Синтетический учет кассовых операций

<

121413 2345 1 Синтетический учет кассовых операцийАналитический учет денежных документов ведут по их видам, а синтетический – на самостоятельном субсчете к синтетическому счету 50 «Касса». По дебиту этого счета отражается стоимость приобретенных документов в корреспонденции со счетами денежных средств и расчетов.

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе используется счет 50 «Касса». К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50-1 «Касса организации»;

50-2 «Операционная касса»;

50-3 «Денежные документы» и др.

Например, на первом субсчете к счету 50 «Касса» учитываются наличные деньги организации.

На втором субсчете к счету 50 «Касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах отделений связи и транспортных организаций, этот субсчет открывается при необходимости для удаленных касс организаций. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе на начало месяца, оборот по дебету – суммы, поступление в кассу, а по кредиту – суммы, выданные из кассы. По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» выводится сальдо наличных денег на конец месяца. Его сверяют с остатком в кассовой книге.

В сроки, определенные руководством, но не реже чем установлено действующими нормативными документами, в кассе проводят инвентаризацию наличности. Результаты такой инвентаризации оформляют актом. Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации. На счетах это отражается следующей записью:

Дебит 50 «Касса»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»

Недостача денег в кассе подлежит взысканию с материально-ответственного лица (далее МОЛ) (кассира), что отражается бухгалтерской записью:

Дебит 94 «Недостачи и потери от порчи ценности»

Кредит 50 «Касса»

И одновременно:

Дебит 73.2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

В случае, если во взыскании с виновных лиц отказано судом, или они не найдены, убытки списываются на финансовые результаты:

Дебит 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Наличные деньги, полученные с расчетного счета в кассу организации, расходуются строго по целевому назначению (цели, на которые получены деньги, указываются на оборотной стороне чека). Неиспользованный остаток денег сдается в кассу банка. Возврат денег на расчетный счет оформляется расходным кассовым ордером.

Иногда в финансово-хозяйственной деятельности организации возникает разрыв во времени между зачислением денег на расчетный счет в учреждении банка и списанием их из кассы (инкассация, сдача денег в кассы почтовых отделений для зачисления на счета организации и т.д.). Для этих целей используют счет 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия на учет сумм по этому счету являются квитанции учреждений банков и почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторами банка и др. На счетах бухгалтерского учета эти операции отражаются следующим образом:

Дебит 57 «Переводы в пути»

Кредит 50 «Касса» – сделан денежный перевод.

Дебит 51 «Расчетные счета»

Кредит 57 «Переводы в пути» – зачислены деньги на счет в банке.

В кассе могут храниться не только наличные денежные средства, но и ценные бумаги и денежные документы. К ним относятся оплаченные путевки в дома отдыха и санатории, акции акционерных обществ, почтовые и вексельные марки, марки госпошлины, оплаченные авиабилеты, проездные билеты и т.д. Денежные документы учитывают по номинальной стоимости. Поступление и выдача ценных бумаг производится по приходным и расходным ордерам с последующим составлением кассиром отчета по их движению.

Схема учета кассовых операций изображена на рис. 1.

121413 2345 2 Синтетический учет кассовых операций

 

В таблица 1 приведены типичные проводки по счету 50 «Касса»

Таблица 1 – Бухгалтерские проводки по счет 50 «Касса» за июль 2009 г.

Содержание хозяйственных операций

Дебет

Кредит

Первичные документы

Переданы денежные средства из операционной кассы в кассу организации.

50-1 

50-2 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», 
№ КМ-4 «Журнал кассира-операциониста», 
№ КМ-6 «Справка — отчет кассира — операциониста».

 

Продолжение таблицы 1

Содержание хозяйственных операций

Дебет

Кредит

Первичные документы

Получены денежные средства в кассу расчетного счета.

50 

51 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Выписка банка по расчетному счету,
Корешок чека на получение наличных денежных средств с расчетного счета.

Получены денежные средства в кассу с валютного счета.

50 

52 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Выписка банка по валютному расчетному счету.

Получены денежные средства в кассу со специального счета.

50 

55 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Выписка банка по специальному счету.

Получен аванс наличными в счет поставки товаров (работ, услуг).

50 

62 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», 
Чек ККМ.

Отражена продажа продукции за наличный расчет (с применением счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»).

50 

62 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер», 
Чек ККМ.

Отражен возврат в кассу излишне выданных сумм оплаты труда.

50 

70 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»

Возвращены в кассу неизрасходованные подотчетные суммы и денежные средства.

50, 50-3 

71 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»

Поступили платежи от работников в погашение материального ущерба, причиненного ими.

50 

73-2 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»

Поступили платежи от работников по выданным займам.

50 

73-1 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»

Отражен взнос учредителями вкладов в уставный капитал организации наличными средствами.

50 

75-1 

Учредительные документы,
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»

Поступили денежные средства:
— в счет прибыли, полученной от совместной деятельности,
— от долевого участия в других организациях.

50 

76-3 

Решение участников,
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»

Поступили в кассу суммы по ранее предъявленным претензиям.

50 

76-2 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»

Поступили в кассу денежные средства от обособленного подразделения организации.

50 

79 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»

Отражена продажа основных средств и прочих активов за наличный расчет, в том числе работникам организации.

50 

91-1 

№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»,
Чек ККМ.

Выдана из кассы заработная плата. 

70 

50 

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»,
№ Т-53 «Платежная ведомость».

Продолжение таблицы 1

Содержание хозяйственных операций

Дебет

<

Кредит

Первичные документы

Выплачены из кассы доходы от участия в организации лицам, являющимся работниками организации.

70 

50 

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер».

Выданы из кассы подотчетные суммы и денежные документы.

71 

50, 50-3 

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»

Выдан заем работникам. 

73-1 

50 

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»

Выплачены из кассы доходы от участия в организации лицам, не являющимся работниками организации.

75-2 

50 

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»

Выплачены депонированные суммы. 

76-4 

50 

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»,
Карточка депонированных сумм.

Выданы денежные средства в погашение убытков от совместной деятельности.

76-3 

50 

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»

Выданы денежные средства структурным подразделениям организации.

79-2 

50 

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»

Выкуплены за наличный расчет собственные акции у акционеров.

81 

50 

№ КО-2 «Расходный кассовый ордер»

Отражена недостача денежных средств в кассе. 

94 

50 

№ ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»,
№ ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 УЧЕТ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

Основными задачами учета долгосрочных инвестиций являются: 
своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам; 
обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств; 
правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов; осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций. 

Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам: 

– в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него; 

– по приобретенным отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам. 

При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат. 

Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.  При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений. 

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:

08-1 «Приобретение земельных участков»; 

08-2 «Приобретение объектов природопользования»; 

08-3 «Строительство объектов основных средств»; 

08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»; 

08-5 «Приобретение нематериальных активов»; 

08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»; 

08-7 «Приобретение взрослых животных» и др. 

По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также затраты на формирование основного стада. 

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». 

Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированию основного стада.

Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту, а также по видам животных.

Стоимость земельных участков и объектов природопользования, приобретенных организациями в собственность, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по субсчетам 08-1 «Приобретение земельных участков» и 08-2 «Приобретение объектов природопользования» согласно оплаченным или принятым счетам продавцов. Инвентарная стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению и затрат по улучшению их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей. Указанные расходы по приобретению земельных участков и объектов природопользования отражают по дебету первого и второго субсчетов счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счетов учета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). 
После принятия к бухгалтерскому учету земельных участков и объектов природопользования затраты, учтенные на счете 08, списывают с кредита этого счета в дебет счета 01 «Основные средства». 

Порядок учета затрат по строительству объектов зависит от способа их производства — подрядного или хозяйственного. При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций. 

При хозяйственном способе производства указанных работ учет затрат ведется застройщиком также на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и осуществляется в соответствии с порядком, установленным ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ и другими инструкциями по учету строительства. При этом на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактически произведенные застройщиком затраты. 

В соответствии с указанными Типовыми методическими рекомендациями строительным организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов: 
«Материалы»;  «Расходы на оплату труда рабочих»;  «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»; 
«Накладные расходы».

Строительная организация может исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности самостоятельно расширять номенклатуру статей затрат на производство строительных работ. Указанные расходы списывают в дебет счета 08 с кредита счетов 10 «Материалы» (на стоимость использованных в строительстве материалов), 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве), 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (на суммы, начисленные во внебюджетные фонды) и др. 

В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ как подрядным, так и хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет застройщик (заказчик). 

При поступлении оборудования, требующего монтажа, его приходуют по фактической себестоимости приобретения по дебету счета 07 «Оборудование к установке» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов. 

При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на счете 07 «Оборудование к установке», а у строительной организации оно принимается на забалансовый счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа». 

После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основании справок о выполненных работах или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика с кредита счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». 

В учете застройщика оборудование, сданное в монтаж, отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по фактическим расходам, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения)) или начата укрупнительная сборка оборудования. 

При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывают с кредита счета 07 в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и отражают на счете 08.

Стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, приобретаемых предприятием отдельно от строительства объектов, стоимость земельных участков и объектов природопользования, приобретенных предприятиями в собственность, а также стоимость нематериальных активов, приобретенных предприятиями, отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» согласно оплаченным или принятым к оплате счетам продавцов после их оприходования и постановки на учет. 

Основное стадо продуктивного и рабочего скота формируется за счет перевода молодняка в основное стадо, приобретения взрослых животных и безвозмездного их получения. Затраты по формированию основного стада учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». 
Перевод молодняка продуктивного и рабочего скота в основное стадо оформляется бухгалтерской записью по дебету субсчета 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» и кредиту счета 11 «Животные на выращивании и откорме». Переведенный молодняк одновременно списывается в дебет счета 01 «Основные средства» с кредита субсчета 08-6. Списание со счета 11 осуществляется по стоимости, числящейся на начало года, с присоединением плановой себестоимости привеса или прироста за период с начала года до момента перевода. В конце года после составления отчетной калькуляции разница между указанной стоимостью переведенного молодняка и его фактической себестоимостью списывается дополнительной проводкой или способом «красное сторно» со счета 11 на счет 08 и со счета 08 на счет 01. 

Стоимость взрослых животных, приобретенных со стороны, приходуется по дебету субсчета 08-7 «Приобретение взрослых животных» по фактической себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке. 
Взрослые животные, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, к которой прибавляются фактические расходы по доставке животных в организацию. Рыночная стоимость животных, полученных безвозмездно, записывается в дебет счета 08 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». 

Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списывают с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».

 

 

 

3 УЧЕТ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ И ХОЗЯЙСТВ

    

К обслуживающим производствам и хозяйствам в первую очередь относятся:

—  организации жилищно-коммунального хозяйства (жилые дома, общежития, прачечные, бани и тому подобные);

—   пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания;

—   столовые и буфеты;

—   детские дошкольные учреждения (сады, ясли);

—   дома отдыха, санатории и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительского назначения;

Существующие в организации обслуживающие производства и хозяйства могут:

—   состоять на едином балансе;

—   быть выделенными на самостоятельный баланс.

Если структурное подразделение состоит на едином балансе организации, то вся информация о затратах, связанных с деятельностью объекта обслуживающих производств и хозяйств отражается на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Если структурное подразделение выделено на отдельный баланс, то вся информация обо всех видах расчетов с таким подразделением осуществляется с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Учет затрат объектов обслуживающих производств на предприятии может быть организован:

— по местам возникновения (отдельно по каждому объекту);

— по статьям затрат;

— по получателям (заказчикам). В качестве получателей продукции (работ, услуг) объектов обслуживающих производств и хозяйств могут выступать основное и вспомогательные производства, а также сторонние организации;

— по объектам учета (в зависимости от вида изготавливаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг);

—  По видам оказываемых услуг. Как правило, такой учет необходим для подразделений жилищно-коммунального хозяйства. Так, например, затраты подразделений жилищно-коммунального хозяйства могут учитываться отдельно по отоплению, водоснабжению, канализации и так далее.

По мере производства готовой продукции (работ, услуг) обслуживающими производствами и хозяйствами их себестоимость списывается с кредита счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет других счетов бухгалтерского учета, в зависимости от назначения, а именно:

Выполнены работы, услуги для основного производства:

Дебет 20 Кредит 29

Выполнены работы, услуги для подразделений общехозяйственного характера

Дебет 26 Кредит 29

Выполнены работы (услуги) на сторону

Дебет 90 Кредит 29

Передана в основное производство продукция, используемая в основном производстве в качестве материалов

Дебет 10 Кредит 29

Принята к учету готовая продукция

Дебет 43 Кредит 29

В зависимости от использования переданных материалов и готовой продукции их себестоимость в дальнейшем списывается с соответствующего счета учета на счета 20, 26, 90.

Выполнены обслуживающими производствами и хозяйствами работы и услуги непроизводственного характера

Дебет 91 Кредит 29

Сальдо на конец отчетного (налогового) периода по счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» говорит о наличии незавершенного производства в этих подразделениях.

Если обслуживающие производства и хозяйства реализуют товары (работы, услуги) на сторону, то в бухгалтерском учете таких подразделений доходы, полученные от продажи, признаются доходами от обычных видов деятельности, то есть, выручкой. Отражение выручки в учете производится в обычном порядке, с помощью бухгалтерской записи по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка».

Итак, обслуживающие производства и хозяйства выполняют работы (оказывают услуги):

—   для нужд основного и вспомогательного производств;

—   для непроизводственных нужд на бесплатной основе;

—   для непроизводственных нужд на платной основе;

При этом, заметим, что организации, имеющие обслуживающие производства и хозяйства, обычно устанавливают для своих работников льготные цены на свои работы и услуги. Это может быть льготная оплата детских садов, квартплата и так далее, что приносит минимальную прибыль или убыток.

—   для сторонних потребителей на платной основе.

Рассмотрим на примерах, как будут учитываться выполненные работы (оказанные услуги) обслуживающими производствами и хозяйствами.

Учет выполненных работ (оказанных услуг) для нужд основного и вспомогательного производств.

Обслуживающее производство или хозяйство самостоятельно изготовило материальные ценности:

Приняты к учету материалы, изготовленные обслуживающим производством или хозяйством

Дебет 10 Кредит 29

Отражена фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ, оказанных услуг (при использовании счета 40)

Дебет 40 Кредит 29

Отражена фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ, оказанных услуг (без использования счета 40)

Дебет 43 Кредит 29

Обслуживающее производство или хозяйство выполнило работы (оказало услуги) для нужд основного и вспомогательного производств:

Распределена на соответствующие счета согласно расчету фактическая себестоимость работ и услуг

Дебет 25 Кредит 29

Дебет 26 Кредит 29

Отнесена на расходы по продаже фактическая себестоимость работ и услуг обслуживающего производства и хозяйства согласно расчету

Дебет 44 Кредит 29

Учет выполненных работ (оказанных услуг) для непроизводственных нужд на бесплатной основе.
Организации своим работникам иногда дают возможность пользоваться услугами обслуживающих производств и хозяйств бесплатно. Например, детский сад может бесплатно оказывать услуги по содержанию детей сотрудников, сотрудники могут бесплатно посещать бассейн, сауну, спортивный комплекс, принадлежащие организации. Затраты на бесплатное обслуживание своих сотрудников необходимо оформлять следующей записью:

Списаны расходы на бесплатное оказание услуг:

Дебет 91-2 Кредит 29

Учет выполненных работ (оказанных услуг) на платной основе. При выполнении работ (оказании услуг) на платной основе после отражения в учете выручки от выполнения работ (услуг) расходы обслуживающих производств и хозяйств могут быть списаны. В учете это будет отражено следующим образом:

Отражена выручка от выполнения работ (оказания услуг) обслуживающим производством:

Дебет 62 Кредит 29

Списаны расходы обслуживающего производства

Дебет 90-2 Кредит 29

Начислен НДС

Дебет 90-3 Кредит 29

Отражена прибыль от выполнения работ (оказания услуг)

Дебет 90-9 Кредит 29

Отражен убыток от выполнения работ (оказания услуг)

Дебет 99 Кредит 29

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет.–М.: ИКЦ «МарТ», 2009.
  2. Баканов А. С. Годовая отчетность коммерческой организации. — М.: Бухгалтерский учет, 2008.
  3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. –– 6–е изд., перераб. и доп. –– М.:ИНФРА-М, 2009.
  4. Леонтьева Ж.Г., Ерофеева В.А., Ларионов А.Д., Станков П.А. Бухгалтерский (финансовый) учет. М., 2007.
  5. Мэтьюс М.Р., Перереа М.Х. Б. Теория бухгалтерского учета. –– М.: ЮНИТИ, 2009.
  6. Пучкова С. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00163 sec

WordPress: 23.3MB | MySQL:121 | 1,475sec