Субъекты обязательного аудита. Вправе ли индивидуальный аудитор проводить обязательный аудит?

<

110614 2118 1 Субъекты обязательного аудита. Вправе ли индивидуальный аудитор проводить обязательный аудит?Субъекты обязательного аудита должны заключать договоры и не предпринимать какие-либо действия (по нашему мнению, простое бездействие тоже сюда входит) в целях уклонения от обязательной аудиторской проверки (п. 5.1). Круг субъектов ежегодного обязательного аудита определен постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.94 г. N 1355, по существу, это все предприятия и организации высокой экономической или социальной значимости.

Причины необходимости проведения обязательного аудита:

  1. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и/или юридических лиц — это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Работники указанных организаций не всегда умеют квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. В случае аудита таких экономических субъектов аудитор выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в деятельности экономического субъекта, но не вполне квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности;
  2. Устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большой объем выручки от реализации, размеры имущества, государство таким образом организует контроль деятельности этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

    В соответствии со ст. 7 «Обязательный аудит» Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей) деятельности:

    1.    Организационно-правовая форма экономического субъекта.

    Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа.

    2.    Вид деятельности экономического субъекта.

    По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:

    банки и другие кредитные учреждения;

    страховые организации и общества взаимного страхования;

    товарные и фондовые биржи;

    инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

    внебюджетные фонды, источниками образования средств которых
    являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

    благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками
    образования средств которых являются добровольные отчисления
    юридических и физических лиц;

    другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации,

    3.    Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.
    Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

    объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год.
    превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством
    Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

    суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

    Если организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, то финансовые показатели могут быть понижены законом субъекта Российской Федерации.

    Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.

    Обязательный аудит проводится исключительно аудиторскими организациями.

    При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

    Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Кроме того, обязательные аудиторские проверки могут проводиться по поручению органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда.

    Субъекты, попадающие под обязательный аудит:

    – открытее акционерные общества;

    – инвестиционные фонды;

    –страховые организации и общества взаимного страхования;

    –внебюджетные фонды;

    –товарные и фондовые биржи;

    –банки и другие кредитные организации;

    – благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды;

    – прочие экономические субъекты (за исключением находящихся в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей;

    В настоящее время законодательство содержит всего лишь два вида ответственности, к которой могут быть привлечены предприятия и организации за отсутствие аудиторского заключения в составе годовой – бухгалтерской отчетности.

    Административная ответственность (в соответствии со ст. 15.6. Кодекса об административных правонарушениях)

    Налоговая ответственность (ст. 126 НК РФ) – за непредставление в установленные срок документов, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами о налогах и сборах, – в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

    Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

    Таким образом, индивидуальный аудитор не вправе проводить обязательный аудит.

     

     

     

     

    Задание № 2. Аудиторское заключение: основные элементы и виды. Принципы подготовки аудиторского заключения (Правило (стандарт) № 6). «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности)»: утвержд. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (в ред. Постановления правительства РФ от07.10.2004 №532))

     

    Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

    Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите».

    Аудиторское заключение включает в себя:

    а) наименование;

    б) адресата;

    в) следующие сведения об аудиторе:

    организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора — фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;

    место нахождения;

    номер и дата свидетельства о государственной регистрации;

    номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;

    членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

    г) следующие сведения об аудируемом лице:

    организационно-правовая форма и наименование;

    место нахождения;

    номер и дата свидетельства о государственной регистрации;

    сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;

    д) вводную часть;

    е) часть, описывающую объем аудита;

    ж) часть, содержащую мнение аудитора;

    з) дату аудиторского заключения;

    и) подпись аудитора.

    Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

    Аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.

    Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.

    Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

    Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

    Аудиторское заключение должно описывать объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами. Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит был проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами.

    Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

    аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

    изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

    оценку принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Основные принципы и методы бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности определяются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Помимо мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности может возникнуть необходимость выразить в аудиторском заключении мнение по поводу соответствия этой отчетности другим требованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, если они подлежат обязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты подписания аудиторского заключения.

    Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором.

    аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

    факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задача № 3. Аудиторская проверка формирования затрат и калькулирования себестоимости продукции

     

    Цель аудита учета затрат на производство — установление обоснованности формирования и правильности учета затрат и издержек производства, проверка обоснованности формирования и правильности учета издержек производства, входящих в себестоимость продукции, от которых в конечном счете зависит размере финансового результата от реализации продукции.

    В процессе проверки затрат на производство аудиторам необходимо решить следующие задачи:

  • оценить обоснованность применяемого метода учета затрат, варианта
    сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;.
  • подтвердить достоверность оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;

    — оценить качество инвентаризаций незавершенного производства;

    —    произвести арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство.

    Источники информации: Положение об учетной политике; карточки (ведомости) по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, отчислений ЕСН, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, нематериальных активов); ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов; расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; листки расшифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) инвентаризации незавершенного производства; ведомости сводного учета затрат на производство; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 20, 23, 21, 25, 26, 28, 29, 97, 96 и др., Главная книга, баланс, плановые, нормативные и фактические калькуляции; учетные регистры по распределению заработной платы, начислению амортизации, распределению общехозяйственных и общепроизводственных расходов; журналы-ордера 10,10/1 и др.

    • Основные нормативные документы: ПБУ 10/99, НК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н);
    • Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ;
    • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № ЗЗн;
    • Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях. Утверждены Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР 20.07.70 г.
    • Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ. Утверждены Минстроем России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 04.12.95 г. № БЕ-11-260/7;
    • Отраслевые методические рекомендации (инструкции) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг);
    • «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н;
    • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49;
    • Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве. Утверждены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 11.03.93 г. № 2-11/473;
    • Особенности состава затрат по отраслям промышленности, утвержденные соответствующими министерствами и ведомствами и согласованные с Министерством финансов и Министерством экономики Российской Федерации;
    • Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. Утверждены приказом Комитета Российской Федерации но торговле от 20.04.95 г. № 1-55-/32-2;
    • «Об уточнении норм расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц». Приказ Минфина РФ от 06.07.01 г. №50н.
    • «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации». Приказ Минфина РФ от 06.07.01 г. №49н.
    • «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль». Закон РФ от 27.12.91 г. №2116-1;
    • «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Инструкция Министерства по налогам и сборам РФ от 15.06.2000 г. № 62;
    • «О служебных командировках в пределах СССР». Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 г. № 62;
    • Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 5-3 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)». Утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.03.98 г. № 32;
    • Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения. Утверждены приказом Минфина РФ от 15.03.2000 г. № 26н (в ред. приказа Минфина РФ от 01.03.2001 г. № 18н);
    • Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства. Утверждена постановлением Госкомархитектуры РФ от 23.02.99 г. № 9№.

    Себестоимость продукции — один из показателей эффективности производства, выявляющий, во что обходится организации изготовление и сбыт продукции. Этот показатель широко применяется для экономического обоснования решений о производстве новой или прекращении выпуска старой продукции, для определения эффективности мероприятий научно-технического прогресса, рентабельности продукции, резервов снижения затрат.

    Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, учитываются на следующих счетах:

    • 20 «Основное производство» — для учета затрат на основное производство;
    • «Полуфабрикаты собственного производства» — используют предприятия, учитывающие затраты по полуфабрикатному методу;
    • «Вспомогательные производства» — используют предприятия, где вспомогательные производства выделены в самостоятельные подразделения;
    • 25 «Общепроизводственные расходы» — учитывается информация об общепроизводственных расходах по цехам основного и вспомогательного производства;
    • 26 «Общехозяйственные расходы» — для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах;
    • 28 «Брак в производстве» — используется для обобщения информации о браке;
    • 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — используется предприятиями, у которых числятся объекты социально-культурной сферы.

    Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) основывается на составляемой в установленном порядке первичной документации (со всеми обязательными реквизитами), в которой отражаются все операции по производству и выпуску продукции (работ, услуг).

    Осуществляя проверку, необходимо обратить внимание на следующее.

  1. Согласно методическим рекомендациям по применению главы 25 НК. РФ налогооблагаемую прибыль уменьшают любые экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, если они связаны с получением доходов и соответствуют принципу рациональности и обычаям делового оборота.
  2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

    Расходы, связанные с производством и реализацией, включают:

    1)    расходы на изготовление (производство), хранение и доставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав);

    2)    расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а так же на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

  3. расходы на освоение природных ресурсов;
  4. расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  5. расходы на обязательное и добровольное страхование;
  6. прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией,

    Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

    В целом аудиторскую проверку затрат на производство и выпуск продукции можно представить в виде последовательных действий, объединенных в этапы (рис. 1).

    <

    В процессе аудита затрат необходимо проверить исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ) и всей товарной продукции, т. е. калькулирования, В зависимости от целей калькулирования различают плановую, нормативную и фактическую калькуляции. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции по калькуляционным статьям.

     

     

    Изучение организационных и технологических особенностей клиента

    Анализ учредительных документов, производственных планов и сметной документации, визуальный осмотр технологических линий, цехов, складов

    1

    Изучение учетной политики клиента

    Контроль применяемых методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, методов оценки и способов учета выпуска готовой продукции в соответствии с технологическими процессами, принятой учетной политикой и требованиями нормативных актов

    1

    Подтверждающая оценка (тестирование) системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета

    Ознакомление с системой складского хозяйства, оценка мер по обеспечению сохранности готовой продукции, изучение и оценка системы инвентаризации незавершенного производства и готовой продукции

    1

    Анализ документирования затрат

    Устанавливается документальная обоснованность, законность и экономическая целесообразность отдельных видов затрат, арифметический контроль расчетов по формированию себестоимости

    1

    Проверка учетных записей

    Тестирование (проверка взаимно корреспондирующих счетов) дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 20, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 43, 44, 96, 97

     

    Рис. 1. Этапы аудита затрат на производство и выпуск продукции

     

    Основным направлением аудиторской проверки затрат на производство и выпуск продукции является подтверждение документальной обоснованности затрат и правильности отражения этих операций в учете.

    На предприятиях промышленности применяют нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

    Аудитору необходимо проверить:

  • правильность классификации затрат: на производство продукции (основные и накладные); по способу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные); по составу (одноэлементные и комплексные); по отношению к объему производства (условно-переменные и условно-постоянные); по периодичности возникновения (текущие и единовременные);
  • организацию учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции и организации сводного синтетического и аналитического учета затрат;
  • обоснованность применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по учету затрат на производство и соответствие записей аналитического и синтетического учета по бухгалтерским счетам: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

При оценке анализа выпуска готовой продукции аудитор должен помнить, что под готовой продукцией понимаются изделия и полуфабрикаты, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком. А под отгруженной продукцией понимают продукцию и услуги, платежные документы на которые сданы поставщиком в банк, но еще не оплачены покупателями.

Поэтому в ходе аудиторской проверки следует:

  • установить правильность и своевременность оформления документов на сдачу продукции из производства на склад;
  • проверить отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции на основании учетных записей по счетам: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция»;
  • подтвердить правильность оценки и определения производственной себестоимости готовой продукции по видам изделий и заказам;
  • проверить организацию аналитического и синтетического учета по счету 43 «Готовая продукция».

Результаты проведенного аудита затрат на производство и выпуск готовой продукции оформляются в форме рабочих документов, где определяется количественное влияние выявленных отклонений на показатели бухгалтерской отчетности. К наиболее типичным нарушениям выявляемых при аудите затрат на производство и выпуск готовой продукции можно отнести:

  • неправильную оценку остатков незавершенного производства или включение в состав готовой продукции части незавершенного производства;
  • неправильное разграничение расходов по отчетным периодам и включение их в себестоимость;
  • необоснованное (без документального оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат;
  • неправильный расчет и отражение в учете отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 4

 

ООО «Аэлита», занимающееся производством мебели, имеет собственные магазины. Согласно договора с банком на расчетно-кассовое обслуживание выручка магазинов сдается в кассу предприятия. В аналитическом учете к счету 50 открыты следующие субсчета:

50.1 — Касса организации

50.2 — Операционная касса

50.2.1 — магазин «Уют»

50.2.2 — торговый центр «Омский»

50.2.3 — магазин «Мальцево»

50.3 — денежные документы

Приказом руководителя определен круг материально-ответственных лиц, обязанных сдавать выручку в кассу организации:

— от магазина «Уют» – кассир Преображенская С.К.

— от торгового центра «Омский» – кассир Березнякова Ф.П.

— от магазина «Мальцево» кассир Фомичева З.А.

На основании приходных ордеров, корешков денежной книги аудитором установлено получение наличных денег с расчетного счета в банке за период с 01.09.2004 г. по 01.10.2004 г.

Дата

Получения

 

  

№чеков

 

 

 
 

  

№ приходных ордеров


 

Сумма

руб.

 

 

  

Цели получения

денежных средств

 
 

 
 

  

05.09.2004 

545380 

185 

167 800 

выплата заработной платы 

07.09.2004 

545381 

188 

8 000 

на хоз.нужды  

10.09.2004 

545382 

189 

9 100 

на хоз.нужды  

12.09.2004 

545383 

190 

13 320 

на хоз.нужды  

23.09.2004 

545384 

191 

15 420 

на хоз.нужды  

 

Лимит, установленный банком на 2004 год, составляет 12 000 руб. День выдачи заработной платы 7 числа каждого месяца.

В кассовой книге за сентябрь произведены следующие записи по приходу и расходу денег:

Дата 

№ докум.

От кого получено или кому выдано 

Номер корр. сч 

Приход

Расход

1.09 

 

Остаток на начало дня 

 

5410 

 
 

183 

Выручка от магазина «Уют» (через Преображенскую С.К.)

90.1 

142750 

 
 

184 

Возврат подотчетный сумм от Ивлева Ю.В. 

71 

1458 

 
 

133 

Сдано на расчетный счет 

51 

 

145200 

   

Остаток на конец дня 

 

4418 

 

5.09 

 

Остаток на начало дня 

 

4418 

 
 

185  

Получено с расчетного счета по чеку № 545380 

51 

167800 

 
 

134 

Выдано в подотчет Вишнякову О.П. 

71 

 

15800 

 

186 

Выручка от ТЦ «Омский» (через Березнякову Ф.П.)

50.2.2 

12756 

 
 

187 

Выручка от магазина «Мальцево» (через Куфанову Т.В.) 

50.2.3 

156200 

 
 

135 

Оплачено поставщику ООО «Ю и К» по договору № 154

60 

 

32000 

   

Остаток на конец дня 

 

203374 

 

8.09 

 

Остаток на начало дня 

 

203374 

 
 

136 

Выплачена заработная плата по платежной ведомости № 118

70 

 

165251 

 

137 

Оплачено поставщику ООО «Ю и К» по договору № 154

60 

 

4200 

   

Остаток на конец дня 

 

33923 

 

9.09 

 

Остаток на начало дня 

 

3923 

 
 

188 

Получено с расчетного счета по чеку № 545381 на хоз.нужды 

51 

8000 

 
 

138 

Выдано Беляевой С.П. на хозяйственные нужды

26 

 

7000 

   

Остаток на конец дня 

 

34923 

 

10.09 

 

Остаток на начало дня 

 

34923 

 
 

189 

Получено с расчетного счета по чеку № 545382 

51 

9100 

 
 

139 

Выдано в подотчет Нигайлову Н.К. 

71 

 

15600 

   

Остаток на конец дня 

 

28423 

 

12.09 

 

Остаток на начало дня 

 

20423 

 
 

190 

Получено с расчетного счета по чеку 

51 

13300 

 
 

140 

Оплачено поставщику ООО «Ю и К» по договору № 154

60 

 

19000 

   

Остаток на конец дня 

 

14723 

 

23.09 

 

Остаток на начало дня 

 

14723 

 
 

191 

Получено с расчетного счета по чеку № 545384 

 

15420 

 
 

192 

Возврат подотчетных сумм от Беляевой С.П. 

71 

821 

 
 

141 

Оплачено поставщику ООО «Ю и К» по договору № 154

60 

 

13100 

   

Остаток на конец дня 

 

17864 

 

1.10 

 

Остаток на начало дня 

 

17864 

 

Требуется:

  1. Проверить правильность подотчета итогов в кассовой книге.
  2. Проанализировать правильность разметки корреспондирующих счетов.
  3. Проверить, превышают ли остатки денег в кассе на конец дня лимит кассы, утвержденный банком.
  4. Проверить, превышают ли суммы расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одной сделке, установленный законодательством лимит.
  5. Проверить своевременность и полноту оприходывания в кассу денежных средств, полученных с расчетного счета.
  6. Определить количественное влияние выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности.
  7. Определить систему штрафных санкций для предприятия за нарушение кассовой дисциплины.

 

РЕШЕНИЕ

 

1. Проверка правильности подсчета итого в кассовой книге.            

Арифметическая ошибка при подсчете итогов в кассовом отчете за 05.09.2004г. на 90 000 руб.

и 12.09.2004г. — на 8 000 руб. В результате остаток денежных средств в кассовой книге занижен на 98 000 руб.                            

2. Анализ правильности разметки корреспондирующих счетов.        

В расходном ордере №138 от 09.09.2004г. неправильно указан корреспондирующий счет.

Выдача денежных средств в подотчет должна отражаться на счете 71.    

3. Проверка превышения остатка денег в кассе на конец дня лимита кассы, утвержденного банком.

В результате арифметической ошибки и в результате нарушения предприятием кассовой дисциплины допущено накопление в кассе предприятия сверх лимитных денежных средств.    

        08.09    -111 923                    

        09.09    -112 923                    

        10.09    -106 423                    

        12.09    -100 743                    

        23.09    -103 884                    

4. Проверка превышения сумм расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одной сделке, установленного законодательством лимита.        

При расходовании наличных денежных средств на предприятии нарушен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному платежу (не более 60 000 руб.)            

Оплачено поставщику ООО «Ю И К»    по договору №154            

32 000+4 200+19 000+13 100 = 68 300

5. Проверка своевременности и полноты оприходования в кассу денежных средств, полученных с расчетного счета.                        

09.09.2004г. несвоевременно оприходованы наличные денежные средства,полученные в банке по чеку №545381 от 07.09.2004г. в сумме 8 000 руб.    

12.09.2004г. на предприятии не оприходованы наличные денежные средства, полученные в банке по чеку №545383 в сумме 20 руб.                

6. Определение количественного влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности.                        

В результате списания подотчетной суммы на счет 26, завышены общехозяйственные расходы на 7 000 руб.                            В результате арифметической ошибки при подсчете итогов в кассовой книге и неоприходования денежных средств в кассу предприятия занижен остаток по счету 50 «Касса» на 98 020 руб.

В результате списания подотчетной суммы на счет 26, занижен остаток по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».                        

7. Определение системы штрафных санкций для предприятия за нарушение кассовой дисциплины.

Нарушены следующие нормативные документы:                

1)Письмо ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в Российской федерации» от 22.09.93г. №40

2)Указ ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.01г. №1050-У    

3)Статья 15 КоАП                            

При неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу наличных денег взыскивается штраф в размере 3-кратной неоприходованной суммы:                    8020 руб. * 3 = 24060 руб.         

За несоблюдение действующего порядка хранения денежных средств и за накопление в кассе наличных денег сверх установленного банком лимита (12 000 руб.) взыскивается штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной суммы:            

(123 923 -12 000) * 3 = 335769 руб.

На руководителя предприятия, допустившего данное нарушение налагается штраф в 50 МРОТ:

800 руб. * 50 = 40 000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Банк В.Р., Банк С.В. Аудит. М., 2005.
  2. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования / Под ред. С.А. Николаевой.–М.: Аналитика-Пресс, 2005.
  3. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М., 2004.
  4. Стуков С.А., Стуков И.С. Международные стандарты и гармонизация учета и отчетности. М , 2005.
  5. Учет по международным стандартам / Под ред. Л.В. Горбатовой. М., 2002.
  6. Шеремет А.Ц., Суйц В.П. Аудит. М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.03MB/0.00207 sec

WordPress: 22.06MB | MySQL:117 | 2,025sec