Правовая основа бухгалтерского учета

<

121913 0031 1 Правовая основа бухгалтерского учета С принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень включает законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Основные элементы системы налогового учета определены Налоговым кодексом Российской Федерации. Некоторые вопросы организации и ведения учета (например, учета совместной деятельности на отдельном балансе) представлены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

Второй уровень охватывает Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством Российской Федерации. В настоящее время издано двадцать Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень составляют методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы в развитие актов первого и второго уровня. К третьему уровню следует отнести План счетов бухгалтерского учета. Документы этого уровня подготавливаются и утверждаются федеральными и другими органами исполнительной власти, общественным профессиональным объединением бухгалтеров.

Четвертый уровень включает документы по регулированию бухгалтерского учета в конкретных организациях, такие как приказ об учетной политике, график проведения инвентаризаций, договоры о материальной ответственности персонала и др. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета является Концепция бухгалтерского учета. В условиях централизованно планируемой экономики Концепция бухгалтерского учета была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой, в условиях которого главным потребителем информации выступало государство. Переход к рыночным условиям хозяйствования, изменение системы общественных отношений и гражданско-правовой среды предопределили необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. В 1997 г. методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике, разработанная с учетом требований международных стандартов бухгалтерской отчетности и опыта государств с развитой рыночной экономикой в области организации и ведения бухгалтерского учета.

Остановимся на характеристике ряда документов нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлены:

  1. Понятие, объекты, задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования.
  2. Состав и цели законодательства по бухгалтерскому учету.
  3. Способы регулирования и организации бухгалтерского учета.
  4. Полномочия и ответственность главного бухгалтера, его взаимоотношения с руководителем организации, внешними лицами.
  5. Правила документирования хозяйственных операций, формирования учетных регистров, хранения документации.
  6. Правила оценки и инвентаризации имущества и обязательств.
  7. Порядок составления, утверждения и публикации бухгалтерской отчетности.

    8. Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

    Перечисленные выше вопросы, представленные в Законе, конкретизированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, относящемся к документам второго уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако в настоящее время в целях исключения дублирования содержания различных нормативных актов признано целесообразным отменить действие рассматриваемого документа, включив ряд его норм в новую редакцию Федерального закона «О бухгалтерском учете».

    В настоящее время разработано 20 Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), перечень которых представлен в списке литературы. ПБУ 16/02 — ПБУ 20/03 вступили в действие в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Применение положений ПБУ 7/981 и ПБУ 8/982 обеспечивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета.

    Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом производственного учета на предприятии, а производственный учет -важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учетной политики организации определены ПБУ 1/ 983.

    В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производственном процессе, — ЛИФО, ФИФО, средней.

    К основным документам третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета относится План счетов бухгалтерского учета деятельности организации и Инструкция по его применению, методические указания и рекомендации.

    В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности представлен систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, предназначенных для обобщения информации о хозяйственных операциях, наличии и движении имущества организации, источников его формирования. Наряду с типовым Планом счетов в России используются специализированные Планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и кредитных организаций. Планы счетов бухгалтерского учета, как и другие нормативные документы, систематически изменяются по мере появления новых объектов бухгалтерского учета, развития финансово-экономических отношений. Так, в разработанный в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, внесены изменения в 2003 г. (приказ Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38н) в связи с необходимостью отражения на счетах бухгалтерского учета расходов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, сведений о наличии и движении специальной оснастки и специальной одежды, учета отложенных налоговых активов и обязательств для обеспечения взаимосвязей между бухгалтерским и налоговым учетом расчетов по налогу на прибыль.

    В Плане счетов бухгалтерского учета предприняты шаги к разделению финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов.

    Методические указания и рекомендации предназначены для конкретизации правил бухгалтерского учета отдельных объектов, изложенных в Положениях по бухгалтерскому учету и иных документах вышестоящих уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

    К основным документам четвертого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета, разрабатываемым и утверждаемым хозяйствующими субъектами, характеризующим систему организации и ведения бухгалтерского учета в конкретной организации, относится ее учетная политика. С помощью учетной политики организации осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета применительно к особенностям деятельности организации; происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; определяются способы разрешения возможных противоречий и преодоления ограничений действующего законодательства в постановке и развитии бухгалтерского учета.

    При разработке учетной политики организации в соответствии с принципами, допущениями и требованиями используются практически все указанные выше нормативные документы и прежде всего одноименное Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98), устанавливающее основы формирования и раскрытия (придания гласности) учетной политики. Под формированием учетной политики понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых нормативными актами способов организации и ведения бухгалтерского учета, а при их отсутствии — разработка организацией соответствующего способа. Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.

    Под учетной политикой организации понимается принятая хозяйствующим субъектом совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния организации, в том числе движения денежных средств и финансовых результатов.

    К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости амортизируемых активов, признания доходов и расходов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

    <

    Выбор элементов учетной политики зависит от специфики организации, видов коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей, особенностей управления. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, формы собственности, квалификация персонала и другие внешние и внутренние факторы, определяющие особенности деятельности организации.

    Выделяются организационно-технические и методические аспекты учетной политики.

    Организационно-технические аспекты учетной политики охватывают:

  8. Форму бухгалтерского учета.
  9. Организацию ведения бухгалтерского учета.
  10. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
  11. Формы первичных учетных документов, разработанные в организации.
  12. Систему внутрипроизводственного учета, контроля и отчетности.
  13. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
  14. Правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
  15. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
  16. Систему взаимоотношений с аудиторскими фирмами, органами контроля и управления.

    10. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского
    учета.

    Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность взаимосвязанных учетных регистров, последовательность и технические средства записи информации в них, предопределяющие технологию и организацию учетного процесса.

    В настоящее время известны несколько форм бухгалтерского учета: Журнал-Главная, мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная (машинно-ориентированная), упрощенная для субъектов малого предпринимательства. Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: количество применяемых регистров, их назначение, содержание и форма, взаимосвязи, последовательность и способы записи информации в учетные регистры; степень использования технических средств обработки учетной информации.

    Для организации и ведения бухгалтерского учета руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

    Методические аспекты учетной политики характеризуют способы ведения бухгалтерского учета по разделам учетных работ.

    Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями).

    Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, и применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

    Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

    Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

    Корректировка учетной политики организации допускается в случаях:

  • существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, видов деятельности);
  • изменений законодательства Российской Федерации, в том числе в
    системе нормативного регулирования бухгалтерского учета:
  • разработки новых способов бухгалтерского учета.

    Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.

    Изменения учетной политики вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом их утверждения организационно-распорядительным документом, и объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

    Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации организации приказом руководителя должны принять учетную политику для целей налогообложения, которая применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, В данной учетной политике следует выбрать способы признания доходов и расходов при исчислении налогооблагаемых баз, методы амортизации основных средств и нематериальных активов, установить порядок оценки материально-производственных запасов и финансовых вложений при их выбытии, правила формирования резервов и распределения прямых расходов, установить базовый показатель для расчета по налогу на прибыль по территориально обособленным подразделениям организации, охарактеризовать порядок ведения налогового учета и иные особенности расчетов организации по налогам и сборам.

    2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ

     

    Государственная система социальных служб – система, состоящая
    — из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти; и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ1.

    Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечение и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего социально уязвимых.

    В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством. Социальная защита осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых негосударственных фондов.

    В настоящее время система СЗН складывается как социальный институт, характеризующийся Совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведений и действия людей.

    Следует рассматривать институт социальной защиты как комплексную систему, формирующуюся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и др.

    В нашей стране наметились основные общие контуры многоукладной организационной структуры системы СЗН, в которой используются практически все организационно-правовые формы, осуществляемые в странах с рыночной экономикой. Конституция Российской Федерации ориентирует общество на создание социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Устанавливаются государственные гарантии по важнейшим положениям, составляющим суть социальной защиты. Создавая свою национальную модель системы СЗН, общество должно иметь четко изложенную новую идеологию социальной помощи и поддержки нуждающегося человека, учитывающую национальные традиции и менталитет, особенности многоукладной организационной структуры, опыт зарубежных стран, создавших социально-ориентированную рыночную экономику.

    Необходима и быстрейшая разработка современной теории социальной защиты, чтобы на ее основе сформировать новую, активную социальную политику, реально стабилизирующую повышение уровня жизни граждан России.

    На развитие системы СЗН активно влияют факторы, связанные с её более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе. Все указанные факторы определяются господствующей политической доктриной, проводимой государственной политикой, социально-экономической ситуацией в обществе. Их влияние выражается в постановке конкретных целей и задач по социальной защите человека в функциях, реализующих главную цель системы социальной защиты: оказать помощь человеку или группе людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Причем оказать помощь на личностном уровне, за счет активизации потенциала собственных сил и возможностей клиента; наладить связь между людьми, которые нуждаются в помощи, с ресурсными системами социума, с государственными учреждениями и законодательными органами.

    Социальная служба — это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении.

    Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений социальных служб, является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вступивший в действие в декабре 1995 г.

    Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    В систему служб, осуществляющих социальное обслуживание, входят1:

    — государственные (федеральные, региональные);

    — муниципальные (местные);

    — смешанные (государственно-общественные);

    — частные и службы других форм собственности.

    К основным видам социального обслуживания относятся:

    — материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

    — социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

    — предоставление временного приюта;

    — консультативная помощь по различным направлениям;

    — реабилитационные услуги и т. д.

    Все учреждения социального обслуживания можно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.

    К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенной территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т. п.). Они оказывают первичную социальную поддержку всем обратившимся за помощью.

    Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи.

    Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и др.

    К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т. п.) или оказывающие специфические услуги. К ним относятся:

    — социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

    — центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

    — социальные приюты для детей и подростков;

    — центры экстренной социальной помощи по телефону;

    — центры (отделения) социальной помощи на дому;

    — дома ночного пребывания;

    — специальные дома для одиноких престарелых;

    — стационарные учреждения социального обслуживания;

    — геронтологические центры и др.

    Общепрофильные и специализированные социальные службы и учреждения, как правило, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счет в банке, их деятельность регламентируется уставом. Они создаются, преобразуются и ликвидируются местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения.

    Источниками финансирования социальных служб являются:

    — нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;

    — поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

    — средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и целевых программ;

    — финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ;

    — дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

    — доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

    — доходы от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной развлекательной индустрии;

    — благотворительные пожертвования и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.

    Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании.

    Экономические функции служб определяются положением об их деятельности. Так, в соответствии с примерным положением (Минсоцзащиты от 14 августа 1994 г.) в территориальных центрах социальной помощи семье и детям предусмотрено создание отделений социально-экономической помощи. В их функции входит:

    — содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной помощи, кредитов, алиментов, в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;

    — организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т. п.);

    — консультирование по вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов;

    — содействие в вопросах занятости, устройства на курсы переподготовки;

    — социально-экономический поддержка многодетных, неполных, малообеспеченных семей, экономическая поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения ими совершеннолетия и материальной независимости и т. п.

    Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.

    В то же время экономическая эффективность деятельности социальных служб зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального поддержания работающих.

     

     

     

    ЗАДАЧА

     

    За месяц товароведом Лисиной отработано 17 рабочих дней. Месячный оклад товароведа 3000 руб. Рабочих дней в месяце по графику – 22.

    План товарооборота за месяц – 100 тыс. руб. Фактически 105 тыс. руб. За каждый процент перевыполнения товарооборота установлена премия в размере 3% от оклада, но не свыше 30%. Начислить зарплату за месяц.

     

    Решение

    Количество отработанных дней N = 17 дней;

    Количество рабочих дней в месяце по графику N раб. = 22 дней;

    Месячный оклад товароведа З = 3000 руб.

    План товарооборота за месяц Тплан = 100 тыс. руб.

    Фактический товарооборот Т = 105 тыс. руб.

    Рабочих дней в месяце по графику Трабочих = 22 дней.

     

    Начисленный оклад товароведа

    Знач.оклад = З*( N раб./ N) =3000*( 17/22) = 2318, 18 руб.

    План товарооборота выполнен на (Т /Тплан )100% = (105/100)/100% = = 105%.

    Так как за каждый % перевыполнения план товарооборота установлена премия в размере 3% от оклада, поэтому товароведу полагается премия в размере 5 * 3% = 15% от оклада или 15%/100% * 3000 = 450 руб.

    Начисленная зарплата за месяц определяется как сумма начисленного оклада и начисленной премии, т.е.

    З зарплата = Знач.оклад + Знач.премии = 2318,18 + 450 = 2768,18 руб.

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в редакции от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98. №34н.
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (в редакции приказа Минфина РФ от 30.12.99 № 107н).
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.11. 2000 №94Н (в ред. от 7 мая 2003 г. № 38-н).
  5. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. М., 2004.
  6. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. -М.: Проспект, 2005.
  7. Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  8. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет и налогообложение. М., 2005.
  9. Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003.
  10. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 2003.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00112 sec

WordPress: 21.97MB | MySQL:119 | 1,435sec