Основные задачи бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса

<

122013 0255 1 Основные задачи бухгалтерского учета для предприятий малого бизнесаВ соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

    Таким образом, для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

    В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества.

    Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объема прибыли.

    Указанный закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в два раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств. .

    Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

    В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли (дебет счета 02 «Амортизация основных средств», кредит счета 99 «Прибыли и убытки»).

    В соответствии с законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

    Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.

    В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журнально-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69 г. № 63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. № 176. На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

    Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

    Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии — существенный
    элемент формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он (учет) способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.    

    На основе бухгалтерского анализа можно определить тенденции развития предприятия; представить полную картину его имущественного и финансового состояния. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.

    Важнейшие функции бухгалтерского учета на коммерческом предприятии перечислены ниже.

    1.    Функция контроля процесса производства и реализации продукции осуществляется в трех видах.

    Предварительный контроль производится до’ начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее результат.

    Текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом.

    Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.

  1. Функция обеспечения сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских про
    водок, охватывающих все аспекты движения и хранения материальных
    ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.
  2. Информационная функция достигается непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на предприятии.
  3. Функция обратной связи реализуется налаженным сбором и анализом сведений о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно передаются в соответствующие инстанции для принятия ответственных (обоснованных) решений.
    <
  4. Аналитическая функция проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансовой политики предприятия.

    Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

    В данном определении отражены:

  • основные этапы учетного процесса (вначале любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осуществляются его регистрация, дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям);
  • основные отличия бухгалтерского учета от других видов — статистического и оперативного.

    Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

    Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

    Основные задачи бухгалтерского учета:

    – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении» необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности — инвесторам, кредиторам и др.;..

    – обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    – предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    Анализируя и обобщая  документы  Минфина  и  публикации  методологов  в области бухгалтерского учета малого  бизнеса,  можно  сформулировать  задачи субъектов малого предпринимательства. К ним можно отнести:
    

    - совершенствование законодательной и нормативной базы;
    

    - унификация и упрощение учетных регистров;
    

    - упрощение рабочего плана счетов
    

    -совершенствование   документооборота и    минимизация    количества бухгалтерских документов (форм учета);
    

    - сокращение форм отчетности
    

    -упрощение баланса за счет укрупнения статей и  исключения  статей,  не являющихся значительно информативными для государственных органов;
    

    -  значительно  упростить  налогообложение,  что   позволит   устранить рутинную работу бухгалтеров по бесконечным расчетам и перерасчетам налогов.
    

    Это есть основные  задачи,  которые  являются  наиболее  актуальными  в настоящее время.
    

    Разумеется, задач значительно больше и они глубже, так как  необходимо, прежде всего, исходить из общих задач реформирования бухгалтерского учета  в нашей стране.  Как  известно,  ведущими  специалистами  в  области  учета  и налогообложения такая работа в настоящее время проводится. Важной проблемой является не только формулировка задачи  бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства,  а  и  проблема  их решения, реализация задач.
    

    В соответствии  с  типовыми   рекомендациями  малые  предприятия  могут применять для документирования хозяйственных операций следующие формы:
    

    а)  формы,  содержащиеся  в  альбомах  унифицированных  форм  первичной учетной документации;
    

    б) ведомственные формы;
    

    в) самостоятельно разработанные  формы,  содержащие   соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным Законом № 129-ФЗ.
    

    Применение упрощенной формы бухгалтерского учета   рекомендуется Типовыми  рекомендациями  малым  предприятиям  с   простым   технологическим процессом  производства  продукции,  выполнения  работ,  оказания  услуг  и имеющим не более 100 хозяйственных операций в месяц, а  не  300,  как  ранее (отметим, что при численности 5  человек  только  по  начислению  заработной платы и соответствующих налогов  и  взносов  в  фонды  бухгалтеру  за  месяц предстоит сделать 21  проводку).  При  этом  МП  предлагается  разрабатывать собственный рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных  операций на  основе   типового   плана   счетов   бухгалтерского   учета   финансово-хозяйственной деятельности предприятий.  Рабочий  План  счетов  утверждается при принятии учетной политики.
    

    2. ЗАДАНИЕ

     

    1. Открыть счета бухгалтерского учета по приведенным ниже данным баланса на 1 января 2005 г.

    2. Зарегистрировать в журнале операций и записать на счетах бухгалтерского учета суммы хозяйственных операций за первый квартал 2005 года.

    3. Составить ведомость распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

    4. Составить оборотно-сальдовую ведомость за 1 квартал 2005 г.

    5. Составить баланс на 01.04.05.

    В феврале и марте производство было установлено и издан приказ о консервации основных средств на срок более трех месяцев с 01.03 по 01.07.05 (амортизация не начисляется).

    В феврале и марте зарплата начислялась только директору и главному бухгалтеру, затраты отнести на «Расходы будущих периодов».

    Выписка из приказа по учетной политике предприятия: амортизация по основным средствам начисляется линейным способом; в затраты производства материалы включаются по методу ФИФО; НДС определяется по отгрузке; резерв предстоящих расходов создается для оплаты отпускных; общехозяйственные и общепроизводственные расходы распределяются между видами продукции пропорционально основной зарплате производственных рабочих.

    Бухгалтерский баланс на 01.01.05

    Актив 

    Сумма, тыс. руб. 

    Пассив 

    Сумма, тыс. руб. 

    Основные средства 

    209 

    Уставный капитал 

    17,349 

    Материалы 

    109 

    Резервный капитал 

    10,252 

    НДС 

    9,483 

    Задолженность перед поставщиками 

    11,899 

    Касса 

    12 

    Краткосрочные кредиты и займы

    1361,575 

    Расчетный счет 

    1078,517 

    Резервы предстоящих расходов

    16,925 

    Баланс 

    1418

    Баланс

    1418

    По статье «Основные средства» отражается остаточная стоимость. Первоначальная стоимость – 250000 руб., амортизация – 50000 руб. Годовая норма амортизации по основным средствам составляет 20%. Годовая норма амортизации по станку составляет 25%. Остаток материалов на 01.01.05 в количественном выражении составляет 1000 кг. По цене 100 руб. за 1 кг. На предприятии работает 10 человек. Два рабочих собирают письменные столы и один рабочий кухонные.

     


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в редакции от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).
  2. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98. №34н.
  4. Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  5. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет и налогообложение. М., 2005.
  6. Козлова Е.П. Парашутин Т.Н., Бабченко Н.В. Бухгалтерский учет, М., 2004.
  7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2006.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00127 sec

WordPress: 22.71MB | MySQL:124 | 1,257sec