Задачи и источники ревизии операций с ТМЦ

<

110614 2111 1 Задачи и источники ревизии операций с ТМЦНа большинстве предприятий операции с товарно-материальными ценностями осуществляются систематически и отличаются разнообразием.

В процессе проверки используются следующие источники информации:

— учредительные документы;

— положение об учетной политике;

— бухгалтерский баланс (форма № 1);

— отчет о прибылях и убытках(форма № 2);

— главная книга;

— учетные регистры по счетам 10, 14, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 26, 41, 44, 60, 62, 76 и др.;

— договоры, заключенные с поставщиками;

— книга покупок и книга продаж;

— номенклатура-ценник;

— товарно-транспортные накладные;

— счета-фактуры;

— доверенности на получение товарно-материальных ценностей;

— приходные ордера склада;

— акт о приемке материалов;

— карточки учета материалов;

— требования-накладные;

— накладные на отпуск материалов на сторону;

— лимитно-заборные карты;

— инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей;

— сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей;

— договоры о полной (индивидуальной или коллективной) ответственности.

Ревизором должны быть решены следующие задачи:

  • изучение состава товарно-материальных ценностей, ознакомление с условиями их хранения;
  • подтверждение первичной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета ТМЦ;
  • подтверждение правильности оценки запасов и отражения операций по их поступлению и использованию (продаже) в учете;
  • оценки качества проводимых инвентаризаций товарно-материальных ценностей.

    Основным нормативным документом, используемым при проверке, является ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Порядок проверки зависит от размеров предприятия, характера его деятельности, связей с поставщиками, покупателями, применяемых форм расчетов и т. п., поэтому важно спланировать проверку.

    Вначале проверки изучаются учредительные документы, содержание учетной политики, бухгалтерская отчетность (статья «Запасы»). Затем анализируются результаты инвентаризации ТМЦ.

    Ревизор может сам провести инвентаризацию. После этого изучаются учетные регистры и первичные документы по форме, существу и арифметически.

    Ревизором используются следующие приемы проверки:

    — инвентаризация;

    — устный опрос;

    — проверка документов;

    — прослеживание;

    — экспертизы различных видов;

    — контрольные запуски сырья в производство;

    — встречная проверка;

    — контрольная покупка и т. д.

    По данным регистров аналитического учета ревизоры изучают состав товарно-материальных ценностей и устанавливают, к каким классификационным группам они относятся, величину складских запасов, интенсивность их обновления.

    Проверяя организацию материально-технического снабжения, ревизор должен установить:

    — заключены ли договоры на полную потребность в материальных ресурсах;

    — согласована ли поставка материалов с планами производства;

    — как выполняются договоры на поставку материальных ценностей;

    — каковы последствия нарушения сроков и объемов поставок на выполнение производственной программы.

    Выполнение объемов поставок материальных ресурсов проверяется путем сравнения данных об объеме и сроках поставки отдельных видов материальных ценностей, предусмотренных договорами, с данными первичных документов на оприходование поступивших материальных ценностей по тому или иному поставщику.

    Ревизору необходимо выявить, закупало ли предприятие ненужные или излишние ТМЦ. Если это имело место, то надо выяснить, какие материалы приобретены, насколько по ним превышены нормы запаса, на какую сумму приобретены, кто дал распоряжение на их приобретение, какие меры предпринимались по их реализации.

    <

    Ревизором проверяется соблюдение условий, обеспечивающих сохранность товарно-материальных ценностей. Такими условиями являются:

    — правильный подбор и расстановка кадров и прежде всего материально ответственных лиц;

    — правильная организация складского хозяйства;

    — четкая организация охраны складов и пропускной системы на предприятии;

    — наличие действенного и эффективного внутрихозяйственного контроля за наличием и движением ТМЦ.

    При проверке работы материально ответственных лиц выясняется, не привлекались ли они к уголовной ответственности за расхищение ТМЦ, заключены ли с ними договоры о материальной ответственности, имеются ли согласования с главным бухгалтером на их прием, перемещение и увольнение.

    Ревизору следует установить число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительными приборами, мерной тарой.

    Ознакомление с учетной политикой позволяет определить применяемый вариант оценки ТМЦ при оприходовании и списании (продаже), сроки инвентаризации и др.

    Выясняются источники поступления ТМЦ на предприятие: закупка через поставщиков, подотчетных лиц путем товарного обмена и т. п. Проверяется наличие заключенных договоров с контрагентами. Совершение сделки без договора считается незаконным. При этом особое внимание уделяется проверке выполнения договоров на поставку товаров; сырья и материалов, своевременности предъявления претензий за нарушение условий договоров.

    Устанавливается также своевременность поставки, предъявление претензий за нарушение условий договора и погашения задолженности перед поставщиками.

    Учет поступления ТМЦ может отражаться по одной из следующих методик:

    1) с использованием счетов 15 и 16, т. е. ТМЦ приобретаются по фактической себестоимости с учетом транспортных и других расходов. Затем по учетной стоимости ТМЦ приходуются на счет 10 или 41, а отклонения фактической себестоимости от учетной списываются на счет 16;

    2) без использования счетов 15 и 16, т. е. фактическая себестоимость ТМЦ формируется непосредственно на счете 10 или 41.

    Выбор одной из методик утверждается учетной политикой. Необходимо проверить действительность применения выбранной методики.

    Обязательному контролю подлежит обоснованность возмещения НДС по приобретенным организацией товарно-материальным ценностям. Проверка проводится по данным расчетно-платежных документов, документов на оприходование и использование ТМЦ.

    Особое внимание уделяется проверке выбытия товарно-материальных ценностей.

    Источниками выбытия ТМЦ могут быть продажа, использование для управленческих нужд, использование в производственном процессе.

    Каждая такая операция контролируется отдельно. Обоснованность списания материальных ресурсов в расход выясняется по данным соответствующих первичных документов. Необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям. В учетной политике организация может придерживаться одного из следующих методов оценки при отпуске их в производство и ином выбытии: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО) или по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

    Правильность списания материальных ресурсов на производственные нужды по количеству и стоимости ревизоры могут проверить путем составления балансовых расчетов.

    Если организацией в отчетном периоде осуществлялась розничная и оптовая продажа товаров, учтенных на счете 41, ревизоры должны выяснить правильность оприходования товаров, расчета торговой наценки и ее списания по реализованным товарам. Объектом контроля являются приходно-расходные документы и учетные регистры по счетам 41, 42, 44, 50, 51, 60, 62,68,90.

    Затем контролируется своевременность и качество проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и достоверности отражения в учете их результатов.

    Порядок проведения инвентаризации регламентируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств организации». Источниками информации являются: график инвентаризации; приказы руководителя, инвентаризационные описи, сличительные ведомости, объяснительные материально ответственных лиц, учетные регистры по счету 41 и 10.

    Проверке подлежат следующие вопросы:

    1) устанавливается обоснованность графика инвентаризации, который разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. Наиболее часто необходимо инвентаризировать дорогостоящие и дефицитные ТМЦ. Все другие ТМЦ могут инвентаризироваться перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 октября отчетного года;

    2) выясняется, проводилась ли внеплановая инвентаризация: при смене материально-ответственного лица; при стихийных бедствиях; при фактах злоупотреблений; при реорганизации предприятия и пр;

    3) устанавливается компетентность постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий, в состав которых должны входить наряду с представителями администрации и бухгалтерии специалисты, разбирающиеся в потребительных и других признаках ценностей. Инвентаризации должна проводиться при обязательном присутствии материально ответственного лица;

    4) проверяется качество проведенных инвентаризаций, т. е. анализируются оба экземпляра инвентаризационных описей, контролируются арифметические подсчеты. Исправления должны быть оговорены и заверены подписями членов комиссии;

    5) устанавливается правильность определения и урегулирования инвентаризационных разниц. Излишки приходуются в доход предприятия, недостачи в пределах норм естественной убыли относятся на издержки, а сверх норм — на материально ответственное лицо. Если виновное лицо не установлено или во взыскании с него отказано судом, то недостача списывается на финансовые результаты.

    Следует проанализировать возможные потери ТМЦ и указать меры по их предупреждению, указав ответственность материально ответственных лиц за факты потерь ценностей.

    Анализ ревизионной практики свидетельствует, что типичными ошибками являются:

    — отсутствие первичных приходно-расходных документов или оформление их с нарушением установленных требований;

    — неправильное исчисление фактической стоимости заготовления материалов;

    — списание в расход неоприходованных материальных ценностей (не оформленных приходными документами);

    — списание материалов на производство по мере их отпуска со склада, а не по факту их расхода;

    — отсутствие норм расхода материалов или их несоблюдение;

    — арифметические ошибки при подсчете реализованной торговой наценки.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Составить акт ревизии расчетов с поставщиками

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 26. 11.96., № 129-ФЗ (в редакции от 23.07.98).
  2. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (с изменениями от 23 апреля 2002 г.)
  3. Ачкурина С.Р. Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. от 44н // Новое в бухгалтерском учете и отчетности — №№ 17-18 — сентябрь 2001 г. – СПС «Гарант»
  4. Аснин Л.М., Кононова И.Я. Ревизия и контроль. М., 2006.
  5. Дробышевский Н.П. Ревизия и контроль. М., 2005.
  6. Маренков Н.Л. Ревизия и контроль. М., 2006.
  7. Мельник Л.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль. М., 2006.
  8. Пупко Г. Аудит и ревизия. М., 2004.
  9. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит. М., 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.92MB/0.00254 sec

WordPress: 22.28MB | MySQL:119 | 3,748sec