Организация бухгалтерского учета кредитов и займов на предприятии » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Организация бухгалтерского учета кредитов и займов на предприятии

<

092213 2208 1 Организация бухгалтерского учета кредитов и займов на предприятии1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета кредитов и займов

1.1 Кредиты и займы: сущность, принципы, функции, сравнительная характеристика

Темпы развития российской экономики зависят от объема финансирования реального сектора экономики. Одним из источников такого финансирования является заемные средства, поскольку в нынешних условиях кругооборот производственных фондов не может обеспечиваться достаточным объемом собственных средств организации для продолжения воспроизводственного процесса.

Возникновение и развитие кредита связанно с кругооборотом и оборотом капитала. В процессе движения основного и оборотного капитала происходит высвобождение ресурсов. Средства труда используются в процессе производства длительное время, их стоимость переносится на стоимость готовой продукции частями. Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательстве.

1) Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредиторов финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком.

2) Срочность кредита. Этот принцип отражает необходимость его возврата в любое неприемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке, предъявление финансовых требований в судебном порядке.

3) Платность кредита. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование.

4) Обеспеченность кредита. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств.

5) Целевой характер кредита. Распространяется на большинство кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора.

6) Дифференцированный характер кредита. Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков.

Структура кредита постоянна и неизменна. Кредит как объект исследования состоит из элементов, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

В качестве элементов кредита выступают:

1) субъекты кредитных отношений: кредитор и заемщик;

2) объект кредитной сделки.

Кредиторами могут выступать лица, предоставившие ресурсы заемщику. Как правило, кредиторами становятся добровольно. Собственные ресурсы кредитора, передаваемые на основе кредита, остаются его собственностью. Собственником привлеченных средств, размещаемых кредитором, остаются предприятия и население.

Заемщиками являются субъекты хозяйствования или население, имеющее потребность в ресурсах. В современных условиях помимо банков заемщиками выступают предприятия, население и государство.

Кредитор и заемщик, вступая в кредитные отношения, демонстрируют единство своих целей и интересов. В рамках кредитных отношений они могут меняться местами: кредитор становится заемщиком, заемщик – кредитором. Кроме того, один и тот же субъект может выступать одновременно и как кредитором, и как заемщиком. Отношения между кредитором и заемщиком, их связь друг с другом представляют собой отношения двух субъектов, выступающий, во-первых, как юридически самостоятельные лица; во-вторых, как участники кредитных отношений, обеспечивающих имущественную ответственность друг перед другом; в-третьих, как субъекты, проявляющие взаимный экономический интерес друг к другу.

Объектом кредитной сделки, по поводу которого возникают кредитные отношения, выступает ссуженная стоимость. Ее обособление как особой стоимости связано, прежде всего, с характером движения: от кредитора к заемщику, а за тем от заемщика к кредитору. Необходимость возврата ссуженной стоимости заемщиком определяется сохранением права собственности на нее кредитором, а обеспечение возврата достигается в процессе использования ссуженной стоимости заемщиком.

В переводе с латинского «кредит» в буквальном смысле означает «доверие», которым пользуется лицо, взявшее на себя обязательство будущего платежа, т.е. доверие, которое кредитор дебитору. Исторически понятие «кредит» и «займ» отождествлялись и практически означали долг. Это отождествление наблюдается и в настоящее время в экономической литературе и нормативных актах. Однако в российском законодательстве (Гражданский кодекс Российской Федерации) разграничивает эти понятия. Понятие «займ» шире понятия «кредит». Так, по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумма займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (возможно, с процентами).

Кредит представляет собой разновидность займа и делится на:

1) банковский (оформляется кредитным договором)

2) товарный

3) коммерческий

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму или уплатить проценты на нее.

По товарному договору может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).

Коммерческий кредит предполагает, что договорами, исполнение которых связанно с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых другими признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг.

Одной из форм привлечения денежных средств предприятия является выпуск в обращение займа в виде ценных бумаг. Займ – договор, по которому одна из сторон (заимодавец) передает другой стороне (заемщику) в пользование вещи или деньги, определенные родовыми признаками – число, весом, мерой, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такаю же сумму денег или равное количество вещей такого же рода и качества. Займ может быть:

1) возмездным (платным)

2) безвозмездным

За сумму, предоставляемые лицам, занимающимися предпринимательской деятельностью, взимаются проценты, если иное не предусмотрено договором. Соглашением сторон определяется размер процентов с соблюдением требований к процентным ставкам по кредитам, установленным в соответствии с законодательными актами. При отсутствии соглашения устанавливают процентную ставку в размере средней ставки банковского процента, существовавшего в месте нахождения кредитора, а если заимодавец является юридическое лицо, то принимается ставка рефинансирования на день уплаты заемщиком суммы долга или его составной части. Если договор займа заключен между гражданами, не связанными с предпринимательской деятельностью, то он может быть, как и беспроцентным, так и платным, в случае если это оговорено в договоре. Договор займа оформляется в письменной форме с обязательными реквизитами каждой из сторон – физическое лицо, необходимо нотариальное оформление договоров путем совершения на документе надписи нотариуса. Допускается совершение сделок между гражданами в устной форме на сумму, меньшую 50-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда, по договору займа – когда предметом займа являются вещи, а так же при заключении договора зама не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. Заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или вещи в действительности не получены им от заимодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре. В тех случаях, когда договор займа должен быть совершен в письменной форме, оспаривание его по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, кроме уголовно наказуемых деяний.

В свете вышесказанного рассмотрим сходства и различия договоров займа и кредита, учитывая, что кредит является составной частью займа. О близости договоров займа и кредита свидетельствует применение к кредитным отношениям правил о займе. Сходства указанных договоров состоят в следующем:

1) Целевой характер. Правила целевого займа, включая предоставление заимодавцу возможностей контроля над целевым использованием кредита и одностороннего прекращения кредитования при нарушении заемщиком целевого назначения кредита.

2) Момент возвращения. Сумма займа и кредита считается возвращенной либо в момент фактической передачи ее заимодавцу (из рук в руки), либо в момент зачисления денежных средств на его банковский счет. Займ возмездный, как и кредитный договор, может быть возвращен заемщиком только с согласия заимодавца, поскольку последний лишается в этом случае части своего дохода (беспроцентный займ может быть возвращен заемщиком досрочно, по кредитному договору беспроцентного заема нет). При отсутствии в договорах займа и кредита указания на срок возврата они подлежат возврату в 30-дневный срок.

3) Срок давности взыскания процентов. К требованиям о взыскании процентов применяется общий трехгодичный срок исковой давности. Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.

Договоры займа и банковского кредита существенно отличаются между собой:

1) Предметом договора займа могут быть как деньги, так и иные движимые вещи, которые определяются родовыми, а не индивидуальными, признаками. Следовательно, имущество, составляющее предмет займа, поступает в собственность заемщика и перестает быть собственностью заимодавца, который вправе претендовать на возврат ему лишь аналогичных по количеству вещей того же рода и качества, но не тех же самых вещей т.е. предметом займа могут быть вещи заменимые. Предметом кредитного договора могут быть только деньги, но не иное имущество (вещи).

2) Сторонами договора займа могут быть любые лица, в том числе граждане и некоммерческие организации. В роли заимодавца по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, имеющая лицензию ЦБ РФ.

3) Форма заключения для кредитного договора должна быть письменная, иначе он является недействительным. Для договора заема требуется простая письменная форма, если: заимодавец является юридическое лицо; сумма договора, заключенного между гражданами, превышает не менее чем в десять раз минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством. В остальных случаях не требуется даже простой письменной формы.

4) Кредитный договор по своей юридической природе является консенсуальным, а не реальным, т.е. вступает в силу с момента достижения сторонами соответствующего соглашения (до передачи денег заемщику), тем более, что передача денег может производиться периодически, а не однократно.

Заем является реальным договором, вступающим в силу лишь с момента перехода денег или вещей от заимодавца заемщику, когда и возникают соответствующие обязательства, т.е. договор заема считается заключенным с момента передачи денег, вещей. Заимодавца нельзя заставить выдать заем, поскольку обещание предоставить его не имеет юридической силы.

5) По обязанностям кредитный договор является двусторонним договорам: кредитор обязуется предоставить денежные средства (кредит), а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (по кредитному договору). Договор займа является односторонним, так как возлагает обязанность только на заемщика, оставляя за заимодавцем право на требование.

6) Кредит однозначно предполагает обязанность заемщика уплатить проценты на полученную денежную сумму. При недостаточности суммы платежа, произведенного должником ( при отсутствии иного соглашения), погашаются прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем проценты, а в оставшейся части – сумма основного долга.

Проценты по договору заема могут и не выплачиваться ( по умолчанию их размер определяется ставкой рефинансирования ЦБ РФ на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части). Причем договор заема предполагается беспроцентным, если в нем не указанно иное. В случаях его заключения между гражданами на сумму, не превышающую 50-кратного, установленного законом, минимального размера оплаты труда и если это не связанно с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон; передачи заемщику не денег, а других вещей, определяемых родовыми признаками.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что довольно часто на практике неправильное правовое толкование данных категорий к терминологической путанице при определении конкретной хозяйственной операции и, как результат, к неверному отражению ее в бухгалтерском учете.

Функции кредита и займа:

1.Перераспределительная функция. Кредит разрешает противоречие между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закреплённостью производственного капитала в определённой натуральной форме.

2.Экономия издержек обращения. Кредит выполняет функцию замещения действительных денег кредитными деньгами, проявляется эта функция через развитие безналичных расчётов, использование кредитных карточек, векселей, чеков, депозитных сертификатов,

3.Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. С этим тесно связана способность кредита ускорять концентрацию капитала.

Это основные функции кредита и займа, отражающие формы проявления их общественного назначения.

 

 

1.2 Законодательное и нормативное регулирование учета кредитов и займов

В соответствии с нормативными документами ведется бухгалтерский учет. Одни нормативные документы носят обязательный характер, другие рекомендательный. Существует 4 уровня нормативных документов, которые делятся в соответствии с важностью документа.

Первый уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.

Второй уровень: стандарты (положения по бухгалтерскому учету);

Третий уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

Четвертый уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129 ФЗ. Это нормативный документ, которым должен пользоваться каждый бухгалтер. Данный закон состоит из 4 глав, каждая имеет немаловажное значение.

Первая глава – Общие положения. В этой главе рассматриваются объекты и основные задачи бухгалтерского учета, основные понятия, сфера действия данного закона, регулирование бухгалтерского учета, бухгалтерский учет в организации.

Вторая глава – Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация. В этой главе изложены основные требования к ведению бухгалтерского учета, первичные учетные документы, регистры, оценка имущества и его инвентаризация, оценка обязательств и их инвентаризация.

Третья глава – Бухгалтерская отчетность. В этой главе описывается состав бухгалтерской отчетности, сроки ее предоставления, хранение документов бухгалтерского учета.

Четвертая глава – Заключительные положения. Эта глава содержит описание ответственности за нарушение этого закона и введения его в действие.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. План счетов устанавливает общий порядок отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета. Он оформляет общий концептуальный подход к построению системы счетов и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В таком качестве план счетов не имеет особого положения среди нормативно-методических актов по бухгалтерскому учету. Инструкция по применению плана счетов дает лишь краткую характеристику синтетических счетов: структура и назначение счета, экономическое содержание отражаемых на нем фактов, порядок записей в отношении наиболее распространенных хозяйственных операций, связи (корреспонденция) счета с другими счетами. Ни план счетов, ни инструкция по его применению не устанавливают правил оценки, группировки, документирования, балансового обобщения, учетных процедур, которые устанавливаются такими системами нормативного регулирования бухгалтерского учета, как положения, стандарты, методические указания.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации делится на 8 разделов:

Первый: Внеоборотные активы.

Второй: Производственные запасы.

Третий: Затраты на производство.

Четвертый: Готовая продукция и товары.

Пятый: Денежные средства.

Шестой: Расчеты. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации обо всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов.

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» предназначен для обобщения информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией. Суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.

Счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» предназначен для обобщения информации о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией. Суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.

Седьмой: Капитал.

Восьмой: Финансовые результаты.

«Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П), (ред. от 12.12.2008), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2007 N 9176), (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2009).

Применение Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, регулируется Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации.

Данные Правила разработаны в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О бухгалтерском учете», иными законодательными актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Данные правила устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и обязательны для исполнения всеми.

Следует отметить, что нормативная база по данному вопросу постоянно претерпевает изменения, вносятся дополнения и исправления, утрачивают силу старые нормативные документы, вступают в силу новые законы, приказы, инструкции методические рекомендации, поэтому в обязанности бухгалтера входит своевременное ознакомление с изменениями и дополнениями в законодательной базе по бухгалтерскому учету и отчетности.

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» Принят Государственной Думой 14 января 1998 года.

Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества. В данном Федеральном законе рассматриваются общие положения «Об обществах с ограниченной ответственностью», учреждение общества, уставный капитал и имущество общества, ведение списков участников общества, управление в обществе, реорганизация и ликвидация общества.

Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12523)

Данное Положение делится на 3 основные главы.

Первая глава – Общие положения. В этой главе устанавливаются особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.

Так же дается перечень расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам. Говорится о том, как отражаются в бухгалтерском учете расходы по займам, погашение основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) в бухгалтерском учете организации заемщика.

Вторая глава – Порядок учета расходов по займам. В этой главе дается определенный перечень критериев, по которым ведется учет расходов по займам.

Третья глава – Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность организации подлежит раскрытию. В данной главе изложена информация, которая в обязательном порядке должна раскрываться в бухгалтерской отчетности.

 

 

1.3 Проблемы бухгалтерского учета кредитов и займов организации.

Бухгалтерский учет кредитов и займов всегда вызывал у организаций определенные трудности.

Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с получением займов и кредитов, в том числе товарного и коммерческого кредитов, у заемщика и заимодавца регулируется разными положениями по бухгалтерскому учету. Для организации-заимодавца предоставленные займы являются финансовыми вложениями и учитываются в бухгалтерском учете по правилам, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н.

У организации-заемщика порядок учета операций, связанных с получением займов и кредитов, установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107Н.

По российскому праву договоры займа и кредита — это различные договоры, урегулированные в параграфах 1 и 2 гл. 42 ГК. Несмотря на это, они оба являются основаниями возникновения заемного обязательства. Учитывая широкое распространение заемных правоотношений, следует, что проблема начисления и уплаты процентов по договорам займа и кредита привлекала и продолжает привлекать внимание исследователей, как с теоретической, так и с практической позиции.

Многие организации еще совсем недавно брали кредиты на строительство недвижимости, приобретение оборудования, пополнение оборотных средств и т.д. В настоящее время некоторые из них вынуждены строительство заморозить, оборудование в эксплуатацию не вводить, а деятельность приостановить. Однако платить проценты по кредитам и в это трудное время все равно приходится. Оказывается, выполнение данной обязанности создает у налогоплательщиков проблемы с расчетом базы по налогу на прибыль.

По общему правилу в соответствии со ст. 265 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

Так же проблемой является то, что на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ к таким затратам относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. Однако УФНС России по г. Москве в Письме от 02.09.2008 N 20-12/083116 сообщило, что проценты за пользование заемными средствами учитываются только в целях налогообложения прибыли с учетом положений ст. 252 НК РФ, то есть только при условии их экономической обоснованности.

Весьма сложные проблемы вызывает на практике применение законоположений о порядке исполнения заемных обязательств, выраженных в иностранной валюте. В том случае, если валютное законодательство допускает в отношениях между участниками заемного обязательства расчеты в иностранной валюте (т.е. валюта долга и валюта платежа по договорам займа совпадают и выражены в иностранной валюте). Например, когда в роли кредитора-займодавца выступает иностранное юридическое или физическое лицо, при исполнении соответствующего заемного обязательства возникают некоторые сложности в определении ставки процентов, подлежащих взиманию с заемщика в случае просрочки возврата суммы займа (естественно, при применимом российском праве).

Проблема в случаях, когда иностранная валюта используется лишь в качестве валюты долга, а валюта платежа выражена в рублях (например, вследствие применения сторонами договора займа правила п. 2 ст. 317 ГК о валютной оговорке), состоит в правильном определении курса валют, по которому осуществляется пересчет денежного долга, выраженного в соответствующей иностранной валюте, в российские рубли.

Проблемы недействительности договора займа заслуживают отдельного рассмотрения по той причине, что в судебно-арбитражной практике нередко встречаются случаи, когда в ответ на требование кредитора о возврате суммы займа (или определенного количества вещей, переданных взаймы) заемщиком выдвигается довод о недействительности договора займа (в том числе оформляемый встречным исковым заявлением). Недействительность (ничтожность) договора займа иногда констатируется и по инициативе арбитражных судов. Кроме того, применение последствий недействительности договора займа сопряжено с определенными трудностями, связанными, в частности, с его возмездным характером.

При рассмотрении подобных споров, конечно же, учитывается то обстоятельство, что договор займа носит реальный характер. По этой же причине сделку займа можно считать состоявшейся лишь с момента передачи займодавцем денег или вещей, определяемых родовыми признаками и служащих объектом займа, заемщику. Только с этого момента договор займа (как сделка) приобретает черты юридического факта, который выступает в качестве необходимого основания соответствующего правоотношения — заемного обязательства, и, стало быть, только в этом случае можно оценивать данный юридический факт с точки зрения закона, т.е. соблюдения сторонами при совершении соответствующей сделки всех условий и требований, предъявляемых к ней законодательством.

В юридической литературе при рассмотрении проблемы определения правовой природы кредитного договора и его квалификации принято сравнивать кредитный договор с договором займа. Некоторые авторы находят сходство между указанными договорами и подчеркивают их общие черты, другие, напротив, акцентируют внимание на имеющихся между указанными договорами различиях. На основе такого анализа делаются выводы либо о самостоятельном характере кредитного договора в системе гражданско-правовых договоров, либо о том, что кредитный договор является разновидностью договора займа. Правда, в отдельных случаях соответствующий анализ соотношения кредитного договора и договора займа приводит российских ученых и к более оригинальным выводам.

Делая вывод о вышесказанном можно сказать, что бухгалтерский учет кредитов и займов организации имеет массу нерешенных проблем, каждая из которой имеет немаловажное значение.

 

ООО «Кубаньсервисцентр»

2.1 Организационно–экономическая характеристика

ООО «Кубаньсервисцентр».

Общество с ограниченной ответственностью «Кубаньсервисцентр», именуемое в дальнейшем «Общество», созданное по решению Учредителя (Участника) в соответствии с действующим законодательством в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98г. №14-ФЗ и утверждено РЕШЕНИЕМ УЧРЕДИТЕЛЯ «1 от 1 февраля 2002 года.

Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Кубаньсервисцентр».

Сокращенное наименование ООО «Кубаньсервисцентр».

Общество создано в целях:

1. удовлетворения общественных потребностей в его услугах, работах, продукции;

2. расширения и увеличения оказания туристических услуг и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов Учредителя Общества и трудового коллектива.

Учредитель Общества имеет право:

— участвовать в управлении делами Общества, в порядке, установленном ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Учредительными документами Общества;

— принимать участие в распределении прибыли;

— получать информацию о деятельности Общества, в том числе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности в порядке, определенном учредительными документами;

— продать или иным образом уступить свою долю в Уставном капитале Общества либо ее часть одному или нескольким Участникам данного Общества в порядке, предусмотренном ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом Общества;

— в любое время выйти из Общества;

— получить в случаи ликвидации Общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники Общества также имеют другие права, предусмотренные ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». По решению Высшего органа Участнику Общества могут быть предоставлены дополнительные права, такое решение принимается единогласно.

Участники Общества обязаны:

— вносить вклады и дополнительные взносы в порядке, размерах, в составе и в сроки, предусмотренные учредительными документами Общества;

— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Общества;

— соблюдать положения учредительных документов;

— оказывать Обществу содействие в осуществление им своей деятельности;

— исполнят принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к Обществу;

Помимо обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» по решению Высшего органа, принятому единогласно на Участника (Участников) могут быть возложены дополнительные обязанности.

Целью деятельности Общества является формирование рыночной экономики РФ, насыщение рынка товарами и услугами, получение прибыли, реализации социальных и экономических интересов Участников.

Основными видами деятельности являются:

— изучение конъюнктуры рынка;

— организация технического и сервисного обслуживания;

— оказание платных бытовых услуг;

— маркетинговая деятельность;

— оказание транспортных услуг по перевозке грузов, том числе за пределы СНГ, в соответствии с Автомобильным Кодексом РФ;

— строительство, ремонт, отделка и оформление жилых и производственных помещений, разработка интерьеров;

— организация и обслуживание туризма, концертов и шоу – представлений;

— организация общественного питания;

— строительство и ремонт гражданских и промышленных объектов;

— производство и реализация строительных материалов;

— деревообрабатывающее производство;

— информационно – рекламная деятельность;

— производство товаров народного потребления (изделия из кожи, меха, дерева, пластмассы, резины, металла и других материалов, в том числе швейное производство);

— производство и переработка с/х продукции, животноводства, звероводства, садоводства, рыбного хозяйства;

— оптово – розничная торговля;

— производство и ремонт продукции производственно – технического назначения;

— организация, проведение исследовательских, проектных, опытных, инженерных и технических работ;

— разработка и внедрение, а также эксплуатация средств связи;

— электрогазосварочные работы;

— видеосъемка и прокат, аудиозапись и прокат, фотографирование;

— организация публичных библиотек, читальных залов, кинотеатров, видеосалонов;

— заготовка и реализация лекарственных растений;

— оказание платных медицинских услуг;

— производство медицинского оборудования;

— производство и реализация медицинских препаратов, за исключением наркотических и сильнодействующих веществ;

— монтаж и наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

— электромонтажные услуги;

— производство пищевых продуктов;

— закупка и реализация лекарственных препаратов, в том числе зооветеринарных препаратов и витаминов для животноводства;

— производство алкогольной продукции;

— проведение изыскательских работ;

— снабженческо-сбытовая деятельность;

— предоставление телекоммуникационных и информационных услуг населению;

— торгово – закупочная деятельность, в том числе ГСМ;

— все виды деятельности, требующие специального разрешения (лицензии), осуществляются при наличии соответствующего разрешения;

— прочие виды деятельности Общество осуществляет в установленном законом порядке.

Для обеспечения деятельности Общества единственный Учредитель образует Уставной капитал в размере 10000 (десяти тысяч) рублей. Уставной капитал вносится в следующем порядке: 100% Уставного капитала формируется путем оценки и передачи имущества на баланс Общества, на момент государственной регистрации.

Источниками формирования имущества Общества являются:

— денежные и материальные взносы Участников;

— доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а так же от других видов хозяйственной деятельности;

— кредиты банков и других кредиторов;

— иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Финансовая деятельность Общества осуществляется на основе финансовых планов, являющихся частью его хозяйственной деятельности.

Результаты финансово – хозяйственной деятельности Общества устанавливаются на основе годового бухгалтерского отчета.

Учитывая, что Общество учреждено единственным Учредителем, то функции Высшего органа Управления принадлежат единственному Учредителю Общества. Исполнительно – распорядительным органом управления Общества является Директор Общества.

Директор несет личную ответственность за сохранность документов, отражающих финансово – хозяйственную деятельность Общества до сдачи их в государственный архив согласно действующему законодательству РФ.

Контроль над деятельностью Директора Общества осуществляет Ревизионная комиссия, создаваемая решением Высшего органа Общества.

092213 2208 2 Организация бухгалтерского учета кредитов и займов на предприятии

 

В ООО «Кубаньсервисцентр» бухгалтерская служба, финансовая служба и менеджер подчиняются одному лицу – директору.

Управление любым предприятием требует, прежде всего, знания его исходного состояния, сведений о том, как существовал и развивался данный объект в периоды, предшествующие настоящему. Лишь получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности предприятия в прошлом, о сложившихся тенденциях в его развитии и функционировании, можно выбрать уверенные управленческие решения, бизнес-план и программу развития предприятия на будущие периоды. Такую информацию может предоставить анализ финансового состояния данного объекта.

Анализ хозяйственной деятельности предприятий связан с обработкой обширной информации, характеризующей самые разные аспекты функционирования предприятия как производственного, финансового, имущественного, социального комплекса. Чаще всего эти данные сосредоточенны в документах финансовой отчетности, балансе предприятия, учетных ведомостях. Таким образом, документально-информационной основой анализа финансового состояния и хозяйственной деятельности предприятий служат данные бухгалтерского учета. Сами эти данные позволяют высказать мнение о состоянии дел в организации.

Бухгалтерский баланс является основным источником информации для широкого круга пользователей. На основании данных баланса можно определить, каким имуществом владеет предприятие, какова структура этого имущества, за счет каких источников сформировано данное имущество, преумножают ли его руководители предприятия или, наоборот, оно уменьшает.

Баланс дает возможность инвесторам определить возможности предприятия выполнить свои обязательства перед своими клиентами, выплатить необходимую сумму дивидендов, и как эта выплата повлияет на платежеспособность предприятия на его дальнейшее существование, стоит ли вкладывать в такое предприятие средства.

 

 

 

Таблица 1- Анализ состава актива баланса ООО «Кубаньсервисцентр»

Показатель
на конец года

2007г.

(тыс.руб.)

<

2008г.

(тыс.руб.)

Абс. отклонение

2008/2007(%)

Абс. прирост
в 2008г.

(тыс.руб.)

Запасы: 

1 

2 

200 

1 

Расходы будущих периодов

1 

2 

200 

1 

Дебиторская задолженность (менее 12 мес.)

0 

5243 

 

5243 

в том числе покупатели и заказчики

0 

4671 

 

4671 

Краткосрочные финансовые вложения

0 

1382 

 

1382 

Денежные средства 

1 

256 

256

255 

Итого: 

3 

6883 

11553 

 

Рассмотрев Таблицу 1 можно сделать вывод о том, в 2008 г. появилась дебиторская задолженность за счет выполнения услуг в рассрочку, также появились краткосрочные финансовые вложения, что говорит о наличии свободных денежных средств. Увеличение денежных средств будет положительно сказываться на платежеспособности предприятия.

 

Таблица 2 – Анализ состава пассива баланса ООО «Кубаньсервисцентр»

Показатель
на конец года

2007г.

(тыс.руб.)

2008г.

(тыс.руб.)

2008/2007(%)

Абс. прирост
в 2008г.

(тыс.руб.)

Уставный капитал

10

10

100

0

Нераспределенная прибыль

3072

463

15,07

-2609

Краткосрочные займы и кредиты

3061

3061

100

0

Долгосрочные займы и кредиты

3

7

233,3

4

Кредиторская задолженность

0

3342

3342

Продолжение Таблицы 1

Показатель

на конец года

2007г.

(тыс.руб.)

2008г.

(тыс.руб.)

2008/2007(%)

Абс. Прирост

В 2008г

(тыс.руб.)

Поставщики и подрядчики

0

1192

1192

По налогам и сборам 

0

1997

1997

Прочие кредиторы 

0

153

153

Итого:

6146

10225

4079

 

Рассмотрев Таблицу 2 можно сделать вывод, что по статьям пассива баланса организации ООО «Кубаньсервисцентр», значительное уменьшение произошло в 2008 году только по одной статье пассива — нераспределенная прибыль на 2,609 тыс.руб., или на 84,93%. Также произошло увеличение долгосрочных займов и кредитов в 2008г. по сравнению с 2007г. на 4,0 тыс.руб., или на 133%.

 

Таблица 3 – Структура актива баланса ООО «Кубаньсервисцентр»

Актив 

2007г.

(тыс.руб.)

2008г.

(тыс.руб.)

Абсолютное

Отклонение

2008-2007

(тыс.руб.)

Темп Роста (%) 

Запасы: 

33,3 

0,03

-33,27

0,09

Расходы будущих периодов

33,3 

0,03

-33,27

0,09

Дебиторская задолженность (менее 12 мес.)

76,2

76,2

в том числе покупатели и заказчики

67,9

67,9

Краткосрочные финансовые вложения

20,08

20,08

Денежные средства 

33,3

3,72

-29,58

11,17

Итого:

100,0

100,0

97,64

11,35

 

В активе баланса наибольшую долю занимает дебиторская задолженность. Ее величина составляет 76,2 тыс.руб. Это влияет неблагоприятно на деятельность предприятия. По сравнению с 2007г. произошло значительное уменьшение расходов будущих периодов на 33,27 тыс.руб., или на 99,91%. В связи с этим произошло уменьшение запасов. Также произошло уменьшение денежных средств на 29,58 тыс.руб., или на 88,83%. За счет направления свободных денежных средств на краткосрочные финансовые вложения.

 

Таблица 4 – Структура пассива баланса ООО «Кубаньсервисцентр»

Пассив 

2007г.

(тыс.руб.)

2008г.

(тыс.руб.)

Абсолютное

Отклонение

2008-2007

(тыс.руб.)

Темп Роста (%) 

Уставный капитал 

0,16 

0,098

-0,062

61,25

Нераспределенная прибыль

50 

4,53

-45,47

9,06

Краткосрочные займы и кредиты

49,8 

29,94

-19,86

60,12

Долгосрочные займы и кредиты

0,05

0,07

0,02

140

Кредиторская задолженность

 

32,69

32,69

Поставщики и подрядчики

 

11,66

11,66

По налогам и сборам 

 

19,53

19,53

Прочие кредиторы

1,5

1,5

Итого:

100,0

100,0

0,008

270,43

 

Рассмотрев данные таблицы можно прейти к выводу, что займы и кредиты по сравнению с 2007г. уменьшились на 19,86 тыс.руб., или на 39,88%, что благоприятно влияет на деятельность предприятия. Также в 2008 г. нераспределенная прибыль уменьшилась на 45,4 тыс.руб., что произошло в результате убыточной деятельности предприятия в 2007 г. Это отрицательно влияет на структуру баланса.

 

 

 

Таблица 5 – Анализ финансовых результатов ООО «Кубаньсервисцентр»

Наименование показателя 

2007г.

(тыс.руб.)

2008г.

(тыс.руб.)

Абсол. Откл.

2008-2007

(тыс.руб.)

Темп роста (%) 

Прибыль (убыток) от продаж

0 

4713 

4713 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения 

6 

4651 

4645 

77516 

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 

6 

3535 

3529 

58916 

 

Анализируя данные Таблицы 5, можно сделать вывод, что предприятие достигло лучших результатов в своей деятельности в 2008 году по сравнению с 2007 годом, о чем свидетельствует увеличение прибыли от продаж на 4713 тыс.руб., и чистой прибыли на 3529 тыс.руб.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Для проведения анализа рентабельности в динамике составим таблицу:

Таблица 6 – Анализ рентабельности ООО «Кубаньсервисцентр»

Наименование показателей 

2007г.

2008г.

Выручка от продаж, тыс.руб.

14914

Прибыль от продаж, тыс.руб.

4713

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

6

4651

Чистая прибыль, тыс.руб.

6

3535

Рентабельность продаж, % 

0,32

Рентабельность деятельности, % 

0,31

 

Рассмотрев таблицу 6 можно сделать вывод, что с учетом всех прочих доходов и расходов предприятия прибыль до налогообложения увеличилась. Следовательно, чистая прибыль также увеличилась. Но прибыль до налогообложения в 2008 г. была больше за счет того, что предприятие имело в это период отложенные налоговые активы и обязательства.

 

 

2.2 Оценка системы бухгалтерского учета организации.

На основании и в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ (в ред. 30.06.2003), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34н, Положением по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.00г. № 94н установлены следующие положения учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Структура бухгалтерии этого предприятия простая и выглядит следующим образом:

092213 2208 3 Организация бухгалтерского учета кредитов и займов на предприятии

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

Главный бухгалтер формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

Главный бухгалтер ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, а также оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

Главный бухгалтер обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы, а также сообщает директору предприятия о всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.

Бухгалтер отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Бухгалтер обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета.

Бухгалтер выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

Должностные обязанности бухгалтера-кассира – это, прежде всего, работа с наличными деньгами. Работа очень ответственная, поэтому в должностной инструкции бухгалтера-кассира должны быть четко прописаны и круг обязанностей, и компетенция, и права.

Осуществляет прием наличных денежных средств в кассу предприятия с одновременным занесением информации в компьютерную базу данных.

Бухгалтер – кассир выдает наличные денежные средства подотчетным лицам на основании служебных записок, заверенных подписью генерального директора или финансового менеджера с одновременным занесением информации в компьютерную базу данных, контролирует соблюдение лимита остатка денежных средств в кассе. Также бухгалтер — кассир начисляет и выплачивает заработную плату работникам предприятия, исчисляет налоги по заработной плате, своевременное их перечисляет.

Учетная политика ООО «Кубаньсервисцентр» для целей бухгалтерского и налогового учета формируется на каждый год и не может быть изменена в течение года. Руководитель организации является ответственным за организацию бухгалтерского учета и соблюдения законодательства. Главный бухгалтер ответственен за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств в порядке, предусмотренном приказом руководителя. Бухгалтерский учет ООО «Кубаньсервисцентр» ведется с применением автоматизированной системы учета: бухгалтерской программы «1С-бухгалтерия».

ООО «Кубаньсервисцентр» вследствие того, что оно является дочерним предприятием ООО ГК «Сити Центр» самостоятельно инвентаризацию не проводит.

Бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).Учет основных средств ведется на счете 01 субсчет 1 «Основные средства в организации». При принятии объекта основного средства к бухгалтерскому учету, срок полезного использования устанавливается в соответствии с классификацией. Решение о назначении срока полезного использования и отнесение основного средства к соответствующей амортизационной группе принимается постоянно действующей комиссией.

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов (МПЗ) осуществляется в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Учет МПЗ в организации ведется на счете 10 «Материалы». В фактическую стоимость МПЗ входят: суммы, уплаченные по договору поставщику, за информационные услуги, таможенные пошлины и иные затраты. При отпуске МПЗ в производство или при ином их выбытии их оценка производится по себестоимости каждой единицы.

Бухгалтерский учет расходов по обычным видам деятельности осуществляется в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Расходы учитываются в том периоде, в котором имели место, независимо от времени оплаты. Расходы по обычным видам деятельности, связанные с осуществлением деятельности, относятся к косвенным расходам и учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»

Резервы предстоящих расходов и платежей не создаются.

Расходы будущих периодов отражаются в бухгалтерском учете обособленно на счете 97 «Расходы будущих периодов». Эти расходы подлежат равномерному списанию в течение периода, к которому они относятся. Сроки по списанию расходов будущих периодов определяются руководителем организации.

Использование чистой прибыли определяется учредителем организации. Аналитический учет на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» ведется по направлениям движения и использования прибыли.

Бухгалтерский учет прочих расходов осуществляется в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

ООО «Кубаньсервисцентр» не имеет собственного рабочего плана счетов.

Поскольку ООО «Кубаньсервисцентр» зависит от ООО ГК «Сити Центр» вследствие этого оно не нуждается в собственном графике документооборота.

Организация ООО «Кубаньсервисцентр» основывается больше всего на займах чем на кредитах. Договор займа выглядит следующим образом:

1.Предмет договора. В этой части описываются обязанности сторон, на какой основе предоставляется займ (процентной или беспроцентной), условия предоставления займа (платность, возвратность, срочность).

2. Сроки. В этой части описывается, с какого момента начинает действовать договор займа и его окончание после выполнения всех обязательств сторон по договору. Указывается срок предоставления займа.

3. Конфиденциальность – это значит, что дополнительные соглашения к договору займа не подлежат разглашению.

4. Ответственность сторон. В случае неисполнения одной из сторон своих обязательств, недобросовестная сторона обязана возместить другой стороне убытки, уплатить штраф.

5. Форс-Мажор. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение принятых по договору обязательств, если оно (неисполнение или ненадлежащие исполнение) явилось следствием возникновения обстоятельств непреодолимой силы т.е. явления природного характера: пожары, наводнения, землетрясения, штормов, аварий и т.д.

6. Возврат займа. Проценты. Указываются сроки возврата займа (конкретное число, месяц, год). Указывается, какой процент начисляется на сумму займа. Оплата процентов производится заемщиком единовременным платежом, одновременно с возвратом займа.

7.Заключительные положения. Здесь говорится о том, когда вступает договор займа (с момента подписания сторонами договора), договор составляется в 2-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу, поправки, т.е. изменения или дополнения к договору.

8. Адреса и реквизиты сторон. Указываются реквизиты займодавца и заемщика (Название организации, ИНН, КПП, расчетный счет в банке, к/р, БИК).

Договор подкрепляется печатями обеих сторон и подписями займодавца и заемщика.

 

 

2.3 Учет краткосрочных кредитов и займов

Бухгалтерский учет кредитов и займов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) утвержденный приказом Минфина РФ от 02.08.01 №60н.

Краткосрочные обязательства — это обязательства, которые должны быть выполнены в течение года или обычного операционного цикла компании в зависимости от того, какой период дольше.
Кредиты и займы, возникающие как краткосрочные обязательства в результате целенаправленных действий администрации организации по получению средств от кредитных учреждений и других юридических (физических) лиц, оформляются кредитными договорами и договорами займа, в которых согласовываются условия их получения и возврата, процентные ставки, назначение, обеспечение и др.

Для учета обязательств по краткосрочным кредитам и займам применяется синтетический счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», предназначенный для отражения обязательств, срок погашения которых не превышает 12 месяцев. Долгосрочные обязательства по кредитам и займам, срок погашения которых наступает в текущем отчетном году, также должны учитываться на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», так как до срока их окончательного погашения остается менее 12 месяцев. К счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» открываются следующие субсчета:

66-1 «Расчеты по краткосрочным кредитам банка»;
66-2 «Расчеты по краткосрочным займам»;

В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Министерства финансов от 30 мая 2003 г. № 89, организации могут уточнять содержание отдельных субсчетов, а также вводить дополнительные субсчета, отразив их введение в учетной политике.
В бухгалтерском учете операции по учету краткосрочных кредитов и займов отражаются следующим образом:

Поступление краткосрочных кредитов и займов в виде денежных средств:
— наличными денежными средствами:
Дт 50 «Касса» Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
— безналичными денежными средствами в рублях:
Дт 51 «Расчетный счет» Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Рассмотрим пример о том, что организация ООО «Кубаньсервисцентр» заключила договор товарного займа, в соответствии с которым другая организация обязана поставить ей материалы стоимостью 11 800 рублей (плюс — НДС 18%). Отдавать данный товарный займ наша организация так же собирается материалами.

Теперь отразим вышеперечисленное соответствующими проводками:

 

 

Таблица 7 – Учет краткосрочного товарного займа

Проводка 

Сумма, руб. 

Операция 

Д10 К66

10000

поступили материалы по договору товарного займа

Д10 К68

1800 

отражен НДС по поступившим материалам.

Д66 К91-1 

11800 

отражена в составе прочих доходов организации сумма займа, указанная в договоре

Д91-2 К10 

11800

списана стоимость материалов, подлежащих передаче организации-заимодавцу

Д91-2 К68 

1800 

отражен НДС по передаваемым ценностями

Д68 К10

1800 

принят к зачету входящий НДС по принятым ранее по договору товарного займа ценностям.

 

 

2.4 Учет долгосрочных кредитов и займов

Бухгалтерский учет кредитов и займов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) утвержденный приказом Минфина РФ от 02.08.01 №60н.

Долгосрочные обязательства – это обязательства, которые должны быть выполнены в период более одного года или операционного цикла после даты отчета.

Для учета обязательств по долгосрочным кредитам и займам, срок погашения которых превышает 12 месяцев, применяется синтетический счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». К счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» открываются следующие субсчета:

67-1 «Расчеты по долгосрочным кредитам банка»;
67-2 «Расчеты по долгосрочным займам»;

Счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» предназначен для обобщения информации о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.
Суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы». Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.

Займы могут быть получены как в денежном, так и не в денежном выражении. Перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную задолженность не производится. Если полученные средства по договору займа (кредита) предназначены для приобретения и (или) строительства инвестиционного актива, который в дальнейшем не предназначен для перепродажи, то расходы по обслуживанию займов (кредитов) относятся на стоимость инвестиционного объекта. Включение затрат по полученным кредитам и займам в первоначальную стоимость инвестиционного объекта прекращается с первого числа месяца следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
На суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.

Рассмотрим пример учета долгосрочного займа. Организация ООО «Кубаньсервисцентр» 1 июля 2008г. заключила договор с организацией «МаркетПроф» на 1,3 года, о следующем: по договору заимодавец передает заемщику займ на сумму 175 000 рублей. Займ поступает не в денежной форме, а направляется на погашение задолженности по лизинговым платежам. ООО «Кубаньсервисцентр» обязуется возвратить полученную сумму в сроки и уплатить процент в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Теперь отразим учет долгосрочного займа соответствующими проводками:

Таблица 8 – Учет долгосрочного займа

Дата 

Проводка 

Сумма, руб. 

Операция 

03.07.2008г.

Дт 76 Кт 67

175 000

Получен долгосрочный займ от организации «МаркетПроф»

31.07.2008г.

Дт 91-2 Кт 67

12547,5

Начислен процент по займу за пользование займом в первый месяц

 

Дт 67 Кт 51

12547,5

Уплачен процент по займу

31.07.2009г.

Дт 91-2 Кт 67

12547,5

Начислен процент по займу за пользование займом в последний месяц

 

Дт 67 Кт 51

12547,5

Уплачен процент по займу

01.08.2009

Дт 67 Кт 76

175 000

Возвращена сумма займа организации «МаркетПроф»

 

3. Пути совершенствования учета кредитов и займов в ООО «Кубаньсервисцентр»

Рассматривая предыдущий раздел, было отмечено, что организация ООО «Кубаньсервисцентр» не имеет своего графика документооборота, поскольку зависит от ООО ГК «Сити Центр» вследствие этого не нуждается в собственном графике документооборота. Не смотря на это каждая организация должна иметь свой график документооборота, который должна разработать самостоятельно.

Создание первичных учетных документов или получение их от других организаций, их принятие к учету, обработка, передача в архив называются документооборотом. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или приказа с перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов в каждом подразделении организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

График должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. В график документооборота рекомендуется включать следующие разделы:

1. Порядок создания документа:

— количество экземпляров;

— ответственный за выписку;

— ответственный за оформление;

— ответственный за исполнение;

— срок исполнения.

2. Порядок проверки документа:

— ответственный за проверку;

— кто представляет;

— порядок представления;

— срок представления.

3. Порядок обработки документа:

— исполнитель;

— срок исполнения.

4. Порядок передачи документа в архив:

— исполнитель;

— срок передачи.

Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и, наконец, обеспечивают своевременность составления отчетности.

ООО «Кубаньсервисцентр» самостоятельно не проводит инвентаризацию.

Задача инвентаризации – определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, не реальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета. Инвентаризация предполагает следующие этапы:

1.Последовательно анализируется каждый вид инвентаризируемого расчета:

  • расчеты по кредитам и займам (балансовый счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», балансовый счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»). Проверяются займы, выданные организации банками и другими кредитными учреждениями по каждому кредитному учреждению и договору займа. Проверяется правомерность их учета в составе краткосрочных (со сроком погашения не более 12 месяцев) или долгосрочных (со сроком погашения более 12 месяцев) обязательств в соответствии с договором. Займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются обособленно. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно. Проверяется правильность и своевременность начисления к уплате причитающихся процентов по полученным кредитам и займам. Начисленные суммы процентов учитываются обособленно;
  • расчеты по налогам и сборам (балансовый счет 68)
  • расчеты по социальному страхованию и обеспечению (балансовый счет 69)
  • расчеты с покупателями и заказчиками (балансовый счет 62)
  • Расчеты с поставщиками и подрядчиками (балансовый счет 60)
  • расчеты с подотчетными лицами (балансовый счет 71)
  • расчеты с персоналом по оплате труда ( балансовый счет 70)
  • расчеты с персоналом по прочим операциям ( балансовый счет 73)
  • расчеты с разными дебиторами и кредиторами (балансовый счет 76)
  • внутрихозяйственные расчеты (балансовый счет 79)

    2. Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме № ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами».

    3. На основании справки заполняется форма № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

    В учетной политике организации ООО «Кубаньсервисцентр» рекомендуется указать, как организована взаимосвязь бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

    В Учетной политике не предусмотрен срок отчета по денежным средствам, выданным под отчет на хозяйственные расходы. Следовательно, нарушен п.11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ», утвержденного письмом ЦБ от 22.09.93 № 40. Рекомендуется установить срок отчета по денежным средствам, выданным под отчет на хозяйственные расходы в течение 10 дней после получения денежных средств.

    В последнее время тема автоматизации документооборота стала как никогда актуальной. Компании, достигшие достаточной степени организационной зрелости и осознания, протекающих в них процессов, пытаются использовать средства автоматизации документооборота для дальнейшего улучшения своей деятельности. Приступая к автоматизации задач документооборота, надо изначально разделить собственно внедрение тех или иных приложений, автоматизирующих конкретные процессы обработки документов и внедрение платформы для подобной автоматизации. Вот несколько примеров конечных приложений автоматизации документооборота:

  • электронный архив документов
  • контроль исполнения документов
  • автоматизация договорного процесса

    Данное новшество только появляется на рынке информационных систем.

    Автоматизация документооборота упрощает работу поиска документов, сопоставление документов, выявления ошибок и их редактирование.

    Делая общий вывод можно сказать о том, что ООО «Кубаньсервисцентр» имеет несколько уязвимых мест в учетной политике. Для того чтобы знать как и от кого, в каком месяце была обработка и передача документов в архив, ООО «Кубаньсервисцентр» нуждается в создании документооборота и его графика. Для улучшения своей деятельности ООО «Кубаньсервисцентр» должна автоматизировать документооборот.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.11MB/0.00176 sec

WordPress: 25.49MB | MySQL:115 | 2,552sec