Международные стандарты учета

<

121913 0238 1 Международные стандарты учетаМеждународные учетные стандарты определяют основные направления учета и оценки соответствующих объектов учета. Разрабатываются они Комитетом по международным бухгалтерским стандартам при участии Организации Объединенных Наций, ее Экономического и Социального Совета, Комиссии по транснациональным корпорациям, Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности и ряда других организаций. Основное назначение международных учетных стандартов — гармонизация учета и отчетности в различных странах.

Каждый стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, основные определения (термины и выражения, используемые в стандарте), ссылки (указания на другие стандарты), содержание, разъяснения (поясняются принципиальные моменты), дата вступления стандарта в силу.

К настоящему времени утверждено 30 международных учетных стандартов (№ 1 — по представлению финансовой отчетности; № 2 — по оценке и представлению товарно-материальных запасов на основе фактических издержек за отчетный период; № 4 — по учету амортизации и др.).

Международные стандарты отличаются гибкостью и предлагают, как правило, альтернативные решения одних и тех же вопросов. Они не являются строго обязательными для всех стран. Большинство стран на основе международных разрабатывают национальные стандарты.

Директивы Европейского экономического союза (ЕЭС) как инструмент гармонизации являются для стран-участниц обязательными, оставляя за ними свободу в выборе решений о конкретных формах и методах включения директив в национальное законодательство.

Особо важными директивами в области финансового учета и отчетности являются 4-я и 7-я.

В 4-й Директиве, принятой 25.07.78 г., рассматриваются вопросы годовой финансовой отчетности: формы и структура баланса и счета прибылей и убытков, содержание примечаний к этим документам. Директива содержит рекомендации по методам оценки исходя из принципа «исторической» стоимости, но допускает альтернативные методы: периодическую переоценку, восстановительную стоимость, методы учета инфляционного фактора. Директива касается также вопросов подготовки отчетов, их публикации и аудита. Правительства стран — членов ЕЭС могут вводить определенные послабления и отклонения от требований Директивы в отношении объема публикуемой информации и аудиторского контроля, но не правил оценки.

7-я Директива (принята 13.07.83 г.) посвящена консолидированной (сводной) отчетности. В ней дано определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрывается понятие контроля как основного критерия группы.

Указанные директивы создали основу для принятия аналогичных директив в отдельных отраслях экономики (например, 8 декабря 1986 г. была одобрена Директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов).

Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

  • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
  • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

    Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:

  • законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента Правительства Российской Федерации);
  • формирование нормативной базы (стандартов);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество.

    Для выполнения задач по каждому направлению было намечено осуществить следующие меры:

    1) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты;

    2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые Планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;

    3) разработать:

    методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;

    типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;

    пересмотреть:

    регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;

    первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;

    4) для улучшения кадрового обеспечения будут:

    пересмотрены программы обучения специалистов разных уровней:

    а) начального (бухгалтер-счетовод);

    б) среднего (бухгалтер-техник);

    в) высшего (бухгалтер-экономист);

    г) профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы);

    постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб;

    разрабатываться учебно-методическая литература;

    осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров;

    разрабатываться нормы профессиональной этики;

    5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ, Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.

    В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие ИПБ.

    2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. СОДЕРЖАНИЕ И СТРОЕНИЕ БАЛАНСА

     

    Термин «баланс» широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия (от фр. balance — весы). В экономике применяются различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др.

    Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.

    Первый опыт построения балансов принадлежит бухгалтерскому учету. Балансовое обобщение информации позволяет выявить финансово-имущественное положение экономического субъекта. Это достигается за счет двойственной группировки объектов бухгалтерского наблюдения:

    по
    их функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности (экономическое содержание балансового уравнения);

    по источникам образования имущества хозяйственной единицы (юридический подход).

    Бухгалтерские балансы предназначены для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: на дату создания организации (регистрации Устава); начало и конец отчетного периода (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев); в случаях санации, банкротства, ликвидации, реорганизации или др.

    Основу информационной бухгалтерской системы любого отчетного или промежуточного периода составляет входящий бухгалтерский баланс. Последующие факты хозяйственной жизни меняют показатели бухгалтерского баланса. Бухгалтерия идентифицирует, оценивает, классифицирует и регистрирует эти хозяйственные операции согласно общепринятым принципам, отражает и накапливает их в учетных системах, сводит воедино для составления новых бухгалтерских балансов (допустим, в конце квартала или года).

    Бухгалтерский баланс можно сравнить с моментальным снимком финансового состояния предприятия, на котором нашли отражение два равновеликих изображения:

    чем располагает предприятие (имущество, классифицированное по функциональному признаку);

    за счет каких источников появилось данное имущество (капитал собственника и привлечённый капитал).

    В западной учетной теории бухгалтерский баланс именуется не иначе как «Отчет о финансовом положении» хозяйственной единицы на определенный момент времени.

    При построении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующих принципов:

    1. Денежного выраженияпоказатели приведены в едином денежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского наблюдения в однородную информационную модель.

    2.
    Обособленного предприятия бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.); в активе учитывается имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности или находящееся под полным контролем (в американском учете – контролируемое имущество).

    3. Действующего предприятия период времени, в течение которого будет существовать предприятие, неизвестен, его ликвидация не намечается (имущество, показанное в балансе, оценивается по учетной стоимости, в случае ликвидации предприятия делается особая отметка и вступают в силу специальные правила оценки показателей баланса).

    4. Учета по себестоимости активы отражаются в балансе по суммам, оплаченным за их приобретение (первоначальная стоимость), а не по текущим рыночным ценам (в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активов посредством государственного регулирования).

    5. Двойственностиконцепция двойственности очевидна из того факта, что активы на левой стороне бухгалтерского баланса равны общей сумме собственного и привлеченного (кредиторская задолженность) капитала на правой его стороне.

    При рассмотрении бухгалтерских балансов в первую очередь следует классифицировать
    их на статические и динамические.

    Статические балансы формируются на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату. Статические балансы подробно изучаются в следующем параграфе.

    Динамические балансы отражают данные об имуществе экономического субъекта и источниках его образования не только по моментальным показателям, но и в движении – в виде интервальных показателей (оборотов за отчетной период). Примерами динамического баланса могут служить шахматный оборотный баланс и оборотная ведомость.

    Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета венчает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая
    их в информационную модель финансового состояния экономического субъекта. Информация этой модели, представленная в виде отчетных показателей балансовых строк основной формы финансовой отчетности, выступает несравнимым источником при оценке (анализе) функционирования хозяйственной единицы, ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленной на совершенствование или развитие всей системы управления предприятием. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций и удовлетворять таким образом свои информационные потребности.

    Представление в форме №1 имущества, как в реальном воплощении, так и в виде источника его формирования определяет внешний вид баланса, который в соответствии с этим подразделяется на две части. В первой, называемой активом, (от латинского activus – деятельный) хозяйственные средства предприятия классифицируются по их составу. Во второй – пассиве, по источникам их формирования. Разумеется, итоги обоих частей равны между собой, т.к. в обоих отражаются одни и те же средства, по-разному классифицированные и сгруппированные.

    В состав актива бухгалтерского баланса входят два раздела:

    1. Внеоборотные активы.

    2. Оборотные активы.

    В первом представлены средства, используемые в течение длительного периода времени (более 1-го года). Во втором — имущество более динамичное, быстро изменяющее свое физическое воплощение.

    Третий раздел актива баланса предназначен для отражения убытков организации, подлежащие погашению в будущем.

    Экономическую природу имущества организации можно понимать по-разному. Во-первых, ресурсы предприятия имеют правовую или вещественную форму, можно проверить их наличие и состояние. Во-вторых, имущество это затраты кем-то когда-то сделанные и полученные предприятием в виде правового и вещественного воплощения.

    В- третьих, это затраты, произведенные самим предприятием, или при создании предприятия его собственниками ради дохода в будущем.

    Трактовка актива баланса как перечня имущества предприятия тесно связано с контрольной функцией учета. Вторая и третья трактовки основываются на взаимосвязи актива и пассива кругообороте капитала, а также раскрывает зависимость имущества от цели создания и работы организации. (Для коммерческого предприятия – это получение прибыли).

    Таким образом, актив баланса это отражение хозяйственных средств в вещественно-затратной форме, которая тесно связана с правами и обязанностями предприятия, с целью его деятельности, подразумевающей результат этой деятельности.

    Нужно отметить, что имущество предприятия, представленное в форме №1 в стоимостной оценке и реальная стоимость имущества предприятия могут не совпадать. Последняя тесно связана с коньюктурой рынка, первая – со способом учета и оценки хозяйственных средств. В периоды высокой информации расхождение между номинальной и реальной стоимостью средств может быть очень велико. Кроме того, точной оценки ценности актива мешают субъективные оценки имущества правового характера, расхождения между ценностью затраченных средств и экономическим потенциалом, полученным в результате этих затрат. (Например, одинаковые суммы средств, потраченные на выплату заработной платы в двух разных организациях, не означает равенства квалификации штата работников, а значит, и равенства возможностей этих организаций).

    Сумма средств предприятия, представленная в активе бухгалтерского баланса, является основой для ведения им своей хозяйственной деятельности, при проведении которой предприятие выступает юридическим лицом.

    <

    Именно поэтому актив баланса является основой признания самостоятельного бухгалтерского баланса, одним из признаков юридического лица, основой влияния этой формы бухгалтерской отчетности на законодательство Российской Федерации.

    В пассиве баланса имущество представлено по источникам его образования, по форме его создания предприятием. Величина пассива баланса – это сумма обязательств организации, но эти обязательства неоднородны по своей экономической сущности. Одни, выступают как обязательства перед собственниками, другие как обязательства перед сторонними организациями и лицами. В современном бухгалтерском учете источник образования имущества рассматривается как вид обязательств определенной величины, поэтому информация, представленная в этой части баланса, это скорее способы привлечения средств, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, чем место, из которого поступили ресурсы. В бухгалтерском балансе собственное и привлеченное имущества организации сгруппировано по трем разделам:

  • капитал и резервы;
  • долгосрочные пассивы;
  • краткосрочные пассивы.

    В первом разделе представлены собственные средства организации, в двух других привлеченные, или обязательства перед сторонними организациями и лицами. Подход к балансу, трактующий его пассив как свод обязательств позволяет объяснить парадоксы в размещении хозяйственных средств в балансе. Например, в раздел «краткосрочные пассивы» входит величина фондов потребления, которые образованы из прибыли, т.е. из собственных средств организации, однако последняя взяла на себя обязательство тратить эти средства способом, который не приводит к образованию нового имущества организации, передавать их сторонним лицам. Поэтому, несмотря на то, что эти фонды собственность организации, они принадлежат к составу заемных или привлеченных средств.

    Структура актива и пассива нашей страны создана в порядке увеличения степени подвижности. Легко заметить, что актив бухгалтерского баланса начинается с имущества, которое может сохранять свою форму до конца своего существования и заканчивается наиболее подвижным имуществом, которое практически мгновенно может принимать другую форму (средства на расчетных счетах и в кассе, средства на валютном счете и т.д.). Можно сказать, что статьи актива располагаются в балансе по степени ликвидности, т.е. в зависимости от того, в какое время этого вида имущество может принять в денежную форму. Разумеется, убытки предприятия никаким образом не могут быть превращены в деньги, однако поскольку они подлежат обязательному возмещению, следовательно, могут считаться имуществом наиболее нестабильным.

    Пассив баланса подобно активу сгруппирован по принципу возрастания срочности возврата обязательств. Начинается он основой собственных средств предприятия – уставным капиталом. Эта статья пассива, называемая ещё финансовыми ресурсами предприятия, является наиболее устойчивой. Уставной капитал предприятия образуется за счет взносов участников и акционеров и является собственностью организации, из него не могут производиться выплаты дивидендов, его величина должна сохраняться. Величина уставного капитала предприятия это основа его рыночной устойчивости, и для защиты интересов третьих лиц, ведущих дела с данным предприятием, это основа не должна быть подорвана.

    За уставным капиталом следуют менее стабильные статьи собственных средств, затем обязательства, подлежащие погашению более чем через год и пассив бухгалтерского баланса краткосрочными займами и кредиторской задолженностью. Статьи, которой могут изменять значения и удельный вес в общей валюте баланса за очень короткие сроки.

    Необходимо отметить, что взаиморасположение разделов и статей баланса не является принципиальным. Во многих странах с развитой рыночной экономикой (США, Великобритания и др.) структура актива и пассива баланса построены в обратном порядке, т.е. обе части баланса начинаются наиболее подвижными статьями. С точки зрения структуры баланса наибольший интерес вызывает обоснование приоритета экономической сущности статьи под ее юридическим содержанием. Этот приоритет легко объяснить, раскрыв методы, с помощью которых пользователи бухгалтерской информации извлекают из формы №1 полезные им сведения. Другими словами, структура этой формы бухгалтерской отчетности обусловлены ее назначением и техническими приемами ее обработки для реализации функции анализа и принятия на ее основе управленческих решений.

     

    3. ВИДЫ БАЛАНСОВ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

     

    В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления. Можно классифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам:

    1) время составления;

    2) источник составления;

    3) объем информации;

    4) характер деятельности;

    5) объект отражения;

    6) способ очистки.

    Воспользуемся предложенной схемой классификации для выработки более четкого представления о видах балансов. Первая классификация
    (по времени составления) представляется основополагающей. В табл. 1 представлены шесть разновидностей баланса, выделенных по этому признаку.

    Таблица 1

    Классификация бухгалтерских балансов по времени составления

    Бухгалтерские балансы 

     
     

      

    Текущие 

    Санируемые

    Ликвидационные

    Разделительные

    Объединительные (фузионные)

    Начальные (входящие)

     
     

      

    Начальные 

     
     

      

     
     

      

    Промежуточные

     
     

      

    Промежуточные

     
     

      

     
     

      

    Заключительные (исходящие)

     
     

      

    Заключительные

     
     

      

     
     

      

     
     

    Вступительные балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация Устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйствующих единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в Уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал.

    Во втором случае (создаваемое предприятие организовано на базе ранее действовавшего) вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. И наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс положительный или отрицательный гудвилл (цену фирмы или стоимость ее репутации).

    Текущие балансы. В отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

    Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года. Коллация (тождественность) преемственных данных обязательна.

    Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев.

    Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой — источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса — основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств при расчетах предприятия). Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

    Санируемые балансы. Потребность в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства (несостоятельности выплачивать долги) и необходимо определиться: принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявления о банкротстве или испытать последний шанс — убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т.е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчетных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы зачастую подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующие реальности.

    Ликвидационные балансы. Эти балансы составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

    на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

    в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

    на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

    В соответствии с принципом действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

    Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

    Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

    Рассмотренные характеристики относятся к классификации бухгалтерских балансов по времени
    их составления. В табл. 2 приведена классификация балансов по пяти остальным признакам.

    Классификация по источникам составления. При изучении текущих балансов упоминались балансы, составленные по данным текущего бухгалтерского учета и по результатам, зафиксированным в инвентарях (описях). По признаку источника составления выделяются инвентарные, книжные и генеральные балансы.

    Таблица 2

    Классификация бухгалтерских балансов

    Признаки классификации 

    Источник составления

    Объем информации

    Характер деятельности

    Объект отражения

    Способ очистки 

    Инвентарные 

    Единичные 

    Основная 

    Самостоятельные 

    Баланс-брутто 

    Книжные 

    Сводные (консолидируемые)

    Не основная

    Отдельные 

    Баланс-нетто 

    Генеральные 

        

        

        

        

     

    Инвентарные балансы составляются только на основании инвентарей имущества, средств в расчетах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный или организационный баланс. Инвентари разрабатывают также в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса индивидуального частного предприятия или государственного (муниципального) предприятия, какими признаются Капитал собственника или Уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное).

    Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

    Генеральный баланс считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

    Единичные балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.

    Сводные (или консолидированные) балансы. Различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их составления.

    Во-первых, сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

    Во-вторых, сводные (или консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской и ее дочерними компаниями. Сводный баланс формирует информацию о Группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноименных показателей, а осуществлением следующих корректировок:

    исключением инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствующих долей материнской компании в уставных капиталах дочерних предприятий;

    исключением остатков по взаимным расчетам внутри группы;

    исключением дивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных расходов и доходов.

    Консолидированный баланс группы имеет некоторые важные особенности:

    группа компаний юридически не существует, в отличие от отдельной компании. Материнская и каждая из дочерних компаний являются отдельными юридическими лицами;

    собственная прибыль материнской компании включает дивиденды, полученные от дочерних компаний, но не
    их нераспределенную прибыль;

    баланс группы содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в группу. Это значит, что: прибыль одной дочерней компании может «скрывать» убытки другой;

    прочное финансовое положение одной компании может «скрывать» потенциальную неплатежеспособность другой;

    если группа состоит из компаний, работающих в разноплановых отраслях бизнеса, то сводная отчетность по данной группе делает неясными наиболее важные детали, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности Группы.

    По характеру деятельности балансы подразделяются на основной и неосновной деятельности. К основной относится деятельность, соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его Уставе. Все прочие виды деятельности считаются неосновными. В последнее время данному признаку классификации не уделяется должного внимания и, как правило, все виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности).

    По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица. Отдельные балансы составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства и т.д.).

    По способу очистки выделяются балансы-брутто и балансы-нетто.

    Первоначально под балансом-брутто понимался баланс с нераспределенной прибылью, а баланс с распределенной прибылью считался балансом-нетто. Позже подобные определения получили иное звучание.

    Методология ведения учетных операций предполагает в соответствии с принципом стоимости отражение основных средств, нематериальных активов и производственных запасов по неубывающей исторической (а для объектов основных средств, прошедших переоценку, — по восстановительной) стоимости. В то же время внеоборотные активы (материальные и нематериальные), а также оборотные активы, представленные малоценными и быстроизнашивающимися предметами, переносят свою стоимость на произведенный продукт (расходы отчетного периода) в течение времени полезного использования или по специальным правилам распределения стоимости, выбранным для конкретного объекта бухгалтерского наблюдения. Возникает в раздельном учете показателей по неубывающей стоимости и накопленных показателей распределенной стоимости.

    Аналогично обстоят дела и с бухгалтерской прибылью. Фискальная (ориентированная на цели налогообложения) направленность российского бухгалтерского учета предполагает сохранение в течение всего финансового года показателей накопленной прибыли, отдельное отражение в балансе данных о прибыли, потребленной на расчеты с бюджетом и другие законодательно разрешенные цели, покрываемые за счет чистой прибыли, принадлежащей собственникам предприятия.

    В западном учете собственник предприятия в течение учетного периода может изымать часть заработанного капитала, а в отдельных случаях возвращать его своему предприятию. В подобных ситуациях в западном бухгалтерском балансе величина реинвестированного (заработанного) капитала до конца отчетного периода остается неизменной, отражение уменьшения показывается в статье, характеризующей временное изъятие капитала.

    Следовательно, балансовые статьи можно разделить на два типа:

    основные, отражающие неубывающие показатели оценки объектов бухгалтерского наблюдения;

    регулирующие, уточняющие величину оценки основных статей до их остаточного значения (остаточной стоимости).

    Регулирующие статьи расширяют количество балансовых статей и увеличивают объем информации, содержащейся в балансе.

    Регулирующие статьи баланса бывают двух видов: прямого и контрарного регулирования. Прямые регулирующие статьи можно рассматривать как дополнение к основной статье баланса. Уточненная оценка показателя на основной статье равна сумме показателей основной и дополнительной статьи.

    Контрарные регулирующие статьи указывают на уменьшение величины основной статьи. Приведенные примеры регулирования (уточнения оценки) статей относятся к контрарным регулирующим статьям. Контрарные регулирующие статьи (износ основных средств или МБП, амортизация нематериальных активов), уточняющие оценку (остаточную убывающую нераспределенную стоимость) основных средств, нематериальных активов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, называются контрактивными статьями, так как они регулируют показатели по основным статьям актива баланса. Контрарные регулирующие статьи, уточняющие оценку по балансовым статьям капитала (прибыли) («Использование прибыли», в западном учете – «Изъятие капитала»), относятся к контрпассивным статьям.

    Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей —балансом-нетто.

    До 1992 г. в российской практике основная форма финансовой отчетности – бухгалтерский баланс – строилась по принципу баланс-брутто. Контрарные регулирующие статьи располагались на стороне баланса, противоположной основной статье, уточнение которой осуществляли контрарные статьи (контрактивные — в пассиве баланса, контрпассивные — в его активе), и включались в валюту баланса. Баланс-нетто, исключающий регулирующие статьи и не включающий их в валюту баланса, составлялся, как правило, для целей анализа финансового положения предприятия. Он указывал на реальную величину имущества предприятия, оцененную по остаточной стоимости.

    С 1992 г. бухгалтерский баланс переориентирован на баланс-нетто, в котором отражались как основные, так и регулирующие статьи. Они показывались справочно, располагаясь на одной и той же стороне баланса (по местонахождению основной статьи) и на валюту баланса не влияли. В валюту включались очищенные показатели, рассчитанные по остаточной величине.

    С 1996 г. в российской практике действует форма нетто-баланса, исключающая наличие как основных, так и контрарных статей. Объекты в современном российском балансе отражаются только по остаточной стоимости (в нетто-оценке).

    Баланс-брутто — бухгалтерский баланс, который включает в себя регулирующие статьи. Баланс-брутто используется для научных исследований и совершенствования информационных функций баланса.

  1. Баланс-нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей. Баланс-нетто позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия.
  2. Пробный баланс — проверка правильности учета средств компании путем ежемесячного балансирования активов и пассивов.
  3. Сальдовый баланс — бухгалтерский баланс, который характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс составляется путем подсчета остатков по счетам.

     

    4. ЗАДАЧА

     

  4. Составить бухгалтерский баланс (форма 1) по данным условиям 1.
  5. По хозяйственным операциям указать корреспонденцию счетов и наименование учетных регистров по этим операциям.
  6. Произвести записи остатков по счетам и хозяйственные операции в аналитические счета к синтетическим счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство» по цехам к видам продукции. Подсчитать обороты, вывести конечное сальдо. Заполнить ведомости аналитического учета к счетам: 23 «Автопарк», 25-1 «Общецеховые расходы цеха № 1», 25-2 «Общецеховые расходы цеха № 2, 26 «Общехозяйственные расходы», справку к счету 90 «Продажи». На остальные синтетические счета открыть и заполнить схемы счетов, подсчитать обороты и вывести конечное сальдо.
  7. На основании данных баланса, аналитических счетов и хозяйственных операций заполнить журнал-ордер № 6 по счету 60 «Расчеты с поставщиками к подрядчиками», журнал-ордер № 7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», журнал-ордер № 2 и ведомость 2а к счету 51 «Расчетный счет», журнал-ордер 10 к счету 20 «Основное производство».
  8. Закрыть счета общепроизводственных и общехозяйственных расходов, распределив их по аналитическим счетам основного производства пропорционально сумме прямых затрат.    
  9. Определить фактическую себестоимость продукции основного производства и списать калькуляционную разницу по доведению плановой себестоимости до фактической.
  10. Выявить финансовый результат от реализации продукции путем заполнения справки бухгалтера и закрыть счета 90,91.
  11. Составить оборотную ведомость по всем синтетическим счетам и проверить равенство итогов по остаткам и оборотам.

    10.    На основании оборотной ведомости по синтетическим счетам составить баланс предприятия на конец отчетного периода.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  12. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.076.98, 28.03.02). // Российская газета от 22 ноябр. 1996.
  13. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (ПБУ 4/99).
  15. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. М., 2006.
  16. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: ИНФРА-М, 2005.
  17. Соколова Е.С. Теория бухгалтерского учета. М., 2005.
  18. Церпенто С.И. Теория бухгалтерского учета. М., 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00056 sec

WordPress: 21.64MB | MySQL:113 | 1,731sec