Характеристика риска необнаружения » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Характеристика риска необнаружения

<

121913 0102 1 Характеристика риска необнаружения Риск необнаружения — субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые в ходе аудиторской проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие ошибки и искажения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности; показатель качества работы аудитора зависит от квалификации аудитора и особенностей проведения конкретной аудиторской проверки.

Под риском необнаружения понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора, он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от таких факторов, как квалификация аудиторов и степень их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.

Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля:а) высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения; б) низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска. Допустимые значения риска необнаружения для различных соотношений внутрихозяйственного риска и риска средств контроля приведены в приложении 2. В случае, если аудитору требуется снизить риск необнаружения, он обязан: а) модифицировать применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути; б) увеличить затраты времени на проверку; в) повысить объемы аудиторских выборок. Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемого уровня, это может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол N 2).

 

 

2. РАССМОТРЕНИЕ АУДИТОРОМ СЛУЧАЕВ МОШЕННИЧЕСТВА И ОШИБОК

 

В ходе аудиторской проверки аудитор выполняет определенные процедуры для получения гарантии, что финансовая отчетность правильно отражает реальное экономическое положение клиента, но некоторые искажения отчетности могут остаться незамеченными.

Любое подозрение аудитора о возможном мошенничестве или ошибке, ведущим к материальным искажениям отчетности, заставляет расширить процедуры подтверждения, т.е. рассеять или подтвердить подозрения.

Ответственность за выявление и обоснование мошенничества или ошибки несет аудитор. Ответственность по факту мошенничества или ошибки возлагается на виновных и на руководство предприятия.

Мошенничество — преднамеренно неправильное отражение и представление данных учета и отчетности одним или несколькими лицами из состава руководства и служащих предприятия, включающее манипуляцию учетными записями и фальсификацию первичных документов, регистров и отчетности, умышленные изменения записей в учете, искажающие смысл хозяйственных операций и нарушающие правила, определенные законодательством или учетной политикой предприятия, преднамеренно неправильные оценку активов и методы их списания, уничтожение или пропуск результата корректировочных записей или документов.

Ошибка — непреднамеренное искажение финансовой информации в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях и группировках, недосмотра в полноте учета или неправильного представления фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества, расчетов и т.п.

При проверке полноты и достоверности финансовой отчетности аудитор может выявить мошенничество или ошибку. В качестве мошенничества или ошибки классифицируются отклонения:

от действующего законодательства;

от нормативных актов, определяющих организацию и методологию учета;

вследствие несоблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

из-за нарушения принципа отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

в результате несоблюдения единства и разграничении учета затрат, относимых на издержки производства и сбыта, в прибыль и специальные источники покрытия;

вследствие несоблюдения тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета, Аудитор ответственен за выявление мошенничества и незамеченных или неисправленных ошибок. Заключение аудитора должно гарантировать, что мошенничества и существенных ошибок в Финансовой отчетности предприятия нет, или они выявлены полностью, или ошибки исправлены.

Мошенничество подразумевает такие действия, как сговору манипуляция учетными записями, уничтожение результата хозяйственных операций, фальсификация и подделка бухгалтерских документов, неадекватные записи в учете, умышленно неправильные разъяснения должностных лиц.

Манипуляция учетными записями — умышленное использование неправильных (некорректных) бухгалтерских проводок или сторнировочных записей с целью искажения данных учета и отчетности.

Уничтожение результата хозяйственных операций — сторнировочные записи, аналогичные по содержанию и суммам основным бухгалтерским проводкам.

Фальсификация бухгалтерских документов и записей — оформление заведомо неправильных или фальшивых бухгалтерских документов (авизо, счетов, векселей и т.п.) и записей на счетах бухгалтерского учета, искажающих истину.

Неадекватные записи в учете — отражение финансовой информации в системе счетов в неполном объеме (ненужные исправления по книгам и счетам бухгалтерского учета, нарушение корреспонденции счетов, неполные файлы, не отраженные в учете хозяйственные операции).

Необычные операции — разовые сделки и хозяйственные операции регулирующего или вынужденного характера, платежи за работы и услуги, которые представляются излишними или чрезмерными.

При обнаружении мошенничества или ошибки аудитор обязав выяснить у руководства и персонала предприятия их причины. Он должен определить их. влияние на финансовую отчетность. Если предполагаемое мошенничество или ошибка могли привести к искажению отчетности, то для восстановления истины он должен выполнить дополнительные процедуры. Характер процедур зависит от степени воздействия ошибок и искажений на содержание финансовой отчетности.

Если мошенничество или ошибка могли быть предотвращены или выявлены при внутреннем контроле, но этого не произошло то аудитор должен пересмотреть предыдущую оценку и, уменьши» доверие к ней, расширить сектор проверки, введя дополнительные процедуры. Если мошенничество или ошибка связаны с участием руководства предприятия, то аудитор должен предусмотреть достоверность полученных ранее сведений и данных.

О выявленном мошенничестве или ошибке аудитор обязан своевременно сообщить руководству предприятия, при любом уровне влияния нарушений на финансовую отчетность.

<

Если мошенничество или ошибка существенны, то аудитор должен пересмотреть вопрос о своих обязательствах перед клиентом. О фактах мошенничества целесообразно информировать высшее руководство клиента.

Суждение о мошенничестве или значительной ошибке должно быть доказательным. Когда возникают сомнения в степени при-частности руководства предприятия к выявленным нарушениям, аудитор должен получить юридическую консультацию о приемлемости соответствующих законодательных процедур.

Условия или события, увеличивающие риск мошенничества со стороны клиента, делятся на несколько групп.

А. Нецелостность или некомпетентность управленческого персонала.

На высокий риск мошенничества косвенно могут указывать: недостатки в устранении слабых сторон внутреннего контроля; значительная и продолжительная по времени нехватка учетного персонала;

частая смена персонала в юридическом отделе или в отделе внутреннего аудита.

Б. Необычные воздействия в рамках предприятия, например:

отрасль переживает кризис, возможность банкротства предприятия возрастает;

величина оборотных средств противоречит быстрому развитию предприятия или, наоборот, значительному снижению прибыли;

в связи с определенной причиной (например, желанием поддержать рыночную цену своих акций на высоком уровне) для предприятия крайне важна тенденция роста прибыли; предприятие имеет крупные вложения в кризисных отраслях; предприятие в значительной степени зависит от одного заказчика или небольшого числа заказчиков;

на бухгалтерский персонал оказывался нажим с целью составления финансовой отчетности в необычно короткий период времени.

В. Необычные операции:

необычные сделки, особенно в конце года, оказывающие существенное влияние на величину финансовых показателей; сделки со связанными сторонами;

платежи за услуги (в частности, адвокатам, консультантам и т.д.), превышающие разумные пределы.

Г. Проблемы получения аудиторских доказательств из-за:

неадекватных записей, например, неполные файлы, излишние исправления по книгам и счетам, не отраженные в учете операции;

неадекватного документального оформления операций, отсутствия подтверждающих документов и изменения документов (особенно если это относится к необычным операциям);

различий между учетными записями и подтверждениями третьей стороны, противоречивых аудиторских доказательств и необъяснимых изменений в показателях финансово-хозяйственной деятельности;

неопределенных или необоснованных ответов руководства предприятия на вопросы аудитора.

Аудиторам необходимо обратить особое внимание на возможность кражи с использованием компьютера посредством электронного перемещения денежных средств, объектов высокой стоимости, а также ценных бумаг, которые легко могут быть обращены в деньги. Аудитор должен внимательно проверить следующие факты:

утечка информации;

необычные денежные вклады;

платежи за неполученные товары или полученные и оплаченные по завышенным ценам;

списание средств или распоряжение средствами по ценам ниже рыночных;

использование средств клиента в личных целях (компьютеров, легковых машин, оплата услуг, пользование офисом). Для обнаружения мошенничества аудитору необходимо:

определить возможные цели мошенничества у данного клиента:

познакомиться с персоналом, особенно с руководителями клиента, оценить их моральные качества, условия труда и оплаты;

выявить возможности совершения мошенничества (отношение руководства, отсутствие охраны, контроля и т.п.);

выявить признаки мошенничества с помощью аналитически процедур;

сделать сплошную и выборочную проверки. В западных странах для обнаружения мошенничества действуют «золотые правила» аудиторов:

не основывать доверие к людям только на их положении в обществе или большом опыте;

не объяснять причину отклонений, а пытаться ее выяснить;

не думать, что мошенничество на этом предприятии невозможно;

ощущать личную ответственность за обнаружение мошенничества;

при выявлении потенциальных проблем усиливать контроль для снижения риска;

знать ситуации, которые сопровождаются высоким риском мошенничества, и его симптомы.

Для снижения риска мошенничества и ошибки аудитору следует знать типичные, традиционные ошибки или примеры мошенничества.

Мошенничество или ошибка могут быть обнаружены в самих документах. Недостоверность бухгалтерских документов имеет место при наличии следующих признаков:

неправильность оформления (использованы бланки неустановленной формы; не заполнены все необходимые реквизиты; использованы лишние или ненадлежащие реквизиты); отражение незаконных по содержанию операций; отражение хозяйственных операций, которые в действительности не выполнялись (в полном объеме или частично);

наличие подложных документов (материальный подлог) и документов, содержащих заведомо ложные сведения (интеллектуальный подлог); наличие документов, содержащих случайные ошибки.

Классификация ошибок

Основные виды ошибок, обнаруживаемых при проведении аудиторской проверки, можно сгруппировать следующим образом.

1. Ошибки в ведении учета.

1.1. Отсутствие ведения учета. Иногда в бухгалтерии не ведется надлежащий учет по какому-либо виду деятельности или подразделению. Предположим, предприятие ведет строительство. Бухгалтер, не желая связываться с проводками по его ведению (в ожидании прихода более опытного в этом вопросе специалиста), все расходы по строительству в течение года относил в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В результате к концу года образовывалось огромное дебетовое сальдо по счету 76.

Другой распространенный пример. Одно из подразделений предприятия, используя единый расчетный счет или собственный текущий, пытается вести обособленный бухгалтерский учет. Расходы и доходы, проходящие по расчетному счету и через кассу, относятся главным бухгалтером на счет 76 или на счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» в ожидании того, что бухгалтер выделившегося подразделения представит затем необходимые данные для закрытия этого счета.

1.2. Случайные ошибки. К ним относятся:

арифметические просчеты, которые встречаются крайне редко, но они обычно выявляются самим бухгалтером; случайные неправильные проводки, возникающие, например, в случае, когда, применяя правильный метод учета факта хозяйственной деятельности, бухгалтер без достаточных оснований или случайно делает «нестандартную» проводку, например, относя затраты на текущий ремонт основных средств на себестоимость продукции а какую-то сумму проводит по счету «Основные средства». Такие ошибки встречаются редко, их очень трудно обнаружить, так как при выборочной проверке, убедившись в правильности регистрации при данном методе учета, аудитор не проводит сплошной проверки по операциям данного типа;

не соответствующий действительности курс валюты для расчет курсовых разниц;

ошибка при заполнении отчетных форм. Очень часто, правильно сделав все проводки и рассчитав налоги, закрыв обороты в Главной книге, бухгалтер ошибочно заполняет установленные отчетные формы. Особенно часто делаются ошибки при заполнении отчета о финансовых результатах и их использовании. Аудитор должен тщательно сверить данные отчетов с данными в Главной книге, оборотной или шахматной ведомости, а также тщательно проверить стыковку отчетных форм.

2. Повторяющиеся ошибки. Они возникают, если бухгалтер неправильно регистрирует факт хозяйственной деятельности в каждый раз делает неправильные проводки. Эти ошибки выявить обычно не сложно, часто их можно увидеть, просматривая только Главную книгу или даже заполненную форму баланса.

2.7. Ошибки, связанные с незнанием правил ведения бухгалтерского учета. Наиболее типичные из них: неправильный учет уставного капитала;

использование счета 80 «Прибыли и убытки» вместо счета 8: «Использование прибыли»;

приходование приобретаемых основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов, товаров и других активов не на те счета, которые предусмотрены Планом счетов;

неправильное ведение учета на счете 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

2.2. Ошибки, связанные с незнанием вопросов налогового законодательства:

отнесение на затраты всех расходов по командировкам, компенсаций за использование личного автотранспорта, рекламу, обучение.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г № 56 в редакции изменений и дополнений, сообщенных приказами Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. № 173, от 28 июля 1995 г. № 81, от 27 марта 1996 i № 31 и другими ведомственными нормативными документами, согласованны ми с Минфином РФ.

Представительские расходы, начисленных процентов по банковским кредитам, а не в пределах установленных норм. Установить такого рода ошибки можно, либо непосредственно проверив авансовые отчеты, либо затребовав и проверив соответствующие расчеты по нормируемым расходам и их списание на себестоимость;

неправильное начисление налогов и обязательных платежей.

Стоимостное измерение возможных ошибок может устанавливаться в договоре с клиентом. Разумеется, если в договоре с клиентом указано, что аудитор несет материальную ответственность в том случае, если налоговая инспекция выявит у предприятия неуплаченные налоги на сумму, превышающую 100 000 руб., аудитор может не указывать на стадии планирования проверки на более мелкие ошибки.

На стадии планирования аудитор в каждом конкретном случае должен устанавливать максимальный уровень ошибок, присутствие которых он может допустить в бухгалтерии проверяемого предприятия. Единичная (случайная) ошибка величиной менее 1 000 рублей не представляет интереса, она даже не будет заметна в финансовой отчетности предприятия, которая целиком (за исключением банковских балансов) составляется в тысячах рублей. Если же ошибка повторяется, то ее значимость определяется по совокупности всех подобных ошибок.

3. ПОЛИТИКА И ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА

 

Качество — основное требование к мнению аудитора. В федеральном законе об аудиторской деятельности закреплена система уровней контроля качества аудита, в том числе внутрифирменный контроль. Качество проведения аудита обеспечивается установлением системы внутреннего контроля качества в соответствии с правилом (стандартом) № 7 и процедурами внутреннего контроля, разработанными самой фирмой. В действующем законодательстве установлены такие критерии качества аудита:

  • ·        соответствие нормативным актам и федеральным правилам,
  • ·        соблюдение лицензионных требований
  • ·        выполнение правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок.

    Проверка качества аудиторской фирмы – это проверка соответствия лицензионным требованиям и условиям. Это является основным требованием к качеству аудита, а проведение проверки качества аудита должно подразумевать осуществление процедур проверки соответствия лицензионным требованиям.

    Контроль за качеством работы аудитора осуществляется в нескольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

    Основной аудитор в процессе работы должен постоянно контролировать и направлять работу, ассистентов, т.е менее квалифицированных сотрудников. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.

    Ассистенты должны знать об их ответственности и целях процедур, которые они должны выполнить, о деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, влияющих на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудита служит важным элементом передачи аудиторских полномочий.

    Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется,
    во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита, во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой и т.п.); в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента

    дерепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

    Внешний контроль могут выполнять государственные органы, что предусмотрено действующим законодательством. Контроль качества имеет два основных направления: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.

    Контроль отдельных аудиторских проверок включает следующие понятия.

    Делегирование полномочий — обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; использование письменной программы аудита.

    Надзор — обеспечение текущего контроля работы аудиторов; знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета клиента.

    Проверка — проверка работы, проведенной аудиторами, ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудиторской проверки. Общий контроль качества аудита основан на:

    определенных личных качествах аудиторов (честность, объективность, независимость, конфиденциальность); профессионализме и компетентности аудиторов; обоснованном распределении работы между членами группы; надзоре за работой аудиторов для соблюдения стандартов качества; политике приема клиентов и продолжения сотрудничества с ними;

    текущем контроле аудиторской фирмы за эффективностью политики и процедур контроля качества. Высокое качество аудита обеспечивает: обучение и переподготовка аудиторов; разработка и совершенствование аудиторских стандартов; разработка эффективной системы контроля качества внутри аудиторской фирмы;

    наличие жесткой системы внешнего контроля качеств.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Бычкова С. М. , Итыгилова Е. Ю. Понятие «качество» в аудите и бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости. 2005. № 3. С. 75—81.
  2. Грачева М.Е. Международные стандарты аудита. М., 2005.
  3. Мареков Н.Л. , Веселова Т.Н. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах. М., 2005.
  4. Мощенко Н.П. Международные стандарты финансовой отчетности М., 2006.
  5. Николаева О., Шишкова Т. Международные стандарты финансовой отчетности М., 2004.
  6. Суглубов А.Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М., 2005.
  7. Парфенов К. Международные стандарты финансовой отчетности. М., 2005.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00129 sec

WordPress: 22.67MB | MySQL:117 | 1,259sec