Порядок и условия оформление накладных, ТТН, счетов, счетов-фактур, железнодорожных накладных

<

122013 2234 1 Порядок и условия оформление накладных, ТТН, счетов, счетов фактур, железнодорожных накладныхТовары, поступающие в предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы, предусмотренные условиями поставки товаров, а та правилами перевозок грузов.

В соответствии с Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными.

Согласно Уставу автомобильного транспорта (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12), грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товар, транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, рая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются.

Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, предназначена для учета движения товарищ материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

 

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

– товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей
у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Если в товарно-транспортной накладной в разделе «Сведения о грузе» нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, в качестве товарного раздела к этой накладной должны прилагаться как неотъемлемая ее часть специализированные формы (товарная накладная и др.), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя;

– транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта,
выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной
работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Использование автомобилей с оплатой по повременному тарифу оформляется записями в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в распоряжении клиента за вычетом времени обеденного перерыва шофера.

Использование автомобилей с оплатой его работы из покилометрового расчета оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем на имя каждого грузополучателя в четырех экземплярах с обязательным заполнением следующих реквизитов: наименование получателя, наименование груза, количество, вес перевозимого груза, способ определения (взвешивание, по трафарету, стандарту, обмеру), род упаковки, способ погрузки-разгрузки, время подачи автомобиля под погрузку и время окончания погрузки.

При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, удостоверения, свидетельства и т.д.), шофер обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом получателю. При этом грузополучатель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.

При сдаче груза шофер предъявляет три экземпляра товарно-транспортной накладной грузополучателю, который удостоверяет в накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом), одновременно указав во всех экземплярах время прибыль и убытия автомобиля.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: 1-ый — остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;

2-ой — сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;

3-ий и 4-ый – сдаются автотранспортному предприятию. Третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета с грузоотправителем, грузополучателем), а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием идя учета транспортной работы.

Накладная (форма № ТОРГ-12), утвержденная Постановлением Госкомстата от 25.12.1998 № 132, применяется для оформления отпуска товарно-материальных ценностей сторонней организации.

Накладная составляется в двух экземплярах.

1-ый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания;

2-ой экземпляр передается сторонней организации и является основанием оприходования этих ценностей.

В накладной указывается: номер и дата выписки, наименование поставим покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество (в единица цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товар Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Правила заполнения (в том числе грузоотправителем, станцией отправления, станциями в пути следования, станцией назначения), перевозочных документов железнодорожном транспорте: железнодорожных накладных, дорожных ведомостей, квитанций о приеме груза и др. утверждены Приказом МПС РФ от 19.01.2000 № 2Ц.

В соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте перевозки грузов повагонными и мелкими отправками мот оформляться с использованием следующих форм перевозочных документов:

  • транспортная железнодорожная накладная формы ГУ-27;
  • комплект перевозочных документов формы ГУ-29-0, состоящий
    накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости квитанции о приеме груза;
  • транспортная железнодорожная электронная накладная формы
    ГУ-27у-ВЦ,

    Бланки перевозочных документов заполняются машинописным, в том числе компьютерным способом и вручную чернильными (шариковыми) ручками. Отдельные сведения указываются в виде штемпелей.

    Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный? документ, грузоотправитель заполняет новый бланк такого документа. Изменения и дополнения сведений, внесенных в перевозочный документ железной дорогой, заверяются подписью работника железной дороги, оформляющего перевозочный документ, и штемпелем железнодорожной станции.

    Оформленная грузоотправителем накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

    Накладная вместе с дорожной ведомостью следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления.

    Перевозочные документы наряду с текстовой информацией содержат ее кодированную информацию. Места для кодированной информации предусмотрены в соответствующих, обведенных рамками, местах бланков перевозочных документов.

    Порядок кодирования содержащейся в перевозочных документах информации устанавливается МПС России.

    Оформление перевозок на воздушном транспорте регулируется Воздушным кодексом РФ.

    Правила перевозки грузов на речном транспорте регулируется главой XI «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001

    Перевозки грузов на морском транспорте оформляются с учетом требований Торгового мореплавания РФ (принят Федеральным законом РФ от 30.04.1999 №8 1-Ф3), а также Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 года (принята в Гамбурге 01.03.1978) (в частности, ч. IV «Транспортные документы»).

    <

    Счет-фактура. На поставленные товары поставщик обязан составить и выдать торговому предприятию один экземпляр счета-фактуры, который необходим для того, можно было принять к зачету НДС по поставленным товарам после их оплаты, соответствии со статьей 169 НК РФ счет-фактура является документом, служит основанием для принятия к вычету или возмещению предъявленных сумм , на добавленную стоимость.

    Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». В счете-фактуре должны быть указаны:

    порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

    наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

    наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения; количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения;

    цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; сумма акциза по подакцизным товарам; налоговая ставка;

    сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

     

  • страна происхождения товара (указываются в отношении товаров,
    страной происхождения которых не является Российская Федерация);
  • номер грузовой таможенной декларации (указываются в отношении
    товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация).

    Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах, сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

    Как правило, счет-фактура составляется в двух экземплярах: первый пересылается покупателю вместе с товаром, второй остается у поставщика. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации, заверяется печатью организации.

    При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

    Счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг) выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) (ст. 169 НК РФ).

    При закупке товара или его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

    Качество продукции определяется с помощью установленных стандартов либо путем указания в договоре требуемых характеристик товара. Качество товара удостоверяется путем сертификации.

    Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

    В договоре должны быть указаны номера и индексы стандартов, технических условий, иной документации, так как в них устанавливаются гарантийные сроки на продукцию. Поставляемая продукция подлежит маркировке в соответствии с требованиями стандартов или технических условий, а в договоре стороны вправе предусмотреть требования к маркировке, не установленные стандартами или техническими условиями.

    На поставляемой продукции или ее упаковке должны быть помещены товарные знаки, зарегистрированные в установленном порядке, кроме той продукции, которая в соответствии со стандартами или техническими условиями не подлежит маркировке.

     

     

     

     

    2. Аналитический учет поступления и выбытия товаров в оптовой торговле

     

     

     

    Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле ведется на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются на оптовый склад товары, являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.

    В бухгалтерии по каждому документу, включенному в товарный отчет, составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые затем фиксируют в учетных регистрах по счету 41 «Товары».

    Учет поступивших товаров ведется в карточках (или книгах) складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета. Синтетический же учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.

    При журнально-ордерной форме учета поступление товаров и тары отражают в ведомости по дебету счета 41. Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем товарном отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с показателями в товарном отчете.

    По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары»под-._ считывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с данными учетного регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по графе дебетования счета 41). Итоги дебетовой ведомости переносят в журналы-ордера по ‘кредиту соответствующих счетов. Контроль за своевременностью и полнотой оприходования товаров и их сохранностью осуществляется также сопоставлением данных по поступившим товарам от поставщиков в учетном регистре по счету 41 с данными журнала-ордера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

    Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками удобно вести в регистре, где совмещены операции по кредиту счета 60 (журнал-ордер) и по его дебету (ведомость). Данные в этот учетный регистр вносятся по строкам, так называемым линейно-позиционным способом, То есть записи по каждому платежному документу поставщика как в журнале-ордере, так и в ведомости производят по одной и той же строке. Такой способ позволяет вести контроль за поступлением товаров, а также обеспечить синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками. Для этого журнал-ордер и ведомость введены графы для отражения сальдо на начало месяца, оборотов, а также остатка на конец месяца по счету 60. Если сальдо кредитовое, то товар получен, но оплата не произведена (имеется задолженность поставщикам); дебетовое сальдо означает наличие оплаты за непоступивший товар (товар находится в пути) или полученного аванса (предоплаты).

    Учет поступления товаров на склад торговой организации может быть Организован разными способами в зависимости от способа хранения товаров (партионный или сортовой). Под партией понимается количество товаров, поступивших одновременно по одному транспортному документу. При сортовом способе хранения каждый вновь приобретенный товар определенного сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же именования и сорта, то есть товары хранят по сортам.

    Аналитический учет поступления товаров в бухгалтерии может вестись сортовым, сальдовым и партионным способами.

    Бухгалтерия должна обеспечить тождество аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца (сумма прихода по аналитическим счетам в денежном выражении должна равняться дебетовому обороту синтетического счета 41 «Товары»).

    Различают две основные формы оптовой реализации товаров: реализация товаров со складов (складской оборот) и реализация товаров транзитом (транзитный оборот). Реализация товаров транзитом, в свою очередь, применяется как с участием, так и без участия оптового предприятия в расчетах. В первом случае торговая организация сама рассчитывается за товар с поставщиком и получает средства от покупателя. При реализации товаров транзитом без участия в расчетах оптовое предприятие только организует доставку товара конечным покупателям, а расчеты за него производятся между поставщиком и непосредственным получателем (покупателем).

    Оптовые торговые организации работают как по договорам купли-продажи, так и поставки.

    По договору купли-продажи согласно Гражданскому кодексу РФ одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель – принять имущество, и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

    По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется в обусловленные сроки (срок) передать в собственность покупателю производимые или закупаемые им товары, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или, иным подобным потреблением.

    В договоре обычно определяется момент перехода права собственности от продавца к покупателю. Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В ст. 224 Гражданского кодекса РФ передача определена как вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю. Одновременно с получением права собственности приобретатель (собственник) вещи (товара) в результате случайной гибели или порчи товаров вследствие непредвиденных обстоятельств по общему правилу гражданского законодательства несет соответствующие убытки.

    Учетная политика оптового торгового предприятия принимается на длительный период с учетом условий хозяйствования и информационного содержания заключенных с покупателями товаров договоров. Согласно выбранной учетной политики на предприятии устанавливается метод учета реализации товаров, то есть момент, когда товары считаются проданными. Моментом реализации товаров может быть признана оплата товаров (поступление денежных средств на счета и в кассу торгового предприятия) либо их отгрузка и предъявление покупателю расчетных документов к оплате. Нормативными актами предусмотрено, что предприятия обязаны вести учет по методу начислений (исключения составляют малые предприятия). Кроме того, момент реализации для целей налогообложения может не совпадать с принятым учетным способом.

    Отгрузка товаров оптовыми предприятиями торговли производится покупателям в соответствии с заключенными договорами. В зависимости ; от способа отгрузки оформляются различные документы на отпуск товара: накладные, спецификации, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные и другие документы; при этом счета-фактуры выписываются обязательно. Данные первичных документов отражаются во вторичных бухгалтерских документах, на основании которых составляются регистры бухгалтерского учета.

    Аналитический учет реализации ведется в разрезе товаров, материально ответственных лиц, покупателей.

    Материально ответственные лица результаты отпуска товаров объединяют в товарном отчете, в котором каждый расходный документ записывается отдельной строкой, после чего подсчитывается общая сумма расхода товаров за отчетный период. Все оправдательные документы, подтверждающие движение товара, материально ответственные лица вместе с товарным отчетом представляют в бухгалтерию торговой организации.

    Отпущенные товары списываются на реализацию по разной стоимости в зависимости от принятого в учетной политике метода, от способа организации хранения товаров (партионный или сортовой).

    Бухгалтерский учет движения товаров на складе обычно ведется отдельно по каждому наименованию в количественном и стоимостном выражении. При ведении складского учета по партиям (товары, поступившие по одному документу) можно определить покупную стоимость отпущенных на реализацию товаров на основании данных первичных документов. При сортовом способе учета на складе возможны трудности определения цены отгружаемых товаров вследствие различной цены партий одного сорта. Поэтому чаще всего для определения покупной цены поступивших товаров (следовательно, стоимости, по которой списываются товары на реализацию) используется один из способов:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
  • по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО);
  • по себестоимости каждой единицы.

    В бухгалтерии при журнально-ордерной форме учета выбытие товаров и тары отражают в журнале-ордере по кредиту счета 41. Записи в регистре ведут не по каждому первичному документу в отдельности, а в целом по товарному отчету. На каждый отчет отводится одна строка, где показывают остаток товаров на начало отчетного периода, обороты по дебету и кредиту счета 41 «Товары» с указанием корреспондирующих счетов и остаток товаров на конец отчетного периода. Оборот по кредиту этого счета должен быть равен обшей сумме расхода товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с соответствующими показателями в товарном отчете.

    По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» подстывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.

    Бухгалтер, составивший учетный регистр по счету 41 «Товары», датирует его и подписывает. Итоги журнала-ордера записывают в Главную книгу. Дату этой записи и подпись лица, ее сделавшего, указывают в журнале-ордере.

    Учетные регистры по счету 41 «Товары» обычно составляют отдельно каждое материально ответственное лицо (бригаду). По окончании месяца на их основании составляют сводные учетные регистры в целом по организации. К недостаткам данного способа следует отнести необходимость составления большого числа учетных регистров, усложнение текучей сверки взаимосвязанных показателей в течение месяца. Возможно все ведение регистров по всем материально ответственным лицам или их группам и составление на их основании сводного регистра. При данном способе учетные регистры должны иметь графы, отражающие остатки на начало и конец отчетного периода. Такой способ сокращает общее число записей и позволяет эффективно использовать вычислительные машины.

    Аналитический учет реализации товаров в бухгалтерии может вестись сортовым, сальдовым и партионным способами.

    Бухгалтерия должна обеспечить тождество аналитического учета оборотам и остаткам синтетических счетов на первое число каждого месяца (сумма расхода по аналитическим счетам в денежном выражении должна равняться кредитовому обороту синтетического счета 41 «Товары»).

    Учет отгруженных товаров ведется на счете 45 «Товары отгружены» Это активный счет, его сальдо показывает стоимость товаров и тары, отгруженных, но не оплаченных, а также транспортные расходы, включенные в платежные документы для оплаты покупателям. Оборот, по дебету его отражает стоимость отгруженных в отчетном месяце товаров со склада оптового предприятия и транспортные расходы, подлежащие к оплате покупателями; оборот по кредиту — стоимость реализованных ценностей iv. и сумму возмещенных транспортных расходов.

    Общая стоимость реализованных товаров по продажным ценам представляет собой товарооборот. Учет товарооборота ведется на счете 90 «Продажи». По дебету счета 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» отражается покупная стоимость реализованных товаров, расходы на продажу, относящиеся к реализованным товарам; по дебету счета 90, субсчет 3 «НДС» – налог на добавленную стоимость. По кредиту счета 90, субсчет 1 «Выручка» фиксируется продажная стоимость реализованных товаров с учетом налога на добавленную стоимость. При этом по счету 90 операции отражаются в разное время в зависимости от момента учета реализации, зафиксированного в учетной политике предприятия. Следует помнить, что сейчас в обязательном порядке выручка для целей бухгалтерского учета должна отражаться по моменту отгрузки товаров. Налоги же учитываются в момент реализации, принятой для целей налогообложения.

     

     

    Список литература

     

  1. Агафанова М.Н. Бухгалтерский учет и документооборот в оптовой и розничной торговле. –М.: ГроссМедиа, 2006.
  2. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. –М.: Приор-издат, 2006.
  3. Бухгалтерский учет в торговле / Под ред. Кожарского В.В. –М.: Новое знание, 2004.
  4. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. –М.: Приор, 2005.
  5. Середа К.Н. Бухгалтерский учет в торговле. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00031 sec

WordPress: 23.63MB | MySQL:119 | 1,495sec