Основные принципы системы внутреннего аудита на предприятии

<

121513 2301 1 Основные принципы системы внутреннего аудита на предприятииВнутренний аудит — организованная на экономическом субъекте – в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

На предприятии внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.

Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Под общей же функцией внутренних аудиторов следует понимать:

а) оценку адекватности систем контроля — осуществление проверок звеньев управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценку эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности создания отдела внутреннего аудита в российских организациях заключаются в следующем:

– во-первых, это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

– во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития;

– в-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

1) выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой предприятия;

2) определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей;

3) объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализированных на выполнении этих функций;

4) разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

5) соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое — отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

6) интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

7) разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и Кодекса этики.

Ключевое условие успешного функционирования системы внутреннего аудита в компании — это соблюдение следующих принципов его эффективности.

  1. Принцип ответственности гласит: каждый внутренний аудитор (как субъект внутреннего контроля), работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.
  2. Принцип сбалансированности, неразрывно связанный с предыдущим, означает: аудитору нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.
  3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях гласит: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, нежелательные последствия отклонений усугубляются; объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.
  4. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем гласит: степень сложности системы внутреннего аудита должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Необходимо, чтобы адекватность достигалась в главном, в принципиальном, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего аудита компании.
  5. Принцип комплексности гласит: объекты различного типа должны быть охвачены адекватным внутренним аудитом; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив аудит только над относительно узким кругом объектов.
  6. Принцип разделения обязанностей гласит: функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности аудита эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.
  7. Принцип разрешения и одобрения гласит: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение — это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение — это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать систему внутреннего контроля организации эффективной.

    Все перечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.

    Основные требования к организации системы внутреннего аудита хотя и не являются принципами, но также обусловливают эффективное функционирование его системы.

  8. Требование ущемления интересов. Необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к регулированию «узких мест». Необходимость таких условий обусловливается возможностью появления отклонений, в которых определенные работники или коллектив заинтересованы.
  9. Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица.
    Сосредоточение первичного контроля в одних руках может привести к недостоверному учету в интересах данного лица.
  10. Требование заинтересованности администрации. Функционирование системы внутреннего аудита не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должностных лиц управления.
  11. Требование приемлемости (пригодности) методологии внутреннего контроля. Ставящиеся перед центрами ответственности контрольные цели и задачи должны быть рациональными. Необходимо целесообразное распределение контрольных функций. Программы внутреннего аудита и применяемые методы должны быть целесообразными.
  12. Требование непрерывности развития и совершенствования. Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Система внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.
    <
  13. Требование приоритетности. Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что какие-либо области деятельности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу «затраты-эффект».
  14. Исключение ненужных этапов шагов процедур в проведении контроля. Контроль необходимо организовывать рационально, так как это часто связано с дополнительными затратами труда и средств.
  15. Требование единичной ответственности. Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности. Во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими центрами ответственности. Но закрепление нескольких контрольных функций за одним центром ответственности вполне допустимо. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных операций на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации. Он же должен нести ответственность за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора в этом случае — осуществление проверки на предмет качества исполнения бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор оценивает и законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение негативных операций, отраженных бухгалтером. Данное требование не распространяется на ситуации, когда во избежание ошибок и/или злоупотреблений отдельных должностных лиц (центров ответственности) принимается коллегиальное решение (например, принятие решений по сбытовой политике).
  16. Требование потенциального функционального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый внутренний контролер должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия. Данный принцип распространяется и на центры ответственности.
  17. Требование регламентации. Эффективность функционирования системы внутреннего аудита прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации. Насколько деятельность подчинена четкому регламенту — настолько можно ожидать от нее успеха. Конечно, все предусмотреть невозможно; приходится принимать решения в условиях неопределенности, но там, где это возможно, необходимо формально установить правила, регулирующие порядок деятельности.

    В общем случае основным критерием эффективности внутреннего аудита служит соблюдение принципов функционирования его системы, описанных выше. Если эти принципы в организации не соблюдаются, система внутреннего аудита будет либо недейственной, либо действенной, но нерезультативной. Но в любом случае она не будет эффективной. Если в организации все принципы соблюдены, система внутреннего аудита может считаться эффективной при обязательном условии превышения значения показателя ее результативности над ее стоимостью. В заключительной части статьи рассмотрим остальные аспекты эффективности внутреннего аудита.

    Определенную гарантию эффективности внутреннего аудита могут давать этические нормы и профессиональные стандарты внутреннего аудита. В принципе, их соблюдение гарантирует высокое качество внутреннего аудита. Наличие в коммерческой организации стандартов и кодекса этики внутреннего аудита делает возможной адекватную оценку внутреннего аудита как со стороны руководителей организации, так и со стороны внешних аудиторов.

     

    ЗАДАЧА 7

     

    Бухгалтер ЗАО «Сатурн» 20.03.09 г. обнаружил, что стоимость услуг по ремонту компьютеров, оказанных ООО «Компьютер» в ноябре 2008 г, отражена неправильно. Вместо 12000 руб. в учете показан сумма 6000 руб.

    Бухгалтерская отчетность ЗАО «Сатурн» за 2008 г. в момент выявления ошибки не была утверждена акционерами. Каким образом следует отразить в учете необходимые исправления?

     

    Ответ

     

    Так как бухгалтерская отчетность не была утверждена акционерами, то есть не сдана в налоговую инспекцию, то данное исправление будет внесено следующими исправительными записями

    20.03.2009 г. Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 6000 руб. сторно

    Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 12000 руб.

     

    В случае, если бы бухгалтерская отчетность была бы утверждена, то исправительные записи были такими:

    20.03.2009 г. Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 6000 руб. сторно

    Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 12000 руб.

     

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

     

     

    ПО УЧЕТУ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

     

    __________________________ УТВЕРЖДАЮ

    (наименование организации,

    предприятия, учреждения) ___________________________

    (директор, иное должностное

    лицо, уполномоченное

    утверждать должностную

    инструкцию)

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ___________________________

    (подпись) (расшифровка

    _________ N ___________ подписи)

    Место издания ___________________________

    (дата)

    ВЕДУЩЕГО БУХГАЛТЕРА

    ПО УЧЕТУ

    ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ

    ЦЕННОСТЕЙ

     

    I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

    1.1. Должность введена в бухгалтерии в группе по учету производственных

    запасов.

    1.2. Ведущий бухгалтер по учету товарно-материальных ценностей относится к

    категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом

    директора предприятия по представлению главного бухгалтера.

    1.3. На должность ведущего бухгалтера по учету товарно-материальных

    ценностей назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование по

    специальности «Бухгалтерский учет в промышленности» и стаж работы в бухгалтерии

    не менее 5 лет.

    1.4. Ведущий бухгалтер по учету товарно-материальных ценностей подчиняется

    главному бухгалтеру и непосредственно заместителю главного бухгалтера.

    1.5. В своей деятельности ведущий бухгалтер по учету товарно-материальных

    ценностей руководствуется:

    — Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его

    применению;

    — Рабочим альбомом форм первичной учетной документации по учету материалов;

    — Положением о порядке бухгалтерского учета материалов;

    — Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых

    обязательств и другими нормативными правовыми актами;

    — утвержденным графиком документооборота;

    — уставом предприятия;

    — правилами трудового распорядка;

    — приказами и распоряжениями директора предприятия;

    — указаниями главного бухгалтера;

    — настоящей должностной инструкцией.

    1.6. Во время отсутствия ведущего бухгалтера по учету товарно-материальных

    ценностей его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый

    заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

     

    II. ФУНКЦИИ

     

    На ведущего бухгалтера по учету товарно-материальных ценностей возлагаются

    функции руководителя группы учета производственных запасов и ответственного

    исполнителя по учету движения товарно-материальных ценностей по центральному

    складу и складу горюче-смазочных материалов.

     

    III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

     

    Для выполнения возложенных на него функций ведущий бухгалтер по учету

    товарно-материальных ценностей обязан:

    3.1. В сроки, установленные графиком документооборота, принимать от

    материально ответственных лиц первичные документы, отчеты о движении продуктов и

    материалов, горюче-смазочных материалов.

    3.2. При приемке первичных документов и отчетов проверять:

    — правильность их оформления;

    — достоверность и законность совершенных хозяйственных операций;

    — правильность подсчета итогов;

    — наличие приложенных к отчетам оправдательных документов;

    — соответствие остатков материальных ценностей на начало и конец отчетного

    месяца;

    — правильность применения цен на поступившие и списанные в расход товарно-

    материальные ценности.

    3.3. Составлять по мере обработки документов:

    — сальдовые ведомости;

    — ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары;

    — журнал-ордер N 10.

    3.4. Проводить контрольные проверки наличия ценностей на складах у

    материально ответственных лиц.

    3.5. Участвовать в проведении плановых и неплановых инвентаризаций.

    3.6. Инструктировать материально ответственных лиц по вопросам ведения

    складского учета и составления отчетов.

    3.7. Участвовать в составлении промежуточных и годовых отчетов.

     

    IV. ПРАВА

     

    Ведущий бухгалтер по учету товарно-материальных ценностей имеет право:

    4.1. Требовать от материально ответственных лиц своевременного представления

    первичных документов и отчетов.

    4.2. Не принимать к исполнению и оформлению документы, которые противоречат

    действующему законодательству и положениям по приему, оприходованию, хранению и

    расходованию материальных ценностей.

    4.3. Давать указания материально ответственным лицам и руководителям

    структурных подразделений по вопросам правильного составления первичных

    документов и отчетов.

    4.4. Вносить предложения по совершенствованию учета товарно-материальных

    ценностей.

     

    V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

     

    Ведущий бухгалтер по учету товарно-материальных ценностей несет

    ответственность за:

    — выполнение своих функциональных обязанностей;

    — соблюдение положений и инструкций по ведению бухгалтерского учета товарно-

    материальных ценностей;

    — своевременность подготовки документов для предъявления иска по недостачам,

    растратам и хищениям.

     

    Руководитель структурного _________ _____________________

    подразделения (подпись) (расшифровка подписи)

     

    Визы

     

    С Инструкцией ознакомлен: _________ _____________________

    (подпись) (расшифровка подписи)

     

    _____________________

    (дата)

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  18. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ, от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  19. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет.–М.: ИКЦ «МарТ», 2007.
  20. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Безруких П.С. – М: Бухгалтерский учет, 2008.
  21. Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  22. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учёт. – М.: Проспект, 2008.
  23. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2005.
  24. Латыкин И.А. Бухгалтерский учет: Учебник.–М.: Филин, Рилант, 2009.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.33MB | MySQL:119 | 1,937sec