Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций

<

103114 1331 1 Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организацийВнутрихозяйственный коммерческий расчет предполагает выделение внутри структурной организации предприятия подразделений, которые призваны самостоятельно решать свои организационно-технические задачи. Они могут взять в аренду активы организации. Эти подразделения условно покупают у предприятия ресурсы по учетной стоимости (по согласованию между администрацией и трудовым коллективом подразделения). Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность.

Продукцию или услуги такие подразделения условно продают предприятию по учетным ценам, вычитая условную прибыль, т. е. в основе внутрихозяйственного коммерческого расчета лежат принципы такой системы, как директ-костинг, с элементами нормативного учета, который может, однако, и не применяться.

Исходя из функций внутреннего контроля выделяют такой вид контроля, как управленческий контроль.

Управленческий контроль – это процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии. При этом его главной задачей является контроль по центрам ответственности. Другими словами, необходима система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе центра ответственности.

Важно организовать действенную систему управленческого контроля, что позволит руководству предприятия делегировать свои полномочия по управлению затратами подчиненным, которые могут более детально ориентироваться в обстановке на местах. Эти функции возможно осуществлять с помощью не только управленческого, но и управленческо-финансового контроля. Внутренний финансовый контроль в данных условиях сводится к изучению хозяйственно-технологических связей, потоков ресурсов от предприятия к подразделению и наоборот, отслеживанию оценки этих ресурсов и продукции от подразделения к предприятию, контролю нормативных показателей, отслеживанию отклонений от норм с выяснением причин, влияющих на эти отклонения, анализу номенклатуры затрат, которая не должна противоречить действующему законодательству.

Финансовому контролю подвергается документооборот между подразделениями и предприятием, проверке подвергается определение валового дохода подразделения исходя из стоимости произведенной продукции, работ, услуг в оценке по учетным ценам за вычетом стоимости ресурсов, отчислений в фонды, обязательных платежей. Остаток дохода и есть хозрасчетный доход, который направляется на выплату зарплаты.

Для того чтобы правильно, тщательно проконтролировать, необходимо понять специфику подразделения, т. е. прежде чем приступить к осуществлению финансового контроля, нужно проработать всю документацию, регламентирующую деятельность такого подразделения, это могут быть решения, распоряжения, положения, внутренние локальные нормативные акты.

С помощью финансового контроля руководство предприятия может осуществлять эффективное финансово-хозяйственное управление, а собственники – следить за управляющими их капиталов, что позволяет предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику частных инвестиций и личных средств граждан. Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем.

Оптимизация финансового состояния торгового предприятия обеспечивается не только путем планирования важнейших показателей его финансовой деятельности, но и в процессе постоянного контроля за ходом реализации разработанных планов. Этот внутренний финансовый контроль на торговом предприятии базируется на построении системы мониторинга текущей финансовой деятельности.

Система мониторинга финансовой деятельности представляет собой разработанный на торговом предприятии механизм осуществления постоянного наблюдения за важнейшими текущими результатами этой деятельности в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры потребительского и финансового рынков.

Основной целью разработки системы мониторинга текущей финансовой деятельности торгового предприятия является своевременное обнаружение отклонений фактических результатов этой деятельности от предусмотренных, вызывающих ухудшение финансового состояния предприятия; выявление причин, вызвавших эти отклонения, и разработка предложений по соответствующей корректировке отдельных направлений финансовой деятельности с целью ее нормализации и повышения эффективности.

Построение системы мониторинга текущей финансовой деятельности торгового предприятия охватывает следующие основные этапы.

1. Выбор для наблюдения наиболее важных направлений и целевых показателей финансовой деятельности. В процессе такого выбора необходимо ориентироваться в первую очередь на целевые финансовые нормативы и систему показателей, характеризующих различные аспекты финансового состояния торгового предприятия.

2. Построение системы стандартов финансовой деятельности. В качестве таких стандартов выступают разработанные критерии по отдельным аспектам финансовой деятельности (например, по политике финансирования активов, формированию финансовой структуры капитала и т.п.); целевые стратегические нормативы; показатели текущих и оперативных финансовых планов, избранные для наблюдения.

3. Построение системы информативных отчетных показателей по каждому из направлений финансовой деятельности и периодичности их формирования. Такая система показателей должна основываться на данных финансового и управленческого учета. Она представляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета отдельных аналитических показателей, характеризующих уровень финансового состояния торгового предприятия в разрезе различных его аспектов. Периодичность формирования первичной базы данных определяется «срочностью реагирования», т.е. своевременностью осуществления внутреннего контроля за отдельными аспектами финансовой деятельности. С учетом такого принципа подхода к периодичности формирования первичной информационной базы наблюдения выделяют: а) оперативную (недельную, декадную) сводку; б) месячный отчет; в) квартальный отчет (показатели годовой отчетности не являются объектом текущего мониторинга финансовой деятельности).

4. Разработка системы обобщающих оценочных (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты финансового состояния предприятия в разрезе различных его аспектов. Система обобщающих оценочных показателей должна полностью корреспондировать с наблюдаемыми направлениями финансовой деятельности, целевыми финансовыми нормативами и плановыми показателями, характеризующими различные аспекты финансового состояния торгового предприятия. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных оценочных показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.

5. Установление размеров отклонений фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных. Размеры отклонений рассчитываются в абсолютных и относительных показателях. На каждом торговом предприятии должен быть определен критерий «критических отклонений», который может быть дифференцирован по периодам осуществления оценки. В качестве критерия «критических отклонений» может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов — по квартальному периоду.

6. Анализ основных причин, вызвавших отклонение фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных. В процессе такого анализа в первую очередь выделяются и рассматриваются те показатели финансового состояния торгового предприятия, по которым наблюдаются «критические отклонения» от целевых нормативов и показателей текущих и оперативных финансовых планов. По каждому «критическому отклонению» (а при необходимости и по менее значимым размерам отклонений наиболее важных показателей) должны быть выявлены вызвавшие их причины.

7. Определение системы действии при установленных отклонениях фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных. Принципиальная система действий менеджеров торгового предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах: а) «ничего не предпринимать» — эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отклонений значительно ниже установленного критического критерия; б) «устранить отклонение» — такая система действий предусматривает разработку мероприятий по обеспечению выполнения целевых, нормативных или плановых показателей; в) «изменить систему нормативных или плановых показателей» — такая система действий предпринимается в тех случаях, когда выполнение установленных нормативных или плановых показателей нереально.

8. Выявление резервов нормализации финансовой деятельности и повышения ее эффективности. Процедура поиска и реализации резервов связана с использованием алгоритма «устранить отклонение». При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов финансовой деятельности или отдельных финансовых операций торгового предприятия. В качестве одной из таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность использования системы финансовых резервов.

9. Обоснование предложений по изменению отдельных целевых финансовых нормативов и плановых показателей. Если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены (т.е. не могут привести к полной нормализации финансового состояния торгового предприятия) или вообще отсутствуют, используется третий алгоритм системы действий. В этом случае по результатам текущего наблюдения и контроля вносятся предложения по корректировке системы целевых финансовых нормативов и показателей текущих и оперативных финансовых планов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных коммерческих, инвестиционных или финансовых операций.

Разработанная система мониторинга текущей финансовой деятельности должна корректироваться при изменении стратегических целей торгового менеджмента, видов коммерческой и финансовой деятельности торгового предприятия и системы показателей текущих и оперативных финансовых планов.

 

Задание 1

 


Определите результаты инвентаризации материалов на складе и бухгалтерские проводки по ним.

Данные бухгалтерского учета и инвентаризации материалов на складе приведены в таблице 1.

Таблица 1

 

 

Сумма, руб.

1

№ п/п

Наименование

материала

Ед.

изм.

Учетная цена, руб.

Фактическое

наличие

По учетным данным


 


 

Кол-во

Сумма, руб.

Кол-во

 

Спирт технический

кг

30,00

50

1500,00

100

3000,00

 

2 ,

V Белила цинковые

кг

32,00

154

4928,00

125

4000,00

 

3

Олифа «Сосновая»

кг

29,00

328

9512,00

320

9280,00

 

4

Провод сечением 2

мм

м

10,00

560

5600,00

650

6500,00

 

5

Провод сечением 4

мм

м

15,00

820

12300,0

720

10800,00

 

6

Бумага упаковочная

<

кг

5,2

1000

5200,00

1000

5200,00

   

ИТОГО:

   

1922

39040,00

2915

38780,00

     

 

 

Один литр спирта весит 0,9 кг.

Нормы естественной убыли при хранении:

последней инвентаризации составил:

  • спирт технический — 2% от оборота;
  • белила цинковые — 0,09% от оборота;
  • олифа «Сосновая» -0,15% от оборота.

    Оборот по отпуску материалов с даты

    — спирт технический — 900 л;

  • белила цинковые — 1300 кг;
  • олифа «Сосновая» -11200 кг.

     

    Решение

     

    Рассчитаем величины естественной убыли от оборота при хранении на основе норм естественно убыли при хранении согласно условию задачи:

    — спирт технический — 900 л * 2% /100% = 18 л. или 18*0,9 = 16,2 кг

  • белила цинковые — 1300 кг * 0,09%/100% = 1,17 кг
  • олифа «Сосновая» -11200 кг. = 11200*0,15%/100% = 16,8 кг

     

     

    Таблица 1 – Определение результата инвентаризации

    № п/п

    Наименование

    материала

    Ед.

    изм.

    Учетная цена, руб.

    Фактическое

    наличие

    По учетным данным

    Величина естественной убыли

    Результаты инвентаризации с учетом норм естественной были (излишек +, недостаток-)


     


     


     


     

    Кол-во

    Сумма, руб.

    Кол-во

    Сумма, руб.

    Кол-во

    Сумма, руб.

    Кол-во

    Сумма, руб.

    1

    Спирт технический

    кг

    30,00

    50

    1500,00

    100

    3000,00

    16,2 

    486 

    -33,8

    -1014

    2

    Белила цинковые

    кг

    32,00

    154

    4928,00

    125

    4000,00

    1,17 

    37,44 

    +30,17

    +965,44

    3

    Олифа «Сосновая»

    кг

    29,00

    328

    9512,00

    320

    9280,00

    16,8 

    487,2

    +24,8

    719,2

    4

    Провод сечением

    2 мм

    м

    10,00

    560

    5600,00

    650

    6500,00

    х 

    х 

    -90 

    -900 

    5

    Провод сечением 4

    мм

    м

    15,00

    820

    12300,0

    720

    10800,00

    х 

    х 

    +100 

    +1500 

    6

    Бумага упаковочная

    кг

    5,2

    1000

    5200,00

    1000

    5200,00

    х 

    х 

     

     

     

    ИТОГО:

     

    х 

    1922

    39040,00

    2915

    38780,00

    х 

    х 

    х 

    2060 

           

    103114 1331 2 Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций

    Приведем бухгалтерские проводки по списанию естественной убыли при хранении и списания недостатков на складах, а также результаты инвентаризации:

    1. Списание естественной убыли

    Д20 «Основное производство» – К10 «Материалы»

    2. Результаты инвентаризации

    2.1 Выявлена недостача материалов

    Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10 «Материалы»

    2.2 Выявлены излишки материалов

    Д10 «Материалы» К91.1 «Прочие доходы»

    В условии задачи не указано, кто виновник недостачи, поэтому дальнейшие проводки невозможно указать

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Задание 2

     

    ОАО «Спецдеталь» в январе 2006 года купило пресс для производства деталей по цене 118000 рублей (в том числе 18000 рублей НДС). Годовой объем расчет производства предприятия равен 300000000 деталей. Пресс рассчитан на производство 100000000 деталей. Бухгалтерия сделала следующие проводки:

    Д08 К 60-100000

    Д 19 К 60-18000

    Д 01 К 08-100000

    Д 60 К 51-118000

    Д 68 К 19-18000

    Оцените правильность бухгалтерских записей.

     

    Решение

    Исходная запись 

    Исправительная запись 

    Д08 К 60-100000

    Верно

    Д 19 К 60-18000

    Верно

    Д 01 К 08-100000

    Верно

    Д 60 К 51-118000

    Верно

    Д 68 К 19-18000

    Верно

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованных источников

     

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
  2. Андреев В.Д., Киселевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  3. Дробышевский Н.П. Ревизия и контроль. М., 2008.
  4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  5. Маренков Н.Л. Ревизия и контроль. М., 2006.
  6. Медведев А.Н. Типичные ошибки бухгалтерии.– М.: Бератор-пресс, 2009.
  7. Мельник Л.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль. М., 2006.
  8. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит. М., 2010.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00033 sec

WordPress: 22.35MB | MySQL:118 | 1,583sec