Характеристика риска контроля

<

121913 0100 1 Характеристика риска контроля Риск системы внутреннего контроля — субъективно определяемая аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не способны своевременно обнаруживать и исправлять искажения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и/или препятствовать возникновению таких нарушений. Риск системы внутреннего контроля — характеристика степени надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта.

Под риском средств контроля (контрольным риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений. Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта. Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими категориями: а) высокой надежности соответствует низкий риск; б) средней надежности соответствует средний риск; в) низкой надежности соответствует высокий риск.

Аудитор обязан в ходе аудита изучить и оценить систему внутреннего контроля экономического субъекта, контрольную среду и отдельные средства контроля, что следует делать не менее чем в три следующих этапа: а) общее знакомство с системой внутреннего контроля; б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля; в) подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля. Для оценки риска средств контроля аудитор должен применять специальные аудиторские процедуры, называемые тестированием средств контроля. Тестирование средств контроля имеет своей целью убедить аудитора в том: а) надежно ли работают предусмотренные на предприятии системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и способны ли эти системы эффективно препятствовать появлению существенных искажений бухгалтерской отчетности и выявлять их; б) работают ли средства контроля с одинаковой эффективностью на протяжении всего отчетного периода.

Тестирование средств контроля может включать в себя: а) проверку документов, отражающих проведение финансово-хозяйственных операций, и получение в связи с этим аудиторских доказательств того, что средства контроля функционировали надлежащим образом; б) опросы и наблюдение за оформлением операций с целью получить аудиторские доказательства функционирования средств контроля в случаях, когда невозможно получить прямые документальные подтверждения этого; в) использование результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.

При анализе результатов тестирования средств контроля аудитор обязан принимать во внимание, что некоторые средства контроля могут быть эффективны в целом, но не быть эффективными в отдельные периоды времени. Это может быть связано со следующими факторами: а) кратковременная замена учетного работника, ответственного за осуществление данного средства контроля, в связи с отпуском или болезнью; б) особенности работы бухгалтерии экономического субъекта, отражающие сезонные периоды работы повышенной интенсивности; в) появление ошибок, имеющих единичный и случайный характер.

Аудитор обязан принимать эти факторы во внимание, анализировать отрицательные результаты тестирования средств контроля и планировать с учетом этого свои аудиторские процедуры. Аудитор тестирует средства контроля во всех случаях, кроме тех, когда он оценивает риск средств контроля как высокий. Чем в большей степени аудитор собирается опираться при подготовке своего мнения на определенные средства контроля, тем тщательнее он должен проверять их надежность и эффективность. При оценке риска средств контроля аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, однако при этом он обязан убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году для соответствующих средств контроля, справедливы и для проверяемого года.

Результаты оценки риска средств контроля аудитор должен отразить в общем плане аудита, а уточняющие оценки (если таковые имеются) — в рабочей документации по проверке. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол N 2).

 

2. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ

 

Различные экономические субъекты относятся к двум связанным сторонам, если одна из них контролирует другую или оказывает значительное влияние на принятие принципиальных и(или) текущих решений другой стороны. В качестве операций между связанными сторонами рассматривается любая передача ресурсов или обязательств вне зависимости от того. назначена ли по этим операциям какая-либо цена.

К связанным сторонам могут быть отнесены:

а) головные, дочерние, преобладающие, зависимые общества;

б) предприятия, относящиеся к одной и тай же группе взаимосвязанных организаций;

в) предприятия некоторые из участников и(или) руководителей которых состоят в родственных отношениях;

г) предприятия, участниками и(или) руководителями которых являются одни и те же лица.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за выявление и раскрытие имеющих отношение к данному экономическому субъекту связанных сторон и за правильное отражение в соответствии с нормативными документами финансово-хозяйственных операций с такими сторонами в учете и отчетности. Руководство экономического субъекта должно использовать для осуществления этого надлежащие средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

Аудиторская организация обязана спланировать и провести аудит таким образом, чтобы получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности существенной информации об операциях экономического субъекта со связанными сторонами. Количество и качество аудиторских доказательств, приемлемых для оценки операций со связанными сторонами, а также определение степени существенности таких операций в тех или иных обстоятельствах являются предметом профессионального суждения аудитора.

При формировании профессионального суждения по вышеозначенным вопросам аудитору надлежит исходить из того, что в число его задач входит:

а) проведение проверки и анализа отраженных операций экономического субъекта со связанными сторонами с тем, чтобы убедиться, что существенные операции такого рода надлежащим образом санкционированы и отражены в бухгалтерском учете и отчетности;

б) достижение приемлемой уверенности в том, что в ходе аудита будут выявлены и проанализированы неотраженные операции со связанными сторонами, которые могут иметь существенное значение с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Существование связанных сторон и наличие деловых взаимоотношений между ними является нормальной финансово-хозяйственной практикой. Вместе с тем, операции, которые экономический субъект осуществляет с такими сторонами, могут отличаться от остальных операций. Аудиторской организации следует уделять особое внимание операциям, проводимым экономическим субъектом со связанными сторонами, по следующим причинам:

а) раскрытие информации о связанных сторонах может входить в число требований, предъявляемых нормативными документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

б) существование связанных сторон может оказывать влияние на результаты бухгалтерской отчетности как таковой;

<

в) оценка аудитором достоверности получаемых аудиторских доказательств определяется подлинной независимостью их источника от проверяемого экономического субъекта, следовательно для аудитора при получении внешних аудиторских доказательств важно знать, не является ли источник таких доказательств связанной стороной;

г) финансово-хозяйственные операции экономического субъекта со связанными сторонами могут быть осуществлены по мотивам, отличающимся от тех, которые присущи нормальной коммерческой деятельности, например, иметь целью реализацию запрещенных способов ухода от налогообложения или внесение умышленных искажений в бухгалтерскую отчетность.

Аудиторской организации следует проверить информацию, предоставленную руководством экономического субъекта, касающуюся наличия организаций, которые могут быть отнесены к связанным сторонам. Для получения этих сведений аудиторская организация может направить руководству экономического субъекта письменный запрос. В ходе общения с представителями экономического субъекта аудитору целесообразно руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта» и «Общение с руководством экономического субъекта». Аудитор вправе считать информацию, предоставленную руководством экономического субъекта в связанных сторонах, правдивой, а документацию — подлинной в тех случаях, когда отсутствуют признаки обратного. Вместе с тем, руководствуясь профессиональным скептицизмом, аудитору следует учитывать вероятность наличия у проверяемого экономического субъекта других связанных сторон, в том числе таких, которые могут существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.

Для проверки полноты информации, касающейся перечня связанных сторон, аудиторская организация может предпринимать следующие действия:

а) сверить перечень связанных сторон экономического субъекта для аудита данного отчетного периода со списком связанных сторон, обнаруженных и зафиксированных в рабочей документации аудита предшествующего отчетного периода (в случае, если аудитор работает с данным экономическим субъектом не первый год);

б) изучить надежность внутренних процедур и средств контроля экономического субъекта, направленных на выявление финансово-хозяйственных операций со связанными сторонами;

в) навести справки об участии директоров и других должностных лиц проверяемого экономического субъекта в делах других организаций;

г) изучить списки акционеров данного экономического субъекта;

д) проверить с точки зрения получения необходимой информации протоколы собраний акционеров экономического субъекта, заседаний его руководящего органа и другие аналогичные документы.

Аудиторская организация может менять объем и специфику аудиторских процедур, направленных на реализацию действий, перечисленных в предыдущем пункте, в зависимости от оценки аудитором степени риска необнаружения операций со связанными сторонами, имеющих существенное значение с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности.

При изучении организации и функционирования внутреннего контроля экономического субъекта и оценке риска средств контроля аудиторской организации следует:

а) рассмотреть с точки зрения особенностей операций со связанными сторонами стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;

б) выяснить, предусмотрены ли необходимые средства контроля в отношении санкционирования и отражения операций со связанными сторонами;

в) достичь приемлемой уверенности в том, что предусмотренные механизмы и процедуры контроля являются надежными и действительно применялись экономическим субъектом в течение всего рассматриваемого периода. Чем выше уровень оцениваемого аудитором риска средств контроля, тем большее внимание необходимо уделять проведению аудиторских процедур по существу.

В тех случаях, когда нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности предъявляют к экономическому субъекту специальные требования по раскрытию информации об операциях со связанными сторонами, аудиторская организация обязана проверить правильность раскрытия экономическим субъектом такой информации во всех существенных отношениях.

В холе аудита аудитору следует обращать особое внимание на финансово- хозяйственные операции, в отношении которых могут возникнуть подозрения, что экономический субъект совершает их с ранее невыявленными связанными сторонами. Примерами могут являться:

а) операции со значительно отличающимися от прочих условиями сделок, такими как нехарактерные для обычной деятельности данного экономического субъекта расценки, процентные ставки, виды обеспечения, рассрочки платежей;

б) операции, противоречащие логике деятельности экономического субъекта;

в) операции, сущность которых противоречит их форме;

г) операции, осуществленные необычным образом;

д) неоправданно высокая доля операций с определенными покупателями или поставщиками в ущерб прочим;

е) предоставление или получение экономическим субъектом бесплатных или убыточных услуг;

ж) совершение операций с фирмами, зарегистрированными в географических зонах

льготного налогообложения;

з) редкие и нетипичные операции, особенно имевшие место в конце отчетного периода;

и) санкционирование или оформление сделок лицами, которые обычно не занимаются такими операциями.

При проверке операций экономического субъекта со связанными сторонами аудиторская организация должна получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие достичь приемлемой уверенности в отношении того, правильно ли существенные операции такого рада отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Для получения таких аудиторских доказательств аудитору необходимо предпринять следующие шаги:

а) проанализировать наиболее крупные сделки на предмет выявления их подлинных условий и финансовых аспектов;

б) провести необходимые исследования в отношении контрагентов проверяемого экономического субъекта, если возникло предположение, что они представляют связанные с ним стороны;

в) запросить подтверждения у независимых источников;

г) обсудить с руководством экономического субъекта цели и условия операций, по которым у аудитора возникли вопросы;

д) получить от связанных сторон подтверждения относительно целей, условий и денежных сумм операций;

е) сопоставить сведения, представленные источниками, указанными в подпунктах «г» и «д», с информацией, полученной от таких независимых источников как банкиры, юристы, агенты или поручители.

необходимости аудиторской организации следует запросить от руководства проверяемого экономического субъекта официальные письменные разъяснения, касающиеся вопросов:

а) полноты предоставленной информации, касающейся перечня организаций, относящихся к связанным сторонам;

б) правильности раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности.

На основании информации о связанных сторонах, собранной и исследованной в ходе аудита, аудиторская организация должна дать оценку полноте и правильности отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта операций со связанными сторонами.

Оценка полноты и правильности отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о связанных сторонах должна быть увязана:

а) с требованиями соответствующих нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность;

б) с профессиональным суждением аудитора о том, насколько картина, представленная в бухгалтерской отчетности, согласуется со сведениями, которыми располагает аудитор об отношениях экономического субъекта со связанными сторонами.

В отношении сводной бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна, помимо рассмотрения вопросов о соблюдении общих требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, также оценить:

а) обоснованность включения или невключения данных о дочерних и зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность;

6) приемлемость примененной стоимостной оценки участия головной организации в дочерних и зависимых обществах;

в) правильность объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность, в том числе использование едином учетной политики в отношении аналогичных статей имущества, обязательств, доходов и расходов;

г) применение обособленного приведения в сводной бухгалтерской отчетности числовых показателей об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях, без знания о которых адекватная оценка бухгалтерской отчетности невозможна или затруднена для пользователя;

д) соблюдение правил включения данных в зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность.

. По результатам проведения аудита аудиторская организация обязана направить руководителям и(или) собственникам экономического субъекта письменную информацию, в которой должны быть приведены, если таковые имеются, обоснованные замечания относительно правильности отражения операций со связанными сторонами. При подготовке такого документа аудитору следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита». Аудитору надлежит указать, какие из сделанных замечаний об операциях со связанными сторонами являются существенными и влияют ли они на выводы в аудиторском заключении.

 

 

3. ПРИМЕНЕНИЕ МСА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБЗОРА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

Аудит отчетности, составленной по Международным стандартам финансовой отчетности, необходимо проводить с применением Международных стандартов аудита (МСА). Правление по Международным стандартам аудита и аудиторским гарантиям при Международной федерации бухгалтеров (МФБ) разрабатывает МСА и положения по общепринятой аудиторской практике и сопутствующим услугам, а также по форме и содержанию аудиторского заключения. Данные стандарты призваны обеспечить большее единообразие аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире.

Международные стандарты аудита применяются при аудите финансовой отчетности для всех компаний, банки не являются исключением. Однако применение этих стандартов в контексте аудита коммерческих банков требует дополнительных рекомендаций путем детализации и разъяснения применения этих стандартов.

В связи с этим Правление по Международным стандартам аудита и аудиторских гарантий (далее — Правление по аудиту) разрабатывает Положения по международной аудиторской практике (далее — Положение), в которых освещаются вопросы детализации этих стандартов.

В соответствии с МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» определение цели аудита звучит следующим образом — «Цель аудита финансовой отчетности — дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности».

Планирование, организация и проведение аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и соответствующими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002. N 696.

Основной целью аудита подготовленной в соответствии с российским законодательством бухгалтерской отчетности является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта за год, исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также предоставление детализированного отчета.

По результатам каждого этапа проверки представляется аудиторский отчет, а по окончании проверки — аудиторское заключение по финансовой отчетности хозяйствующего субъекта за год.

Состав и содержание аудиторского заключения должны соответствовать ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», а также требованиям к заключению о достоверности бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках), изложенным в Федеральном правиле (стандарте) N 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Основной целью аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, является формирование заключения об адекватности отражения в данной отчетности во всех существенных отношениях финансового состояния хозяйствующего субъекта за год, результатов его операционной деятельности и движения денежных средств за отчетный период в соответствии с МСФО.

Аудит финансовой отчетности по МСФО проводится в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита в отношении объема аудиторских процедур, видов тестов и формата предоставляемого заключения.

По результатам аудита хозяйствующему субъекту предоставляются следующие документы:

Аудиторское заключение за год, закончившийся 31 декабря;

Письмо по вопросам управления.

Согласно МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» хозяйствующему субъекту рекомендуется представлять кроме финансовой отчетности финансовую информацию, подготовленную Советом директоров, в которой описаны и разъяснены основные результаты финансовой деятельности, финансовое положение, а также существенные неопределенности. В Принципах корпоративного управления, принятых в 1999 г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающей 28 стран, также говорится о целесообразности отражения в отчете Совета директоров, входящем в годовой отчет хозяйствующего субъекта, состояния корпоративного управления. Отмечается, что для инвесторов большой интерес представляют результаты анализа финансового положения, проводимого руководством субъекта, включаемые в состав годовой отчетности, а также информация, которая может пролить свет на перспективы деятельности организации (разд. V «Раскрытие информации и прозрачность»).

Кроме того, общепринятая международная практика проведения аудита рекомендует применять Международные стандарты аудита и Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров-аудиторов.

В заключение следует отметить, что для успешного внедрения МСФО необходимо, прежде всего, принять действенные меры по внедрению Международных стандартов аудита и по ускорению введения подготовки и повышения квалификации аудиторов в области аудита отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями международных стандартов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Грачева М.Е. Международные стандарты аудита. М., 2005.
  2. Мареков Н.Л. , Веселова Т.Н. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах. М., 2005.
  3. Мощенко Н.П. Международные стандарты финансовой отчетности М., 2006.
  4. Николаева О., Шишкова Т. Международные стандарты финансовой отчетности М., 2004.
  5. Суглубов А.Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М., 2005.
  6. Парфенов К. Международные стандарты финансовой отчетности М., 2005.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00118 sec

WordPress: 22.42MB | MySQL:113 | 1,311sec