Формы учета на предприятиях малого и среднего бизнеса » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Формы учета на предприятиях малого и среднего бизнеса

<

121513 2302 1 Формы учета на предприятиях малого и среднего бизнесаНебольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных реагируют на любые изменения экономической ситуации. С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Закон № 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Также этим Законом введены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия.

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона № 209-ФЗ).

Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона № 209-ФЗ меры.

Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных выше льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос выполняет ваша фирма эти условия или нет лучше всего сможет ответить бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности своей компании.

Обязанность вести бухгалтерский учет установлена Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года (далее – Закон № 129-ФЗ) только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона). Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее — Рекомендации). Этот документ был разработан задолго до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру — специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой малого предприятия.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Пунктом 6 Рекомендаций малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:

– единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

– журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;

– упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально — ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно — материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально — ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

– единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

– взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

– сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

– накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Простая форма учета. Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее — Книга).

Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом, требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8 (форма также утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

Книга может вестись в виде ведомости. Открывать ее можно на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

По окончании месяца подсчитываются итоговые обороты по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово — хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены все тем же Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н: ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-1; ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2; ведомость учета затрат на производство — форма № В-3; ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4; ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5; ведомость учета реализации — форма № В-6 (оплата); ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6 (отгрузка); ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7; ведомость учета оплаты труда — форма № В-8; ведомость (шахматная) — форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

<

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово — хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях — наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов — красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью «Исправлено» с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях, применяющим УСН. Пунктом 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

 

2. Порядок определения доходов предприятия

 

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете в целом состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливающего едины правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учет в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента РФ постановлений Правительства РФ, Положений по бухгалтерскому учету, утверждаемых Министерством финансов

В Законе нет прямых упоминаний о доходах и финансовых результатах организации и системе их учета. При этом ст. 5 Закона устанавливается система нормативного регулирования бухгалтерского учета, важнейшим элементом которой Положения по бухгалтерскому учету (второй уровень нормативного регулирования). В этих нормативных документах устанавливаются принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета. Все Положения по их направленности можно разделить на три группы:

–общие принципы раскрытия информации;

–активы и обязательства организации;

финансовые результаты деятельности организации.

К Положениям, устанавливающим принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета и формирования состава финансовых результатов и доходов организации, относятся Положение по бухгалтерскому учету «Дохода организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Министерства финансов от 6 мая 1999 г. № 32н и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ 1999 г. № ЗЗн. Развитие принципов, правил и способов ведения учета финансовых результатов и доходов, закрепленных вышеуказанными документами, нашло свое в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

Кроме этих указанных нормативных документов прямое отношение к бухгалтерскому учету доходов и финансовых результатов имеет Положение по бухгалтерскому учету расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2003 г . № 114н, С помощью правил, установленных этим актом, формируется локальная, но весьма важная информация по налогу на прибыль, интегрированная в подсистему учета финансовых результатов.

При этом практически во всех Положениях, регламентирующих принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета активов и обязательств, имеется пункт, определяющий взаимосвязь рассматриваемого объекта с организацией учета финансовых результатов и доходов организации. Также регламентация учета финансовых результатов и доходов организации осуществляться через рассмотрение принципов учета активов и обязательств определенной хозяйственной ситуации в деятельности организации, информация о которой формируется в подсистеме учета финансовых результатов и доходов организации.

Кроме того, в Положениях, определяющих общие принципы раскрытия информации, также значительное место уделено вопросам организации учета финансовых результатов и представления их в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, базовые правила и принципы представления в бухгалтерской отчетности показателей финансовых результатов, регламентируемых вышеуказанными Положениями, нашли свое развитие в документах третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Самыми значимыми из них являются Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 22 июля 2004 г. № 67н, а также Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 21 марта 2000 г. № 29н.

Анализ системы нормативного регулирования финансовых результатов начнем с Положений, определяющих общие принципы раскрытия информации.

Краеугольным камнем всей системы учета финансовых результатов является методологический принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, закрепленный в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». В соответствии с ним «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами». Исходя из этого, расходы включаются в систему учета финансовых результатов в том отчетном периоде, в котором получены доходы (а не выплата или поступление денежных средств), ставшие возможными благодаря этим расходам. В системе международных стандартов финансовой отчетности ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» по содержанию наиболее близко к преамбуле, открывающей перечень МСФО «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности.

В положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации организация учета финансовых результатов определяется п.п. 25, 28,32,40,54,56,66,69,70,77,78,79,80,81,82 и 83. При этом часть из указанных норм носит косвенный характер по отношению к финансовым результатам и доходам организации, часть, является определяющей в системе учета финансовых результатов.

В п. 79 дается единственное во всей системе нормативного регулирования определение финансового результата. В соответствии с ним «бухгалтерская прибыль представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по принятым в соответствии с настоящим Положением». Это определение является техническим средством ведения бухгалтерского учета. Конечным финансовым результатов является чистая прибыль организации.

В п. 80 дается понятие прибылей и убытков прошлых лет.

В п. 81 важнейший объект учетного наблюдения финансовых результатов организации определяются доходы будущих периодов.

В п. 82 указывается, что «в случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т. п.) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации. Приведенная трактовка значительно отличается от аналогичных понятий, приведенных в других нормативных актах, регламентирующих выбытие конкретных объектов учета. В них указывается, что в учете финансовых результатов и доходов организации отражается не сальдо по указанной операции, а доходы и расходы по ней.

Остальные из указанных выше норм в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации по отношению к нормативному регулированию финансовых результатов и доходов организации носят косвенный характер.

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) и Положение «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) регламентируют порядок отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, которые:

– оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации и которые произошли между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской
отчетности за отчетный год (события после отчетной даты);

– имели место на отчетную дату, возникновение последствий которых зависит от того, произойдет или нет в будущем одно или несколько определенных событий (условные факты хозяйственной деятельности).

Одной из основных целей разработки указанных нормативных актов является обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности как можно более полной информацией для принятия ими обоснованных решений при распределении чистой прибыли организации.

Последствия события после отчетной даты могут быть отражены в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации либо раскрыты путем включения в пояснительную записку к балансу соответствующей информации. Применение того или иного пути зависит от характера события.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты регулируется п, 9 ПБУ 7/98. В соответствии с ним все записи по указанным событиям осуществляются через систему учета финансовых результатов и по своей сути представляют исправительные записи.

Последствия условных фактов хозяйственной деятельности могут быть как благоприятными для организации, так и неблагоприятными. В первом случае экономические выгоды организации в результате возникновения условного факта увеличиваются, во втором – уменьшаются. Соответственно такие факты хозяйственной деятельности порождают два вида последствий: условные активы и условные обязательства.

Условные активы в бухгалтерском учете не отражаются. Информация о них раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. При этом не указываются степень вероятности и величина денежной оценки условного актива.

В свою очередь, Положение делит условные обязательства по способу отражения в бухгалтерской отчетности на две группы:

– условные обязательства, существующие на отчетному дату;

– возможные обязательства (их существование на отчетную дату может быть утверждено лишь в будущем).

Информация о возможных обязательствах, так же как и об условных активах, указывается только в пояснительной записке. При этом записи в бухгалтерском отчетного периода не осуществляются. И только тогда, когда последствиями условного факта являются существующие на отчетную дату условные обязательства, в отчетном периоде необходимо выполнить бухгалтерские записи, связанные с созданием резервов под такие обязательства. Это обстоятельство регламентируется п. 8 ПБУ 8/01.

Создание резервов осуществляется однократно в конце отчетного периода путем отнесения соответствующих сумм на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы (п. 9 ПБУ 8/01).

Создание резервов всегда сопровождается проведением их инвентаризации. Как результат инвентаризации сумма резервов может быть увеличена или уменьшена. Увеличение резерва, как и при его создании, осуществляется путем отнесения сумм на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы. В свою очередь, создание резерва корректируется путем его списания на внереализационных организации. Порядок формирования информации указанным образом регулируется пп. 10 и 11 ПБУ 8/01.

Таким образом, формирование информации об условных обязательствах организации в бухгалтерском учете осуществляется через учет финансовых результатов и доходов в системе МСФО роль ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» выполняет 10 «События после даты баланса». В свою очередь, роль ПБУ 8/01 «Условные хозяйственной деятельности» выполняет МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

Самую большую роль в организации учета финансовых результатов и доходов организации играют Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Этими документами были установлены базовые правила и процедуры формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о доходах и расходах организации.

Доходы и расходы представляют собой основные элементы финансовой отчетности, базовые категории бухгалтерского учета. Многообразие хозяйственной жизни, ее динамика в рыночной экономике обусловили необходимость определения доходов и расходов как важнейших факторов, влияющих на гость отражения в учете и отчетности финансовых результатов, достижение которых является главной целью предпринимательской деятельности, с одной а достоверность и прозрачность которых является основной задачей бухгалтерского учета, с другой стороны.

В соответствии с ПБУ 9/99 под доходами организации признается увеличение имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В свою очередь, в соответствии с ПБУ 10/99 под расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Указанные выше определения доходов и расходов являются интерпретацией соответствующих определений, данных в преамбуле, открывающей перечень МСФО «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности». В Российской Федерации и до вступления этих нормативных актов порядок определения доходов и расходов строился на тех же базовых принципах. В то же время использование указанного выше понятия расходов в целях ведения бухгалтерского учета вызывает ряд вопросов. В первую очередь это касается того, что одна и та же по своей экономической природе операция квалифицируется по-разному. Так, например, в п. 3 ПБУ 10/99 указывается, что не признается расходами организации выбытие активов в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.). В свою очередь, в п. 7 ПБУ 10/99 к расходам организации относятся расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов

В зависимости от характера доходов и расходов, а также от условий их получения и направлений деятельности они подразделяются:

– на доходы и расходы от обычных видов деятельности;

– доходы и расходы от прочих поступлений.

В связи с этим важнейшим моментом в организации учета финансовых результатов и доходов организации является то обстоятельство, которое позволит определить, какие группы операций относятся к обычной деятельности, а какие – к прочей.

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает свою деятельность обычной или прочей в зависимости от ее характера, видов доходов и расходов по ней, а также от условий их получения и возникновения. Таким образом, является необходимость в определении видов деятельности, которые будут определяться организацией как обычные.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» выделяются четыре предмета деятельности, которые могут быть признаются организацией как обычные.

К таким предметам деятельности относятся:

производство и продажа продукции и товаров;

предоставление за плату во временное пользование (временное владение пользование) своих активов по договору аренды;

предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

участие в уставных капиталах других организаций.

Следовательно, в зависимости от предмета деятельности организации состав расходов и доходов в пределах указанных выше групп может принципиально отличается. Таким образом, возникает необходимость уточнения состава как обычных доходов и расходов, так и прочих в зависимости от предмета деятельности организации.

При этом необходимо учитывать, что в настоящее время большинство организаций являются многопрофильными, деятельность которых связана не только с производством продукции (работ, услуг), но и с торговлей, финансовыми вложениями и другими видами деятельности. Поэтому в практике ведения бухгалтерского учета и ситуации, когда сразу ряд предметов деятельности будет определяться дней как обычные.

 

3. Объект налогообложения и налоговая база

 

В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации.

В настоящее время постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, организации и ПБОЮЛ заявление о постановке на налоговый учет не подают.

То есть эти процедуры были искусственно разъединены и предприятие или ПБОЮЛ, законопослушно пройдя процедуру госрегистрации и по каким-то причинам своевременно не подав заявление о постановке на налоговый учет, могло быть привлечено к ответственности на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ. Она предусматривает штраф за нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, при отсутствии признаков налогового правонарушения, в сумме 5000 руб., а за нарушение налогоплательщиком установленного срока более чем на 90 дней – штраф в размере 10 000 руб.

Статья 116 Налогового кодекса РФ является действующей и в настоящий момент, хотя можно смело говорить о ее фактической неприменимости, в связи с изменением порядка постановки на налоговый учет. Можно только порадоваться тому, что разум наконец-то возобладал и искусственные алогичные процедуры, и меры наказания за их совершение уходят в прошлое.

В настоящее время организация и предприниматель максимально уравнены в отношении налогообложения. И физическое и юридическое лицо в зависимости от вида осуществляемой деятельности могут быть плательщиками единого налога на вмененный доход, могут перейти на упрощенную систему налогообложения, выбрав интересующий их объект налогообложения.

Единственным отличием, которое можно привести, будет следующее условие.

Не являясь плательщиком ЕНВД и отказавшись от применения специального режима налогообложения – упрощенной системы налогообложения, юридическое лицо и предприниматель будут работать по общеустановленной системе налогообложения, которая для каждого из них различается.

Юридическое лицо в этом случае будет являться плательщиком следующих налогов – налога на добавленную стоимость (18 %), налога на прибыль (24 %), налога на имущество (ставка устанавливается субъектами РФ, но не может превышать 2,2 %) и единого социального налога и взносов в Пенсионный фонд (всего 26 % от фонда оплаты труда), взноса по обязательному страхованию от несчастных случаев (от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска от фонда оплаты труда), так как хоть один работающий, но оформлен будет.

Объект налогообложения — доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара, работы, услуги; ввоз товара на территорию РФ; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценной бумаги; вступление в наследство; получение дохода и т. д.).

Согласно ст. 38 НК РФ объект налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный О. н., определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Понятию «объекта налогообложения» близок по значению термин «предмет налогообложения». Например, объектом земельного налога является право собственности на земельный участок, а не земельный участок.

Налоговая база (основа налога) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Так, если объектом налогообложения является прибыль, то налоговая база — это ее величина в стоимостном исчислении. В РФ налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. на 01.10.2009 г.)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ на 01.10.2009 г.)
  4. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ, от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н // КонсультантПлюс.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 г. №34н // КонсультантПлюс.
  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 29 июля №94н // КонсультантПлюс.
  8. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет.–М.: ИКЦ «МарТ», 2007.
  9. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Безруких П.С. – М: Бухгалтерский учет, 2008.
  10. Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  11. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учёт. – М.: Проспект, 2008.
  12. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2005.
  13. Латыкин И.А. Бухгалтерский учет: Учебник.–М.: Филин, Рилант, 2007.
  14. Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Учетная политика: практическое руководство – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.81MB | MySQL:120 | 1,952sec