Формирование учетной политики предприятия

<

121313 1602 1 Формирование учетной политики предприятияАктуальность темы исследования определяется тем, что учетная политика является важнейшим документом, на основе которого ведется бухгалтерский учет организации. В соответствии с ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Конечной целью разработки учетной политики является создание комплекса взаимоувязанных документов, которые должны обеспечить единство методики при организации и ведении бухгалтерского, налогового и управленческого учета в организации, повысить качество и достоверность всех видов отчетности, представить полноценную и оперативную информацию руководству и высшему менеджменту предприятия для принятия грамотных управленческих решений. Учетная политика, наряду с другими компонентами, является базисом создания единой автоматизированной системы учета, ее методологической основой.

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью данной работы является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского учета и технические принципы их реализации.

Цель работы – выявить особенности понятия и формирования, выбора техники, формы и организации учетной политики в целях бухгалтерского и финансового учета.

Задачи курсовой работы:

– рассмотреть теоретические аспекты ведения учетной политики на предприятия;

– дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

– провести оценку организации бухгалтерского учета на объекте исследования;

– исследовать организационно-технические и методологические аспекты учетной политики на предприятия.

Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью ООО «Юнио-Кубань».

Методологической базой для написания работы является применение графического, структурно-аналитического и нормативных методов исследования

 

1. Значение учетной политики организации в современных условиях

 

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accou№ti№g policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В настоящее время предприятия должны утверждать учетную политику организации как для целей бухгалтерского (п. 6 ПБУ 1/2008), так и для целей налогового учета (ст. 313 НК РФ). В области управленческого учета также должна формироваться учетная политика, но её содержание должно отражаться во внутреннем руководящем документе, закрытом для сторонних физических и юридических лиц, налоговой службы и других государственных органов, т.к. даже внутри предприятия информация управленческого учета является объектом коммерческой тайны.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени»; «совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования»; «это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности» [9, 12, 20].

Учетная политика, являющаяся инструментарием реализации способов (приемов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки, итогового обобщения), может отличаться на разных предприятиях.

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным. Наличие таких принципов и правил объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятия, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета.

При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения учетной политики); факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо от факторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами (допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности).

Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами, установленными главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета на предприятии.

Условно всю совокупность решаемых с помощью учетной политики вопросов можно разделить на методические и организационно-технические (рис. 1).

Методические вопросы учетной политики организации влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и на оценку ее финансового состояния.

Организационно-технические вопросы учетной политики организации включают приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики на предприятии.

121313 1602 2 Формирование учетной политики предприятия

 

Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой.

Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

Необходимость формирования учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета закреплена в п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ред. ФЗ от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ (далее — Закон о бухгалтерском учете).

Ответственность за формирование учетной политики возложена Законом о бухгалтерском учете на главного бухгалтера (п. 2 ст. 7 Закона). Учетная политика формируется организацией на следующий год и применяется начиная с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего приказа об учетной политике.

 Сформированная и утвержденная учетная политика обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их местонахождения.

Вновь созданная организация должна сформировать свою учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

По общему правилу учетная политика организации должна формироваться с учетом следующих допущений (п. 5 ПБУ 1/2008):

– активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

– организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

– принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

– факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Сформированная организацией учетная политика должна отвечать следующим требованиям (п. 6 ПБУ 1/2008):

– полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

– своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

– большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

– отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

– тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

– рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

На практике при формировании учетной политики основная работа главного бухгалтера заключается в том, чтобы по всем необходимым направлениям учета проанализировать все возможные способы (методы) учета, предусмотренные бухгалтерским законодательством, и выбрать из них те, которые будут применяться в данной конкретной организации.

При выборе способа могут учитываться различные факторы, в том числе и налоговые последствия выбранного способа. Выбор предполагает наличие вариантов, из которых организация может выбирать. Однако не всякое перечисление является набором вариантов.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Можно выделить несколько групп вариантных способов.

Первая группа. Осуществляется выбор одного варианта из нескольких предлагаемых (альтернативные варианты). При этом предлагаемые варианты построены с использованием одного классификационного признака.

 К этой группе относится, например, способ признания управленческих расходов (полностью или не полностью в себестоимости реализованной продукции в отчетном периоде) или способ погашения стоимости нематериальных активов (с использованием или без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов»). Организация выбирает один вариант из двух предлагаемых нормативными актами.

Вторая группа. Так же как и в первой группе, осуществляется выбор одного варианта из нескольких (альтернативные варианты). Однако предлагаемые варианты построены с использованием двух и более классификационных признаков.

В этом случае организация принимает решение в два этапа: сначала выбирает группу вариантов исходя из выбора одного основания классификации, а затем выбирает вариант внутри выбранной группы.

Как правило, на выбор варианта оказывает влияние не только «желание» организации, но и такие факторы, как масштабы деятельности организации, вид производства и т.п.

Например, в ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» предусмотрено: «2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтер;  в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично».

В перечисленных вариантах учтены два основания классификации: объем учетной работы и субъект ведения учета (организация или стороннее лицо).

Необходимо также помнить, что выбор способов учета из предлагаемых законодательством вариантов необходимо осуществлять с учетом их комплексного рассмотрения, взаимоувязка. Кроме того, организация должна оценивать последствия применения того или иного способа учета, исходя из специфики своей деятельности, финансового состояния, бизнес-планов и других факторов.

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия являются:

1) Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ред. ФЗ ред. ФЗ от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ. В соответствии с п. 3 ст. 5 организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

2) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (в ред. Приказа Минфина РФ от 11.03.2009 № 22н). Исходя из требований ПБУ 1/2008 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

В пункте 15 ПБУ 1/2008 минимальный период, за который производится указанный расчет, исключается, но вводится понятие «ретроспективное отражение» (последствий изменений в учетной политике), то есть отражение пересчитанных показателей за максимально возможный период времени. При этом устанавливается только одно ограничение по продолжительности периода: «за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью». Иначе говоря, предлагается производить перерасчеты до тех пор, пока имеются необходимые данные. На практике это означает, что максимальная продолжительность указанного периода ограничивается пятью годами (ст. 17 Закона о бухгалтерском учете).

3)Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01 «Учет материально производственных запасов» (в ред. (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н) ; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 8/01 «Условные факты ​хозяйственной деятельности»; ПБУ 13/2000 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»; ПБУ 14/2008 «Учет нематериальных активов»; ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-​конструкторские и технологические работы»; ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»). ПБУ 1/2008 уточнен и перечень информации, которую организация должна раскрывать при внесении упомянутых изменений. В частности, организации обязаны раскрывать не только причину изменения учетной политики, но также содержание изменения и порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности. При этом предполагается, что порядок отражения последствий не является универсальным, а будет разрабатываться каждой организацией самостоятельно.

Кроме того, установлена обязательность раскрытия сумм корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, то и по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию, а также суммы соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно;

4) Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» от 22 июля 2003 г. № 67н (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.12.2004 № 135н, от 18.09.2006 № 115н);

5) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 № 33н, от 26.03.2007 № 26н);

6) Методические указания по бухгалтерскому учету спецодежды, приказ Минфина РФ № 135-н от 26.12.2002 г.

7) План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности и инструкции по его применению (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н, от 18.09.2006 № 115н);

8) Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. (в ред. ФЗ от 17.12.2009 № 318-ФЗ) и Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. (в ред. ФЗ от 27.12.2009 № 368-ФЗ ).

Принятый организацией способ бухгалтерского учета, отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации на момент принятия учетной политики, должен быть всесторонне обоснован исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы.

Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, используя правила, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету, она вправе не применять данные правила, раскрыв информацию об этом в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете»: «…в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете».

Применение иных способов бухгалтерского учета по сравнению с общеустановленными должно быть аргументировано и обосновано.

При формировании учетной политики в настоящее время бухгалтеру нужно ориентироваться не только на бухгалтерское законодательство, но и на нормы НК РФ. Речь, конечно же, в первую очередь идет о главе 25 НК РФ, регулирующей вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль. По многим вопросам главой 25 НК РФ установлены жесткие правила налогового учета. Бухгалтерское законодательство в этом смысле зачастую более гибкое, так как предлагает несколько возможных вариантов учета. Поэтому при формировании учетной политики у бухгалтера есть возможность максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, выбирая такие способы ведения бухгалтерского учета, которые соответствуют правилам налогового учета.

Учетная политика, являющаяся инструментарием реализации способов (приемов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки, итогового обобщения), может отличаться на разных предприятиях.

Учетная политика организации—это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/2008 допущений и требований. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

– организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);

– отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

– масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

– управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

– финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличить себестоимость, – применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, – понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);

– материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

– степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;

– уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:

  1. форму собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, частное, акционерное общество, товарищество и т.д.); отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.); организационную структуру управления и наличия структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала и др.);
  2. текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);
  3. особенности деятельности – производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);
  4. кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);
  5. хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

    Принципы и правила – это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса.

    Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений об имущественной обособленности предприятия, непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

    Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

    Данное Положение распространяется:

    1) в части формирования учетной политики — на все организации независимо от организационно-правовых форм;

    2) в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

    Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

    При этом утверждаются:

    – выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

    – рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    – формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    – порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    – правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    – порядок контроля за хозяйственными операциями;

    – другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения учетной политики); факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо от факторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами (допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности) [30, C. 158].

    Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

    При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

    При формировании учетной политики в целях налогообложения следует учитывать следующее.

    Налогоплательщик самостоятельно в установленных Налоговым Кодексом рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы можно разбить на различные группы, например по отношению к конкретным налогам.

    Кодекс содержит нормы, позволяющие налогоплательщику самостоятельно выбрать вариант расчета (порядка уплаты и т. п.) того или иного налога. На сегодняшний день из всех налогов, установленных частью второй НК РФ, элементы учетной политики для целей налогообложения предусмотрены для
    налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, содержится в главе 25 НК РФ и касается исчисления налога на прибыль.

    Возможна и другая группировка элементов учетной политики. Их можно условно разделить на три группы:

    –– основную (элементы, необходимые для учетной политики всех налогоплательщиков, применяющих обычную систему налогообложения);

    –– специальную (элементы, необходимые только для некоторых категорий налогоплательщиков);

    –– дополнительную (необязательные элементы).

    К основной группе относятся элементы учетной политики, обязательное наличие которых предусмотрено налоговым законодательством, либо те, на которые в законе есть прямые ссылки.

    Специальная группа (либо ее отдельные элементы) необходима тем налогоплательщикам, которые осуществляют определенные виды деятельности (либо налогоплательщикам, обладающим определенными отличительными признаками). Для них налоговым законодательством предусмотрены специальные элементы учетной политики.

    В дополнительной группе закрепляются элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо вообще не отнесены к элементам учетной политики, но, тем не менее, в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. В последнем случае для многих налогоплательщиков целесообразно закрепить свой выбор именно в приказе, утверждающем учетную политику для целей налогообложения. Кроме того, налогоплательщик может установить также иные имеющие отношение к порядку исчисления налогов правила, которые посчитает необходимыми, при условии их соответствия (непротиворечия) НК РФ.

    Рекомендуется в учетной политике для целей налогообложения закреплять только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

    В любом случае должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики на предприятии. Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием. Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия.

    Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно–распорядительной документацией организации.

     

     

    2. Краткая характеристика ООО «Юнио-Кубань»

     

    Общество с ограниченной ответственностью «Юнио-Кубань», является коммерческой организацией, образованной физическим лицом, указанным в Уставе (Приложение А) и Решении Учредителя, в целях осуществления
    предпринимательской деятельности, создано 23 апреля 2002 г.

    ООО «Юнио-Кубань» является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, имеет круглую печать, содержащую полное фирменное наименование и место нахождения, в установленном порядке открыло банковские счета. ООО «Юнио-Кубань» вправе от своего имени заключать договоры, совершать иные сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском суде.

    Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Юнио-Кубань», с сокращенное наименование – ООО «Юнио-Кубань»

    Место нахождения предприятие и его почтовый адрес 350000, Российская Федерация, г. Краснодар, Центральный административный округ, ул. Красноармейская, 59.

    Основной целью деятельности ООО «Юнио-Кубань» является извлечение прибыли, а предметом деятельности является:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. (в ред. ФЗ от 17.12.2009 № 318-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. (в ред. ФЗ от 27.12.2009 № 368-ФЗ ) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  3. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ, от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ, ред. ФЗ от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности и инструкции по его применению (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н, от 18.09.2006 № 115н). Утвержден Минфином РФ от 31.10.2000 г., № 94н // Экономика и жизнь. 2000. № 46.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (в ред. Приказа Минфина РФ от 11.03.2009 № 22н) Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н // Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти. 2008. № 44.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н). Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 г. №34н // Финансовая газета. 1999. № 34.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н)// Российская газета. 25.01.2001. № 140.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н) . Утверждено приказом МФ РФ от 03.03.2001. г. № 26н // Российская газета. 2001. №91 -92.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 г. № 32н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н) // Российская газета. 1999. № 116.
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н) . Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 г. № 33н // Российская газета. 1999. № 116.
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) (в ред. Приказа Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н) . Приказ Минфина от 19 ноября 2002г., №114н // Российская газета. 2003. № 4.
  12. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» от 22 июля 2003 г. № 67н (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.12.2004 № 135н, от 18.09.2006 № 115н) // Финансовая газета. 2003. № 33.
  13. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 № 33н, от 26.03.2007 № 26н). Утверждены Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н // Российская газета. 2002. № 36.
  14. Методические указания по бухгалтерскому учету спецодежды. Утверждены Приказом Минфина РФ № 135-н от 26.12.2002 г. // Российская газета. 2003 № 30.
  15. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет.–М.: ИКЦ «МарТ», 2007.
  16. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Безруких П.С. –М: Бухгалтерский учет, 2008..
  17. Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  18. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учёт. – М.: Проспект, 2008.
  19. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2005.
  20. Латыкин И.А. Бухгалтерский учет: Учебник.–М.: Филин, Рилант, 2008.
  21. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит -3-е издание – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  22. Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Учетная политика: практическое руководство – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.
  23. Белов С. Приказ для суда: Учетная политика как способ разрешения конфликтов // Двойная запись 2008. №1.
  24. Дарбека Е.М.,Артемова Н.В.Внутрифирменные стандарты аудита и оценка учетной политики // Аудиторские ведомости», 2007. № 8
  25. Зеленкова Л.И. Выгодная учетная политика на 2009 год // Нормативные акты для бухгалтера, 2008.
  26. Кензеева И.А. Аудит учетной политики организации // Аудиторские ведомости. 2007. № 7.
  27. Мартынюк Н.. Изменить учетную политику: если не сейчас, то когда? // Расчет, 2008. № 1
  28. Медведев М.Ю. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета – СПб.: «Питер», 2007.
  29. Мясников О. Учетная политика как доказательство в суде // Консультант», 2007.
  30. Ширкина Е.И., Василевич И.П. Аудит учетной политики. –М.: Финанс, 2008.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.19MB/0.00404 sec

WordPress: 24.76MB | MySQL:119 | 3,113sec