Определение и основные задачи бухгалтерского учета

<

121513 2251 1 Определение  и основные задачи бухгалтерского учетаСовременная система бухгалтерского учета — важнейший элемент инфраструктуры рыночной экономики, предоставляющий информацию, необходимую для принятия серьезных инвестиционных решений всем заинтересованным пользователям финансовой отчетности. Кардинально повлияли на зарождение новой системы отечественного бухгалтерского учета: принятие нового Плана счетов, создание нового набора финансовой отчетности, похожей на отчетность, используемую в западных странах, крупные перемены в регулировании и методологии бухгалтерского учета и аудита.

Для нормального функционирования экономики необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация, основным источником которой являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете. Изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности экономического субъекта, регистрируются в бухгалтерском учете с целью улучшения работы этого субъекта благодаря принятию правильных управленческих решений. Это делает бухгалтерский учет частью системы управления производством, дающей информационное обеспечение на всех ее уровнях: внутрихозяйственном, общехозяйственном и на внешних уровнях управления производством.

На внутрихозяйственном уровне (в производственных подразделениях) для этих целей используются данные первичного и сводного учета — от первичных документов до соответствующих отчетов подразделений; на общехозяйственном уровне (по хозяйству в целом) — данные текущего бухгалтерского учета; на внешних уровнях управления — главным образом данные отчетности.

Бухгалтерский учет служит для отражения и контроля средств организации, а также процессов ее хозяйственной деятельности в обобщающем денежном выражении. К задачам бухгалтерского учета относятся: формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации, необходимой внутренним и внешним пользователям; обеспечение контроля над наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами; своевременное предупреждение негативных моментов хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов, поиск путей достижения положительного финансового результата на стадии управленческого учета.

Согласно ч.1 ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учета» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

Объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные средства, их источники, хозяйственные и финансовые процессы, а также результаты хозяйственных процессов.

Таким образом, предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации. В более конкретном Виде он представляется через множество разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

  1. объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность;
  2. объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

    К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй — хозяйственные процессы и их результаты.

    Согласно ч.3 ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета являются:

    формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

    обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости

    Кроме того, задачами бухгалтерского учета являются:

    – обеспечение сохранности имущества собственников (направлена на защиту интересов собственников);

    – контроль как средство обеспечения эффективного управления организацией (обусловлена внедрением систем интенсивного использования трудовых ресурсов; с одной стороны, она развивает первую, задачу — обеспечение сохранности имущества предприятия, а с другой — направлена на формирование информационной базы для принятия эффективных управленческих решений);

    – исчисление финансовых результатов (стала особенно актуальной в связи с возникновением нового направления — налогового учета, который строится на основе бухгалтерского, а также специально организуемого оперативно-аналитического учета данных, необходимых для расчета налогооблагаемой прибыли. Для исчисления себестоимости принимаются к учету все виды затрат, отвечающие условиям технологии и временного аспекта их совершения, а для налогообложения прибыли учитываются затраты в пределах установленных лимитов, норм и нормативов);

    – инструмент перераспределения ресурсов в народном хозяйстве (возникла сравнительно недавно, поскольку для ее исполнения необходимы как минимум два условия: открытость финансов вой отчетности экономических субъектов; развитый рынок ценных бумаг).

     

    12. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств

     

    Инвентаризация — проверка для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности по установлению на определенный момент фактического наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат путем пересчета инвентаризируемого объекта на месте в натуре, то есть снятия остатков, или путем проверки учетных записей. Инвентаризация обеспечивает контроль над правильностью отражения в учете информации о наблюдаемых объектах. Путем сопоставления учетных данных с действительной характеристикой объекта учета выявляются расхождения, которые должны быть устранены, т. е. учетные данные доводятся до реальности факта. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

    Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.

    Основными этапами инвентаризации являются:

  • проверка фактического наличия товаров;
  • документальное оформление результатов инвентаризации;
  • принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.

    Приказом руководителя организации назначается рабочая комиссия по проведению инвентаризации. В состав этой комиссии должны входить представитель администрации организации, работник бухгалтерии, представитель общественности и материально-ответственное лицо. Рабочая комиссия составляет свои заключения по выявленным недостаткам и излишкам, вносит предложения по улучшению порядка приема, хранения и отпуска товаров, по улучшению учета и контроля над их сохранностью, участвует в определении окончательных результатов инвентаризации, проверяет правильность расчетов естественной убыли (при наличии норм), зачета пересортицы товаров.

    Инвентаризация служит средством регистрации таких событий в деятельности организации, которые не могут быть выявлены и зарегистрированы обычными способами первичного учета (потери материальных ценностей в результате естественной убыли или стихийных бедствий и т. п.). Это могут быть как незначительные потери в пределах норм естественной убыли, так и существенные недостачи, за которые отвечают материально-ответственные лица. Организации должны периодически проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, при этом порядок проверки и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, кроме случаев, когда ее проведение обязательно.

    К таким случаям относятся:    

  • смена материально-ответственных лиц;
  • уход в отпуск бригадира или более половины членов бригады;
  • установление фактов хищения, порчи и других злоупотреблений со средствами организации;
  • стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
  • составление годовой финансовой отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • передача имущества в аренду, выкуп, продажа, преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • ликвидация организации или ее реорганизация.

    Инвентаризация должна проводиться в соответствии с нормами «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.07.1998 №34н. В соответствии с п. 1.6 «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств по инвентаризации имущества при коллективной (бригадной) материальной ответственности» кроме перечисленных условий инвентаризация может проводиться также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

    Организации общественного питания проводят инвентаризацию товаров периодически в течение отчетного года, а при необходимости и ежемесячно. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации. Инвентаризация продовольственных товаров проводится не менее двух раз в год. Рекомендуется проводить в течение года две-три выборочные инвентаризации по наиболее ценным, пользующимся повышенным спросом товарам, а также по товарам, по которым имеются сверхнормативные запасы. Если при выборочных проверках будут установлены расхождения с данными бухгалтерского учета, то проводится внеочередная инвентаризация всех товаров, находящихся на складе.

    При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

    При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

    Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.), а также представители аудиторской деятельности (как внутренние, так и внешние аудиторы). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

    Кроме этого, при проверке наличия имущества в натуре обязательно присутствие материально-ответственных лиц. Документ о составе комиссии должен быть зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

    Рабочие инвентаризационные комиссии несут ответственность за соблюдение порядка инвентаризации, ее своевременность, полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товаров и тары и их потребительских признаках, правильное оформление инвентаризационных материалов и своевременную сдачу их в бухгалтерию. За внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия недостач или излишков материальных ценностей виновные лица привлекаются к ответственности в установленном законодательством порядке.

    <

    В организациях общественного питания обязательна инвентаризация наличия денежных средств в кассе. Ее проведение отражается на титульном листе инвентаризационной описи. На момент инвентаризации кассир составляет кассовый отчет и передает его для проверки и визирования документов председателю инвентаризационной комиссии. Результат инвентаризации денежных средств в кассе организации общественного питания (излишек или недостача) оформляется актом.

    Порядок проведения инвентаризации предусмотрен «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

    К началу инвентаризации бухгалтерия должна закончить проверку и обработку документов на складе, определить остатки на день инвентаризации по каждому наименованию товаров. Товары в местах их хранения должны быть уложены по наименованиям, сортам, размерам, ценам и другим признакам. На товары должны быть составлены ярлыки с необходимыми сведениями о количестве, массе, мере. Перед началом инвентаризации рабочая комиссия должна опломбировать подсобные помещения, проверить исправность весоизмерительных приборов, получить от материально-ответственных лиц последний товарный отчет, завизировать его, поставить штамп «до инвентаризации», дату и подпись председателя комиссии. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

    Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

    Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на …(дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

    При проверке большого количества весовых товаров отвесы фиксируют в специальных ведомостях или книгах. Ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

    121513 2251 2 Определение  и основные задачи бухгалтерского учетаМатериально-ответственные лица до начала инвентаризации дают расписку в том, что все документы по приходу и расходу ценностей к отчету приложены и сданы в бухгалтерию, что не оприходованных и не списанных в расход ценностей не имеется.

    Отпуск товаров со склада во время проведения инвентаризации запрещается. Однако в исключительных случаях с согласия руководителя организации и председателя инвентаризационной рабочей комиссии могут быть отпущены до начала инвентаризации товары первой необходимости.

    Проверка фактического наличия товаров производится рабочей инвентаризационной комиссией только в присутствии материально-ответственных лиц. Инвентаризация фактического наличия товаров и тары производится по местам их хранения отдельно путем пересчета, перевешивания, перемеривания. Не допускается суммирование одноименных товаров, находящихся в разных складских помещениях. При явной нецелесообразности перевешивания или пересчета товаров, находящихся в неповрежденных и пронумерованных кипах, ящиках, бочках, допускается внесение данных об этих товарах в опись по спецификации или маркировке, имеющейся на таре. Подобный факт должен быть оговорен в описи. Однако, согласно «Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», не менее 10 % таких товаров, за исключением тех, которые при распаковке могут испортиться, должны быть подвергнуты обязательной выборочной проверке. В том случае, если в результате такой проверки будут установлены расхождения со спецификацией или маркировкой, комиссия обязана вскрыть все места и проверить весь товар.

    Вносить в описи данные об остатках товаров без проверки их наличия (по данным учета или со слов материально-ответственного лица) категорически запрещается. После подсчета и сверки итогов с материально-ответственным лицом данные о качестве товара вносятся в инвентаризационную опись.

    Рабочая инвентаризационная комиссия начинает инвентаризацию с подсобных помещений. В это время в торговом зале члены бригады материально-ответственных лиц подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам и ценам в порядке, удобном для пересчета и перемеривания. Пересчет, перевешивание и перемеривание товаров производится членами инвентаризационной комиссии. Нераспакованные товары раснаковываются в том случае, если их распаковка не может вызвать понижение качества товара. Если же распаковка товара может вызвать понижение его качества, то в этом случае массу товара определяют по трафарету (по массе брутто) с выборочной проверкой ряда товарных мест. Установленное комиссией фактическое количество товара отражается в инвентарной описи-акте.

    Товары, имеющие отходы при их подготовке к продаже (колбасные изделия, мясокопчености, битая птица), записываются в инвентаризационную опись с пометкой «очищенные» или «неочищенные». Масса неочищенных товаров указывается в графе «масса брутто», а масса очищенных товаров (за минусом отходов по установленным нормам) указывается в графе «масса нетто».

    Отдельными описями оформляются выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тара. Бой, брак и порча актируются в установленном порядке.

    Инвентаризация может длиться не один день. После окончания работы комиссии в конце каждого дня проведения инвентаризации двери складов опечатываются, пломбируются.

    Результаты проверки инвентаризационная комиссия оформляет специальными документами (акты, описи, сличительные ведомости). Типовые формы таких документов предусмотрены «Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации», утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету инвентаризации» (в ред. от 03.05.2000 г.). Предварительные результаты инвентаризации определяются на месте сразу же после ее окончания при сопоставлении остатков товара и тары по товарному отчету материально-ответственного лица с данными инвентаризационной описи. При наличии больших расхождений инвентаризационная комиссия обязана взять письменное объяснение с материально-ответственного лица, опломбировать помещение (кладовую, склад и т.п.) и сообщить об этом руководителю организации.

    Сведения о фактическом наличии товаров заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Описи заполняются в двух или более экземплярах чернилами или шариковой ручкой четко и без исправлений. Если в организации учет автоматизирован, то эти описи составляются на компьютере. В инвентаризационные описи заносятся данные по каждому наименованию товаров, их характеристика, фактическое наличие по каждому месту хранения в количественном и суммовом измерении, а также их наличие по данным бухгалтерского учета. На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров проверенных материальных ценностей и общий итог их количества в натуральных показателях (шт., кг, м и т.п.). На последней странице описи делается отметка о проверке цен, подсчетов итогов по строкам и страницам, а также в целом по описи. Исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. В описях не должно быть пропусков, незаполненных строк. В последних листах незаполненные строки прочеркиваются. Описи должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

    В конце каждой описи материально-ответственное лицо оформляет расписку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи № по № , комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении». Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

    В тех случаях, когда материально-ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

    При длительном проведении инвентаризации возможны приемка и отпуск товаров с письменного разрешения руководителя организации.

    Товары, поступившие на склад во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственным лицом в присутствии членов комиссии и приходуются на склад после инвентаризации. Эти товары оформляются отдельной описью «Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В этой описи указывается поставщик товара, дата и номер приходного документа, на котором ставится отметка «после инвентаризации» со ссылкой на номер и дату описи.

    Таким же образом во время проведения инвентаризации в присутствии членов комиссии отпускается товар со склада. Такой отпуск товара оформляется отдельной описью «Материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В расходном документе на отпуск таких товаров делается соответствующая отметка.

    На складе организации могут находиться товары, не принадлежащие этой организации или поступившие в организацию без сопроводительных документов. Это так называемые товары, находящиеся на ответственном хранении. Такие товары подлежат инвентаризации в таком же порядке, как и принадлежащие организации, только результат их инвентаризации оформляется отдельной описью, в которой указывается документ, подтверждающий принятие товаров на ответственное хранение.

    На товары, находящиеся в пути, составляется отдельный акт, в котором по каждой отправке указывается наименование и количество товаров (согласно документам бухгалтерского учета), дата отгрузки, перечень и номер отгрузочных документов.

    По неходовым, залежалым и пришедшим в полную негодность товарам и продуктам составляется отдельная опись.

    На тару составляется отдельная инвентаризационная опись по видам, целевому назначению, качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин порчи.

    По первичным результатам инвентаризации составляется протокол рабочей инвентаризационной комиссии. В этом протоколе отражаются результаты инвентаризации, проверки условий хранения и обеспечения сохранности ценностей на складе, причины порчи товаров и указываются виновные в этой порче лица (если таковые имеются). В протоколе рабочей инвентаризационной комиссией представляются предложения по устранению недостатков, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, зачету пересортиц.

    Первые экземпляры описей товаров и тары с их перечнем, контрольные ведомости, ведомости отвесов, акты и расчеты обмеров, акты на бой, брак и порчу товаров и другие инвентаризационные материалы должны быть переданы в день окончания инвентаризации. Протокол рабочей инвентаризационной комиссии передается на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.

    По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

    В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

    Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

    Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалтерии и оформляются сличительной ведомостью результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей. Эта процедура должна быть проведена в 5-10-дневный срок, в течение которого проверяются документы, цены, таксировка описи по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляются данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товаров и тары по описи. На товарно-материальные ценности, по которым выявлены расхождения, составляется сличительная ведомость. В этой ведомости указываются наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек. По всем случаям выявленных недостач и излишков материально-ответственное лицо должно дать письменное объяснение причин их возникновения.

    Результаты инвентаризации тары оформляются составлением сличительной ведомости по каждому виду тары отдельно.

    Со сличительной ведомостью бухгалтер обязан ознакомить материально-ответственных лиц под расписку в ведомости.

    Сличительные ведомости и объяснения материально-ответственных лиц передаются в постоянно действующую инвентаризационную комиссию для рассмотрения и принятия решений. Комиссия устанавливает характер недостач (излишков) и способ их устранения, возможность зачета пересортиц одноименных товаров, списания суммовых разниц и естественной убыли (при наличии их норм). О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения председателю инвентаризационной комиссии. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации. Если после проведенного зачета по пересортице образовались излишки, то они приходуются, а если стоимость недостающих товаров выше стоимости излишков, то разница подлежит возмещению за счет виновных лиц.

    При выявлении недостачи рассчитывают и списывают по нормам естественную убыль (при наличии таких норм) и потери (в пределах фактических недостач). Недостача, не перекрытая суммой нормируемых потерь, подлежит взысканию с виновных лиц в установленном законодательством порядке. Излишки приходуются с отнесением на доход организации.

    Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить причиненный им ущерб в результате порчи или недостачи имущества организации. По распоряжению руководителя организации выявленная недостача товаров и тары сверх норм естественной убыли в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника (каждого члена бригады или коллективной ответственности), взыскивается путем удержания ее из заработной платы работника. Ущерб, превышающий средний месячный заработок работника, взыскивается путем подачи иска в суд, если работник отказывается погасить его добровольно.    

    При применении организацией в учете натурально-стоимостной схемы аналитического учета товаров результаты инвентаризации определяются отдельно по каждому наименованию, артикулу и сорту товара. Зачет недостач одних товаров излишками других допускается в виде исключения с разрешения руководителя организации только при том условии, что пересортица имеет место по одному и тому же наименованию товара, у одного и того же материально-ответственного лица, за один и тот же проверяемый период, в тождественных количествах при наличии сходства товаров по внешнему виду или по упаковке. При стоимостной схеме аналитического учета товаров результаты инвентаризации выявляют не по каждому товару отдельно, а по всей совокупности товаров в целом.

    Выявленные расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета о средствах хозяйства отражаются на счетах бухгалтерского учета исправительными проводками и регулируются в соответствии с правилами нормативных документов. При этом суммы излишков или недостач в сличительных ведомостях указываются в оценке, принятой в бухгалтерском учете.

    Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

    Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ в следующем порядке:

  • основные средства, материальные ценности и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджет ных организаций с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  • убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач;
  • убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице, В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
  • недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

    В документах, представляемых для оформления списаний недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

    Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

    В том случае, когда при зачете недостач излишками По пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

    Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях — на уменьшение финансирования (фондов).

    Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.

    В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

    Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

    Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

    Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

    Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

    Для оформления процедуры инвентаризации и ее результатов разработан комплект форм — приложения № № 1-18 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ М 49 от 13.06.1995.

    Приказом Госкомстата РФ от 27.03.2000 г; № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утверждена новая форма.

    Излишки приходуются на финансовые результаты организации. В соответствии со ст. 250 НК РФ при начислении налога на прибыль стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, относится к прочим доходам.

    Недостача списывается либо на издержки производства (обращения), если это в пределах норм естественной убыли, либо на счет виновных лиц или на финансовые результаты (в зависимости от обстоятельств), т. е. делаются соответствующие записи по счету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Такие правила бухгалтерского учета результатов инвентаризации имущества предусмотрены п. 28 «Положения по бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

    Нередко недостачи возникают по вине материально-ответственного лица. Недостача может быть списана за счет работника, несшего материальную ответственность. Материальная ответственность должна быть зафиксирована в договоре о материальной ответственности между работником и организацией.

    Согласно ст. 138 ТК РФ сумма удержаний из заработной платы виновного лица не может быть более 20 процентов в месяц. Кроме добровольного согласия лица могут быть признаны виновными по решению суда. Если установлено виновное лицо и оно компенсирует недостачу, тогда сумма недостачи списывается с дебета счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» в кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Решение суда является основанием для отнесения убытков от потерь и хищений на прочие расходы (счет 91).

    Если в результате недостачи виновные лица не установлены, а организации было отказано в возбуждении уголовного дела, тогда сумма недостачи списывается с дебета счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом налогооблагаемая прибыль может быть уменьшена на сумму недостач при отсутствии виновных лиц только в том случае, если суд вынес решение о невозможности установить виновного. Это положение подтверждается письмом Минфина РФ от 01.09.1998 № 04-02-05/11. Если же виновные лица не установлены и нет решения суда, то потери сверх норм естественной убыли не могут быть списаны на счет 91 для целей налогообложения, т.е. они не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

    Если в организации имеются оправдательные документы установленной формы, то сумма недостачи учитывается при исчислении налогооблагаемой прибыли. Например, недостача имущества произошла в результате пожара и имеется справка из управления МВД. В таком случае сумма недостачи списывается с дебета счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и учитывается при исчислении налогооблагаемой прибыли.

    Сумма НДС, не возмещенная из бюджета в части, относящейся к сумме превышения недостачи над излишками, списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Сумма недостачи, подлежащая возмещению виновными лицами, относится на счет 73, а при отсутствии виновных лиц — на финансовые результаты бухгалтерской проводкой Д 91 Ж 94.

    После проведения зачета по пересортице вновь определяется размер недостачи или излишков. Суммовые разницы, возникшие при проведении зачета пересортиц от завышения цен, подлежат возвращению покупателям. В том случае, когда покупателей установить невозможно, такие суммовые разницы приходуются в доход организации. Суммовые разницы от занижения цен на товары при отпуске и выявленные при инвентаризации недостачи товаров и потери от порчи ценностей подлежат взысканию с виновных лиц или, в случае отсутствия таковых, относятся на издержки обращения.

    Недостача в пределах норм, утвержденных законодательством, списывается на счет 44 «Расходы на продажу».

     

     

    22. Способы исправления ошибок в учетных регистрах


     

    Исправление ошибок в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправле ния не допускаются.

    Для исправления ошибок в первичных документах и учетных реги страх, составленных вручную (за исключением банковских и кассовых документов), применяется следующий способ:

    Корректурный – неправильный текст или сумма зачеркиваются, над зачеркнутым текстом записываются правильный текст или сумма. Зачеркивание производится одной чертой, для того чтобы исправленный текст можно было прочитать. Исправление ошибки оговаривается и под тверждается: в документе подписями лиц, подписавших документ, в учетных регистрах – лицом, производившим исправление. Оговорка делается на полях против исправленной записи.

    Корректурным способом пользуются в случаях допущенных описок, неправильного подсчета итогов, а также записи операции не в тот учетный регистр, который указан в бухгалтерской проводке. В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются. При перенесении итогов в Главную книгу никакие исправления не допускаются. В этом случае на сумму допущенной ошибки составляют бухгалтерскую справку, данные которой заносятся в Главную книгу отдельной строкой.

    Исправление ошибок в учетных регистрах кроме корректурного способа производится способом дополнительной проводки и способом красного сторно:

    – дополнительная проводка   применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная нумерация счетов, но записана сумма операции меньше действительной.

    – красное сторно – применяется в тех случаях, если в учетных регистрах указана неправильная корреспонденция счетов или большая, чем следовало сумма операции. Суть этого способа состоит в том, что ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов красными чернилами (в автоматизированных системах со знаком минус). Эта проводка отражается во всех связанных с ней учетных регистрах красными чернилами. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами не прибавляются, а вычитаются из итогов, тем самым неправильная запись аннулируется. После этого составляется новая проводка с правильными данными и записывается в регистры обычным способом.

    Способ красное сторно применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировки учетных данных по отдельным счетам.

    Список литературы

     

  1. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ,от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369,
  2. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет.–М.: ИКЦ «МарТ», 2010.
  3. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Безруких П.С. –М: Бухгалтерский учет, 2009.
  4. Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  5. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учёт. – М.: Проспект, 2008.
  6. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2005.
  7. Латыкин И.А. Бухгалтерский учет: Учебник.–М.: Филин, Рилант, 2008.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.72MB | MySQL:117 | 1,885sec