Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

<

121913 0243 1 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

1.1. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некоторой степени саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Федеральный закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого
равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

К документам второго уровня относятся подзаконные нормативные акты и федеральные правила (стандарты). В настоящее время утверждено 6 федеральных стандартов и другие подзаконные нормативные акты. До их полной разработки действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Именно они во многом определяют качество и престиж аудиторских фирм.

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа
    20,01 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 г.);
  3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.;
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации;
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от
    2 декабря 1990 г. (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г.
    и последующих изменений и дополнений);
  8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г.
    (в редакции последующих изменений и дополнений);
  9. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря
    1995 г. (в редакции последующих изменений и дополнений);
  10. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от
    8 декабря 1995 г. (в редакции последующих изменений и дополнений);
  11. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Феде
    рации» от 27 ноября 1992 г. (в редакции последующих изменений и дополнений);
  12. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»
    от 7 мая 1998 г. (в редакции последующих изменений и дополнений);
  13. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских
    обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г.
    (в редакции последующих изменений и дополнений);
  14. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от
    30 ноября 1995 г.;
  15. Постановление Правительства Российской Федерации «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 февраля 2002 г.;
  16. Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г.;
  17. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах
    по обеспечению проведения обязательного аудита» от 12 июня 2002 г.;
  18.     Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г.;    .
  19. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 3 июня 2002 г.;
  20. Положение о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации, утвержденное
    Приказом Минфина России от 7 марта 2002 г.;
  21. Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при. Министерстве финансов РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2002 г.;
  22. Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г.;
  23. Перечень документов, требований и условий, необходимых для поддачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности, утвержденный письмом Минфина России от 11 апреля 2002 г.;
  24. Порядок предоставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков, утвержденный приказом Минфина России от 27 октября 1999г.;
  25. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные
    Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ;
  26. Типовая программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), утвержденная приказом Минфина России от 17 мая 2002 г. (в редакции приказов Минфина России от 9 сентября 2002 г. и 26 сентября 2002 г.).

    Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить: кодексы и федеральные законы (тт. 1 — 15); постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами (пп. 16—27).

    Приведенный перечень нормативно-правовых документов обеспечивает организацию аудиторской деятельности в РФ, однако он будет расширяться за счет принятия новых федеральных стандартов и других нормативных документов.

     

    1.2. Внешние проверки контроля качества аудита

     

    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены три уровня контроля качества аудита, два из которых являются внешними, а третий — внутренним.

    Внешние проверки контроля качества аудита могут выполняться:

  • уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности. Основные функции, в том числе
    контрольные, уполномоченного федерального органа государственного
    регулирования аудиторской деятельности:

    организация и планирование – издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации; лицензирование аудиторской деятельности; аккредитация профессиональных аудиторских объединений;

    надзор и контроль: организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных стандартов (стандартов) аудиторской деятельности;

    учет и отчетность: ведение государственных реестров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом (Временное положение о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности утверждено приказом Минфина России от 28 июня 2002 г): реестр аттестованных аудиторов, реестр аудиторских организаций, реестр индивидуальных аудиторов, реестр профессиональных аудиторских объединений, реестр учебно-методических центров,; предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам; определение объема и разработка порядка представление уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

  • аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, если право проведения таких проверок делегировано им уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. Права аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, в том числе по осуществлению контроля:

    общие права: обращаться в Совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности, содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации; защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

    права по представлению своих интересов: участвовать через своих представителей в работе Совета по аудиторской деятельности при Минфине России; представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

    права при проведении аттестации: участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномочены федеральным органом; разрабатывать учебные программы и планы в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федеральным органном; осуществлять профессиональную подготовку аудиторов; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора; ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании и квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

    права при лицензировании: ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче лицензии в отношении своих членов, ходатайствовать перед уполномоченным федеральный органов о приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;

    права при осуществлении контроля: самостоятельно проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам; обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на виновных лиц;

    права по предоставлению информации: разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам.

    Однако аккредитованные профессиональные аудиторские объединения могут проводить проверки только в отношении своих участников.

    Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом.

    Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

    Система проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов внешними проверяющими установлена уполномоченным федеральным органом в специальном документе Типовая программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)». В программе предусмотрены соответствующие формы, заполнение которых позволяет выявить все необходимые компоненты качества работы аудиторских организаций и произвести их оценку в соответствии с аудиторскими стандартами.

    В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения ими требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган,

    Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Федеральным законом «Об аудиторкой деятельности», вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

    Внешний контроль качества аудита предусматривает контроль за уровнем профессионализма аудиторов.

    Внешний уровень контроля качества обеспечивается методами предварительного, текущего и последующего контроля.

    Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

    Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляются путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

    Кроме того, приказом Министерства финансов РФ «Об утверждении Порядка предоставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков» от 27 октября 1999 г. предусмотрено, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны представлять в Министерство финансов РФ отчеты о своей деятельности до 15 апреля включительно года, следующего за отчетным.

    Отчет включает три раздела: общие сведения; экономические показатели деятельности за отчетный период; данные об аудиторских проверках организаций, подлежащих обязательной годовой аудиторской проверке.

    Отчет аудитора составляется по аналогичной форме и содержит те же разделы, что и отчет аудиторской организации.

    В первом разделе отчета приводятся сведения о численности специалистов организации, об аттестованных аудиторах, о повышении квалификации аудиторов, об использовании дополнительных аудиторских стандартов, о членстве в общественных организациях и объединениях.

    Второй раздел содержит сведения о реализации работ и услуг (без НДС) по направлениям (видам) аудита и прочим аудиторским услугам.

    Третий раздел — данные об аудиторских проверках организаций, подлежащих обязательным аудиторским проверкам, сведения о результатах аудиторских проверок.

     

    1.3. Внутренняя система контроля качества аудита

     

    Внутрифирменный контроль качества обеспечивается:

  • порядком распределения обязанностей сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита;
  • установлением требований, предъявляемых к внутрифирменной системе контроля качества аудита;
  • установлением порядка контроля качества работы в ходе проведения аудита.

    Руководителем аудиторской организации является сотрудник, входящий в состав администрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации. Руководитель аудиторской организации выполняет следующие обязанности:

    ведет переговоры с руководством экономического субъекта;

    назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъекта; выражает мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.

    Руководитель аудиторской организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, определивших содержание выданного этой организацией аудиторского заключения. Руководителем аудиторской организации может быть, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

    На руководителя аудиторской проверки возложена обязанность руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта. Руководитель проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчетен ему. Руководитель проверки несет ответственность за:

    •    организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;

    •    процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);

  • соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям;
  • доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержание

    выводы аудиторского заключения.

    Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям данного Аудиторского задания,

    Старший аудитор является сотрудником аудиторской организациям, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки, старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем. Старший аудитор несет ответственность:

    за подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур;

    за организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых
    участников проверки.

    Старшим аудитором назначается, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

    Рядовой участник проверки — это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. К рядовым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие аудиторы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не относящиеся к техническому персоналу, но те, кому не может быть доверена самостоятельная работа без руководства старшего аудитора. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита.

    Аудиторские организации вправе установить иную структуру управления при условии, что она будет обеспечивать надлежащее распределение ответственности сотрудников за качество аудита и обеспечивать достоверность его результатов.

    Аудиторские организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут иметь упрощенную двухуровневую систему управления: руководитель аудиторской организации, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки.

    Аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, несут ответственность за качество выполняемого аудита в соответствии с действующим законодательством.

    В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.

    Особенности системы контроля качества работы аудиторской организации, ее внутреннее содержание и затраты времени и ресурсов на ее функционирование могут зависеть от:

  • размера аудиторской организации;
  • специализации;
  • организационной структуры;
  • наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и
    их пространственной удаленности;
  • экономической эффективности применяемой системы контроля
    качества (получение осязаемых преимуществ при разумных затратах).

    Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

    соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской
    организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

    укомплектование аудиторской организации профессиональными рудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

    поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудниками, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

    выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

    получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как при аудиторской организации, так и вне ее;

    разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предлагаемого для будущей проверки экономического субъекта;

    осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системе контроля качества работы как таковой;

    принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторами организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

    Основные принципы и процедуры системы контроля качества результаты аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника такой организации. Надлежащее качество работы в ходе конкретной аудиторской проверки обеспечивается следующими организационными мерами:

    до начала аудита руководитель аудиторской организации утверждает руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита;

    руководитель проверки и старшие аудиторы анализируют профессиональные способности рядовых участников проверки, чтобы спланировать работу, которая может быть им поручена, и специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ;

    руководитель проверки применяет в ходе аудита средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией с учетом условий конкретной аудиторской проверки.

    Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего выполнения этой работы.

    Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени применяемых аудиторских процедур.

    Внутренний контроль качества аудита, так же как и внешний, включает три вида контроля: предварительный, текущий и последующий.

    Предварительный внутрифирменный контроль осуществляется при подготовке общего плана, расчете затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита.

    Текущий внутрифирменный контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.

    Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют следующие функции в ходе аудита:

  • проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями,
    умениями и навыками для выполнения порученной им работы;
  • проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;
  • выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;
  • выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают оценку таких проблем и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита;
  • в пределах своих полномочий принимают решения, основанные
    на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.

    В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:

    • следить за ходом выполнения общего плана аудита и программы

    проводить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска обнаружения и при необходимости вносить в пределах своей компетенции и корректировки в общий план аудита и программу аудита; следить за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу и проверять правильность выводов, сделанных по ходу, работы, в том числе по итогам проведенных консультаций;

    • выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

    Последующий внутрифирменный контроль состоит в проверке результатов работы, выполненной каждым исполнителем.

    При проверке результатов основное внимание следует уделять таким вопросам:

    выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита; документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;

    • все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, пи прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;

    достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;

    вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

    Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обязаны Доставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации. Другим методом последующего внутрифирменного контроля является проведение повторной, бесплатной для проверяемого экономического субъекта, аудиторской проверки.

    Руководители аудиторской организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, яр и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных и сложных экономических субъектов.

     

    2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ТИМАШЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ»

     

    Тимашевское муниципальное унитарное предприятие «Тимашевские теплосети» существует с 1979 года, зарегистрировано как ОАО «Тимашевские тепловые сети» постановлением мэра г. Тимашевска от 14.12.95 №3584, с учетом изменений от 21.12.1996 года №541, от 30.04.97 г. №847, ЕГРЮЛ 1026500542133 от 15.10.2002 г. основанное на праве хозяйственного ведения приводит свои учредительные документы в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ, ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №161-ФЗ от 14.11.2002 г.

    Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия.

    Учредителем предприятия является муниципальное образование «город Тимашевск», в лице комитета по управлению муниципальной собственностью г. Тимашевск, действующего на основании Положения «О Комитете по управлению муниципальной собственностью г. Тимашевск», утвержденного решением городского Собрания г. Тимашевск от 25.03.2000 г. №473/36-1-01.

    ОАО «Тимашевские тепловые сети» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и настоящим Уставом. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство и его органы не несут ответственность по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

    Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельностью.

    Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным.

    Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия.

    Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки , утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

    Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией. Членами ревизионной комиссии может быть как участник Общества, так и любое лицо, предложенное участником.

    Перечислим основные виды деятельности строительно-монтажные работы:

  • производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);
  • деятельность по оперативно–диспетчерскому управлению технологическими процессами в тепловых сетях;
  • монтаж, накладка, ремонт и техническое обслуживание технологического и другого оборудования, аппаратуры и средств защиты котельных и тепловых сетей.

    Помимо указанной деятельности ОАО «Тимашевские теплосети» осуществляет следующие виды деятельности:

    — создание подсобных отраслей;

    — внешнеэкономическая деятельность;

    — услуги по аренде складских помещений;

    — рекламная деятельность;

    – оказание различных видов бытовых услуг;

    — производство товаров народного потребления;

    — организация грузовых перевозок и оказание транспортных услуг населению;

    — общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

    Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, состоящие на самостоятельном балансе предприятия.

    Имущество и средства предприятия формируются:

  • из имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;
  • доходов предприятия от его деятельности;
  • прямых и косвенных ассигнований из средств бюджета муниципального образования «город Тимашевск»;
  • основных и оборотных средств, приобретенных в результате осуществления собственной производственно-хозяйственной деятельности;
  • иных поступлений материальных ценностей и материальных ресурсов, полученных от реализации работ, услуг, или иным способом в соответствии с действующим законодательством РФ.

    «Тимашевские тепловые сети» сегодня – это 111,4 км теплотрасс, 8 котельных, 4 центральных тепловых пунктов, 4 насосных станций, транспортный участок, насчитывающий 25 единиц техники. Численность работающих 390 человек.

    Годовой объем реализации тепловой энергии превышает 950 тыс. гигакалорий.

    По итогам работы за 2004 год план по выработке тепловой энергии котельными выполнен на 98,8%, при плане 32,0 тыс. Гкал. выработано 31,6 тыс. Гкал. Невыполнение производственной программы котельными связано с сокращением периода подачи горячей воды в летний период детской и областной больницам. Обеспечение указанных лечебных учреждений горячей водой от муниципальных котельных планировалось осуществлять в течение 2,5 месяца, фактически горячее водоснабжение от котельных производилось 1,5 месяца, то есть лечебные учреждения обеспечиваются горячей водой в основном от централизованной системы теплоснабжения. Показатели деятельности предприятия представлены в табл. 1.

     

    Таблица 1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности МУП ОАО «Тимашевские теплосети» за 2004 год

    Показатели 

    Ед. изм. 

    2003 г.

    2004 г.

    2004/2003

    план 

    факт 

    % 

    Гр 5/ гр 3, %

    1

    2 

    3 

    4 

    5 

    6 

    7 

    Отпуск горячей воды

    Тыс. тн. 

    1821

    1746

    1898

    108,7 

    104,0 

    Выработано тепла котельными 

    Тыс. Гкал. 

    34

    29

    28,4

    98,8 

    83,6 

    Расход теплоэнергии на собствен.нужды

    Тыс. Гкал.

    0,36

    0,27

    0,2

    100,0 

    75,0 

    Получено тепловой энергии

    Тыс. Гкал. 

    801

    835,5

    848,3

    101,5 

    105,9 

    Потери тепловой энергии 

    Тыс. Гкал. 

    5,2

    3,2

    4,7

    144,4 

    89,7 

    Отпущено тепловой энергии

    Тыс. Гкал. 

    829

    860,8

    871,8

    101,3 

    105,1 

    Доход от реализации

    Тыс. руб.

    422905

    586768 

    535740

    101,4 

    126,7 

    Затраты на производство и реализацию услуг

    Тыс. руб. 

    416106

    525287

    553656

    102,1 

    128,9 

    Балансовый результат (прибыль, убыток)

    Тыс. руб. 

    67999

    2804

    -815

       

    Прочие доходы 

    Тыс. руб. 

    8771

     

    7934

       

    Прочие расходы 

    Тыс. руб. 

    13484

     

    18638

       

    Прибыль (убыток) по балансу 

    Тыс. руб. 

    <

    2085

     

    -11519

       

     

    Наблюдается снижение выработки тепловой энергии котельными по сравнению с прошлым годом на 6,2 тыс.Гкал связано с закрытием электрокотельной № 7, котельных в п. Нововладимировская и с. Дальнее, передачей котельной № 15 муниципальному предприятию «Баня №2».

    Отрицательным фактом являются потери тепловой энергии превышают плановые на 44,4%. Сверхнормативные потери обусловлены большим числом аварий на тепловых сетях в связи с их значительным износом.

    Покупной тепловой энергии получено на 14,3 тыс.Гкал больше запланированного объема. Перевыполнение плана по покупному теплу связано с тем, что отопительный сезон 2004 – 2005 гг. начат с 1 октября, то есть на 15 дней раньше запланированного срока.

    Центральными тепловыми пунктами за 2004 г. реализовано 2108 тыс. тн. горячей воды, сверх плана реализовано 168,0 тн. Перевыполнение плана обусловлено продлением периода работы центральных тепловых пунктов на 5 дней.

    Всего за 2004 год потребителями реализовано услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению на сумму 535,8 млн.руб.

    План по доходам выполнен на 101,4 %, сверх плана получено 7649 тыс.руб. Перевыполнение плана обусловлено сверхплановой реализацией потребителям тепловой энергии и химически очищенной воды (несанкционированный открытый водозабор из системы отопления). По итогам работы за 2003 год получены убытки в сумме 11519 тыс. руб.

    Таким образом, были проанализированы основные технико-экономические показатели деятельности исследуемого предприятия.

    ОАО «Тимашевские тепловые сети», заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени. Углубление этих процессов приводит к усложнению финансовой работы использованию в практике специальных финансовых инструментов.

    Имущество и средства предприятия формируются:

  1. имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;
  2. доходов предприятия от его деятельности;
  3. основных и оборотных средств, приобретенных в результате осуществления собственной производственно-хозяйственной деятельности;
  4. иных поступлений материальных ценностей и материальных ресурсов, полученных от реализации работ и услуг, или иным способом в соответствии с действующим законодательством РФ.

    Собственный капитал ОАО «Тимашевские тепловые сети»
    состоит из уставного капитала, добавочного капитала и нераспределенной прибыли. Сумма уставного капитала предприятия равна его размеру зафиксированного в учредительных документах. Он полностью был оплачен при регистрации.

    Уставной фонд, по решению учредителя, может быть увеличен за счет прибыли от хозяйственной деятельности, а также дополнительных вкладов учредителя.

    Размер уставного фонда предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов предприятия.

    ОАО «Тимашевские тепловые сети»
    в образует следующие фонды: резервный фонд не менее 20%; фонд развития производства – 30%; фонд социального развития – 50%.

    Размер отчислений в создаваемые предприятием фонды может изменяться на последующий год при проведении итогов финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год, на основании решения балансовой комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе балансовой комиссии.

    Прибыль является главным источником формирования финансовых ресурсов предприятия, поэтому проведем анализ прибыли предприятия за три года, с выявлением факторов ее определяющих (табл. 2).

     

    Таблица 2– Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Тимашевские тепловые сети»

     

    Наименование показателя

    2004

    2003

    2002

    Отклонение (+,-) 

    Уд. вес, % 

    Отклон. уд. Вес, % 

    2003

    2002

    2004

    2003

    2002

    2003

    2002

    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

    728568

    535740

    422905

    192828

    1128357

    100 

    100 

    100 

    0,00 

    0,00

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

    687407

    520352

    404325

    167054

    119027

    94,35 

    97,13 

    94,90 

    -2,78 

    2,23 

    Валовая прибыль 

    41162

    15388

    21579

    25773

    -6191

    5,65 

    2,87 

    5,10 

    2,78 

    -2,23 

    Продолжение табл. 2

     

    Наименование показателя

    2004

    2003

    2002

    Отклонение (+,-) 

    Уд. вес, % 

    Отклон. уд. Вес, % 

    2003

    2002

    2004

    2003

    2002

    2003

    2002

    Управленческие расходы

    22932

    16204

    14781

    6728

    1423

    3,15 

    3,02 

    3,50 

    0,12 

    -0,47 

    Прибыль (убыток) от продаж

    18230

    815

    6799

    17414

    -5983

    2,50 

    0,15 

    1,61 

    2,35 

    -1,46 

    Прочие доходы и расходы

                 

    0,00 

    0,00 

    0,00 

    Проценты к получению

    70

    392

     

    -322

    392

    0,01 

    0,07 

     

    -0,06 

     

    Проценты к уплате 

    8924

    4347

     

    4577

    4347

    1,22 

    0,81 

     

    0,41 

     

    Прочие операционные доходы

    10326

    7417

    8027

    2909

    -610

    1,42 

    1,38 

    1,90 

    0,03 

    -0,51 

    Прочие операционные расходы

    10801

    97741

    7503

    1546

    1751

    1,48 

    1,73 

    1,77 

    -0,24 

    -0,05 

    Внереализационные доходы

    620

    124

    743

    496

    -619

    0,09 

    0,02 

    0,18 

    0,06 

    -0,15 

    Внереализационные расходы

    5838

    4424

    4857

    1415

    -434

    0,80 

    0,83 

    1,15 

    -0,02 

    -0,32 

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    4092 

    10907

    3209

    -7224

    7699

    0,51 

    2,04 

    0,76 

    -1,53 

    1,28 

    Отложенные налоговые обязательства

    1261 

     

     

     

     

    0,16 

     

     

     

     

    Текущий налог на прибыль

    1275 

    612

    1123

    536

    -511

    0,16 

    0,11 

    0,27 

    0,04 

    -0,15 

    Налог на прибыль переходного периода

    386

     

     

     

     

    0,05 

     

     

     

     

    Списан убыток в соотв. Со ст. 283 НК

    2049

     

     

     

     

    0,28 

     

     

     

     

    Налоговые санкции 

    7402

     

     

     

     

    1,02 

     

     

     

     

    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

    8437

    11519

    2085

    -3083

    9434

    1,16 

    2,15 

    0,49 

    -0,99 

    1,66 

    Справочно:  

                       

    Постоянные налоговые обязательства (активы)

    1447

     

     

     

     

    0,20 

     

     

     

     

     

    Проведя анализ прибыли ОАО «Тимашевские тепловые сети» за последние три года по данным «Отчета о прибылях и убытках» можно сделать следующие выводы:

  • На каждый рубль выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей) приходилось (табл. 3):

     

    Таблица 3 – Структура одного рубля выручки ОАО «Тимашевские тепловые сети»

    Показатель 

    Сумма, коп.

     

    2002 г. 

    2003 г. 

    2004 г. 

    Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

    94,90 

    97,1 

    94,35 

    Коммерческие расходы 

    0,0 

    0,0 

    0,0 

    Управленческие расходы

    3,50 

    3,02 

    3,2 

    Прибыль 

    1,6 

    0,15 

    2,50 

     

    В 2003 году по сравнению с предыдущим периодом произошли изменения в структуре 1 рубля выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей): за счет изменения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг на: 2,23 копеек; за счет изменения коммерческих расходов на: 0 копеек; за счет изменения управленческих расходов на -0,48 копеек; за счет изменения прибыли на -1,6 коп.

    В 2004 году по сравнению с предыдущим периодом: за счет изменения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг на: -2,78 копеек; за счет изменения коммерческих расходов на: 0 копеек; за счет изменения управленческих расходов на: 0,13 копеек; за счет изменения прибыли на: 2,35 копеек.

    На формирование прибыли до налогообложения оказали влияние следующие факторы (табл. 3).

     

    Таблица 3– Влияние факторов на прибыль до налогообложения

     

    Наименование факторов 

    Влияние факторов, % 

    2002 г. 

    2003 г. 

    2004 г. 

    прибыль от продаж

    211 

    7,35 

    490 

    полученные проценты

     

    3,43 

    1,96 

    уплаченные проценты

     

    39,7 

    239,2 

    Продолжение табл. 3

     

    Наименование факторов 

    Влияние факторов, % 

    2002 г. 

    2003 г. 

    2004 г.

    доходы от участия в других организациях

    0 

    0 

    0 

    прочие операционные доходы

    2,5 

    67,6 

    278,4 

    прочие операционные расходы:

    232,9 

    84,8 

    290,2 

    прочие внереализационные доходы

    23,7 

    0,98 

    17,6 

    прочие внереализационные расходы

    151,3 

    40,7 

    156,8 

     

    Проанализировав данные табл. 1, 2 и 3 следует отметить следующее. Выручка на предприятии имеет отрицательную динамику и за исследуемый период увеличилась с 422905 тыс. руб. в 2002 г. до 535740 тыс. руб. в 2003 г и достигла 728568 г. в 2004 г. Валовая прибыль за исследуемый трехгодичный период почти в 2 раза, достигнув в 41162 тыс. руб. В то же время следует отметить снижение валовой прибыли в 2003 г. на 6191 тыс. руб. Значительную долю в выручке предприятия занимают управленческие расходы, если в 2002 г. их удельный вес составлял 3,5%, то в 2003 г. их величина несколько снизилась, достигнув 3,02%, а в 2004 г. – 3,15%. В абсолютном выражении прирост управленческих расходов составил 6728 +1423 = 8151 тыс. руб. В 2002 г. статья «Проценты к получению» отсутствовали, а в 2003 г. их величина составила 392 тыс. руб., и снизилась в 2004 г., достигнув 70 тыс. руб. Удельный вес прочие операционных доходов и расходов в 2002 г. составлял примерно 1,9 и 1,77% соответственно. За исследуемый период наблюдается некоторое снижение указанных показателей. Но в то же время в абсолютном выражении прочие операционные доходы достигли 10326 тыс. руб., а прочие операционные расходы – 10801 тыс. руб. Объем внереализационных доходов и расходов незначительна в удельном весе выручки по продаж – менее 1%. Если в 2002 г. величина внереализационных доходов составила 743 тыс. руб., то в 2003 г. они снизились на 434 тыс. руб., а в 2004 г. наоборот увеличились на 496 тыс. руб., составив 620 тыс. руб. Внереализационные расходы увеличились с 4857 тыс. руб. в 2002 г. до 5838 тыс. руб. в 2004 г., при этом наблюдалось их некоторое снижение в 2003 г.на 434 тыс. руб. Отметим также что величина текущего налога на прибыль в 2003 г. отличается от соответствующего показателя 2002 и 2004 годов, составляла 612 тыс. руб. Предприятие является прибыльным на протяжении всего исследуемого трехгодичного периода. Динамики прибыли положительна. Если чистая прибыль в 2002 г. составляла всего 2085 тыс. руб., то в 2003 г. она выросла до 11519 тыс. руб. Прирост в 2003 г. составил 9434 тыс. руб., а в 2004 г. чистая прибыль ОАО несколько снизилась на 3083 тыс. руб., составив 8437 тыс. руб., но и в этом случае ее величина значительно превышает величину 2002 г. на 6352 тыс. руб. (8437 – 2085 тыс. руб.).

    На каждый рубль выручки предприятия значительную занимает себестоимость реализуемых товаров, продукции, работ и услуг – более 90%. Если в 2002 г. Удельный вес себестоимости составлял 94,9% от выручки ОАО, то в 2003 г. она несколько вырос, достигнув 97,1%, и снизилась в 2004 г. Коммерческих расходов предприятие не имело. Прибыль предприятия составляла в 2002 г. удельный вес в 1,6%, в 2003 г. величина прибыли невелика – всего 0,15%, а уже в 2004 г. прибыль достигла 2,5% в удельном весе выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ОЦЕНКА МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ НА ОАО «ТИМАШЕВСКИЕ ТЕЛОВЫЕ СЕТИ»

     

    3.1. Особенности организации внешнего и внутреннего контроля на предприятии

     

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями. На ОАО «Тимашевские тепловые сети» внешний аудит проводится с целью установления состояния финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта. Внешний аудит также может быть проведен согласно договору ОАО «Тимашевские тепловые сети» с целью разработки различного рода рекомендаций по улучшению постановки бухгалтерского учета, оптимизации финансов, налогооблагаемых баз, организации и управления деятельностью проверяемого субъекта и его сегментов.

    Отличительной особенностью внешнего аудита является независимость аудиторов от руководства предприятия ОАО «Тимашевские тепловые сети». Это означает, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом экономическом субъекте никаких интересов — не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также не состоят в родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери) с руководством организации и не связаны с ним служебными отношениями.

    Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении экономических проверяемых субъектов, которые являются их учредителями, филиалами, представителями, а также оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

    Сокрытие указанных обстоятельств может стать основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» результаты проведения внешнего аудита аудиторами или аудиторскими фирмами оформляются путем составления и представления письменного заключения о состоянии учета, внутреннего контроля в проверяемых ими организациях, а также о достоверности годового отчета. Могут быть оформлены и представлены экономическому субъекту – ОАО «Тимашевские тепловые сети»– заказчику внешнего аудита также различные проекты, схемы, бизнес-планы, справки и т.п., в зависимости от поставленной цели в предмете договора ОАО «Тимашевские тепловые сети» на проведение аудиторской (обязательной или инициативной) проверки. Организации самостоятельно выбирают аудитора или аудиторскую фирму для проведения проверки.

    Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте – на ОАО «Тимашевские тепловые сети» – в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта.

    Внутренний аудит это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организаций и ее собственников (акционеров).

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» внутренний аудит решает следующие задачи:

  • проверка соответствия финансово-хозяйственной деятельности пред
    приятия действующим нормативным актам;
  • проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;
  • контроль правильности организации, методологии и техники ведения
    бухгалтерского учета;
  • экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты
    отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия;

    •    разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчет
    ной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

    •    консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по вопросам организации
    и управления, права, бухгалтерского учета, налогообложения, анализу
    хозяйственной деятельности и другим проблемам;

    • организация подготовки к проверкам внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля.

    Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» служба внутреннего аудита должна являться самостоятельным подразделением аппарата управления и подчиняться только руководителю организации.

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» используется линейно-функциональная управленческая структура, место службы аудита в системе управления представлена следующим образом.

    121913 0243 2 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

    121913 0243 3 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

    121913 0243 4 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

    121913 0243 5 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

    121913 0243 6 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 7 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

    121913 0243 8 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

    121913 0243 9 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

    121913 0243 10 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 11 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 12 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 13 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 14 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 15 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 16 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 17 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 18 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 19 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

    121913 0243 20 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 21 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 22 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 23 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 24 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 25 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 26 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 27 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 28 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

     

     

     

     

    121913 0243 29 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 30 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 31 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 32 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 33 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 34 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 35 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 36 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

     

    121913 0243 37 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 38 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 39 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 40 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 41 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 42 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 43 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки121913 0243 44 Сущность, содержание, методы обеспечения качества аудиторской проверки

     

     

     

     

     

     

    Рис 1. Служба внутреннего аудита при линейно-функциональной структуре управления

     

    При линейно-функционадьной системе управления предприятием, служба внутреннего аудита является обособленной и независимой структурой, находящейся на более высоком уровне, чем остальные структурные звенья.

    Достоинством данной структуры является и то, что служба внутреннего аудита может выполнять свои контрольные функции (в т.ч. и за деятельностью иных структурных подразделений) более эффективно. Именно данная структура получила наиболее широкое распространение в мировой практике.

    Следует учитывать, что сам факт ее создания существенно меняет содержание работы руководителей структурных подразделений и вызывает необходимость внесения изменений в должностные инструкции всех служб управления по оформлению хозяйственных операций, составлению первичных документов и аналитических регистров, обеспечению надлежащего контроля за выполнением технологических процессов и других операций.

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» руководитель службы внутреннего аудита назначается и освобождается от занимаемой должности только руководителем предприятия. На ОАО «Тимашевские тепловые сети» на должность руководителя службы и ведущих специалистов назначены высококвалифицированных специалистов с высшим экономическим образованием, опытом бухгалтерской и экономической работы, имеющих аттестат аудитора. На ОАО «Тимашевские тепловые сети» штат и структура службы определены особенностями производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации, объема, сложности и условий выполняемых работ.

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» численность и оплата труда работников службы внутреннего аудита предусмотрена в штатном расписании. Руководитель и работники службы должны выполнять обязанности, возложенные на них должностными инструкциями. При этом они должны соблюдать этические принципы аудиторской деятельности и осуществлять проверки в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудита. На ОАО «Тимашевские тепловые сети» в составе службы внутреннего аудита работают также высококвалифицированные специалисты по технологическим профилям для осуществления контроля за производственно-технологическими процессами.

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» в практической работе служба внутреннего аудита руководствуется законами РФ, постановлениями Правительства РФ, указаниями и приказами Министерства финансов, учредительными документами, приказами и распоряжениями руководителя организации, должностными инструкциями.

    На ОАО «Тимашевские тепловые сети» деятельность службы внутреннего аудита осуществляется в соответствии с планом внутреннего аудита, разработанным руководителем службы и утвержденным руководителем организации. На ОАО «Тимашевские тепловые сети» выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней аудиторской группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего аудита. На ОАО «Тимашевские тепловые сети» программы разрабатывают ведущие специалисты аудиторской службы на основании плана внутреннего аудита, они утверждаются руководителем службы (отдела) внутреннего аудита.

     

    3.2. Организация внешнего контроля качества аудита

     

    В соответствии со ст. 14 Закона «Об аудиторской деятельности», качество аудиторской деятельности должен обеспечивать внешний и внутренний контроль ее осуществления. Контроль качества аудита может быть предварительный, текущий и последующий.

    Предварительный контроль выполняется на стадии аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских фирм. Он осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью и прохождением процедуры лицензирования.

    Текущий контроль осуществляется по двум направлениям:

  • контроль отдельных аудиторских проверок;
  • общий контроль качества аудита.

    Текущий контроль предполагает проверку:

    — соблюдения принципов независимости, профессионализма и компетентности аудиторов;

  • выполнения требований Закона, федеральных правил (стандартов)
    аудита, стандартов аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и внутрифирменных стандартов;
  • соблюдения этических принципов аудита;
  • проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудита.

    Последующий контроль за качеством аудиторских проверок и оказанием сопутствующих услуг осуществляет уполномоченный федеральный орган, который может проводить такие проверки своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

    Текущий и последующий внешний контроль качества аудита осуществляются путем организации постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм.

    При осуществлении надзора за соблюдением лицензионных требований выявляются факты неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

    Следует отметить, что контроль (надзор) за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями лицензионных требований осуществлявляет лицензирующий орган, который имеет право:

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, в том числе проверку качества работы индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;
  • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материалы
    по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • составлять по результатам проверок акты {протоколы) с указанием
    конкретных нарушений;
  • принимать решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные
    нарушения, и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • выносить предупреждение лицензиату.

    Государственные надзорные и контрольные органы при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщать лицензирующему органу о выявленных нарушениях и принятых мерах.

    Индивидуальные предприниматели и аудиторские организации в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны обеспечивать условия, для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимые документы и информацию.

    Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

    В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

     

    4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК

     

    В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.

    Особенности системы контроля качества работы аудиторской фирмы, ее внутреннее содержание и затраты времени и ресурсов на ее функционирование могут зависеть от таких факторов, как:

    а) размер аудиторской организации;

    б) ее специализация;

    в) ее организационная структура;

    г) наличие филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственная удаленность;

    д) экономическая эффективность применяемой системы контроля качества (получение осязаемых преимуществ при разумных затратах).

    Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

    а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

    б) укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

    в) поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

    г) выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

    д) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

    е) разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;

    ж) осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;

    з) принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

    3.4. Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника такой организации.

    Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала аудита руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке.

    Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего выполнения этой работы.

    Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени применяемых аудиторских процедур.

    При подготовке руководящих указаний следует принимать во внимание общий план аудита и расчеты затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита.

    Текущий контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы. Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют следующие функции в ходе аудита:

    а) проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения порученной им работы;

    б) проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;

    в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;

    г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают оценку таким проблемам и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита;

    д) принимают в пределах своих полномочий решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.

    Проверка результатов выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя и сотрудниками, по крайней мере не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют. При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:

    а) выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;

    б) документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;

    в) все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;

    г) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;

    д) вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

    Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обязаны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

    В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:

    а) следить за ходом выполнения общего плана аудита и программы аудита;

    б) производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения, и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита;

    в) следить за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том числе по итогам проведенных консультаций;

    г) выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

    Руководители аудиторской организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных и сложных экономических субъектов.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. –М.: Проспект, 1998.
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
  3. Бухгалтерская отчетность организации: Положение по бухгалтерскому учету. ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 34н.
  4. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н).
  7. Андреев В.Д., Киселевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  8. Аудит в торговле / Под ред. М.И. Баканова . М., 2006.
  9. Аудит предприятия. Методология аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: Учеб. пособие / Сост. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев. – М.: Дело, 2005.
  10. Богатая И.Н. , Хахонова Н.Н. Аудит.–М.: Финансы, 2006.
  11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  12. Подольский В.И. Аудит.–М.: НОРМА, 2006.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 26.28MB | MySQL:114 | 3,096sec