Формирование профессии современного бухгалтера и виды профессиональной деятельности

<

121913 0057 1 Формирование профессии современного бухгалтера и виды профессиональной деятельности Бухгалтер – одна из самых необходимых и распространенных профессий. Нет ни одного государственного или частного предприятия, фирмы, учреждения или организации, где не было бы своей бухгалтерии или, по крайней мере, своего бухгалтера.

Бухгалтеры производят учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство. Для осуществления финансовой деятельности предприятия они производят расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов.

Поскольку вся финансовая деятельность предприятия фиксируется в документах, бухгалтер составляет, принимает от других организаций и контролирует первичную документацию по различным видам бухгалтерского учета, готовит ее к счетной обработке.

Бухгалтер работает обычно в составе бухгалтерии предприятия, где разделены функции учета, и выполняет какую-то одну из них, например, готовит платежные ведомости на выдачу заработной платы, рассчитывая подоходный налог с каждого работника, отчисления с зарплаты по всем видам страхования и в различные фонды. Однако бухгалтер должен свободно ориентироваться во всех видах бухгалтерского учета с тем, чтобы иметь возможность подменить при необходимости других работников бухгалтерии.

Проводя постоянные подсчеты, бухгалтер должен все время контролировать самого себя, проверяя и пересчитывая некоторые из них. Он не может ошибаться, поскольку его ошибки приведут к очень серьезным последствиям и отразятся на всех сотрудниках предприятия. Бухгалтер постоянно чувствует на себе этот груз ответственности , поэтому его работа связана с постоянным эмоциональным напряжением.

Бухгалтеру необходимы не только аккуратность, высокая сосредоточенность и усидчивость, но и высокий уровень эмоционально-волевой устойчивости.

Развитие бухгалтерии и самой профессии бухгалтера неразрывно связаны с эволюцией самого человечества, его отношения ко всем процессам жизнедеятельности, возникновениям торгового обмена, торговли не только натуральными продуктами и ремесленными, но и услугами (так называемой интеллектуальной собственностью). На всем протяжении развития человечества бухгалтерский учет подвергался определенным изменениям форм, дополнениям методов, приводился к единой системе требований и норм. Работа, связанная с учетом постепенно выделялась в особую область деятельности. На протяжении довольно долгого времени роль бухгалтера сводилась к подсчету и учету вверенного ему имущества и чаще всего исполняющим регистратором каких-то хозяйственных дел; отсюда и одно из первых названий бухгалтера — счетовод.

С появлением и развитием технического прогресса, а, следовательно, и с развитием экономики, роль счетного работника стала изменяться характерно развитию рыночного хозяйствования. Труд бухгалтера становится более сложным, необходимым, творческим, углубленным, а результаты данного труда очень сильно влияют на финансовое положение не только данного предприятия, но и общества (государства) в целом.

В Российской Федерации, во время правления тоталитарной системы вся деятельность бухгалтера была строго регламентирована инструкциями и положениями Министерства Финансов. Роль министерства сводилась к жесткому контролю за сохранностью социалистической собственности, определению степени выполнения плановых показателей (которыми долгое время являлись показатели, характеризующие валовые объемы производства), неукоснительному выполнению инструкций, запрету любого шага в сторону от того, что диктовалось сверху.

Переход нашей страны в новое экономическое будущее, с появлением частников — предпринимателей и дальнейший переход к рыночным отношениям, существенно повлиял на суть и специфичность работы бухгалтера. Реформируемая экономика выплеснула на учетных работников такие понятия как; коммерция, убытки, прибыль, выгода и другие. Для советского бухгалтера эти понятия были абстрактными и существовали только в теории применимой к капиталистической системе хозяйствования, теперь же они стали повседневностью и обыденностью, без которых трудно обходиться и апеллировать в повседневной работе, тем более что за ними стоят вполне конкретные последствия и результаты. В работе российских бухгалтеров наступил новый этап (виток) жизни, их деятельность приобрела вполне четкие очертания и приобрела новое качество. Качество творчества — конечно не абсолютного, но менее подверженного, таким же, как и раньше, многочисленным инструкциям и положениям. После принятия нового плана счетов в 2001 году и Положения о бухгалтерском учете и отчетности — началось ослабление государственного контроля над разными видами экономической деятельности, в том числе учетной практики. В практике применяются различные варианты методик учета и операций в рамках нового Положения и Плана счетов. Все это способствовало и развитию учетной политики, в соответствии с которой у бухгалтера появилась возможность подойти к работе плодотворно и делать ее оптимальной на свой взгляд в соответствии с хозяйственной ситуацией. Конечно, это повысило ответственность бухгалтера за проделываемые учетные операции, но и, с другой стороны, расширило масштаб его возможностей.

Как никогда в истории нашей страны актуальным является сегодня формирование достоверной и полной информации о типах и видах хозяйственной деятельности. Одним из источников информации служит бухгалтерский учет, данные которого являются основой для расчетов финансовых показателей. Ведение бухгалтерского учета требует правильной организации и профессионализма бухгалтера. Достичь этого возможно при наличии, хотя бы двух положений, это:

  1. соответствующей квалификации бухгалтера;
  2. относительно стабильного законодательства по налогообложению.

    В нынешних условиях, нестабильной и шаткой экономики изменились обязанности и значение деятельности бухгалтера. Эти изменения обусловлены новыми требованиями к нему. Бухгалтер теперь должен не просто фиксировать эпизоды хозяйственной деятельности, он обязан стать экономистом — хозяйственником высокого класса способным решать и оценивать факты хозяйственной жизни предприятия; уметь предлагать варианты выхода из труднейших финансовых ситуаций руководителю. На практике быть вторым человеком на предприятии, а не, по сути, каким он еще является на многих предприятиях.

    Предприниматель, в большей степени, чем государство, заинтересован в квалифицированном специалисте — бухгалтере. Это объясняется тем, что именно он рискует и отвечает за результаты своего дела своим материальным богатством, имуществом, репутацией и благополучием. Поэтому собственник старается взять на работу, естественно, такого бухгалтера, который грамотен в ведении учета и поддерживает своего работодателя дельными и компетентными рекомендациями.

    Чтобы поднять свой статус, бухгалтер должен уметь улавливать потребности и задачи руководителя и содействовать их осуществлению. Некоторые специалисты имеют более высокую профессиональную планку благодаря их опыту прохождения многих ступеней бухгалтерского учета. Такое понятие как «главный бухгалтер», на различных предприятиях, имеет разный должностной уровень и обязанности. На некоторых из них главный бухгалтер является ключевым администратором, помогающим в управлении практически всех подразделений организации, а на других, особенно малых предприятиях, такой бухгалтер немного выше счетовода, который компонует факты хозяйственной деятельности, в основном, для составления и отчета о прибылях и убытках.

    <

    Как известно, подготовка бухгалтеров в различных странах осуществляется по-разному: в этом процессе могут быть задействованы как институты системы общего образования (прежде всего университеты, институты, колледжи), так и профессиональные (т. е. общественные, негосударственные) институты.

    Так, в США одной из наиболее популярных сертификации в профессиональной бухгалтерской среде является титул «сертифицированный публичный бухгалтер» (Certified Public Accountant, CPA), который присваивается соискателю после обучения по специальной программе в Американском институте сертифицированных публичных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA), сдачи соответствующих квалификационных экзаменов, прохождения надлежащей практики в аккредитованных фирмах и подписания Кодекса этики. Звание «сертифицированный публичный бухгалтер» является профессиональным титулом и свидетельствует о том, что его обладатель является членом AICPA и имеет право предлагать свои профессиональные услуги в качестве бухгалтера или аудитора. Этот титул используется в США с 1894 г., а в 1895 г. он был утвержден специальным биллем Сената США, вступившим в законную силу с 1896 г. AICPA является наиболее авторитетной неправительственной профессиональной организацией, представляющей бухгалтерское (в том числе и аудиторское) сообщество в США. Звание СРА было предложено американцами после того, как их британские коллеги воспротивились использованию в США звания «присяжный бухгалтер» (Chartered Accountant, CA), право на которое принадлежит старейшему в мире (основан в 1854 г.) Институту присяжных бухгалтеров Шотландии (Institute of Chartered Accountants of Scotland, ICAS).

    Таким образом, в США нельзя получить титул бухгалтера, окончив обычный классический университет. Напротив, в России название профессии «бухгалтер» отражается в дипломе, который получает выпускник университета, института, техникума и др. Лишь в последние годы с созданием Института профессиональных бухгалтеров России появилась практика присвоения титула «профессиональный бухгалтер» как аналога титулов «сертифицированный публичный бухгалтер» (США), «присяжный бухгалтер» (Шотландия) и др. Однако до настоящего времени в силу национальной традиции и специфики подготовки профессиональных кадров через систему высшего образования отношение к титулу «профессиональный бухгалтер» достаточно специфическое. Безусловно, с течением времени и по мере реализации процесса передачи ряда функций в области регулирования и методологии бухгалтерского учета и аудита от Министерства финансов Российской Федерации саморегулируемым общественным организациям (например, Институту профессиональных бухгалтеров России) ситуация изменится и появится аналог тому положению, которое имеется в странах англо-американской модели бухгалтерского учета.

    Поскольку англо-американская идея профессиональной сертификации (т. е. признания соискателя бухгалтером профессиональным сообществом в лице соответствующего института, объединяющего носителей этого титула) получает все более широкое распространение, в отдельных странах (например, в России) пытаются совмещать оба варианта подготовки бухгалтеров — как через систему высшего и среднего специального образования, так и через систему профессиональной подготовки бухгалтера.

    Отдавая себе отчет в том, что национальные особенности подготовки бухгалтеров в той или иной степени сохранятся еще долго и добиться абсолютной унификации в этом вопросе вряд ли когда-нибудь удастся, специалисты IFAC пошли на компромисс и в своих стандартах подготовки бухгалтеров изложили лишь наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональному уровню специалиста, и рекомендации по набору знаний, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер. Эти требования и рекомендации изложены в семи международных образовательных стандартах (International Education Standards, IES):

    IES 1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;

    IES 2 «Содержание программ профессионального образования»;

    IES 3 «Профессиональные навыки»;

    IES 4 «Профессиональные ценности и этика»;

    IES 5 «Требования к практической подготовке»;

    IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»;

    IES 7 «Система непрерывного профессионального образования».

    Общая идея стандартов заключается в идентификации определенного минимума квалификационных требований в трех областях: образовательные и профессиональные знания; практический опыт; система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков. В стандартах определяются области знаний, которые должны быть отражены в конкретной программе подготовки профессионального бухгалтера, но не дается содержательного наполнения предметов. Подразумевается, что это наполнение будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов.

    Основными видами профессиональной деятельности бухгалтера являются: учетная, организационно-управленческая, контрольно-ревизионная, информационная, аудиторская.

     

    2. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ БУХГАЛТЕРИИ

     

    Дальнейшее повышение качества и эффективности бухгалтерского учета неотделимо не только от рациональной методологии, но и от научной организации труда учетного персонала. В системе мер научной организации труда в бухгалтерии важное место занимает целесообразная организация рабочих мест учетного персонала на основ достижений науки и техники. Научной организацией труда в централизованных бухгалтериях фактически руководит главный бухгалтер, а поэтому очень многое зависит от его знаний или деловых качеств. Вот почему мы считаем обобщить наиболее важные рекомендации по рациональной организации рабочих мест в централизованной бухгалтерии.

    Рабочее место — участок производственной ли закрепленной за работником и оснащенный необходимым оборудованием, средствами оргтехники и т.д. Проектирование (создание) рабочих мест работников централизованной бухгалтерии неотделимо от разумно обоснованной технологии учетного процесса, поэтому планировке рабочих мест должен предшествовать анализ содержания учетного процесса. Например, нередко рабочие столы бухгалтеров, работающих с одними и теми же документами, находятся не только в противоположных углах комнаты, но и в соседних помещениях.

    Все рабочее время бухгалтеры, как правило, проводят за рабочим столом. Поэтому важно, чтобы их рабочие места располагались в оборудованных помещениях с естественным и электрическим освещением, вентиляцией, системой отопления и с хорошо продуманным внутренним интерьером.

    Возможна кабинетная и зальная планировка помещений централизованной бухгалтерии. Первая используется в небольших комнатах для размещения отдельных групп бухгалтеров или их частей. При зальной планировке в одной комнате, в зависимости от ее размера, могут находиться 10, 20 и более бухгалтеров, работа которых связана с последовательной обработкой документации. Однако очень большие помещения лучше разделить на несколько с помощью стеклянных перегородок. В отдельных комнатах должны находиться главный бухгалтер и его заместители, а также бухгалтеры, постоянно принимающие посетителей. Высота помещения должна быть не менее трех метров, а норма площади на одного работающего — не менее 5 м2.

    В комнату должен поступать приток свежего воздуха. Отсутствие в помещении свежего воздуха приводит к преждевременному утомлению работников. Отсутствие автоматической вентиляции заставляет открывать окна и двери, что нарушает температурный режим помещения и создает предпосылки для простудных заболеваний.

    Освещение — важнейший фактор, влияют на производительность труда работников в централизованной бухгалтерии. Правильное освещение помещения способствует бодрому настроению работников. Физиологи утверждают, что при чистых стеклах и солнечном освещении производительность труда увеличивается на 5 – 15%. На качество естественного освещения здания и сооружения, стоящие напротив, чистой стекол и другие причины. Поэтому равномерное постоянное освещение рабочих мест обеспечивается искусственным освещением. Предпочтительным является люминесцентное освещение, способствующее повышению работоспособности и при одинаковом расходе электроэнергии увеличивающее освещенность в 2—2,5 раза по сравнению с лампами накаливания.

    Эффективность освещения зависит от окраски стен бухгалтерии. Цвет стен влияет не только на зрение, но и на общее самочувствие и работоспособность. Чем светлее окраска стен, тем выше коэффициент отражения света. Цветовая композиция служебного помещения должна способствовать снижению утомляемости, увеличению точности движений, созданию хорошего, бодрого настроения людей. Так, в бухгалтерии рекомендуется окрашивать не только стены в голубовато-зеленый, светло-зеленый и светло-голубой цвет, но и горизонтальные поверхности столов.

    На производительность труда работников централизованных бухгалтерий отрицательно влияет шум, проникающий в помещение, а также создаваемый внутри помещения (громкие разговоры по телефону, разговоры с клиентами и др.). Работа в шумной комнате требует от бухгалтеров дополнительной энергии. Вот почему следует обращать серьезное внимание на снижение шумового фона (облицовывать стены и поток звукопоглощающими материалами — акустикой штукатуркой, перфорированными конструкциями и т.п.).

    Рабочее место должно быть оборудовано специальной мебелью. Столы и стулья по высоте должны быть такими, чтобы бухгалтер, не напрягаясь мог принять удобную рабочую позу. Правильная рабочая поза обеспечивает длительную вильная работоспособность Проведенными экспериментами доказано, что высота конторского стола должна соответствовать высоте локтей сидящего человека, высота стула — высоте коленного сустава над полом, принимая во внимание ногу каблука. Сиденье стула не должно быть абсолютно плоским. Предпочтение следует отдавать стульям с мягкими сиденьями. Форма спинки стула должна быть широкая и вогнутая, по форме спины человека.

    Подбирая конторскую мебель, необходимо учитывать нормальную и максимальную зону досягаемости, в пределах которых бухгалтер может работать не перемещаясь. Нормальная зона досягаемости в горизонтальной плоскости равна примерно 100 см по фронту и 30 см в глубину, а максимальная — соответственно 150 см и 50 см.

    Конструкция стола должна предусматривать размещение средств оргтехники. Удобны столы с выдвигающейся дополнительной поверхностью, на которой можно расположить картотеку, пишущую или вычислительную машину. Внутренняя конструкция стола — ящики с приспособлениями для хранения канцелярских принадлежностей и папок с деловыми бумагами. Папки рекомендуется хранить в вертикальном положении, тогда их можно быстро и легко найти и достать. На столе не должно быть ничего лишнего, не относящегося к текущей работе. Взгляд работающего обычно направлен на левую сторону стола, поэтому на ней и следует размещать первоочередные неисполненные документы, а на правой — обработанные документы.

    Важным средством повышения производительности труда работников централизованной бухгалтерии является совершенствование режим труда и отдыха. Известно, что работоспособность человека в течение рабочего дня и рабочей недель не является постоянной. Так, с начала рабочей дня выделяют период врабатываемости, затем наступает, период максимальной эффективности к перерыву на обед производительность падает. Как правило, производительность труда работни ков в первой половине дня выше, чем во второй, поэтому на первую половину дня следует планировать проведение работ, требующих повышенного внимания и ответственности.

    Формы отдыха в процессе труда могут быть разнообразными: переключение внимания на другую, более легкую работу, физкультурная пауза, а иногда даже изменение позы работающего или двух трехминутное расслабление, сидя за столом с закрытыми глазами. Одной из форм активного отдыха является производственная гимнастика, предупреждающая утомляемость и повышающая производительность труда. В ряде централизованных бухгалтерий практикуют проведение вводной гимнастики, которая ускоряет процесс врабатываемости.

    Рациональная организация рабочих мест и условий труда помогает работникам централизованных бухгалтерий улучшить условия работы, повысить ее производительность, достичь удовлетворенности работой и сохранить здоровье.

    Конец формы

    3. НАРУШЕНИЕ В УЧЕТЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

     

    К типичным ошибкам при проверке операций по счетам в банках можно отнести:

    – отсутствие приложений к платежным документам, послужившим основанием для совершения операций;

    – подчистки и исправления в выписках банка;

    – отсутствие на документах штампа банка о принятии документов для обработки;

    – списание затрат, производимых в безналичном порядке непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов;

    – перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительного оформления договора и по другим сомнительным оперциям;

    – наличие исправлений в платежный документах;

    –нарушение порядка покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

    – неправильный пересчет курса валюты;

    – тексты платежных документов, послуживших основанием для оплаты с валютного счета, не переведены на русский язык;

    – некорректная корреспонденция счетов, отражающая движение денежных средств;

    – нарушение порядка аккредитивной формы расчетов.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 и часть 2;
  4. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (часть первая).
  5. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», утвержденный Президентом Российской Федерации 21 ноября 1996 г.
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета 1/98 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н).
  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н
  8. Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2004.
  9. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика,2004.
  10. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет»: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М: ИНФРА-М, 2004.
  12. Николаева С.А. Учетная политика предприятия, — М.; ИНФРА-М, 2005.
  13. Соколова В.И. Международные стандарты финансовой отчетности.- М. Финансы и статистика, 2005.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.27MB | MySQL:121 | 1,308sec