Особенности организации бухгалтерского учета в туризме

<

121913 2258 1 Особенности организации бухгалтерского учета в туризме

1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность и экономическое содержание туризма

Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в развитии туризма. Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью индустрии гостеприимства. Это два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности. Однако всегда при этом присутствуют характерное действие, определяющее и обособливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности — перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания. В целом туризм — это многоцелевой феномен, одновременно сочетающий в себе элементы приключений, посещение экзотических мест, романтику дальних странствий и земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества граждан.

Туризм — важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, посещаемость зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящих данной местности или государству доход.

В мировой экономике туризм конкурирует лишь с добычей нефти. Туризм — одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового сообщества, приносящая около 10% валового дохода. Каждое седьмое рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. За быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.

В России это относительно новый, доходный, устойчиво развивающийся вид отечественного бизнеса. Интерес российских предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов: Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также извлекать известные выгоды за счет валютных операций (в сфере международного туризма).

Туризм во многих странах — деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, создает благоприятные условия для ее развития. Закон закрепил основные понятия, применяемые в туризме.

В соответствии с данным законом к туризму относят временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Выделяют несколько видов туризма, они перечислены ниже.

1. Внутренний — это путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Внутренний туризм — временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни.

  1. Выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
  2. Въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации. Международный туризм — систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом.
  3. Социальный — путешествия, субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
  4. Самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организованные туристами самостоятельно.

    На современном российском рынке большинство туристских предприятий предпочитают осваивать наиболее доходный сектор выездного туризма, косвенно способствуя тем самым вывозу национального капитала и поддерживая зарубежную экономику. Увеличение же объемов въездного и внутреннего туризма, которое влечет за собой развитие целого ряда отраслей (не только связанных с обслуживанием туристов) сдерживается пока серьезными барьерами в виде устаревшей материальной базы, отсутствием инвестиций, нехватки подготовленных кадров и др.

    Среди фирм, занимающихся туристской деятельностью выделяют две основные группы:

  • фирмы-туроператоры;
  • фирмы турагентства.

    Туристский рынок можно представить следующими компонентами:

  • турист;
  • туристское предприятие;
  • туристский регион;    
  • туристский продукт.

    Представим подробнее эти компоненты.

    1. Турист — потребитель тура, туристического продукта или туристических услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий, по меньшей мере, одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.

    Термин «турист» прошел длительную эволюцию, которая на сегодняшний день еще не закончена. Впервые это понятие появилось в докладе Лиги Наций в Женеве в 1937 году. Первая сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации одобрила в 1985 году Хартию туризма — программный документ, который защищает социальные и политические интересы туриста. Хартия туриста включает Кодекс туриста, который выражает права и обязанности туриста во время путешествия.

    2.    Туристское предприятие можно рассматривать в широком смысле: как, собственно, туристская фирма (туроператор, турагент), так и предприятия других отраслей (размещения, питания, транспорта, развлечений).

    Туристские фирмы обычно принимают на себя функции по организации туристского продукта, а также играют роль проводника между туристом и предприятиями, обслуживающими его потребности.

  1. Туристский регион можно представить как совокупность всех предприятий, производящих необходимые услуги и товары. Туризм выступает здесь как отрасль экономики, или, точнее, как межотраслевой комплекс — взаимосвязанное сочетание предприятий, объединенных общей целью и взаимообусловленным функционированием. Туристским регионам приходится выдерживать острую конкуренцию за потребителя, инвестиции, государственную поддержку. Большое значение приобретает регулирующая функция региона, которая осуществляется администрацией соответствующего уровня в интересах местных жителей.
  2. Туристский продукт — это право на тур. Тур — это французское слово, означает «поездка», «прогулка». Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, экскурсионные и т.д.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок. Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры).

    Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт». Туристский продукт оформляется туристской путевкой или туристским ваучером.

    Туристская путевка — это документ, подтверждающий факт передачи турпродукта. В турпутевке должно быть оговорено:

  • номер и серия путевки;
  • название туроператора/турагента, его данные;
  • срок путевки;
  • дата продажи;
  • стоимость путевки цифрами и прописью;
  • подписи лиц, выдающих путевки;
  • печать.

    Туристский ваучер — документ, который устанавливает право туриста на услуги, входящие в состав тура.

  1. Туристские ресурсы — это природные, исторические и социально-культурные объекты, предназначенные для туризма.
  2. Туристская индустрия — это совокупность объектов материальной базы организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гид а-переводчика.
  3. Туроператорская деятельность — это деятельность турфирм по формированию тура, т.е. по разработке туристического маршрута и обеспечению его услугами, а также по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основе лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем-туроператором.
  4. Турагентская деятельность — это деятельность турфирм по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем-турагентом.

    В России туристская деятельность развита недостаточно, однако, в бюджетном финансировании туризму выделена отдельная строка.

     

    1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета туристской деятельности

     

    В настоящее время деятельность туристских организаций регламентируется международными и национальными нормативными документами.

    Бухгалтерский учет регулируется документами, изданными органами власти различного уровня. Основными из них являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1,2,3;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1 и 2;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);
  • План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н);
  • Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства (письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. № 59);
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49);
  • Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приложение к приказу Минфина России от 22 декабря1995 г. №131);
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (приказ Минфина России от 28 декабря 2001г. №119н);
  • Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утвержден Комитетом РФ по торговле письмом от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2);
  • Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утвержден Комитетом РФ по торговле письмом от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5);
  • Указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • нормативные документы министерств и ведомств, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации;
  • международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

    Ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с нормативными документами, которые представлены в виде следующей системы: 1-й уровень — законодательный (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», принятый 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ); 2-й уровень —стандарты (Положения по бухгалтерскому учету и отчетности); 3-й уровень — методические рекомендации (инструкции, письма Минфина России и др.); 4-й уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету организации (приказ по учетной политике).

    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйственных субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. Закон состоит из трех разделов: общие положения; основные правила ведения бухгалтерского учета; основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

    В разделен Общие положения» указаны задачи бухгалтерского учета, основные понятия, используемые в бухгалтерском учете, отмечено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при осуществлении хозяйственных операций возлагается на руководителя организации. Раздел «Основные требования к ведению бухгалтерского учета» устанавливает требования к ведению бухгалтерского учета: обязательное применение двойной записи; осуществление учета на русском языке, в валюте РФ; обязательность формирования учетной политики; обязательность раздельного учета текущих затрат и капитальных вложений; документирование хозяйственных операций; оценка имущества; проведение инвентаризации имущества и обязательств. В разделе «Бухгалтерская отчетность» определены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности и порядок ее представления.

    В настоящее время также разработаны и утверждены Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), представляющие собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта: 1/98 «Учетная политика предприятия»; 2/94 «Учет договоров контрактов) на капитальное строительство»; 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; 6/01 «Учет основных средств»; 7/98 «События после отчетной даты»; 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»; 9/99 «Доходы организации»; 10/99 «Расходы организации»; 11/2000 «Информация об аффилированных
    лицах»; 12/3000 «Информация по сегментам»; 13/2000 «Учет государственной помощи»; 14/2000 «Учет нематериальных активов»; 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»; 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»; 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; 19/02 «Учет финансовых вложений»; 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности».    

    Методические рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Российской Федерации и различными ведомствами, предназначены для конкретизации учетных стандартов в соответствии с отраслевыми особенностями.    

    Рабочие документы самой организации определяют особенности организации и ведения учета в ней. Основными из них являются: документ по учетной политике; формы первичных учетных документов, утвержденных руководителем организации; графики документооборота; рабочий план счетов бухгалтерского учета.

    Международные стандарты финансовой отчетности — это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире.

    Систему международного нормативного регулирования туристской деятельности можно представить следующей схемой:

  • международное законодательство;
  • международные договоры и межправительственные соглашения;
  • международные конвенции;
  • рекомендательные акты Европейского союза;
  • решения международных конференций по туризму;
  • рекомендации других международных организаций.

    Систему национального нормативного регулирования можно представить четырьмя уровнями.

    Первый уровень системы является законодательным. Он представлен законами и другими нормативными актами законодательной и исполнительной власти, касающимися области туризма. Этот уровень представлен Гражданским, Налоговым, Трудовым, Таможенным кодексами Российской Федерации, Федеральными законами от 29 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законами от 10 июня 1993 года № 5154-1 «О стандартизации», от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 года № 122 «О лицензировании международной туристической деятельности» и др.

    Второй уровень можно назвать нормативным. Его образуют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время разработано 21 ПБУ.

    Третий уровень считается методическим. Этот уровень составляет множество методических указаний, инструкций, писем общего и отраслевого значения. Они носят разъяснительный или рекомендательный характер. К документам данного уровня относятся:

  • «Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью»;
  • «Инструкция о безналичных расчетах»;
  • Общероссийский классификатор основных фондов;
  • альбомы унифицированных форм первичной учетной документации и др.

    Четвертый уровень — инициативный уровень самой организации. К этому уровню относятся организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику организации.

    В работе турфирмы можно выделить несколько этапов:

  • предложение туристу определенного набора туристско-экскур-
    сионных услуг;
  • получение от клиентов денежных средств за тур (путевку);
  • перечисление денежных средств соответствующим организациям за размещение, проживание, экскурсионное обслуживание и т.д., раздельно или в целом за «пакет», услуг;
  • учет доходов и затрат турфирм, налогообложение;
  • выявление финансового результата деятельности турфирм.

    Все этапы туристической деятельности регулируются норматив
    но-правовыми документами.

    В соответствии с гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) оказание услуг по туристскому обслуживанию осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.

    Договор заключается в письменной форме:

    между турфирмой и туристом;

    между турфирмой и контактирующими с ней организациями.
    Существуют следующие виды договоров (в соответствии с ГК РФ):

  1. договор возмездного оказания услуг;
  2. договор купли-продажи;
  3. посреднический договор, который в свою очередь может быть
    в виде: договора комиссии; договора поручения; агентского договора.

    Договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) — туроператор или турагент оказывает услуги по туристскому обслуживанию туриста. Продается не сам продукт, а право на него.

    Менеджер по продаже заключает договор возмездного оказания услуг с туристом, в котором должны быть указаны следующие условия:

  • информация об исполнителе (данные о лицензии, юридический
    адрес фирмы и ее банковские реквизиты);
  • сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта (ФИО туриста, паспортные данные, адрес места
    жительства, контактный телефон);
  • информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов;
  • дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
  • порядок встречи, проводов и сопровождение туристов;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • в розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
  • условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
  • порядок и сроки предъявления претензий туристом.

    Иные условия определяются по соглашению сторон. Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К ним относятся:

  • ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;
  • недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
  • непредвиденный рост транспортных тарифов;
    <
  • введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
  • резкое изменение курса национальных валют.

    Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

    Договор купли-продажи (ст. 454 ГК РФ) — одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязан принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

    Посреднический договор может быть представлен одним из трех вариантов.

    1.    Договор комиссии (ст. 990 ГК РФ) — по данному договору одна
    сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента)
    обязуется за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Договор комиссии может быть заключен: на определенный срок; бессрочно; с определенными условиями; без условий,

    2.    Договор-поручение (ст. 971 ГК РФ) — согласно этому договору одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. В данном случае турагентства могут совершать разные юридические действия, но все сделки турагентство совершает от имени туроператора. Поэтому права и обязанности в данном случае имеет и несет туроператор.

    3. Агентский договор (ст. 1005 ГК РФ) — по данному договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала. Сфера деятельности агентского договора шире, чем договора комиссии и договора поручения.

    Любой договор заключается в письменной форме. В договоре должны быть оговорены следующие пункты:

  • информация о туроператоре и турагенте, включая данные
    о лицензиях, юридических адресах, банковских реквизитах и т.д.;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • цена турпродукта и порядок оплаты;
  • минимальное количество туристов в группе, порядок встречи,
    проводов и сопровождения туристов, дата и время начала и окончания тура, его продолжительность;
  • условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытка, порядок предъявления претензий.

    Туроператор и турагент в начале финансового года должны объявить свою учетную политику на следующий финансовый год.

     

    2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО ФИНАНСОВОГО И УЧЕТА В ТУРИЗМЕ

     

    2.1. Учет основных средств

     

    Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • актив должен быть использован в производстве продукции, при
    выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд
    организации, либо для предоставления организацией за плату во вре
    менное владение и пользование или во временное пользование;
  • актив должен находиться в пользовании в течение длительно
    го времени, то есть свыше срока полезного использования, продолжи
    тельностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если
    он превышает 12 месяцев;
  • организация не должна предполагать последующей перепро
    дажи данных активов;
  • актив должен быть способен приносить организации экономи
    ческие выгоды в будущем1.

    Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции, ожидаемого к получению в результате этого объекта.

    Активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но.не более 20 000 руб. за.единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-технических запасов.

    Единицей учета основных средств является инвентарный объект — законченное устройство со всеми приспособлениями, или конструктивно-обособленный предмет, или же обособленный комплекс предметов, представляющий собой единое целое. Если в состав объекта входит несколько составных частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, то каждая такая часть учитывается как отдельный инвентарный объект.1

    Важное значение при постановке на баланс инвентарного объек-,та и дальнейшей его эксплуатации имеет оценка.

    Принцип единства и реальности оценки данного вида имущества является определяющим фактором в организации учета основных средств.

    Принцип единства основных средств означает установление методологии их учета в различных организациях независимо от организационно-правовой формы собственности.

    Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

    Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

    Поступление основных средств может осуществляться посредством их покупки, изготовления, строительства, безвозмездного получения. В виде вкладов в уставный капитал, по договору аренды.

    Поступление основных средств документально оформляется в соответствии с унифицированными формами первичного учета. При этом приемку выстроенных зданий, сооружений оформляют актом о приемке-передаче (ф. № ОС-1а), а приобретение иных объектов основных средств оформляют актом приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1), для группы объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) используют акт приемки-передачи ф. № ОС-16. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска завода, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения. После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту — паспорт, чертежи и т.д. На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

    Выполненные работы по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации отражают в актах приемки-передачи отремонтированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). Данные акты составляются в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем предприятия. Акт приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) подписывается главным бухгалтером, утверждается руководителем организации. Для внутреннего перемещения объектов основных средств применяется накладная ( ф. № ОС-2).

    При приемке на склад оборудования, требующего установки, выписывается акт о приемке оборудования (ф. № ОС-14). Передача оборудования монтажным организациям оформляется «Актом приемки-передач и оборудования в монтаж» (ф. № ОС-15). Дефекты, обнаруженные в процессе осмотра, монтажа или испытания оборудования, фиксируются в «Акте о выявленных дефектах оборудования» ( ф. № ОС-16). В дальнейшем он используется как основание для предъявления претензии виновной стороне.

    Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств по счету 01 «Основные средства» и Главной книги и используют для составления отчетности о движении основных средств.

    Основные средства предприятия, находящиеся в эксплуатации, запасе, консервации, учитываются на активном балансовом счете 01 «Основные средства». Синтетический учет по этому счету организуется в журнале-ордере № 13 и в Главной книге. Журнал-ордер заполняется на основании первичных документов.

    Для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств при их принятии к бухгалтерскому учету должен присваиваться соответствующий инвентарный номер.

    Учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек. Для пообъектного учета зданий, сооружений и передаточных устройств применяют инвентарные карточки учета основных средств (ф. № ОС-6).

    Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце (ф. № ОС-6а). Вместо карточек в маленьких организациях можно вести инвентарную книгу учета объектов основных средств по ф. № ОС-6б.

    Инвентарные карточки заполняются на основании первичных документов (актов приема-передачи, технических паспортов и др.), которые передаются затем под расписку в соответствующий отдел организации.

    Если организация имеет специальное ремонтное подразделение, производящее ремонт основных средств, то затраты этого подразделения учитываются предварительно на счете 23 «Вспомогательные производства» для определения себестоимости ремонтных работ. Затраты, собранные на счет 23, списываются на счета потребителей услуг ремонтного подразделения по назначению,

    1. В случае если затраты по ремонту основных средств сразу по мере их выполнения списываются в издержки производства и обращения, то в учете производятся записи:

    1) при подрядном способе при приемке работ от подрядчика: Д 20, 23, 25, 26 — К 60 — списаны затраты на ремонт. Д 19 — К 60 — учтен НДС.

    Д 60 — К 51 — отражена оплата подрядчику.

    Д 68-НДС — К 19 — списание НДС в зачет бюджету.

    2)    при хозяйственном способе, если в организации нет ремонтного подразделения:

    Д 20, 25, 26 — К 10, 69, 70 — списаны затраты на ремонт.

    3)    при хозяйственном способе, если в организации есть ремонтное подразделение:

    Д 23 — К 02, 05,10,69,70 — отражены затраты на содержание ремонтного подразделения и затраты на ремонт. Д 20, 25, 26 — К 23 — списаны затраты на ремонт. 2. В случае создания резерва расходов на ремонт основных средств в течение отчетного периода формируется резерв путем плановых отчислений в него за счет себестоимости продукции:

    Д 20, 23 25, 26 — К 96 — плановые отчисления. После выполнения ремонтных работ все произведенные фактические затраты относятся в уменьшение созданного резерва:

    1)    при подрядном способе:

    Д 96 — К 60 — списана стоимость затрат по ремонту. Д 19-К 60-учтен НДС.

    Д 60 — К 51 — произведена оплата работ подрядчику. Д 68-НДС — К 19 — списан НДС в зачет бюджету.

    2)    при хозяйственном способе, если в организации нет ремонт
    ного подразделения:

    Д 96 — К 10, 69, 70 — списана стоимость затрат по ремонту.

    3)    при хозяйственном способе, если в организации есть ремонт
    ное подразделение:

    Д 23 — К 02, 05, 10, 69, 70 — отражены затраты содержание ремонтного подразделения и затраты на ремонт. Д 96 — К 23 — списана стоимость затрат по ремонту. Резерв расходов на ремонт основных средств в конце отчетного года инвентаризуется и излишне начисленные суммы резерва сторнируются.

    Если окончание ремонтных работ происходит в следующем за отчетным годом, то остаток средств резерва не сторнируется, а относится на финансовые результаты отчетного года.

    Д 96 — К 91 — остаток средств резерва относится на финансовые результаты отчетного года.

    Если сумма фактических осуществленных затрат на ремонт в отчетном периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

    Предельная сумма резерва на ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за 3 последних года.

    С течением времени, первоначальная стоимость отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения некоторые организации периодически переоценивают основные средства и получают, таким образом, восстановительную стоимость.

    Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного периода) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости, в последующем они переоцениваются регулярно.

    Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствии с рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

    Выбранный метод переоценки нужно закрепить в учетной политике предприятия.

    В соответствии с п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н) организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации.

    В бухгалтерском учете результаты переоценки основных средств отражаются следующим образом:

    1)    при дооценке:

    Д 01 — К 83 — увеличена восстановительная стоимость. Д 83 — К 02 — увеличен износ.

    2)    при уценке:

    Д 83 — К 01 — уменьшена восстановительная стоимость. Д 02 — К 83 — уменьшен износ.

    Такие проводки необходимо делать по каждому переоцениваемому объекту.

    Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

    Амортизация не начисляется по основным средствам, используемым для реализации законодательства Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование.

    Начисление амортизации объектов основных средств производиться одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезно
    го использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

    – при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости
    объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя
    из срока полезного использования этого объекта;

    – при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной
    стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы
    амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования
    этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;

    – при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости или (текущей восстановительной) стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

    Основные средства выбывают из организации в результате: продажи; списания или ликвидации в случае их физического и морального износа; передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций; безвозмездной передачи; передачи имущества по договору мены; дарения; внесения актива в совместную деятельность; частичной ликвидации объектов.

    С 1 января 2006 года с бухгалтерского учета списываются не только основные средства, которые физически выбывают, но и которые не способны приносить экономические выгоды в будущем.

    Выбывшие основные средства списывают с баланса организации. Исключение предусмотрено для случая, когда основные средства передаются сторонним предприятиям, но остаются в собственности организации (например, для передачи оборудования в монтаж). В этой ситуации основные средства не списываются, а оформляется акт приемки-передачи в монтаж ф. № ОС-15.

    Выбытие основных средств (кроме автотранспорта) оформляется актом на списание ф. № ОС-4, а выбытие автотранспорта — актом ф. №ОС-4а.

    Если объект основных средств продан или передан безвозмездно, то для покупателя дополнительно оформляется акт приемки-передачи основных средств ф. № ОС-1.

    Если основное средство выбывает с баланса организации в середине месяца, то амортизация за этот месяц начисляется полностью. На основании акта делаются проводки:

    Д 02 — К 01 — списана сумма амортизации объекта основных

    средств.

    Д 91-2 — К 01 — списана остаточная стоимость объекта основных средств.

    Стоимость материалов, оставшихся после списания основных средств отражается проводкой:

    Д 10 — К 91-1 — оприходованы материалы, оставшиеся после

    списания основных средств и пригодные для дальнейшего использования.

    Д 91 — К 99 — отражается прибыль от выбытия основных средств.

    Д 99 — К 91-9 — отражается убыток от списания основных

    средств.

     

    2.2. Учет денежных средств в кассе и на расчетных счетах

     

    Организации по туризму в связи со спецификой их деятельности проводят большой объем наличных расчетов через кассу. Кассовые операции могут осуществляться с использованием двух видов касс: операционной и главной. Операционные кассы предназначены для получения наличных денег от населения и обслуживаются кассирами-операционистами. Главная касса ведет прием денежной выручки от операционных касс, сдает и получает деньги из банка, выплачивает заработную плату и осуществляет расчеты с юридическими лицами.

    Наличные денежные средства, полученные в кассу, должны расходоваться на те цели, на которые они были получены. Предприятия могут иметь в своих кассах остаток денежных средств в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятии. При необходимости лимиты остатка денежных средств в кассах могут пересматриваться. В остальном порядок ведения кассовых операций аналогичен их ведению на обычном предприятии.

    Организация может получить наличную иностранную валюту от уполномоченного банка на территории Российской Федерации только в случае зарубежной командировки работника. Все остальные валютные операции, связанные с получением наличной иностранной валюты от физических и юридических лиц, считаются незаконными.

    Работнику, направляемому в заграничную командировку, необходимо выдать аванс в иностранной валюте. Сумму аванса рассчитывают исходя из реальных потребностей (суточных, оплаты жилья, проезда, непредвиденных расходов и т.д.).

    Покупать наличную валюту (или дорожный чек) для оплаты командировочных расходов в обменных пунктах запрещено (п. 2 Положения Центрального Банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) от 25 июня 1997 года № 62, п. 1.33 инструкции ЦБ РФ от 27 февраля 1995 года № 27), следовательно, работнику нельзя выдать из кассы наличные рубли в качестве аванса по зарубежной командировке. Штраф за такое нарушение составляет от 40 до 50 тыс. руб. (п. 4 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административно-правовых нарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ,).

    Бухгалтер при получении в банке наличной валюты обязан: оформить приходный кассовый ордер ф. № КО-1; отразить операцию в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (у. ф. № КО-3) и в кассовой книге (ф.№КО-4); зарегистрировать справку ф. № 0406007 (обмен валюты)
    в Журнале учета полученных справок.

    Валюту так же, как и рубли, необходимо оприходовать в кассу организации и оформить приходный кассовый ордер ф. № КО-1.

    На основании приходного кассового ордера бухгалтер делает проводку:

    Д 50 — К 52 — наличная валюта получена в кассу для оплаты командировочных расходов.

    При расчетах наличными рублями и валютой можно вести только одну кассовую книгу.

    К кассовым документам подшивается справка по расчету курсовой разницы:

    Д 71 — К 50 — выдан аванс в валюте на командировочные расходы.

    Если командировка отменяется, иностранную валюту или дорожные чеки вместе со справкой ф. № 0406007 в течение пяти дней со дня предполагавшегося отъезда нужно сдать в банк. Сданная иностранная валюта зачисляется на текущий валютный счет организации. Для этого , необходимо сделать проводку:

    Д 52 — К 50 —неизрасходованная валюта возвращена на текущий валютный счет.

    Неиспользованные суммы наличной валюты или дорожные чеки нужно сдать в банк в течение 10 рабочих дней после того, как работник сдаст их в кассу организации.

    Для учета операций на валютном счете применяют счет 52 «Валютные счета». К нему открывают следующие субсчета:

    52-1 «Транзитный валютный счет»;

    52-2 «Текущий валютный счет»;

    52-3 «Валютные счета за рубежом»;

    52-4 «Специальный транзитный валютный счет».

    Внутри субсчетов открывают аналитические счета для учета видов валют. В бухгалтерском учете делают следующие записи:

    1)при покупке иностранной валюты:

    Д 57 — К 51 — перечислены денежные средства для покупки валюты.

    Д 52-4 — К 57 — зачислена приобретенная иностранная валюта на специальный транзитный валютный счет. Д 91-2 — К 51 — удержано комиссионное вознаграждение банку за операции по приобретению валюты. Д 91-2 — К 57 — сформирован финансовый результат от покупки иностранной валюты.

    Д 91-2 — К 57 — на сумму отрицательной курсовой разницы или

    Д 57 — К 91-1 — на сумму положительной курсовой разницы.

    2)    при продаже валютной выручки:

    Д 52 — К 57 — перечислена банку валютная выручка. Д 51 — К 91 -1 — зачислена на расчетный счет выручка от продажи валюты,

    Д 91-2 — К 57 — списана сумма реализованной валюты. Д 57 — К 91-1 — списана курсовая разница. Если в договоре предусмотрена предоплата за туристские услуги, то необходимо представить в банк заявление на перевод или валютное платежное поручение. Форма бланка этого заявления устанавливается каждым банком произвольно. Количество экземпляров колеблется от трех до пяти.

    В соответствии с действующим законодательством для исполнения банковского перевода за границу необходимо иметь соответствующее основание — им может быть или копия контракта или счет фирмы, которые предъявляются в банк вместе с платежным порученном. При ведении переговоров с иностранной фирмой необходимо договориться о времени получения от нее правильно оформленных счетов на оплату обслуживания российских туристов.

    Санкцией, применяемой за просрочку платежей в международном туризме, является уплата пени. Ее размер составляет 0,05% суммы задолженности за каждый день задержки платежа.

     

    2.3. Учет бланков строгой отчетности

     

    При расчетах наличными с частными клиентами турфирмы вместо контрольно-кассовой машины (далее — ККМ) могут применять бланки строгой отчетности. В Федеральном законе от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», который регулирует наличные расчеты, записано, что форма бланков, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения должно устанавливать Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утвердило такой порядок. Перечень обязательных реквизитов для бланков строгой отчетности приведен в п. 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года № 171).

    В бухгалтерском учете затраты на приобретение бланков строгой отчетности относятся к расходам, которые связаны с оказанием услуг. Иначе говоря, с обычной деятельностью турфирмы, что следует из п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33 н. Одновременно с этим чистые бланки отражаются за балансом — по счету 006 «Бланки строгой отчетности» — в условной оценке; в какой именно — нужно указать в учетной политике.

    Минфин России письмом от 16 июня 1994 года № 16-30-65 «О формах документов строгой отчетности» и Госналогслужба России письмом от 30 августа 1994 года № НИ-6-143/320 утвердили бланки путевок как бланки строгой отчетности для организаций Российской ассоциации социального туризма. В дополнение к ним письмом Минфина России от 26 марта 1996 года № 16-00-30-19 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» была утверждена форма ТУР-1 «Туристская путевка», используемая при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККМ.

     

    2.4. Учет туроператорской деятельности

     

    Туроператор имеет некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи.

    По виду деятельности туроператоры бывают операторами массового рынка или специализированными операторами.

    Туроператор занимается комплектацией туров (турпродукта): разрабатывает туристские маршруты; обеспечивает их услугами; организует рекламу; определяет стоимость тура; продает туры (самостоятельно или через турагента). Это продукция собственного производства. Для ее учета ведут счет 20 «Основное производство». Счет активный, калькуляционный.

    Сальдо начальное — дебетовое, показывает незавершенное производство (далее — НЭП) на начало периода, т.е. незакрытый турпро-дукт, незаконченный тур.

    По дебету показываются затраты по формированию нового тура.

    По кредиту — фактическая себестоимость тура.

    Сальдо конечное — показывает НЭП на конец периода.

    Для учета выручки от продажи турпродукта применяют счет 90 «Продажи». Счет активно-пассивный, сопоставляющий, операционно-результатный.

    Счет имеет субсчета:

    90-1 — выручка от продажи путевок (договорная стоимость =
    = фактическая себестоимость + НДС + прибыль);

    90-2 — формируется себестоимость тура;

    90-3 — начисление НДС от стоимости турпродукта;

    90-9 — результат от продажи турпродукции: прибыль или убыток.

    Туроператоры имеют право самостоятельно определять дату реализации путевок туристам:

    в момент передачи туристу путевок и полного комплектования
    документов;

    в день окончания тура.

    Если в целях налогообложения прибыли туроператор применяет метод начисления, то выручка от продажи путевок признается доходом в момент их реализации (п. 3 ст. 271 НК РФ).

    Если турфирма применяет кассовый метод определения доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут, признаваться в том периоде, когда они фактически получены, а расходы—когда они фактически оплачены (л. 1 ст. 273 НК РФ).

    В бухгалтерском учете делают следующие записи:

    Д 20 — К 60, 76 — приобретены права (гарантии) у различных предприятий на получение различных услуг по транспортному обслуживанию, проживанию, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов.

    Д 60, 76 — К 50, 51, 52 — перечислены денежные средства поставщикам услуг.

    Д 20 — К 02, 70, 69,76,60, 71, 68, 10 — отражены собственные расходы туроператора: амортизация, зарплата сотрудников, ЕСН, услуги организаций по аренде, связи, коммунальным платежам.

    Д 44 — К 60, 76 — приобретены услуги сторонних организаций по рекламе.

    Д 60, 76 — К 50, 51, 52 — перечислено за услуги по рекламе. Д 43 — К 20, 44 — отнесены фактические затраты по формированию стоимости турпутевки (производственные расходы + коммерческие расходы).

    Д 90-2 — К 43 — списана полная коммерческая себестоимость турпродукта (путевки).

    Д 50, 51, 52 — К 62 — получены денежные средства за продажу путевок.

    Д 62 — К 90-1 — отражается выручка от реализации путевок. Д 90-3 — К 68 — начислен НДС от стоимости реализованных путевок.

    Счет 90 показывает результат от операции продажи путем сопоставления оборотов. Если кредитовый оборот больше дебетового оборота, то появляется сальдо счета 90-9, которое показывает прибыль от продажи турпродукта:

    Д 90-9 — К 99 — прибыль.

    Если дебетовый оборот больше кредитового оборота, то появляется сальдо счета 90-9, которое показывает убыток от продажи путевок:

    Д 99 — К 90-9 — убыток.

     

    2.5. Учет страхования туристов

     

    Одна из составляющих частей зарубежного тура — страхование туристов (экстренных медицинских расходов граждан). Страховая защита необходима путешествующим туристам. Это обуславливается тем, что в абсолютном большинстве туристских регионов медицинская помощь является платной. Медицинское страхование гарантирует, что туристу оплатят медицинскую помощь при наступлении страхового случая. Страхование туристов — одно из установившихся правил туристского рынка.

    Стоимость страхового полиса колеблется. Туроператор может выступать как страховой агент (посредник в сфере страхования) или как брокер (приобретает страховые услуги в пользу третьих лиц),

    Если туроператор выступает страховым агентом, то заключается со страховой компанией агентский договор, поэтому от имени и за счет страховой компании подписывается договор страхования с туристами. Страховщик — страховая компания. Страхователь — турист. Туроператор выписывает квитанцию по форме А-7 и представляет отчет страховой компании по заключенным договорам, к которым прилагает копии квитанций на получение страхового взноса и акт с указанием количества и номеров, переданных квитанций туристам. Кроме того, указываются паспортные данные застрахованных туристов. Отчет должен быть предоставлен до начала тура. Туристу вместе с путевкой вручают страховой полис. При этом составляют акт приема-передачи с указанием серий и номеров бланков страховых полисов. Доходом туроператора является посредническое вознаграждение (прочая деятельность). Доход туроператора является объектом обложения НДС.

    Если туроператор выступает страховым брокером, то заключается другой договор — договор страхования в пользу третьих лиц; В этом случае туроператор является страхователем, а страховщиком является страховая компания. При формировании турпродукта стоимость страхового полиса включается в стоимость путевки. Туроператор заключает договоры страхования с туристами, подает их списки в страховую компанию и получает страховые полисы.

    В бухгалтерском учете делают следующие записи:

    Д006 – приняты на учет страховые полисы по фактической стоимости.

    Д50 – К 76 – получены денежные средства от туристов за реализованные страховые полисы.

    Д76 – К91-1 выручка за реализацию страховых полисов.

    Д76 – К 51 – оплачены страховые премии по страхованию туристов.

    К006 –списаны страховые полисы, проданные туристам.

     

    2.6. Учет турагентской деятельности

     

    Турагентская деятельность — это деятельность по продвижению и реализации турпродукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

    Турагент является организацией посредником, которая занимается продажей сформированных туроператором путевок непосредственно на рынке туристических услуг. Правовая концепция турагента основана на отношениях купли-продажи турпродукта.

    Турагент может увеличить стоимость путевки, приобретенного тура на стоимость собственных услуг.

    Обычно турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение.

    Турагент обязан исполнить данные ему туроператором поручения и указания. Турагент вправе отступить от указаний туроператора, если это в интересах туроператора.

    В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.

    В бухгалтерском учете турагента используют следующие счета:

  • счет 41 субсчет «Покупные путевки для розничной торговли»;
  • счет 006 «Бланки строгой отчетности»;
  • счет 004 «Товары, принятые на комиссию».

    В бухгалтерском учете делают следующие записи, основываясь на одном из следующих вариантов.

    Вариант 1

    Д 41 субсчет «Покупные путевки для розничной торговли» — К 60, 76 — приобретены турпутевки у туроператора для продажи туристам или другим фирмам.

    Д 19 — К 60 — отражен НДС, выделенный в счет-фактуре.

    Д 60,76 — К 50,51,52 — перечислено за путевки.

    Д 41 субсчет «Покупные путевки для розничной торговли» — К 42 — начислена торговая наценка в соответствии с учетной политикой фирмы.

    Д 44 — К 70, 69,02,76,60, 71 — отражены собственные расходы турагента.

    Д 90-2 — К 41, 44 — списана стоимость путевки по цене приобретения и затраты турагента.

    Д 50,51,52 —К 62 — получены денежные средства за продажу путевки.

    Д 62 — К 90-1 — получена выручка от реализации путевок.

    Д 90-3 — К 68 — начислен НДС от стоимости реализованных путевок.

    Д 90-9 — К 99 — получена прибыль турагента. Д 99 — К 68 — начислен налог на прибыль.

    Д 99 — К 84 — получена нераспределенная прибыль турагента.

    Вариант 2

    Д 006 — получены турпутевки от туроператора.

    Д 62 — К 76 субсчет «Расчеты с туроператором» — начислена задолженность на стоимость путевок по продажным ценам.

    Д 50, 51 — К 62 — получены денежные средства за путевки. К 006 — списаны проданные путевки.

    Д 76 субсчет «Расчеты с туроператором» — К 90-1 — начислено комиссионное вознаграждение турагенту.

    Д 90-3 — К 68 — начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

    Д 76 субсчет «Расчеты с туроператором» — К 51 — перечислены денежные средства за путевки за минусом комиссионного вознаграждения.

    Вариант 3

    Если турагент оказывает услуги туроператору по договору комиссии, агентскому соглашению, договору поручения, то такая деятельность рассматривается как посредническая. В бухгалтерском учете делают следующие записи:

    Д 004 — на стоимость путевок, приобретенных у туроператора до момента их реализации.

    Д 44 — К 70, 69, 71, 02, 60, 76, 10 — отражаются собственные расходы турагента.

    Д 90-2 – К 60, 76 — списывается стоимость реализуемой путевки по цене приобретения.

    Д 60, 76 – К 50, 51, 52 — перечислены денежные средства туроператору.

    К 004 — списываются реализованные путевки. Д 90-2 — К 44 — списываются собственные затраты. Д 50, 51, 52 — К 62 — получены денежные средства за продажу путевок туристам.

    Д 62 — К 90-1 — отражается выручка от реализации посреднических услуг.

    Д 90-3 — К 68 — начислен НДС с суммы посреднического вознаграждения.

    Д 90-9 — К 99 — выявлен финансовый результат (прибыль). Вариант 4

    Д 004 — приняты на комиссию путевки по накладной или акту. Д 62 — К 76 субсчет «Расчеты с туроператором» — отражается продажная стоимость путевок.

    Д 51 — К 62 — получены платежи от покупателей за путевки. Д 76 субсчет «Расчеты с туроператором» — К 90-1 — начислено комиссионное вознаграждение.

    Д 90-3 — К 68 — начислен НДС с комиссионного вознаграждения.

    К 004 — списаны реализованные путевки. Д 76 субсчет «Расчеты с туроператором» — К 51 — перечислено туроператору за минусом комиссионного вознаграждения.

    В случае если с продвижением и продажей туристского продукта собственного производства, туристская организация осуществляет продвижение продажу туристского продукта других туристских организаций и оказание прочих коммерческих услуг (в том числе агентские услуги по продаже авиабилетов), данная туристская организация выступает как организация, занятая в торговой, сбытой или иной посреднической деятельности.

    В бухгалтерском учете турагента сумма неустойки включается в состав внереализационных расходов, что предусмотрено п. 12 ПБУ 10/99. Отразить неустойку в учете нужно после того, как тур-агент согласится ее заплатить или суд вынесет соответствующее решение (п. 14.2 ПБУ 10/99).

    В целях налогообложения прибыли неустойка также считается внереализационным расходом турагента (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

     

    2.7. Учет финансовых результатов

     

    Финансовый результат деятельности туристической организации характеризует ее положение на рынке, успешность управления, капитализацию фирмы и другие аспекты, интересующие всех пользователей финансовой отчетности. Достоверные показатели прибыли (убытка), понятные и позволяющие получить однозначные выводы при пользовании бухгалтерской отчетностью возможны в том случае, если они формируются на основе унифицированных и общеизвестных правил.

    Бухгалтерский учет финансовых результатов регламентирован ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

    Финансовые результаты от обычных видов деятельности со счета 90 «Продажи» и прочие финансовые результаты со счета 91 «Прочие доходы и расходы» в течении года нарастающим итогом собираются на счете 99 «Прибыли и убытки».

    Некоторые налоги на прибыль (условный расход, постоянное налоговое обязательство), а также штрафные санкции в бюджет начисляются непосредственно по дебету счета 99 «Прибыли и убытки».

    В результате на счете 99 «Прибыли и убытки» выявляется полученная в отчетном году чистая прибыль организации, которая является основой для объявления дивидендов по результатам работы в отчетном году, для иного распределения прибыли.

    Счет 99 «Прибыли и убытки» в течение года не закрывается. В конце года, 31 декабря, когда на счете 99 окончательно формируется прибыль (убыток) отчетного года, проводится реформация баланса: на основании бухгалтерской справки прибыль отчетного года одной записью переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»: Д 99 — К 84 — прибыль отчетного года включена в состав накопленной прибыли.

    Д 84 — К 99 — убыток отчетного года уменьшил накопленную прибыль.

    Финансовый результат, накопленный с начала деятельности предприятия нарастающим итогом на счете 84 «Прибыли и убытки» представляет собой чистую прибыль, принадлежащую собственниками предприятия (учредителям, акционерам).

    В связи с этим расходовать эти средства, а значит, дебетовать счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» можно только на основании решения собственников, оформленных специальными протоколами.

     


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

  1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. (в ред. от 26.01.2007) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Кодекс об Административных Правонарушениях РФ: Принят 30 дек. 2001 г. // СЗ РФ. 2002. №. Ст. 1.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. на 01.05.2007 г.)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 200 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ на 01.05.2007 г.)
  5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в редакции от 3 ноября 2006 г.) // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.
  6. Положение но бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 гола № 26», с изменением, утвержденным приказом Минфина России от 12 декабря 2005 года № 147н — п. 4.
  7. Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года № 171.
  8. О формах годовой бухгалтерской отчетности организаций. Приказ Министерства финансовых Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н.
  9. Аврова И.А. Организация бухгалтерского и налогового учета в туризме.– СПб.: Питер, 2004.
  10. Александров О.А. Бухгалтерский учет в туризме: практ. пособие.–М.: Омега-Л., 2007.
  11. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. –М.: Финансы и статистика, 2004.
  12. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет и налогообложение.–М.: Торговый дом Герда, 2007.
  13. Квартальнов В.А. Туризм. –М.: Финансы и статистика, 2004.
  14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учета.–М.: ИНФРА-М, 2007.
  15. Козлова Е.П., Парашютин Н.В. Бухгалтерский учет.–М.: ИНФРА-М., 2007.
  16. Саполгина Л.А. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристической фирме. –М.: КНОРУС, 2007.
  17. Финансы и бухгалтерский учет в туризме / Под ред. Е.Н. Солодухина. –М.: Финансы и статистика, 2005.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00152 sec

WordPress: 25.21MB | MySQL:119 | 1,675sec