Анализ соответствия бухгалтерской отчетности налоговым декларациям и статистической отчетности » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Анализ соответствия бухгалтерской отчетности налоговым декларациям и статистической отчетности

<

102013 0151 1 Анализ соответствия бухгалтерской отчетности налоговым декларациям и статистической отчетности

1. АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НАЛОГОВЫМ ДЕКЛАРАЦИЯМ И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

Составление различных видов отчетности (финансовой, налоговой, статистической, управленческой) — это дополнительная неоперационная нагрузка, которую несут предприятия с целью удовлетворить информационные потребности заинтересованных лиц.

Лица, заинтересованные в информации о предприятии, могут находиться как во внешней, так и во внутренней среде по отношению к предприятию. Основными потребителями отчетности о деятельности предприятий являются:

Государство 

Общество (внешние заинтересованные лица)

Заинтересованные лица внутри предприятия

фискальные органы

органы статистики

контрагенты предприятия: инвесторы, кредиторы, работники, поставщики, клиенты, профсоюзы

менеджмент

собственники 

Налоговая отчетность 

Статистическая отчетность

Финансовая отчетность 

Управленческая отчетность

 

Бухгалтерская отчетность в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99) — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль за выполнением конкретных показателей работы и сохранностью имущества хозяйствующего субъекта.

Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность и счисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов.

Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу предприятия за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей.

При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.

Сопоставимость отчетных и налоговых данных организации — это наличие логических связей и взаимоувязки между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, позволяющее соотнести значение показателей как отдельных показателей внутри налоговой декларации, так и между показателями различных налоговых деклараций.

Источниками формирования показателей налоговой отчетности является данные налогового и бухгалтерского учета. Сущность сопоставимости отчетных и налоговых данных организации заключается в том, что в финансовой и налоговой отчетности содержатся обобщенные данные, необходимые для расчета налоговой базы по тому или иному налогу. Но в отдельных случаях могут образовываться нестыковки. Это вызвано несовпадением бухгалтерского и налогового учета, которое устраняется с помощью определенных корректировок.

Как видно, анализ сопоставимости отчетных и налоговых данных организации необходим для правильного формирования налоговой отчетности организации, с целью представления её в налоговый орган. Чем достовернее будет налоговая отчетность, тем «спокойнее будет спать» налогоплательщик. Таким образом, до, во время и после составления налоговой отчетности бухгалтерская служба налогоплательщика должна отслеживать сопоставимость отдельных показателей отчетности.

Однако сопоставление отчетных и налоговых данных организации необходимо не только налогоплательщику, представляющему налоговую отчетность в налоговые органы, но и самим налоговикам. Экономический анализ декларации по налогу на прибыль — это последний этап камеральной проверки. Анализ заключается, прежде всего, в сопоставлении данных налогового учета с суммами из бухгалтерской отчетности.

ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете сумм, которые окажут влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов. В каждом отчетном периоде первоначально определяется сумма налога на прибыль от бухгалтерской прибыли (убытка) и отражается в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка). Затем исчисляются и отражаются суммы налога на прибыль, обстоятельства по возникновению которых для целей налогообложения появились в данном отчетном периоде и повлияли на величину налога на прибыль, рассчитанного от бухгалтерской прибыли.

Целью ПБУ 18/02 является отражение в бухгалтерском учете:

– взаимосвязи суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам бухгалтерского учета, и суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам налогового учета;

– различия суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам бухгалтерского учета, и суммы прибыли (убытка), исчисленной по правилам налогового учета;

– сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В результате применения ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете отражается не только сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за истекший отчетный период, но и суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль в последующие периоды. Это так называемые отложенные налоги на прибыль. Их отражение в бухгалтерском учете непосредственно влияет на сумму чистой прибыли (убытка) отчетного периода, увеличивая либо уменьшая ее.

Таким образом, ПБУ 18/02 позволяет рассчитать сумму налога на прибыль по правилам налогового учета, но на основе исключительно бухгалтерских данных. Это помогает пользователям бухгалтерской отчетности понять причины расхождений между финансовым результатом, сформированным в бухгалтерском учете, и налоговой базой, исчисленной в декларации по налогу на прибыль. ПБУ 18/02 регламентирует способы отражения в бухучете налоговых активов и обязательств, отложенных на будущие отчетные периоды, что приводит к формированию более достоверной величины чистой прибыли (убытка) организации за отчетный период.

При проверке показателей бухгалтерской и налоговой отчетности прежде всего следует проконтролировать соотношение отдельных показателей декларации по налогу на прибыль с данными Отчета о прибылях и убытках организации (таблица 1).

Таблица 1 – Сопоставление данных формы № 2 и декларации по налогу на прибыль

Форма N 2 «Отчет о прибылях и убытках» 

Декларация по налогу на прибыль 

<

Выручка-нетто (строка 010)

Доходы от реализации (строка 010 Лист 02, строка 040 Приложения № 1 к листу 02) 

Расходы на реализацию (020+030+040) 

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации (строка 030 листа 02, строка 110 Приложения № 2 к Листу 02) 

Сумма прочих доходов (060+080+090)

Прочие доходы (строка 020 листа 02, строка 100 Приложения № 1 к Листу 02)

Сумма прочих расходов (070+100) 

Прочие расходы (строка 040 листа 02, сумма строк 200 и 300 Приложения № 2 к Листу 02) 

Прибыль до налогообложения (строка 140) 

Прибыль (строка 060 листа 02)

Налог на прибыль (строка 150) 

Сумма исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02) 

     

 

Несопоставимость этих данных свидетельствует о наличии нарушений финансово-хозяйственной деятельности или порядка формирования показателей в налоговом учете организации, что может повлечь за собой налоговую проверку. Ведь показатели указанных отчетных форм могут отличаться друг от друга. Это происходит, например, при наличии у компании хозяйственных операций с ценными бумагами или когда фирма применяет методику рыночных цен при товарообменных операциях или безвозмездном получении имущества.

Таким образом, отличие данных, представленных в налоговых декларациях, не может однозначно свидетельствовать о том, что в отчетности допущены ошибки.

К тому же формы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций заполняются на основе разных учетных регистров и по разным правилам. Поэтому проконтролировать соотношение их данных довольно сложно, так как при составлении налоговой отчетности возникают отклонения бухгалтерского и налогового учета:

– по доходам от реализации — на величину суммовых разниц;

– по общей сумме доходов (проведение операций с ценными бумагами, производство с длительным циклом) в бухгалтерском учете была проведена переоценка имущества;

– по общей сумме расходов — у компании есть расходы, которые не могут быть учтены для целей налога на прибыль, дата признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете различна;

– сумма налога на прибыль — в текущем году выявлено искажение по налогу на прибыль за прошлые годы, и в бухгалтерском учете произведена корректировка текущего налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЛИЯНИЕ НА СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

 

Результаты оценки влияют на долгосрочную устойчивость предприятия. Например, при увеличении объема собственных средств улучшается структура капитала предприятия, что положительно сказывается на его инвестиционной привлекательности. Следует также отметить, что в связи с переоценкой основных фондов может быть проведена дополнительная эмиссия акций, что позволяет привлечь финансовые ресурсы, характеризующиеся невысоким уровнем риска. Очевидно, что такая мера должна способствовать устойчивости предприятия и увеличению рыночной стоимости его капитала.

Анализируя изменения величины постоянных активов предприятия, необходимо помнить, что рост стоимости основных фондов и незавершенных капитальных вложений, может быть, связан как с реальными вложениями средств, так и с организационно-правовыми изменениями.
Под реальными изменениями стоимости основных средств и незавершенного строительства подразумевается приобретение и реализация постоянных активов, вложение финансовых ресурсов в строительство или перевод объектов строительства на баланс предприятия.

К организационно-правовым причинам изменения стоимости рассматриваемых составляющих постоянных активов относится, например, переоценка основных фондов предприятия.

Выявление факта переоценки основных фондов основывается на анализе изменений по статьям «Основные средства», «Незавершенные капитальные вложения» (актив) и «Уставный капитал», «Добавочный капитал» (пассив). В частности, если имела место переоценка основных фондов предприятия, то в данном случае приросту стоимости основных средств и незавершенных капитальных вложений соответствует аналогичный прирост (на ту же сумму) добавочного капитала.

Добавочный капитал это источник увеличения стоимости имущества организации, а также источник безвозмездного поступления различных ценностей.

Добавочный капитал возникает в результате:

–    прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;

–    получения дополнительных денежных средств (или имущества) при продаже акций в случае их первичного размещения по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход);

–    прироста стоимости внеоборотных активов, созданных за счет чистой прибыли или фондов предприятия;

– отражения положительных курсовых разниц по вкладам иностранных инвесторов в уставные капиталы российских организаций.

Таким образом, переоценка основных фондов отражается на собственном капитале организации путем уменьшения (увеличения) добавочного капитала предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

 

Концепция финансового потока, а в особенности потока денежного, под которым понимают совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, должна постоянно находиться в центре внимания специалистов в области финансового и управленческого учета.

Сегодня особенно важно понимать, что приращение собственных средств предприятия обеспечивается прибыльностью его работы путем движения денежных средств. Это повышает ликвидность и платежеспособность предприятия, его финансовые возможности и эластичность.

Таким образом, задача анализа и управления движением денежных средств становится одной из первоочередных.

Реальным и основным инструментом анализа денежных потоков, требующим широкого применения на практике и углубленного изучения аналитиками, является отчет о движении денежных средств. Лишь с его появлением анализ денежных потоков стал всеобъемлющим.

Техника составления отчета о движении денежных средств, его виды и методы расчета

1. Первичный (используется только прямой метод расчета).

Базируется на идее финансового плана: поступление платежей и выплаты одного периода делятся по критерию принадлежности к какой-либо области хозяйственной деятельности и противопоставляются друг другу.

Среди достоинств этого метода можно назвать следующие.

В отличие от производного метода, при котором денежные потоки выводятся «косвенно» из данных баланса и отчета о прибылях и убытках, первичный метод исходит «непосредственно» из реальных (фактических) денежных потоков. Благодаря этому можно избежать трудностей и неточностей, встречающихся в случае производного метода расчета в связи с периодизацией хозяйственных операций прежде всего вследствие использования метода начисления. За счет этого повышается информативная ценность ООДДС.

Составление ООДДС не зависит от баланса и расчета прибылей/убытков, что способствует его более быстрому составлению. Благодаря этому первичный метод расчета подходит среди прочего и для краткосрочного финансового планирования и расчета прибылей/убытков внутренними пользователями (напр., менеджерами), т.е. полезен как инструмент управленческого учета.

Информацию о денежных потоках предприятия можно использовать в различных целях: при планировании, управлении и контроле ликвидности.

К недостаткам первичного способа составления следует отнести прежде всего высокие трудозатраты.

2. Производный (используется прямой и косвенный методы расчета). ООДДС составляется в рамках годового отчета отдельных предприятий и концернов на данных баланса и отчета о прибылях и убытках (далее — ООПиУ), обычных или консолидированных.

Особое значение данный вид расчета приобретает благодаря своим несомненным преимуществам, а именно тому, что методы ведения учета и отчетности, ориентированные на баланс и ООПиУ, способствуют применению именно производного вида расчета, и внешние пользователи при анализе могут использовать только производный вид расчета. Практики до сих пор предпочитали именно этот вид расчета в силу простоты расчетных операций, т.к. как ООДДС отдельного предприятия, так и концерна может быть составлен непосредственно на базе данных годовой отчетности этих хозяйственных единиц. При составлении ООДДС концерна отпадает необходимость проводить консолидирующие проводки, так как они уже были сделаны при составлении годового отчета концерна.

При попытке углубленного анализа на базе «производного» ООДДС следует иметь в виду и его недостатки:

невозможность выделить отдельно денежные потоки внутри концерна;

производный расчет приводит к тем же результатам, что и первичный расчет, лишь в тех случаях, когда известны все операции, не связанные с движением денежных средств, которые могут быть скорректированы;

если требуется пересчитать одну валюту в другую, то, составляя ООДДС, следует использовать курс на момент осуществления платежа, в то время как использование данных из годового отчета концерна для составления ООДДС предполагает, что будет применен курс пересчета на момент составления баланса и ООПиУ;

поскольку для отдельных предприятий концерна ООДДС составляться не должен, то не видны полученные в ходе их деятельности прирост или дефицит денежных средств.

При производном расчете денежные потоки по основной деятельности могут быть рассчитаны в ходе составления ООДДС в рамках годового отчета как отдельных предприятий, так и концернов прямым или косвенным методом. Оба эти метода, предусмотренные отдельными стандартами как альтернативные, приводят при наличии необходимой информации к одному и тому же (сальдовому) результату.

Прямой метод расчета – при данном методе расчета чистый приток/отток денежных средств по основной деятельности рассчитывается как разница доходов, обеспеченных реальным поступлением денежных средств, и расходов, связанных с реальными платежами. Исходным пунктом является выручка от реализации.

Предпосылкой использования прямого метода является тем самым привлечение данных из расчета прибылей и убытков и возможность разделить отдельные виды доходов и расходов на те, что связаны с реальным движением денежных средств, и те, что с реальными денежными потоками не связаны.

Прямой метод позволяет в отличие от косвенного метода получить представление о структуре текущих поступлений денежных средств (оборотов) и реальных выплат предприятия/концерна. Тем самым видны фактические источники и направления использования денежных средств в ходе основной хозяйственной деятельности. Поэтому прямой метод следует рассматривать как более информативный.

Косвенный метод расчета — в отличие от прямого метода при косвенном методе чистый приток/отток денежных средств от основной деятельности рассчитывается на базе годовой прибыли/убытка, скорректированной на сумму всех без исключения расходов и доходов, не связанных с реальным движением денежных средств, — это прежде всего амортизационные отчисления и такие, напр., доходы как дебиторская задолженность.

Слабой стороной косвенного метода является то, что поступление денежных средств в виде выручки от реализации (которые, как правило, являются самым важным источником дохода) и текущие расходы, связанные с выплатами денежных средств (которые являются обычно самым важным оттоком денежных средств), таким образом упускаются из виду. Важная цель ООДДС — получение информации о том, как формируются финансовые средства, — тем самым не выполняется. Такая ограниченная информативная ценность сравнима с расчетом прибылей и убытков, при котором упор делается не на отдельные статьи расходов и доходов, а на годовую прибыль/убыток.

Несмотря на растущую роль отчета о движении денежных средств как основного инструмента анализа денежных потоков, даже в зарубежной практике он мало еще используется как инструмент контроля и управления. В краткосрочном периоде его предлагается применять для управления ликвидностью в рамках управления денежными средствами. В средне- и долгосрочной перспективе отчет о движении денежных средств мог бы найти применение как база для стратегического финансового планирования и управления, а также для оценки результативности и эффективности деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис»; Новосибирск: Издательский дом «Сибирское соглашение», 2008.
  2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — Н.:  Финансы и статистика, 2007.
  3. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. — 7-е изд., перераб, и доп. — М.: Дело и сервис, 2009.
  4. Ковалев В. В., Ковалев В.В. Финансовая отчетность: анализ финансовой отчетности. – М.: НОРМА, 2010.
  5. Чернов В.А. Экономический анализ. – М.: Финансы, 2010.
  6. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М., 2008.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00120 sec

WordPress: 21.31MB | MySQL:118 | 1,331sec