Принципы подготовки составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

<

112913 0416 1 Принципы подготовки составления бухгалтерской (финансовой)                    отчетности

Информация,  формируемая  в  бухгалтерском учете должна быть полезной пользователям.

Для того  чтобы  информация,  формируемая  в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным  пользователям,  она  должна  быть уместной, надежной и сравнимой.

112913 0416 2 Принципы подготовки составления бухгалтерской (финансовой)                    отчетности


				

Информация   уместна   с   точки   зрения   заинтересованных пользователей,  если  наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать   влияние   на   решения   (включая    управленческие) этих пользователей,  помогая  им  оценить  прошлые,  настоящие  или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

На   уместность  информации влияют ее содержание и существенность.  Существенной признается  информация,  отсутствие  или неточность   которой   может   повлиять  на  решение  заинтересованных пользователей.

Информация   надежна,  если  она  не  содержит  существенных ошибок.

Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты  хозяйственной  деятельности,  к  которым  она  фактически   или предположительно относится.

Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация,  представляемая заинтересованным пользователем  (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством  отбора  или  формы  представления она влияет на решения и оценки   заинтересованных    пользователей    с    целью    достижения предопределенных результатов или последствий.

При  формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в  суждениях  и  оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены.

При   этом   не  допускаются  создание  скрытых  резервов,  намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств  или расходов.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной  (с  учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).

Заинтересованные   пользователи   должны  иметь  возможность сравнивать информацию об организации за  разные  периоды  времени  для того,   чтобы   определить  тенденции  в  ее  финансовом  положении  и финансовых  результатах деятельности. Они должны также иметь возможность  сопоставлять  информацию  о  разных организациях,  чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем,  что заинтересованные  пользователи  должны  быть  информированы об учетной политике,  принятой организацией,  любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.   

Обеспечение   сравнимости  не  означает  унификацию  и  не предполагает  какие-либо  препятствия  для  совершенствования правил бухгалтерского  учета и учетных процедур.  Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом,  что и раньше,  если  принятая  учетная  политика  не обеспечивает реализацию таких требований,  как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива.

При формировании информации  в  бухгалтерском  учете  должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность этой информации.

Одним  из  факторов,  способных  ограничить  уместность  и надежность информации, является своевременность информации. Чрезмерная просрочка   представления  информации  заинтересованным  пользователям может привести к потере ее уместности.  Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым представить ее до того, как будут известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, в ущерб,  таким образом,  ее надежности.  Ожидание того момента, когда становятся известны  все  аспекты  факта  хозяйственной  деятельности, может   обеспечить   высокую  надежность  информации,  но  сделать  ее малополезной заинтересованным пользователям.

При достижении  баланса между уместностью и надежностью решающим аргументом является то, как   наилучшим   образом   удовлетворить потребности  заинтересованных  пользователей,  связанные  с  принятием решений.

Польза,  извлекаемая  из формируемой в бухгалтерском учете информации,  должна быть сопоставима с затратами  на  подготовку  этой информации.

На практике часто необходим  выбор между  разными требованиями.    Как  правило,  задача  состоит  в  достижении соответствующего баланса между требованиями,  с тем чтобы  реализовать цель бухгалтерского учета. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа.

 

12. Содержание и основные процедуры составления финансовой                         отчетности

 

Логика счетоводства так называемой основной процедурой бухгалтерского учета, представляющей собой последовательность решения учетных задач путем идентификации, оценки, регистрации, квалификации, группировки и интерпретации фактов хозяйственной жизни.

Процедура – это последовательность действий, которые должен выполнять бухгалтер. Под идентификацией понимается распознавание объекта и его отграничение по некоторому признаку от других объектов. Под оценкой мы будем понимать приписывание количественного значения объекту учета. Регистрация — это фиксация факта хозяйственной жизни на каком-то носителе с последующей его квалификаций, т. е. «размещением» в системе двойного учета. В ходе учета факты хозяйственной жизни группируются по некоторым признакам, что, в частности, дает возможность отражения имущественного и финансового положения фирмы в наиболее релевантном для пользователей представлении. Под интерпретацией данных понимается их экономическая трактовка и анализ.

Основная процедура бухгалтерского учета повторяется циклически и в принципе бесконечно долго. Вместе с тем существуют две причины, предопределяющие необходимость и целесообразность ее периодического прерывания. Суть первой причины в том, что, как уже упоминалось, в системе учета отражается лишь информационный мир, который, предполагается, тесно корреспондирует с миром материальным: Вместе с тем очевидно, что если не делать периодических проверок качества данной корреспонденции, то в информационную картинку могут закрадываться искажающие моменты, которые при определенных обстоятельствах могут существенно развести друг от друга материальный и информационный миры (например, в учете числятся некие активы, уже давным-давно исчезнувшие, например украденные). А потому в контрольных целях нужна сверка данных учета и данных, полученных в результате инвентаризации,
т. е. фактической проверки имущества и расчетов. Результат подобной сверки может оформляться различными способами, причем составление отчетности вовсе не обязательно, отчетные формы настолько удобны по своему составу и консолидирующим возможностям, что их составление на итоговом этапе тотальной сверки представляется вполне разумным и оправданным.    

Вторая причина, на самом деле тесно коррелирующая с первой, предопределяется тем обстоятельством, что любой хозяйствующий субъект имеет свое целевое предназначение, концентрированным выражением которого является генерирование желаемого финансового результата. Иными словами, желательно периодически получать данные о том, как сработало предприятие в истекшем отчетном периоде. Выведение этого результата как раз и требует взаимоувязки и агрегирования данных по счетам.

Итак, эти две причины предопределяют периодическое составление отчетности, в результате чего формируется картина о том, что представляла собой фирма в начал отчетного периода, какой финансовый результат был получен за счет эксплуатации е мощностей и с каким экономическим потенциалом она входит в следующий отчетный период (в принципе продолжительность периода, по истечении которого подводятся итоги, может быть различной, что и имело место в средневековой бухгалтерии, однако для удобства его ограничивают годом, кварталом, месяцем).

В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. При отсутствии соответствующих показателей эти статьи (строки, графы) прочеркиваются.

Бухгалтерская отчетность составляется; в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т.п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписями лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учетов.

Перед составлением годового отчета организации обязательно проводят инвентаризацию имущества и обязательств, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков,

<

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года в пояснительной записке должны быть объяснены причины.

Изменения бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после их утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Указанный порядок исправления отчетных данных применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самими организациями или контролирующими органами.

Если в ходе проверки годового бухгалтерского отчета установлено занижение доходов или финансовых результатов в связи с отнесением на издержки производства и обращения не связанных с ним затрат, то исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» с 01.01.2000 г. в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности раскрытию подлежит следующая информация:

  • о порядке признания выручки организации;
  • о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.

    В отчете о прибылях и убытках доходы отражаются с подразделением на:

  • выручку;
  • операционные доходы;
  • внереализационные доходы;
  • чрезвычайные доходы (в случае возникновения).

    Показатели, составляющие 5% и более от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду отдельно.

    Операционные и внереализационные доходы могут показываться в отчете о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам, когда:

  • правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
  • эти доходы и расходы не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

    По договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, раскрытию подлежит следующая информация:

  • общее количество организаций с указанием тех, на которые приходится основная часть такой выручки;
  • доля выручки, полученной по таким договорам;
  • способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.

    Построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

    В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» с 01,01.2000 г. в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности раскрытию подлежит порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

    В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на:

  • себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы:
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы;
  • чрезвычайные расходы (в случае возникновения).

    Если в отчете о прибылях и убытках выделены виды доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5% и более от общей суммы доходов организации, то в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.

    Операционные и внереализационные расходы могут не показываться развернуто по отношению к соответствующим доходам в отчете о прибылях и убытках в следующих случаях:

  • правила бухгалтерского учета разрешают это делать;
  • расходы и связанные с ними доходы не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

    В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию следующая информация:

  • расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;
  • изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в отчетном году;
  • расходы, равные по величине отчислениям в соответствующие резервы (резервы предстоящих расходов, оценочные резервы и др.).

    Обособленно раскрываются в отчетности прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами учета не зачислены в отчетном году на счет прибылей и убытков.

    Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем предприятия и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

    Бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде.

     

     

    22. Содержание и роль пояснительной записки в составе годового отчета

     

    Пояснительная записка включается в состав годовой бухгалтерской отчетности согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Пояснительная записка выполняет несколько задач:

  • обеспечить информационную разгрузку форм бухгалтерской отчетности;
  • раскрыть существенную информацию, содержащуюся в статьях бухгалтерской отчетности;
  • предоставить пользователям сопоставимую учетную информацию за ряд отчетных периодов;
  • предоставить данные аналитических показателей, наиболее важных с точки зрения оценки коммерческой деятельности организации.

    Действующее законодательство устанавливает лишь общие требования к пояснительной записке. Так в п. 19 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности сказано, что в пояснительной записке необходимо раскрыть:

  • чем занимается организация;
  • привести основные показатели ее деятельности за отчетный год;
  • сведения о том, сколько будет выплачено дивидендов и на какие еще цели будет израсходована чистая прибыль, и т.д.

    Организации, которые обязаны проводить аудит, в пояснительной записке должны отразить мнение аудитора о достоверности данных, указанных в отчетности.

    Пояснительная записка состоит из нескольких разделов, в которых отражают данные, не вошедшие в типовые формы отчетности. Дают расшифровку отдельных показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. Не смотря на то, что каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи (в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т.п.) пояснительная записка должна содержать следующие разделы:

  • краткая характеристика структуры деятельности организации;
  • учетная политика организации;
  • основные факторы, повлиявшие в отчетном году на деятельность организации;
  • информация об аффилированных лицах;
  • события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности;
  • данные о важнейших отчетных показателях по видам деятельности и географическим рынкам сбыта;
  • расшифровки форм бухгалтерской отчетности и пояснений к ним;
  • разницы между данными бухгалтерского учета и налоговых регистров.

    Краткая характеристика структуры деятельности организации. В этом разделе кратко описывают структуру управления, положение, которое занимает организация, местонахождение, наименование и направление деятельности головной, дочерних организаций, рассматривается их текущая, инвестиционная и финансовая деятельность. Акционерные общества записывают данные о количестве выпущенных акций и сведения о том, какая часть из них оплачена полностью, а какая частично. Отражаются данные о номинальной стоимости акций, принадлежащих самому акционерному обществу, а также дочерним и зависимым предприятиям. Общества с ограниченной или дополнительной ответственностью приводят информацию о долях, а также о задолженностях учредителей по вкладам в уставный капитал.

    Из этого раздела пользователи бухгалтерской отчетности должны ясно понять, какие взаимоотношения существуют между компаниями, какова величина уставного капитала самой организации.

    Учетная политика организации. Кратко расписывают основные элементы учетной политики организации. Следует указать, каким методом списывают материалы в производство (ЛИФО, ФИФО, по средней себестоимости), способы начисления амортизации и т.п.

    Пользователь из раздела учетной политике, должен узнать насколько учетная политика влияет на показатели отчетности.

    Основные факторы, повлиявшие в отчетном году на деятельность организации. Раскрывается информация о том, какие факторы повлияли на формирование финансового результата организации в отчетном году. Это могут быть положительные факторы – например, увеличение покупательского спроса, снижение учетной ставки по банковским кредитам, рост качества продукции и т.д. Порой прибыли, которую получила организация в отчетном году, не хватает на дивиденды по привилегированным акциям и т.д. В такой ситуации пользователей особо интересуют источники этих выплат. Поэтому в данном разделе нужно отразить, за счет каких средств выплачены данные суммы (предприятие использовало нераспределенную прибыль прошлых лет, фонды специального назначения, резервный фонд и т.п.). Отражают и размер уплаченных налогов.

    В разделе Информации об аффилированных лицах, организация должна привести сведения об операциях с аффилированными лицами.

    Аффилированными считаются юридические и физические лица, которые способны влиять на деятельность организации, п. 4 ПБУ 11/2000. Как правило, это головное предприятие, дочерние или зависимые организации, учредители, акционеры и т.д. О каждом из таких лиц сообщают следующие данные: каковы отношения с ним, какие операции проводятся между ним и организацией и как часто это делается.

    Если аффилированное лицо контролирует организацию, то сведения о нем дают в бухгалтерской отчетности, даже если не было никаких операций с его участием (п. 13 ПБУ 11/2000).

    События после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности. Раскрывается информацию об условных фактах хозяйственной деятельности, то есть о событиях, которые произошли сейчас, а их последствия скажутся на деятельности организации в будущем. Согласно Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденном приказом Минфина России от 28 ноября 2001г. № 96н.

    Примерный перечень событий, которые можно считать условными фактами хозяйственной деятельности, приведен в п. 3 ПБУ 8/01:

    — судебные разбирательства, которые на отчетную дату еще не завершены;

  • неразрешенные разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты налогов;
  • гарантии, которые организация дала на товар, проданный в отчетном периоде и т.д.

    Отражают события, которые произошли после окончания года до даты подписания годового баланса. При этом они влияют на размер имущества, обязательств или капитала организации. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденном приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н., дает разъяснение о мероприятиях проводимых организацией в таких ситуациях. Информация, раскрываемая в этом разделе, включает краткое описание события и его оценку.

    Данные о важнейших отчетных показателях по видам деятельности и географическим рынкам сбыта. Приводится информацию о влиянии, которое оказывают отдельные дочерние и зависимые общества на общие финансовые результаты деятельности организации. Этот раздел в пояснительной записке обязателен для организаций, которые обязаны составлять сводную бухгалтерскую отчетность.

    Руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), в данный раздел включают:

  • информацию о деятельности организации в определенных условиях и регионах (об операционных и географических сегментах);
  • критерий выбора этой информации;
  • показатели, характеризующие деятельность организации по каждому сегменту (выручка, расходы и т.д.);
  • методы, которыми пользуются организация, раскрывая эту информацию.

    Расшифровки форм бухгалтерской отчетности и пояснения к ним. Даются расшифровки, которые могут быть в виде таблиц, дополнительных расчетов и текстовых пояснений. Организация сама определяет, какие показатели необходимо расшифровать и как. Организация может ограничиться только текстовыми пояснениями, если выполнено хоть одно из следующих условий:

  • составляющие разбираемого показателя несущественны;
  • невозможно разбить отчетный показатель на составляющие.

    Разницы между данными бухгалтерского учета и налоговых регистров. В п. 25 ПБУ 18/02 сказано, что если в отчетном периоде возникли расхождения между данными бухгалтерского учета и налоговых регистров, то в пояснительной записке необходимо раскрыть:

  • условный расход (доход) по налогу на прибыль;
  • постоянные и временные разницы, которые повлекли корректировку условного расхода (дохода) по налогу на прибыль;
  • постоянные и временные разницы, возникшие в прошлых отчетных периодах, но повлекшие корректировку условного расхода (дохода) отчетного периода;
  • суммы постоянного налогового обязательства, отраженного налогового актива и отложенного налогового обязательства;
  • суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, списанные на счет 99 в связи с выбытием объекта актива или вида обязательств.

    При выборе способа формирования пояснительной записки следует разграничивать информацию, включаемую в пояснительную записку и в формы бухгалтерской отчетности. Как было сказано ранее, пояснительная записка формируется организацией исходя из особенностей ее деятельности, возможности представления более подробной информации. И для того чтобы сделать правильные выводы и принять верное решение, необходимо располагать не только отчетами за текущей период, но и за прошлые периоды, которые доступны не для любого пользователя.

    В пояснительной записке организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

    Таким образом, организация может самостоятельно выбрать структуру годового отчета исходя из требований нормативных актов и конкретных особенностей деятельности. В то же время важной задачей является составление бухгалтерского отчета в соответствии с общими требованиями к Бухгалтерской отчетности. Согласно п. 1 Указаний о порядке оставления и представления бухгалтерской отчетности при разработке организацией самостоятельной форм бухгалтерской отчетности на основе образцов, должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, достоверность, существенность, нейтральность, сопоставимость).

     

     

     

    
    						

     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00147 sec

WordPress: 22.27MB | MySQL:117 | 1,353sec