения руководства, основанные на наиболее точных оценках. Хотя доказательств, подтверждающих гипотетические допущения, не требуется, аудитор должен убедиться в том, что они отвечают целям ожидаемой финансовой информации и нет оснований полагать, что они являются безусловно нереалистичными.

    В тех случаях, когда целью задания является проверка одного или нескольких элементов ожидаемой информации, например отдельного финансового отчета, важно, чтобы аудитор рассмотрел взаимосвязь с другими компонентами финансовой отчетности.

    В разделе «Представление и раскрытие информации» говорится, что, оценивая представление и раскрытие ожидаемой финансовой информации помимо конкретных требований соответствующих законов, нормативных актов и профессиональных стандартов, аудитор должен рассмотреть:

  • носит ли представление ожидаемой финансовой информации информативный характер и не вводит ли оно в заблуждение;
  • четко ли раскрыта учетная политика в примечаниях к ожидаемой финансовой информации;
  • адекватно ли раскрыты допущения в примечаниях к ожидаемой финансовой информации;
  • указана ли дата подготовки ожидаемой финансовой информации;
  • ясно ли указана основа для расположения пунктов в ряду и не является ли выбор ряда необъективным или вводящим в заблуждение в том случае, если результаты, указанные в ожидаемой финансовой информации, выражены в зависимости от их места в ряду;
  • отмечены ли любые изменения в учетной политике, произошедшие после даты составления последней по времени исторической финансовой отчетности, причины этих изменений и их влияние на ожидаемую финансовую информацию.

    В таком отчете (заключении) аудитор:

  • указывает, выявил ли он, основываясь на изучении доказательств, подтверждающих допущения, что-либо, что могло бы привести его к выводу, согласно которому допущения не являются приемлемым основанием для ожидаемой финансовой информации;
  • выражает мнение по поводу того, подготовлена ли ожидаемая финансовая информация надлежащим образом на основании допущений и представлена ли она в соответствии с предусмотренными основными принципами финансовой отчетности;
  • отмечает, что:
  • фактические результаты, вероятно, будут отличаться от ожидаемой финансовой информации, поскольку предполагаемые события часто не происходят, и различия могут быть существенными. Подобным же образом, когда ожидаемая финансовая информация выражена в каких-либо пределах, в отчете указывается, что не может быть никакой уверенности относительно того, что фактические результаты окажутся в этих пределах,
  • в случае предсказаний ожидаемая финансовая информация была подготовлена для (таких-то целей) использования допущений, которые включают гипотетические допущения относительно будущих событий и действий руководства, которые необязательно будут иметь место. Следовательно, читатели предупреждены о том, что ожидаемая финансовая информация не должна использоваться в других, отличных от описанных, целях.

    На основе данного МСА разработано ПСАД «Проверка прогнозной финансовой информации», которым регламентируются проверки аудиторской организацией или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, прогнозной финансовой информации экономического субъекта.

    Российским стандартом установлены принципы проверки прогнозной финансовой информации. Дано более подробное, чем в МСА 810, определение понятия «прогнозная финансовая информация», под которой понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта.

    Проверка прогнозной финансовой информации экономического субъекта является сопутствующей аудиту услугой и может оказываться аудиторской организацией наряду с проведением аудита бухгалтерской отчетности данного экономического субъекта. На эту проверку распространяются все положения ПСАД «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».

    Проверку прогнозной финансовой информации не может проводить аудиторская организация, оказывавшая экономическому субъекту сопутствующие услуги по подготовке данной прогнозной финансовой информации, а именно услуги по сбору, обработке, обобщению информации, а также в случае если аудиторская организация выбирала допущения, лежащие в основе данной прогнозной финансовой информации.

    Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена в виде одно- или многовариантного прогноза. В основе одновариант-ного прогноза лежат допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта; в основе многовариантного прогноза — допущения о различных возможных будущих событиях и действиях руководства экономического субъекта для получения различных путей развития экономического субъекта.

    Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена для внутренних управленческих нужд (например, для оценки величины необходимых финансовых вложений) или предоставления третьим лицам (например, потенциальным инвесторам, кредиторам).

    В зависимости от целей подготовки прогнозная финансовая информация может быть представлена в виде отдельных показателей или на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.

    Ответственность за содержание прогнозной финансовой информации несет руководство экономического субъекта, ответственность за выражение мнения — аудиторская организация.

    Аудиторская организация проводит проверку прогнозной финансовой информации для того, чтобы установить применимость принятых при ее подготовке допущений (т.е. их надежность, реалистичность и возможность использования для подготовки данной прогнозной финансовой информации), правильность ее подготовки на основе принятых допущений и адекватность ее представления.

    В связи с тем что в основу прогнозной финансовой информации заложены события и действия, которые могут произойти в будущем, в задачи аудиторской организации не входит выражение мнения о том, будут ли достигнуты прогнозируемые результаты. Если аудиторская организация считает, что она достаточно компетентна в данном вопросе, такое мнение может быть выражено.

    Исходя из характера и сложности прогнозной финансовой информации, подлежащей проверке, аудиторская организация может использовать работу эксперта в соответствии с ПСАД «Использование работы эксперта».

    Аудиторская организация должна отказаться от проверки прогнозной финансовой информации, если существует серьезное сомнение в применимости принятых допущений или возможности использования прогнозной финансовой информации в предполагаемых экономическим субъектом целях.

    В стандарте определен круг процедур по проверке прогнозной финансовой информации; установлены требования к форме, содержанию и порядку подготовки отчета аудиторской организации о результатах проверки прогнозной финансовой информации; указывается, что проверка прогнозной финансовой информации включает в себя оценку допущений, лежащих в основе прогнозной финансовой информации, правильности подготовки прогнозной финансовой информации, формы представления прогнозной финансовой информации.

    При выборе процедур проверки прогнозной финансовой информации и определении их объема аудиторская организация должна опираться на свое профессиональное суждение.

    Характер и объем процедур, проводимых аудиторской организацией, как правило, определяются:

  • вероятностью наличия в прогнозной финансовой информации существенных искажений;
  • знанием аудиторской организацией финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, например полученным при оказании ему каких-либо услуг в предыдущие периоды;
  • степенью использования профессионального суждения при подготовке прогнозной финансовой информации;
  • другими факторами.

    При определении вероятности наличия в прогнозной финансовой информации существенных искажений аудиторской организации следует рассмотреть:

  • особенности процесса подготовки прогнозной финансовой информации;
  • наличие оговорок в аудиторском заключении о бухгалтерской отчетности экономического субъекта за предыдущий период;
  • возможность использования данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта за предыдущий период, аудит которой не проводился;
  • другие обстоятельства.

    При изучении особенностей процесса подготовки прогнозной финансовой информации аудиторская организация должна обратить внимание на квалификацию лиц, ответственных за подготовку прогнозной финансовой информации; систему внутреннего контроля за подготовкой прогнозной финансовой информации; рабочую документацию, составленную в процессе подготовки прогнозной финансовой информации; методы подготовки прогнозной финансовой информации (математические, компьютерные); методы оценки и отбора допущений; наличие и причины отклонений фактических данных о деятельности экономического субъекта от данных прогнозной финансовой информации, подготовленной в предыдущие периоды; другие сведения о подготовке прогнозной финансовой информации.

    Аудиторская организация должна убедиться, что принятые допущения отвечают целям подготовки прогнозной финансовой информации и, следовательно, потребностям ее потенциальных пользователей.

    При оценке применимости допущений аудиторская организация должна опираться на фактическую информацию о деятельности экономического субъекта, рассматриваемой с точки зрения экономической ситуации в стране (регионе) в целом и ее отраслевых особенностей.

    Аудиторская организация должна учитывать, что чем больший период охватывает прогнозная финансовая информация, тем меньше применимость допущений, принятых при ее подготовке, и тем больше вероятность возникновения искажений в расчетах.

    При проверке правильности подготовки прогнозной финансовой информации аудиторская организация использует следующие процедуры: выборочные расчеты прогнозируемых показателей, оценку непротиворечивости данных, в основе расчета которых лежат одни и те же допущения, и др.

    При выявлении существенных искажений в расчетах аудиторская организация должна оценить влияние этих искажений на правильность прогнозируемых результатов. Аудиторская организация должна учитывать взаимосвязь отдельных показателей прогнозной финансовой информации.

    Если фактическая информация приведена как часть прогнозной финансовой информации, аудиторская организация, основываясь на профессиональном суждении, должна определить, в какой степени фактическая информация должна быть проверена и какие процедуры в отношении нее должны быть проведены.

    Прогнозная финансовая информация представлена адекватно, если:

  • она изложена ясно и непредвзято;
  • допущения и их реалистичность раскрыты в пояснениях к прогнозной финансовой информации;
  • учетная политика экономического субъекта в части, относящейся к прогнозируемым показателям, раскрыта в пояснениях к прогнозной финансовой информации;
  • изменения учетной политики в части, относящейся к прогнозируемым показателям, по сравнению с последним отчетным периодом и причины этих изменений, а также их влияние на данные прогнозной финансовой информации раскрыты в пояснениях к учетной политике;
  • прогнозная финансовая информация содержит дату ее подготовки, а письменные разъяснения руководства экономического субъекта подтверждают применимость допущений на эту дату.

    Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой информации должен содержать мнение аудиторской организации о применимости допущений, правильности подготовки информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления. В отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации должна содержаться следующая информация: название документа — «Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой информации, адрес и телефоны аудиторской организации; дата отчета; адресат отчета; указание на то, что проверка прогнозной финансовой информации проводилась в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности; указание на ответственность руководства экономического субъекта за содержание прогнозной финансовой информации; указание на отсутствие или наличие фактов, свидетельствующих о неприменимости допущений, принятых при подготовке прогнозной финансовой информации; указание на то, что фактические результаты могут существенно отличаться от прогнозируемых; мнение аудиторской организации в отношении правильности подготовки прогнозной финансовой информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления; подпись аудиторской организации, проверявшей прогнозную финансовую информацию.

    Аудиторская организация может включить в отчет мнение о возможности использования прогнозной финансовой информации в определенных экономическим субъектом целях, а также рекомендации по ограниченному использованию и распространению прогнозной финансовой информации. Возможно включение в отчет и иной информации, имеющей отношение к работе, проведенной аудиторской организацией. Если аудиторская организация установила, что допущения, принятые при подготовке прогнозной финансовой информации, неприменимы, прогнозная финансовая информация неверно подготовлена на основе принятых допущений или представлена неадекватно, то в отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации должны быть изложены обстоятельства, обусловившие мнение аудиторской организации. Если по каким-либо причинам аудиторская организация не в состоянии провести необходимые процедуры, она должна отказаться от выражения своего мнения в отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации и изложить в нем обстоятельства, вызвавшие ограничение объема работ.

    Стандарт имеет приложение «Примерная форма отчета о результатах проверки прогнозной финансовой информации».

     

     

    Список литературы

     

  1. Международные стандарты аудита и кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). –М.: МЦРСБУ, 2000.
  2. Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудита. М., 2005.
  3. Панкова С.В. Международные стандарты аудита. М., 2003.
  4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит.–М.: ИНФРА-М, 2005.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.44MB | MySQL:113 | 1,698sec