Понятие, виды и особенности информации

<

112813 0213 1 Понятие, виды и особенности информацииПонятие и виды информации. Под информацией (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение) первоначально понимались любые сведения об объективной реальности, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств и т.п. С середины ХХ в. информация является общенаучным понятием, включающим в себя: обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму и т.д.

Таким образом, информация – ёмкое и существенное понятие современной науки, рядом с которым постоянно фигурирует ещё одно – данные.

Данные – факты, понятия, разнообразные сведения о людях, фирмах, бизнесе, представленные в формализованном виде, удобном для пересылки, интерпретации и обработки человеком или компьютером.

В понятии информации можно выделить следующие аспекты:

1) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания, образы;

2) значение, вкладываемое человеком в данные на основании известных соглашений, относящихся к представлению данных;

3) сведения, не известные до их получения, являющиеся объектом хранения, передачи и обработки;

4) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении;

5) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения.

Подробнее эти аспекты рассмотрены в прил. 1.

Информацию можно классифицировать (разбивать на виды) по разным признакам, например:
по восприятию, по области возникновения, по общественному назначению, по сфере использования и т.д.

Классификация информации по восприятию:

– визуальная – информация, передаваемая видимыми образами и символами;

– аудиальная – информация, передаваемая звуками;

– тактильная – информация, передаваемая ощущениями;

– органолептическая – информация, передаваемая вкусом и запахами;

– машинная – информация, воспринимаемая и выдаваемая средствами вычислительной техники.

Классификация информации по области возникновения:

– элементарная – информация, отражающая процессы, явления неодушевлённой природы;

– биологическая – информация, отражающая процессы животного и растительного мира;

– социальная – информация, отражающая процессы человеческого общества.

Классификация информации по общественному назначению:

– личная;

– массовая – общественно-политическая и научно-популярная;

– специальная – научная, техническая, экономическая, управленческая, социальная.

Классификация информации по сфере использования:

– медицинская;

– техническая;

– экономическая и т.д.

В каждой из приведённых классификаций любой вид может быть разделен на подвиды и т.д. Например, в классификации по сфере использования вид «экономическая информация» может быть распределён по следующим признакам:

– функциям управления;

– месту возникновения (уровню управления).

Классификация по функциям управления:

  1. Плановая (директивная) информация – директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем (пятилетка, год, квартал, месяц, сутки). Например, выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемый спрос на продукцию и прибыль от её реализации и т.д.
  2. Учётная информация – фактические значения запланированных показателей за определённый период времени. На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация, проведён анализ деятельности организации, приняты решения по более эффективному управлению фирмой. В качестве учётной выступает информация натурального (оперативного) учета, бухгалтерского, финансового учёта. Например, учётной информацией являются: количество деталей данного наименования, изготовленных рабочим за смену (оперативный учёт), заработная плата рабочего за изготовленные детали (бухгалтерский учёт), фактическая себестоимость изготовления изделия (бухгалтерский и финансовый учёт).
  3. Нормативносправочная информация (НСИ) содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями. Это самый объёмный и разнообразный вид информации. Достаточно отметить, что в общем объёме циркулирующей на фирме информации нормативно-справочная составляет 50-60%. Примерами НСИ могут служить: технологические нормативы изготовления деталей, узлов, изделия в целом; стоимостные нормативы (расценки, тарифы, цены); справочные данные по поставщикам и потребителям продукции и т.д. В фирме количество нормативов может достигать нескольких миллионов, а объём НСИ – сотен мегабайт.
  4. Отчётно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности фирмы для вышестоящих органов управления, органов государственной статистики, налоговой инспекции и т.д., например, годовой бухгалтерский отчёт о деятельности фирмы.

Классификация по уровням управления (месту возникновения):

  1. Входная информация –поступает в фирму (структурное подразделение) извне и используется как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций и задач управления.
  2. Промежуточная информация формируется на определённое время для подготовки и создания результатной информации.
  3. Выходная информация поступает из одной системы управления в другую. Одна и та же информация может являться входной для одного структурного подразделения как её потребителя и выходной – для подразделения, её вырабатывающего. При этом форма представления (кодирование в разные типы данных) экономической информации может быть: алфавитно-цифровая (текстовая) – в виде совокупностей алфавитных, цифровых и специальных символов; графическая – в виде графиков, схем, рисунков, а физическим носителем информации (данных) – бумага, магнитный диск, изображение на экране дисплея.

Приведённые классификации проводятся по качественным признакам информации. Любое качественное выделение информации, в конце концов, должно привести к количественному измерению и фиксации этого измерения с помощью определённых типов данных, а данные одного типа могут объединяться в те или иные структуры. Подробнее количественное и качественное измерение информации рассматривается в прил. 2.

В дальнейшем нас будет интересовать только экономическая информация, её измерение и кодирование, а также (коль спецификой экономической информации является многообразие видов и большие объёмы) структуризация массивов данных.

Как уже отмечалось, основная экономическая деятельность проявляется в разнообразных хозяйственных операциях, каждый аспект которых находит отражение в соответствующих документах (договорах, актах, товаро-траспортных накладных, платёжных ведомостях и т.д.). Основной источник экономической информации – так называемые первичные документы, роль и значение которых переоценить невозможно. Для будущих экономистов и финансистов очень важно знание и умение работать с профессиональной (и особо с первичной) информацией. Поэтому не случайно в государственном образовательном стандарте в базовой дисциплине «Экономический анализ» есть тема «Информационные потоки и профессиональное чтение деловой прессы». В учебнике «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности» (для специальности бухгалтерский учёт, анализ и аудит, Минск, 1998. С. 23) по этому поводу излагается следующее: «Для реализации этих общеметодологических принципов (взаимосвязь, взаимообусловленность всех явлений и процессов и их развитие; взаимодействие количественных и качественных факторов…) используют совокупность специальных аналитических приёмов. Одним из приёмов анализа финансового положения является чтение баланса и изучение абсолютных величин. Чтение, т.е. ознакомление с содержанием баланса, позволяет видеть основные источники средств (собственные, заёмные), основные направления вложения средств, состав дебиторской и кредиторской задолженности и др.».

Разнообразие хозяйственных операций (в реальном мире экономики) описать невозможно, да и не нужно, поскольку всем им присущи несколько фундаментальных свойств, и различие в деталях важно учитывать лишь на практическом уровне. Рассмотрим несколько хозяйственных операций и соответствующие им документы. Так, каждую поставку продукции потребителю необходимо оприходовать, т. е. зафиксировать: что поступило, в каком количестве, от кого, по какому договору (на каком основании), по какой цене, на какой склад. Как правило, груз прибывает от поставщика с документом «Товаро-транспортная накладная». Подписью кладовщика, принявшего груз, и завершается оформление накладной. Далее происходит расходование продукции на те или иные цели. Например, материал (сырьё) передаётся в производственный цех на обработку (переработку). Каждый факт передачи материала со склада в цех тоже требует точной и своевременной регистрации: какой типосорторазмер материала и в каком количестве, с какого склада и в какой цех передан, когда это произошло и т.п.

Далее по производственной (технологической) цепочке имеют место неоднократные перемещения каждого предмета труда (деталь на разных стадиях готовности, сборочное соединение, готовое изделие) из одного цеха в другой. И опять-таки каждый факт перемещения должен быть зарегистрирован: что, откуда, куда, в каком количестве передано и когда. Появляется документ типа «Межцеховая накладная». Во всех этих многочисленных операциях и регистрирующих их сообщениях непременно присутствуют следующие элементы:

  1. идентификация объекта передачи («что»);
  2. количественная оценка («сколько»);
  3. идентификаторы субъектов передачи («от кого», «кому»);
  4. отметка времени («когда произошло»).

Указанные элементы присутствуют и при описании хозяйственных операций в розничной торговле (например, в условиях магазина: приёмка тканей от поставщика на склад, выдача тканей в торговый зал, оформление продажи, сдача кассами дневной выручки и др.).

В рассмотренных ситуациях речь шла о перемещении материальных ценностей. Однако аналогичная ситуация проявляется и в операциях, сопряженных с расходом трудовых ресурсов. Рассмотрим ситуацию, когда на предприятии введена сдельная (индивидуальная) оплата труда. Это значит, что перед началом какой-то технологической операции рабочий должен получить наряд, т. е. документ, в котором чётко указано: какую именно операцию необходимо выполнить, над каким предметом труда, каков объём задания (скажем, сколько деталей он должен обработать), в какое время нужно уложиться, сколько стоит работа и др. Выполнив задание, рабочий сдаёт обработанные предметы труда (либо контролёру, либо мастеру, либо в цеховую кладовую) и получает подтверждение (например, в форме копии наряда, подписанного мастером) того, что он действительно выполнил определённую операцию, сдав тогда-то такое-то количество качественных деталей. С одной стороны, эти сведения вливаются в общий информационный поток и служат целям контроля за ходом производства и за расходованием ресурсов, с другой – они необходимы для начисления заработной платы рабочему.

В состав наряда (и соответствующего сообщения) входят:

  1. идентификатор субъекта («кто выполнил операцию»);
  2. идентификатор объекта труда («какая деталь обработана»);
  3. идентификатор операции («что было сделано»);
  4. количественная оценка («сколько сделано годных»);
  5. количественная оценка («сколько нужно заплатить»);
  6. отметка времени («когда выполнена работа»)

и, возможно, некоторые другие элементы.

В каждом отдельном случае, с учётом конкретных обстоятельств, могут быть добавлены и другие элементы, например, идентификатор документа или сообщения о хозяйственной операции (скажем, «номер накладной»).

Итак, для регистрации любой хозяйственной операции, т. е. для получения первичных (исходных) сведений (данных) о процессах, протекающих в объекте управления, для установления их количественных и качественных характеристик, необходимо выполнять такие действия, как идентификация, измерение, привязка ко времени.

Идентификация – действие, процесс, в результате которого устанавливают (узнают, определяют) идентификатор объекта. Применительно к нуждам автоматизированной СОД следует различать две стороны этого процесса. Во-первых, необходимо узнать (определить, распознать) значение идентификатора объекта. Во-вторых, требуется это значение представить в машинной форме, иными словами, ввести в СОД. (Эти две фазы иногда сливаются, а иногда чётко разделены.)

<

Под идентификатором понимают комбинацию символов, сопоставленную с объектом идентификации и однозначно отличающую его от любого другого объекта (по крайней мере, в пределах определённого класса объектов и в данной информационной системе). Образно говоря, идентификатор – это уникальное (в определённых границах) имя объекта.

Измерение – процесс, суть которого – дать количественную оценку информации. Конкретные формы его весьма разнообразны, ибо они решающим образом зависят от вида, физической сущности объекта измерения (твёрдый предмет, жидкость, газ, неосязаемый поток энергии и т.д.), требуемой точности измерения, подлежащих измерению количеств и т.д.

Привязка ко времени – элемент формирования документов и сообщений, выполняемый либо самым традиционным способом (человек смотрит на календарь, часы и вручную заносит данные в документ), либо с помощью специальных устройств, которые автоматически заносят дату и время в документ или на другой носитель.

Возвращаясь к общему понятию информации, отметим её основные особенности (характеристики, свойства):

  1. Релевантность – способность информации соответствовать запросам пользователя.
  2. Достоверность – свойство информации точно отображать исследуемый объект.
  3. Полнота – свойство информации в достаточном объёме характеризовать отображаемый процесс (объект).
  4. Доступность – свойство информации, предоставляющее возможность её получения.
  5. Своевременность – способность информации соответствовать запросам пользователя в требуемый момент.
  6. Живучесть – способность информации удовлетворять потребности пользователя с течением времени.
  7. Эргономичность – свойство, характеризующее эффективную работу пользователя с информацией.
  8. Защищённость – свойство, исключающее доступ к ней постороннего пользователя.

    С особенностями информации тесно связаны следующие основные процессы:

    Восприятие информации
    процесс преобразования сведений, регистрируемых человеком или техническими средствами от объекта, с целью их дальнейшего применения.

    Сбор информации – процесс получения информации от объекта и приведение её к виду, стандартному для данной информационной системы.

    Передача информации – доставка данных по заданному адресу с использованием систем связи и передачи данных.

    Обработка информации – последовательно-параллельное во времени решение вычислительных задач.

    Хранение информации – ее перенос на долговременные носители информации (машинные и внемашинные).

    Приложение 1

     

    ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ»

     

    1. С позиций философии информация есть отражение реального мира; это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Сама по себе информация может быть отнесена к категории абстрактных понятий типа математических, но ряд ее особенностей приближает ее к материальным объектам. Так, информацию можно получить, записать, стереть, передать; информация не может возникнуть из ничего. Однако при распространении информации проявляется такое ее свойство, которое не присуще материальным объектам: при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе не уменьшается, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается. Если бы информация была лишена этого свойства, то преподаватель, читая лекцию студентам, терял бы информацию и становился неучем.

    Итак, информация не материальна, но она является свойством материи и не может существовать без своего материального носителя – средства переноса ее в пространстве и во времени. Носителем информации может быть как непосредственно наблюдаемый физический объект, так и энергетический субстрат. В последнем случае информация представлена в виде сигналов: световых, звуковых, электрических и т. д. При отображении на носителе информация кодируется, т. е. ей ставится в соответствие форма, цвет, структура и другие параметры элементов носителя.

    От выбора носителя и способа кодирования информации при выполнении конкретных информационных процедур во многом зависит эффективность функционирования системы управления. В связи с этим при преобразовании в процессе управления информация, как правило, неоднократно изменяет не только свой код, но и тип носителя.

    2. Весьма распространенным способом кодирования информации является ее представление в виде последовательности символов определенного «абстрактного алфавита», являющегося компонентой некоторого «абстрактного языка». Читая книгу, написанную на родном языке, мы как раз и воспринимаем информацию, записанную на её страницах, в виде кодовых комбинаций (слов), состоящих из последовательности символов (букв, цифр) принятого алфавита. То же самое можно сказать и относительно информации, сообщаемой в процессе устной речи.

    Результаты измерения любых скалярных величин представляют, в конце концов, в числовом виде, а поскольку при заданной точности измерений эти числа представимы в виде конечных наборов цифр (с запятой или без нее), то дискретную форму представления информации часто отождествляют с цифровой информацией.

    Цифровая информация представляет собой частный случай так называемого алфавитного способа представления дискретной информации. Его основой является произвольный фиксированный конечный набор символов любой природы, называемый абстрактным алфавитом, или просто алфавитом.

    Алфавит

    это фиксированный для данного языка набор основных символов, т.е. «букв алфавита», из которых должен состоять любой текст на этом языке – никакие другие символы в тексте не допускаются.

    Совокупность десятичных цифр вместе с запятой для отделения дробной части числа можно рассматривать как частный случай абстрактного алфавита с 11 символами — буквами этого алфавита. Другой пример — алфавит естественного человеческого языка, например, русского. Язык математических и других научных текстов может включать наряду с обычными буквами данного языка буквы других языков (например, греческого), а также различные специальные символы (например, символы арифметических операций +, — и др.).

    Любая конечная последовательность букв в (абстрактном) алфавите Х называется словом (текстом) в этом алфавите. Заметим, что при этом не требуется никакой осмысленности слова, даже если речь идет о словах в алфавитах естественных человеческих языков. Более того, если, скажем, алфавит Х состоит из букв русского алфавита, а также из знаков препинания и символа пробела, то словом (или текстом) в таком алфавите может считаться любая фраза и даже целая книга.

    Для того чтобы из всего получаемого таким образом множества слов выделить правильные в каком-то смысле слова, над исходным алфавитом Х строится так называемый формальный язык. Кроме алфавита X, формальный язык задается своей особой (формальной) грамматикой (синтаксисом). Она представляет собой не что иное, как конечную совокупность формальных правил, с помощью которых порождаются все слова данного языка (т. е. правильные слова) и только такие слова.

    Синтаксис
    – это система правил, определяющих допустимые конструкции из букв алфавита. Таким образом, для каждой цепочки (последовательности) символов синтаксис позволяет ответить на вопрос, является ли она текстом на данном языке.

    Для сохранения смысла информации необходима семантика – система правил истолкования отдельных языковых конструкций.

    При обработке информации часто возникает необходимость представлять средствами одного алфавита буквы других алфавитов. Такое представление носит в информатике специальное наименование кодирования. Проблема решается просто, если требуется закодировать буквы алфавита Х с меньшим числом букв, чем у кодирующего алфавита. Если, например, Х – алфавит десятичных цифр, а У – обычный русский алфавит, то для кодирования Х в У достаточно положить 0 = а, 1 = б, 2 = в, 3 = г, …, 9 == к. Разумеется, возможны и другие способы кодирования, в том числе и такие, в которых буквы алфавита Х кодируются несколькими буквами алфавита У.

    Один из наиболее естественных способов такого кодирования – замена десятичных цифр их русскими названиями: нуль, один, два, три и т. д.

    Если необходимо закодировать один алфавит с помощью другого с меньшим числом букв, то использование для кодирования последовательностей букв является обязательным условием возможности различения кодов различных букв и это является непременным условием правильного кодирования. Так, буквы русского алфавита можно закодировать парами десятичных цифр, например, а == 01, б = 02,…, к = 10, л = 11, …

    3. Любое сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой системе. Например, на вход автоматизированной системы управления производственным цехом может быть передано сообщение о нормальном или повышенном проценте брака, о химическом составе сырья или температуре в печи. Любое из этих сообщений описывает состояние системы.

    Очевидно, если состояние системы было известно заранее, то не было бы смысла передавать сообщение. Сообщение приобретает смысл только тогда, когда состояние заранее неизвестно, случайно.

    Поэтому в качестве изучаемого объекта мы будем рассматривать некоторую систему, случайным образом находящуюся в том или ином состоянии, т.е. систему, которой заведомо присуща какая-то степень неопределённости. Очевидно, сведения, полученные о системе, будут, вообще говоря, тем ценнее и содержательнее, чем больше была неопределённость системы до получения этих сведений («априори»). Возникает естественный вопрос: что значит «большая» или «меньшая» степень неопределённости и чем можно её измерить. Однако об этом речь пойдёт далее.

    4. В системах организационного управления, как уже отмечалось, управление людьми стоит над управлением вещами. Информация, связанная с управлением людьми, является экономической, а информация, связанная с управлением вещами,— технической.

    В связи с этим представляется возможным дать более узкое определение: экономическая информация — это информация, возникающая при подготовке и в процессе производственно-хозяйственной деятельности и используемая для управления этой деятельностью.

    Для экономической информации характерны большие объемы, многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленных временных пределах, значительный удельный вес логических операций ее обработки и сравнительно несложные математические расчеты для получения многих видов результатной информации.

    Экономическая информация имеет дискретный характер, т. е. может быть структурирована и представлена как совокупность отдельных структурных единиц информации. Важнейшими видами структурных единиц информации являются:

    реквизит – простейшая структурная единица информации, неделимая на смысловом уровне, отражающая количественную или качественную характеристику сущностей (объекта, процесса, явления и т.п.) предметной области;

    составная единица информации (СЕИ) – логически взаимосвязанная совокупность реквизитов;

    показатель – минимальная (основная) СЕИ, сохраняющая информативность;

    документ – СЕИ, которая представлена на бумажном носителе и имеет самостоятельное значение.

    Показатель представляет собой контролируемый параметр объекта управления и состоит из наименования и значения. Показатель П
    можно представить следующей формулой:


    П==<Н
    п, З
    п>,

    где Н
    п — наименование показателя; Зп значение показателя.

    Показатель формируется из совокупности реквизитов, имеющей законченное смысловое содержание и потребительную стоимость. Реквизит – это логически неделимый элемент показателя, соотносимый с определенным свойством отображаемого информацией объекта или процесса. Реквизит нельзя разделить на более мелкие информационные единицы (буквы, цифры) без разрушения смысла. Каждый экономический показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков. Реквизит-основание характеризует количественную сторону объекта или процесса (величина нормы времени, чистый вес детали и др.) и определяет значение показателя; реквизиты-признаки характеризуют качественную сторону и определяют наименование показателя (идентифицируют показатель).

    Экономический показатель – это СЕИ, являющийся достаточным для образования самостоятельного документа.

    Семантический (смысловой) анализ позволяет выявить функциональную зависимость реквизитов и выполнить на этой основе структурирование экономической информации, что в свою очередь позволяет построить информационно-логическую модель предметной области и осуществить проектирование структуры базы данных.

    5. Информация вообще и экономическая информация в особенности играет важнейшую роль в процессе ускорения научно-технического прогресса, в регулировании рыночной экономики.

    Важным обстоятельством, обусловливающим необходимость ускоренного развития информационных систем, является ограниченность сырьевых, энергетических, экономических и человеческих ресурсов. Информация, включающая общественно-политические, научные, технические и общекультурные знания,— это единственный вид ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному, эффективному использованию всех прочих ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев расширению и созданию новых.

    Иными словами, информация в производственных
    системах выступает в известных пределах как взаимозаменяемый ресурс по отношению к таким ресурсам, как труд, сырье, энергия, основные фонды. В зависимости от содержания и качества используемой для управления информации достижение заданной цели в системе возможно различными путями и соответственно при различных затратах материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Особое значение приобретает проблема минимизации затрат живого и овеществлённого труда, величина которых является основным моментом в ценообразовании. Минимизация издержек значительно сокращает амплитуду колебаний коммерческого риска. Повышение организованности и упорядоченности за счет привлечения дополнительной или более качественной информации нередко становится более важным фактором развития производства, нежели вовлечение в производство дополнительных объемов труда, сырья, энергии. Это тем более важно, что в первом случае система будет развиваться интенсивно, а во втором (т. е. при привлечении дополнительных материальных ресурсов) – экстенсивно.

     

     

    КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ

     

    В свете идей науки о знаковых системах – семиотики – адекватность информации, т.е. соответствие содержания образа отображаемому объекту, может выражаться в трех формах: синтаксической, семантической и прагматической.

    Синтаксическая адекватность связана с воспроизведением формально-структурных характеристик отражения, абстрагировано от смысловых и потребительских (полезностных) параметров объекта. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость ее передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т. п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными.

    Семантическая адекватность выражает аспект соответствия образа, знака и объекта, т. е. отношение информации и ее источника. Проявляется семантическая информация при наличии единства информации (объекта) и пользователя. Семантический аспект имеет в виду учет смыслового содержания информации; на этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи между кодами представления информации.

    Прагматическая адекватность отражает соотношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которое на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации для выработки правильного управленческого решения. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации.

    В соответствии с тремя формами адекватности выполняется и измерение информации. Терминологически принято говорить о количестве информации и об объёме данных.

    Синтаксические меры информации. Объем данных в сообщении измеряется количеством символов (разрядов) принятого алфавита в этом сообщении. Часто информация кодируется числовыми кодами в той или иной системе счисления. Естественно, что одно и то же количество разрядов в разных системах счисления может передать разное число состояний отображаемого объекта. Действительно, N=mn, где Nчисло всевозможных отображаемых состояний; т—основание системы счисления (разнообразие символов, применяемых в алфавите); п — число разрядов (символов) в сообщении.

    Поэтому в различных системах счисления один разряд имеет различный вес, и соответственно меняется единица измерения данных. Так, в двоичной системе счисления единицей измерения служит «бит» (binary digit — двоичный разряд), в десятичной системе счисления — «дит» (десятичный разряд). Например: а) сообщение в двоичной системе 10111011 имеет объем данных Vд=8 бит; б) сообщение в десятичной системе 275903 имеет объем данных Vд =6 дит.

    В современных ЭВМ, наряду с минимальной единицей данных «бит», широко используется укрупненная единица измерения «байт», равная 8 бит.

    Определение количества информации на синтаксическом уровне невозможно без рассмотрения понятия неопределенности состояния системы (энтропии системы). Действительно, получение информации о какой-либо системе всегда связано с изменением степени неосведомленности получателя о состоянии этой системы.

    До получения информации получатель мог иметь некоторые предварительные (априорные) сведения о системе a; мера неосведомленности о системе H(a) и является для него мерой неопределенности состояния системы. После получения некоторого сообщения b получатель приобретает дополнительную информацию Ib(a), уменьшающую его априорную неосведомленность так, что апостериорная (после получения сообщения b) неопределенность состояния системы становится Hb
    (
    a). Тогда количество информации Ib(a)
    о системе
    a, полученное в сообщении b, определится как Ib(a)=H (a) Hb
    (
    a), т.е. количество информации измеряется изменением (уменьшением) неопределенности состояния системы.

    Если конечная неопределенность Hb(a)
    обратится в нуль, то первоначальное неполное знание заменится полным знанием и количество информации I
    b(a)=H (a). Иными словами, энтропия системы H (a) может рассматриваться как мера недостающей информации.

    Энтропия системы H (a), имеющей N возможных состояний, согласно формуле Шеннона равна


    H (
    a) = — (P1 *log P1 + P2 *log P 2 + … + P N *log PN
    ),

    где Pi вероятность того, что система находится в i-м состоянии.

    Наиболее часто используются двоичные и десятичные логарифмы. Единицами измерения в этих случаях будут «бит» и «дит». Степень информативности сообщения определяется отношением количества информации к объему данных, т. е.


    Y = I
    /
    VД
    , причем 0
    £Y£1

    (Y— характеризует лаконичность сообщения). С увеличением Y уменьшаются объемы работы по преобразованию информации (данных) в системе. Поэтому стремятся к повышению информативности, для чего разрабатываются специальные методы оптимального кодирования информации.

    Семантическая мера информации. Синтаксические меры количества информации в общем случае не могут быть непосредственно использованы для измерения смыслового содержания, ибо имеют дело с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту.

    Для измерения смыслового содержания информации, т. е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера информации, предложенная Ю. И. Шнейдером. Он связывает семантические свойства информации прежде всего со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Используется понятие «тезаурус пользователя». Тезаурус можно трактовать как совокупность сведений, которыми располагает данная система, пользователь.

    В зависимости от соотношений между смысловым содержанием информации Š и тезаурусом пользователя Sп изменяется количество семантической информации Iс, воспринимаемой пользователем и включаемой им в дальнейшем в свой тезаурус. При Sп очень маленьком пользователь не воспринимает, не понимает поступающую информацию; при Sп
    очень большом
    пользователь все знает, и поступающая информация ему не нужна: и в том, и в другом случае
    Iс практически равно нулю. Максимальное значение Iс приобретает при согласовании Š с тезаурусом Sп, когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные (отсутствующие в его тезаурусе) сведения.

    Следовательно, количество семантической информации в сообщении, количество новых знаний, получаемых пользователем, является величиной относительной: одно и то же сообщение может иметь смысловое содержание
    для компетентного пользователя и быть бессмысленным (семантический шум) для пользователя некомпетентного; в то же время понятная, но известная компетентному пользователю информация представляет собой для него тоже семантический шум.

    Прагматическая мера информации — это ее полезность, ценность для управления. Эта мера – также величина относительная, обусловленная особенностями использования данной информации в той или иной системе. «Исследование полезности экономической информации, рациональности информационного потока в условиях его систематического нарастания – дело многосложное: постоянно уточняются взаимосвязи экономических явлений и процессов; иногда меняются традиционные представления о связях между хозяйственными показателями; осуществляется их критическая переоценка. В этих условиях не всегда возможно использование ранее существовавшей системы показателей для выявления тенденций и закономерностей в формировании информационного потока на предстоящее время, для целей информационного прогнозирования, тем более что в данном случае речь идёт об информации, характеризующей наступающие события, имеющие вероятностный характер. К тому же постоянно приходится иметь в виду критерий информационной полезности.» [Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., 1997. С. 63]. Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним, например, в рублях), в которых измеряется целевая функция управления системой.

    Ценность информации – комплексный показатель её качества, её мера на прагматическом уровне.

    Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей.

    Возможность и эффективность использования информации для управления обусловливается такими ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, полнота, доступность, актуальность, своевременность, устойчивость, точность, достоверность и ценность.

     

    К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

     

    1. По каким признакам классифицируют информацию?
    2. Какие основные характеристики отражаются в первичных документах?
    3. Каковы аспекты понятия информации?
    4. Каковы основные свойства информации?
    5. Какой распространённый способ кодирования информации?
    6. Что значит «экономическая информация» и показатель?
    7. На каких уровнях адекватности отображается информация?
    8. Какова синтаксическая мера измерения информации?
    9. Как измеряется информация на семантическом и прагматическом уровнях?

     

    Рекомендуемая литература

    1. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1987. 

    2. Автоматизированные системы управления и организация экономической информации …Киев, 1987. 

    3. Мамиконов А.Г. Проектирование АСУ. М., 1987. 

    4. Джордж Ф. Основы кибернетики. М., 1984.

    5. Научные основы организации управления и построения АСУ. М., 1990.

    6. Вершинин О.Е. Компьютер для менеджера. М., 1990. 

    7. Горчаков А.А., Орлова И.В. Компьютерные экономико-математические модели. М., 1995. 

    8. Информатика: Учебник. М., 1998.

  9. Компьютерные технологии обработки информации: Учебное пособие. М., 1995.
    1. Чирченко О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М.,1989.
    2. Экономическая информатика. СПб., 1997.
    3. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. Минск, 1998. 
  10.  

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.26MB | MySQL:119 | 1,880sec