Бухгалтерский учет основных средств

<

120113 1637 1 Бухгалтерский учет основных средствПредприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

  • контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования;
  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
  • контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
  • исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и
    износом для включения в затраты предприятия;
  • контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования,
    производственных площадей, транспортных средств и других основных
    средств;
  • точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.

    Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.

    Таким образом, принимая во внимание вышеперечисленные задачи, стоящие
    перед бухгалтером на предприятии, рассмотрим их выполнение на примере
    конкретной организации (ООО «Огонек»). Для этого выявим степень соответствия

    действующему законодательству ведения учета основных средств по следующим основным направлениям:

  • сущность основных средств, их классификации и оценки,
  • учет их наличия и движения;
  • учет амортизации основных средств;
  • выбор учетной политики по их ремонту;
  • учет выбытия основных средств;
  • организация учета исходя из финансовых возможностей хозяйственного субъекта;
  • вопросы инвентаризации и переоценки основных средств;
  • выявление недостатков по результатам проведенного исследования; предложения по их устранению.

     

     

    I. Теоретическая часть.

    1. Общие положения по учету основных средств предприятия в рыночных условиях.

    1.1 Основные средства как объект учета.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Министерства Финансов РФ от 30.03.2001 №26Н и зарегистрировано в Минюсте РФ 13.04.01 №1341) определяет основные средства как часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

    Данное определение в целом не расходится с определением основных средств, содержание которого приведено в п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Министерства Финансов РФ от 27.08.98 г. № 34н).

    В учете к основным средствам относятся средства труда стоимостью свыше 100 ММ ОТ за единицу и сроком службы более 1 года.

    Время, в течение которого предполагается получить доход от эксплуатации конкретного объекта или выполнения им в данном периоде определенных функций, рассматривается в учете как срок полезного использования.

    Этот срок организация устанавливает самостоятельно (если он не определен в централизованном порядке или не указан в технических документах на конкретный объект), принимая во внимание:

  1. конкретные условия эксплуатации объекта с учетом планируемого
    количества смен работы, планово — предупредительных ремонтов,
    наличия агрессивной среды и других факторов;
  2. ожидаемую производительность объекта с учетом его технико —
    экономических показателей;
  3. действующие ограничения на эксплуатацию (например, срок
    аренды).

    Единицей учета основных средств является инвентарный объект законченное устройство со всеми приспособлениями, или конструктивно-обособленный предмет, способный самостоятельно выполнять необходимые функции в соответствии с его предназначением. Если устройство состоит из нескольких частей с различными сроками полезного использования, то каждая из них рассматривается в учете как самостоятельный инвентарный объект.

    В аналитическом учете основные средства показывается исходя из характера использования: в эксплуатации, в запасе, резерве.

    Во внимание принимаются также границы прав собственности, в пределах которых организация оказывает влияние на характер их использования: принадлежащие полностью предприятию, включая переданные в аренду, полученные в аренду или находящиеся в оперативном или хозяйственном управлении.

    В организации учета основных средств важное значение имеют их классификация и оценка, оказывающее непосредственное влияние на размер амортизации (износа), включаемых в издержки производства.

     

     

     

     

     

    1.2 Классификация основных средств и их оценка.

     

    Классификация основных средств осуществляется по следующим признакам:

    1. Имеющие вещественно — натуральную форму, так называемые материальные основные фонды и «неосязаемые» — нематериальные основные фонды (нематериальные активы).

    Материальные основные фонды в балансе представлены в разделе «Внеоборотные активы» по статье «Основные средства» с расшифровкой: «земельные участки и объекты природопользования», «здания, машины и оборудование», т. е. четко выделяются не амортизируемые и амортизируемые.

     

    2. Степень участия человека в создании отдельных объектов:


    а) непосредственное участие — так называемые «рукотворные основные средства» (здания, машины и т. п.);

    б) без участия человека — так называемые «нерукотворные основные средства» (земельные участки и объекты природопользования — вода, недра и другие природные ресурсы).

     

    3.Отрасли народного хозяйства (24 отрасли, в том числе
    промышленность, операции с недвижимым имуществом, информационно —
    вычислительное обслуживание, общая коммерческая деятельность по
    обеспечению функционирования рынка и т. п.).

    4.Группы.

    Перечень групп установлен Общероссийским классификатором основным фондов (ОКОНФ). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико — экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации и разработан взамен Общесоюзного классификатора основных фондов. ОКОФ введен в действие с 01.01.96 г.

    В его составе выделены материальные и нематериальные основные фонды. Материальные основные фонды представлены следующими группами:

    К основным средствам относятся:

  • здания,
  • сооружения,
  • рабочие и силовые машины
  • оборудование,
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства,
  • вычислительная техника,
  • транспортные средства,
  • инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности,
  • рабочий, продуктивный и племенной скот,
  • многолетние насаждения,
  • внутрихозяйственные дороги
  • прочие соответствующие объекты.


    В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

    Для целей Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
    а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
    б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
    г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

    В Положении по ведению бухгалтерского учета самостоятельной группой выделены «внутрихозяйственные дороги».

     

    5.Функциональное назначение, т. е. характер участия в процессе производства:

     

    а).промышленно — производственные;

    б).производственного назначения других отраслей народного хозяйства;

    в).непроизводственные (объекты социальной сферы).

     

    6.Степень использования в производственном процессе:

    а)действующие, т. е. находящиеся в эксплуатации, функционирующие;

    б)бездействующие, т. е. установленные, но не эксплуатируемые (например, находящиеся в ремонте, в стадии достройки и т. п.);

    в), находящиеся в запасе, т. е. не установленные и предназначенные для пополнения выбывающих из эксплуатации объектов; г), пребывающие в состоянии консервации.

    7. Принадлежность:

    а) собственные;

    б) арендованные.

    Важное значение при постановке на баланс инвентарного объекта и дальнейшей его эксплуатации имеет оценка. Принцип единства и реальности оценки данного вида имущества является определяющим фактором в организации учета основных средств.

    Принцип единства оценки основных средств означает установление единой методологии их учета в различных организациях независимо от организационно — правовой формы собственности.

    Принцип реальности раскрывает действительную стоимость того или иного объекта в составе основных средств на конкретную дату.

     

    В текущем учете основных средств применяются четыре вида оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная.

    Первоначальная стоимость представляет собой историческую оценку конкретного наименования объекта при принятии его к учету и включает в себя:

  • договорную (продажную) цену, уплачиваемую покупателем продавцу;
  • сумму информационных и консультационных услуг, способствующих приобретению;
  • таможенные и иные платежи;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи;
  • стоимость услуг посреднических организаций;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые при покупке основных средств;
  • другие затраты, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением или изготовлением объекта основных средств.

     

    При взносе основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации первоначальной стоимостью объекта признается договорная его стоимость, согласованная с ее учредителями (участниками), если другое не предусмотрено действующим законодательством.

    При бартерных сделках первоначальной стоимостью считается стоимость обмениваемого имущества в оценке, принятой в учете передающей стороны.

    В случаях безвозмездного получения объект становится на учет по рыночной цене, действующей в данном регионе на дату его оприходования.

    Изменение первоначальной стоимости объекта в течение срока его полезного использования не допускается, кроме следующих случаев: достройки; дооборудования; реконструкции; частичной ликвидации.

    Результат (увеличение +, уменьшение — ) от изменения первоначальной стоимости объекта относится на добавочный капитал организации.

    Восстановительная стоимость стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств исходя из современных цен и современных условий изготовления аналогичных объектов.

    Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки, дату и порядок осуществления которой определяет Правительство РФ.

    Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.

    Ликвидационная стоимость — стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т. п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.

    Различают также амортизируемую стоимостьстоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной.

    Переоценка основных средств — это периодическое уточнение восстановительной стоимости объектов основных средств с целью приведения ее к современному уровню рыночных цен. Согласно ПБУ 6/97 имеет право производить переоценку не чаще одного раза в год путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным иенам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. То есть право устанавливать необходимость проведения переоценки теперь предоставляется предприятиям. . Ранее это было исключительной прерогативой правительства Российской Федерации.

    Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты, переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

    Переоценка оформляется проводками:

    Дт 01 Кт 83 — стоимость основного средства

    Дт 83 Кт 02 — сумма начисленной амортизации

    Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется, в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного

    периода в качестве дохода.

    Дт 01 Кт 91 — дооценка основного средства

    Дт 91 Кт 02 — дооценка амортизации

    2. Учет операций по поступлению основных средств.

    К учету, объекта основных средств принимаются по первоначальной стоимости, которая включает сумму фактических затрат на приобретение, сооружения и изготовление, за исключением возмещаемых налогов:

  • транспортные расходы, погрузо-разгрузочные, зарплата рабочих, командировочные расходы, когда они непосредственно связаны с приобретением и доставкой основных средств;
  • суммы, уплачиваемые поставщику, в соответствии с договорами;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • сборы, государственные пошлины, и другие аналогичные платежи;
  • таможенные пошлины и иные платежи
  • не возмещаемые налоги;    
  • другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, и затраты по доведению основных средств до рабочего состояния.

    Основные средства, не требующие монтажа, приобретенные предприятием за плату, отражаются в бухгалтерском учете:

    Д сч. 08 « Вложения во внеоборотные активы»;

    К сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

     

    —    приняты к оплате счета поставщиков «продавцов» в связи с приобретением объекта основных средств в соответствии с договором купли-продажи;

    Дт 08 Кт 60 (76)

     

    —    приняты к оплате счета подрядчика за выполненные строительные работы по договору строительного подряда и иным договорам;

    Дт 08 Кт 60 (76)

     

    —    приняты к оплате счета за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

    Дт 19 Кт 60

     

    Сч. 19 — «НДС по приобретенным ценностям»

    —    учтены суммы НДС уплаченные по объектам основных средств, которые подлежат возврату из бюджета (зачету);

    Дт 08 Кт 60

     

    —    учтены суммы НДС не возмещаемые из бюджета по отдельным объектам основных средств (легковым автомобилям, объектам не производственного назначения и др.);

    Дт 08 Кт 68

     

    Сч. 68 — «Расчеты по налогам и сборам»

    —    начислены суммы не возмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением основных средств (регистрационные сборы, гос. пошлина и др. аналогичные платежи);

    Дт 08 Кт 68

     

    —    начислены таможенные пошлины и иные платежи при покупке объектов основных средств;

    Дт 08 Кт 76 (60)

    <

     

    —    принят к оплате счет посреднической организации (начислено вознаграждение посреднической организации через которую приобретены объекты основных средств);

    Дт
    08 Кт 66

     

    Сч. 66 — «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

    —    отражены проценты за кредит, полученный на приобретение основного средства (до момента ввода объекта в эксплуатацию);

    Дт 08 Кт 07

     

    Сч. 07 — «Оборудование к установке»

    — передано в монтаж оборудование, требующее монтажа;

    Дт 01 Кт 08

    — приняты к бухгалтерскому учету объекты основных средств в сумме фактических затрат (по первоначальной стоимости).

     

    В случае приобретения основных средств бывших в эксплуатации, отдельно в бухгалтерском учете показывается амортизация этих объектов.

    Приобретая подержанное имущество, организации должны самостоятельно устанавливать срок его полезного использования. Он предопределяется исходя из ожидаемого срока использования объекта в соответствии с его производительностью или мощностью применения и ожидаемого физического износа, зависящего от ряда факторов : режима эксплуатации, проведения мероприятий по планово-предупредительному ремонту, влияния окружающей среды.

    Т Нормы амортизационных отчислений установлены только для новых основных средств.

    По имуществу, приобретенному на вторичном рынке согласно письма МНС России от 11.09.2000г. № ВГ — 6 — 02/731, предполагаемый срок полезного использования основных средств, бывших в эксплуатации, определяется вычитанием из срока полезного использования, установленного для новых объектов основных средств, срока их фактической эксплуатации. Нормы амортизации определяются исходя из оставшегося срока полезного использования объекта. Чтобы самостоятельно рассчитать нормы амортизации, учитываемые при налогообложении прибыли, покупатель должен получить от продавца, документы, подтверждающие срок фактической эксплуатации основного средства.

    Такими документами могут быть акты приемки-передачи основных средств по форме № ОС — 1, технические документы или их копии, копии инвентарных карточек. Приобретение основных средств на вторичном рынке в учете отражается следующим образом:

    Дт 08 Кт 60

    — отражены затраты по приобретению основных средств;

     

    Дт 19 Кт 60

    — отражен уплаченный НДС по приобретению основных средств;

     

    Дт 60 Кт 51

     

    Сч. 51 — « Р/С в Банке»

    — оплачены счета поставщику за основные счета;

     

    Дт 68 Кт 19

    — отнесен на расчеты по налогам и сборам по НДС, уплаченный при

    покупке основного средства;

     

    Дт 01 Кт 08

    — учтено в составе основных средств, приобретенное основное средство

    на вторичном рынке.

     

     

     

    3. Безвозмездное поступление основных средств

     

    Безвозмездная передача основных средств оформляется актом приема-
    передачи. Передающая сторона выписывает счет-фактуру в одном экземпляре,
    который регистрирует в книге продаж. Поступление основных средств в
    бухгалтерском учитывается по стоимости определенной актом: в этом случае
    делается следующая запись

    (бесплатное поступление): Дт 01 Кт 98.

    В дальнейшем при начислении амортизации (в бухгалтерском учете предприятие имеет право начислять амортизацию по этим основным средствам) делаются следующие проводки Дт счета затрат Кт 02, и одновременно проводка Дт 98 Кт 91. Эта запись обусловлена требованиями пункта 8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, согласно которому в состав внереализационных доходов включаются активы, полученные безвозмездно, в т.ч. по договору дарения. Гражданский Кодекс запретил безвозмездную передачу (дарение) материальных ценностей между двумя коммерческими организациями на сумму превышающую 5 МРОТ. Следовательно, вопрос о передаче основных средств безвозмездно логично рассматривать голь в случае их передачи между коммерческой и некоммерческой -организацией, или бюджетом. Но если предприятие все же получит безвозмездно основные средства, то операция по их получению отражается проводкой: Дт 01 Кт 98, в тот же отчетный период стоимость поступивших основных средств учитывается при расчете налога на прибыль. В налоговом учете стоимость безвозмездно полученных основных средств учитывается в составе внереализационных доходов, согласно требованиями 25 Главы. При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с 257 остаточной стоимости по амортизируемому имуществу.

     

     

     

     

     

    4. Поступление основных средств в качестве взноса в уставной капитал

    В этом случае размер вклада определяется учредительными документами. Объекты основных средств передаются как вклад в уставной капитал по цене соглашения, отраженной в учредительном договоре.

    Передача, оформляемая актом приемки-передачи, в котором указывается цена соглашения и процент износа, прикладываются все технические документы по объекту.

    Передача учитывается следующими проводками:

    Дт 08 Кт 75/1 — оприходованы основные средства по цене соглашения равной первоначальной стоимости;

    Дт 08 Кт 02 — на сумму начисленного износа, в случае принятия на учет объекта по остаточной стоимости;

    Дт 01 Кт 08 — принят на баланс объект основных средств.

     

     

     

     

     

    5. Учет операций по выбытию основных средств.

    В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не используется постоянно для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

    Пунктом 93 Методических рекомендаций установлено, что объекты основных средств могут выбывать из организации в результате:

    -продажи(реализации) объекта другому юридическому или физическому лицу

    -списания в случае морального и (или) физического износа

    -передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций

    -ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях

    -передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств

    -списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору

    -по другим причинам.

    На балансе основные средства числятся по остаточной стоимости, которая определяется так:

    Первоначальная стоимость — Сумма начисленной амортизации = Остаточная стоимость

    Новым планом счетов и инструкцией по его, применению изменён порядок учета операций выбытию основных средств. В связи с исключением из нового Плана счетов счета 47 « реализация и прочие выбытие основных средств» операции по выбытию отражаются в учете с использованием счета 91 « прочие доходы и расходы».

    Для выбытия объектов основных средств(продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.» к счету 01, может открываться субсчет « выбытие основных средств» операции по выбытию основных средств отражаются в учете следующими записями:

    Дт 01 — субсчет « выбытие основных средств»

    Кт 01

    • списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;

    Дт 02 Кт 01

    • списывается сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту;
      Дт 51, 62, 10 Кт 91 субсчет 1 « прочие доходы»
    • отраженны поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств;

    Дт 91 субсчет 2 Кт 23, 70, 69 и др.

    —    отражены расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств:

    Дт 91 субсчет 2 Кт 01

    —    списывается. остаточная стоимость выбывающего объекта по окончании процедуры выбытия.

    Для учета налога на добавленную стоимость при реализации объектов основных средств к счету 91 может быть открыт отдельный субсчет «Налог на добавленную стоимость».

    Согласно п.96 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, детали, узлы и агрегаты разобранного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.

    Дт10 К т 91 (субсчет «Прочие доходы»)

    — отражена стоимость ценностей, поступивших после ликвидации основного средства.

    По завершении операции по ликвидации необходимо сделать следующую проводку:

    Дт 99 Кт 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»)

    — выявлен финансовый результат от ликвидации объектов основных средств.

    Отношения, возникающие при продаже товарно-материальных ценностей, в том числе основных средств, регулируются положениями главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ.

    Продажу основных средств отражают в бухгалтерском учете проводками:

    Дт 62(76) Кт 91-1 (субсчет «Прочие доходы»)

    — отражена задолженность покупателя за проданные основные средства(включая НДС).

    Дт 91-2(субсчет «Прочие расходы») Кт 68(76)

    — отражена сумма НДС, полученного от покупателя.

    Дт 01 (субсчет «Выбытие основных средств») Кт 01

    — списана первоначальная(балансовая) стоимость выбывших основных средств.

    Дт 02 Кт01 (субсчет «Выбытие основных средств«)

    — списан начисленный износ по выбывшим основным средствам.

    Дт 23 Кт 10(69,70 и др.)

    — сформированы затраты, связанные с выбытием основных средств.

    Дт 91 (субсчет «Прочие расходы») Кт 23

    — списаны затраты, связанные с выбытием основных средств.

    Дт 91 (субсчет «Прочие расходы») Кт 01 (субсчет «Выбытие основных средств»)

    — списана остаточная стоимость выбывающих объектов основных средств.

    Дт 91 (субсчет Сальдо прочих доходов и расходов) Кт 99

    — отражена прибыль от реализации основного средства Или

    Дт 99 Кт 91 (субсчет Сальдо прочих доходов и расходов)

    — отражен убыток от реализации основного средства.

     

    Вложения основных средств в качестве вклада в уставный капитал других организаций являются инвестициями.

    При передаче основного средства в качестве вклада в уставный капитал необходимо сделать следующие проводки:

    Дт 01 (субсчет Выбытие основных средств) Кт 01

    — списана первоначальная стоимость выбывшего основного средства.

    Дт 02 Кт 01 (субсчет Выбытие основных средств)

    — списан начисленный износ по выбывшему основному средству.

    Дт 58(субсчет Паи и акции) Кт01 (субсчет Выбытие основных средств)

    — отражено финансовое вложение в сумме фактических затрат организации.

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. Инвентаризация и переоценка основных средств.

    Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).

    Цель инвентаризации — подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

    Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

  • при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
  • перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
  • при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

    Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек — один раз в пять лет.

    Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

    Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

    Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

    Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

    Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф.№ инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.

    Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № ИНВ.-18).

    На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.

    Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера.

    7. Учет нематериальных активов.

    Согласно Международным стандартам бухгалтерского учета (IAS) и российской системе учета, нематериальные активы представляют собой внеоборотные нематериальные средства, участвующие в производственной деятельности и принадлежащие предприятию на правах собственности. Нематериальные активы не имеют физических характеристик, но представляют собой ценность с точки зрения преимуществ или исключительных прав и привилегий, предоставляемых ими для процесса производства. Нематериальные активы изначально отражаются в учете по их стоимости.

    К нематериальным активам относятся право аренды, авторские права, патенты и цена бизнеса («гудвилл»). Право аренды представляет собой право пользования арендованным имуществом, как правило в течение нескольких лет. Авторское право предоставляется государственными органами и дает владельцу исключительное право на публикацию в течение определенного периода. Патент — это право, предоставленное государственным органом изобретателю или владельцу изобретения на единоличное производство продукции или применение технологии в течение определенного периода. Цена бизнеса («гудвилл») — это разница между стоимостью приобретаемого предприятия и поддающимися определению чистыми активами.

    Нематериальные активы могут быть куплены либо приобретены в результате объединения компаний, когда одна компания поглощается другой.

    Основными способами поступления нематериальных активов на предприятие являются:

    • осуществление долгосрочных инвестиций организации — приобретение
      или создание нематериальных активов;
    • поступление в счет вклада инвесторами в уставный капитал;
    • безвозмездное получение от третьих лиц;
    • поступление для осуществления совместной деятельности.

    В настоящее время отсутствует унифицированная терминология, обозначающая все варианты способов поступления тех или иных активов на баланс организации. Например, процесс приобретения нематериальных активов можно понимать в широком смысле как процесс возникновения исключительных прав у предприятия независимо от юридического основания (лицензионный договор, учредительный договор, договор о передаче ноу-хау и т. д.) и в узком смысле, как процесс возмездного получения прав или иных активов.

     

     

     

     

     

     

     

     

    8. Особенности учета арендованных основных средств

    По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом. Арендодателе сданное в аренду имущество учитывает на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки группируют в отдельную группу.

    Передача в аренду имущества производится по договору аренды оформляется приемо-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений, и величий на арендной Платы. Арендная плата за имущество включает в себя, правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полис восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств, и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента (арендный процент).

    Финансовые результаты от сдачи в аренду имущества арендодатель отражает на прибыли или доходах будущих периодов.

    Производственное затраты на ремонт сданных в текущую аре! основных средств арендодатель списывает в дебет счета 80 «Прибыли и убытки» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 и др.).

    Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли оформляет следующей проводкой:

    Дт 80 «Прибыли и убытки» Кт 02 «Амортизация основных средств», субсчет 1 «Собственные основные средства».

    По объектам, по которым амортизацию не начисляют (объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства), указанную запись не производят.

    Начисление арендной платы за отчетный период отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и по кредиту счета 80 «Прибыли и убытки». Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС (п. 7 «б» Инструкции по НДС). Начисление НДС отражают по дебету счета 80 и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом». Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 83 «Доходы будущих периодов». Поступившие арендные платежи записывают в дебет счетов 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютный счет» с кредита счета 76. При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счет 83 и кредитуют счет 80.

    На стоимость произведенных арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства производится дооценка основных средств, которая приходуется по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Капитальные вложения».

    Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.

    На сумму арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор дебетует счета издержек производства и обращения (25 «Общепроизводственные расходы» и др.) и кредитует счет 76 «Расчеты с разными Дебиторами и кредиторами».

    Перечисленные суммы арендной платы отражают по дебету счета 76 и кредиту счетов 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютный счет».

    Начисление арендной платы за будущие периоды отражают по |дебету счета 31 «Расходы будущих периодов» и кредиту счета 76. Текущие начисления арендной платы списываются с кредита счета 31 в дебет счетов издержек производства и обращения.

    Если по условиям договора аренды капитальный ремонт основных средств производится арендатором и за его счет, то затраты на его осуществление списывают с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов в дебет счетов издержек производства или счета 31 «Расходы будущих периодов». Со счета 31 затраты частями списывают за счета издержек производства.

    Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по его осуществлению относят в дебет счета 7«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита счета 31 или соответствующих материальных и расчетных счетов (23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.).

    Договором аренды может быть предусмотрено осуществление капитальных вложений арендатором в арендованные основные средства. Капитальные вложения арендатора, осуществленные за счет арендодателя, списываются у него в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Если договором предусмотрено осуществление капитальных вложений в арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю. Передача оформляется бухгалтерскими записями на безвозмездную передачу основных фондов.

     

     

     

     

     

     

    8. Учет лизинговых операций

     


    В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с указанным Кодексом.

    В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О лизинге», если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к получателю, в общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга.

    В соответствии со статьей 28 Закона под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.


    Выкупная стоимость – это затраты организации на приобретение объекта лизинга без учета услуг по лизингу.

    Следовательно, выкупная стоимость не учитывается в составе лизингового платежа, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль у лизингополучателя, в составе текущих расходов независимо от формы и способа расчетов

    Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

     

    Выкупные платежи

    Главой 25 НК РФ не предусмотрено такое понятие, как «выкупная цена» предмета лизинга, а дано определение первоначальной стоимости имущества, являющегося предметом лизинга (п. 1 ст. 257 НК РФ). В налоговом учете первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. В бухучете первоначальная стоимость имущества, в том числе приобретаемого для извлечения дохода путем передачи его по договору лизинга, формируется по правилам ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Если по окончании срока договора предмет лизинга выкупается лизингополучателем, то в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации арендованного амортизируемого имущества у лизингодателя финансовый результат определяется как разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этого имущества. Полученный доход для целей налогообложения прибыли уменьшается на сумму расходов, связанных с реализацией этого имущества (ст. 253 НК РФ ).

    До перехода права собственности на арендованное имущество к лизингополучателю платежи по его выкупу при расчете налога на прибыль у лизингодателя не учитываются. Указанные платежи рассматриваются как средства, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты, и в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль при условии, что налогоплательщик (арендодатель) определяет доходы и расходы по методу начисления.

     

    Передача на баланс лизингополучателя

    Порядок выдачи счетов-фактур при передаче имущества на баланс лизингополучателя законодательно не определен. Лизингодателем должен быть выдан счет-фактура на полную сумму договора лизинга. При этом лизингополучатель обязан в бухучете отразить стоимость предмета лизинга и НДС. Право собственности на предмет лизинга переходит в момент выкупа, а не при передаче его на баланс лизингополучателя. Следовательно, передача предмета лизинга на баланс лизингополучателя не является реализацией в смысле статьи 39 НК РФ и не облагается НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому в учете лизингодателя НДС, начисленный со стоимости предмета лизинга в момент передачи на баланс лизингополучателя, не подлежит начислению в бюджет, а отражается на счете 76 субсчет «НДС отложенный».

     

     

     

     

     

     

    9. Документальное оформление операций по учету основных средств.

    Новые формы первичных документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.03.2003 №7.С марта 2003 они заменили ранее действовавшие формы.

    № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»

    № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»

    № ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»    

    № ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»

    № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных,
    модернизированных объектов основных средств»

    № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»

    № ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»

    № ОС-46 «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»

    № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»

    № ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств»

    № ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»

    № ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»

    № ОС-15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж»

    № ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».

     

     

    9.1. Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

    (форма № ОС-1)

    9.2. Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а)

    9.3. Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б)

    Применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:

    1). включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, — в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, — после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию),поступивших:

  • по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;
  • путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;

    2). выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

    Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.

    Прием-передача объекта(ов) между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:

    • по форме № ОС-1 — для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
    • по форме № ОС-1а — для зданий, сооружений;
    • по форме № ОС-1б — для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

    которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному(ым) объекту(ам).

    9.4. Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2)

    Применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой.

    Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-ба, № ОС-66).

    9.5. Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3)

    Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.

    Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

    Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

    Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).

     

     

     

    II. Практическая часть.

     

     

     

     

     

    Литература.

  1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с
    ограниченной ответственностью»
  2. Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
  3. План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной
    деятельности организаций и инструкции по его применению, утв.
    Приказом МФ РФ. 31.10.2000 г. №94н.
  4. ПБУ 6/01,утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001
  5. ПБУ №14/2000 «Учет нематериальных активов».
  6. В.П.Астахов. «Бухгалтерский учет основных средств». Москва. 2004
  7. В. Р. Захарин. «2300 бухгалтерских проводок по новому плану
    счетов». Москва, 2002
  8. Г.Ю.Касьянов «Документооборот, основные средства», Москва, 2003
  9. В.Я. Кожинов. «План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета
    6000 типовых проводок». Москва, 2004
  10. Н.П. Кондраков. «Бухгалтерский учет» . Москва, 2000
  11. В. А. Мещеряков. «Практическое пособие по составлению и сдаче
    годового отчета». Москва, 2001
  12. В.И. Макарова. «Основные средства. Нематериальные активы.
    Материалы. Учет по новому плану счетов». Москва, 2004
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00148 sec

WordPress: 23.69MB | MySQL:118 | 2,061sec