Особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях

<

121813 1137 1 Особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Действуя в интересах всего общества, государство как правообразующее начало, устанавливает единые для всех и однозначные нормы бухгалтерского учета. Однако в действующем законодательстве по бухгалтерскому учету применяются и юридические дозволения, например, при формировании учетной политики организации предоставлено право выбора тех или иных дозволений.

Основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями от 01.10.03 г.). Он устанавливает правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Ст. 3 «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете» настоящего Федерального закона гласит: «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации».

Основные цели законодательства о бухгалтерском учете:

  • обеспечение единообразного ведения активов, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

    Вышеуказанные цели являются основными принципами правового регулирования бухгалтерского учета. На основе Федерального закона «О бухгалтерском учете» Министерством финансов Российской Федерации утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 314), которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федераций независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций), а также взаимоотношений организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

    Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

    а)    план счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

    б)    положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности;

    в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

    В соответствии со ст. 5 «Регулирование бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 23 июля 1998 г. № 129-ФЗ. В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаний должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учет для субъектов малого предпринимательства.

    Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учет, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено во регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации».

    Так, с 1 января 2002 г. бухгалтеры всех организаций работают по новому Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, согласно приказа Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Каждая организация должна разработать рабочий план счетов и утвердить его приказом об учетной политике на текущий год.

    28 января 2000 г. Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждения, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н. Основной нормативный акт, ранее регулировавший учет в бюджетных организациях, — Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 19931 года № 122, решением Верховного Суда Российской Федерации признан действующим (незаконным) 30 июля 1998 г. В течение полутора лет бюджетные учреждения для целей бухгалтерского учета должны были руководствоваться лишь общими для всех организаций инструкциями, которые не отражали специфики бухгалтерского учета бюджетной сферы. Поэтому принятие Инструкции № 107н внесло конкретность в регулирование бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает документы четырех уровней.

    Первый уровень— федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Например, ГК РФ, НК РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1996 года №88-ФЗ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, (в ред. ФЗ от 31.10,08 г. № 134-ФЗ), Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года] № 14 и другие.

    Второй уровень – положения по ведению бухгалтерского учета, устанавливающие Правила и способы организации учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики. В настоящее время утверждены и действуют на практике следующие положения по бухгалтерскому учету:

    Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000;

    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность органа заций» ПБУ 4/99;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01;

    Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты»
    ПБУ 7/98;    

    Положение по бухгалтерскому отчету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01;

    Положение по бухгалтерскому отчету «Доходы организации» ПБУ 9/99;

    Положение по бухгалтерскому отчету «Расходы организации» ПБУ 10/99;

    Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000;

    Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/2000.

    Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/2002;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ П/2002;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на при-бьш>» ПБУ 18/2002;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/2002.

    <

    Третий уровень— методические указания, инструкции, рекоменд ательные письма по ведению учета, раскрывающие подробно способы и правила ведет бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ. К ним относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94 (с изм. и доп. 07.05.2003 г. № 38н);

    Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999г. № 107н;

    Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. №33 н;

    «О формах бухгалтерской отчетности организаций» – приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 г. № 67н.

    «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерское учета на предприятиях» — письмо Министерства финансов Российской федерации от 24 июля 1992 г. № 59;

    «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» — приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. № 64н;

    «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций и операций, осуществляемых на бартерной основе» — письмо Министерства финансов Российской Федерации.

    «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
    обязательств» — приказ Министерства финансов Российской Федерации от
    13 июня 1995 года № 49;    

    «Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» — приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 119н.

    Четвертый уровень — рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования.

     

    2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УЧЕТА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА

     

    Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий для последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

    Рассматривая данный вопрос, необходимо обратить внимание на постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», в соответствии с которыми цель и задачи определены следующим образом.

    Цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

    Задачи реформы:

    а) сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией, в первую очередь, инвесторов;

    б)    обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

    в)    оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

    В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформирование бухгалтерского учета осуществляется по следующим основным принципам:

  • совершенствование нормативного правового регулирования;
  • формирование нормативной базы (стандарты);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

    Важно реализовать в жизнь мероприятия, которые должны обеспечить решение следующих вопросов:

    переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;

    органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;

    взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.

    В странах с развитой рыночной экономикой регулирование бухгалтерского учета осуществляется с помощью учетных стандартов, под которыми обычно понимают правила подготовки финансовой отчетности. Вот почему реформирование бухгалтерского учета проводится в соответствии с между-народными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Правила ведения бухгалтерского учета, заложенные в МСФО, формировались как некий компромисс уже действовавшей практики учета в странах с развитой рыночной экономикой. Важнейшей задачей международных стандартов является обеспечение пользователей (прежде всего внешних) полной, понятной и объективной информацией о финансовом положении и финансовых результатах Деятельности хозяйствующих субъектов.

    МСФО регулируют порядок формирования финансовой отчетности, непосредственно не вторгаясь в сферу управленческого учета, тем самым обеспечиваются в условиях сохранения коммерческой тайны. Проблема использования МСФО в российской системе бухгалтерского учета обусловлена:

  1. превращением экономики России в органическую составляющую мировой хозяйственной системы;
  2. возможностью использовать уже имеющийся в мире опыт формулирован правил, принимаемых большинством государств, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной ночной экономики. МФСО изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах, а также для непосредственного использования на практике.
  3. Цель создания МСФО — гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующих субъектов.

    МСФО — свод правил подготовки финансовой отчетности, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанный международными организациями и носящий рекомендательный характер. МФСО разрабатывается Международным комитетом бухгалтерским стандартам, созданным зарубежными странами в 1973 г.

    Аббревиатуру ГААП дословно можно расшифровать как «общепринятый принципы бухгалтерского учета» (Generally Accepted Accounting Priciples). По сути это не международные, а национальные бухгалтерские стандарты США (US GААР) и Англии (UK GААР). Иногда аббревиатура ГААП употребляется по отношению к бухгалтерским стандартам других стран так как уругвайские стандарты бухгалтерского учета можно назвать уругвайски ГААПом.

    GААР — общепринятые учетные принципы — определяют объем, тип способ подготовки информации в бухгалтерском отчете. Стандарты устанавливают, что является приемлемым или неприемлемым в практике учета и отчетности. Финансовая отчетность, соответствующая учетным стандартам, называется надежной (reliable).

    Учетные стандарты определяют модель учета. Обычно выделяют три модели.

    Британо-американская модель (британо-американо-голландская, англо- саксонская) ориентирует учет на информационные запросы инвесторов кредиторов. Отличительные признаки: развитые рынки ценных бумаг; учет регламентируется в основном общественными организациями; высокие стандарты! систем общего и профессионального бухгалтерского образования.

    Континентальная модель. Отличительные признаки: тесная связь бизнеса с и (банки — основные кредиторы); бухгалтерский учет регламентируется законодателъно, консервативен; учетная практика направлена на удовлетворение требований правительства, в частности, в отношении налогообложения.

    Южноамериканская модель. Основной отличительный признак — перманентная корректировка учетных данных на темпы инфляции. В основном модель ориентирована на потребности государственных органов, имеет унифицированные методики учета и фискальную направленность-.

    Международные принципы бухгалтерского учета и отчетности являются, по существу, принципами и методологическими основами, а не совокупностью инструкций, положений и прочих нормативных документов, детально регламентирующих порядок регистрации, классификации, обработки и представления информации в отчетности. В рамках действующей модели учета каждая западная компания достаточно свободна в разработке учетной политики, структуры плана счетов, форматов отчетности, методики управленческого учета.

    В настоящее время фактически действует 30 международных стандартов финансовой отчетности .

    Для достижения гармонизации бухгалтерской практики созданы международные межправительственные и международные профессиональные организации бухгалтерского учета. К первой относятся Межправительственная работ группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности в рамках ООН, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейское Сообщество. Ко вторым — Комитет по международным стандартам учета, Международная федерация бухгалтеров, Американская ассоциация учета, Федерация бухгалтер, Ассоциация бухгалтеров Азии и Тихоокеанского региона, Федерация Европейских экспертов бухгалтерского учета.

    На региональном уровне большую роль в гармонизации бухгалтерской учета играет Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).

    Гармонизация бухгалтерского учета в ЕЭС осуществляется через директивы. Директивы являются юридическими документами и адресованы государствам — членам Сообщества, которые в течение определенного времен обязаны провести положения директив в свои законы. Директивы ЕЭС нося строго обязательный характер для стран — членов Сообщества.

    ЕЭС выпустило несколько директив в области корпоративного законодательства. Для учетной практики наибольшее значение имеют Четвертая Седьмая Директивы.

    Основные черты гармонизации в ЕЭС:

    1. подход к рассмотрению закона о компаниях;

  4. эквивалентность и сопоставимость (страны — участницы ЕЭС договорились о взаимном признании отчетности, составленной на основе положений директив о бухгалтерском учете);
  5. стандарты бухгалтерского учета являются частью закона (положения директив должны быть перенесены в закон страны);
  6. стандарты бухгалтерского учета устанавливаются не бухгалтерами (профессиональные дипломированные бухгалтеры составляют первоначальный
    проект, который выдвигается Комиссией на рассмотрение в Европейский
    комитет по экономическому и социальному развитию и в Европейский
    Парламент, затем проект с внесенными изменениями и дополнениями утверждается Советом Министров совместно с Европейским Парламентом);
  7. все эксперты, участвующие в процессе принятия решений, имеют возможность выступать на языке своей страны. Публикация директив осуществляется на всех официальных языках Сообщества.

    Кроме ЕЭС, существуют и другие региональные организации, занимающиеся вопросами стандартизации учета.

    Следующий уровень стандартизации и гармонизации — является общемировой уровень. Наилучшим способом в выработке совместных решений по проблемам стандартизации учета и отчетности было создание Международного комитета по бухгалтерским стандартам (1АSС) и Международной федеральной бухгалтерии (1FАС).

    Международные стандарты финансовой отчетности приняты за основу реформирования российского бухгалтерского учета, потому что они отражают особенности рыночной экономики, имеют международное признание и менее трудоемки для внедрения по сравнению с национальными стандартами развитых стран.

    Важным элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Исходным материалом для анализа отечественных стандартов может служить План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. № 587-р. Наряду с этим следует дать оценку изменениям, которые должны быть произведены и в другими нормативных документах, так как реформа бухгалтерского учета предполагает решение следующих задач:

    подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 24.03.2000 г. 52ч-№ 31н), в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

    разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;

    пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской и отчетной документации;

    ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

    Логическим продолжением стало введение нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н (с изм. и доп. от 07.05.2003 г. № 38н). Существует еще ряд важных вопросов, решение которых является принципиальным для выработки новой концепции бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

    Перечень мер реализации программы реформирования бухгалтерского учета:

  8. совершенствование нормативного правового регулирования;
  9. разработка и утверждение положений (стандартов) бухгалтерского учета;
  10. разработка и утверждение инструкций, методических указаний, комментариев;
  11. формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение -квалификации специалистов бухгалтерского учета.

    Цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Это позволит формировать системы информации для эффективного управления как внутри хозяйствующего субъекта, так и для внешних пользователей.

    Перевод российской системы бухгалтерского учета на международные стандарты предполагает соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Воплощение в жизнь этой задачи заставит бухгалтеров переосмыслить свою роль и место в управленческой структуре хозяйствующего субъекта, а общество в Целом осознать важность профессии бухгалтера для успешного развития рыночной экономики.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  12. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ
  13. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Центральный банк РФ от 2 октября 2002 г № 2-П (в ред. от 3 марта 2003 г. № 1256-У).
  14. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета.–М.: Проспект, 2004.
  15. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Утв. МФ РФ от 30.12.1999 г.
  16. Жоромская Н.Н., Долгая В.М. Бухгалтерский учет и налогообложение бюджетных организаций.–М.: Книжный мир, 2005.
  17. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М. ,2005.
  18. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. М., 2005

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.93MB | MySQL:121 | 1,369sec