Международные стандарты финансовой отчетности и национальные стандарты » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Международные стандарты финансовой отчетности и национальные стандарты

<

121313 1614 1 Международные стандарты финансовой отчетности и национальные стандартыМеждународные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял (adopted) существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS.

МСФО разрабатываются с участием бухгалтеров, финансовых аналитиков и других пользователей финансовой отчетности, делового сообщества, фондовых бирж, регулятивных и юридических органов, представителей учебных заведений и других заинтересованных физических лиц и организаций всего мира. На открытых встречах СМСФО консультирует Консультативный совет по стандартам. Регламент деятельности по проектам, как правило, но необязательно, включает следующие этапы.

Необходимость осуществления проекта обычно выявляется после проведения подробных консультаций с лицами, подготавливающими финансовую отчетность, аудиторами и пользователями финансовой отчетности.

Проводятся консультации с Консультативным советом по стандартам относительно включения данной темы в повестку дня СМСФО. Предварительное исследование осуществляется персоналом СМСФО. Персонал готовит обоснование проекта. Этот документ выносится на рассмотрение Совета для утверждения решения о принятии проекта к разработке.

Образование Консультативного Комитета (консультативной группы) для оказания консультативной поддержки СМСФО.

Персонал СМСФО разрабатывает документ для обсуждения — Дискуссионный документ (ДД) — Discussion Document (DD).

ДД составляется для изложения вопроса, масштабов проекта, а также для обсуждения результатов исследований, предоставления альтернативных вариантов решения обсуждаемых вопросов, аргументов и последствия каждого из альтернативных вариантов.

Утверждение ДД осуществляется простым большинством голосов, присутствующих на заседании Совета, если их количество составляет не менее 60% от общего числа членов СМСФО. Далее происходит публикация Дискуссионного Документа для обсуждения общественностью, затем рассмотрение комментариев. Период предоставления комментариев, как правило, составляет 120 дней. После анализа комментариев, полученных в отношении ДД, персонал СМСФО готовит предварительный проект стандарта — Проект положения (ПП) — Exposure Draft (ED) — который должен быть утвержден простым большинством голосов членов Совета. ПП предполагает изложение предполагаемого стандарта и переходных положений к нему. Также ПП содержит основы для заключений СМСФО, которые в кратком виде излагают позицию совета. Проект стандарта обсуждается. Если признано необходимым, проводятся общественные слушания и тестирование в реальной обстановке. Формируется окончательная версия МСФО. Затем происходит утверждение стандарта. Для выпуска в качестве стандарта необходимо простое большинство голосов членов Совета.

Имеются три вида стандартов, содержащих описание принципов и технологии ведения учета и предоставления доказательных аргументов в отношении достоверности и объективности публичных отчетных данных:

1) Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

2) Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС);

3) Международные аудиторские стандарты (MAC).

Системообразующая роль в этой совокупности профессиональных регулятивов безусловно принадлежит МСФО. Проблема внедрения в России МСФО переходит из стадии многолетних дискуссий в стадию практического внедрения.

Из всего многообразия учетных систем в настоящее время можно выделить следующие основные типы.

Британо-американская модель. Основная идея этой модели — ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов. В ведущих странах, использующих эту модель, хорошо развиты рынки ценных бумаг, где большинство компаний находят дополнительные источники финансовых ресурсов.

В большинстве стран эта модель предполагает использование принципа учета по первоначальной стоимости (histoical cost pinciple). Предполагается, что влияние инфляции невелико, и хозяйственные операции (реализация, осуществление затрат, приобретение финансовых активов) отражаются по ценам на момент сделок.

В настоящее время данную модель используют Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла, Гана, Гонконг и др.

Континентальная (европейская) модель. Данная модель объединяет национальные учетные системы Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Португалии, Швейцарии, Швеции, Греции, Дании, Испании, Италии и некоторых других стран Европы. Близка по сути к этой модели национальная система ведения учета в Японии. В этой модели бизнес имеет тесные связи с банками, которые в основном и удовлетворяют финансовые запросы компаний.

Для европейской модели характерны следующие особенности:

высокая степень вмешательства государства в учетную практику (т.е. обязательное применение Плана счетов, утвержденного государством);

обязательность следования утвержденным принципам отражения операций, бухгалтерский учет регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью;

ориентированность бухгалтерской отчетности на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственной власти;

практика учета одной страны существенно отличается от практики учета другой.

Южноамериканская модель. Основным отличием этой модели от описанных является корректировка учетных данных в соответствии с темпами инфляции. В целом учет ориентирован на потребности государственных плановых органов, а методики учета, используемые на предприятиях, достаточно унифицированы.

Вновь нарождающиеся модели. Можно выделить две модели, получающие сейчас определенное развитие: одна из них — исламская модель. Находясь под огромным влиянием богословских идей, она имеет ряд особенностей, в частности запрещает получение финансовых дивидендов. Рыночным ценам отдается предпочтение при оценке активов и обязательств компаний. Считается, что эта модель еще не достигла того уровня развития, который присущ финансовому учету описанных выше моделей.

Еще одна модель, получающая все большее развитие,— интернациональная модель. Она вытекает из потребности в международной согласованности учета, прежде всего в интересах транснациональных компаний и иностранных участников международных валютных рынков. Данная модель основана на применении международных стандартов бухгалтерского учета.

Также в мировой учетной практике сложилась тенденция пересчитывать при публикации отчетность крупных европейских корпораций в соответствии с GAAP (Geneally Accepted Accounting Pinciples), зародившимися в начале 1930-х гг. в США и получившими распространение в Канаде, Англии, Италии, Мексике и некоторых других странах, т.е. в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета. Это объясняется рядом причин:

стремлением европейских компаний вести биржевые операции на американских фондовых биржах;

экспансией американских корпораций на европейском рынке и др.

В августе 2008 г. Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом уже с 2010 г. транснациональные американские компании (ожидается, что к этому времени их будет не менее 110) будут в обязательном порядке предоставлять отчетность по МСФО. Предполагается, что с 2014 г. формирование отчетности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

МСФО представляют собой комплекс документов:

1) Введение;

2) Построение СМСФО;

3) Предисловие к положениям МСФО;

4) Принципы составления и представления финансовой отчетности;

5) Стандарты финансовой отчетности;

6) Интерпретации (разъяснения) Международных стандартов финансовой отчетности;

7) Глоссарий;

8) История МСФО.

Все эти документы взаимосвязаны, образуя единое целое, систему, и не могут применяться по отдельности. Вместе с тем каждый отдельный документ как элемент этой системы имеет самостоятельное значение.

В Предисловии к положениям МСФО (Preface to Statements of International Accounting Standards) кратко излагаются цели и порядок деятельности СМСФО, а также разъясняется порядок применения международных стандартов. Значение этого документа во многом определено во фразе, с которой начинается каждый стандарт. В ней обращается внимание на то, что положения стандарта должны рассматриваться в контексте Предисловия.

Принципы составления и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) определяют основы формирования и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы как цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, даны определения, установлены порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятия капитала и поддержания капитала.

Принципы не являются стандартом и не заменяют никакие конкретные стандарты. Данный документ предназначен, в основном, для содействия:

СМСФО — в разработке новых и пересмотре действующих стандартов;

национальным органам стандартизации — в работе над национальными стандартами;

составителям финансовой отчетности — в применении МСФО и определении порядка финансовой отчетности по тем вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты;

аудиторам — в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО;

пользователям отчетности, составленной по МСФО, — в интерпретации финансовой информации.

Если какое-то положение Принципов вступает в противоречие со стандартами, то требования стандарта имеют приоритет над требованиями Принципов.

Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards — IAS и International Financial Reporting Standards — IFRS) представлены в комплекте документов в порядке возрастания их номеров. Они имеют типовую структуру (компоненты, помеченные курсивом, не переведены на русский язык, они доступны только на английском языке в официальном издании, распространяемом IASCF):

1) цель, сфера применения, определения, описание сущности стандарта, раскрытие информации, дата вступления в силу;

2) приложения, являющиеся неотъемлемой частью стандарта;

 

3) приложения, не являющиеся неотъемлемой частью;

4) основа выводов;

5) руководство по применению.

Интерпретации (разъяснения) Международных стандартов финансовой отчетности (Interpretations of International Accounting Standards) разрабатываются Постоянным комитетом по интерпретациям и принимаются СМСФО. В них раскрываются и объясняются положения стандартов, содержащих неоднозначные или неясные решения. Они призваны обеспечить единообразное применение стандартов и сопоставимость финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. В качестве вопросов для разъяснений обычно избираются те, которые связаны с применением существующих стандартов, имеют практическую направленность, представляют большой интерес для пользователей стандартов.

Совокупность всех названных документов, или система Международных стандартов финансовой отчетности, предназначена для составления финансовой отчетности любых торговых, производственных и иных компаний (включая банки, страховые компании и иные финансовые институты) независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Система МСФО пригодна для использования, как в частном, так и в государственном секторе. Однако некоммерческим организациям может потребоваться некоторая адаптация отдельных положений стандартов или предоставление дополнительной информации.

В силу того, что СМСФО не является правительственной организацией, Совет не может потребовать от кого бы то ни было применения международных стандартов. МСФО не являются нормативными актами. Поэтому обязанность применения МСФО может возникнуть, если она будет нормативно установлена национальным или наднациональным институтом. Так, законодательством некоторых стран предусмотрена обязанность составления отчетности по МСФО. Комиссией Европейского Союза также предусмотрено применение МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности всеми включенными в биржевой европейский листинг компаниями (в том числе кредитными и страховыми организациями). В таких условиях руководство компаний обязано применять МСФО при формировании финансовой отчетности.

Вместе с тем многие компании и профессиональные организации добровольно применяют МСФО, поскольку высоко оценивают качество информации, содержащейся в финансовой отчетности, сформированной по МСФО. Многие отечественные компании в добровольном порядке приняли решение о формировании отчетности по МСФО (в отсутствии законодательных требований).

Для многих российских компаний ключевой причиной принятия решения о составлении отчетности по МСФО в добровольном порядке является сокращение расходов (или сам факт получения) на привлечение заемных средств, поскольку зарубежные заемные источники нередко обходятся дешевле отечественных.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании (ожидается, что к этому времени их будет не менее 110) будут в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

В 1998 году в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальныхстандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

<

В 2011 году принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ.

По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, уже сейчас 61 из 100 крупнейших российских компаний осуществляют аудит по МСФО. Однако прежде чем законодательно закрепить обязательное применение МСФО, их необходимо адаптировать и перевести на русский язык.

 

2. Международная рабочая группа экспертов ООН по Международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности

 

 

Проблемами стандартизации учета в ООН занимается Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (ISA), созданная в 1982 г. при Комиссии по транснациональным компаниям ООН (UNCTC). Причина, по которой ООН начало свою деятельность в области учета и отчетности, кроется в расширяющемся влиянии межнациональных корпораций на мировую экономику. В 1982 г. ISA выпустила новую редакцию специальных руководств (первые вышли в свет в 1977 г.), в которых обобщаются требования к степени аналитичности финансовой отчетности межнациональных корпораций.

В своей резолюции 1979/44 от 11 мая 1979 года Совет постановил создать специальную межправительственную рабочую группу экспертов по международным стандартам учета и отчетности. В своей резолюции 1982/67 от 27 октября 1982 года Совет создал Межправительственную рабочую группу экспертов по международным стандартам учета и отчетности, которая должна:

a) действовать как международный орган по рассмотрению вопросов учета и отчетности, входящих в круг ведения Комиссии по транснациональным корпорациям, в целях улучшения доступности и сопоставимости информации, предоставляемой транснациональными корпорациями;

b) рассматривать развитие событий в этой области, включая работу устанавливающих стандарты органов; и

c) сосредоточивать внимание на определении первоочередных задач, учитывая при этом потребности стран базирования и принимающих стран, особенно развивающихся стран.

Кроме того, Совет постановил, что Группа должна собираться на период в две недели не чаще одного раза в год и представлять Комиссии по транснациональным корпорациям доклад о дальнейших шагах, которые следует предпринять в рамках сферы деятельности Комиссии для достижения долгосрочной цели упорядочения в международном плане учета и отчетности, особенно в том, что касается всеобъемлющей системы информации и находившегося тогда в разработке кодекса поведения транснациональных корпораций, при том понимании, что в работе следует избегать дублирования. В своей резолюции 1991/56 от 26 июля 1991 года Совет постановил, что Комиссия на своих ежегодных сессиях должна проводить обзор работы Группы; в частности, через пять лет она должна рассмотреть мандат, круг ведения и результаты деятельности Группы, с тем чтобы принять решение о целесообразности ее дальнейшей работы.

Во исполнение резолюции 49/130 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1994 года Межправительственная рабочая группа совместно с Комиссией по транснациональным корпорациям была включена в организационную структуру Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию.

В соответствии с пунктом 4(b) резолюции 1982/67 Совета, принимая во внимание различные существующие системы учета и отчетности и не нанося ущерба принципу справедливого географического распределения, Группа должна состоять из 34 членов, избираемых Советом по следующей схеме: a) девять членов от государств Африки; b) семь членов от государств Азии;c) три члена от государств Восточной Европы; d) шесть членов от государств Латинской Америки и Карибского бассейна; e) девять членов от государств Западной Европы и других государств. Согласно пункту 4(c) этой резолюции, каждое выбранное таким образом государство должно назначить эксперта, имеющего соответствующий опыт в области учета и отчетности. Срок полномочий членов Группы составляет три года (пункт 4(d) резолюции 1982/67 Совета).

Группа должна представлять доклад вспомогательному органу Совета по торговле и развитию — Комиссии по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам.

 

 

 

3. Стандарт № 4 – «Учет амортизации». Область применения данного стандарта. Сравнения стандарта № 4 с национальным стандартом ПБУ 6/01

 

IAS 4 »Учет амортизации» начисление амортизации по подлежащему амортизации активу должно осуществляться на основе систематического метода начисления амортизации, используемого в течение всего срока полезной службы данного актива, от одного отчетного периода к другому. Избранный метод начисления амортизации не должен меняться от одного отчетного периода к другому. Если метод начисления амортизации все же был изменен, то причины этого, а также количественно определенный эффект от таких изменений должны раскрываться в тот период, когда такое изменение имело место.

При оценке срока полезной службы того или иного актива следует учитывать такие факторы, как ожидаемый физический и моральный износ, а также закрепленные юридически и иные ограничения на использование активов. Срок полезной службы того или иного актива или группы активов должен периодически пересматриваться, и любые существенные изменения также подлежат раскрытию. По каждой группе активов должен быть раскрыт метод начисления амортизации, определения срока полезной службы или нормы амортизации, общей суммы начисленной в течение периода амортизации, общей стоимости подлежащего амортизации актива.

МСФО 4 »Учет амортизации», разрешая организациям выбор метода амортизационных отчислений, не предлагает применения каких-либо определенных методов. К ним относятся метод равномерного начисления, метод уменьшающего остатка и метод суммы изделий или объема выполненной работы. Метод равномерного начисления известен в России как линейный метод амортизации. 

Это способ учета амортизации, при котором большая часть стоимости активов списывается в начальном периоде их жизненного цикла, и каждое последующее списание осуществляется по прогрессивно уменьшающейся шкале. 

В этом случае учет амортизации ведется не по каждому объекту, а в целом по основным средствам. Все эти показатели определяют по данным инвентарных карточек аналитического учета основных средств. При выбытии основных средств счет 02 дебетуют с кредитованием счета 91 «Прочие доходы» и расходы. Необходимо отметить, что по статье «Основные средства» показывается стоимость всех находящихся на балансе организации средств независимо оттого, эксплуатируются они или находятся на консервации. В связи с учетом амортизации возникает вопрос, на который трудно дать ответ. Дело в том, что начисление амортизации производят по прошлым капитализированным затратам, а не по текущим операционным расходам, поскольку амортизация не имеет большого значения при оценке текущих затрат на извлечение. Это — списание, которое появляется в отчетах о прибылях и убытках и поэтому влияет на прибыльность текущего периода. 

Согласно МСФО 16 «Основные средства» «главными вопросами в сфере учета основных средств являются признание активов; определение балансовой стоимости, амортизационных отчислений и убытков от обесценения. В России вопросам учета основных средств посвящено ПБУ 6/01 »Основные средства».

Объект основных средств в МСФО признается в качестве актива, если существует высокая вероятность получения экономических выгод от его использования в будущем и его стоимость может быть достоверно определена.

Объекты основных средств принимаются к учету по первоначальной стоимости(первоначальная оценка), которая включает покупную цену, в т.ч. импортные пошлины и невозмещаемые налоги, а также прямые затраты по приведению объекта в рабочее состояние для использования по назначению. 

Признание затрат прекращается, когда объект основных средств находится на месте и используется, независимо от того сдан ли он в эксплуатацию. Затраты, связанные с использованием и перемещением объекта основных средств, не включаются в балансовую стоимость этого объекта. В российском учете затраты капитализируются (включаются в стоимость актива) до момента документально подтвержденного ввода объекта в эксплуатацию. 

Последующая оценка осуществляется для каждого класса основных средств одним из способов:

по фактической стоимости — объект основных средств учитывается по его фактической стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения;

по переоцененной стоимости — объект учитываться по переоцененной (справедливой) стоимости за вычетом амортизации и убытков от обесценения. Переоценки должны проводиться регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на отчетную дату.

ПБУ 6/01 также предусматривает оба метода последующей оценки, но не предписывает рассчитывать убытки от обесценения.

Согласно МСФО срок полезного использования основного средства определяется организацией самостоятельно и должен регулярно пересматриваться в процессе эксплуатации актива. 

Амортизации подлежит амортизируемая стоимость основного средства, которая представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и ликвидационной стоимостью, которая представляет собой сумму, «которую организация ожидает получить за актив в конце срока его полезного использования, за вычетом ожидаемой себестоимости продажи».

МСФО предписывает начислять амортизацию одним из способов: метод равномерного начисления, метод уменьшаемого остатка и метод единиц производства. Применяемый способ может пересматриваться на протяжении всего срока полезного использования актива. 

Согласно ПБУ 6/01 срок полезного использования объектов основных средств подлежит пересмотру только после реконструкции и модернизации объекта, выбранный способ начисления амортизации применяется в течение всего срока службы объекта и не подлежит пересмотру, а амортизируемой стоимостью является признанная первоначальная стоимость.

 

4. Стандарт № 31 «Финансовая отчетность о доходах в совместных предприятиях». Назначения и сфера деятельности стандарта. Сравнения положений МСФО № 31 с российской практикой учета совместной деятельности

 

МСФО 31 определение совместной компании сформулировано так: совместная компания — договорное соглашение, по которому две или более сторон осуществляют экономическую деятельность при условии совместного контроля над ней.

Контроль означает возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании с тем, чтобы получать выгоды от ее деятельности. Совместный контроль обеспечивает согласованное распределение функций контроля над экономической деятельностью.

Примером совместно контролируемой деятельности является ситуация, когда два или более предпринимателей объединяют свои операции, ресурсы и опыт для того, чтобы произвести или продать конкретный продукт. Каждый предприниматель осуществляет свою часть деятельности, несет свои затраты и получает свою долю дохода от продажи этого продукта. Эта доля определяется в соответствии с договорным соглашением.

Договорное соглашение устанавливает совместный контроль и гарантирует, что ни один предприниматель не будет осуществлять единоличный контроль над деятельностью компании. При этом разграничиваются области, принятие решений в которых оказывает влияние на результаты деятельности компании и требует согласия всех предпринимателей, а также области, в которых решения принимаются простым большинством. Договорное соглашение может определять одного из предпринимателей в качестве руководителя (управляющего) совместной компании. Последний не наделяется правом контроля над совместной компанией, а действует в рамках финансовой и операционной политики, согласованной предпринимателями в соответствии с договорным соглашением. Если же руководитель обладает полномочиями по управлению финансовой и операционной политикой компании и контролирует компанию, то она по сути является его дочерней, а не совместной компанией.

Совместные компании могут иметь разные формы и структуры. МСФО 31 определяет три основных типа совместной деятельности: совместно контролируемые операции; совместно контролируемые активы; совместно контролируемые компании. При совместном контроле операций деятельность осуществляется без создания для этой цели отдельной компании. При этом предприниматели, ведущие совместные операции, используют свои собственные ресурсы: основные средства, запасы и иные активы и несут свои расходы, принимают собственные обязательства. Деятельность совместной компании может осуществляться работниками предпринимателя параллельно его собственной деятельности. Соглашение о совместно контролируемых операциях обычно предусматривает способы распределения между предпринимателями доходов и расходов от совместной деятельности.

В отношении доли участия в совместно контролируемых операциях предприниматель должен показать в финансовой отчетности:

— контролируемые им активы и имеющиеся обязательства;

— понесенные им расходы и свою долю в доходах совместной компании.

В ряде случаев компании используют совместно контролируемые активы, например, в нефтедобывающей отрасли несколько нефтяных компаний могут совместно контролировать нефтепровод. Каждый предприниматель использует трубопровод для транспортировки своей нефти, за что несет оговоренную часть расходов по эксплуатации нефтепровода. Другим примером совместно контролируемого актива является совместный контроль имущества, сданного в аренду, при этом каждому предпринимателю причитается часть получаемой арендной платы и он же несет соответствующую часть расходов. Каждый предприниматель ведет учет и включает в свою финансовую отчетность свою часть контролируемого имущества, обязательств, доходов и расходов.

В отношении доли участия в совместно контролируемых активах предприниматель должен показать в своей финансовой отчетности:

— свою долю совместно контролируемых активов (основных средств, запасов и т.д.);

— любые принятые непосредственно им обязательства по совместной деятельности и свою долю в общих обязательствах группы предпринимателей;

— доход от продажи или использования своей доли произведенной продукции вместе со своей долей расходов в общих расходах предпринимателей;

— любые понесенные непосредственно им расходы в связи с совместной деятельностью.

Совместно контролируемые компании предполагают учреждение отдельной организации: корпорации, товарищества или другой компании, в деятельность которой каждый из предпринимателей вносит свою долю участия. Созданная организация функционирует аналогично любым другим, за исключением того, что договорное соглашение между предпринимателями устанавливает совместный контроль над ее деятельностью. Совместно контролируемая компания ведет свой собственный бухгалтерский финансовый учет и представляет финансовую отчетность на общих основаниях.

В совместную компанию предприниматели обычно вкладывают денежные средства или другие ресурсы. В индивидуальной финансовой отчетности каждого предпринимателя вложенные ресурсы учитываются как инвестиции в совместную компанию. Кроме индивидуальных форм отчетности, составляется также сводная отчетность.

МСФО 31 регламентирует два подхода к составлению сводной финансовой отчетности предпринимателя:

— путем пропорционального свода данных о доле участия предпринимателя в совместно контролируемой компании;

— путем оценки по долевому участию.

Пропорциональный свод данных заключается в том, что в сводный бухгалтерский баланс включается доля активов, которые контролируются совместно, и доля обязательств, за которые установлена совместная ответственность, а в сводный отчет о прибылях и убытках — доля доходов и расходов в совместно контролируемой компании. Процедура пропорционального сведения во многом аналогична процедуре сведения инвестиций в дочерние компании в соответствии с МСФО 27, которая была рассмотрена ранее.

Пропорциональный свод данных по МСФО 31 можно осуществлять двумя способами. Первый способ состоит в том, что доля каждого из активов, обязательств, доходов или расходов предпринимателя в совместно контролируемой компании объединяется с аналогичными статьями сводной финансовой отчетности построчно. Например, доля запасов в совместно контролируемой компании объединяется с запасами сводной группы, доля основных средств в совместно контролируемой компании объединяется с основными средствами сводной группы. При втором способе данные о доле активов, обязательств, доходов и расходов в совместной компании включаются в сводную отчетность отдельными статьями. Например, как часть оборотных средств показывается доля оборотных средств в совместно контролируемой компании, как часть основных средств — доля основных средств в совместной компании и т.д. Оба способа свода данных обеспечивают представление в сводной отчетности одинаковых сумм каждого из основных классов активов, обязательств, доходов и расходов и поэтому равноценны в МСФО 31.

Способ оценки инвестиций по долевому участию аналогичен способу учета инвестиций в ассоциированные компании, который был изложен в настоящем разделе ранее.

Способы пропорционального свода данных и учета по долевому участию не применяются, если доля в совместно контролируемой компании приобретена для последующей перепродажи. Это относится также к случаю, когда совместно контролируемая компания функционирует в условиях долгосрочных строгих ограничений, снижающих возможности по переводу средств предпринимателю. В этих случаях инвестиции в совместно контролируемую компанию учитываются по правилам, изложенным в МСФО 39.

В течение функционирования совместно контролируемой компании договорные соглашения между ее участниками могут измениться. При этом некоторые предприниматели могут утратить право на совместный контроль, другие, напротив, получить существенное влияние или полный контроль над указанной компанией. В случае утраты предпринимателем совместного контроля доля его участия в совместно контролируемой компании в его финансовой отчетности учитывается в качестве финансовых инструментов на основании правил, изложенных в МСФО 39. При получении теми или иными предпринимателями существенного влияния в совместно контролируемой компании в их отчетности доля в совместно контролируемой компании учитывается как инвестиции в ассоциированные компании на основании правил, изложенных в МСФО 28. Если совместно контролируемая компания становится дочерней компанией одного из предпринимателей, его доля в ней в его финансовой отчетности учитывается в качестве инвестиций в дочерние компании в соответствии с правилами, изложенными в МСФО 27.

Согласно п.3 и 4 ПБУ 20/03 совместной деятельностью признается деятельность, которая осуществляется организацией

1. с целью извлечения экономических выгод или дохода совместно с другими организациями и (или) предпринимателями;

2. путем объединения вкладов и (или) совместных действий без образования юридического лица;

3. в соответствии с договорами, которыми устанавливаются распределение между участниками обязанностей по финансовой и иной совместно осуществляемой деятельности; 

Отметим, что признаки 1 и 2 перечислены в п.3 ПБУ 20/03 и фактически являются определением СД. Содержание этих признаков полностью совпадает с определением договора простого товарищества. Согласно ст.1041 ГК РФ, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли. Отличием п.3 ПБУ 20/03 от ст.1041 ГК является союз «или».   Таким образом, в соответствии с ПБУ 20/03, для целей бухгалтерского учета совместная деятельность может осуществляться как посредством совместных действий с объединением вкладов, так и без объединения вкладов, или посредством объединения вкладов, но без совместных действий. По нашему мнению объединение вкладов без совместных действий не может быть признано совместной деятельностью, поскольку в данном случае отсутствует деятельность вообще.

В соответствии с п.4 ПБУ 20/03, информация об участии в совместной деятельности подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации при наличии договоров, условиями которых устанавливается распределение между участниками обязанностей по финансовой и иной совместно осуществляемой деятельности. По нашему мнению, под «иной» деятельностью авторы ПБУ имели в виду обычную хозяйственную (текущую) деятельность (разделение деятельности на финансовую, текущую и инвестиционную согласно п.29 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). 

ПБУ 20/03 основано на МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности». В этом стандарте совместная деятельность определена как договор, по которому две или более сторон осуществляют экономическую деятельность при условии совместного контроля над ней. Т.е. основным условием, при котором деятельность признается совместной, являются наличие совместного контроля (управления).

Согласно п.3 МСФО 31, всем видам совместной деятельности присущи следующие характеристики:

— две и более компании связаны договорным соглашением;

— это договорное соглашение устанавливает совместный контроль.

3. Формы совместной деятельности

Совместная деятельность может осуществляться в виде различных форм и структур. МСФО 31 определяет три основных формы организации совместной деятельности:

— совместно контролируемые операции;

— совместно контролируемые активы;

— совместно контролируемые компании.

Аналогично, ПБУ 20/03 (п.5) определяет правила отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации в случаях

— совместного осуществления операций;

— совместного использования активов;

— совместного осуществления деятельности.

Таблица 1 – Формы организации совместной деятельности

ПБУ 20/03

МСФО 31

Совместное осуществление операций

Совместно контролируемые операции

Совместное использование активов

Совместно контролируемые активы

ПБУ 20/03 не применяется (п.2.а)

Совместно контролируемые компании

Совместное осуществление деятельности

Нет аналога

 

МСФО 31 классифицирует формы совместной деятельности по степени увеличения объема совместного контроля как основного признака совместной деятельности.

Авторы ПБУ 20/03 отказались от использования термина «контроль». Тем самым был утрачен основной классифицирующий признак вместе с логикой классификации. Это привело по нашему мнению к следующим затруднениям:

а) невозможность разграничения форм СД. Непонятно, чем совместное использование активов или совместное осуществление операций отличаются от третьей формы – совместного осуществления деятельности.

б) трудности с «привязкой» таких форм совместной деятельности как совместное использование активов и совместное осуществление операций к нормам гражданского законодательства. Ссылки на положения ГК РФ приведены в ПБУ 20/03 только для совместного осуществления деятельности, причем оказывается, что с точки зрения гражданского законодательства совместному осуществлению деятельности соответствует договор простого товарищества (ст.1041 ГК). Однако, согласно п.3 ПБУ 20/03, такие основные признаки простого товарищества как объединение вкладов и совместные действия без образования юридического лица являются определяющим для любой формы СД, в том числе для совместного осуществления операций и совместного использования активов.

Любопытно, что раздел IV ПБУ 20/03, посвященный совместному осуществлению деятельности называется просто «Совместная деятельность». Тем самым, авторы ПБУ как бы подчеркивают, что совместное осуществление операций и использование активов не являются совместной деятельностью.  

Совместная деятельность в рамках совместно контролируемых операций предполагает не создание товарищества, а использование каждым участником своих собственных основных средств и запасов для достижения общей цели. Каждый участник (предприниматель) несет свои собственные расходы и обязательства, а также получает собственное финансирование, которое представляет собой его собственные обязательства. Совместная деятельность может осуществляться наемными работниками предпринимателя одновременно с его собственной деятельностью. Договор о СД обычно предусматривает, что выручка от продаж совместного продукта и любые расходы, понесенные совместно, делятся между предпринимателями. 

Согласно п.12 МСФО 31, при осуществлении совместно контролируемых операций отдельные учетные записи могут не требоваться, также может не составляться финансовая отчетность по СД. Однако предприниматели могут вести управленческий учет для оценки результатов СД. При этом каждый участник (предприниматель) в собственной финансовой отчетности отражает контролируемые им активы и имеющиеся обязательства, а также понесенные расходы и свою долю в доходах, которую он получает в результате продаж товаров или услуг, произведенных совместной деятельностью. 

ПБУ 20/03

Под совместно осуществляемыми операциями понимается выполнение каждым участником договора определенного этапа производства продукции (выполнения работы, оказания услуги) с использованием собственных активов. При этом каждый участник договора в бухгалтерском учете отражает свою часть расходов и обязательств, а также причитающуюся ему долю экономических выгод или дохода в соответствии с условиями договора.

Согласно п.7 ПБУ 20/03, при совместно осуществляемых операциях в бухгалтерском балансе участника отражаются вклад участника договора, хозяйственные операции, связанные с выполнением совместно осуществляемых операций, а также финансовые результаты от таких операций. Вклад участника договора в бухгалтерском учете продолжает учитываться на соответствующих счетах и не переводится в состав финансовых вложений.

В п.6 ПБУ 20/03 приведен пример совместных операций:

Участники договора объединяют ресурсы и усилия для выращивания сельскохозяйственной продукции. Одна организация проводит посевную, вторая организация обеспечивает выращивание сельскохозяйственной продукции, а третья организация собирает урожай. Выращенная продукция подлежит разделу между участниками согласно условиям договора.

Далее, доходы, расходы, обязательства и активы по совместно осуществляемым операциям каждым участником учитываются обособленно в доле, относящейся к участнику, в аналитическом учете по соответствующим синтетическим счетам учета доходов, расходов, обязательств и активов.

Каждый участник договора отражение в бухгалтерском учете причитающейся ему доли продукции и (или) дохода от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) осуществляет за отчетный период в соответствии с условиями договора. При этом участник, выполняющий заключительный этап совместного производственного процесса, доли продукции, причитающейся другим участникам договора, учитывает за балансом, а в случае если договором предусмотрена продажа продукции (работ, услуг), то доходы, подлежащие получению другими участниками договора, отражает в бухгалтерском учете в качестве обязательства перед ними.

Каждым участником бухгалтерский учет доходов, расходов, обязательств и активов, относящихся к совместно осуществляемой операции, ведется применительно к правилам, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации 27 января 2000 г. N 11н. (Согласно п.3 ПБУ 12/2000, оно может не применяться субъектами малого предпринимательства). 

Совместное использование активов. В этом случае совместная деятельность предполагает наличие совместного контроля и владения активами, внесенными или приобретенными в целях СД. Каждый предприниматель контролирует долю будущих экономических выгод через свою долю в совместно контролируемых активах. Каждый предприниматель может получить свою долю продукции, произведенную активами, в то же время каждый предприниматель несет соответствующую часть расходов.

В соответствии с п.16 МСФО 31, в отношении своей доли участия в совместно контролируемых активах участник (предприниматель) должен включать в собственный учет и признавать в своих отдельных (собственных) формах финансовой отчетности, а впоследствии и в сводной отчетности:

— свою долю совместно контролируемых активов, классифицированных в соответствии с их характером, а не как инвестиции;

— любые принятые им самим обязательства (например, в отношении финансирования своей доли активов);

 — свою долю любых обязательств, принятых наряду с другими предпринимателями в отношении СД;

— любой доход от продажи или использования своей доли продукции, полученной от СД, вместе со своей долей любых расходов, понесенных в связи с СД;

— любые расходы, которые он понес в отношении своей доли участия в СД (например, в связи с финансированием своей доли в активах, и продажей своей доли произведенной продукции).

ПБУ 20/03

Активы считаются совместно используемыми в случае, когда имущество находится в общей собственности участников договора с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) и собственники заключают договор с целью совместного использования такого имущества для получения экономических выгод или дохода. При этом каждый из участников договора отражает в бухгалтерском учете долю расходов и обязательств, а также причитающуюся ему долю доходов от совместного использования активов согласно условиям договора (п.9 ПБУ 20/03).

Активы, принадлежащие участнику договора на праве долевой собственности и внесенные им в качестве вклада, продолжают учитываться им на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в состав финансовых вложений не переводятся. При этом вклад участника договора, хозяйственные операции, связанные с выполнением такого договора, а также полученные от совместного использования активов финансовые результаты не выделяются на отдельный баланс.

 Каждым участником договора в бухгалтерском учете за отчетный период отражаются его доля доходов, полученных от совместного использования активов, а также обязательства и расходы, понесенные им в связи с выполнением договора.

 В бухгалтерском учете участника подлежат отражению обязательства, возникшие непосредственно у участника в связи с участием в договоре, а также его доля в совместных обязательствах с другими участниками договора. Аналогично учитываются расходы, произведенные непосредственно участником в связи с участием в договоре, и его доля в совместных расходах с другими участниками указанного договора.

 В случае если согласно договору расчеты с покупателями (заказчиками) осуществляются одним из участников, то доходы, подлежащие получению другими участниками договора, отражаются в его бухгалтерском учете в качестве обязательства перед ними.

Доходы, расходы, обязательства, полученные в результате совместного использования активов, каждым участником договора учитываются обособленно в аналитическом учете по соответствующим синтетическим счетам учета доходов, расходов, обязательств (п.10 ПБУ 20/03). При этом ведение бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с выполнением договора, осуществляется каждым участником в общеустановленном порядке с учетом правил, установленных ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

 

Список литературы

 

  1. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет/ учебное пособие, Ростов-на-Дону, Март, 2009.
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие , 5-е изд., переработано и дополнено. — М.: ИНФРА-М, 2011. – 717 с.
  3. Медведев М.Ю. ПБУ (положения по бухгалтерскому учету): Постатейные комментарии.– 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. —576 с.
  4. Международные стандарты финансовой отчетности. Перевод полного официального текста Международных стандартов финансовой отчетности, действующих в ЕС по состоянию на 1 января 2011 года. — Аскери. – 2011. -1062с.
  5. Международные стандарты финансовой отчетности. Смирнова И.А. – М.: Финансы и статистика. – 2010. – 671с.
  6. Международные стандарты финансовой отчетности: Николаева О.Е. Шишкова Т. В. — Эдиториал УРСС. – 2009. – 240 с.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.08MB | MySQL:123 | 1,513sec