Бухгалтерский учет возврата товаров поставщикам

<

112713 0430 1 Бухгалтерский учет возврата товаров поставщикам В любой торговой организации, возможна ситуация, когда покупатель возвращает проданный товар. Причины для этого могут быть различными, но наиболее распространенной из них является возврат некачественной продукции, некомплектного товара или товара не соответствующего ассортимента. В соответствии с действующим законодательством РФ право на возврат некачественного товара имеют и потребители — частные лица, приобретающие товары в розничной торговле, и покупатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку товара для дальнейшей реализации. В отличие от случаев возврата товара надлежащего качества право возврата некачественного товара распространяется как на непродовольственную, так и на продовольственную группу товаров.

При возврате товаров необходимо четко определить его причину. Возможны 2 варианта:

–– товар возвращается из-за того, что не соответствует требованиям, прописанным в договоре (некачественный товар);

–– качественный товар возвращается по причинам, не зависящим от поставщика.

Установив причину возврата товара, покупатель должен провести анализ договора и документов, определяющих характеристики товара, составить акт осмотра товара и известить продавца о своем решении, результатом которого может быть:

–– расторжение договора сторонами;

–– признание договора неисполненным;

–– признание договора исполненным, но требующим совершения определенных действий от поставщика по замене товара;

–– признание договора исполненным в надлежащем виде, но требующим исполнения обязанностей по гарантийному ремонту.

Рассмотрим первую ситуацию, когда покупатель возвращает некачественный товар. Гражданское законодательство предусматривает несколько оснований, по которым покупатель может вернуть товар. Это случаи, когда поставленный товар не соответствует: количеству (п. 1 ст. 466 ГК РФ); ассортименту (п. 3 ст. 468 ГК РФ); качеству (п. 2 ст. 475 ГК РФ); комплекту (п. 2 ст. 480 ГК РФ); установленной таре и упаковке (п. 2 ст. 482 ГК РФ).

Определение наименования и количества товаров – важная составная часть предмета договора. Если в договоре количество товара не определено, то он считается незаключенным.

В соответствии со ст. 466 ГК РФ при недопоставке товара покупатель вправе требовать передачи ему недостающего количества или расторжения договора. В случае поставки товара в большем количестве покупатель должен принять согласованное в договоре количество товара, об излишках уведомить продавца, который должен ими распорядиться. Если продавец этого не сделает, покупатель вправе принять товар или потребовать, чтобы продавец избавил его от лишних товаров. Данные правила применяются в том случае, если договором не предусмотрено иное.

Установление договором ассортимента товаров делает данное условие существенным для регулирования отношений сторон. Передача товаров в ассортименте, который полностью не соответствует договору, дает покупателю право требовать расторжения договора и возмещения убытков (п. 1 ст. 468 ГК РФ). При частичном несоответствии ассортимента переданных товаров покупатель вправе:

–– отказаться от всех товаров;

–– отказаться частично;

–– потребовать замены;

–– принять все товары;

–– уменьшить цену.

Если покупатель не известил продавца об отказе от товара в разумный срок, то считается, что он принял его.

Согласно п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Некачественный товар –– ненадлежащий объект в договоре. Условие о качестве товара относится к числу обычных условий договора и устанавливается сторонами (например, по образцу, по описанию (спецификации), на основе стандарта, по предварительному осмотру). При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2 ст. 469 ГК РФ). Следует отметить, что в соответствии со ст. 476 ГК РФ продавец отвечает только за недостатки товара, которые возникли до момента передачи покупателю либо по причинам, возникшим до момента его передачи покупателю. Если подтверждается факт передачи товара ненадлежащего качества по причинам, существовавшим до его передачи, то данный факт свидетельствует о том, что событие передачи надлежащего товара не произошло. Таким образом, договор не исполнен, право собственности к покупателю не перешло.

Согласно ГК РФ (ст. 469) и Закону о защите прав потребителей (ст. 4) качество передаваемого товара должно соответствовать условиям договора купли-продажи. Если договор не содержит условий о качестве, то товар должен быть пригоден для применения в тех целях, в которых обычно используется товар подобного рода. В случае, когда продавец осведомлен о конкретных целях приобретения товара, его обязанностью является передать покупателю товар, пригодный для использования именно в этих целях.

Например, если в договоре, заключаемом в письменной форме между юридическими лицами или предпринимателями, конкретные цели применения товара и соответственно требования к его качеству будут зафиксированы и, следовательно, доказуемы в случае возникновения спора о качестве товара. А вот при розничной купле-продаже, когда договор заключается в устной форме, доказать, что продавец знал о конкретных целях применения товара, но продал товар с общими требованиями к качеству, покупателю будет проблематично.

Наиболее безболезненный выход для потребителя в такой ситуации — описание или краткая инструкция, прилагаемые к товару. Если там не написано, что товар предназначен для тех целей, для которых его собираются использовать, не надо верить устным заверениям продавца, что это — именно то, что нужно. Дело в том, что в договоре розничной купли-продажи покупатель не участвует в определении условий договора, а лишь принимает (или не принимает) их. Совершение покупки является его согласием с условиями договора, в том числе с предлагаемым качеством товара без учета специальных требований к его использованию. Условия договора доводятся до сведения покупателя:

1) в техническом паспорте на товар или правилах его использования, где указываются основные потребительские показатели качества и нормативные документы (документ) по стандартизации, требованиям которых должен соответствовать товар;

  1. на этикетке или ярлыке, прикрепленном к товару, где указываются документ по стандартизации, артикул, фасон, окраска, размер, правила ухода и т.п.;
  2. на самом товаре или его упаковке, где указываются нормативный документ по стандартизации, дата изготовления, срок годности, правила пользования или хранения и т.п.

    Существуют и другие способы, установленные законодательно или общепринятые в торговле, с помощью которых покупатель информируется об условиях договора о качестве товара. Условия эти напрямую зависят от условий о качестве, обусловленных договором поставки, заключенном между предпринимателями (организациями — юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями).

    В договоре поставки требования к качеству приобретаемого товара определяются указанием нормативных документов, которым должно соответствовать качество товара или описанием определенных показателей качества (безопасности, эстетических, экологических, эргономических и других характеристик и т.п.). Возможно использование обоих этих способов одновременно в одном договоре и по отношению к одному и тому же товару.

    К нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации, относятся ГОСТы (государственные общероссийские стандарты), в том числе и применяемые в установленном порядке международные стандарты; ОСТы (отраслевые стандарты); СТП и др. ОСТы устанавливаются федеральным органами государственного управления и служат для определения качества товаров отраслевого значения. СТП разрабатываются и утверждаются организациями-производителями самостоятельно и определяют требования к качеству конкретного товара, выпускаемого данным производителем. Часто встречающиеся в настоящее время ТУ (технические условия) также устанавливают требования к качеству определенного товара. Что касается ГОСТов, то они определяют качество товаров, имеющих межотраслевое значение. Требования к качеству, устанавливаемые ГОСТами, подразделяются в свою очередь на обязательные и рекомендательные. В настоящее время законодательством к обязательным отнесены требования, связанные с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости товаров, единства методов их контроля и маркировки. Законодательно в дальнейшем к этой группе могут быть отнесены и другие требования (при возникновении необходимости). Остальные требования ГОСТов, такие как упаковка, основные эксплуатационные характеристики товаров и т.д., являются рекомендательными и при заключении договора стороны по взаимной договоренности могут отступать от них. Исключение составляют случаи, когда в договоре при определении качества товара упоминается конкретный ГОСТ в целом, а не только его обязательная часть.

    Для ряда товаров существуют обязательные требования к качеству, устанавливаемые в определяемом законом порядке уполномоченными органами государства и органами местного самоуправления, организациями и предприятиями. Продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, может передать покупателю товар такого рода только в том случае, если он полностью соответствует установленным требованиям.

    Качество товара не может оставаться неизменным, поэтому важно определить период, в течение которого оно будет достаточным для нормального пользования вещью. Кроме того, со временем качество товара может измениться настолько, что его использование станет опасным для здоровья, жизни или имущества покупателя. Эта проблема решается путем установления гарантийных сроков, сроков годности и сроков службы. Обычно гарантийный срок начинается с момента передачи товара покупателю. Однако если покупатель не мог использовать купленный товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (в том числе из-за обнаруженных недостатков), гарантийный срок продлевается на время действия соответствующих обстоятельств. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, он определяется законодательством как разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара либо в течение более длительного времени, оговоренного договором или законом. Если иное не установлено в законе или договоре купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в определенные сроки (ст. 477 ГК РФ).

    Недостатки товара условно могут быть разделены на существенные и обычные (ст. 475 ГК РФ). Существенными недостатками признаются дефекты, которые нельзя устранить или нельзя устранить без соразмерных расходов или затрат времени. Они дают право покупателю расторгнуть договор или потребовать замены товара. При обнаружении обычных недостатков покупатель не может расторгнуть договор или заменить товар. В этом случае он вправе требовать от продавца устранения недостатков в разумный срок, возмещения расходов по устранению недостатков либо уменьшения цены товара.

    Несоблюдение продавцом условия о комплектности дает покупателю право потребовать: уменьшения цены; доукомплектования в разумный срок; замены неукомплектованного товара либо расторжения договора, если требование о доукомплектовании не выполнено.

    При возврате некачественного (не соответствующего ассортименту, некомплектного и пр.) товара покупатель выписывает в 2-х экземплярах накладную № ТОРГ–12 и делает в ней пометку «Возврат». Ввиду того, что перехода права собственности на товар от покупателя к продавцу не происходит, счет-фактуру выставлять не нужно. Правда, для этого должны быть оформлены документы, подтверждающие факт возврата товара, не соответствующего требованиям, установленным в договоре. К ним относятся: акт о возврате некачественного товара, оформленный в произвольной форме и подписанный либо в двухстороннем (представителями продавца и покупателя), либо в одностороннем (представителями покупателя) порядке. В последнем случае на основании акта поставщику предъявляется претензия, в которой указывается, что из-за несоответствия полученного товара установленному качеству покупатель отказывается принять товар, расторгая тем самым соглашение о его поставке. Также можно оформить и соглашение о расторжении договора.

    Если товар возвращается магазином организации-оптовику, осуществляющей розничную торговлю, возможны 2 варианта: либо эта операция проводится как обратная реализация, либо как собственно возврат товара. При обратной реализации бухгалтер оптовой организации делает такие же проводки, как и при обычной реализации, т.е. организация-продавец становится покупателем. Принимая обратно свой товар, продавец (выступающий теперь как покупатель) должен будет оприходовать поступивший товар (по счету 41 «Товары» будет использоваться субсчет «Бракованные товары») и принять к вычету выставленный покупателем (выступающим в качестве продавца) НДС.

    Если возврат недоброкачественного товара проводится именно как возврат, то, как и в случае с возвратом от потребителя, возможно проведение этой операции либо методом красного сторно, либо методом обратных проводок.

     

     

     

     

     

     

    Совершенно другая ситуация возникает в момент возврата товара вследствие его невостребованности (отсутствия покупательского спроса) при условии надлежащего исполнения продавцом своих обязательств по договору перед покупателем. Право собственности на товары считается в этом случае перешедшим к покупателю. Возврат товаров поставщику будет обозначать новый переход права собственности, но уже от бывшего покупателя к бывшему продавцу, значит, в учете возврат товаров (работ, услуг) необходимо оформить через счет 90 «Продажи».

    ООО «Заря» реализовало ООО «Запад» 10 мебельных гарнитуров по цене за единицу 23600 р., включая НДС 18% – 3600 р. Себестоимость гарнитуров составила 12000 р. за единицу. В связи с изменением структуры потребительского спроса ООО «Запад» не смогло перепродать мебельные гарнитуры на более выгодных условиях и обратилось к ООО «Заря» с просьбой о возможном возврате на прежних условиях реализации. Реализация произошла 5 октября, возврат –– 19 октября 2008 г. Заключенным ранее договором между ООО «Заря» и ООО «Запад» предусматривался срок возврата реализованного товара, равный двум неделям.

    Возвращая товар, покупатель должен выписать те документы, которыми оформляется купля-продажа: накладную (ф. № ТОРГ–12), товарно-транспортную накладную (при необходимости) и счет-фактуру (если покупатель является плательщиком НДС).

    В практике торговых фирм возврат качественных товаров явление тоже нередкое. Причины возврата разные: обнаружены дефекты, проданный товар не удалось реализовать розничным продавцам и др. Порой и сами продавцы, чтобы не потерять клиента, идут навстречу и принимают товар, хотя договор они исполнили надлежащим образом. От того, на каком основании делают возврат – по закону или по взаимной договоренности, –– зависит бухгалтерский учет и сколько придется заплатить налогов. Цель налоговых органов –– доказать, что возврат товаров не что иное, как продажа клиентом товаров продавцу. Она же, как известно, облагается НДС (ст. 146 НК РФ). В итоге получается двойная реализация: первый раз, когда отгружен товар покупателю, а второй раз – когда он его вернул.

    Естественно, такой вариант развития событий крайне невыгоден продавцу, так как он уже перечислил в казну НДС, хотя фактически реализации не произошло (товар вернули). А потом, когда фирма очередной раз продает тот же товар, обязанность по уплате НДС возникает снова. Для наглядности поясним сказанное на примере.

    ЗАО «Актив» торгует в розницу оргтехникой. В феврале оно купило для продажи принтер стоимостью 11800 р. (в том числе НДС – 1800 р.). В этом же месяце он был продан физическому лицу за 17700 р. (в том числе НДС – 2700 р.). Через неделю покупатель возвращает принтер без каких-либо веских на то причин. «Актив» пошел навстречу и принял товар обратно. Из кассы покупателю были возвращены 17700 р.

    Таким образом, купив принтер, фирма поставила к вычету 1800 р. (все условия ст. 171 и 172 НК РФ для этого выполнены). Когда фирма его продала, она перечислила в бюджет НДС в сумме 900 р. (2700 – 1800). Потом товар возвратили. В итоге товар оказался на складе «Актива», а фирма заплатила уже с него 900 р. НДС. После возврата его себестоимость станет 17 700 р. (без НДС), ведь именно столько заплатила фирма покупателю. А счета-фактуры он, как физическое лицо, не дает. Получается, что при повторной продаже товара «Актив» заплатит еще 3186 р. налога (17700 р. x 18%).

    Как видим, при возврате товара ЗАО «Актив» заплатило в бюджет 1386 руб. (900 + 3186 – 2700), которые являются излишними.

    В Налоговом кодексе указано, что реализацией товаров считают передачу права собственности на них (ст. 39 НК РФ). Если же стороны договора надлежащим образом его исполнили, право собственности на товар переходит к покупателю. Отсюда следует, что каждый случай перехода права собственности признается реализацией. Поэтому при возврате товара по каким-либо причинам, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, происходит обратная реализация от бывшего покупателя к бывшему поставщику. А любая реализация увеличивает налогооблагаемую базу по всем налогам, в том числе и НДС.

    Необходимо избежать фактической «двойной» продажи товара. Иными словами, обосновать, что право собственности на продукцию, которую возвращает покупатель, не перешло, для чего необходимо учитывать нюансы в рознице и опте.

    В случае возврата качественного товара в день продажи, необходимо оформить возврат денег по кассе и считать ранее выданный чек ошибочно пробитым. По правилам эксплуатации ККМ для этого кассир должен получить у клиента кассовый чек, подписать его у заведующего и составить акт о возврате денег по форме №КМ-3, а также нужно составить накладную на возвращаемый товар.

    В случае, если возврат товара произошел позднее, указанный выше вариант учета использовать нельзя. Ведь ее реализация тогда уже отражена на счете 90 «Продажи», так как товар уже находится в собственности у покупателя. Можно рекомендовать признать товар, как не соответствующий качеству или комплектности, о чем указывается в накладной на оприходование ценностей.

    Тогда по Гражданскому кодексу (ст. 475, 480) договор купли-продажи расторгается, поскольку не выполнены его условия. Товар возвращается в собственность продавца. И обе стороны оказываются в положении, которое было до продажи. А списать реализацию можно сторнировочными записями.

    Например, ООО «Пассив» – розничный магазин, торгующий бытовой техникой,. 15 марта продало гражданину микроволновую печь, стоимостью 4720 р. (в том числе НДС –– 720 р.). 30 марта он вернул товар, хотя никаких претензий по нему нет. ООО «Пассив» товар приняло. Себестоимость печи –– 3000 р.

     

     

    Таблица 2

    Бухгалтерский учет при возврате товара

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, р.

    15 марта 2008 г.

    1. Поступили деньги от покупателя

    50

    90-1

    4720

    2. Начислен к уплате НДС

    90-3

    68-ндс

    720

    3. Списана себестоимость микроволновой печи

    90-2

    41

    3000

    4. Списана себестоимость мебельных гарнитуров

    90-2

    41

    120 000

    26 марта 2008 г. (принятие товара как некачественного)

    5. Сторнирована выручка

    50

    90-1

    (4720)

    6. Сторнирован начисленный НДС

    90-3

    68-ндс

    720

    7. Восстановлена себестоимость микроволновой печи

    90-2

    41

    3000

     

    Если бы товар был возвращен в апреле, то за март «Пассиву» пришлось бы заплатить НДС в сумме 720 р. В следующем месяце бухгалтер поставил бы ее к вычету. Если бы товар был отгружен в марте 2008 году, а его возврат приходился на апрель 2008 г., корректировочные записи отражены были по счету 91 «Прочие доходы и расходы», так как на счете 90 «Продажи» отражаются только операции отчетного периода. При этом нужно будет подать уточненную декларацию по налогу на прибыль. У продавца в данном случае будут отсутствовать проблемы, так как произведен возврат некачественного товара.

    В этом случае, у продавца в этом случае не создаются проблемы, так как то, что ему вернули нормальный товар, а не «дефектный», доказать очень трудно.

    Однако есть товары, которые не подлежат возврату и обмену, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. К таким товарам относят парфюмерию, текстиль, автомобили и др. Чтобы расторгнуть договор по таким товарам, лучше всего использовать формулировку «непредоставление информации о продаваемом товаре», после чего договор купли-продажи расторгается, право собственности переходит к продавцу.

    Для продавца частным случаем возврата качественного товара является ситуация обмена товара. Согласно ст. 502 ГК РФ покупатель имеет право обменять купленный непродовольственный товар на аналогичный, но другой расцветки, комплектации, формы, габаритов, фасона или размера. Однако реализация этого права связана с выполнением ряда необходимых условий, отраженных в той же статье. Во-первых, обменять товар покупатель может не позднее 14 календарных дней с момента передачи ему товара, если продавцом не объявлен более длительный срок. День покупки в этот срок не включается. Во-вторых, требование покупателя об обмене правомерно, только если товар не был в употреблении и сохранил свои потребительские свойства. Упаковка, пломбы и фабричные ярлыки (если таковые на товаре имелись) также должны быть сохранены. И в-третьих, товар можно обменять только на аналогичный, т.е., если покупательница в магазине приобрела пару черных осенних сапог и, померив их дома, вернулась через два дня с просьбой поменять их на такие же, но на размер больше и красного цвета, — ее требование вполне законно с точки зрения ГК РФ и Закона о защите прав потребителей, а значит, должно быть удовлетворено руководством магазина. Но вот поменять сапоги на сумочку, пусть даже равную им по цене, не удастся. И еще одно обязательное условие, без выполнения которого товар нельзя ни возвратить, ни обменять. Факт, что товар приобретен именно в этом магазине, должен быть доказан, и доказывать это должен покупатель.

    Прежде всего, неоспоримым доказательством является чек. Многие магазины с переходом на автоматизированную систему учета продаж сразу же выдают покупателю должным образом оформленный товарный чек (чаще всего это организации, осуществляющие розничную продажу сложной бытовой и компьютерной техники), и при этом продавец-консультант или кассир-оператор внимательно следит, чтобы покупатель получил товарный и кассовый чеки на руки. Приятно, что в магазинах все чаще можно услышать обращенные к покупателю фразы: «Чек, пожалуйста, сохраняйте!», «Чек не забудьте, пожалуйста!» Элементарные правила торговли, да просто правила рабочего этикета при обслуживании покупателя предполагают, что добросовестный продавец не только выдаст все необходимые при покупке документы, но и предупредит покупателя о его правах и сроках предъявления возможных претензий. Товарный чек не является обязательным документом при покупке товара, если сам покупатель не попросил его выписать. А вот кассовый чек на любой торговой точке, оборудованной кассовым аппаратом, выдается обязательно. Правда, продавцы сейчас все реже «забывают» выбить чек при покупке, но уж если это происходит, покупатель должен его потребовать. Кассовый чек является достаточным и неоспоримым документом для подтверждения факта покупки в данной торговой точке. Отсутствие у покупателя чека не может являться причиной отказа в обмене или возврате товара. ГК РФ не предъявляет специальных требований к доказательствам, которые должен представить покупатель, поэтому при отсутствии товарного, кассового чека или иных документов доказательством приобретения товара на данном предприятии торговли признаются свидетельские показания. Таковы общие требования, предъявляемые к реализации права покупателя на обмен товара.

    Право на возврат или обмен качественного товара сохраняется за покупателем и в случае, если товар приобретен на временной торговой точке (ярмарке, выставке-продаже и т.д.). На торговых точках, работающих во время выездной торговли, продавец обязан сообщить, где может быть осуществлен обмен (возврат) товара после прекращения работы временной торговой точки,

    В том случае, если товар, первоначально купленный покупателем, и товар, на который покупатель желает произвести обмен, имеют разницу в цене, между продавцом и покупателем производится перерасчет. Если цена приобретенного товара больше, продавец возвращает покупателю разницу в цене, а если меньше — покупатель доплачивает необходимую сумму. При этом за отправную точку берется цена, уплаченная покупателем.

    А.С. Сергеева 24 июня приобрела в магазине «Товары для дома» набор кастрюль из нержавеющей стали, заплатив за него 2500 р. Кассовый чек она сохранила. 27 июня Сергеева пришла в магазин с просьбой поменять набор на аналогичный, но в
    комплекте с чайником (товар другой комплектации). Желаемый набор на момент обращения Сергеевой в магазин стоил 3250 р. Но 26 июня была повышена цена на такой же набор, как и тот, что приобрела покупательница. Теперь он стоит 2800 р. При обмене товара А.С. Сергеевой придется доплатить разницу в цене 750 р., (3250 р. – 2500 р.), т.е. разницу между ценой вновь приобретаемого товара и ценой, за которую она приобрела свой набор, несмотря на то, что в данный момент он стоит на 300 р. дороже.

    Если покупатель понес расходы, связанные с обменом товара (например, доставка товара к месту обмена), продавец не обязан возмещать их, так как со своей стороны он не нарушал никаких обязательств и решение об обмене товара вызвано исключительно личным желанием покупателя.

    Рассмотрим еще один момент. Покупатель хочет обменять товар, продавец согласен удовлетворить это требование, но в момент обращения покупателя в торговую организацию требуемый товар в продаже отсутствует. Существуют два варианта разрешения этой ситуации.

    Вариант первый: покупатель имеет полное право расторгнуть договор купли-продажи, и продавец обязан возвратить ему денежную сумму, уплаченную за указанный товар. Закон о защите прав потребителей устанавливает для продавца трехдневный срок возврата денег покупателю.

    Вариант второй: по взаимной договоренности покупатель может обменять товар на желаемый аналогичный при его ближайшем поступлении в продажу. В этом случае продавец обязан сразу же сообщить о поступлении данного товара покупателю. Установленный законом четырнадцатидневный срок, в течение которого возможен обмен, исчисляется в такой ситуации с момента извещения покупателя продавцом о поступлении необходимого товара в продажу.

    <

    16 июня 2008 г. Свиридов Л.А. приобрел в магазине «Уют» механическую кофемолку «Ретро». 20 июня этого же года он обратился в магазин, желая обменять приобретенную кофемолку на другую модель, с латунной ручкой. Такой модели в магазине не оказалось, и Свиридов согласился на предложение продавца дождаться поступления нужного товара в продажу. 30 июня продавец сообщил Л.А. Свиридову, что модель с латунной ручкой поступила в магазин. В этом случае покупатель может прийти в магазин, чтобы обменять товар, до 14 июля включительно.

    Право покупателя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества регламентируется ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона о защите прав потребителей. Но существует ряд товаров, на которые это право покупателя не распространяется. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Организациям, занимающимся розничной торговлей, следует помнить, что данный перечень является исчерпывающим и продавец не вправе расширять его по собственному усмотрению:

  3. товар не был в употреблении;
  4. на товаре сохранены ярлыки, пломбы и т.п.;
  5. срок обмена товара ограничивается 14 днями;
  6. покупатель должен доказать, что приобрел данный товар именно у этого продавца, причем отсутствие кассового или товарного чека не является безусловной причиной для отказа в рассмотрении претензий потребителя;
  7. товар не должен быть включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

    Покупатель имеет право на возврат качественного товара при выполнении указанных условий только в том случае, если товар, на который он изъявил желание обменять приобретенную ранее вещь, в продаже на момент обращения отсутствует и покупатель не намерен ждать его поступления в продажу.

    Для продажи товаров по образцам существуют дополнительные условия. Покупатель вправе расторгнуть договор купли-продажи в любой момент до передачи ему товара. Согласно Закону о защите прав потребителей покупатель имеет право на возврат товара в течение семи дней после его передачи, а в случае, если он не был предупрежден об этой возможности в письменном виде продавцом в момент передачи товара, — в течение трех месяцев. При возврате товара (отказе от исполнения договора) покупатель обязан возместить продавцу расходы, связанные с исполнением договора. Покупатель не имеет права отказаться от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, если данный товар не может быть использован никем, кроме приобретающего его покупателя.

    Для иных способов продажи товара (комиссии, распродаж, продажи в кредит и т.д.) никакие особые условия обмена (возврата) товара законодательством не оговариваются.

    При рассмотрении вопросов о возврате товара надлежащего качества основными документами являются ГК РФ (ст. 497, 502) и Закон о защите прав потребителей (ст. 25 и 261).

    Право на возврат товара надлежащего качества законодательно закреплено только за потребителем, причем согласно Закону о защите прав потребителей именно за потребителем — частным лицом. Для юридических лиц, приобретающих товар для собственных нужд, а также для организаций и предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, такое право может быть установлено договором купли-продажи (поставки). В противном случае (особенно при наличии у поставщика хорошего юриста) добиться возможности вернуть продавцу качественный товар очень проблематично. Поэтому рассмотрим ситуацию возврата товара надлежащего качества от потребителя — частного лица.

    Так как возврат в этом случае представляет собой операцию, предусмотренную законодательством, продавец проводит ее, также как и в случае возврата некачественного товара, как собственно возврат. Проводки в этом случае почти не отличаются от тех, что делаются при возврате бракованного товара от частного лица. Основное отличие состоит в том, что операция возврата товара надлежащего качества не предусматривает использование счета 76-2»Расчеты по претензиям», поскольку претензии покупателем здесь не предъявляются.

    Например, гражданка О.Б. Никольская приобрела в ООО «Янтарь» кожаную сумку стоимостью 750 р. Через пять календарных дней она пришла в ООО «Янтарь» с просьбой обменять приобретенную вещь на сумку другого фасона или вернуть ей деньги. Однако фасона, который устроил бы О.Б. Никольскую, в магазине не было. Ждать нового поступления товара покупательница не стала. Так как на приобретенном товаре были сохранены все ярлыки, сумка не была в употреблении и сохранила первоначальный товарный вид, ООО «Янтарь» удовлетворило требование покупательницы о расторжении договора купли-продажи. Требование о возврате товара было предъявлено в том же месяце, в котором была совершена покупка, ООО «Янтарь» является плательщиком НДС.

    Покупная цена сумки для ООО «Янтарь» составила 580 руб., в том числе НДС — 88 руб. 47 коп. Были сделаны следующие проводки (таблица 3).

     

    Таблица 3

    Бухгалтерский учет при возврате товара

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, р.

    При возврате товара

    1. Возвращена выручка от продажи товара

    90

    62

    750

    2. Отражен убыток от возврата товара

    99

    90

    170

    3. Восстановлен начисленный НДС

    68-ндс

    90

    88,47

    4. Возвращены деньги покупателю

    62

    50

    750

    При использовании сторнировочных записей

    5. Сторнирована выручка

    62

    90

    750

    6. Сторнировано списание себестоимости товара

    90

    41

    491,53

    7. Сторнирован начисленный НДС

    90

    68-ндс

    88,47

    8. Сторнирована прибыль от продажи товара

    90

    99

    170

    9. Возврат денег покупателю

    62

    50

    750

     

    Так как все проводки, ранее сделанные при продаже товара, кроме проводки:

    Дебет счета 50 «Касса»

    Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 750 р. — товар оплачен,

    были сторнированы,

    последняя проводка

    «Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

    Кредит счета 50 «Касса» — 750 руб. — возврат денег покупателю»

    — закрывает операции, связанные с реализацией и возвратом данного товара.

    Если условия договора поставки предусматривают возможность возврата качественного товара покупателем, эта операция будет проводиться только как новая бесприбыльная реализация. В этом случае продавец должен оприходовать у себя ранее проданный товар и принять к вычету НДС, выставленный покупателем. Операция возврата товара надлежащего качества приравнивается для продавца практически к поставке товара. В дальнейшем этот товар может быть реализован продавцом по той же цене, по которой был им получен. Проводки при получении возвращенного качественного товара будут следующими:

    Дебет счета 41 «Товары»

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — оприходованы возвращенные товары;

    Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

    Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — принят к учету НДС;

    Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетные счета» — возвращены деньги покупателю;

    Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

    Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — принят к вычету НДС.

     

     

    2. Бухгалтерский учет возврата товаров покупателями

     

    Если покупатель купил качественный товар и поставщик надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору поставки, то оснований для отказа от части товара и возврата его поставщику у покупателя нет. По этой причине стороны могут договориться о новых отношениях, регулируемых договором обратной поставки. Стороны поменяются местами: покупатель будет выступать в качестве продавца принадлежащего ему товара, а бывший продавец выступит в качестве покупателя этого товара. То есть фактически между сторонами возникнет новый договор поставки. Соответственно у покупателя возврат товара будет отражаться в учете как обычная реализация. А бывший поставщик возвращаемого товара, имея счет-фактуру бывшего покупателя, после прихода возвращенного товара сможет принять «входной» НДС к вычету.

    Возврат товара надлежащего качества от юридического лица возможен в случае, если это условие было оговорено в договоре поставки или в дополнительном соглашении к нему. При этом возврат должен быть оформлен, как новая реализация. Рассмотрим случай возврата товара, который был рассмотрен в предыдущей главе, а именно когда ООО «Заря» реализовало ООО «Запад» 10 мебельных гарнитуров по цене за единицу 23 600 руб., включая НДС 18% – 3 600 руб. Себестоимость гарнитуров составила 12 000 руб. за единицу. В связи с изменением структуры потребительского спроса ООО «Запад» не смогло перепродать мебельные гарнитуры на более выгодных условиях и обратилось к ООО «Заря» с просьбой о возможном возврате на прежних условиях реализации. Реализация произошла 5 октября, возврат – 19 октября 2008 г. Заключенным ранее договором между ООО «Заря» и ООО «Запад» предусматривался срок возврата реализованного товара, равный двум неделям.

    ООО «Запад» оформило свой возврат товара поставщику ООО «Заря»

     

    Таблица 4

    Бухгалтерский учет у покупателя при возврате товара

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, р.

    5 октября 2008 г.

    Произведена оплата за мебельные гарнитуры

    60

    51

    236 000

    Оприходованы мебельные гарнитуры

    41

    60

    200 000

    Учтен НДС

    19

    60

    36 000

    Отнесен на расчеты с бюджетом НДС

    68

    19

    36 000

    19 октября 2008 г.

    Получены денежные средства от покупателя (бывшего продавца)

    51

    62

    236 000

    Отражена выручка от продажи на основании отгрузочных документов, предъявленных покупателю (бывшему продавцу), на сумму в соответствии с договором

    62

    90-1

    236 000

    Начислен НДС

    90-3

    68

    36 000

    Отнесен на расчеты с бюджетом НДС, оплаченный поставщику

    68

    19

    36 000

    Списана себестоимость мебельных гарнитуров

    90-2

    41

    200 000

     

     

    Возвращая товар, покупатель должен выписать те документы, которыми оформляется купля-продажа: накладную (ф. № ТОРГ-12), товарно-транспортную накладную (при необходимости) и счет-фактуру (если покупатель является плательщиком НДС).

    Рассмотрим пример. ЗАО «Верба» приобрело у ООО «Рената» партию товара на сумму 220 000 руб., в том числе НДС — 33 559 руб. 32 коп. В договоре поставки содержится условие, что ЗАО «Верба» может в течение десяти календарных дней вернуть товар ООО «Рената» даже при условии надлежащего качества товара. Через пять календарных дней ЗАО «Верба» заявило о своем желании воспользоваться этим правом. Реализация, оплата, возврат товара и денег за товар были произведены в течение одного месяца. Оба контрагента являются плательщиками НДС. Данные операции были записаны следующими проводками (таблица 5).

     

     

     

     

    Таблица 5

    Бухгалтерский учет у покупателя при возврате товара

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, р.

    1. Списана себестоимость возвращаемого товара;

    41

    90

    186440,68

    2. Начислен НДС

    90

    68-ндс

    33559,32

    3. Отражена задолженность поставщика

    62

    90

    220000

    4. Получены деньги от поставщика

    51

    62

    220000

     

    Отличие данной реализации от обыкновенной поставки товара заключается в том, что покупатель (в данном случае являющийся продавцом) не получает прибыли от этой операции, и соответственно проводка:

    Дебет счета 90 «Продажи»

    Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» — отсутствует.

    Как и в случае возврата товара ненадлежащего качества путем обратной реализации, для учета здесь возможно использование счета 91 «Прочие доходы и расходы», а не счета 90 «Продажи».


    Некоторые фирмы, чтобы перестраховаться, вообще не используют операции возврата товара. Весь возврат проводится у них как обыкновенная реализация, причем продавец идет на определенные убытки, принимая возвращаемый товар с минимальной, но все-таки наценкой. Таким образом, при оформлении операции нет указаний на то, что это возврат ранее приобретенного товара.

     

     

     

    3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВОЗВРАТА товаров ПОСТАВЩИКАМИ и ПОКУПАТЕЛЯми

     

    За рубежом в ряде областей хозяйственной деятельности, таких как оптовая торговля или изготовление производственного оборудования, сложилась хозяйственная практика, при которой покупатель имеет право вернуть купленный товар при определенных условиях в течение весьма длительного времени. В таких случаях использование метода отражения дохода на дату поставки связано с серьезными ограничениями. Его можно использовать только при соблюдении следующих условий:

    1.Предлагаемая покупателю поставщиком цена является в значительной мере фиксированной или определимой на дату продажи;

    2.Покупатель заплатил поставщику или принял на себя обязательство
    заплатить поставщику, причем это обязательство не зависит от перепродажи
    проданного товара;

    3.Обязательство покупателя перед поставщиком не подвергается изменениям в случае кражи, физического разрушения или порчи товара;

    4.Если покупатель приобретает товар в целях перепродажи, то его имущество должно находиться в экономическом смысле раздельно с имуществом, переданным поставщиком;

    5. Поставщик не принимает на себя значительных обязательств, непосредственно влекущих за собой перепродажу товара покупателем;

    6. Объем получаемого в будущем дохода может быть разумным образом оценен.

    Считается, что при несоблюдении одного из этих условий существует неопределенность относительно признания дохода, достаточно значительная для того, чтобы использование метода отражения дохода на момент поставки в чистом виде было недопустимым.

    Если поставщик принял на себя обязательства» непосредственно влекущие за собой перепродажу товаров покупателем, то существует неопределенность признания дохода, В зарубежном бухгалтерском учете принято, что в случае неопределенности относительно признания дохода регистрация дохода, затрат на проданные товары и валовой прибыли откладывается до момента, когда истекает право покупателя вернуть купленный товар, либо до того момента, когда перечисленные выше критерии будут соблюдены. Несоответствие российского гражданского законодательства международному не позволяет применять это положение при разработке бухгалтерских стандартов в России. Вместе с тем, метод отложенного отражения дохода на момент поставки решил бы проблему многих торговых организаций по отражению возвратов товаров. В настоящий момент отражение в бухгалтерском учете покупателя возврата товаров, право собственности, на которые перешло к покупатели), при отсутствии признаков нарушения договора купли-продажи возможно только через счета реализации. Поставщик, таким образом, вынужден оприходовать отгруженный ранее товар на баланс по цене, увеличенной на сумму собственной наценки.

    Отражение в бухгалтерском учете возврата товаров зависит от нескольких моментов:

  1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. – М., 1996
  2. Возврат товаров: бухгалтерский и налоговый учет // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2004. №21
  3. Возврат товара: слабые стороны // Московский бухгалтер. 2007. № 4.
  4. Возврат товаров. Брак. Ремонт Подробно с примерами практики: Практическое руководство / Под общ. Ред. В.В. Семенихина. –М.: Изд0во Эксо, 2006. – 126 с.
  5. Козлова Е.П. Парашутин Т.Н., Бабченко Н.В. Бухгалтерский учет, М., 2008.
  6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет : учебное пособие.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 835 с.
  7. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2004.
  8. Невешкина Е.В. Возврат товара: бухгалтерский и налоговый учет. –М.: Омегна-Л, 2008.
  9. Патров В.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет товарных операций. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003.- 240 с.
  10. Писаренко В. Возврат товаров: порядок осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость // Консультант бухгалтера. 2008. № 1. С. 116 – 120.
  11. Проскуряков А.М. Бухгалтерский учет на малых предприятиях.- Вологда: Анлен; Москва: Зенит. 2006. – 224 с.
  12. Сушонкова Е.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле: учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. –192 с.
  13. Финансовый учет / Под ред. В.Г. Гетьмана. М., 2008.
  14. Федотов А.В. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 318 с.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.06MB/0.00151 sec

WordPress: 23.98MB | MySQL:115 | 3,201sec