Международные модели бухгалтерского учета

<

101013 0234 1 Международные модели бухгалтерского учета


1.1. Англо-американская модель

 

Основные принципы англо-американской модели разработаны в Великобритании, США и Голландии, поэтому ее называют еще англо-американо-голландской. Для этой модели характерна нежесткая регламентация учета. Основная идея — ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов. В странах, использующих эту модель, как правило, хорошо развит рынок ценных бумаг, где большая часть компаний находит дополнительные источники финансовых ресурсов [1].

К странам с англо-американской моделью учета относятся: Австралия, Великобритания (в том числе страны на Багамских и Бермудских островах), Зимбабве, Израиль, Индия, Ирландия, Канада, Кипр, Мексика, Новая Зеландия, США, Венесуэла, Исландия, Нидерланды, Пакистан, Панама, Танзания, Уганда, Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка, Гана, Замбия и др. [1].

Для англоязычных стран характерно не государственное регулирование учета, а профессиональное: лучшие специалисты в области бухгалтерского учета объединяются в ассоциацию и вырабатывают основополагающие учетные принципы, а государственные органы признают их. При этом учет ведется в интересах инвесторов и кредиторов[1].

Страны с англо-американской моделью строят учет исходя из сложившейся практики. Следует различать английский и американский варианты. Первый характерен для таких стран, как

Великобритания, ЮАР, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия; второй — для США, Канады, Японии, Мексики и Филиппин.

К англоязычной системе обычно относят и Голландию, но для этой страны континентальной Европы характерен подход не от практики к теории, а наоборот, от теории к практике. Иными словами, в этой стране руководствуются в первую очередь дедуктивным, а не индуктивным методом.

 

1.2. Континентальная модель

 

Континентальная модель характерна для стран Европы. Здесь бизнес имеет тесные связи с банками, государством, которые в основном и удовлетворяют финансовые запросы компаний. В этой системе бухгалтерский учет регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. Учетная практика направлена, прежде всего, на удовлетворение требований правительства, особенно в отношении налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом. Ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета [3].

Континентальная модель бухгалтерского учета характерна для стран с регулируемой экономикой и сильным влиянием со стороны банковской системы либо стран, устанавливающих жесткие требования к учету и отчетности [3].

Эту модель используют Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Египет, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Франция, Германия, Швейцария, Швеция, Япония, Алжир, Демократическая Республика Конго, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Сенегал, Того [3].

В континентальной Европе учет ведется по принципам, сформулированным государственными органами и обязательным для всех хозяйствующих субъектов. При этом учет осуществляется в интересах государственных регулирующих, в том числе налоговых органов [3].

Страны, придерживающиеся континентальной модели, также могут быть разделены на две группы: 1) признающие примат правильности отражения учетных данных, преимущественно правовых (Германия); 2) провозглашающие примат налогового фискального права (Франция, Италия, Испания, Бельгия) [3].

 

 

1.3. Южноамериканская (латиноамериканская) модель

 

Основным отличием южноамериканской (латиноамериканской) модели от других моделей является перманентная корректировка учетных данных на темпы инфляции. В целом же учет ориентирован на потребности государственных плановых органов, а методики учета унифицированы. Информация, необходимая для контроля за исполнением налоговых предписаний, хорошо отражается в учете и отчетности [3].

Южноамериканская модель бухгалтерского учета характерна для стран с высоким уровнем инфляции, унификацией принципов учета.

В Латинской Америке учет имеет одну основную цель — отражать инфляционные процессы, и методология учета полностью подчиняется этой цели.

Южноамериканскую модель применяют Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор, Гайана [3].

 

1.4. Исламская и интернациональная модели

 

К вновь создаваемым моделям можно отнести исламскую и интернациональную модели.

Исламская модель развивается под огромным влиянием богословских идей и имеет ряд особенностей. В частности, компаниям запрещается получать дивиденды ради собственно дивидендов. Рыночным ценам отдается предпочтение при оценке активов и обязательств компаний [20].

Необходимость развития интернациональной модели вытекает из потребности в международной согласованности учета прежде всего в интересах многонациональных корпораций и иностранных участников международного валютного рынка. Только небольшое число крупных корпораций могут в настоящее время утверждать, что их годовые финансовые отчеты отвечают международным финансовым учетным стандартам[20].

Таким образом, рассмотрев существующие модели бухгалтерского учета, нельзя утверждать, что учет в той или иной стране поставлен лучше или хуже, чем в других. Модели и системы учета создаются для достижения определенных целей. Бухгалтерский учет при этом определяется окружающей средой, в которой функционирует. Разнообразие социальных, политических и экономических условий порождает и разнообразие идей, соответствующие методики их реализации в теории и практике учета.

 

 

2 Сравнительная характеристика балансов различных стран

 

2.1. Характеристика бухгалтерского баланса в англо-американской системе

 

Особенностью бухгалтерского учета в англо-американской системе является сильное влияние на него международных стандартов, что отражается на отчетности компаний.

Финансовая отчетность, публикуемая западными компаниями, представляет собой красочно оформленные буклеты, которые помимо самих форм бухгалтерских отчетов, заверенных аудитором, содержат много другой информации. Как правило, это обращение президента компании к акционерам, отчет совета директоров, анализ развития компании за предшествовавшие годы, прогноз на ближайшее время, описание географии и размера инвестиций, международных связей, сведения о социальной политике компании с различными графиками, схемами, диаграммами, фотографиями и т.д. Подобная информация не регулируется и представляется исключительно по усмотрению компании. Тем не менее, она очень важна для пользователей как дополнительный источник данных для принятия решений [4].

Финансовая отчетность компаний США отражает остатки по счетам и их изменения, а также агрегированные показатели по нескольким счетам, такие, как чистая прибыль.

Финансовая отчетность включает следующие отчеты:

– баланс;

– отчет о прибылях и убытках;

– отчет об изменении финансового состояния или об использовании и источниках средств (в настоящее время применяется мало, вместо него составляется отчет о движении денежных средств);

– отчет об изменениях собственного капитала;

– пояснительная записка;

– заключение аудиторской фирмы.

Балансовый отчет (бухгалтерский баланс) отражает состояние финансов компании на конкретную дату — конец отчетного периода и датируется этим днем. Источником данных для представления баланса является Главная книга [4].

Стандартной формы баланса не существует. Стандарты определяют минимум данных, который должен содержать отчет. Баланс включает информацию о ресурсах, обязательствах компании и собственном капитале. Он базируется на основном бухгалтерском уравнении, показывающем взаимосвязь между активами, пассивами и собственным капиталом компании [4].

В соответствии с GAAP основные компоненты баланса группируются в следующем порядке:

– активы должны отражаться в порядке убывания их ликвидности;

  • обязательства должны отражаться в порядке, характеризующим близость срока их погашения. Чем ближе срок, тем раньше должно быть показано обязательство;

    – собственный капитал должен отражаться так: первыми показывают его разновидности, в наименьшей мере подверженные изменениям [4].

    Структура рубрик баланса должна отвечать специфике конкретной компании и устанавливаться в соответствии с принципом полного раскрытия необходимой информации. Различия в балансах разных компаний, обусловленные отраслевыми и другими особенностями их деятельности, вписываются тем не менее в характерную для всех компаний финансовой сферы структуру.

    Активы, как и обязательства, делятся на текущие и долгосрочные.

    Имущество компаний представляют их активы, которые могут быть текущими и долгосрочными.

    Текущие активы включают в себя наличные средства и другие активы, которые могут быть обращены в денежные средства, а также активы, предназначенные для продажи или потребления в течение нормального цикла деятельности компании или в течение одного года после составления отчета. Большая часть компаний считает продолжительность цикла своей деятельности равной одному году [4].

    Текущие активы 

    Текущие обязательства

    денежные средства, краткосрочные инвестиции

    кредиторская задолженность за товары и услуги, используемые в цикле основной деятельности компании

    дебиторская задолженность, или счета к получению

    краткосрочная кредиторская задолженность по товарам и услугам, не используемым в основной деятельности компании

    товарно-материальные запасы, предоплаченные текущие расходы

    краткосрочные векселя

    прочие активы 

    текущие выплаты по погашению долгосрочных обязательств (включая обязательства по аренде)

    Долгосрочные активы 

    получение предоплаты за еще не поставленные товары или не оказанные услуги или другие предоплаченные доходы

    основные средства, или собственность, здания и оборудование

    начисленные, но не оплаченные затраты на заработную плату, выплату процентов и налогов

    нематериальные активы 

    текущие выплаты отложенных налоговых платежей

    предоплаченные расходы нескольких периодов

    прочие обязательства

    инвестиции и фонды 

    Долгосрочные обязательства

    прочие активы 

    долгосрочные займы и кредиты 

    обязательства по аренде 

    облигации 

    прочие обязательства 

    Собственный капитал

    акционерный капитал по номинальной, неноминальной и объявленной стоимости, внесенный, или оплаченный, капитал

    внесенный, или оплаченный, капитал, превышающий номинальную или объявленную стоимость акционерного капитала

    прочий внесенный, или оплаченный, капитал

    нераспределенная прибыль 

     

    Рисунок 1 – Структура баланса в англо-американской модели бухгалтерского учета

     

    Иногда одни и те же активы могут обращаться в течение как года, так и более длительного периода. В этом случае их отнесение к краткосрочным текущим или долгосрочным активам зависит от намерения руководства компании в отношении их использования [3].

    При отражении дебиторской задолженности не учитывается ее возможная невыплата. Дебиторская задолженность, используемая в качестве залога выполнения компанией своих обязательств перед третьими лицами (вексель), а также размер обесценения дебиторской задолженности отражаются как вычет из дебиторской задолженности или в примечаниях к бухгалтерскому балансу.

    Товарно-материальные запасы отражаются по наименьшей цене, существующей на рынке на аналогичные запасы. Если запасы используются в производстве, указывается степень завершенности их переработки (сырье, незавершенное производство, готовая продукция) [3].

    В зарубежной практике при англо-американской модели используются следующие оценки товарно-материальных запасов при их списании в производство:

    – по средней себестоимости;

    – ФИФО;

    – по себестоимости каждой единицы.

    Метод ФИФО, или метод оценки запасов по ценам первых покупок, основан на предположении, что себестоимость товаров, приобретенных первыми, должна быть отнесена к товарам, проданным также первыми. При использовании метода ФИФО учитывается движение стоимости, а не товаров.

    Большая часть компаний считает метод ФИФО наиболее подходящим при инвентаризации. Он предполагает наиболее реальную оценку активов компании.

    Основным недостатком метода оценки запасов по ценам первых покупок является то, что он увеличивает влияние цикла экономического развития на показатель доходности компании [4].

    К долгосрочным активам относятся основные средства, нематериальные активы и т.д.

    Основные средства: собственность, земля, здания и оборудование — долгосрочные активы, которые не предназначены для продажи в данном отчетном периоде и используются в деятельности компании.

    Основные средства отражаются в балансе одной строкой по балансовой стоимости (за минусом амортизации) на основании данных бухгалтерского учета. При оценке земли и зданий может применяться рыночная стоимость на дату составления баланса [4].

    Нематериальные активы отражаются в балансе по стоимости приобретения за минусом износа. Стоимость нематериальных активов показывается по двум статьям: 1) гудвилл (деловая репутация) и 2) прочие нематериальные активы. В пояснительной записке приводится информация о стоимости гудвилла и утвержденных сроках его списания.

    Способы учета гудвилла и сейчас являются предметом спора бухгалтеров, применяющих англо-американскую модель учета. Одни считают, что гудвилл возникает при покупке одной компанией другой как разница между уплаченной ценой и текущей стоимостью активов покупаемой компании. Таким образом, эту разность они трактуют как дополнительные затраты, которые следует покрывать из специального резервного фонда и списывать немедленно [4].

    По мнению других специалистов, гудвилл ничем не отличается от нематериальных активов. Гудвилл — это дополнительный актив, приобретаемый при покупке компании. Его можно учитывать как торговые марки и лицензии, начисляя амортизацию в определенных временных рамках (не более 20 лет).

    Некоторые предлагают списывать гудвилл сразу при приобретении компании на счет «Прибыли и убытки».

    В настоящее время допускаются все три варианта учета гудвилла, однако большая часть компаний с англо-американской системой учета предпочитает включать гудвилл в состав нематериальных активов с последующим начислением амортизации [4].

    Предоплаченные расходы нескольких периодов обычно включают предоплату долгосрочных расходов, направленных на извлечение экономической выгоды в будущем (предоплата страховых услуг, затраты на перестановку оборудования и т.д.). Желание отнести долгосрочные вложения к этой статье бухгалтерского баланса, как правило, вызвано стремлением избежать сложностей из-за их неопределенного характера и наличия во многих ситуациях, например, таких статей, как долгосрочные вложения средств [4].

    Инвестиции включают в себя акции дочерних компаний, займы, предоставленные дочерним компаниям, акции ассоциированных компаний, собственные акции, выкупленные у акционеров, прочие предоставленные займы, прочие инвестиции в краткосрочные ценные бумаги, инвестиции в недвижимость.

    Если инвестиции предполагается использовать более одного года, они отражаются в составе долгосрочных активов. Долгосрочные инвестиции отражаются в балансе по цене приобретения. Разрешается переоценивать долгосрочные инвестиции в зависимости от колебаний рыночных цен. Они, как правило, переоцениваются только в меньшую сторону. Если инвестиции показаны в балансе как оборотные средства (краткосрочные), то должны отражаться по наименьшей из оценок (либо по стоимости приобретения, либо по рыночной стоимости) [4].

    Собственные акции, выкупленные у акционеров, должны быть показаны как краткосрочные инвестиции по цене приобретения.

    Объекты вложения в недвижимость — это земля или здания, которыми компания владеет, но по которым планирует получить доход в отдаленном будущем. Объекты вложения в недвижимость отражаются в балансе по рыночной стоимости. В пояснительной записке раскрывается информация об оценщиках и оценочной базе [4].

    К прочим относятся активы, не попадающие в перечисленные разделы, например долгосрочная задолженность компании со стороны ее сотрудников, возникающая в ходе выполнения компанией программ по мотивации и социальной поддержке персонала. Иногда к прочим активам относят временно не загруженные производственные мощности при условии, что в будущем они должны принести экономическую выгоду [4].

    Обязательства могут быть текущими и долгосрочными.

    Текущие обязательства подлежат погашению путем использования в этих целях текущих активов или рефинансирования путем принятия других текущих обязательств. В отчете текущие обязательства обычно отражаются в порядке очередности их погашения.

    Для погашения долгосрочных обязательств не требуется использовать текущие активы или увеличивать текущие обязательства в течение последующего цикла деятельности компании или учетного периода.

    Долгосрочная кредиторская задолженность отражается в балансе по двум статьям: 1) часть долгосрочной кредиторской задолженности, которая должна быть погашена до истечения ближайших 12 месяцев после отчетной даты; 2) часть долгосрочной кредиторской задолженности, которая должна быть погашена более чем через 12 месяцев после отчетной даты [4].

    <

    К долгосрочной кредиторской задолженности относятся долгосрочная задолженность по коммерческому кредиту, резерв на реорганизацию, задолженность по капитальной аренде.

    В пояснительной записке должны быть представлены сведения об условиях получения кредитов и их разбивка на две группы: 1) числящиеся по балансу кредиты со сроком погашения до пяти лет и 2) свыше этого срока.

    В части уставного капитала показывают только оплаченную его часть. Если капитал не является акционерным, его стоимость отражается по учредительным документам в части, оплаченной учредителями на дату составления отчетности. Акционерный капитал показывают по двум статьям: 1) оплаченный по номиналу и 2) оплаченный сверх номинала.

    Существует ряд правил, в соответствии с которыми готовится эта рубрика. Обязательно должны быть указаны разрешенный к выпуску капитал, акции выпущенные (количество и номинальная стоимость) и находящиеся в обращении.

    Англо-американская модель учета предусматривает создание следующих видов резервов:

    – под переоценку основных средств;

    – под обесценение ценных бумаг;

    – под чрезвычайные убытки;

    – под условные обязательства;

    – выравнивающие (на отпуск, ремонт, проценты банку, накладные расходы и т.д.) [7].

    К условным обязательствам относятся обязательства компании, которые могут принести убытки в результате действий, совершенных в отчетном периоде. К таким обязательствам относятся следующие: возможные штрафные санкции по искам, которые на дату составления отчетности находились в стадии рассмотрения; обязательства, выданные структурными подразделениями компании от ее имени; возможные обязательства по договорам, по которым в отчетном периоде допущены нарушения, за которые в договоре предусмотрены штрафные санкции; другие обязательства. Резервы в балансе компаний, применяющих англо-американскую модель, отражаются одной строкой [7].

    Собственным капиталом является прибыль. Если в отчетном периоде компания понесла убыток, он отражается в отчетности как отрицательная величина.

    В отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами так же, как и в англо-американской модели учета, не принято разделять нераспределенную прибыль на прибыль прошлых лет и прибыль отчетного периода. Если в предшествующем периоде компания имела убытки, а в отчетном периоде прибыль или наоборот, то эти результаты не перекрывают друг друга, а показываются раздельно.

    Нераспределенная прибыль представляет собой остаток чистой прибыли, находящийся в распоряжении компании. В конце отчетного периода она равна нераспределенной прибыли на конец предыдущего учетного периода плюс чистая прибыль за период минус выплаты дивидендов по акциям. Перед расчетом этой прибыли за данный период нераспределенная прибыль за предыдущии период корректируется в соответствии с внесенными поправками, связанными с изменением принципов ведения учета тех или иных показателей, исправлением бухгалтерских ошибок и пр. [7].

    Показатель нераспределенной прибыли с учетом его изменений и корректировок служит связующим звеном между балансами предыдущего и данного периодов.

    Если компания пересчитывает показатели финансовой отчетности своих дочерних компаний, составленной в иностранной валюте, то в балансе отдельно отражается статья «Прибыли (убытки) от пересчета показателей финансовой отчетности».

    Некоторые показатели баланса носят оценочный характер. Так, облигации отражаются по дисконтированной нынешней стоимости, дебиторская задолженность — по оценочной чистой стоимости ее реализации, акции — по наименьшей рыночной цене, основные средства — по балансовой стоимости, которая в свою очередь зависит от оценочного срока их эксплуатации. Для обеспечения достоверности информации баланса он должен сопровождаться комментариями, указывающими, с помощью каких методов проводилась оценка того или иного показателя. Иногда события, произошедшие после отчетной даты, требуют корректировки баланса (табл. 1) [7].

     

    Таблица 1 – Учет событий, произошедших после отчетной даты

    События, приводящие к корректировке баланса

    События, не приводящие к корректировке баланса

    1.Последнее уточнение цены приобретения или выручки от реализации основных средств, которые были куплены или проданы перед окончанием года

    2.Получение сведений, указывающих на снижение стоимости активов, принадлежащих компании

    3.Выявление ошибок и злоупотреблений, которые могли привести к искажению отчетности

    1.Слияние или приобретение компаний

    2Выпуск акций, облигаций

    3.Фактическая или предполагаемая реконструкция

    4.Утрата основных средств в результате стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий

    5.Изменение объема текущей торговой деятельности

    6.Действия правительства

    7. Резкое изменение курсов иностранных валют

     

     

    В целях обеспечения наиболее полного раскрытия информации о хозяйственной деятельности компании и предоставления пользователю возможности принимать решения на основе сопоставления информации за разные годы балансы рекомендуется готовить с указанием отраженных в них показателей не только за отчетный период, но и за два предшествовавших, т.е. за три года[7].

     

    2.2 Бухгалтерский учет в немецкой системе бухгалтерского учета

     

    В Германии государство не вмешивается во внутренние дела компаний, но устанавливает определенные общие требования, которые следует соблюдать для организованного и успешного хозяйствования. Эти общие требования обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Такие требования закреплены в законодательстве, касающемся управления, налогообложения и условий хозяйствования [7].

    Ведение бухгалтерского учета базируется на предписаниях Торгового кодекса, содержащего требования к осуществлению бухгалтерского учета и аудита, Закона о налоге с оборота, Закона о подоходном Налоге и Закона о налоге на корпорации. Кроме того, с 1986 г. действует Закон о балансах, в соответствии с которым приняты основные положения по ведению бухгалтерского учета и составлению балансов.

    Общие учетные принципы и стандарты утверждены Законом об акционерных обществах, введенным в действие в 1937 г. Принятие этих принципов и стандартов связано с банкротством большого числа компаний в 20—30 годах XIX века и централизацией государственного управления. В 1937 г. было принято решение о государственной стандартизации бухгалтерского учета и утвержден единый План счетов бухгалтерского учета [7].

    В настоящее время в Германии не применяется единый План счетов, а существуют несколько рекомендуемых Планов счетов.

    В соответствии с немецким хозяйственным правом данные бухгалтерского учета рассматриваются как:

    – информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах, доходах компании;

    – доказательство в случае судебного разбирательства;

    – отчет управляющих капиталом перед инвесторами;

    – основа для расчета сумм налогов и финансового управления;

    – информация о кредитоспособности компании и использовании кредитов.

    Для Германии характерно одновременное применение традиционных немецких и современных европейских стандартов, на что влияют директивы ЕС. В то же время в стране не регламентируется составление первичных документов, регистров бухгалтерского учета, а также учетные процедуры. В том числе это касается сроков формирования первичных документов и учетных регистров: ежедневные учетные записи требуются лишь при отражении денежных средств [7].

    Особенностью немецкого учета является составление двух видов отчетности:

  1. коммерческой;
  2. налоговой (на основе данных коммерческой, отчетности, скорректированных в соответствии с налоговыми правилами).

    Коммерческая отчетность может быть составлена как баланс результатов и баланс имущества. Распределение статей по отчетным периодам между смежными периодами применяется при составлении только коммерческого баланса результатов и включает отложенное налогообложение [7].

    Развитие учета в Германии в последнее время связано с применением международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), GAAP США, но в целом немецкая система учета продолжает оставаться сугубо национальной.

    Малые компании имеют право составлять только налоговую отчетность, крупные акционерные общества должны формировать консолидированный баланс. Для обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и коммандитных товариществ составление отчетности обязательно. Годовой отчет этих организаций состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках, а также приложений к ним [7].

    Приложения — равноценная часть годового отчета. В них раскрываются данные баланса, а также отчета о прибылях и убытках, в частности, представлена информация о методах оценки имущества и обязательств об участии в других компаниях, о долгосрочных обязательствах, численности персонала, а также об окладах (доходах) менеджеров и членов правления.

    На основании годового отчета составляется отчет о товарных (складских) запасах. Этот отчет не является частью годового отчета. Он предназначен для получения необходимой дополнительной информации для принятия управленческих решений.

    Такую же роль играют данные о сбыте внутри страны и за рубежом, развитии персонала, ликвидности компании и перспективах ее развития.

    Льготы для малых и средних компаний в отношении отчетности зависят от ряда показателей.

    Малые компании могут публиковать сокращенный баланс, крупные компании обязаны брать за основу полную схему баланса, средние также должны разрабатывать баланс по полной схеме, а публиковать могут сокращенный баланс.

    По каждой статье баланса следует приводить показатель предыдущего года. Отражение средств должно представлять их развитие. Необходимо показывать данные о долгосрочных требованиях и обязательствах. Предполагаемые обязательства всех видов указываются общей суммой.

    Ответственность акционеров ограничивается суммой уставного капитала компании. До недавнего времени эта сумма должна была составлять минимум 50 000 евро для обществ с ограниченной ответственностью и 100 000 евро — для акционерных обществ [7].

    Уставный капитал отражается по номиналу.

    Резервный капитал образуется при внесении дополнительных средств акционерами или при выпуске акций. Он призван укрепить основу собственного капитала компании. Накопление прибыли отражает только суммы, которые были получены в качестве годового итога. Они увеличивают капиталовложения компании. Закон об акционерных обществах определяет, что резервный капитал должен составлять 10% основного капитала. Он создается из переноса прибыли или из добровольных отчислений [7].

    Перенос прибыли (убытка) — это остаток прибыли (убытка) предыдущего года.

    Для общества с ограниченной ответственностью размер резервного капитала законодательно не установлен. Этот размер должен быть таким, чтобы предстоящий хозяйственный дефицит был преодолен без изменения суммы основного капитала.

    Резервы капитала и накопленная прибыль образуют открытые резервы, которые в балансе должны быть представлены отдельно. Скрытые резервы не отражаются в балансе. Они возникают при заниженной оценке имущества или при завышенной оценке отчислений в резервный фонд. Полное списание малоценных средств в первом году является законной возможностью для образования скрытых резервов [7].

    Компании обязаны представлять в балансе или в приложении к нему данные о динамике отдельных статей основных средств. Отражение основных средств дает полное представление о политике списания их стоимости и об инвестировании компании.

    Годовой отчет общества с ограниченной ответственностью. Этот отчет составляется управляющим делами. Для малых компаний срок представления годового отчета определен в шесть месяцев, для остальных организаций — три месяца.

    Годовой отчет и отчет о состоянии складских запасов мелких и средних компаний после составления проверяются аудитором, имеющим на это специальное разрешение. Для малых компаний обязательная проверка не требуется.

    Если у общества с ограниченной ответственностью есть орган внутреннего контроля, он должен дать оценку годового отчета, отчета о состоянии складских запасов и контрольного отчета ревизора. Эти документы представляются акционерам, которые делают заключение о годовом отчете и об использовании прибыли [7].

    Как правило, годовой отчет составляется до распределения прибыли.

    Последовательность расчета — от определения годового результата до переноса прибыли (убытка). Итог хозяйственного года — это годовой излишек (+) или дефицит (-).

    Формула расчета переноса прибыли (убытка):

    Перенос прибыли (убытка) с предыдущего года + Изъятияиз резервного капитала + Изъятия из накоплений прибыли — Взносы в фонд накопления прибыли — Распределение прибыли (дивиденды) = Перенос прибыли (убытка).    

    Для совета директоров акционерного общества действуют такие же правила работы над отчетом, как и для общества с ограниченной ответственностью. Заключительный баланс, правда, нередко составляется после использования части годовой прибыли. Условия контроля соответствуют условиям контроля в обществе с ограниченной ответственностью. Прибыль, указанная в балансе,— это прибыль, которую общее собрание предлагает к распределению.

    Любое изменение в использовании имущества или задолженности приводит к изменению итога хозяйственного года. Для обеспечения защиты интересов кредиторов и правильной уплаты годового налога необходимо придерживаться установленных законом требований к оценке. Эти требования действуют для всех компаний независимо от их правовой формы и размера [7].

    Коммерческий баланс — это основа налогового баланса. Только те компании, которые обязаны публиковать годовой отчет, составляют отдельно налоговый баланс.

    При составлении годового отчета учитываются предписания налогового законодательства в отношении оценки включаемых в него показателей, в частности, стоимости приобретения и производства, остаточной стоимости приобретения и производства, стоимости на момент оценки. К стоимости приобретения относятся все затраты, которые необходимы для того, чтобы приобрести объект и довести его до состояния, в котором он годен к эксплуатации. Сюда же относятся цена приобретения, накладные расходы, последующие затраты на приобретение и снижение стоимости[7].

    Стоимость производства включает как минимум все прямые издержки производства. Могут быть также учтены соответствующие косвенные расходы.

    Под остаточной стоимостью понимается разница между стоимостью приобретения и стоимостью планового или внепланового списания объекта.

    Стоимостью на момент оценки признается обобщенная биржевая или рыночная цена.

    При оценке активов и обязательств необходимо соблюдать ряд установленных правил (принципов), основными из которых являются: принцип отдельной оценки; принцип осторожности; принцип постоянства; принцип заниженной оценки для объектов основных и оборотных средств; принцип завышенной оценки для задолженности; неполученная прибыль не должна указываться; нереализованные убытки необходимо указывать [7].

    Приведем примерный состав показателей основных форм годовой бухгалтерской отчетности акционерных обществ, которые формируются в немецкой системе бухгалтерского учета (рисунок 2).

     

    Активы

    Пассивы 

    Основной капитал и финансовые активы:

    недвижимость, станки и оборудование;

    земля и прочая недвижимость:

    а)с административными, фабричными строениями,

    б)с жилыми строениями,

    в) без застройки;

    – строения на не принадлежащих обществу участках; станки и машины; производственное и конторское оборудование; незавершенное строительство и авансовые платежи за строения и оборудование; финансовые активы; инвестиции в дочерние компании и филиалы; инвестиции в долгосрочные ценные бумаги; ссуды на срок не менее четырех лет, в том числе с ипотекой

    Акционерная собственность и обязательства:

    1. Капитал: обыкновенные акции;

    привилегированные акции.

     


     

    2.Текущие активы

    2 Нераспределенные доходы

    материальные запасы; сырье и материалы;

    незавершенное производство; готовая продукция и товары для перепродажи; запасные части; авансовые платежи поставщикам;

    дебиторская задолженность за товары и услуги; векселя к получению; чеки;

    наличность в кассе, Федеральном банке и на текущих счетах; наличность в банках; временные вложения в ценные бумаги;

    казначейские обязательства; дебиторская задолженность филиалов; дебиторская задолженность членов совета директоров; прочие текущие активы

    в соответствии с уставом акционерного общества; сальдо на начало периода; доход от реализации акций по рыночному курсу; отчисления от чистого дохода; резерв для вложений в казначейские обязательства; сальдо на начало периода; отчисления от чистого дохода.

    3.Авансовые платежи и расходы будущих периодов

    3.Специальные резервы капитала

    4.Резерв на покрытие безденежных долгов 

    5. Прочие резервы: пенсионный резерв; резерв эксплуатационных расходов; другие резервы

    6.Обязательства со сроком не менее четырех лет: обязательства перед банком; другие обязательства.

    7.Обязательства перед акционерным обществом

    8.Прочие обязательства: дебиторская задолженность торговым предприятиям; дебиторская задолженность по векселям; полученные авансовые платежи; дебиторская задолженность филиалам; другие обязательства

    9.Отсроченные кредиты 

    10.Оставшаяся нераспределенная прибыль 

    ИТОГО активов

    ИТОГО акционерной собственности и обязательств

     

    Рисунок 2 – Структура баланса акционерного общества в немецкой модели бухгалтерского учета

    Перейдем к характеристике и особенностям составления бухгалтерского баланса во французской модели бухгалтерского учета.

    2.3 Бухгалтерский учет в ahfywepcrjq системе бухгалтерского учета

     

    Главной особенностью французской бухгалтерской системы является ее юридическая сущность, так как бухгалтерский учет регламентируется коммерческим и налоговым законодательством. Причем правовое пространство таково, что само существование регулирующей нормы необязательно означает, что компании ей беспрекословно следуют. За невыполнение некоторых законодательных требований штрафные санкции не предусмотрены. Иногда не разработан механизм обеспечения соблюдения норм законодательства, а в ряде случаев существуют негласный соглашения, позволяющие игнорировать те или иные предписания [5].

    Бухгалтерский учет призван отражать и классифицировать информацию, необходимую для достижения его целей, в той степени, в какой информация может быть количественно оценена, в частности:

    – информация об основных сделках должна быть незамедлительно отражена в учете, чтобы она могла быть своевременно использована;

    – бухгалтерская информация должна позволять пользователям получать достоверное, недвусмысленное и полное представление о хозяйственных сделках, событиях и обстоятельствах;

    – последовательность отражения бухгалтерской информации за ряд финансовых лет предполагает непрерывность применения правил и процедур. Всякое отступление от принципа последовательности должно быть объяснено путем обращения к более качественной информации;

    – в случае модификации учетных правил в периоде, когда отражается такое изменение, наряду с информацией, подготовленной на основе новых учетных правил, следует показать вся кую уместную информацию о бухгалтерских корректировках, связанных с этой модификацией [5].

    Принципы построения французской бухгалтерии можно подразделить на традиционные и обусловленные присоединением к нормативной базе ЕС.

    Основными направлениями развития бухгалтерского учета во Франции являются приведение его в соответствие с текущими изменениями в коммерческом законодательстве и выработка единообразного подхода к консолидации отчетности.

    В учете большей части крупных компаний неожиданно появились элементы, связанные с традиционной французской учетной практикой, которой они не соответствовали в полной мере, а также наметилось следование учетной практике США и применение международных стандартов финансовой отчетности.

    Классификация и порядок отражения отдельных учетных объектов во Франции достаточно специфичны. Учетный процесс неразрывно связан с утвержденным рабочим планом счетов, который должен соответствовать требованиям единого национального Плана счетов [5].

    К отчетности, составленной на основе индивидуальных счетов, предъявляются обязательные требования, установленные законодательством. Отчетность должна соответствовать Бухгалтерскому акту, Декрету 1983 г. и Четвертой директиве ЕС. Балансы отдельных компаний по сравнению с консолидированными более детализированы и составляются по установленному формату

    Классификация финансовых счетов сводится к выделению двух классов балансовых элементов:

  3. активов, показывающих величину инвестиций в компанию;
  4. акционерного капитала и внешних пассивов, показывающих их финансирование [5].

    В свою очередь инвестиции подразделяются на оборотные и внеоборотные активы, а источники финансирования — на текущие и долгосрочные. Исходя из этих индивидуальных счетов рассчитываются налоговые обязательства.

    Внедрение в национальную систему предписаний Седьмой директивы ЕС имело свои особенности.

    Во-первых, хотя предписание показывать все вычеты, требуемые для целей налогообложения, осталось в силе, компании свободны в принятии решения относительно включения показателей индивидуальных счетов в консолидированную отчетность.

    Во-вторых, отчетность группы компаний необязательно должна соответствовать французским учетным принципам. Она может быть составлена по учетным правилам, принятым на других финансовых рынках. Компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на рынках иностранных государств, имеют право составлять отчетность группы по правилам соответствующего рынка [5].

    Таким образом, практика ведения бухгалтерского учета группы компаний весьма разнообразна из-за отсутствия формализованных требований. Компании, составляющие консолидированную отчетность, в большинстве случаев делают это на добровольной основе и, следовательно, используют те учетные правила, которые кажутся им более удобными.

    Однако свобода выбора учетных методик не означает, что во Франции отсутствует регулирование консолидации отчетности. К числу обязательных требований относится, в частности, правило, определяющее, что компании, над которыми материнская компания осуществляет исключительный контроль, должны быть отражены как дочерние в учете материнской компании [5].

    Исключительный контроль может осуществляться посредством обладания:

    – прямым или относительным большинством голосов;

    – прямым или относительным большинством голосов, составляющим 40%, если ни один из партнеров или акционеров не имеет большей доли (в процентах);

    – контролирующим влиянием, которое является результатом соглашения об управлении или иного аналогичного соглашения (при условии, что материнская компания имеет долю в капитале дочерних компаний).

    Дочерние компании, характер деятельности которых существенно отличается от характера деятельности материнской компании, могут быть учтены методом долевого участия. Ассоциированные компании, на которые материнская компания оказывает существенное влияние (при владении 20 и более процентами капитала), также должны проводить консолидацию этим методом. [5].

    Совместные компании используют метод пропорциональной консолидации. Компания определяется как совместная, если дела ведет ограниченное число партнеров и решения принимаются сообща.

    Таким образом, индивидуальные счета играют главную роль в формировании долгосрочной информации о дивидендах и налогах, тогда как консолидированные счета содержат лишь дополнительную информацию экономического характера.

    В состав годового отчета включаются следующие формы:

    – индивидуальные отчеты материнской компании;

    – управленческий отчет;

    – отчеты группы, если такие имеются;

    – отчет об управлении группой;

    – заключение аудитора, назначенного по закону, о годовых отчетах;

    – отчет о направлениях использования прибыли, предлагаемый на рассмотрение на ежегодном общем собрании акционеров, а также их резолюция на предлагаемом варианте распределения прибыли.

    Консолидированная отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала (добровольная расшифровка) и отчета о движении денежных средств (не требуется для акционеров, однако многие французские компании публикуют его) [5].

    Формы консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках соответствуют требованиям Четвертой директивы ЕС. В отчете о прибылях и убытках должны быть выделены операционные доходы и расходы, финансовые доходы и расходы, чрезвычайные статьи, налоги.

    Группа компаний составляет отчет об изменении акционерного капитала, показывая его динамику за три года. Однако ни в балансе, ни в пояснениях к отчетности не приводятся сведения о том, как был сформирован акционерный капитал (число выпущенных акций, премия на акцию). Более детальная информация содержится в отчетности материнской компании [5].

    В зависимости от размера компании существует три варианта представления индивидуальной отчетности.

    Баланс дает представление о финансовом состоянии компании на определенную дату, в том числе об активах, пассивах и капитале, свидетельствующих о правах и обязательствах компании и отражающих используемые ею средства. В балансе раскрывается состав активов: земли, здания, сооружения, прочие объекты [5].

    Накопленная сумма амортизации показывается как для внеоборотных, так и для оборотных активов. За сведениями об оборотных активах следует детальная информация о предоплатах, отложенных расходах, пересчетных разницах.

    Раздел капитала содержит информацию о выпущенных акциях и их номинале.

    Приведем примерный состав показателей годовой бухгалтерской отчетности компаний, которые формируются во французской системе бухгалтерского учета.

    План счетов бухгалтерского учета по Франции был разработан в 1979 г. и принят Национальным советом по бухгалтерскому учету Франции в 1982 г. В течение последующих двух лет было осуществлено его внедрение в практическую деятельность [5].

    План счетов, получив название «Общий план счетов бухгалтерского учета» (Рlan Comtable General — PCG), учитывает требования Четвертой Директивы Европейского Союза (ЕС) о годовой отчетности компаний с ограниченной ответственностью. Она была принята в июле 1978 г. с целью представления достоверных и объективных данных о результатах деятельности, имущественном и финансовом положении за отчетный год в компаниях с ограниченной ответственностью.

     

     

     

     

    Активы

    Пассивы 

    выпущенный невостребованный капитал; устойчивые активы; нематериальные устойчивые активы; затраты на создание компании; затраты на научные исследования; патенты, лицензии, торговые знаки и прочие права и активы; гудвилл; прочие нематериальные устойчивые активы; платежи с рассрочкой в счет причитающихся сумм; материальные устойчивые активы; земля; здания; станки, оборудование и инструменты; прочие материальные активы; материальные устойчивые активы незавершенного строительства; платежи с рассрочкой в счет причитающихся сумм; инвестиции; акции ассоциированных компаний; суммы к получению от ассоциированных компаний; прочие инвестиции в устойчивые активы; прочие долги к получению; прочие инвестиции; текущие активы; запасы и незавершенное производство; сырье; незавершенное производство; готовая продукция; товары для перепродажи; платежи по счетам и депозитам; дебиторы; задолженность торговых предприятий; прочие дебиторы; объявленный неоплаченный акционерный капитал; инвестиции; инвестиции в собственные акции; прочие инвестиции; наличность в банке и кассе; авансовые платежи и накопленный доход; авансовые платежи; накопленный доход;

    разница валютных курсов 

    капитал и резервы;

    оплаченный акционерный капитал;

    премия на акции;

    резерв переоценки;

    законодательно установленный резерв;

    резерв, предусмотренный уставом компании или контрактом;

    прочие резервы;

    баланс счета прибылей и убытков;

    прибыли или убытки за отчетный период.

    Итого собственных средств:  

    субсидии; расходы, связанные с законодательными актами; резерв предстоящих платежей; резерв на погашение обязательств; резерв на погашение неустоек; кредиторы; легкореализуемые облигации; прочие облигации; ссуды и отдельные кредиторы; отсроченные платежи; задолженность торговым предприятиям; налоги и отчисления на социальное страхование; задолженность по основному капиталу; прочие кредиторы

    ИТОГО активов

    ИТОГО пассивов

     

    Рисунок 3 – Структура баланса компаний во французской модели бухгалтерского учета

     

    В этом документе определены требования формирования данных по каждой статье бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Причем требования директивы распространяются не только на общества с ограниченной (частичной) ответственностью, но и на акционерные общества, командитные товарищества и др. Эта директива содержит методологические основы, лежащие в основе порядка записей на счетах, представленных в национальном плане счетов Франции. Дело в том, что план счетов содержит не только номенклатуру счетов и инструкцию по его применению в практической деятельности, а также примечания к каждому счету, но и унифицированные формы бухгалтерской отчетности, инструктивные рекомендации по их составлению.

    Балансовые счета используются в процессе финансового учета для составления баланса, который наряду с отчетом о прибылях и убытках и приложениями к нему является главным источником анализа и финансовой диагностики, так как представляет собой числовую модель финансовой жизни предприятия [1, с. 14]. К балансовым счетам относятся счета 1—5 классов (см. рис. 4).

    101013 0234 2 Международные модели бухгалтерского учета

    Рисунок 4 – Классификация балансовых счетов в национальном плане счетов Франции

    Класс 1 «Счета капитала», номер которых начинается с цифры один, включает непосредственно счет капитала, счета финансовых результатов как прошлых, так и отчетного периодов, счета видов оценочных резервов, долгосрочные и краткосрочные ссуды и приравненную к ним кредиторскую задолженность.

    Класс 2 «Счета материальных и нематериальных основных средств и финансовых вложений» содержит не только непосредственно счета учета нематериальных активов, основных средств, финансовых вложений (в уставные капиталы, облигации, акции, паи, боны и др. со сроком погашения более года), но и счета учета незавершенных капитальных вложений, износа активов, оценочных резервов по ним.

    Класс 3 «Счета запасов и незавершенного производства» включает счета видов запасов: сырья, материалов, готовой продукции, товаров, материалов в пути, а также счета резервов под обесценение как оборотных средств, так и незавершенного производства.

    В классе 4 «Счета расчетов» выделены основные группы должников, являющихся по отношению к компании дебиторами и кредиторами. По этим группам организуется учет по счетам поставщиков, покупателей, персонала, государства, социальных организаций, резервам по обесценению счетов и др.

    Балансовые счета, на которых учитываются вложения в финансовые активы, коммерческие обязательства, на срок менее одного года, а также денежные счета, включаются в класс 5 «Финансовые счета».

    К оперативным счетам, используемым во французском плане счетов, относятся счета, объединенные в 6 и 7 классы (рис. 5).

    101013 0234 3 Международные модели бухгалтерского учета

    Рисунок 5 – Классификация оперативных счетов в национальном плане счетов Франции

     

    Счета, включаемые в класс 6 «Счета затрат по элементам», используются для формирования затрат в разрезе покупок (материальных ценностей, приобретенных для производства и хозяйственных нужд), услуг со стороны, налогов, расходов по содержанию персонала, амортизационных отчислений и оценочных резервов, финансовых затрат, чрезвычайных затрат, налога с прибылей.

    Класс 7 «Счета доходов по видам» объединяет доходы в виде выручки от продаж, других поступлений, например от финансовой деятельности, неиспользованных оценочных резервов, доходов по долгосрочным контрактам, носящим неполный (частичный) характер, и др.

    Специальные счета, которые группируются в класс 8, являются забалансовыми и используются для учета обязательств, имущества, источников его формирования, не являющихся собственностью компании.

    Класс 9 «Счета аналитической эксплуатации», или счета эксплуатационной бухгалтерии, состоят из совокупности счетов, используемых в управленческом бухгалтерском учете для формирования информации, необходимой в принятии оперативных, тактических и стратегических решений. Кроме этого целями управленческого учета, реализуемыми, в частности с помощью счетов эксплуатационной бухгалтерии, являются расчеты финансовых результатов деятельности по центрам ответственности, центрам прибыли и сегментам деятельности.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.02MB/0.00038 sec

WordPress: 23.48MB | MySQL:121 | 2,124sec