Совершенствование бухгалтерского учета поступлений товаров на предприятие

<

120913 0110 1 Совершенствование бухгалтерского учета поступлений товаров на предприятие

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВАНТ-ПОДШИПНИК КРД»

 

1.1. Организационно-правовая характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью «АВАНТ-ПОДШИПНИК КРД», в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании действующего законодательства. Общество зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара.

Местонахождение общества: Россия, Краснодар, ул. Одесская, 54.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Основной вид деятельности: оптовая и розничная торговля. Помимо указанной деятельности ООО «АВАНТ-ПОДШИПНИК КРД» осуществляет следующие виды деятельности и может осуществлять:

— создание подсобных отраслей;

— внешнеэкономическая деятельность;

— услуги по аренде складских помещений;

— рекламная деятельность;

— оказание различных видов бытовых услуг;

— производство товаров народного потребления;

— организация грузовых перевозок и оказание транспортных услуг населению;

— общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

ООО «АВАНТ-ПОДШИПНИК КРД» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и настоящим Уставом. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство и его органы не несут ответственность по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельностью.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией. Членами ревизионной комиссии может быть как участник Общества, так и любое лицо, предложенное участником.

В компетенцию ревизионной комиссии входит:

— проверка финансово-хозяйственной деятельности Общества, бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение документов с данными первичного бухгалтерского учета;

— подтверждение достоверности данных, включаемых в годовые отчеты Общества, годовую бухгалтерскую отчетность, отчетов о прибылях и убытках, распределения прибыли, отчетной документации для налоговых, статистических и государственных органов управления.

ООО «АВАНТ-ПОДШИПНИК КРД» обязано хранить следующие документы:

— учредительные документы, внесенные в учредительные документы изменения и дополнения;

— документы, подтверждающие права Общества на имущество находящееся на балансе;

— внутренние документы общества;

— документы бухгалтерского учета;

— документы бухгалтерской отчетности;

— протоколы собраний учредителей общества;

— иные документы, предусмотренные внутренними документами общества;

ООО «АВАНТ-ПОДШИПНИК КРД» может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания участников. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Все вопросы, не урегулированные Уставом предприятия, решаются в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

 

 

 

 

1.2. Экономическая характеристика предприятия

 

Основные экономические показатели предприятия ООО «АВАНТ-ПОДШИПНИК КРД» и их анализ представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Основные экономические показатели предприятия ООО «АВАНТ-ПОДШИПНИК КРД» за 2003 – 2005 гг.

 

Показатель

2003 г

2004 г 

2005 г

Темп роста, %

2004 г к

2003 г

2005 г к

2004 г

Выручка (нетто), тыс. руб.

24758 

71779 

76258 

289,9

106,4

Себестоимость, тыс. руб.

23034 

66318 

69935 

287,9

105,5

Валовая прибыль, тыс. руб.


 

1724 

5461 

6323 

316,8

115,8

Коммерческие расходы, тыс. руб.

 

, тыс. руб.


 

958 

2102 

371 

219,4

17,7

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.


 

766 

3359 

3952 

438,5

117,7

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

699 

2982 

3739 

426,6

125,4

Чистая прибыль (убыток) , тыс. руб.

454 

2231 

2751 

491,4

123,3

Среднесписочная численность, чел. 

20 

21 

24 

105,0

114,3

Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп.

93 

92 

92 

98,9

100

Оборотные фонды, тыс. руб. 

3700,5 

2173,5

2920 

58,7

134,4

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

440 

1795 

1271 

408,0

70,8

Фондоотдача, руб./ руб.

146,5 

161,7 

77,4 

110,4

47,9

Фондоемкость, руб./руб.

0,007

0,0062

0,0129

88,6

208,1

Производительность труда, тыс.руб./чел.

1237,9

3418,1

3177,4

276,1

93,0

Рентабельность продаж, % 

3,1

4,7

5,1

 

 

Как видим, на исследуемом предприятия выручка в 2004 году , а в относительном выражении прирост в 2004 году составил 289,9%, в отчетном 2005 году данный показатель увеличился менее значительно – всего на 106,4%. Валовая прибыль довольно значительно выросла в 2004 г. – на 287,9% В 2005 году валовая прибыль увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 115,8%. Наблюдается довольно значительный рост коммерческих расходов в 2004 году по сравнению с предыдущим 2003 годом – на 219,4%. В следующем 2005 году величина коммерческих расходов довольно значительно снизилась и темп роста данного показателя составил 17,7%. Чистая прибыль на предприятии имеет положительную динамику роста. Если в базовом 2003 году чистая прибыль составляла 454 тыс. руб., в следующем 2004 году чистая прибыли составила 2231 тыс. руб. при росте на 426,6%, в 2005 году данный показатель продолжил свой рост и равен 2751 тыс. руб. (темп роста равнее 123,3%). Среднесписочная численность персонала увеличивается. В 2003 году на предприятии работал 20 человек, в следующем 2004 году – уже на одного человека больше (то есть 21 человек), в 2004 году темп роста данного показателя по сравнению с предыдущем годом составил 114,3%, а среднесписочная численность работников равна 24%. Затраты на 1 рубль товарной примерно одинакова на протяжении всего рассматриваемого периода. В 2003 году величина затрат составляла 93 коп на рубль товарной продукции. В 2004 и 2005 годах данных показатель был равен 92 коп. Оборотные фонды на исследуемом предприятии в 2004 году уменьшились до 2173,5 тыс. руб. (темп роста равен 58,7%), в 2005 году оборотные фонды выросли до 2920 тыс. руб. (темп прироста 134,4%). Среднегодовая стоимость основных производственных фондов выросла с 440 тыс. руб. в 2003 году до 1795 тыс. руб. в 2004 году (темп роста равен 408%), в 2005 году их величина уменьшилась до 1271 тыс. руб. (темп роста 70,8%). Фондоотдача на предприятии в 2004 году увеличилась с 146,5 руб/ руб. до 161,7 руб/руб., что говорит о росте эффективности их использования. В 2005 году фондоотдача снизились довольно значительно и составила 77,4 тыс. руб. (темп роста 47,9%). Следовательно, в отчетном году эффективность основных производственных фондов снизилась. Это подтверждает и показатель фондоемкости, которые имеет тенденцию к росту в 2005 году. Производительность труда в 2004 году составила 3418,1 тыс. руб./чел. (темп роста равен 276,1%). В 2005 году производительность труда немного снизилась и равна 3177,4 тыс. руб./чел. (темп роста равен 93% по сравнению с предыдущем годом). Рентабельность продаж довольно значительно растет с 3,1% до 4,7% в 2004 году, до 5,1% в 2005 г.

Таким образом, за исследуемый трехгодовой период наблюдается рост выручки от продажи в 2005 году на 208% по сравнению с 2003 г. Следует заметить, что в отчетном году наибольший рост всех показателей по сравнению с базовым годом порядка нескольких раз, что связано с ростом всего объема товарооборота. Рост показателей по сравнению с предыдущем годом (2004 г) незначителен. Так выручка от продаж возросла всего на 6%. Следует отметить, что в 2004 году предприятие получило проценты в размере 30 тыс. руб., и были выплачены проценты за полученные кредиты в сумме 115 тыс. руб. В 2004 году появляется статья прочих операционных доходов в сумме 428 тыс. руб. В 2004 году произошел рост прочих операционных расчетов – 740 тыс. руб., что на 673 тыс. руб. больше базового периода и 665 тыс. р. в 2005 г. За исследуемый период возросла величина чистой, нераспределенной прибыли с 454 тыс. руб. по итогам работы 2003 года до 2751 тыс. руб. в 2005 году, то есть рост составил 23,3% за исследуемый период.

 

1.3 Анализ организации бухгалтерского учета. Приказ об учетной политике предприятия

 

Бухгалтерский учет на ООО «АВАНТ-подшипник КРД» осуществляется в соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете», а также в соответствии с приказом МФ РФ №34-н от 29.07.98 года «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», с последующими изменениями и дополнениями. Ответственность за ведение бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель предприятия.

Учетная политика предприятия – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая в организации. Значение учетной политики в организации бухгалтерского учета достаточно велико с точки зрения управления. Это связано с тем, что способы отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете играют важную роль и в принятии управленческих решений. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру необходимо серьезно отнестись к формированию учетной политики. От того, какая учетная политика будет утверждена зависит эффективность, оперативность и гибкость дальнейшей деятельности организации.

Учетная политика организации оформляется организационно-распорядительным документом – приказом (распоряжением) руководителя.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 года № 60н.

На предприятии действует рабочий план счетов, что соответствует требованиям ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». 

Хозяйственные операции в ООО «АВАНТ-подшипник КРД» оформляются с помощью первичных отчетных документов, утвержденных в установленном порядке. Документы, которыми оформляются операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером. Также утверждаются формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

На предприятии применяется журнально-ордерная форма счетоводства в соответствии с письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 года №63 «Об Инструкции по применению единой журнально-ордерной системы счетоводства», с учетом рекомендаций по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятии, приведенных в письме Минфина России от 24 июня 1992 года № 59. Бухгалтерский учет на предприятии ведется с применением средств автоматизации.

Учет процесса приобретения материальных оборотных средств осуществляется по фактической себестоимости с отражением стоимости приобретения непосредственно на счете 10 «Материалы». Фактическая себестоимость материальных ресурсов списываемых в производство определяется по себестоимости конкретной единицы.

Покупная стоимость товаров приобретенных для перепродажи отражается на счете 41 «Товары». Бухгалтерский учет поступивших товаров ведется по продажной стоимости.

Предприятием осуществляются одновременно виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход (розничная торговля покупными товарами) и виды деятельности не облагаемые единым налогом на вмененный доход (розничная и оптовая торговля производимой продукцией и оптовая торговля покупными товарами).

«Общехозяйственные расходы» распределяются пропорционально размеру выручки полученной от каждого вида деятельности в общем объеме выручки. При этом размер выручки по видам деятельности, не облагаемым единым налогом на вмененный доход, исчисляется без НДС, акцизов, а выручка по видам деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход, определяется в полном объеме.

Порядок ведения расчетов с подотчетными лицами непосредственно устанавливается приказом руководителя.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

-изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

-разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета;

-существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Изменения могут вноситься в учетную политику только с начала финансового года, а дополнения – в течение всего отчетного года.

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ НА ООО «АВАНТА-ПОДШИПНИК КРД»

 

2.1 Документооборот организации

 

Основные правила документального оформления хозяйственных операций, связанных с осуществлением организацией торговой деятельности, устанавливаются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ [1].

В п. 1 ст. 9 «Первичные учетные документы» закреплено непреложное правило: «Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет» [11, C. 38].

Порядок оформления товарных документов подробно изложен в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

Вне зависимости от условий получения товаров их движение от поставщика к торговой организации оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной и т.д.) [11, C.51].

Пункт 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержит формальные требования к первичным учетным документам. В соответствии с данным пунктом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, приведенной в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны включать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц.

Согласно п. 3 статьи «Первичные учетные документы» вышеуказанного Закона перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером [11, C. 39 – 41].

Порядок организации документооборота, правильность и своевременность оформления документами совершенных операций определяет сохранность материальных ценностей. Для торговых организаций одним из таких документов является
Отчет о наличии и движении товарно-материальных ценностей (далее — товарный отчет). Необходимость его ведения обусловлена Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

В случае ведения товарных отчетов (форма № торг-29)
в организации остаток по счету в бухгалтерском регистре сверяют с данными товарных отчетов, и ошибка может быть выявлена своевременно, а когда не составляются товарные отчеты, расхождение между фактическим наличием товара и учетными данными можно выявить только путем инвентаризации, но установить его причины будет достаточно сложно (это может быть и ошибка бухгалтера, и ошибка материально-ответственного лица при отпуске товара, и потери при хранении, и хищение, и т.п.). В случае обнаружения недостачи товаров при отсутствии товарного отчета, где должен быть указан остаток товаров, числящийся за материально-ответственным лицом, тяжело будет доказать его виновность. Поэтому очень важно для уменьшения риска возможных потерь соблюдать установленные правила по сохранности материальных ценностей.

Товарные отчеты составляются каждым материально-ответственным лицом (бригадой) на основании приходных и расходных документов. Документы в товарном отчете следует располагать в хронологическом порядке. Сроки сдачи товарных отчетов определяются руководителем и главным бухгалтером торговой организации.

Товарный отчет должен содержать следующие сведения: наименование организации, наименование торговой единицы, структурного подразделения, фамилию и инициалы материально-ответственного лица, номер отчета, период за который составлен отчет. Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с первого номера с начала и до конца года.

В товарных отчетах прежде всего указывается остаток товаров на начало отчетного периода, который должен соответствовать остатку товаров на конец отчетного периода предыдущего отчета. Если товарный отчет составляется после инвентаризации, остатки товаров и тары берут из инвентаризационной описи.

Затем в приходной части товарного отчета записывают каждый приходный документ (товарно-транспортные накладные и др.) с указанием источника поступления товара, номера и даты документа, суммы поступивших товаров и тары, подсчитывается итог прихода и итог прихода с учетом остатка на начало периода. В расходной части товарного отчета по отдельным его строкам по каждому документу показывают: стоимость товаров, проданных за наличные деньги, продажу мелким оптом, возврат товара поставщику, внутреннее перемещение, списание товаров по актам на бой, лом и порчу. После этого подсчитывают общую стоимость реализованных и выбывших товаров и определяют остаток товаров на конец отчетного периода.

К отчету прикладывают все приходные и расходные документы, на основании которых отчет составлен, и указывают прописью их общее количество. Отчет подписывается материально-ответственным лицом.

Товарные отчеты составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми документами, на основании которых он составлен, передается в бухгалтерию под расписку бухгалтера. Второй экземпляр остается у материально-ответственного лица.

После поступления товарного отчета в бухгалтерию он тщательно проверяется бухгалтером. В первую очередь бухгалтер проверяет наличие всех документов, на основании которых в отчете произведены записи, а также соответствие остатков товаров и тары на начало отчетного периода в данном отчете остаткам по предыдущему отчету на конец отчетного периода или фактическим остаткам в инвентаризационных описях. Далее проверяется подлинность приложенных документов, правильность их оформления, таксировки, своевременность оприходования товаров и списания их в расход, правильность подсчетов. Приложенные документы должны быть проверены по существу: с формальной стороны и арифметически.

В организациях оптовой торговли товарные отчеты должны содержать сведения об остатках, приходе, расходе каждого наименования товара в стоимостном и количественном выражении. В товарном отчете, как и при розничной торговле, записывается каждый документ в отдельности с указанием поставщиков, покупателей, даты и номера документа, а также стоимости товаров и тары по учетным ценам, указываются остатки товаров и тары на начало и конец отчетного периода [15, C. 45-50, 11, C. 74-80, 18, C. 31].

На предприятии ООО «АВАНТ-подшипник КРД» применяются следующие первичные документы, соответствующие «Унифицированным формам первичной учетной документации по учету торговых операций», утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132.

Акт о приемке товаров (форма № торг-1)

Применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации.

Приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе покупатель (покупатель-посредник) обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром (продукцией), вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта. Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте соответственно.

Количество составляемых актов и комплектность документов обосновывается фактической ситуацией. Вид соответствующего товаросопроводительного документа зависит от условий поставки товаров и правил перевозки грузов.

Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, должно оформить товаросопроводительные документы с наложением на них специального штампа организации. В штампе указывается стоимость фактически принятых товаров и тары. Кроме того, работник должен поставить свою подпись, подтверждая соответствие количества и качества принятого товара данным товаросопроводительных документов.

Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 14 января 1967 г. № 17. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати организации.

Обязательные реквизиты доверенности — наименование организации, номер расчетного счета и в каком банке он открыт, дата выдачи и срок действия доверенности, кому доверяется получение товарно-материальных ценностей с указанием паспортных данных, наименование поставщика (у кого надлежит получить ценности), наименование и количество товарно-материальных ценностей и образец подписи лица, получившего доверенность [15, C. 50, 16, C. 52, 18, C. 32 – 35].

Товарная накладная (форма № торг-12). Применяется для оформления отпуска товаров со склада, принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, второй передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Оформленные документы на товары являются основанием для предъявления поставщиком счета-фактуры. Именно счет-фактура, составлений поставщиком на основании товаросопроводительных документов, описанных материально ответственным лицом торговой организации подтверждение получения товаров, является расчетным документом и служит основанием для начисления задолженности поставщику [16, C. 51, 55, 15, C. 54].

В кассу организации наличные деньги поступают с расчетного счета в банке в результате платежей за товарно-материальные ценности и услуги и пр. Для получения денег со своего расчетного счета в банке организации выдается чековая книжка. Чтобы снять наличные деньги с расчетного счета, бухгалтер заполняет денежный чек, подписывает его вместе с руководителем и передает кассиру. В чеке указывается назначение получаемой суммы. Отрывная часть чека остается в банке, а корешок чека служит оправдательным документом для записи данной операции в учетных регистрах организации.

Все кассовые операции на предприятии оформляются
приходными и расходными кассовыми ордерами или заменяющими их документами. Факт получения денежных средств оформляется приходным кассовым ордером (ф.№ КО-1). Приходный кассовый ордер подписывается бухгалтером или уполномоченным им лицом, заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3). Далее приходный кассовый ордер передается кассиру, который получает наличные деньги, подписывает ордер и квитанцию к нему и регистрирует операцию в кассовой книге. При получении наличных денег в кассу лицу, внесшему их, выдается квитанция от приходного кассового ордера, заверенная подписями главного бухгалтера и кассира, печатью или оттиском кассового аппарата.

Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам (ф. № КО-2) или по другим документам (платежным ведомостям, счетам, заявлениям на выдачу денег и пр.) с наложением на них специального штампа, заменяющего
расходный кассовый ордер. Документы на выдачу должны быть подписаны руководителем организации и главным бухгалтером. Выдача денег по кассовым ордерам производится на основании документов, удостоверяющих личность получателя. В кассовом ордере отражаются основные реквизиты этого документа, и получатель расписывается в получении выданной им суммы.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления. Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом (или надписью) «Получено» или «Оплачено» [8, C. 342 – 342].

Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) (форма № КМ-3).

Применяется в организациях для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам. В акте должны быть перечислены номер и сумма каждого чека.

Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдаются в бухгалтерию организации и хранятся в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы и заносится в журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4). Акт подписывается ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста организации.

Журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4). Применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью. Все записи в нем ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации.

При совпадении показаний их заносят в журнал за текущий день (смену) на начало работы, и эти данные заверяются подписями кассира и дежурного администратора (графы 7, 8). В графу 4 журнала записываются суммы, выписанные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, на основании данных «Акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам» (форма № КМ-3), а также количество напечатанных за рабочий день (смену) нулевых чеков. В конце рабочего дня (смены) кассир составляет кассовый отчет и вместе с ним сдает выручку по приходному кассовому ордеру старшему кассиру.

После снятия показаний счетчиков, проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста и подтверждается подписями кассира, старшего кассира и администратора организации. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с выручкой выясняется причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала кассира-операциониста.

Справка-отчет кассира-операциониста (Форма № КМ-6). Применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену). Отчет составляет одном экземпляре ежедневно кассир-операционист, подписывает его и вместе с выручкой сдает по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю организации. В небольших организациях с одной-двумя кассами кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк отражается в отчете.

Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены) за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, и подтверждается соответствующими подписями заведующих отделами. В приеме и оприходовании денег по кассе в отчете подписываются старший кассир и руководитель организации. Отчет служит основанием для составления сводного отчета «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации» (форма № КМ-7).

Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма № КМ-7)

Применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату.

Составляется в одном экземпляре старшим кассиром ежедневно и вместе с актами, справками-отчетами кассиров-операционистов, приходными и расходными ордерами передается в бухгалтерию организации до начала работы следующей смены. В форме согласно показаниям счетчиков на начало и на конец работы по каждой контрольно-кассовой машине рассчитывается выручка, в том числе с распределением ее по отделам, что подтверждается подписями соответствующих заведующих отделами (секциями). В конце таблицы подводятся итоги показаний счетчиков всех контрольно-кассовых машин и итоговая выручка организации с распределением ее по отделам (секциям). Согласно актам указывается итоговая сумма денег, выданных покупателям (клиентам) по возвращенным ими кассовым чекам, на которую уменьшается общая выручка организации. Сведения подписываются руководителем и старшим кассиром организации.

Акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ-9). Применяется для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе торговой организации (предпринимателя — физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Проверка наличных денежных средств проводится в соответствии с установленным порядком. Результаты проверки оформляются представителями контролирующей организации и лицом, ответственным за сохранность денежных средств, и доводятся до сведения руководителя проверяемой организации.

При проверке наличных денежных средств с участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора) акт составляется в трех экземплярах, а в случае проверки наличных денежных средств со стороны администрации организации, где работает кассир-операционист (продавец, официант, приемщик заказов), — в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается в контролирующую организацию, второй — в бухгалтерию проверяемой организации, третий остается у материально-ответственного лица, принявшего денежные средства на ответственное хранение [15, C. 61 -65].

 

2.2. Синтетический учет поступления товаров

 

На «Авант-подшипник КРД» поступление товаров и тары в оптовой торговле отражается по дебету активного счета 41 «Товары», по субсчетам 41-1 «Товары на складах» и 41-3 «Тара под товаром и порожняя» соответственно.

На «Авант-подшипник КРД» тару, отвечающую признакам основных средств, учитывают на счете 01 «Основные средства», а служащую для хозяйственных нужд и не относящуюся к основным средствам – на счете 10 «Материалы».

На «Авант-подшипник КРД» товары на балансе учитываются по покупным ценам. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом могут собираться на счете 44 «Расходы на продажу», а также, когда они осуществляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара; конкретный способ учета данных расходов должен предусматриваться учетной политикой организации.

На «Авант-подшипник КРД» для учета товаров, принятых на хранение (если, например, возникли вопросы, связанные с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты), используется забалансовый с чет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

На «Авант-подшипник КРД» учет товаров, принятых на комиссию от организаций-комиссионеров в соответствии с заключенными договорами, ведется на счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

На «Авант-подшипник КРД» доставка неоплаченного товара от поставщика на оптовый склад покупателя отражается в учете на основании счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС. Товар приходуется по стоимости приобретения за вычетом налога на добавленную стоимость, содержащегося в покупной цене, что фиксируется следующей проводкой:

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» –
на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;

Дт 41 «Товары» – на стоимость оприходованного товара;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на общую сумму задолженности поставщику.

На «Авант-подшипник КРД» в случаях, когда в первичных учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах и т. д.) не выделена сумма НДС отдельной строкой или не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. При этом стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41 «Товары» с последующим списанием на счет реализации.

На «Авант-подшипник КРД» в ноябре 2005 г. приобретен товар на сумму 60000 руб., включая НДС 9152,54 руб.

В соответствии с пунктами 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально производственных запасов» ПБУ 5/01 приобретенные организацией товары принимаются к учету в сумме фактических затрат на их приобретение, за учением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Таблица 2 – Бухгалтерские проводки по учету поступления товаров

 

Первичные документы

Содержание операции


 

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Д

К

Товарная накладная

Оприходован товар; полученный от поставщика

50847,46

41

60

 

Счет-фактура

Отражен НДС по оприходованному товару

 

9152,54

19/3

60

Выписка банка

Оплачен поступивший товар

60000

60

51

Выписка банка, счет-фактура 

Принята к вычету сумма НДС по оплаченным товарам

 

9152,54

68

19/3

 

 

На «Авант-подшипник КРД» покупка товаров у предпринимателей без образования юридического лица осуществляется предприятиями торговли на основе договоров купли-продажи при наличии документа о регистрации и документа, удостоверяющего личность предпринимателя. При этом к договору прикладываются копии вышеуказанных документов. На «Авант-подшипник КРД» операции закупки товаров у данной категории продавцов отражаются в учете через счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; при этом следует учитывается, что товары, купленные у данной категории продавцов, перешедших на упрощенную систему налогообложения, с 2003 года не облагаются НДС, поэтому на «Авант-подшипник КРД» учитываются в полной сумме на счетах учета материальных ценностей.

На «Авант-подшипник КРД» впоследствии, после того как товар будет оплачен поставщику, покупатель засчитывает НДС при расчетах с бюджетом независимо от факта реализации данных товаров (при правильном оформлении счета-фактуры), что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товарам:

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».

При этом засчитывается НДС по поступившим товарам, суммы налога по оплаченным, но неоприходованным ценностям не уменьшают причитающихся в бюджет сумм
платежей.

На «Авант-подшипник КРД» погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары, а также перечисление авансов и предварительной оплаты в зависимости от формы оплаты оформляется следующими записями:

Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму оплаченной задолженности поставщикам;

Кт 51 «Расчетные счета» – на сумму, оплаченную с расчетного счета;

Кт 52 «Валютные счета» – на сумму, оплаченную с валютного счета;

Кт 50 «Касса» – на сумму оплаты из кассы торгового предприятия наличными деньгами (при этом следует помнить об установленном лимите расчетов наличными в пределах 60 тысяч рублей);

Кт 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы» – на сумму, оплаченную с аккредитива;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные» — на сумму, оплаченную векселем;

Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – на сумму оплаты за счет краткосрочного банковского кредита;

Кт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» – на сумму оплаты за счет долгосрочного банковского кредита.

Оприходование товаров оформляется следующими проводками:

Дт 41 «Товары» – на стоимость оприходованного товара;

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – на сумму НДС, относящуюся к полученному товару

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость товара с НДС, указанную в счете-фактуре.

После оплаты оприходованных ценностей возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что фиксирует проводка:

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».

На «Авант-подшипник КРД» в случае, если после предварительной оплаты была отменена поставка товара, то на сумму возврата средств производятся следующие записи:

Дт 51 «Расчетные счета»;

Дт 52 «Валютные счета»;

Дт 50 «Касса»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «По авансам выданным».

Все транспортные расходы, которые производит предприятие в процессе приобретения товаров, могут согласно учетной политике предприятия быть отнесены на издержки обращения. Если поставщик оплатил услуги по доставке товара, то он в соответствии с условиями договора может предъявить данные суммы к оплате покупателю, который отражает данную операцию записью:

Дт 44 «Расходы на продажу» – непосредственно на стоимость доставки;

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – на сумму НДС по транспортным услугам

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на общую сумму
задолженности за услуги по доставке, включая НДС.    

На «Авант-подшипник КРД» при поступлении товаров в таре, то ее стоимость должна быть указана в сопроводительных документах.

На «Авант-подшипник КРД» оприходование поступившей от поставщика тары в учете отражается следующим образом:

Дт 01 «Основные средства» – на стоимость тары, относящейся к основным средствам;

Дт 10 «Материалы» субсчет 4 «Тара и тарные материалы» – в отдельных случаях на стоимость поступившей тары;

Дт 41-3 «Тара под товаром и порожняя»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму задолженности поставщику за тару.

На «Авант-подшипник КРД» тара, не указанная в документах поставщика и не подлежащая оплате, приходуется по цене возможной реализации на основании акта. Проводка имеет следующий вид:

Дт 41-3 «Тара под товаром и порожняя»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

На «Авант-подшипник КРД» с поставщиком ООО «Датакс» 10 ноября 2005 . заключен договор на условиях предоплаты, согласно которому на счет поставщика перечислено 118 тыс. руб. При этом стоимость товара составляет 100 тыс. руб., НДС – (18%) – 18 тыс. руб.,

В учете составляется следующая бухгалтерская проводка:

Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

субсчет «По авансам выданным»         118

Кт 51 «Расчетные счета»     118

При приеме товара на складе покупателя обнаружилось несоответствие количества товара, указанного в документах поставщика и фактически принятого на склад. Общая недостача составила 5% от общего количества товара, что составило 5, 9 тыс. руб. (в том числе
0,9 тыс. руб. от суммы НДС, указанной в документах поставщика).

На данный товар норматив естественной убыли составляет 6%, поэтому был составлен акт «О потерях в пределах естественной убыли», один экземпляр которого был передан представителю фирмы поставщика, а другой – в бухгалтерию получателя, где на основании этого акта и накладной была сделана проводка:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 5,9

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»     5,9

После чего недостачи в пределах нормы естественной убыли списываются на издержки обращения проводкой:

Дт 44 «Расхода на продажу»     5,9

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 5,9

По оприходованным товарам составлена следующая бухгалтерская запись:

Дт 41 «Товары»     95

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»     17,1

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»     112,1

При этом учтены недостачи в результате естественной убыли 5% от
(стоимости товара и 5% от соответствующей суммы НДС), сумма предоплаты в размере 118 тыс. руб. засчитывается при расчетах с поставщиками и отражается внутренней записью по счету 60.

После этого при расчетах с бюджетом засчитывается сумма уплаченного поставщикам НДС по оплаченным и поступившим товарам в размере 17,1 тыс. руб. (без учета налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям в результате естественной убыли):

Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам»     17,1

Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям»     17,1

На забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» учитываются принятые товары, на которые переход прав собственности по условиям договора поставки предусмотрен только после его оплаты покупателем.

Товары учитываются на этом счете в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах или в счетах платежных требованиях до тех пор, пока не будет произведем оплата.

 

Таблица 3 – Бухгалтерские проводки по учету товаров, принятых на ответственное хранение

 

Первичный документ


 

Содержание операции


 

Корреспондирующие счета

Д

К

Товарная накладная

Приняты к учету товары, право собственности, на которые к организации

не перешло

002

 

Выписка банка

Оплачены товары

60

51

Бухгалтерская справка-расчет

Списаны с забалансового счета товары

 

002

Товарная накладная

Оприходован товар (отражено право собственности на товары)

41

60

Счет-фактура

Отражен НДС по оприходованному товару

19/3

60

Выписка банка по расчетному счету, счет-фактура

Принята к вычету сумма НДС по оплаченному товару

68

19/3

 

 

На «Авант-подшипник КРД» в ноябре месяце 2004 г. приобретает товар по договору купли-продажи на сумму 12 000 $ США (включая НДС 2000 $ США). Договором установлено, что расчеты за товар осуществляются в рублях по курсу, установленному ЦБ РФ на день оплаты. Право собственности на товар переходит к организации по мере его оплаты. Курс доллара, установленный ЦБ РФ на дату получения товара, составляет 29 руб. за $ США, на дату оплаты – 30 руб. за $ США.

В соответствии со статьей 491 Гражданского кодекса РФ договором куплли-продажи продажи может быть предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств. При этом покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из назначения и свойству товара.

При получении от поставщика товара, право собственности на который к подателю не перешло, он считается принятым на ответственное хранение и согласно Плану счетов бухгалтерского учета подлежит отражению на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах. В рассматриваемом случае в оценке по курсу доллара США, установленному ЦБ РФ на дату получения товара

Товары в соответствии с пунктом 2 ПБУ5/01 «Учет материально-производственных запасов» являются частью материально-производственных запасов «Авант-подшипник КРД», приобретенной или полученной от других юридических и физических лиц и назначенной для продажи.

На основании пунктов 5, 6 ПБУ 5/01 материально производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При этом фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат организации приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Пунктом 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» определено, что расходы по приобретению товаров признаются расходами по обычным видам деятельности.

Расходы по приобретению товаров принимаются к бухгалтерскому учету в исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99), исходя из и условий, установленных договором между организацией и поставщиком. Данные расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии условий, предусмотренных в пункте 16 ПБУ 10/99.

Расходы по приобретению товара определяются с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

<

В рассматриваемом случае суммовая разница при оплате товара не возникает, лак как в договоре купли-продажи оговорено, что право собственности на товар переходит к оптовой организации от поставщика только в момент его оплаты. Принятие товара к бухгалтерскому учету после его оплаты и перехода права собственности на товар к организации согласно Плану счетов производится по счету 41 «Товары».

Оприходование прибывших на склад товаров отражается по дебету счета 41 «Товары» по стоимости их приобретения без налога на добавленную стоимость в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Статьей 171 Налогового кодекса РФ установлено, что из общей суммы налога, считающейся к уплате в бюджет, подлежат вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику.

Сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам отпускается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками подрядчиками». Списание накопленных на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» сумм НДС отражается по кредиту счета «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

 

Таблица 4 – Бухгалтерские проводки по учету поступления товаров,

Первичный документ


 

Содержание операции


 

Сумма, тыс. руб.

Корреспондирующие счета

Д

К

Товарная накладная

Приняты к учету товары, право собственности, на которые к организации не перешло (12000×29 = 348000)

12000*29)

002

 

Выписка банка

Оплачены товары

 

12000 *30 = 36000

60

51

Бухгалтерская справка-расчет

Списаны с забалансового счета товары

348000

 

002

Товарная накладная

Оприходован товар (отражено право собственности на товары)

360000

41

60

Счет-фактура

Отражен НДС по оприходованному товару

2 000 х 30 = 60 000

19/3

60

Выписка банка по расчетному счету,

счет- фактура

Принята к вычету сумма НДС по оплаченному товару

60 000

68

19/3


 

 

Перейдем к анализу аналитического учета поступления товаров.

 

2.3. Аналитический учет поступления товаров

 

Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле ведется на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются на оптовый склад товары, являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.

В бухгалтерии по каждому документу, включенному в товарный отчет, составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые затем фиксируют в учетных регистрах по счету 41 «Товары».

Учет поступивших товаров ведется в карточках (или книгах) складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитического учета. Синтетический же учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.

На «Авант-подшипник КРД» поступление товаров и тары отражают в ведомости по дебету счета 41. Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем товарном отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с показателями в товарном отчете.

По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.

На «Авант-подшипник КРД» сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с данными учетного регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по графе дебетования счета 41). Итоги дебетовой ведомости переносят в журналы-ордера по кредиту соответствующих счетов.

На «Авант-подшипник КРД» контроль за своевременностью и полнотой оприходования товаров и их сохранностью осуществляется также сопоставлением данных по поступившим товарам от поставщиков в учетном регистре по счету 41 с данными журнала-ордера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

На «Авант-подшипник КРД» учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в регистре, где совмещены операции по кредиту счета 60 (журнал-ордер) и по его дебету (ведомость). Данные в этот учетный регистр вносятся по строкам, так называемым линейно-позиционным способом, то есть записи по каждому платежному документу поставщика как в журнале-ордере, так и в ведомости производят по одной и той же строке. Такой способ позволяет вести контроль за поступлением товаров, а также обеспечить синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками. Для этого в журнал-ордер и ведомость введены графы для отражения сальдо на начало месяца, оборотов, а также остатка на конец месяца по счету 60, Если сальдо кредитовое, то товар получен, но оплата не произведена (имеется задолженность поставщикам); дебетовое сальдо означает наличие оплаты за непоступивший товар (товар находится в пути) или полученного аванса (предоплаты).

На «Авант-подшипник КРД» учет поступления товаров на склад торговой организации организован партионному способу. Под партией понимается количество товаров, поступивших одновременно по одному транспортному документу.

Аналитический учет поступления товаров в бухгалтерии может вестись сальдовым способами. Бухгалтерия обеспечивает тождество аналитического учета оборотам и остаткам синтетического .учета на первое число каждого месяца (сумма прихода по аналитическим счетам в денежном выражении должна равняться дебетовому обороту синтетического счета 41 «Товары»).

На «Авант-подшипник КРД материально ответственные лица заносят в базу данных записи или ведут карточки количественно-сортового учета. Бухгалтерия же аналитический учет товаров ведет только в суммовом выражении по материально ответственным лицам иди по товарным группам. Не реже одного раза в неделю бухгалтер на складе проводит сплошную проверку записей в карточках складского учета (товарных книгах). При этом сопоставляются записи, сделанные материально ответственными лицами в карточках, с данными приходно-расходных документов, представленных в бухгалтерию в качестве приложения к реестру или товарному отчету. Правильность определения остатка товара на день проверки бухгалтер подтверждает проставлением даты проверки и своей подписью в карточках.

На первое число месяца и на день инвентаризации на основании проверенных карточек, складского учета составляют сальдовые ведомости по складам и материально ответственным лицам с подсчетом в них промежуточных итогов по товарным группам (для удобства сверки с суммовыми карточками бухгалтерии).

В сальдовой книге записывают остатки по каждому товару в количественном выражении по наименованиям на основе регистров складского учета с указанием цены. Затем определяют общую стоимость товаров. Общий итог по сальдовой ведомости сверяют с товарным отчетом склада и с сальдо счета 41»Товары».

 

 

2.4. Предложения по совершенствованию учета товарных операций на предприятии

 

В странах с развитой рыночной экономикой товары, как правило, учитываются по покупным ценам. Преимуществами этих учетных цен является, во-первых, меньшее число записей в учете (не нужно отражать на счетах суммы торговой надбавки на товары) и, во-вторых, что самое главное, максимальное упрощение процедуры переоценки товаров (достаточно на ценнике зачеркнуть старую цену и
написать новую без оформления этой операции актом переоценки). В условиях постоянно меняющихся цен это особенно важно.

Разумеется, такая процедура возможна только в том случае, если товары продаются по цене выше стоимости приобретения. Установление продажной цены товаров ниже этой стоимости (что бывает крайне редко) требует документального оформления.

Однако в розничной торговле нашей страны наблюдается обратная картина. В большинстве магазинов товары учитываются по продажным ценам. Это объясняется тем, что в большинстве случаев при продаже товаров покупателям не выписывается никаких документов, а на сумму покупки на контрольно-кассовой машине кассиром печатается чек, сумма которого показывает стоимость реализованных товаров по продажным ценам. В этих условиях при учете товаров по покупным ценам отсутствует в явном виде информация о стоимости реализованных товаров по учетным (покупным) ценам за день.

Учет товаров по продажным ценам позволяет определять сумму реализованных товаров по учетным ценам, поскольку последняя есть не что иное, как сумма выручки, поступившей в кассу, которая фиксируется счетчиками контрольно-кассовых машин при печатании кассиром чека. В этих условиях при необходимости всегда легко определить учетный остаток товаров на любой момент времени, что немаловажно для организации контроля за сохранностью товаров.

В розничной торговле стран с развитой рыночной экономикой товары учитываются, как на складах, по покупным ценам. При этом проблем с определением стоимости реализованных товаров по учетным ценам в большинстве случаев нет. Дело в том, что производители товаров наносят на упаковку, товарные ярлыки или на сам товар штриховой код в виде вертикальных черточек различной толщины, ниже которых указываются цифры. Таких цифр бывает обычно 13. Первыми двумя обозначается страна-изготовитель или продавец продукта, следующими пятью — предприятие-изготовитель, еще пять отводятся под характеристику товара (наименование, особенности потребительских свойств, масса, состав и цвет), последняя цифра считается контрольной.

При поступлении товаров в магазин информация об их наименовании, отличительных признаках, количестве и покупной цене посредством сканирующего устройства переносится в память компьютера. В дальнейшем таким же образом при реализации товаров компьютер фиксирует, какие конкретно товары и в каком количестве были проданы, и на основании этого определяет покупную стоимость реализованных товаров. Информация о выбытии товаров не поддающихся документальному оформлению или фиксации средствами вычислительной техники (например, хищение товаров покупателями), может быть получена толь ко на основании данных проведенной инвентаризации.

В нашей стране повсеместный учет товаров с использованием штрихового кодирования — дело будущего. В настоящее время западная методика учета движения товаров применяется главным образом в организациях с высоким уровнем технической оснащенности. Использование продажных цен в качестве учетных в организации является вынужденной необходимостью.

Так как розничные цены, по которым ведется учет товаров на предприятии ООО «АВАНТ-подшипник КРД» представляют собой сумму цены поставщика и торговой наценки, в первичной бухгалтерской документации должен быть документ, увязывающий эти две цены между собой и являющийся документальным подтверждением расчета. Этот документ должен быть составлен в виде реестра розничных цен и содержать следующую информацию:

— наименование товара;

— цену поставщика на данный товар;

— торговую наценку (в процентах к цене поставщика и в денежном выражении);

— розничную цену.

Оформленный на каждую поставку реестр розничных цен служит документальным обоснованием операции начисления торговой наценки при оприходовании товара:

Дебет счета 41 «Товары»

Кредит счета 42 «Торговая наценка» начислена торговая наценка на оприходованный товар.

Для совершенствования ведения бухгалтерского учета на предприятии ООО «АВАНТ-подшипник КРД» рекомендуем включить в приказ об учетной политике пункт «Система и План счетов бухгалтерского учета»: при осуществлении бухгалтерского учета применять типовой План счетов, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

Следует отметить, что поступление товаров и тары также в бухгалтерском учете можно отражать через счет 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценностей», при этом отклонение учетной стоимости от фактической фиксируется по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».    

В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относится покупная стоимость товаров, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. л. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке товаров на предприятие.

В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 41 относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных товаров. Сумма разницы в стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16. Накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов учета издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений). Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.

Также рекомендуем указать в приказе об учетной политике организации, что бухгалтерский учет осуществляется с применением компьютеризированной формы с использованием для отражения хозяйственных операций оборотно-сальдовых ведомостей, карточек аналитического учета и других учетных регистров, предусмотренных в программе «1С: Бухгалтерия».

В приказе об учетной политике организации нужно также определить график документооборота первичных учетных документов, который должен устанавливать в организации рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определят минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых всеми исполнителями, с указанием их взаимосвязей и сроков выполнения работ.

В приказ об учетной политике организации рекомендуем также ввести пункт «Номенклатура учета материально-производственных запасов»: в соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 25 июня 1998 г. №25н, утвердить номенклатуру материально-производственных запасов по видам в разрезе отдельных наименований предметов.

В целях контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей рекомендуем установить обязательное ежеквартальное проведение инвентаризации денежных средств, ежегодное — других видов имущества и финансовых обязательств, а также вести учет материально ответственными лицами первичных документов по приходу товаров в «Журнале поступления товаров» и регистрацию расходных накладных в «Журнале регистрации накладных».

В пункте приказа об учетной политике, посвященном основным средствам, рекомендуем указать, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, переоценка объектов основных средств проводится по отдельным письменным распоряжениям Генерального директора.

Информацию о нематериальных активах в приказе об учетной политике организации рекомендуем дополнить сведениями о том, что первоначальная стоимость нематериальных активов определяется фактическими затратами на приобретение, изготовление и затратами по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Учет издержек по доведению товаров от производителей до потребителей вести с подразделением затрат на прямые (собираемые по дебету счета 44 «Расходы на продажу») и общехозяйственные (отражаемые по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы»)

    В конце отчетного периода затраты общехозяйственного назначения распределять между видами реализации пропорционально размеру выручки (нетто) от реализации, определяемой «по отгрузке», полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки, и списывать непосредственно в дебет счета 90 «Продажи».

В приказ об учетной политике рекомендуем также включить пункт «Оценка незавершенного производства»: в соответствии с пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. № 34н, незавершенное производство в массовом и серийном производствах отражается в учете по фактической производственной себестоимости.

    Рекомендуем также включить в приказ об учетной политике пункт «Фонды, возмещение убытков и распределение прибыли»: создание фондов, возмещение убытков и распределение прибыли производится в соответствии со статьями Устава ООО «АВАНТ-подшипник КРД».

 

3. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

 

Торговая деятельность оптового предприятия ООО «АВАНТ-подшипник КРД» характеризуется прежде всего степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. В то же время, исследуемое предприятие также занимается и розничной реализаций товаров.

Исследуемое предприятие имеет следующие данные по объему и составу валового товарооборота.

План по валовому товарообороту оптовым предприятие выполнены в целом и по его составу. Обеспечены высокие темы роста товарооборота в динамике; товарооборота в динамике. Рост оптового товарооборота в динамике произошел в основном за счет повышения продажных цен на товары. Индекс продажных цен по оптовому товарообороту равен 1,25 раза. Пересчитаем фактический его объем за 2005 год в сопоставимые продажные цены: 23 859 : 1,25 = 190 87 тыс. р. Таким образом, повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на 4772 тыс. р. (23859 – 19 087), что составляет 25,6 % к фактическому его объему за прошлый 2004 год. Индекс розничных цен на товары равен 1,23 раза. Розничный товарооборот за отчетный год в сопоставимых ценах составил 37 732 тыс. р. (46 410 : 1,23). Следовательно, за счет инфляционного фактора объем розничной реализации товаров возрос на 8678 тыс. р. (46 410 — 37 732), или на 23,8 % к фактическому розничному товарообороту за прошлый год (8678 : 36 400 х 100). Более высокими темпами растет отпуск товаров с оптовых складов своей розничной торговой сети.

В валовом товарообороте ООО «АВАНТ-подшипник-КРД» оптовая реализация товаров имеет значительный удельный вес. Проводя анализ валового товарооборота, определяют степень выполнения плана по общему объему оптовой реализации товаров, изучают ее динамику, состав, ассортимент и структуру, выполнение договоров поставки товаров отдельным покупателям.

Проведем анализ состава оптового товарооборота (таблица 5).

Таблица 5 – Анализ выполнения плана по валовому товарообороту ООО «АВАНТ-подшипник КРД», тыс.р.

 

Состав валового товарооборота

Фактически за 2004 г.

2005 г.

% выполнения плана

Отклонение

В % к 2004 г. 

сумма

Удельный вес, %

план

Фактически

от плана

от 2004 г.

сумма

Удельный вес, %

сумма

    

Удельный вес, %

в сумме

По удельному, %

в сумме

По удельному, %

1. Оптовый товарооборот с участием в расчетах:

                       

а) в действующих ценах

18640

33,9

23662

34,2

23859

34,0

100,8

+197

-0,2

+5219

+0,1

128

б) в сопоставимых ценах

18640

33,9

х

х

19087

33,6

     

+447

-0,3

102,4

2. Розничный товарооборот

                       

а) в действующих ценах

36400

66,1

45500

65,8

4610

66,0

102,0

+910

+0,2

+10100

-0,1

127,5

б) в сопоставимых ценах

36400

66,1

х

х

37732

66,4

+1332

+0,3

103,7

3. Валовой (общий) товарооборот:

                       

а) в действующих ценах

55040

100

69162

100

70269

100

101,6

+1107

+15229

127

б) в сопоставимых ценах

55040

100

х

х

56818

100

+1779

103,2

4. Внутренний отпуск товаров (своей розничной торговой сети)

                       

а) в действующих ценах

10057

18,3

12778

18,5

12999

18,5

101,7

+221

+2942

+0,2

129,3

б) в сопоставимых ценах

10057

18,3

х

х

10400

18,3

+343

103,4

 

 

 

 

 

Таблица 6 – Анализ состава оптового товарооборота ООО «АВАНТ-подшипник КРД», тыс. р.

 

Вид оптовой реализации товаров

Фактические за 2004 г.

2005 г

% выполнения плана

В % к 2004 году

сумма

    

Удельный вес, %

план

фактически

сумма

    

Удельный вес, %

сумма

    

Удельный вес, %

1. Складская:

               

а) в действующих ценах

15658

84,0

19924

84,2

20137

84,4

101,1

128,6

в) в сопоставимых ценах

15658

84,0

х

х

16109

84,4

102,9

2. Транзитная с участием в расчетах:

               

а) в действующих ценах

2982

16,0

3738

15,8

3722

15,6

99,6

124,8

в) в сопоставимых ценах

2982

16,0

х

х

2978

15,6

99,9

3. Итого оптовая реализация товаров с участием в расчетах:

               

а) в действующих ценах

18640

100

23662

100

23859

100

100,8

128,0

в) в сопоставимых ценах

18640

100

х

х

19087

102,4

4. Транзитная без участия в расчетах:

               

а) в действующих ценах

               

в) в сопоставимых ценах

               

5. Итого транзитная реализация товаров:

               

а) в действующих ценах

2982

16,0

3738

15,8

3722

15,6

99,6

124,8

в) в сопоставимых ценах

2982

16,0

х

х

2978

15,6

99,9

6. Всего оптовый товарооборот:

               

а) в действующих ценах

18640

100

23662

100

23859

100

100,8

128,0

в) в сопоставимых ценах

18640

100

х

х

19087

100

102,4

 

 

 

Как видим из таблицы 6, исследуемое предприятие обеспечило высокие темпы роста складской реализации товаров при снижении темпов транзитной продажи товаров, так как при их реализации со складов значительно выше уровень доходности и рентабельности. В результате доля складской реализации товаров возросла как по сравнению с планом, так и в динамике.

Анализ оптового товарооборота должен проводиться в динамике проведем за последний трехлетний период (таблица 7).

Как видим, из таблицы 7, складская и транзитная реализация товаров в действующих оценке из года в год растет высокими темпами. В сопоставимых ценах транзитная реализация товаров с участием в расчетах по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 3 тыс. р. В предыдущем году ООО «АВАНТ-подшипник-КРД» осуществляла транзитную реализацию товаров без участия в расчетах (на 1470 тыс.р.). В последующие годы в связи с экономической нецелесообразностью реализация товаров транзитом без участия оптового предприятия в расчетах не производилась.

Далее перейдем к анализу и оценке ассортимента и структуры оптового товарооборота (таблица 8).

По всем товарным группам обеспечены высокие темпы роста реализации товаров как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным товарным группам привела к изменению его структуры.

В частности, снизилась доля в товарообороте промышленных подшипников, автомобильных подшипников и автозапчастей при увеличении удельного веса по другим товарным группам.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 – Анализ динамики состава оптового товарооборота ООО «АВАНТ-подшипник КРД», тыс.р.

 

Вид оптовой реализации товаров

Фактически

Отклонение отчетного 2005 г.

2005 г., %

2004 г. к 2003 г., %

2003 г.

2004 г

2005 г.

от 2003 г.

от 2004 г.

к 2003 г.

к 2004 г.

1. Складская:

               

а) в действующих ценах

11771

15658

20137

+8366

+4479

171,1

128,6

133,0

в) в сопоставимых ценах

11771

11862

12204

+433

+342

103,7

102,9

100,8

2. Транзитная с участием в расчетах:

               

а) в действующих ценах

2067

2982

3722

+1655

+740

180,1

124,8

144,3

в) в сопоставимых ценах

2067

2259

2256

+189

-3

109,1

99,9

109,3

3. Итого оптовая реализация товаров с участием в расчетах:

               

а) в действующих ценах

13838

18640

23859

+10021

+5219

172,4

128,0

134,7

в) в сопоставимых ценах

13838

14121

14460

+622

+339

104,5

102,4

102,0

4. Транзитная без участия в расчетах:

               

а) в действующих ценах

1470

-1470

в) в сопоставимых ценах

1470

-1470

5. Итого транзитная реализация товаров:

               

а) в действующих ценах

3537

2982

3722

+185

+740

105,2

124,8

84,3

в) в сопоставимых ценах

3537

2259

2256

-1281

-3

63,8

99,9

63,9

6. Всего оптовый товарооборот:

               

а) в действующих ценах

15308

18640

23859

+8551

+5219

155,9

128

121,8

в) в сопоставимых ценах

15308

14121

14460

-848

+339

94,5

102,4

92,2

 

 

 

 

 

 

Таблица 8 – Анализ структуры оптовой реализации товаров в ассортиментном разделе ООО «АВАНТ-подшипник КРД»

 

Товарная группа

Фактически за прошлый

2004 г.

Фактически за отчетный 2005 г.

Изменения в динамике оптовой реализации товаров, тыс. р.

Изменения в динамике структуры оптового товарооборота (гр. 5 – гр. 3), %

Оптовая реализация товаров 2005 г. к % к 2004 г.

Сумма, тыс.р.

Удельный вес, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах, тыс.р.

В действующих ценах (гр. 4 : гр. 2 х 100)

В сопоставимых ценах (гр. 6 : гр. 2 х 100)

В действующих ценах (гр. 4 : гр. 2 х 100)

В сопоставимых ценах (гр. 6 : гр. 2 х 100)

Сумма, тыс.р.

Удельный вес, %

Промышленные подшипники

10421

55,9

13266

55,6

10613

+2845

+192

-0,3

127,3

101,8

Автомобильные подшипники

4947

26,5

6275

26,3

5020

+1328

+73

-0,2

126,8

101,5

Автозапчасти

1826

9,8

2313

9,7

1849

+486

+23

-0,1

126,6

101,3

Тракторные запачасти

764

4,1

1002

4,2

802

+238

+38

+0,1

131,2

105,0

Тракторные подшипники

186

1,0

240

1,0

192

+54

+6

129,0

103,2

Прочие товары

496

2,7

763

3,2

611

+268

+115

+0,5

154,0

123,2

Всего 

18640

100

23859

100

19087

+5219 

+447 

 

128,0 

1012,4 

 

На основе проведенного в работе анализа разработаем и предложим мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами и товарооборачиваемости в оптовой торговле.

Одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких темпов роста оптового товарооборота — правильная организация оперативного анализа его развития. На оптовых предприятиях ведется оперативный контроль как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Каждому складу устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко и по отдельным дням. На основании данных товарно-транспортных накладных и других документов в специальных таблицах определяют фактические объемы отгрузки товаров за день (пятидневку, неделю или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно установить отклонения от плана по поставке товаров за день (пятидневку, декаду) и с начала месяца отдельным получателям (в ассортиментном разрезе и по общему объему поставки) и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. Кроме того, на каждом складе осуществляют оперативный контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развернутом ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово-коммерческой работе с покупателями.

На основании данных выписок из счетов в банке и приложенных к ним документов оптовое предприятие должно оперативно контролировать ход поступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платежеспособности, финансовой устойчивости оптового предприятия и. разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности

Применение ЭВМ и современных информационных технологий позволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и других современных технических средств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчетных документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как своевременно оплачиваются реализованные товары, а главное принять меры по оптимизации поставки товаров и развития оптового товарооборота.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г., №129-ФЗ. – М., 1996.
  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г., № 34н.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г., № 60н.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г., № 43н.
  6. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н.
  7. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
  8. Бабченко Т.Н., П.Л. Жбанова, «Организация системы документооборота на предприятиях торговли» // Главбух». 2003. № 16.
  9. Белоусова С.В. Новый план счетов: отражение в учете операций по реализации товаров (работ, услуг) // Главбух-ИНФО, 2003. № 4.
  10. Бухгалтерский учет: учебник для вузов/Под ред. проф.Ю.А.Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  11. Козлова Е.П. Парашутин Т.Н., Бабченко Н.В. Бухгалтерский учет, М., 2004.
  12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.- М.: ИНФРА-М, 2004.
  13. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит.–М.: Изд-во ПРИОР, 2003.
  14. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2004.
  15. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьяков С.И. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. –М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  16. Международные стандарты финансовой отчетности. –М.: Финансы и статистика, 2000.
  17. Палий В.Ф. «Новое в бухгалтерском учете финансовых результатов» // Бухгалтерский учет. 2003. № 4.
  18. Патров В.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет товарных операций. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2005.
  19. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.Л., Сотникова Л.В. Аудит. Учебник для ВУЗов. М., 2005.
  20. Потемкина Т.И. Организация документооборота в бухгалтерии // Бухгалтерский учет, 2001, № 24.
  21. Проскуряков А.М. Бухгалтерский учет на малых предприятиях.- Вологда: Анлен; Москва: Зенит. 2004.
  22. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для Вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2004.
  24. Сналкина Ж.Ю., В.Н. Пода, Типичные ошибки при ведении учета в организациях торговли // Главбух. 2003. № 7.
  25. Сушонкова Е.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле: учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –192 с.
  26. Шеремет А.Д, Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. –М.: ИФРА-М, 2001.
  27. Шпейдман Л.З. Переход к Международным стандартам финансовой отчетности. Экономика и жизнь, 2002, № 1, С. 28 – 32; 34 –37.
  28. Финансовый учет / Под ред. В.Г. Гетьмана. М., 2002.
  29. Федотов А.В. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  30. Экономический анализ: ситуации тесты примеры, задачи: учебное пособие / Под. Ред. М.И. Баканова,А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика,2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.24MB/0.00061 sec

WordPress: 25.75MB | MySQL:117 | 4,224sec