Аспекты формирования финансовой отчетности

<

063015 2314 1 Аспекты  формирования финансовой отчетностиТема правильной организации учетной политики на предприятии в современных условиях имеет сейчас большую актуальность, так как от правильного выбора технологии работы зависит успех любой организации. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо совершенствование учетной политики и, в первую очередь, работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. При проверках предприятий налоговыми органами много внимания уделяется правильному оформлению документов. Несвоевременное оформление произведенных хозяйственных операций запутывает бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой политики. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

 

1.1 Реформирование и нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ.

В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить общую стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных источников средств организации.

По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования оборотных фондов организации, т.е. определяется обеспеченность организации собственными и заемными источниками.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценить кредитоспособность организации, т.е. способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.

Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета — формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.

Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчетности существуют практически во всех странах. В России принципы составления бухгалтерской отчетности изложены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанной и утвержденной по решению Правительства Российской Федерации приказом от 1 июля 2004 года №180. Данная Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Как известно, актуальной проблемой развития бухгалтерского учета в России является сближение его с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Сближение с мировой практикой ведения бухгалтерского учета — необходимое условие для активного вхождения России в международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве ориентира для отечественного учета выбраны международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Этот выбор законодательно закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года №283, которым утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В результате выполнения этой программы в настоящее время в России уже многое сделано для перехода на принятую в международной практике систему учета и отчетности, в частности в применении принципов составления бухгалтерской отчетности.

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение МСФО.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, в который в 1998 году были внесены изменения и дополнения. Данным законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и другие.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Министерством финансов России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, многие ПБУ непосредственно связаны с составлением отчетности — это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденная приказом Министерства финансов России от 6 июля 1999 года № 43н.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России.

Третий уровень объединяет ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией.

Бухгалтерская отчетность делится на виды по следующим основным признакам:

1. По назначению различают внешнюю и внутреннюю отчетность. Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта. Внутренняя отчетность удовлетворяет информационные потребности самой организации в процессе принятия управленческих решений. Она строится на данных управленческого учета. Состав, сроки и ответственные за предоставление внутренней отчетности устанавливаются руководителем организации и отражаются в приказе об учетной политике.

2. По периодичности различают годовую и промежуточную отчетность. Отчетность, составляемая по состоянию на конец отчетного года, — это годовая отчетность. Отчетность, составляемая на внутригодовую дату, — это промежуточная отчетность.

3. По степени обобщения отчетных данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную отчетность. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта — юридического лица. Сводная отчетность составляется министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти для статистического обобщения или в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам. Консолидированная отчетность составляется группой организаций по совместно контролируемому имуществу.

К бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ предъявляют следующие требования:

1. Достоверность. Это объективное и правдивое отражение событий, представленных в отчетности, а также отсутствие существенных ошибок и отклонений. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

2. Существенность. Это значимость информации, представленной в отчетности. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономическое решение пользователей, принятое по данной отчетности.

3. Нейтральность. Это отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на какую-либо категорию пользователей.

4. Целостность. Это необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями.

5. Последовательность. Означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

6. Сопоставимость. Это сравнимость отчетной информации за несколько отчетных периодов. В бухгалтерской отчетности по каждому числовому показателю должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

7. Требование соблюдения отчетного периода. Отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность; отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

8. Требование правильного оформления отчетности. Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке в валюте РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером. Данные бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков.

 

 

 

 

1.2 Понятие и назначение бухгалтерской финансовой отчётности

Бухгалтерская отчётность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам. Иначе можно сказать, что бухгалтерская отчётность — это система показателей, отражающих состояние активов и обязательств предприятия, его доходов и расходов.

В настоящее время основным назначением бухгалтерской отчётности является — удовлетворение потребности пользователей в информации. Пользователи бухгалтерской отчётности должны получить полную и достоверную информацию о деятельности предприятия и его имущественном, финансовом положении. На основе всего этого можно делать выводы о финансовой устойчивости предприятия, о его платежеспособности и инвестиционной привлекательности.

Собственники организации заинтересованы в неуклонном росте своего капитала, кредиторы — в платежеспособности, рабочие и служащие — в хорошей заработной плате, государство — в налогооблагаемой прибыли и т.д. В связи с этим расширяется круг лиц, заинтересованных в полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении организации. При этом происходит переосмысление роли и значение бухгалтерской отчётности, изменяются подходы к её составлению.

Достоверная бухгалтерская отчётность для руководства предприятия это, прежде всего точная информация для последующего принятия грамотных управленческих решений; оценки эффективности деятельности предприятия и экономического анализа ранеё принятых решений; предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия; выявления внутренних резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг), а, следовательно, увеличения валовой прибыли. На основе таких данных руководство делает выводы о прибыльности, рентабельности бизнеса, финансовой устойчивости предприятия в целом.

Сторонние пользователи информации, которые имеют прямой финансовый интерес, также заинтересованы в достоверных данных о положении предприятия. Работники нуждаются в такой информации для определения перспектив работы в данной организации, акционеры — для прогнозирования потенциального дохода от участия, инвесторы — для оценки перспектив сотрудничества, кредиторам и поставщикам — для вывода о ликвидности и платежеспособности предприятия.

Сторонние пользователи, имеющие непрямой (косвенный) финансовый интерес — налоговые и контрольно-ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления — также заинтересованы в отчётности, в правильном её составлении и представлении.

Отчётность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчётный период. Отчётность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учёта. Она является завершающим этапом учётной работы.

Отчётность предприятий классифицируется по различным признакам. К ним можно отнести классификацию отчётности по видам, периодичности составления, степени обобщения отчётных данных, исходя из адресности её пользователей и объёму представляемой информации. По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчётность. Внутригодовая отчётность включает отчёты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Годовая отчётность — это отчёты за год.

По степени обобщения отчётных данных различают отчёты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчётов.

Формирование отчётности организации является завершающим этапом. В ходе его выполнения подготавливается информация, необходимая как внутренним и внешним пользователям. Следовательно, отчётность организации исходя из адресности её пользователей подразделяются на внутрихозяйственную и внешнюю.

По объёму представляемой информации отчётность может быть общей, характеризующей итог хозяйственной деятельности предприятия, и специализированной, раскрывающей отдельные стороны этой деятельности (отчётность о материально-техническом снабжении, о выпуске и реализации продукции).

В состав бухгалтерской отчётности организации включают Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

· Бухгалтерский баланс (форма № 1);

· Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2);

· Отчёт об изменениях капитала (форма № 3);

· Отчёт о движении денежных средств (форма № 4);

· Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

· Пояснительная записка;

· Специализированные внутриотраслевые формы, установленные действующим законодательством;

· Аудиторское заключение, подтверждающее закономерность бухгалтерской отчётности организации, если она в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному аудиту.

Некоммерческие организации представляют также отчёт о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Все элементы бухгалтерской отчётности находятся во взаимной связи и образуют единое целое, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений хозяйственной жизни организации. Например, информацию, представленную в балансе (форма №1), дополняют сведения, содержащиеся в отчёте о прибылях и убытках (форма №2), и наоборот.

Организация на основе рекомендуемых норм вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчётности с сохранением всех данных, необходимых для достоверного и полного отражения финансового положения организации, а также представления финансовых результатов её деятельности и изменениях в её финансовом положении.

 

1.3. Состав финансовой отчетности

В таблице 1 приведено сравнение состава финансовой отчётности, которую должны предоставлять организации в соответствии с МСФО и российским законодательством. Состав отчетности по российскому законодательству приведен в соответствии с нормативными актами Министерства финансов РФ. Следует отметить, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» предусматривает следующий состав бухгалтерской отчетности:

бухгалтерский баланс;

отчет о прибылях и убытках;

приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

пояснительная записка.

Таким образом, федеральным законодательством отчет об изменениях капитала и отчет о движениях денежных средств рассматривается как часть приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Таблица 1.1

 

Состав финансовой отчетности по МСФО и Российскому законодательству

 

 

МСФО  

Российское законодательство  

Бухгалтерский баланс  

Бухгалтерский баланс (форма №1)  

Отчёт о прибылях и убытках  

Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2)  

Отчёт о движении капитала  

Отчёт об изменениях капитала (форма №3)

Отчёт о движении денежных средств  

Отчёт о движении денежных средств (форма № 4)  

 

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)  

 

Отчёт о целевом использовании полученных средств (форма № 6)  

Учётная политика и пояснительная записка

Пояснительная записка  

 

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности, если она подлежит обязательному аудиту  

Любопытен факт включения в состав отчетности аудиторского заключения по российским стандартам. Многие специалисты подчеркивают некорректность такого включения, поскольку получается, что аудиторское заключение должно содержать мнение в том числе о самом себе.  

Необходимо отметить различие в терминологии: международные стандарты – это стандарты финансовой отчетности, в то время как в российской практике отчетность называется бухгалтерской.  

Особого внимания требует вопрос соответствия отчетности МСФО. Отчетность соответствует МСФО, если она подготовлена в соответствии со всеми стандартами и интерпретациями, если необходимо. Факт соответствия МСФО должен быть отражен в финансовой отчетности. При этом соответствие МСФО означает, что отчетность удовлетворяет всем требованиям каждого применимого стандарта. И наоборот, финансовая отчетность не может быть охарактеризована как соответствующая МСФО, если имеются какие-либо существенные отступления от стандартов и разъяснений к ним в отношении учета и раскрытия информации.

Наличие национальных стандартов, противоречащих МСФО, а также раскрытие учетной политики и включение в отчетность соответствующих пояснений не считаются оправданием отклонений от требований МСФО.

Вместе с тем предусмотрено, что в исключительных ситуациях может оказаться необходимым отступление от МСФО. Такие ситуации возникают, когда применение международных стандартов может привести к искажению информации об отдельных хозяйственных операциях. В этом случае финансовая отчетность должна содержать:

мнение руководства компании о необходимости отклонений от МСФО;

подробное объяснение причины, по которой применение этих стандартов может привести к искажению отчетности;

описание правила, предписанного МСФО, и фактически использованной схемы учета;

оценку влияния данного отклонения на величину активов, обязательств, капитала, прибыли (убытка) и денежных потоков для каждого периода, представленного в отчетности.

Знание всех фактов отклонений от МСФО позволяет пользователю составить собственное мнение об отчетности и подсчитать сумму поправок, необходимых для приведения отчетности в соответствие с МСФО. Важная роль в исполнении описанного правила принадлежит аудиторам, которые обязаны выразить мнение, действительно ли отчетность составлена в соответствии с МСФО, т.е. удостовериться и подтвердить, что отчетность отвечает всем требованиям каждого отдельно взятого стандарта.

Кроме того, МСФО устанавливают достаточно жесткий подход к выбору учетной политики. В этом процессе компания должна ориентироваться на правила, предписанные МСФО. При отсутствии таковых для отдельных операций руководство компании вырабатывает учетную политику, при использовании которой финансовая отчетность будет содержать полную и непредвзятую информацию, необходимую пользователям для принятия решений, достоверно отражающую результаты деятельности и положение компании, а также экономическое содержание операций (а не их юридическую форму). При отсутствии конкретных требований для отдельных операций необходимо ориентироваться на требования, принятые для сходных операций, и общие принципы системы МСФО. Допускается также использовать отраслевые правила учета и стандарты, выпущенные другими органами, но лишь в той степени, в какой их требования не противоречат МСФО. Это дает возможность применять, в частности, US GAAP, так как последние содержат детально разработанные правила учета для многих сложных операций.

Принятый в МСФО подход призван устранить излишне широкую интерпретацию стандартов, а также ситуации, когда в публикуемой финансовой отчетности содержится указание, что она подготовлена в соответствии с МСФО, хотя на самом деле не все требования стандартов соблюдены. Чаще всего подобные ситуации возникают в отношении требований по раскрытию информации (операции со связанными сторонами, географические и операционные сегменты).

1.4. Порядок составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности

Бухгалтерская отчётность занимает важное место, так как на основе её результатов принимаются управленческие решения на предприятиях. Но правильность этих решений будет зависеть от того, насколько правильно и достоверно составлена отчётность.

В связи с этим к бухгалтерской отчётности организации предъявляют требования, регламентируемые законом «О бухгалтерском учёте» Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённое Приказом Минфина РФ №34н Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Согласно этим нормативным актам при составлении отчётности необходимо соблюдать следующие требования: достоверность, целостность, последовательность, сопоставимость, нейтральность, соблюдение отчётного периода, правильность оформления.

Требование достоверности предполагает, что бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах её деятельности. Бухгалтерская отчётность считается достоверной, если она сформирована и составлена исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Чтобы отчётность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей для оценки деятельности предприятий, она должна удовлетворять ряду требований:

1. отражать полноту в отчёте за отчётный период (с 1 января до последнего числа отчётного периода) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчётов и других статей баланса;

2. основываться на единой методологии, установленной Министерством Финансов и Госкомстатом РФ;

3. составляться по единым формам бухгалтерской отчётности, установленным для всех организаций данной отрасли;

4. своевременно предоставляться соответствующим органам;

5. иметь ясность и гласность;

6. обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации.

Формы бухгалтерской отчётности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством Финансов и Госкомстатом РФ. Если при составлении бухгалтерской отчётности, исходя из правил ПБУ 4/99, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организаций, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении, то в бухгалтерскую отчётность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Требования целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчётность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществляемых организацией как юридическим лицом в целом, так и её филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчётную дату для нужд управления организации, в том числе для составления бухгалтерской отчётности.

Требование последовательности закрепляет в практике составления бухгалтерской отчётности постоянство содержания и форм бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчётного периода к другому. Это требование налагает на саму организацию большую ответственность за правильное формирование бухгалтерской отчётности с целью недопущения изменений и корректировок отдельных форм отчётности и содержания пояснений.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчётности должны приводиться данные по каждому конкретному показателю минимум за два года — за предыдущий и за отчётный. В ПБУ 4/99 предусмотрено: если данные за период, предшествующий отчётному, несопоставимы с данными за отчётный период по ряду причин (в том числе предусмотренных ПБУ), то данные предшествующего периода подлежат корректировки по установленным правилам. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Требование нейтральности к бухгалтерской отчётности организации означает, что при формировании отчётной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчётности в ущерб другим. Содержание отчётности не может целиком и полностью подчиняться интересам какого-то одного пользователя.

Бухгалтерская информация должна быть объективной по содержанию и независимой от интересов пользователей по форме. Однако абсолютная нейтральность возможна только теоретически, на практике же достичь её крайне сложно.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Требование соблюдения отчётного периода означает, что в качестве отчётного года в России принят с 1 января по 31 декабря включительно, то есть отчётный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчётности отчётной датой считается последний календарный день отчётного периода (31 декабря для годового бухгалтерского учёта и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчётности, например, для отчётности за январь-февраль в високосные годы — 29 февраля).

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчётности: составление её на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учёт (главным бухгалтером и т.п.).

Общее требование существенности является одним из важнейших и нацеливает организации на самостоятельное решение вопроса, какой показатель должен быть представлен в отчётности, а какой — нет. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчётности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчётности могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.

На всех стадиях обработки поступающей информации, бухгалтер составляет отчёты в заинтересованные инстанции. В налоговые и контрольно-ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления и т.п. организации составляют отчётность по формам и инструкциям, утвержденным Министерством Финансов РФ и Госкомстатом РФ. Основным нормативным документом является Приказ Минфина РФ № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99)».

Кроме того, при составлении бухгалтерской отчётности бухгалтера должны руководствоваться Положениями по бухгалтерскому учёту, касающимися различных вопросов учёта

Представляется годовая бухгалтерская отчётность в течение 90 дней по окончании года (п.2 ст. 15 Закона № 129-ФЗ). Она представляется учредителям и участникам организации, собственникам её имущества, а также территориальным органам государственной статистики. Кроме того, её необходимо представлять в налоговые органы по месту регистрации Однако прежде, чем представлять отчётность заинтересованным пользователям, её необходимо утвердить. Так, в соответствии с законом «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ, годовая отчётность акционерного общества утверждается общим собранием акционеров, а общества с ограниченной ответственностью — общим собранием участников Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ.

Согласно п. 5 ст. 15 закона «О бухгалтерском учёте», бухгалтерская отчётность может быть представлена организацией непосредственно или через своего представителя; направлена почтовым отправлением с описью вложения или передана в электронном виде. Порядок представления налоговой и бухгалтерской отчётности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи определён Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

Днём отправления отчётности считается дата отправки почтового отправления или дата её отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактического предъявления отчётности.

 

 

 

 

 

 

2. ООО «Сагара» — экономический субъект исследования

 

2.1 Технико-экономическая характеристика предпрития

Общество «Сагара» согласно действующему законодательству признается обществом с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью «Сагара» зарегистрировано Инспекцией МНС России № 5 по г. Краснодару 20.08.2003 г., ОГРН 1032307182280, свидетельство о государственной регистрации серия 23 №001943917.Настоящая редакция Устава принята в связи с приведением Устава в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса «Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

ООО «Сагара», в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом и действует на основании настоящего Устава, Федерального закона РФ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. и других законодательных актов РФ. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на месте) нахождения. Общество вправе иметь штампы, бланки со своим фирменным наименованием и реквизитами, 1собственную эмблему, товарный знак и другие средства индивидуализации.Условия настоящего Устава сохраняют свою юридическую силу на весь срок деятельности Общества, если одно положение настоящего Устава станет недействительным, то это не является
причиной для приостановки действия остальных положений. Недействительное положение должно быть
заменено положением, допустимым в правовом отношении.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Сагара».

Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО «Сагара».

Место нахождения Общества (почтовый адрес): 350001, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, д. 96.

Общество создано без ограничения срока деятельности.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли в интересах участников.

Предметом деятельности Общества является:        

оптовая и розничная торговля бассейнами, оборудованием для бассейнов, систем водоснабжения, отопительных систем, канализаций;

монтаж и обслуживание систем водоснабжения, отопления, канализаций и бассейнов;

деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;

деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта;

деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве;

техническое испытание, исследование и сертификация;

строительство зданий и сооружений;

осуществление функций Генерального подрядчика;

осуществление функций Заказчика-застройщика;

капитальное строительство и ремонт объектов недвижимости, выполнение строительно-монтажных работ;

возведение подземных сооружений и конструкций;

работы по устройству наружных инженерных систем и коммуникаций;

каменные работы;

земляные работы;        

устройство и монтаж бетонных и железобетонных конструкций

устройство внутренних инженерных систем и оборудования;

монтаж технологического оборудования;

строительство, реконструкция, реставрация, ремонт производственных и непроизводственных объектов и их эксплуатация;

производство и реализация строительных и иных материалов, деталей и конструкций, комплектующих и иных изделий;

<

иные виды деятельности, не запрещенные и не противоречащие действующему законодательству.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность, как исключительную, то Общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут осуществляться только после получения соответствующих лицензий.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности

Иммобилизованные средства включают внеоборотные активы и долгосрочную дебиторскую задолженность (т.е. наименее ликвидные активы).
Текущие активы — это оборотные активы, за исключением долгосрочной дебиторской задолженности.

 

Таблица 2.1

Структура имущества и источники его формировария

 

 

Показатель

Значение показателя 

Изменение за анализируемый период 

на начало анализируемого периода (на 31.12.2007) 

на конец анализируемого периода (31.12.2008) 

(гр.4-гр.2), тыс. р.

(гр.4 : гр.2), % 

в тыс. р.

в % к валюте баланса 

в тыс. р.

в % к валюте баланса

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

Актив

1. Иммобилизованные средства* 

24 

0,7

14 

0,3

-10

-41,7

2. Текущие активы**, всего 

3 618 

99,3

4 932 

99,7

+1 314

+36,3

в том числе:
запасы (кроме товаров отгруженных)

3 163 

86,8

4 498 

90,9

+1 335

+42,2

в том числе:
-сырье и материалы;

47 

1,3

50 

1

+3

+6,4

— готовая продукция (товары).  

3 114 

85,5

4 446 

89,9

+1 332

+42,8

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов;  

2 

0,1

2 

<0,1

 

 

НДС по приобретенным ценностям  

 

 

 

 

 

 

ликвидные активы, всего

455 

12,5

434 

8,8

-21

-4,6

из них:
— денежные средства и краткосрочные вложения;

4 

0,1

35 

0,7

+31

+8,8 раза

— дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года) и товары отгруженные;  

451 

12,4

399 

8,1

-52

-11,5

Пассив

1. Собственный капитал 

1 765

48,5

3 776

76,3

+2 011

+113,9

 

2. Долгосрочные обязательства, всего 

 

 

 

 

 


             

из них:
— кредиты и займы;

 

 

 

 

 

 

— прочие долгосрочные обязательства. 

 

 

 

 

 

 

3. Краткосрочные обязательства (без доходов будущих периодов), всего

1 877 

51,5

1 170 

23,7

-707

-37,7

из них:
— кредиты и займы;

11 

0,3

 

 

-11

-100

— прочие краткосрочные обязательства. 

1 866 

51,2

1 170 

23,7

-696

-37,3

Валюта баланса

3 642

100

4 946

100

+1 304

+35,8

 

 

Структура активов организации по состоянию на 31.12.2008 характеризуется большой долей (99,7%) текущих активов и незначительным процентом иммобилизованных средств. Активы организации за анализируемый период (с 31 декабря 2007 по 31 декабря 2008 г.) увеличились на 1 304 тыс. руб. (на 35,8%). Отмечая рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – на 113,9%. опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор.

Рост активов организации связан, в основном, с ростом показателя по строке «запасы: готовая продукция и товары для перепродажи» на 1 332 тыс. руб. (или 97,5% вклада в прирост активов).

Одновременно, в пассиве баланса прирост наблюдается по строкам:

  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 2 011 тыс. руб. (94%)
  • кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики – 128 тыс. руб. (6%).

    Структура активов организации в разрезе основных групп представлена ниже на диаграмме:

    Рис. 2.1 Структура активов организации

    063015 2314 2 Аспекты  формирования финансовой отчетности

     

     

    Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) : покупатели и заказчики» в активе и «кредиторская задолженность: прочие кредиторы» в пассиве (-120 тыс. руб. и -605 тыс. руб. соответственно).

    собственный капитал ООО «Сагара» за рассматриваемый период (с 31 декабря 2007 по 31 декабря 2008 г.) резко вырос – с 1 765,0 тыс. руб. до 3 776,0 тыс. руб. (т.е. на 113,9%).

    На конец периода коэффициент текущей (общей) ликвидности полностью укладывается в норму (4,22при нормативном значении 2 и более). За весь период коэффициент вырос на 2,29.

    Коэффициент быстрой ликвидности на 31 декабря 2008 г. оказался ниже нормы (0,37). Это свидетельствует о недостаточности у ООО «Сагара» ликвидных активов (т. е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности.

     

    Таблица 2.2

    Расчет коэффициентов ликвидности

    Показатель ликвидности 

    Значение показателя

    Изменение показателя
    (гр.3 — гр.2)

    Расчет, рекомендованное значение 

    на 31.12.2007 

    на 31.12.2008 

    1 

    2 

    3 

    4 

    5 

    1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности 

    1,93 

    4,22 

    2,29раза 

    Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам.
    нормальное значение: 2 и более.

    2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности 

    0,24 

    0,37 

    0,13 

    Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам.
    нормальное значение: 1 и более.

    3. Коэффициент абсолютной ликвидности 

    0,01  

    1 

    0,99 

    Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам.
    нормальное значение: не менее 0,2.

     

    Коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение ниже нормы (0,01). Несмотря на это следует отметить положительную динамику – в течение анализируемого периода (с 31 декабря 2007 по 31 декабря 2008 г.) коэффициент вырос на 0,99.

    Таблица 2.3

    Анализ отношения активов по степени ликвидности и обязтельств по сроку погашения

     

    Активы по степени ликвидности 

    На конец отчетного периода, тыс. р.

    Прирост за анализ.
    период, %

    Норм. соотно-шение

    Пассивы по сроку погашения 

    На конец отчетного периода, тыс. р.

    Прирост за анализ.
    период, %

    Излишек/
    недостаток
    платеж. средств
    тыс.р.
    (гр.2 — гр.6)

    1 

    2 

    3 

    4 

    5 

    6 

    7 

    8 

    А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) 

    35 

    +8,8 раза

    П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.) 

    1 170 

    -37,3 

    -1 135

    А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность) 

    399 

    -11,5 

    П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. кредиты и займы) 

    0 

    -100 

    +399

    А3. Медленно реализуемые активы (долгосроч. деб. задол. + прочие оборот. активы) 

    4 498 

    +42,2 

    П3. Долгосрочные обязательства 

    0 

     

    +4 498

    А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) 

    14 

    -41,7 

    П4. Постоянные пассивы (собственный капитал) 

    3 776 

    +113,9

    -3 762

     

    Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняются все, кроме одного. Высоколиквидные активы покрывают наиболее срочные обязательства организации всего лишь на 3% В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (краткосрочных кредитов и займов). В данном случае среднесрочные обязательства отсутствуют.

     

    2.3. Организация бух учета и анализ учетной политики

    В штатном расписании ООО «Сагара» не предусмотрена бухгалтерия и должность главного бухгалтера.

    С 23 декабря 2004 г. в организации введена система ЕНВД, для правильного распределения расходов согласно требования п.7 ст.346.26 НК РФ о ведении раздельного учета налогоплательщики осуществляющие виды деятельности как облагаемые ЕНВД ,так и те, в отношении которых уплачиваются налоги по общему режиму налогообложения ,обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций по этим видам деятельности.

    За плательщиками ЕНВД сохраняется обязанность вести бухгалтерский учет в полном объёме и соответственно составлять и представлять бухгалтерскую отчетность ,посколысу в бухгалтерскую отчетность должны включатся данные, необходимые ддя формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации , финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении ,то в бухгалтерской отчетности следует обеспечить расшифровку показателей деятельности, как облагаемой ,так и не облагаемой ЕНВД.

    При этом основная цель раздельного учета — правильный расчет налогов по видам деятельности ,как облагаемых так и не облагаемых ЕНВД.

    На предприятии используются регистры бухучета, разработанные Минфином России.Ведется механизированная обработка учетных данных с применением программы 1С «Бухгалтерия».

    На основании п. 3 ст. 9 ФЗ «О бух. учете», а также п. 14 положения по ведению бухучета определен перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов: (см. ниже в графике)

    Право подписи банковских документов и внутренних первичных определено следующим образом:

  1. подпись -ген.директора Цормудян Д.А.

На основании п. 3 ст. 6 ФЗ «О бухучете» и п. 8 Положения «О бухучете» утвержден график документооборота:

  1. Всем материально — ответственным лицам: в срок до 5 числа следующего за отчетным месяцем сдавать все приходные и расходные документы (счета -фактуры от поставщиков, накладные и др.);
  2. Производить начисление з/платы в срок до 15 числа;
  3. Срок отчетности по наличным средствам выданным в подотчет установить 10 дней с момента выдачи ден.средств.

 
 

Основные средства отражаются в учете по их фактической стоимости, в которой НДС не учитывается Т.О., при определении себестоимости Нематериальные активы учитываются на б/счете 04 «Нематериальные активы». Способ начисления амортизации нематериальных активов — линейный.

Способ погашения стоимости нематериальных активов осуществляется на б/сч. 05 «Амортизация нематериальных активов» путем накопления сумм амортизации отчислений.

Затраты, произведенные по приобретению нематериальных активов в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бух. балансе, как расходы будущих периодов (период не превышает 12 месяцев). ПБУ 14/2000 (п.»21).

Все объекты, используемые в течение периода 12 месяцев относятся к основным средствам и учитываются на сч. 01 «Основные средства»

Сч. 01 «Основные средства»

Основные средства, стоимостью до 20 000 руб. за единицу признаются не амортизационным имуществом и затратами по мере их отпуска в производство или эксплуатацию (ПБУ 6/01 п. 18, п. 1 ст. 256 НК РФ). Все затраты на приобретение«основных средств собираются на сч. 08 «Вложение во внебюджетные активы».

приобретенного имущества НДС не учитывается, если сумма этого налога возмещается из бюджета. В противном случае приобретенное имущество отражается по его покупной стоимости (вместе с НДС), непроизводственной — ОС.

Приобретенные книги, брошюры, издания признаются затратами (ПБУ 6/01, п. 18). Способ начисления амортизации — линейный.

При выбытии основных средств остаточная стоимость списывается в ДТ 91 счета.

Переоценка основных фондов

Сумма дооценки объекта ОС в результате переоценки зачислялся в добавочный капитал
организации.    

Сумма уценки ОС в результате переоценки относится на счет прибыли и убытков в качестве расхода.

Сумма дооценки обо ОС, равная сумме уценки его, проведенная в предыдущие отчетные периоды и отнесен на счет прибыли и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

Сумма уценки объема ОС относится в уменьшении добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится за счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода.-

При выбытии объекта ОС сумма его дооценки переносится с добавочного капитала в нераспределенную прибыль.

Учет процесса заготовления и приобретения материалов осуществляется в оценке по фактической стоимости.

При отпуске ТМЗ в производство и ином выбытии их оценка производится по средней стоимости (п. 16 ИБЦ 5/01).

Незавершенное производство оценивается по фактической производственной стоимости (п. 64 положение по ведению бух. учета)

Учет затрат ведётся на сч.44/3 Расходы на продажу списывается на сч. 9 «Продажи».

Согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ организации, осуществляющие операции, подлежащие налогообложению и освобождаемые от налогообложения ,должны вести раздельный учет таких операций. Так под операциями следует понимать не только обороты по продаже товаров , облагаемых и не облагаемых налогом ,но и связанные с ними затраты.. В соответствии со статьёй 170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), включаются в расходы , принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации , в случае использования указанных товаров (работ, услуг) при реализации, которая не облагается НДС. Исходя из этого НДС по услугам сторонних организаций , связанных с приобретением, хранением и продажей товаров, не облагаемых НДС , не может предъявляться к налоговому вычету , а включается в расходы организации вместе со стоимостью соответствующих услуг.

Для более точного и правильного исчисления НДС подлежащего уплате в бюджет необходимо раздельно учитывать выручку от продажи облагаемых и необлагаемых налдгом товаров, а также НДС по относящимся к указанным видам продаж приобретенным услугам производственного характера. Порядок распределения сумм НДС предъявленных продавцами услуг, между видами продаж определён ст. 170 НК РФ. Такое распределение производится пропорционально доле выручки соответствующей группы товаров в общем объёме выручки за отчетный период. В тех налоговых периодах когда удельный вес приобретённых услуг , относящихся к продаже не облагаемых НДС товаров, не превышает пяти процентов от общей стоимости приобретаемых услуг, все «входные» суммы налога подлежат налоговому вычету (п.4ст. 170НКРФ).

С 2006 года оплата приобретенных товаров , работ услуг и имущественных прав в общем случае перестает быть обязательным условием для принятия «входного» НДС к вычету.

Однако возможны ситуации , когда изначально неизвестно , как будут реализованы приобретаемые товары. Если товар был изначально оприходован как предназначенный для оптовой торговли и после оплаты поставщику НДС по нему согласно счету-фактуре был принят к вычету , а затем часть товара передана в розничную торговлю , то НДС ..приходящийся на эти товары, необходимо восстановить и включить в стоимость товара, если покупная стоимость таких товаров ( с учетом иных расходов , относящихся к рознице ) больше 5%.

Возможна и обратная ситуация — товар изначально предназначен для розничной торговли, но затем передан для оптовой реализации. В данном случае НДС, ранее учтенный в стоимости оплаченного товара и приходящийся на товары оптовой продажи, следует принять к вычету.

Так данной учетной политикой предусмотрено ведение раздельного учёта операций на счетах бухгалтерского учета ( при использовании специальных бухгалтерских программ ),необходимо раздельно учитывать не только поступления и продажи товаров , облагаемых и не облагаемых НДС ,но и расходы на продажу. Так выручка по видам продаж определяется только в конце месяца , тогда же распределяются и расходы по видам продаж . В течение месяца по мере предъявления счетов сторонних организаций за оказанные услуги расходы предварительно учитываются без деления по видам продаж на одном счете сч.44.3.3 « Расходы на продажу общие». В конце месяца после распределения по видам продаж указанные расходы списываются на отдельные субсчета к счету 44 Расходы на продажу , а именно

  1. Расходы на продажу по ОНО
  2. Расходы на продажу по ЕНВД

После определения суммы расходов , относящихся к проданным товарам, они списываются на себестоимость соответствующих видов продаж. Для ведения раздельного учета в рабочем

 

Раздельный учет доходов, облагаемых и не облагаемых налогом на прибыль.

Так как в ООО «Сагара» один из видов деятельности переведён на уплату ЕНВД необходимо вести раздельный учет доходов и расходов ст.274, п.7 ст. 346.26 НК РФ. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе доходов и расходов доходы и расходы , относящиеся к деятельности , переведенной на уплату налога на вменённый доход. В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся

  1. вся полученная выручка является доходом от реализации
  2. внереализационные доходы.

    Раздельный учет ЕСН и взносов на пенсионное страхование.

    Если часть работников организации занята исключительно в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД , то ЕСН на начисленные им выплаты не начисляется.    

    Если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности , то для исчисления ЕСН расчет таких выплат целесообразно производить пропорционально размеру выручки , полученной от видов деятельности , не переведенных на уплату ЕНВД , в общей сумме выручки, полученной от всех всех видов деятельности.

    Раздельный учет имущества, облагаемого и не облагаемого налогом на имущество.

    Налог на имущество не взимается в части имущества ,используемого в деятельности , подлежащей обложению ЕНВД. В случае если имущество используется как в деятельности , подлежащей обложению ЕНВД , так и иной деятельности , то указанное имущество подлежит налогообложению в части , пропорциональной доле выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности , в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.

 

 

 

 

3. Методика составления бухгалтерской финансовой отчетности в ООО «Сагара».

 

  1. . Формирование показателей бухгалтерского баланса.

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусматривается право организации из нескольких приведенных в нем методов, способов или вариантов организации учета отдельных объектов имущества, хозяйственных операций выбрать наиболее приемлемый для нее исходя из особенностей производственного процесса, условий хозяйствования и других факторов. При переходе с одного метода (способа, варианта) на другой в отчетном году может возникнуть изменение в избранной организацией учетной политике, которое необходимо учесть при составлении бухгалтерского баланса, а в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету раскрыть его причины и дать оценку его последствий в стоимостном выражении как существенно влияющих на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году.

До составления заключительного баланса в ООО «Сагара» проводится сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги либо другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года.

Это вытекает из необходимости соблюдения организацией зафиксированного в ООО «Сагара» требования непротиворечивости, заключающегося в обеспечении тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Для сопоставимости данных бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного года номенклатура статей бухгалтерского баланса за предыдущий отчетный год должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них, принятых в бухгалтерском балансе на отчетный год. Тем самым будут соблюдены общие требования к бухгалтерской отчетности — последовательности и сопоставимости.

 

  1. Особенности формирования отчета о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках в ООО»Сагара» содержит сведения за отчетный и предыдущий годы

а) о прибыли (убытках) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализации);

б) о прибыли (убытках) по операционным доходам и расходам с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходов от участия в других организациях и прочих операционных доходов и расходов;

в) о прибыли (убытках) от внереализационной деятельности;

г) о прочих доходах и расходах.

д) о валовой прибыли, определяемой сложением прибыли (убытков) от финансово-хозяйственной деятельности с внереализационными доходами и расходами;

е) о налоге на прибыль;

ж) об отвлеченных средствах из прибыли;

з) о нераспределенной прибыли (убытках) отчетного года, которую определяют вычитанием из валовой прибыли налога на прибыль и отвлеченных средств.

 

 

 

  1. Представление информации в приложении к отчетности

Приложени к бухгалтерской отчетности в ООО «Сагара» состоит из Отчета об изменениях капитала (форма №3), Отчета о движении денежных средств (форма №4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку. Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6). Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляются: Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительная записка.

Мероприятия по совершенствованию методологии формирования отчетности в ООО «Сагара».

В современном мире составление финансовой отчетности занимает одно из ведущих мест, поскольку ни одно управленческое решение не обходится без предварительного анализа финансовой информации, которую получают в виде кратких финансовых сводок или пространных финансовых отчетов.

Предприятие ООО «Сагара» при составлении финансовой отчетности нео учитывает ряд особенностей, которые выражены, во-первых, в специфике предприятия, а во-вторых, в составлении финансовой отчетности в со-ответствии с МСФО..

Составление финансовой отчетности ООО «Сагара» в соответствии с МСФО требует значительных затрат, как финансовых, так и трудовых. Тру-дозатраты включают в себя положения по трансформации отчетности с применением одного из следующих методов: метода параллельного учета, метода трансляции проводок и метода трансформации финансовой отчетности. Данные методы в основном отличаются по степени трудозатрат и качества.

Первый метод считается наиболее трудоемким и соответственно качество предоставленной информации у него намного выше, чем у последующих ме-тодов. Метод параллельного учета наиболее сложный, поскольку он основан на формировании записей в различных учетных регистрах, соответствующих различным стандартам. Метод трансляции проводок имеет среднее значение между качеством и трудоемкостью – его основная черта заключается в фор-мировании записей в отношении российского учета и дополнительных про-водок для МСФО. Метод трансформации отчетности основан на использова-нии бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам. И по-казатели, приведенные в данной отчетности, подлежат корректировке по со-ставу, предусмотренной международными стандартами.

Использование метода параллельного учета возможно с применением автоматизации бухгалтерского учета, который особенно широко использу-ется для ведения такого учета при отражении бухгалтерского и налогового учета.

В настоящее время для предприятийя ООО «Сагара» существующие программные

продукты не отвечают требованиям полной автоматизации всех процессов обработки бухгалтерских данных, особенно это касается ведения учета в соответствии с РПБУ и утвержденных нормативных документов, поэтому важной проблемой остается создание типовых решений, способных осуществлять введение ранее перечисленных методов с целью обеспечения формирования финансовой отчетности как по РПБУ, так и по МСФО для предприятия ООО «Сагара».

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.09MB/0.00185 sec

WordPress: 23.28MB | MySQL:117 | 2,624sec