Форма бухгалтерского учета » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Форма бухгалтерского учета

<

121813 1139 1 Форма бухгалтерского учетаФорма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой, внешним видом учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них; использованием тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Министерство финансов Российской Федерации в отдельных случаях может разрешать федеральным органам исполнительной власти вести бухгалтерский учет в организациях, находящихся в их ведении, по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных методических документов.

При мемориально-ордерной форме учета проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами — накопительными ведомостями, которым присваивают следующие постоянные номера: мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операция» ф. 381;

мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюджеты средств на субсчетах 090, 091, 097, 100, 101, 102) ф. 381;

мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников) ф. 381;

мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) ф. 323;

мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям) ф. 405;

мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) ф. 408;

мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетным лицами) ф. 386;

мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещением основных средств) ф. 438;    

мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) ф. 438;    

мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания) ф. 398;

мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания) ф. 411;    

мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) ф. 396;

мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам)) ф. 409;

мемориальный ордер 15 (свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях) ф. 406,    

По остальным операциям и по операциям «сторно» составляются отдельные мемориальные ордера ф. 274, которые нумеруются начиная с 16-го за каждый месяц в отдельности.

Отдельные мемориальные ордера составляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня получения первичного документа.

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизации учета, кроме того, и руководителем группы учета.    

Все мемориальные ордера регистрируются в книге «Журнал-Главная» ф. 308.1 Учет в книге «Журнал-Главная», как правило, ведется по субсчетам.

Книга «Журнал-Главная» открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в ней производятся по мере составления мемориальных ордеров, а при составлении мемориальных ордеров — накопительных ведомостей один раз за месяц. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы «Сумма по ордеру». Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету.

Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и др.), субсчету присваивается отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам— 1, по средствам, полученным за счет внебюджетных источников: 2 — по предпринимательской деятельности, 3—по целевым средствам и безвозмездным поступлениям).

Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях, машинограммах и др.). Порядок записей в регистрах учета изложен в соответствующих разделах Инструкции. Формы регистров приведены в приложении к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.    

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:

трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);

отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета, он часто отстает от синтетического учета;

формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходится производить выборку и группировку данных текущего учета.

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Как правило, журналы-ордера имеют различную форму.

Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо со вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов. Во втором случаи в журналы-ордера записывают итоги вспомогательных ведомостей.

В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетически го счета, операции которого учитываются в данном журнале. Например, в журнал-ордер по счету 12 «Касса» записываются только те операции, по которым счет «Касса» кредитуется. Операции, по которым счет «Касса» дебетуется, будут записаны в Главную книгу. Тем самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам. Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.

<

В ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещается с аналитическим. Причем расположение данных аналитического учета обеспечивает получение необходимых показателей для составления периодической и годовой бухгалтерское отчетности без дополнительных выборок и группировок. Самостоятельный аналитический учет (в карточках или книгах) ведется при данной форме учета лишь тем синтетическим счетам, в развитие которых открывается большое количестве аналитических счетов, например по учету материалов, основных средств и др.

Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналах является одновременно и хронологической записью. Необходимость ведения специальных хронологических регистров при данной форме учета отпадает. Не составляются и мемориальные ордера, поскольку все показатели записываются в журналах в разрезе корреспондирующих счетов.

Для сверки правильности записей в журналах-ордерах подсчитывают общий итог по кредиту счета и записывают его в журнал непосредственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в отдельных графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных ведомостей по журналу, в которых синтетический учет совмещается с аналитическим.    

Оборотные ведомости составляются лишь по тем счетам, в которых аналитический учет ведется самостоятельно.

Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу.

Кредитовый оборот переносят в Главную книгу с соответствующего журнала, а обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге — расшифровка дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится сальдо на начало следующего месяца и записывается в соответствующей колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей.

Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения в одном реестре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам; ряда оборотных ведомостей по аналитическим счетам).

Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.

К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.

От значительной части указанных недостатков свободна механизированная система бухгалтерского учета. Основывается она на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с Планом счетов и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета.

В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета исполнение сметы доходов и расходов учреждения данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители — выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, Главная книга, отчет и т. п.). При этом содержание показателей в выходных формах документов должно соответствовать требованиям, предусмотренным настоящей Инструкцией для регистров бухгалтерского учета.

При обнаружении в выходных формах документов ошибок бухгалтерия осуществляет диагностику ошибочных данных, внесение исправлений в соответствующие базы данных и получение выходных форм документов с учетом исправлений

Внесение исправлений осуществляется датой обнаружения ошибочных данных путем обязательного оформления измененных документов, сторнирующих проводок.    

Без оформления документального подтверждения любые исправления непосредственно в электронных базах данных не допускаются.

 

 

2. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

 

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций и учреждений за отчетный пер» четность включает таблицы, которые составляют на основе учетных данный период.

Организации и учреждения составляют отчеты по типовым формам и инструкциям по их заполнению, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Отчетность учреждений должна отражать состав имущества и источникам формирования, включая имущество производств и хозяйств, других подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Отчетность, составляемая централизованными бухгалтериями, ведущий по группе учреждений, должна отражать состав имущества этих учреждении, источники его формирования.

Отчетность министерств, ведомств и других органов управления сводной отчетностью подведомственных им учреждений и организаций. Такую отчетность называют консолидированной.

Отчетность составляется за определенный отчетный период: месяц, год. Отчетным годом для всех организаций и учреждений Российской считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Годовая бухгалтерская отчетность составляется бюджетными учреждению по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, квартальная — на 1 и 1 октября текущего года, месячная — на 1-е число месяца, следующего за отчетным.

Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты приобретения прав юридического лица по 31 декабря включительно, а для учреждений, созданных после 1 октября, — период по 31 декабря следующего года включительно.

День сдачи бухгалтерской отчетности определяется датой ее почтового отправления или датой сдачи в вышестоящий орган, орган федерального казначейства, а для учреждений, имеющих доходы от предпринимательской деятельности, — в налоговую инспекцию. В том случае если срок сдачи отчетности приходится на нерабочий день, отчетность сдается в первый, следующий за ним, рабочий день.

Бухгалтерская отчетность, содержащая сведения, отнесенные действующим законодательством Российской Федерации к государственной тайне, сдается в порядке, регулируемом законодательством.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтер ром главного распорядителя (распорядителя) или получателя средств, а при наличии в штате финансово-экономических служб подписывается руководителями этих

Бухгалтерская отчетность составляется на основе бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами. До составления баланса производятся сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и остатками по счетам синтетического учета, выверка расчетов с дебиторами, кредиторами и по другим обязательствам.

Статьи годового баланса должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и остатками по данным бухгалтерского учета регулируются в порядке, предусмотренном Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Бухгалтерскую отчетность бюджетных организаций подразделяют на годовую, квартальную и месячную.

Годовая отчетность включает следующие формы:

баланс исполнения сметы доходов и расходов — ф. 1 (код 0503001) со справкой о движении сумм финансирования из бюджета;

баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам—ф. 1-1 (код 0503003);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам—ф. 2 (код 0503004);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте —ф. 2-в (код 0503018);

отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда — ф. 2-4 (код 0503008);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации, — ф. 2-5 (код 0503006);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам—ф. 4 (код 0503055);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджетного государства на территории Российской Федерации — ф. 4-сс (0503043);

отчет о движении основных средств —ф. 5 (код 0503051);

отчет о движении материальных запасов — ф. 6 (код 0503053);

отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях — ф. 15 (код 0503078);

справка о полученном финансировании из федерального бюджета (код 0503057);

справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058);

сводная справка об остатках средств, полученных из федерального (код 0503060);

справка о перечислении средств в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (по разделу 21) (код 0503063).

Квартальная отчетность
бюджетных учреждений включает в себя следующие формы:

баланс исполнения сметы доходов и расходов — ф. 1 (код 0503001) со справкой о движении сумм финансирования из бюджета;

баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам —ф. 1-1 (код 0503003);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетном средствам — ф. 2 (код 0503004);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным в иностранной валюте — ф. 2-в (код 0503018);

отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда — ф. 0503008);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам —ф. 4 (код 0503055);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджетного государства на территории Российской Федерации — ф. 4-сс 0503043);

справка о полученном финансировании из федерального бюджета 0503057);

справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (0503058);

сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503060);

справка о перечислении средств в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (по разделу 21) (код 0503063).

В состав годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений организаций включается объяснительная записка об исполнении сметы доходов ходов.

В объяснительной записке приводятся основные факторы, оказавшие на исполнение смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средств лученным за счет внебюджетных источников, суммы недоиспользованных бюджетных средств, данные о результатах инвентаризации, состояние расчетных статей баланса (с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности с указанием даты возникновения и причины образования; с расшифровкой денежных средств источникам финансирования по балансовым субсчетам 091 «Средства федерального бюджета на расходы учреждения», 101 «Средства на расходы учреждения», «Средства в иностранной валюте», 133 «Средства в пути»). При этом в объяснительной записке не следует приводить таблицы с данными, имеющимися в формах годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом. Страницы отчетов нумеруются.

Месячная отчетность
бюджетных учреждений состоит из следующих форм: для учреждений и организаций, получающих финансирование из федерального бюджета и не переведенных на обслуживание через лицевые счета в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, применяются формы: «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» — форма 2 (код 0503004) и «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте» — форма 2-в (код 0503018);

для учреждений и организаций, состоящих на бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, — «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» — ф. 1-мм (код 0503010).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, получающие средства из резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также другие средства из федерального бюджета, представляют в Министерство финансов Российской Федерации отчет о целевом использовании выделенных средств по ф. 2 (код 0503004), справку о полученном финансировании из федерального бюджета (код 0503057) и справку об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058).

Главные распорядители средств бюджета могут вводить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации специализированные формы годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, отражающие специфику деятельности учреждений.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ
  2. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н (с последующими, изменениями и дополнениями).    
  3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №
  4. Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью. Утверждена приказом Министерством финансов России от 15 июня 2000г. № 54н (с последующими изменениями и дополнениями).
  5. Положение о безналичных расчетах в Российской федерации. Центральный банк РФ от 2 октября 2002 г № 2-П (в ред. от 3 марта 2003 г. № 1256-У).
  6. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета.–М.: Проспект, 2004.
  7. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Утв. МФ РФ от 30.12.1999 г.
  8. Жоромская Н.Н., Долгая В.М. Бухгалтерский учет и налогообложение бюджетных организаций.–М.: Книжный мир, 2005.
  9. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М. ,2005.
  10. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. М., 2005

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.87MB | MySQL:119 | 1,479sec