Организация работы аппарата бухгалтерии, учетная политика

<

120613 1719 1 Организация работы аппарата бухгалтерии, учетная политикаА) Структура и функции аппарата бухгалтерии

 

Для формирования полной, своевременной достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности АО «Подземметаллозащита» необходимой для оперативного руководства и управления, а также для обеспечения контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременного предупреждения негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов на предприятии существует аппарат бухгалтерии во главе с главным бухгалтером.

 

В аппарат бухгалтерии входят:

— главный бухгалтер;

— экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности 1-й категории;

— бухгалтер по материальному учету 1-й категории;

— бухгалтер-кассир.

 

 

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, правовых и финансовых ресурсов, сохранность собственности акционерного общества. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику акционерного общества. На должность главного бухгалтера назначается лицо имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет. Главный бухгалтер назначается и увольняется приказами генерального директора акционерного общества, в непосредственном подчинении которого он находится. В непосредственном подчинении главного бухгалтера находится установленный штатным расписанием персонал. В своей работе главный бухгалтер руководствуется Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, Федеральными Законами «О внесении изменений и дополнений в Федеральном Законе» «О бухгалтерском учете»( ФЗ от 23.07.1998г. № 123-ФЗ, ФЗ от 28.03.2002г. №32-ФЗ), приказом об учетной политике акционерного общества, Налоговым Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ и другими нормативными актами, а также должностной инструкцией.

 

 

Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности выполняет работу по осуществлению бухгалтерского учета обязательств и хозяйственных операций в Обществе, анализу и контролю за состоянием и результатами хозяйственной деятельности, формированию и распределению доходов и накоплений предприятия и их использование по обязательствам перед федеральным и местным бюджетами, налоговыми организациями, банковскими учреждениями, поставщиками и заказчиками, финансированию затрат на расширение производства, социальное обеспечение и материальное стимулирование работников. Экономист по бухгалтерскому учету находится в прямом подчинении главного бухгалтера. Назначается и освобождается от должности приказами Генерального директора по представлению главного бухгалтера. В период отсутствия главного бухгалтера исполняет его обязанности. На должность экономиста по бухгалтерскому учету назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требования к стажу работы лицо среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет. В своей деятельности экономист по бухгалтерскому учету руководствуется законодательствами нормативными правовыми актами, методическими материалами по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности, методами экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

 

Бухгалтер по материальному учету 1-й категории обеспечивает учет товарно-материальных ценностей, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операции, связанных с их движением. Бухгалтер по материальному учету 1-й категории назначается и увольняется генеральным директором ОАО «Подземметаллозащита» по представлению главного бухгалтера ОАО. Бухгалтер по материальному учету находится в непосредственном подчинении главного бухгалтера ОАО «Подземметаллозащита». Бухгалтер по материальному учету в своей деятельности руководствуется законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими и нормативными материалами по организации бухгалтерского учета имущества и составлению отчетности.

 

Бухгалтер-кассир обеспечивает получение, учет и выдачу денежных средств, а также начисление заработной платы. Бухгалтер-кассир находится в непосредственном подчинении главного бухгалтера. Бухгалтер-кассир назначается и увольняется генеральным директором ОАО «Подземметаллозащита» по представлению главного бухгалтера.

 

 

 

 

 

 

Б) Форма отчета, применяемая на предприятии

 

В соответствии ст. 13 ФЗ организация ОАО «Подземметаллозащита» составляет на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

 

Бухгалтерская отчетность на предприятии состоит из:

— бухгалтерский баланс;

— отчет о прибылях и убытках;

— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

— аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

— пояснительной записки.

 

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности содержит существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Отчетным для организации является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Организация предоставляет квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании год, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. День предоставления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Акционерное общество открытого типа обязано публиковать годовую бухгалтерскую годовую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий.

 

 

 

 


Тема 3. Учет основных хозяйственных процессов на предприятии.

 

 

А) Оформление операций по поступлению

материально – производственных запасов

 

Материалы — вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы. Материально производственные запасы учитываются на счете 10 «Материалы». По дебету счета отражается приход материалов, по кредиту расход материалов. Остаток дебетовый.

Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке:

а) по договорам купли — продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;

б) путем изготовления материалов силами организации;

в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;

г) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).

На материалы, поступающие по договорам купли — продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования — поручения, счета, товарно — транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.). Организация устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом необходимо:

— зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;

— проверять соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;

— проверять правильность расчетов в расчетных документах;

— акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);

— определять фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

— передавать документы в подразделения организации (бухгалтерскую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.

Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Приемка материалов от организаций транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих на транспорте и в органах связи соответственно, и условий договоров (купли — продажи, поставки, перевозки груза и т.п.).

Поступившие в организацию счета — фактуры, товарно — транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально — технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.

Материалы в организации должны быть своевременно оприходованы.

При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.

Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма N М-4 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

На массовые однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер.

Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно — транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.

Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.

Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.

В случае, когда материал поступает в одной единице измерения (например, по весу), а отпускается со склада в другой (например, поштучно), то его оприходование и отпуск отражаются в первичных документах, на складских карточках и соответствующих регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения. При этом вначале записывается количество в единице измерения, указанной в документах поставщика, затем в скобках — количество в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада.

Если затруднительно отражение движения такого материала одновременно в двух единицах измерения, возможен вариант перевода материала в другую единицу измерения с составлением акта перевода представителями отдела снабжения, бухгалтерской службы, специалистов других отделов (если это необходимо) и заведующего складом. В акте перевода в другую единицу измерения указывается количество материала в единице измерения, указанной в расчетных (сопроводительных) документах поставщика, и в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада. Одновременно определяется учетная цена в новой единице измерения. На карточке складского учета материал приходуется в единице измерения поставщика, а также в другой (новой) единице измерения со ссылкой на акт перевода.

Если в расчетных (сопроводительных) документах поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения (например, в тоннах), чем принято в организации (например, в килограммах), такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в данной организации.

Если в интересах производства целесообразно направить материалы непосредственно в подразделение организации, минуя склад, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом).

Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в подразделения организации, должен быть оформлен распорядительным документом по организации.

На стройках строительные материалы, конструкции и детали, поступающие в значительном количестве, как правило, завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя базисный (центральный) склад.

При приемке импортных материалов следует учитывать правила и особенности, установленные договорами (контрактами) и таможенным законодательством.

Приемные акты и приходные ордера должны, как правило, составляться в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.

В случае, если материалы, принятые на ответственное хранение, относятся в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации к бесхозяйным вещам и являются скоропортящимися, или издержки по их хранению несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, то организация может использовать указанные материалы в производственных и иных целях или продать. При этом указанные материалы приходуются в организации по рыночной стоимости.

Выручка от продажи этих материалов или их рыночная стоимость при использовании материалов для собственных нужд организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других аналогичных затрат, подлежит возврату собственнику материалов.

В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями.

Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и (или) должностными лицами.

Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру — при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда:

— продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;

— осуществляется возврат подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;

— производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;

— осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;

— других аналогичных случаях.

Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.

 

Оценка материально — производственных запасов

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляются организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если расходы по доставке (транспортно — заготовительные расходы) берет на себя принимающая сторона, то фактическая себестоимость материалов увеличивается на сумму произведенных расходов.

Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Сумма расходов по доставке учитывается аналогично порядку, изложенному в пункте 65 настоящих Методических указаний.

Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально — производственных запасов, включая материалы, полученные организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально — производственные запасы.

Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает:

— стоимость материалов по договорным ценам;

— транспортно — заготовительные расходы;

— расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Стоимость материалов по договорным ценам представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы.

Транспортно — заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно — заготовительных расходов входят:

— расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

— расходы по содержанию заготовительно — складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией по себестоимости каждой единицы оказанных услуг, в соответствии с учетной политикой организации.

При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов применяться вариант исчисления. включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения транспортно — заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).

 

 


Б) Транспортно — заготовительные расходы (ТЗР)

 

Транспортно — заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально — производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организации, так как у нее имеется небольшая номенклатура материалов.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Расчет фактической себестоимости приобретенного материалаНаименование материаловЕдиница измеренияКоличествоЦена (руб)Стоимость (руб)Покупная стоимостьАнодышт30110033000 Т З РСтоимость бензинал15016 — 202430Зарплата водителейчел130003000Зарплата экспедитора и рабочихчел231003100Амортизационные отчисления ОСруб  88Всего   41618НДС (18%)   7491-24Итого   49109-24

В) Оформление операций по отпуску
материалов в производство

Все затраты на производство учитываются на 20 счет «Основное производство».
Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. В частности, этот счет используется для учета затрат:
-по выпуску промышленной и сельскохозяйственной продукции;
-по выполнению строительно-монтажных, геолого-разведочных и проектно-изыскательских работ;
-по оказанию услуг организаций транспорта и связи;
-по выполнению научно-исследовательских и конструкторских работ;
-по содержанию и ремонту автомобильных дорог и т.п.
По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 23 «Вспомогательные производства». Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Потери от брака списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 28 «Брак в производстве».
По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 90 «Продажи» и др.
Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Если формирование информации о расходах по обычным видам деятельности не ведется на счетах 20 — 39, то аналитический учет по счету 20 «Основное производство» осуществляется также по подразделениям организации.
Под отпуском сырья, материалов, конструкций, деталей, топлива и полуфабрикатов на производство понимается отпуск этих материальных ценностей непосредственно для изготовления продукции, а на стройках — для выполнения строительно-монтажных работ. Кроме того, сюда же относится и отпуск на ремонтные и хозяйственные нужды. Отпуск указанных ценностей в кладовые цехов, участков, а также на площадки строительства следует рассматривать не как отпуск на производство, а как перемещение материальных ценностей.
Сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и другие материальные ценности должны отпускаться в производство по весу, объему или счету, в строгом соответствии с установленными расходными нормативами и объемом производственной программы.
Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право требовать со складов материалы, а также образцы их подписей должны быть сообщены соответствующему складу. Отпуск складами материалов на производство осуществляется только выделяемым для их получения работникам цехов, хозяйств, отделов, строительно-монтажных участков.
Отпуск материалов на производство, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов.
Лимитирование отпуска материалов на производство должно основываться на утвержденных прогрессивных нормах расхода материалов, объемах производственных программ цехов с учетом переходящих запасов неизрасходованных цехами материалов на начало и конец месяца.
Лимит отпуска материалов на производство устанавливается отделом снабжения или другими отделами, по указанию руководителя предприятия, на основе соответствующих расчетов планово-производственного отдела.
Установленные лимиты отпуска материала могут изменяться при необходимости уточнения лимита на остаток материала в незавершенном производстве (на начало месяца), замены материала или исправления ошибок, допущенных при расчете лимита. Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право их утверждения.
Изменение лимитов за истекший период времени не допускается.
На стройках лимитирование расхода материалов производится плановым или производственным отделом при составлении производственных планов. В основу лимитов принимаются утвержденные в установленном порядке производственные нормы расхода материалов на единицу конструктивного элемента или вида работ с учетом организационно-технических мероприятий, положенных в основу утвержденного плана снижения стоимости строительства.
При необходимости в первичных документах на отпуск материалов может предусматриваться виза представителя отдела технического контроля, удостоверяющая пригодность отпускаемого материала для производственных целей.
Лимитирование отпуска материалов на производство оформляется или лимитно-заборными картами, или групповыми ведомостями (картами) учета использования лимитов. Такие карты или ведомости эффективно составлять на современных вычислительных машинах, которые при этом делают соответствующие расчеты по лимитированию.
Лимитно-заборные карты предназначены для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.
Отпуск материалов по лимитным картам может производиться лишь из одного заранее прикрепленного склада, только указанных в лимитных картах наименований материалов и строго в пределах количеств, установленных лимитами.
Лимитно-заборные карты выписываются отделом снабжения или плановым отделом на один или несколько номенклатурных номеров материалов и, как правило, на один шифр затрат (заказа) в двух экземплярах сроком на один месяц. В отдельных случаях лимитно-заборная карта может открываться в целом на заказ на всю номенклатуру потребляемых материалов.
Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца передается цеху (участку) — потребителю материалов, второй экземпляр — складу или кладовой цеха (участка).
Кладовщик производит взвешивание или замер отпускаемого материала обязательно в присутствии представителя цеха (участка) и отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенного материала, после чего выводит остаток лимита по данному номенклатурному номеру материала.
Лимитно-заборная карта может выписываться и в одном экземпляре. В этом случае работник цеха (участка) расписывается в получении материалов непосредственно в карточке складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.
По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
На предприятиях и стройках должен быть организован контроль за своевременной сдачей лимитно-заборных карт в конце месяца в бухгалтерию.
В целях сокращения количества лимитно-заборных карт министерства и ведомства могут рекомендовать там, где это целесообразно, применение карт, выписываемых на квартал (с отрывными месячными талонами).
На предприятиях, где высок удельный вес расхода комплектующих изделий на выпуск готовой продукции, для контроля за отпуском этих изделий целесообразно применять комплектовочные ведомости, выписываемые на месяц или на всю потребность изделий по данному заказу. Формы и порядок ведения таких ведомостей устанавливают министерства и ведомства в инструкциях по учету материалов.
Отпуск цехам, хозяйствам и участкам материалов, потребность в которых возникает периодически, должен осуществляться по требованиям. Отпуск материала с небольшими отступлениями против количества, затребованного по первичному документу, допускается производить без получения дополнительного разрешения только в тех случаях, когда такой отпуск вызван состоянием упаковки этих материалов, их объемом, размером, развесом и т.п.
При оформлении отпуска материалов на производство требованиями, а также возврата из производства и перемещения материалов со склада в кладовую цеха (участка) накладными, контроль за отпуском материалов в пределах лимита осуществляется по ведомостям (картам) использования лимитов. Эти ведомости, заполняемые на основе требований и накладных, являются только оперативными документами, предназначенными для текущего контроля, за использованием лимитов отпуска материалов. Формы и порядок ведения таких ведомостей устанавливают министерства и ведомства.
Указанные ведомости выписываются отделом снабжения на группу материалов, получаемых цехом с одного склада, на месяц, квартал или срок действия заказа в одном экземпляре (для цеха, участка — потребителя). Отпуск материалов производится только при предъявлении цехом (участком) ведомости (карты) учета использования лимитов и требований. Требования на отпуск и накладные на перемещение материалов там, где это возможно, целесообразно заменять дуаль-картами или другими соответствующими техническими носителями информации.
Министерства и ведомства в инструкциях могут возлагать контроль за использованием цехами и участками лимитов отпуска материалов и на отдел снабжения. В этом случае получатель материала обязан предъявлять требование на отпуск материалов в отдел снабжения, который указывает на требовании, что материал может быть выдан цеху, и одновременно делает запись об отпуске материала в ведомости (карте) учета использования лимита.
Всякий сверхлимитный отпуск материала на производство и замену материалов следует оформлять выпиской специального требования. К сверхлимитному отпуску материала относятся: дополнительный отпуск материала при перевыполнении цехом производственной программы, дополнительный отпуск на покрытие перерасхода материала, на возмещение брака и др.
Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материала другими допускаются только по разрешению директора предприятия (руководителя организации), главного инженера или лиц, ими на то уполномоченных.
В целях уменьшения трудоемкости учетных работ и в условиях применения вычислительных машин предприятиям (стройкам) выписку первичных документов по отпуску материалов следует производить, как правило, в централизованном порядке. В этом случае, используя технологическую документацию по изготовлению продукции, на машиносчетной установке делается предварительный расчет необходимого для каждого цеха количества материалов, исходя из месячной программы. На основании таких расчетов выписывается нужное количество первичных документов, которые заранее передаются цехам (участкам) — потребителям.
Следует также шире применять централизованную доставку материалов. При такой доставке материалов со склада в цеховые кладовые, на участки или на рабочие места составляется специальный оперативный документ на отпуск (план — карта), в котором отражаются утвержденные лимиты отпуска и календарные сроки подачи материалов в производство. На основе этого документа склад сам выписывает накладную (дуаль-карту) на отпуск материалов в пределах месячного лимита и производит доставку материалов в утвержденные сроки (через экспедитора).
Порядок отпуска, график и формы оперативных документов при централизованной доставке определяются предприятиями и стройками.
Для сокращения количества первичных документов в условиях применения современных вычислительных машин рекомендуется внедрять там, где это целесообразно, систему оформления отпуска материалов (например, из цеховых кладовых) непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных или заборных карт (книжек), выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель цеха при получении материалов расписывается непосредственно в карточке складского учета. Здесь же отражается шифр направления затрат (калькуляционный объект, цеховые и иные нужды). При этой системе карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции оправдательного документа. Перечень наименований материалов, отпускаемых указанным способом, и порядок оформления этого отпуска устанавливают предприятия (стройки) по согласованию с министерством (ведомством).
Количество отпущенных в производство массовых однородных материалов (песок, щебень, гравий, руда, уголь и др.) при невозможности отпуска их по фактическому весу или обмеру допускается определять на основе проведения периодических, не реже одного раза в месяц, инвентаризаций остатков этих материалов.
Результаты инвентаризации остатков массовых материалов должны оформляться постоянно действующей инвентаризационной комиссией путем составления акта. Состав комиссии определяется приказом руководителя предприятия (стройки) по согласованию с главным бухгалтером.
Основой бухгалтерского учета материалов служит количественный (натуральный) учет использования материалов в цехах и на участках.
Документы количественного учета использования сырья, материалов и других материальных ценностей оформляются, как правило, теми должностными лицами, на которых возложена ответственность за их правильное использование в производстве. Функции по ведению бухгалтерского учета и контроля за использованием в производстве материалов осуществляются бухгалтерией.
Учет использования материалов в производстве организован в зависимости от особенностей сырья, материалов и полуфабрикатов, технологического процесса производства и характера возникающих потерь.
Материалы, оставшиеся в цехах (на участках) на конец месяца неиспользованными (нераскроенными, не подвергшимися обработке), необходимо списать со счетов производства на соответствующие счета материалов. Для этого должна проводиться их инвентаризация. Первым числом нового месяца остатки этих материалов бухгалтерской записью списываются на счета производств.
На основании данных текущего учета цехи (участки) должны составлять и представлять рапорты с указанием причин экономии или перерасхода. После проверки эти рапорты и отчеты об использовании материалов в производстве и об отклонениях от норм и отчеты используются для целей анализа и контроля, а также для разработки мероприятий по экономному расходованию материальных ценностей.
Оказанные услуги отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

<

Фактическая себестоимость услуг за первое полугодие 2006г.

Наименование затрат
Сумма
(руб) 1. Амортизационные отчисления
2. Сырье и материалы
3. Топливо
4. Запасные части
5. Специальная оснастка и специальная одежда на складе
6. Расчеты с внебюджетными фондами
7. Расчеты с персоналом
8. Командировочные расходы
9. Производственные расходы
10. Транспортные расходы
11. Общехозяйственные расходы
12.Расчеты с различными дебиторами и кредиторами
Фактическая себестоимость 5412-86
1109036-72
6447-43
17686-65
4507-37
659 171-30
4089478-75
217511-23
766021-24
3033982-90
3030411-06
22826-33
13350006-34 Г) Процесс реализации
готовой продукции

Готовая продукция является частью материально — производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Готовая продукция, как правило, должна сдаваться на склад готовой продукции. Исключение допускается для крупногабаритных изделий и иной продукции, сдача на склад которых затруднена по техническим причинам. Они могут приниматься представителем покупателя (заказчика) на месте изготовления, комплектации или сборки либо отгружаться непосредственно с этих мест.
Организация учета готовой продукции должна обеспечить формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам.
Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях. Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в данной организации, исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы или поштучно).
Для организации учета количественных показателей однородной продукции могут применяться условно — натуральные измерители (например, консервы в условных банках, чугун в пересчете на передельный, отдельные виды продукции, исходя из их веса или объема полезного вещества, и т.д.).
Готовая продукция организации учитывается по наименованиям, с раздельным учетом по отличительным признакам (марки, артикулы, типо — размеры, модели, фасоны и т.д.). Кроме того, учет ведется по укрупненным группам продукции: изделия основного производства, товары народного потребления, изделия, изготовленные из отходов, запасные части и т.д.
Данные аналитического и синтетического учета готовой продукции должны обеспечивать получение необходимых данных для составления бухгалтерской отчетности.
Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением (по фактической производственной себестоимости).
При этом остатки готовой продукции на складе (иных местах хранения) на конец (начало) отчетного периода могут оцениваться в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете организации по фактической производственной себестоимости или по нормативной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции. Нормативная себестоимость остатков готовой продукции также может определяться по прямым статьям затрат.
При организации аналитического бухгалтерского учета готовой продукции не должно допускаться ведение учета только в количественном выражении, без соответствующей стоимостной оценки.
Разрешается в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения готовой продукции применять учетные цены.
В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:
а) фактическая производственная себестоимость;
б) нормативная себестоимость;
в) договорные цены;
г) другие виды цен.
Выбор конкретного варианта учетной цены принадлежит организации.
Применение варианта оценки готовой продукции по нормативной себестоимости целесообразно в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Положительными сторонами применения нормативной себестоимости в качестве учетной цены являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете.
Фактическая производственная себестоимость в качестве учетной цены продукции применяется, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.
Договорные цены в качестве учетных цен применяются преимущественно при стабильности таких цен.
Если учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости или по договорным ценам, то разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам учитывается на счете «Готовая продукция» по отдельному субсчету «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости». Отклонения на этом субсчете учитываются в разрезе номенклатуры, либо отдельных групп готовой продукции, либо по организации в целом. Превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью отражается по дебету указанного субсчета и кредиту счетов учета затрат. Если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости, то разница отражается сторнировочной записью.
Списание готовой продукции (при отгрузке, отпуске и т.д.) может производиться по учетной стоимости. Одновременно на счета учета продаж списываются отклонения, относящиеся к проданной готовой продукции (определяется пропорционально ее учетной стоимости). Отклонения, относящиеся к остаткам готовой продукции, остаются на счете «Готовая продукция» (субсчете «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»).
Независимо от метода определения учетных цен, общая стоимость готовой продукции (учетная стоимость плюс отклонения) должна равняться фактической производственной себестоимости этой продукции.
В случаях перехода от одного вида учетной цены к другому, а также изменений величины учетных цен может производиться пересчет остатков готовой продукции к моменту изменения учетной цены с тем, чтобы вся готовая продукция по данной номенклатуре учитывалась по единой (новой) учетной цене. Указанный пересчет осуществляется не чаще одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года и в бухгалтерском учете отражается в следующем порядке:
— сумма увеличения учетной стоимости отражается по дебету субсчета «Готовая продукция по учетным ценам» к счету «Готовая продукция»; эта же сумма отражается сторнировочной записью по дебету субсчета «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»;
— сумма уменьшения учетной стоимости отражается сторнировочной записью по дебету субсчета «Готовая продукция по учетным ценам» к счету «Готовая продукция»; эта же сумма отражается по дебету субсчета «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» обычной записью.
Пересчет учетной стоимости остатков готовой продукции в случаях и порядке, указанных в настоящем пункте, производится организацией самостоятельно. Пересчет учетной стоимости не должен приводить к изменению общей стоимости готовой продукции, т.е. сумм остатков по обоим субсчетам, вместе взятым.
Пересчет учетной стоимости остатков готовой продукции в связи с изменением учетных цен может не производиться. В этом случае каждая партия готовой продукции списывается по тем учетным ценам, по которым она была оприходована.
Пересчет учетной стоимости готовой продукции не квалифицируется как переоценка готовой продукции.

Отпуск готовой продукции.
Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов — накладных. В качестве типовой формы накладной может использоваться форма N М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» (утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. N 71а). Организации различных отраслей производства могут применять специализированные формы (модификации) накладных и других первичных учетных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции. При этом указанные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Кроме того, накладная должна содержать дополнительные показатели, такие как основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в т.ч. код продукции (товара), сорт, размер, марку и т.д., наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска.
Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, в отдельных случаях непосредственно в подразделениях организации (при отгрузке крупногабаритных грузов, а также грузов, требующих особые условия транспортировки, по другим причинам) является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).
Накладная (либо иной аналогичный первичный учетный документ) должна выписываться в количестве экземпляров, достаточном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции. Для этой цели может быть использована (как один из вариантов) следующая схема движения указанных первичных учетных документов (применительно к крупным и средним организациям):
а) на складе готовой продукции или в отделе сбыта (другом аналогичном подразделении организации) выписывается 4 экземпляра накладной;
б) 4 экземпляра накладной передаются в бухгалтерскую службу организации для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным;
в) бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (другое аналогичное подразделение организации), где один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета — фактуры; третий и четвертый экземпляры накладной передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;
г) при вывозе готовой продукции через пропускной пункт (проходную) один экземпляр (четвертый) накладной остается в службе охраны, один из экземпляров (третий) — у получателя в качестве сопроводительного документа на груз (готовую продукцию);
д) служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерскую службу по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;
е) бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями организации (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.
На основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов организация (как правило, отдел сбыта) выписывает счета — фактуры по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации — поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.
При отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.
Суммы, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по дебету счета учета расчетов, которые состоят из:
а) стоимости отгруженной (отпущенной) продукции по договорным (продажным) ценам (кредит счета продаж);
б) стоимости тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены продукции, товара (кредит счета «Материалы», субсчет «Тара и тарные материалы»);
в) расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без налога на добавленную стоимость), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции:
— выполненные собственными силами и транспортом поставщика (кредит счета учета продаж);
— выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без налога на добавленную стоимость) или физическими лицами — с кредита счета учета расчетов;
г) налога на добавленную стоимость, акцизов, других налогов, установленных в соответствии с действующим законодательством (кредит счета учета продаж).
Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателями относятся в дебет счета учета продаж:
а) фактическая производственная себестоимость отгруженной (отпущенной) готовой продукции (кредит счета «Готовая продукция»);
б) налог на добавленную стоимость, акциз и другие налоги, установленные действующим законодательством;
в) расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж согласно принятому в организации порядку распределения расходов на продажу (кредит счета «Расходы на продажу»);
г) кредитовое или дебетовое сальдо по счету учета продаж относится на счета учета финансовых результатов.
Оплаченная покупателем сумма отражается по дебету счетов учета денежных средств, а при исполнении обязательств неденежными средствами — счетов расчетов с поставщиками и подрядчиками, в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов.
При организации учета затрат на производство расходы, связанные с работой собственного транспорта организации (затраты транспортного цеха), учитываются, как правило, на счете учета вспомогательных производств. Часть этих расходов, связанная с выполнением работ по транспортировке готовой продукции, подлежащая оплате покупателями сверх цены готовой продукции, списывается с кредита счета учета вспомогательных производств в дебет счета расходов на продажу. Суммы, предъявленные к оплате, включая и величину налогов, причитающихся за оказанные транспортные услуги, проводятся по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж.
Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продукции, не подлежащие оплате покупателем отдельно, учитываются по дебету счета «Расходы на продажу» с кредита счета учета вспомогательных производств.
Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, учитываются по дебету счета учета расчетов с кредита соответствующих счетов учета денежных средств или подотчетных сумм, включая уплаченные суммы налога на добавленную стоимость по ним. Расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с указанного выше счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину налога на добавленную стоимость, причитающуюся (уплаченную) сторонней транспортной организации. Эта сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к оплате покупателю продукции.
Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями, не подлежащие оплате покупателями продукции, списываются с кредита счета учета расчетов (по лицевому счету расчетов с транспортными организациями) в дебет счета «Расходы на продажу», а соответствующая сумма списывается в дебет счета «Налог на добавленную стоимость по выполненным работам и оказанным услугам».
Часть готовой продукции организация может направлять на собственные нужды, в том числе на капитальное строительство, для обслуживающих производств и хозяйств, на другие хозяйственные нужды. Такие материальные ценности приходуются по их фактической производственной себестоимости в дебет соответствующих счетов по учету материальных ценностей (в зависимости от их дальнейшего назначения) с кредита счета «Готовая продукция».

    

Тема 4. Техника и формы бухгалтерского учета

А) Учетные регистры, их виды, строение, техника записей на них.

Учетными регистрами называются таблицы специальной формы, в которых делают учетные записи по счетам бухгалтерского учета. Записи эти делаются на основании первичных документов, предварительно оформленных и обработанных.
Значение:
— помогают контролировать сохранность документов;
— для контроля за сохранностью общественной собственности;
— для оперативного руководства и контроля за выполнением плана;
— для составления отчетности.
Учетные регистры подразделяются по ряду признаков: по внешнему виду, характеру записей, объему содержания.
По внешнему виду учетные регистры делятся на бухгалтерские книги, карточки, ведомости-регистры, и табуляграммы.
По характеру записей: хронологические, систематические, комбинированные.
По объему содержания: на синтетические и на аналитические учетные регистры.

Порядок ведения записей в учетных регистрах определяется Положением о документах и записи в бухгалтерском учете утвержденный Министерством Финансов по согласованию с Центральным статистическим управлением.
Записи бывают: простые и копировальные.
Способы ведения: запись начальных остатков, текущих операций по мере поступления документов.
Документы проверяются по трем принципам: по существу, таксировке, группировке, затем бухгалтерская проводка, т.е. запись в учетные регистры и после того как проверена правильность записей в учетные регистры синтетического и аналитического учета составляют бухгалтерскую отчетность.
Требования к записям:
— документальность;
— своевременность;
— достоверность;
— краткость;
— ясность.
Б) Способы выявления и исправления
ошибок в учетных регистрах.
Выявление ошибок:
Сверка итогов оборотных ведомостей по путям счисления;
 

  1. Данные бухгалтерского учета с данными материально-ответственного лица;
  2. Сплошная проверка;
  3. Выборочная;
  4. Логичная;

Способы исправления:

  1. Корректурный: зачеркнуть все число, написать правильно и оговорить. Если затрагивает итог или баланс, то нельзя.
  2. Способ «красного сторно»: а) снимается инвентарная запись;

б) делается верная.

 

 


В) Форма ведения бухгалтерского учета на

предприятии.

 

Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, в определенной последовательности и зависимости.

В ОАО «Подземметаллозащита» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи с применением восьми журнально-ордерной формы счетоводства, согласно письма Минфина СССР от 06.06.1960г. №176 с изменениями и дополнениями, а также письма Минфина РФ от 24.07.1992г. №599.

Восьми журнально-ордерная форма состоит из:

  1. Ведомость № 01 (сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);
  2. Ведомость № 02 ( сч. 68, сч. 69, сч. 76 со всеми субсчетами);

3. Журнал-ордер № 01 (сч. 50, сч. 51);

4. Журнал-ордер № 03 (сч.60, сч. 71, сч. 76);

5. Журнал-ордер № 04 ( сч.01. сч. 02);

6. Журнал-ордер № 05 ( сч. 20, сч.23, сч.26);

7. Журнал-ордер № 06 ( сч. 62);

8. Журнал-ордер № 07 (сч. 90, сч.91, сч.99, сч.84).

 

 

Тема 5. Рабочий план счетов, применяемый на предприятии, в

организации, порядок двойной записи на счетах.

 

А) Рабочий план счетов, применяемый на предприятии.

 

План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. В основе плана счетов лежит классификация счетов по экономическому содержанию. С 1 января 2001 года действует единый план счетов, утвержденный Министерством финансов и разработана инструкция по его применению.

План счетов включает все синтетические счета и субсчета. Каждому синтетическому счету присваивают условный шифр. Счета имеют

2-х значный номер. План счетов состоит из 8 разделов, в каждом из которых содержатся однородные по экономическому содержанию балансовые счета.

 

Рабочий план счетов.

 

 

 

Наименование счета 

Номер

счета 

Номер и наименование

субсчета  

 

1


 

 

2 

 

3

Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  

 

Основные средства

 

 

 

 


 

 

01 1.Здания

3.Рабочие и силовые машины

5.Вычислительная техника

6.Транспортные средства

7.Инструмент

8.Производственный и хозяйственный

инвентарь

Амортизация основных средств


 

02


 

Нематериальные активы

 


 

04 Расходы на научно-

исследовательские и

технологические работы

Амортизаци нематериальных

активов

05


 

Вложение во внеоборотные

активы


 

08 4.Приобретение объекта

Основных средств


 

Раздел II. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ  

 

Материалы 

 

10 1.Сырье и материалы

1

2 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3.Топливо

5. Запасные части

9.Инвентарь и

хозяйственные

принадлежности

10.Специальная оснастка и

специальная одежда на

складе

11.Специальная оснастка и

специальная одежда в

эксплуатации

 


 

 

Налог на добавленную

стоимость

по приобретенным ценностям

 

 

 

 

 

 

 


 

 

19 1.Налог на добавленную

стоимость при приобретении

основных средств

2.Налог на добавленную

стоимость по приобретенным

нематериальным активам

3.Налог на добавленную

стоимость по приобретенным

материально-

производственным запасам

Раздел III. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО  

 

Основное производство

 


 

 

20


 

Вспомогательные производства

23

 

Общехозяйственные расходы

 

26

Раздел V. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

 

Касса

 

50

Расчетные счета


 

51


 

 

Специальные счета в банках 

55 3.Депозитные счета


 


 

Раздел VI. РАСЧЕТЫ  

 

Расчеты с поставщиками и

подрядчиками

 

60 1.Расчеты с поставщиками и

подрядчиками

2.Авансы полученные  

 

1

 

Расчеты с покупателями и

заказчиками

 

2 3

 

62


 

Расчеты по налогам и сборам

 

 

 

 

 


 

68 1.Налог с физических лиц

2.Налог на добавленную стоимость

3.Налог на прибыль

4.Налог на имущество

7.Налог на землю

10.Налог на загрязнение

окружающей среды

11.Транспортный налог

Расчеты по социальному

страхованию и обеспечению

 

 

 

 

 


 

69 1.Расчеты по социальному

страхованию

2.Расчеты по пенсионному

обеспечению

3.Расчеты по обязательному

медицинскому страхованию

4.Взносы по травматизму

Расчеты с персоналом

по оплате труда

70

 

Расчеты с подотчетными

лицами

 

 

71

Расчеты с персоналом по

прочим операциям


 

73 1.Расчеты по

предоставленным займам


 

Расчеты с разными

дебиторами и

кредиторами

 

 

 


 

 

76 1.Расчеты по

имущественному и личному

страхованию

3.Расчеты по причитающимся

дивидендам и другим доходам


 

Раздел VII. КАПИТАЛ  

 

Уставный капитал


 

 

80


 

Резервный капитал

82

Добавочный капитал

83

Нераспределенная прибыль

(непокрытый убыток)


 

84

 


 

 

Целевое финансирование

 

86

 


 

 

1 

 

2 3

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

 

Продажи

 

 

 

 


 

 

90 1.Выручка

2.Себестоимость продаж

3.Налог на добавленную

стоимость

9.Прибыль / убыток от

продаж

Прочие доходы и расходы


 

91 1.Прочие доходы

2.Прочие расходы

 

Расходы будущих периодов

 

97

Прибыли и убытки

99

Забалансовые счета

 

Арендованные основные

Средства

 

 

001

 

 

 

 

 

 

Классификация счетов по экономическому содержанию:

— счета для учета имущества предприятий и хозяйственных процессов;

— счета для учета источников.

  1. Счета хозяйственных средств и процессов подразделяются на:

    а) счета для учета процесса производства;

    б)счета процесса обращения и счета процесса распределения.

  2. Счета для учета процесса производства:

    а) счета основных средств и нематериальных активов- 01,02,04,05,08;

    б)счета производственных запасов-10;

    в)счета затрат на производство-20,23,26.

  3. Счета для учета процесса обращения:

    а) счета готовой продукции и товары—;

    б) счета денежных средств-50,51,55;

    в) счета средств в расчетах-62,71,73,76.

Счета источников хозяйственных средств делятся на 2 группы:

— счета источников собственных средств;

— счета источников привлеченных средств (обязательств).

К счетам источников собственных средств относятся счета, на которых учитываются различные фонды, резервы, финансовые результаты:

а )фонды (капиталы)-80,82,83,84,86

резервы-96

целевое финансирование-86

б) финансовые результаты-90,91.

Счетами источников привлеченных средств являются:

а ) счета для учета кредитов и займов—;

б) счета для учета кредиторской задолжности-60,68,69,70,76.

 

 

 

Классификация счетов по назначению и структуре:

  1. Основные счета (инвентарные- 01,04,10,50,51,55; фондовые -80,82,83,84,86; счета расчетов-19,60,62,68,69,70,71,73,76);
  2. Регулирующие счета (дополнительные, контрактивные-02,05; конарно-дополнительные);
  3. Операционные счета ( собирательно-распределительные-26; бюджетно-распределительные-97; калькуляционные-08,20,23);
  4. Финансово – результативные счета (сопоставляющие-90,91, прибыли и убытки-99).

 

 

 

Б) Понятие и сущность двойной записи на счетах.

 

Двойная запись – это способ отражения хозяйственных операций, который состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается по Дебету одного счета и по Кредиту другого счета в одинаковых суммах. Взаимосвязь между счетами, возникшая при отражении хозяйственных операций с помощью двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета корреспондирующими.

Проводки, в которых только один счет Дебетуется, а другой кредитуется, называются простыми.

Проводки, в которых дебетуется несколько счетов и кредитуется только один счет или наоборот, дебетуется один счет и кредитуется несколько, называются сложными.

Для получения показателей, различных по степени детализации, в бухгалтерском учете используются два вида счетов: синтетические (обобщенные) и аналитические (детализированные).

Синтетическими счетами называются такие счета, которые дают обобщенные показатели по экономически однородным группам средств и их источников. Учет на таких счетах называется синтетическим.

Аналитическими называются такие счета, которые предназначены для учета конкретных видов средств, источников и хозяйственных процессов. Учет на таких счетах называется аналитическим.

Синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, т.к. аналитический учет ведется для детализации данных синтетического учета. Начальный и конечный остаток синтетического счета должны быть равны итогам оборотов по соответствующим аналитическим счетам.

Для обобщения итоговых данных счетов текущего учета составляется оборотная ведомость, отдельно по синтетическим и аналитическим счетам. Оборотные ведомости представляют собой таблицы, составляемые по данным синтетического и аналитического учета.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета составляется следующим образом. В первую колонку записывается наименование всех синтетических счетов. Затем располагаются три пары колонок: «Сальдо начальное» (по Д и К), «Обороты» (по Д и К), «Сальдо конечное» (по Д и К).

В правильно составленной ведомости должно быть три пары равных итогов.

Равенство итогов по Дебету и Кредиту на начало и конец месяца обусловлено тем, что они отражают одни и те же средства, но только в двух разрезах по составу и размещению средств и по источникам их образования и назначения. Обороты по Дебету и Кредиту должны быть равны, т.к. это вытекает из двойной записи. Равенство итогов оборотной ведомости по счетам синтетического учета имеет контрольное значение.

Аналитические ведомости – это свод оборотов и остатков по аналитическим счетам в разрезе синтетического счета. Оборотные ведомости по счетам аналитического учета можно составить по шахматной форме, также ведомости имеют большое контрольное значение и способствуют усилению контроля за сохранностью имущества.

Для обобщения итоговых данных по счетам составляются журналы-ордера. В журнале – ордере в хронологическом порядке записываются однородные операции. Запись делается с первичных документов. Итоговые данные по журналу-ордеру переносятся в главную книгу, где ведется синтетический учет по дебету и по кредиту. Книга составляется на весь год, на основе ее составляется баланс.

 


Тема 6. Практика составления бухгалтерского баланса

 

А) Классификация имущества предприятия.

 


Имущество предприятия делится:

— хозяйственные средства;

— источники образования хозяйственных средств.

Хозяйственные средства:

— внеоборотные активы;

— оборотные активы.

Внеоборотные активы:

— нематериальные активы;

— основные средства;

— доходные вложения в материальные ценности;

— долгосрочные финансовые вложения;

Оборотные активы:

— запасы;

— краткосрочная дебиторская задолженность;

— долгосрочная дебиторская задолженность;

— краткосрочные финансовые вложения;

— денежные средства;

 

Источники образования хозяйственных средства делятся:

— собственные;

— заемные.

Собственные:

— уставный капитал;

— добавочный капитал;

— резервный капитал;

— нераспределенная прибыль.

Заемные:

— займы и кредиты (долгосрочные, краткосрочные);

— кредиторская задолженность;

в том числе:

поставщики и подрядчики;

задолженность перед персоналом организации;

задолженность перед государственными внебюджетными фондами;

задолженность по налогам и сборам.

— доходы будущих периодов;

— резервы предстоящих расходов.

Хозяйственные средства и источники их образования должны быть всегда равны, иначе организация будет существовать не по своим средствам.

 

 

 


Б) Баланс предприятия.

 

Бухгалтерский баланс является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета.

Баланс- группировка и обобщение имущества организации и источников образования (обязательства) в денежной оценке.

Баланс состоит из 2 частей: Актива и Пассива.

В Активе отражается имущество организации;

В Пассиве- источники его формирования.

Сумма итогов Актива и Пассива должны быть равны между собой. Каждый отдельный вид имущества в активе или их источников в пассиве называется статьей баланса. Отдельные статьи Актива и Пассива баланса объединяются в группы и разделы. Статьи Актива и Пассива сгруппированы в пяти разделах:

  1. Внеоборотные активы;
  2. Оборотные активы;
  3. Капитал и резервы;
  4. Долгосрочные обязательства
  5. Краткосрочные обязательсва.

 

Баланс служит для финансового планирования и контроля за движением имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.08MB/0.00153 sec

WordPress: 22.82MB | MySQL:117 | 3,905sec