Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского финансовой отчетности

<

121513 2326 1 Нормативно правовое регулирование бухгалтерского финансовой отчетности В современных условиях большое значение имеет использование в практической работе экономических методов управления. Оптимальное управление заключается в умении применять как неформальные методы управления [опыт, логику, интуицию], так и формализованные методы, основанные на использовании разнообразной информации. Информационное обеспечение процесса управления включает в себя бухгалтерскую [финансовую] отчетность, статистическую отчетность, данные оперативного учета и прочие неформализованные внеучетные сведения. Крайне важно на современном этапе развития и состояния в Российской Федерации бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности [МСФО] решать следующие задачи:

изучение сущности и содержания современных концепций бухгалтерской отчетности;

изучение техники формирования бухгалтерской отчетности, удовлетворяющей требованиям различных пользователей информации с позиций ее анализа;

организация информационной системы для широкого круга внутренних и внешних пользователей.

Бухгалтерская отчетность организации представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В данной контрольной работе будет рассмотрен механизм правового регулирования представления бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, составляемая на основе данных бухгалтерского учета».

Бухгалтерская отчетность составляется на основании всех видов текущего учета — бухгалтерского, статистического и оперативного и поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности организации. Она является завершающим этапом учетной работы. Под отчетностью в широком смысле подразумевается вся совокупность учетных записей, по которой можно проследить хозяйственную деятельность организации.

Нормативное регулирование правил подготовки бухгалтерской отчетности реализуется на четырех уровнях.

Первый уровень регулирования — это Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Второй уровень регулирования — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» [ПБУ 4/99], утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, другие Положения по бухгалтерскому учету.

Третий уровень регулирования — приказ Минфина России от 22 июля 2004 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», а также другие методические указания и методические рекомендации Минфина России.

Четвертый уровень регулирования реализуется в рамках учетной политики организации, например, о внешней и внутренней сегментарной отчетности, налоговых расчетах и т.д.

В этих нормативных документах изложены принципы и базовые положения по составлению и представлению бухгалтерской отчетности. Образцы форм бухгалтерской отчетности, являющиеся приложением к приказу Минфина России № 67н, Министерство финансов Российской Федерации рекомендует организациям использовать при разработке форм бухгалтерской отчетности начиная с отчетности за 2004 г. После выхода ПБУ 4/99 организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы своей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 накладывает лишь ряд ограничений, определяя состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. В частности, закрепляет понятия отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности, что призвано обеспечить единство и сопоставимость показателей отчетных форм всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Кроме того, в п. 14 ПБУ 4/99 дан перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности: наименование организации, отчетная дата или период и т.п.

При разработке организацией самостоятельно форм отчетности должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 не ограничивает организации в составе показателей, которые могут быть представлены в бухгалтерской отчетности. В пункте 6 установлено, что если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях может допустить отступления от этих правил.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, включает в себя: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку. В случае принятия организацией самостоятельного решения о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде и включает:

1] типовые формы: бухгалтерский баланс [ф. № 1]; отчет о прибылях и убытках [ф. № 2];

2] пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет об изменениях капитала [ф. № 3]; отчет о движении денежных средств [ф. № 4]; приложение к бухгалтерскому балансу [ф. № 5]; пояснительную записку;

3] специализированные формы. Перечень их устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами РФ по согласованию с министерствами финансов РФ и республик, входящих в ее состав;

<

4] отчет об использовании организацией бюджетных ассигнований [ф. № 2] и справку об остатках средств, полученных из федерального бюджета;

5] итоговую часть аудиторского заключения. Предприятия малого бизнеса, применяющие в соответствии с действующим законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности: отчет об изменениях капитала [ф. № 3]; отчет о движении денежных средств [ф. № 4]; приложение к бухгалтерскому балансу [ф. № 5]; пояснительную записку;

Они могут принять решение о предоставлении бухгалтерского баланса [ф. № 1] и Отчета о прибылях и убытках [ф. № 2] по сокращенной форме.

Те из организаций малого бизнеса, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку, вправе не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала [ф. № 3], Отчет о движении денежных средств [ф. № 4], Приложение к бухгалтерскому балансу [ф. № 5], если отсутствуют данные для их составления.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций устанавливается Министерством финансов РФ.

Нормативными документами установлен принцип периодичности предоставления бухгалтерской отчетности. Так, для годовой бухгалтерской [финансовой] отчетности отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года. Отчетность, представляемая в течение года нарастающим итогом с начала года [месяц, квартал, полугодие, девять месяцев], называется периодической, или промежуточной, отчетностью.

Вновь созданные предприятия [не на базе ликвидированных и реорганизованных], которые зарегистрированы после 1 октября отчетного года, представляют годовую отчетность с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о хозяйственных операциях, имевших место до государственной регистрации предприятия, включаются в его бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Основным нормативным актом, определяющим правовые основы формирования и представления бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Кроме того, состав, содержание, методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме банков и бюджетных организаций, установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. №43н. Более подробно правила составления бухгалтерской отчетности изложены в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. № 60н.

Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что бухгалтерская отчетность относится к категории открытой и общедоступной информации и не может составлять коммерческую тайну.

Организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Бухгалтерская отчетность является публичной. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям, либо в распространении среди пользователей брошюр, буклетов и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.

Статья 16 Закона о бухгалтерском учете определяет перечень организаций, которые должны публиковать бухгалтерскую отчетность. Открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Социальные фонды и их территориальные подразделения публикуют квартальную отчетность.

Приказом Министерства финансов РФ от 28 ноября 1996 г. № 101 утвержден Порядок публикаций бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Данный акт содержит ряд новых положений по сравнению с Законом о бухгалтерском учете. Так, он предусматривает для открытых акционерных обществ возможность публикации бухгалтерского баланса в сокращенной форме. Сокращенная форма баланса представляет собой сумму итоговых показателей поразделам: внеоборотные активы, оборотные активы, убытки, капитал и резервы, долгосрочные пассивы, краткосрочные пассивы.

Допускается не включать в отчет о финансовых результатах промежуточные итоги и не приводить статьи отчета, по которым у общества отсутствуют показатели, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели место в году, предшествовавшем отчетному.

В дополнение к общему порядку отчет о прибылях и убытках акционерных обществ должен включать сведения о решении общего собрания акционеров о распределении прибыли или покрытии убытков общества за отчетный год, если такие сведения не опубликованы отдельно или в составе какого-либо иного документа, подлежащего в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» опубликованию в средствах массовой информации.

Вместе с бухгалтерской отчетностью публикуется информация о результатах аудита. Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то взамен текста итоговой части аудиторского заключения публикация должна содержать мнение (оценку) аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности (безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения). Если организация публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения.

Нормативными правовыми актами предусмотрены льготы, касающиеся бухгалтерской отчетности, для субъектов малого предпринимательства. Так, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малыми предприятиями в сокращенном варианте. Кроме того, предусмотрено право малых предприятий представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться отдельные статьи – по отсутствующим у малого предприятия активам, пассивам, хозяйственным операциям. При необходимости для полного раскрытия информации в бухгалтерскую отчетность могут включаться дополнительные показатели.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете», ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете наступает в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, а также при искажении бухгалтерской отчетности и несоблюдении сроков ее представления и публикации.

Поскольку ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности имеют главным назначением установление налоговых и неналоговых платежей организации, ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязательств регламентирована в налоговом законодательстве. Так, ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения наступает согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Если грубое нарушение совершено в течение одного налогового периода, то это деяние влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. Если подобные деяния совершались в течение более одного налогового периода, размер штрафа увеличивается до 15 тыс. рублей.

В том случае, если грубые нарушения правил учета доходов и расходов повлекли занижение дохода, взыскивается штраф в размере 10 процентов суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей.

Предусмотрена также ответственность за осуществление иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (ст. 122 НК РФ).

Следует иметь в виду, что положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений. В соответствии с Определением Конституционного Суда от 18 января 2001 г. № 6-О, они не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов. Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.11). Под грубым нарушением понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

К уголовной ответственности привлекаются руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РФ, уголовная ответственность в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до трех лет наступает за уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере. Крупным в данном случае считается размер, превышающий 1 тыс. МРОТ.

То же деяние, совершенное неоднократно, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Главной задачей современного бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия [фирмы]. Эта информация необходима для оперативного руководства и управления, а также инвесторам, поставщикам, покупателям, кредиторам, финансовым и банковским органам.

Знание бухгалтерского учета и умение анализировать полученные данные необходимы не только профессиональным учетным работникам, но и хозяйственным руководителям, поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, капитале, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, которая составляется пол данным бухгалтерского учета.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации». Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требования, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» [ПБУ 1/2008].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ,от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. // СПС «КонсультантПлюс».
  6. О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н. // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Дойников И.В. Предпринимательское право: учебное пособие. Москва. Приор, 2009.
  9. Ершова И.В., Иванова Т.М.-Предпринимательское право: учебное пособие. – М.: Ююриспруденция, 2008.
  10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М, 2009.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.8MB | MySQL:123 | 1,446sec