Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования

<

120913 1838 1 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использованияУскорение социально-экономического развития страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Политика ресурсосбережения – реальный источник удовлетворения растущих потребностей общества. Для того, чтобы воплотить это в жизнь необходимо знать все тонкости учета наличия и движения ресурсов, в первую очередь материально — производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия.

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные ценности, находящиеся у предприятия отраслей обращения.

Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т.д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом, бухгалтерский учет и аудит с материальными запасами являются жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.

Общепринятым является отнесение продуктов труда к товарным запасам предприятия от момента их поступления на склад предприятия до момента погрузки на транспортные средства для отправки или непосредственной передачи потребителям.

Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось на складах достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных запасов, то есть товарно-материальных ценностей.

Наряду с актуальностью темы бухгалтерского учета материально-производственных запасов следует отметить недостающую освещенность вопросов данной темы в литературе. В основном в публикуемых изданиях рассматриваются нормативные документы без приведения практических примеров, кроме того, не проанализированы новые документы. Большинство журнальных статей являются субъективным мнением авторов, что не дает гарантии правильности тех или иных методов применения положений бухгалтерского учета на практике.

Объекта исследования курсовой работы рассматривается ООО «Спецсталькомплект» как оптовое торговое предприятие.

Целью курсовой работы является всестороннее изучение данного предприятия, выявление недостатков в учете, использование материально -производственных запасов, методов проведения аудиторской проверки, предложение рекомендаций по совершенствованию порядка учета материально — производственных запасов и анализ эффективности использования оборотных средств.

Следовательно, задачами курсовой работы являются:

– дать организационно-экономическую характеристику предприятия;

– изучить действующую практику учёта материалов на исследуемом
предприятии, т.е. проанализировать: а)документальное оформление поступления, выбытия, расходования материалов; б) учёт материалов на складе;

–провести оценку эффективности использования материально-производственных запасов на исследуемом предприятии;

3) разработать предложения и определить направления совершенствования организации бухгалтерского учета и повышения эффективности использования материально-производственных запасов.

Информационной базой исследования является бухгалтерская отчётность ООО «Спецсталькомплект», рабочий план счетов, документы.

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АНПРИЯ»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Анприс», в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании действующего законодательства. Общество зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара.

Местонахождение общества: 350072 г. Краснодар, ул. Московская, 8.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Основной вид деятельности: общественное питание и розничная торговля.

Основные потребители – учащиеся школы № 71.

Поставщики ООО «Анприс»:

ЗАО агрофирма «Сад Гигант» – яблоки;

ОАО «Краснодарзернопродукт» – мука;

ОАО «Мясокомбинат Краснодарский» – колбасные изделия;

ООО «Гиппарион» – йогурты;

ООО «Домино» – соки;

ООО «Кампан» – сахар, крупы;

ООО «Партнер» – дрожжи, маргарин;

ООО «Фламинго» – цыплята, яйцо;

ООО «Альф-плюс» – сыр, томат;

ООО «Эгида» – овощи, соки;

ООО «ТД «Царицыно» – колбасные изделия;

ЧП Чернявское Л.К. – молочные продукты;

ЧП Бессонов М.С. – картофельные хлопья;

ЧП Ганзлик И.В. – масло, сыр;

ЧП Елькин Ю.А. – рыба.

ООО «Анприс» является юридическим лицом. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и Уставом предприятия. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией. Членами ревизионной комиссии может быть как участник Общества, так и любое лицо, предложенное участником.

В компетенцию ревизионной комиссии входит:

— проверка финансово-хозяйственной деятельности Общества, бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение документов с данными первичного бухгалтерского учета;

— подтверждение достоверности данных, включаемых в годовые отчеты Общества, годовую бухгалтерскую отчетность, отчетов о прибылях и убытках, распределения прибыли, отчетной документации для налоговых, статистических и государственных органов управления.

 

120913 1838 2 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования

ООО «Анприс» обязано хранить следующие документы:

— учредительные документы, внесенные в учредительные документы изменения и дополнения;

— документы, подтверждающие права Общества на имущество находящееся на балансе;

— внутренние документы общества;

— документы бухгалтерского учета;

— документы бухгалтерской отчетности;

— протоколы собраний учредителей общества;

— иные документы, предусмотренные внутренними документами общества.

ООО «Анприс» может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания участников. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Основные экономические показатели предприятия ООО «Анприс» и их анализ представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Экономические показатели хозяйственной деятельности ООО ««Анприс»»

Показатель 

2005 г.

2006 г.

Изменения (+,-) 

Темп изменения, %

Товарооборот, тыс. руб.

5162,4

6177,9

1015,5

119,7

Валовой доход, тыс. руб. 

1522,2

1761,2

239

115,7

Уровень валового дохода, %

29,5

28,5

-1,0

Издержки обращения, тыс. руб. 

1437,4

1666,7

229,3

116,0

Уровень издержек обращения, %

27,8

27,0

-0,8

Прибыль от реализации, тыс. руб.

84,8

94,5

9,7

111,4

Внереализационные доходы, тыс. руб.

47,8

47,8

Внереализационные расходы, тыс. руб.

21,4

56,3

34,9

263,1

Балансовая прибыль, тыс. руб.

63,4

86,0

22,6

135,7

Рентабельность, % 

1,2

1,4

0,2

Чистая прибыль, тыс. руб. 

55,5

66,7

11,2

120,2

Среднесписочная численность работников, чел.

15,0

16,0

1

106,7

Фонд оплаты труда, тыс. руб. 

540

614,4

74,4

113,8

Среднемесячная заработная плата, руб.

3

3,2

0,2

106,7

Размер торговой площади, кв. м.

47

47

Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, тыс. руб.

109,8

131,5

21,7

119,8

 

Таким образом, товарооборот на предприятии увеличился с 5162,4 до 6177,9 тыс. руб., что произошло за счет увеличение объема реализации и роста цен на предлагаемую продукцию и реализуемый товар. Абсолютный рост составил 1015,5 тыс. руб. или 119,7%.

Валовой доход увеличился на 239 тыс. руб. или 115,7 %, составив 1761,2 тыс. руб. в 2006 г. Уровень валового дохода снизился на 1% за исследуемый период, составив 28,5% на конец периода. Это произошло за счет того, что темп роста себестоимости проданных товаров – 121,3% (4416,7/3640,2*100%) превышает темп роста товарооборота, равного 119,7%.

Издержки обращения выросли на 229,3 тыс. руб., что связано с общим ростом товарооборота в целом. Темп роста издержек обращения составил 116%. Уровень издержек обращения составил 27,8% в 2005 г. и 27% в 2006 г. Прибыль от реализации увеличилась на 9,7 тыс. руб. (111,4%).

В прошлом 2005 г. предприятие не имело внереализационных доходов, величина которых составила 47,8 тыс. руб. в 2005 г. За счет получения в отчетном году внереализационных доходов балансовая прибыль предприятия в 2006 г. увеличилась на 22,6 тыс. руб. (135,7%). Соответственно, рентабельность предприятия увеличилась на 0,2%, составив 1,4% в 2006 г. Чистая прибыль выросла на 11,2 тыс. руб. (120,2%).

Среднесписочная численность работников увеличилась на 1 человека, что обусловлено ростом товарооборота и необходимостью привлечения новых работников для повышения эффективности работы предприятия и роста качества обслуживания клиентов. Фонд оплаты труда вырос на 74,4 тыс. руб., что произошло как за счет увеличения среднесписочной численности работников предприятия на 1 человека, так и за счет роста среднемесячной зарплаты на 200 руб.

Размер торговой площади у предприятия не изменился за исследуемый период и составил 47 м2. В то же время товарооборот на кв.м. торговой площади вырос на 31,5 тыс. руб. и говорит о росте эффективности использования имеющихся у предприятия торговых площадей.

Хозяйственную деятельность предприятия следует охарактеризовать как эффективную, прибыльную и рентабельную.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется бухгалтерией под
руководством главного бухгалтера с правом подписи (п.2 ст. 6 Закона
№ 129 ФЗ).

Организация использует рабочий план счетов, разработанный на основе Типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина от 31 декабря 2000 г № 94н.

Для оформления хозяйственных операций используются типовые
формы документов.

Предприятие ведет бухгалтерский учет для целей налогообложения
имущества, обязательств и хозяйственных операций способом Двойной
записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и
финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденным
Приказом Минфина РФ от 30.10.2000 года № 94 н и дополнительных
счетов бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется ручным способом. Основным регистром бухгалтерского учета устанавливается журнал хозяйственных операций (оборотно-сальдовая ведомость с обязательным ведением журналов-ордеров). Налоговый учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ — в рублях и осуществляется на русском языке.

. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичный учетные документы ( утвержденные в установленном поряд- ке), фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Исходящие и внутренние первичные учетные документы (платежные поручения, счета, накладные, приходные и расходные ордера, акты на списание, акты приемки- сдачи услуг, расчетно-платежные ведомости и др.) должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, код формы, дату составления, наименование предприятия, от имени которого составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственных операций ( в натуральном и денежном выражении), наименование должностей, лиц, ответственных за соверше-ние хозяйственной операции и правильности ее оформления, личные подписи и их расшифровки ( включая случаи создания документов с применением вычислительной техники).

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения
операции, а если это не возможно — непосредственно по окончании
операции.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с
денежными средствами, подписываются руководителем и главным
бухгалтером. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные
документы считаются недействительными и к исполнению не
принимаются.

При реализации товаров с применением контрольно-кассовых машин
составление первичного документа допускается один раз в день по его
окончании на основании кассовых чеков.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут
вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписав
шими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех
же лиц, с указанием даты внесения исправления.

Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация
накапливается в регистрах бухгалтерского учета и ежеквартально
переносится в сгруппированном виде в налоговую отчетность.

Первичные документы, регистры налогового учета, бухгалтерская и налоговая отчетность подлежат обязательному хранению в течении пяти лет. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную передачу их в архив, возложить на главного бухгалтера.

Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском, налоговом учете и отчетности оцениваются в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов в валюте, действующей на территории РФ — в рублях.

Операции в иностранной валюте отражаются в бухгалтерском учете в
рублях, путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского,
налогового учета и отчетности инвентаризация имущества и денежных обязательств, проводится один раз в год по состоянию на 31 декабря.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • перед составлением годовой бухгалтерской и налоговой отчетности. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года.
  • При смене материально-ответственных лиц .
  • При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
  • В случаях стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями.
  • При ликвидации предприятия.
  • В случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета:

    излишек приходуется и сумма зачисляется на финансовые результаты;

    недостача и порча имущества в пределах норм естественной убыли относится на расходы на продажу, сверх норм- за счет виновных лиц.

    Бухгалтерская и налоговая отчетность должна составляться за месяц,
    квартал и год нарастающим итогом с начала года, если иное не установлено законодательством РФ, при этом месячная и квартальная бухгалтерская налоговая отчетность является промежуточной.

    Формы бухгалтерской и налоговой отчетности, а также инструкции по
    их заполнению утверждены Минфином РФ и налоговой политикой
    предприятия.

    Бухгалтерская налоговая отчетность должна давать достоверное и
    полное представление об имущественном и финансовом положении
    предприятия, финансовых результатах деятельности. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

    В налоговой отчетности данные по числовым показателям приводятся
    минимум за два года (отчетному предшествовавшему отчетному).

    Налоговая отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом
    считаемся период с 01 января по 31 декабря календарного года
    включительно.

    Бухгалтерская налоговая отчетность подписывается руководителем и
    главным бухгалтером. Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую налоговую отчетность, определяется в соответствии сзаконодательством РФ.

    Изменения в налоговой отчетности , относящиеся как в отчетном году,
    так и к предшествовавшим периодам ( после их утверждения), производится в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором
    были обнаружены искажения ее данных.

    В бухгалтерской налоговой отчетности не допускается зачет между
    статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда зачет предусмотрен правилами , установленными нормативными актами.

    Основные средства отражаются в налоговом учете и отчетности на
    балансом счете 01 «Основные средства».Под основными средствами
    понимается часть имущества со сроком полезного использования,
    превышающем 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для
    производства и реализации товаров или для управления предприятием.

    Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния , в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

    Первоначальная стоимость амортизируемого имущества изменяется, в
    случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации,
    технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

    К реконструкции относится переустройство соответствующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей.

    К основным средствам не относится:

    -приобретенные издания (книги, брошюры, и иные подобные объекты), произведения искусства,

    -имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 тыс. рублей включительно. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов при эксплуатации организовать контроль за их движением.

    -переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, -переведенные по решению руководителя на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев.

    Нематериальными активами признаются приобретенные и (или)
    созданные результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции или для управленческих нужд предприятия в течении длительного времени ( свыше 12 месяцев).

    Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов
    определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и
    доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

    Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизируемые группы:

  1. — от 1 до 2 лет
  2. — от 2 до 3 лет
  3. — от 3 до 5 лет
  4. — от 5 до 7 лет
  5. — от 7 до 10 лет
  6. — от 10 до 15 лет
  7. — от 15 до 20 лет
  8. — от 20 до 25 лет
  9. — от 25 до 30 лет

    10 — свыше 30 лет

    Классификация основных средств, включаемых в амортизируемые группы, определяется Правительством РФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизируемых группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с ТУ и рекомендациями организации изготовителя.

    Имущество принимается на учет по первоначальной (восстановительной) стоимости.

    Основные средства и (или) нематериальные активы, включаются в состав амортизируемого имущества с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию ( переданы в производство).

    Основные средства, приобретенные до 2002 года, включаются в состав амортизационной группы по восстановительной стоимости. Амортизация начисляется линейным способом ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества. Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта, исходя из его срока полезного использования. При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется, как произведение его первоначальной ( восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

    Приобретая объекты основных средств, бывших в употреблении, определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

    В течении отчетного года амортизационные отчисления по объектам
    основных средств начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

    Начисление амортизационных отчислений по объекту основных
    средств начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия
    этого объекта к налоговому учету и производится до полного погашения
    стоимости этого объекта.

    Начисление амортизационных отчислений прекращается с 1 числа
    месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого
    объекта, либо списания этого объекта с налогового учета.

    Убыток от реализации основных средств и нематериальных активов
    будет учитываться при налогообложении ( ст 268 НК РФ).

    Полученные убытки уменьшают налогооблагаемую прибыль постепенно.

    Их списание зависит от сроков нормативной и фактической службы

    имущества.

    Суммы начисленной амортизации отражаются в налоговом учете
    путем накопления соответствующих сумм на счете 02 «Амортизация
    основных средств».

    Наличие и движение материалов, инструментов, инвентаря, хозпринадлежностей, тары и т.п. ценностей учитывают на счете 10-9 «Инвентаря и хозпринадлежности». Инвентарь учитывается по фактической себестоимости их приобретения. По мере отпуска инвентаря в эксплуатацию, он списывается на сч 44 «Расходы на продажу».

    В целях обеспечения сохранности инвентаря при эксплуатации организовать контроль за их движением,

    Согласно ст. 268 НК РФ при выбытии со склада товаров для продажи или дальнейшего производства их стоимость списывать методом ФИФО.

    Учет товаров на складе ведется в отпускных ценах, с добавлением
    наценки. Для школьных столовых при расчете цены необходимо руководствоваться Постановлением Главы Администрации Краснодарского края № 660 от 27.12.95года «Предельные наценки на продукцию предприятий общественного питания, обеспечивающие школы, ПТУ, средние и высшие учебные заведения». Суммы наценки учитываются на счете 42 «Торговые наценки».

    Сумма наценок на реализованные товары определяется по проценту,
    исчисленному, исходя из отношения суммы наценок на остаток товаров на начало месяца и кредитового оборота счета 42 ( без учета сторнированных сумм) и сумм проданных за месяц товаров ( по продажным ценам).

    При отпуске продуктов, товаров из кладовой на производство, буфеты
    и т.п., в которых они должны учитываться с применением единой
    наценки, продукты и товары в накладных оцениваются в двух ценах по
    учетным ценам кладовой и по ценам, по которым учитываются и
    приходуются на производстве, буфетах.

    Уровень наценок в розничной торговле определяется руководителем,
    на основании действующих рыночных цен на аналогичные продукты.

    Бухгалтерский учет на производстве ведется на счете 20 «Основное
    производство» в суммовом, денежном выражении.

    В составе собственного капитала предприятия учитывать уставной и
    добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

    В бухгалтерском балансе отражать величину уставного капитала,
    зарегистрированную в учредительных документах, как совокупность вкладов учредителей.

    Сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества предприятия проводимой в установленном порядке, учитывается как добавочный капитал в бухгалтерском балансе отдельно.

    Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

    Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банком, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны.

    Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться в бухгалтерском балансе в течении 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

    Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа директора предприятия и относятся на финансовые результаты.

    Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения
    информации о расходах, связанных с продажей товаров.

    Расходы собираются на счете 44 и ежемесячно списываются на счет 90
    «Продажи».

    С 01.01.04 на основании Закона Краснодарского края от 05.11.2002г № 531-КЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
    деятельности» и Закона Краснодарского края от 19.11.2003г «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» № 621-КЗ предприятие переходит на уплату единого вмененного налога по виду деятельности — общественное питание.

    С 01.01.2004 года предприятие переведено на упрощенную систему
    налогообложения глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»
    НК РФ по виду деятельности — розничная торговля выпечными изделиями, с объектом налогообложения- доходы (6 %). Доходы считаются по кассовому методу.

    Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход и от иных видов деятельности в общей сумме выручки.

    В конце месяца делается расчет расходов на продажу на остаток
    товаров.

    Выручка от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяется по мере отгрузки продукции (выполнению и оказанию услуг и предъявлению заказчикам расчетных документов), а также по мере поступления денежных средств в кассу предприятия для розничной торговли. Предприятие ведет раздельный учет по общественному питанию, переведенному на уплату единого налога и учет по розничной торговле.

    2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ООО «СПЕЦСТАЛЬКОМПЛЕКТ»

     

    2.1 Задачи учета материально-производственных запасов

     

    Нормативно установлено, что к бухгалтерскому учету в качестве материально — производственных запасов принимаются активы:

    -используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

  • предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
  • используемые для управленческих нужд организации.

Таким образом, в составе материально-производственных запасов (далее — МПЗ) должны учитываться производственные запасы, готовая продукция и товары.

Производственные запасы представляют собой различные вещественные элементы, используемые в качестве исходных предметов труда, потребляемых при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд.

Производственные запасы используются однократно в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) (далее — продукция).

Производственные запасы в зависимости от назначения и способа использования в процессе производства продукции подразделяются на следующие основные группы;

  • сырье и основные материалы;
  • покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
  • вспомогательные материалы;
  • возвратные отходы производства.
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности.

    Для целей аналитического учета производственные запасы также классифицируют по различным группам в зависимости от технических свойств.

    Внутри групп производственные запасы (в том числе материалы) подразделяют по видам, сортам, маркам, типоразмерам и т.д.

    Основными нормативными документы, регулирующими порядок и организацию учета материально-производственных запасов являются:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально — производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н (в редакции последующих изменений).
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 10.12.2002 г. № 126н.
  3. Методические указания по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 г. № 119н (в редакции последующих изменений).
  4. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 26.12.2002 г. № 135н.
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в редакции последующего приказа).
  6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49.
  7. Унифицированные форм первичной учетной документации по учету материалов, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а (в редакции после дующих изменений).
  8. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1999 г. № 88 (в редакции последующих изменений).
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в редакции последующих законов).
  10. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 18.12.1998 г. № 51.

    Каждому виду материалов присваивается номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе их наименований и/или однородных групп (видов).

    Номенклатурный номер является единицей бухгалтерского учета материалов и представляет собой краткое числовое обозначение, присваиваемое каждому наименованию. сорту, размеру, марке материалов. Номенклатурные номера, присваиваемые материалам, записывают в специальный реестр, называемый номенклатурой-ценником.

    Выбор единицы бухгалтерского учета МПЗ осуществляется в зависимости от характера МПЗ, порядка их приобретения и использования.

    Основными задачами учета материально-производственных запасов в организациях являются:

  • формирование фактической себестоимости запасов;
  • правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
  • контроль за сохранностью запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
  • контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
  • своевременное выявление ненужных и излишних запасов с мелью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
  • проведение анализа эффективности использования запасов.

    К бухгалтерскому учету МПЗ предъявляются следующие основные требования:

  • сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
    <
    • учет количества и оценка запасов;
    • оперативность (своевременность) учета запасов;
    • достоверность;
  • соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
  • соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

     

    2.2 Документальное оформление поступления материально-производственных запасов

     

    На ООО «Анприс» все готовые изделия и полуфабрикаты, изготовленные предприятием общественного питания, представляют собой продукцию собственного производства. Ее можно классифицировать следующим образом:

    • блюда — охлажденные, заказные (порционные), банкетные и фирменные;
    • изделия кухни — мучные кулинарные изделия и кондитерские изделия;
    • полуфабрикаты — мясные, овощные и т. д.

    На ООО «Анприс» наряду с изготовлением и реализацией собственной продукции предприятия общественного питания еще реализуются покупателям продукты, которые не прошли технологическую обработку, и товары, т.е. фактически продают покупные товары.

    Чтобы обеспечить нормальную работу предприятия общественного питания, необходимо постоянно иметь запасы сырья и покупных товаров, которые хранятся в специальном помещении, называемом кладовой. При этом очень важным представляется правильное документальное оформление приобретения продуктов (сырья) и товаров, т.е. необходимо обеспечить контроль их поступления и правильную постановку на учет материально ответственными лицами.

    На ООО «Анприс» приемка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом предприятия общественного питания по доверенности с обязательным предъявлением паспорта. Доверенность является необходимым документом, она подтверждает право материально ответственного лица на получение материальных ценностей.

    Порядок оформления доверенностей и получения по ним материальных ценностей устанавливается главой 10 ГК РФ.

    На ООО «Анприс» доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. На ООО «Анприс» срок выдачи — 15 дней.

    На ООО «Анприс» лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого получения ценностей, независимо от того, как получены ТМЦ по доверенности: полностью или частями, представить в бухгалтерию организации или централизованную бухгалтерию документы о выполнении поручений и о сдаче на склад (кладовую) или материально ответственному лицу полученных им ТМЦ.

    На ООО «Анприс» неиспользованные доверенности должны быть возвращены выдавшей их организации на следующий день после истечения срока действия доверенности.

    На ООО «Анприс» о возвращении неиспользованной доверенности делается отметка в корешке книжки доверенностей или в журнале учета выданных доверенностей (в графе «Отметки о выполнении поручений»). Возвращенные неиспользованные доверенности погашаются надписью «Не использована» и хранятся до конца отчетного года у лица, ответственного за их регистрацию. По окончании года такие неиспользованные доверенности уничтожаются с составлением об этом соответствующего акта.

    Доверенности независимо от срока их действия отбираются поставщиком при первом отпуске ТМЦ. В случае отпуска ТМЦ частями на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемо-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием в ней номера доверенности и даты ее выдачи. В этих случаях один экземпляр накладной (или заменяющего ее документа) передается получателю ТМЦ, а другой — подкладывается к оставшейся у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля отпуска ценностей согласно доверенности, а также для предъявления счета потребителю.

    На ООО «Анприс» по окончании отпуска ТМЦ доверенность сдается в бухгалтерию вместе с документами на отпуск последней партии ценностей по сдаваемой доверенности.    

    Доверенность на получение ТМЦ содержит следующие реквизиты:

    • номер и дату выдачи;
    • срок действия;
    • наименования и адреса плательщика и получателя доверенности, а также банковские реквизиты плательщика. Здесь же указываются наименование поставщика (должность, Ф.И.О., паспортные данные материально ответственного лица, на имя которого выдается доверенность);
    • номер и дату документа, служащего основанием для отпуска товаров.

    Форма доверенности, по которой производится получение ТМЦ, утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

    Накладная должна быть выписана в четырех экземплярах: первые два остаются у предприятия-поставщика (на складе и в бухгалтерии), оставшиеся два передаются покупателю (в бухгалтерию и материально ответственному лицу). Накладная должна быть заверена печатями поставщика и получателя и подписями материально ответственных лиц (один отпустил товар, другой — принял).

    На ООО «Анприс» при ненарушенной таре получаемых ценностей приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то делается отметка об этом в сопроводительном документе.

    При соответствии количества и качества ТМЦ данным, указанным в товаросопроводительных документах, на сопроводительные документы (накладную, товарно-транспортную накладную и другие, документы, удостоверяющие количество или качество поступивших ТМЦ) ставится штамп организации. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью организации.

    На ООО «Анприс» в случае несоответствия фактического наличия ТМЦ или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется специальный акт.

    На ООО «Анприс» получая продукты (сырье) и товары от поставщиков, предприятие применяет акт о приемке товаров (форма № ТОРГ-1). Если при приемке выявляется недостача или излишки, то применяются унифицированные формы №ТОРГ-2 и №ТОРГ-3, которые являются юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.

    На ООО «Анприс» акты о приемке сырья и товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием ТМЦ данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности — требованиями к качеству ТМЦ, предусмотренными в договоре или контракте.

    На ООО «Анприс» акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию ТМЦ, поступивших по одному транспортному документу.

    ТМЦ, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».

    На ООО «Анприс» если при приемке ТМЦ одновременно с недостачей выявились излишки по сравнению с количеством товара, указанным в товаросопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются в акте.

    К акту должны быть приложены:

    • документы изготовителя (отправителя, поставщика), подтверждающие количество и комплектность товаров;
    • упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены не надлежащее качество и комплектность товара;
    • пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
    • подлинный транспортный документ;
    • документ, удостоверяющий полномочия представителя, участвовавшего в приемке;
    • акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам их анализа;
    • акт о несоответствии фактического качества и комплектности товаров данным, содержащимся в документе, удостоверяющем их качество и комплектность;
    • другие документы, подтверждающие причины плохого качества
      получаемых ТМЦ.

    Акты приемки ТМЦ по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя — предприятии общественного питания.

    При приемке ТМЦ акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладных и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

    Акт по форме №ТОРГ-2 составляется на отечественные товары в четырех экземплярах.

    Акт по форме №ТОРГ-3 составляется на импортные товары в пяти экземплярах.

    Поступающие материальные ценности (сырье и товары) учитываются материально ответственными лицами в натуральном выражении по номенклатуре, количеству и учетным ценам в товарной книге кладовщика или на карточках количественно-суммового учета.

    На ООО «Анприс» на склад (в предприятиях общественного питания используется термин «кладовая») продукты приходуются по приходным ордерам (форма №М-4), составляемым материально ответственным лицом в день поступления сырья.

    Приходный ордер выписывается на фактически принятое, количество продуктов.    

    На ООО «Анприс» если фактическое количество полученных продуктов не соответствует товаросопроводительным документам, то необходимо составить акт о .приемке материалов (форма №М-7). Этот документ в дальнейшем будет служить основанием для предъявления претензии поставщику или отправителю груза. Составляется данный документ членами приемной комиссии в двух экземплярах, при этом участие материально ответственного лица предприятия общественного питания и представителя поставщика (либо представителя незаинтересованной стороны) обязательны. Затем один экземпляр составленного акта с приложением всех товаросопроводительных документов передается в бухгалтерию, другой — в отдел снабжения, если в организации отсутствует служба снабжения, то передается также в бухгалтерию для направления претензии.

    На ООО «Анприс» учет продуктов (сырья) и товаров в бухгалтерской службе предприятия общественного питания ведется натурально-стоимостными методами: либо количественно-суммовым, либо сальдовым в следующем порядке:

    • в бухгалтерии предприятия — суммарно в денежном выражении по
      учетным ценам;
    • в местах хранения — по наименованию, сорту, цене и количеству
      продуктов и товаров.

    На ООО «Анприс» при приемке продовольственных товаров их качество в обязательном порядке подтверждается сертификатами качества, выданными компетентными государственными органами.

    На ООО «Анприс» реализуемые пищевые продукты и продовольственное сырье должны сопровождаться соответствующим документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека со ссылкой на дату и номер гигиенического сертификата. Документы на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке. Реализация продуктов питания и продовольственного сырья без наличия таких документов, подтверждающих качество продуктов и их безопасность, запрещается.

    На ООО «Анприс» качество пищевых продуктов, поступающих на предприятия общественного питания, проверяется материально ответственными лицами – кладовщиком.

    На ООО «Анприс» приемку продуктов начинают с проверки сопроводительных документов, качества упаковки, соответствия пищевых продуктов сопроводительным документам и маркировке, обозначенной на упаковке (таре). Экспертиза нестандартных, а также недоброкачественных и испорченных продуктов, не требующая специальной медицинской компетентности, осуществляется товароведами или инспекцией по качеству, а при наличии специальных санитарно-эпидемиологических показаний — центрами санитарного надзора.

    На ООО «Анприс» количество принимаемых скоропортящихся продуктов должно определяется объемом холодильного оборудования, имеющегося на предприятии. Тара и упаковка пищевых продуктов должны быть чистыми, ухими, без постороннего запаха и нарушения целостности упаковки.

    На ООО «Анприс» при приемке продовольственных товаров в обязательном порядке учитывается следующее:

    • мясо принимается только при наличии ветеринарного клейма и документа, свидетельствующего об осмотре и заключении ветнадзора;
    • птица принимается только в потрошеном виде (за исключением дичи);
    • запрещается прием яиц без наличия ветеринарного свидетельства на каждую их партию о благополучии птицеводческих хозяйств по сальмонеллезу и другим зоонозным инфекциям, а также яиц водоплавающей птицы (утиных, гусиных), куриных яиц, бывших в инкубаторе (миражных), яиц с трещинами («бой»), с нарушением целости оболочки, загрязненных куриных яиц, а также меланжа;
    • молочные продукты должны приниматься в чистой таре и в ненарушенной упаковке;
    • рыба охлажденная, рыба горячего копчения, кулинарные изделия и полуфабрикаты из рыбы поступают сразу для реализации; хранение этой продукции на складе запрещено;
    • запрещается прием безалкогольных напитков с истекшим сроком реализации, а также напитков в бутылках без этикетки (кроме бутылок с соответствующими обозначения ми), с поврежденной укупоркой, осадом и другими дефектами;
    • хлеб и хлебобулочные изделия должны приниматься с проверкой качества продукции по органолептическим показателям, масса каждого вида хлебной продукции должна соответствовать стандартам и техническим условиям.

    Практически все продукты и сырье на ООО «Анприс» доставляют автомобильным транспортом. При поставке ТМЦ автотранспортом сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная, составляемая поставщиком. Данный документ будет являться первичным документом при поступлении ТМЦ в организацию.

    Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

    Товарный раздел содержит необходимые сведения о поставщике данного товара (наименование, ИНН, банковские реквизиты и т.д.), кроме того, в данном разделе указываются все сведения о товаре и таре (наименование товара, количество мест (масса брутто), количество товара (масса нетто), цена его единицы, общая сумма за товар и сумма НДС). Здесь же указываются лица, разрешившие отпуск товара, и лица, отпустившие и принявшие товар.

    Транспортный раздел заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные:

    • дату;
    • номер автомобиля и номер путевого листа;
    • наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя;
    • пункт погрузки и разгрузки (если это необходимо);
    • сведения о грузе.

    Один экземпляр товарно-транспортной накладной отдается материально ответственным лицом поставщика материально ответственному лицу предприятия общественного питания. Затем кладовщик, принявший товар, передает копию приходной накладной и сопроводительные документы в бухгалтерию.

    ООО «Анприс» как предприятие общественного питания не может существовать без определенного запаса сырья и покупных товаров, следовательно, ему приходится постоянно осуществлять закупочные операции, которые неизменно связаны с поставкой ТМЦ. И нередко возникает ситуация, когда при приемке выявляется расхождение между фактически поставленными ценностями и их количеством, указанным в сопроводительных документах. Если при приемке обнаружено расхождение между фактическим количеством товара и количеством, указанным в сопроводительных документах, то составляется акт, подписанный обеими сторонами. Однако бухгалтер предприятия должен составить акт и отразить в учете выявленную недостачу.

    Если недостача выявляется при приемке ТМЦ, поступивших от поставщиков, то сумму недостачи в пределах, предусмотренных договором, предприятие общественного питания, выступающее покупателем, относит при постановке на учет данных ТМЦ в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а сумму потерь сверх предусмотренных в договоре величин — в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» в корреспонденции с кредитом счета 60. Если судебные инстанции отказывают во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций, то сумма данной недостачи, первоначально учтенная на счете 76, субсчете 2 «Расчеты по претензиям», списывается на счет 94.

    Причем недостача, которую определила организация, принимающая ТМЦ, может быть выявлена как до момента оплаты данной партии ТМЦ, так и после того, как оплата произошла. Недостача товарно-материальных ценностей выявлена до их оплаты.

    На ООО «Анприс» в августе 2005 г. договору купли-продажи приобрел 5 т картофеля по цене 4400 руб. за 1 т (в том числе НДС (10%) — 400 руб.). Доставку картофеля осуществила сторонняя организация, при этом затраты составили 7080 руб. (в том числе НДС (18%) — 1080 руб.). При приемке была обнаружена недостача 700 кг картофеля.

    На момент обнаружения недостачи ООО «Анприс» не произвело оплату, поэтому оно оплатило поставщику фактически полученное количество картофеля — 4,3 т.

    На ООО «Анприс» ведет учет продуктов (сырья) на счете 41 (насколько правилен такой вариант отражения сырья в учете, укажем ниже).

    Бухгалтер ООО «Анприс» отразил вышеуказанные операции в учете следующим образом.

    Принято к учету от поставщика фактическое количество картофеля

    41 «Товары» 17200

    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    Учтен НДС по полученному картофелю

    19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 1720

    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    Отнесены на себестоимость картофеля затраты по его доставке

    41 «Товары» 6000

    76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 6000

    Учтен НДС по доставке

    19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 1080

    76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

    Списана на затраты часть стоимости сертификата

    26 «Общехозяйственные расходы» 555,55

    97 «Расходы будущих периодов»

    Погашена задолженность перед поставщиком

    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 18920    

    51 «Расчетные счета»

    Оплачены транспортные услуги

    76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 7080

    51 «Расчетные счета»

    Принята к вычету сумма НДС по оплаченному и принятому на учет картофелю

    68 «Расчеты по налогам и сборам/субсчет «Расчеты по НДС» 2800

    19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

     

    Таким образом, фактическая себестоимость 1 кг картофеля составит 5,39 руб. «17 200 руб. + 6000 руб.) : 4300 кг).

    В случае недостача товарно-материальных ценностей выявлена после их оплаты предприятие общественного питания, фиксируя недостачу, должно определить, соответствует ли данная недостача нормам естественной убыли или превышает их.

    ООО «Анприс» заключил договор с ООО «Мясокомбинат» на поставку 5000 кг вареной колбасы по цене 88 руб. за 1 кг (в том числе НДС (10%) — 8 руб.). 5 мая 2005 г. по данному договору ООО «Богатырь» перечислило 100% предоплаты в сумме 440 000 руб. 12 мая 2005 г. ООО «Мясокомбинат» осуществило поставку по договору. При приемке была установлена недостача 6 кг колбасы.

    Нормы естественной убыли при транспортировке продовольственных товаров утверждены письмом Минторга РСФСР от 21 мая 1987 г. №085, согласно которому нормы естественной убыли по вареным колбасам при перевозке автомобильным транспортом на расстояние до 50 км составляют 0,12% от массы перевозимого груза.

    В данном случае недостача в пределах норм естественной убыли составит 6 кг (5000 кг х 0,12%).

    Сумма выявленной при приемке недостачи будет равна:

    6 кг х (88 руб. — 8 руб.) = 480 руб.

    В бухгалтерском учете предприятия ООО «Анприс» данные операции следует отразить следующим образом.

    5 мая 2005 г.

    Перечислена предоплата по договору поставки

    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»/ субсчет «Авансы выданные» 440000

    51 «Расчетные счета»

    12 мая 2005 г.

    Отражена стоимость полученного товара (по факту)

    41 «Товары» 399 520

    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    Учтен НДС по принятым на учет товарам и по недостаче в пределах норм естественной убыли

    19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 40000

    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    Списана недостача в пределах норм

    94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 480

    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

    Учтена в расходах на продажу в пределах норм естественной убыли сумма недостачи

    44 «Расходы на продажу»/субсчет «Транспортные расходы» 480

    94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

    Зачтена предоплата

    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 440000

    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»/ субсчет «Авансы выданные»

    Отнесен на расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль, НДС по недостающим ценностям:

    91 «Прочие доходы и расходы»/ субсчет 2 «Прочие расходы» 48

    19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

    Принят к вычету НДС:

    68 «Расчеты по налогам и сборам»/субсчет «Расчеты по НДС» 39952

    19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

    При расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль ООО «Богатырь» решило не учитывать сумму 528 руб. (480 руб. + 48 руб.).

    Выявлена недостача при приемке ТМЦ сверх норм естественной убыли.

     

     

     

     

     

    3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ НА ООО «СПЕЦСТАЛЬКОМПЛЕКТ»

     

     

    Текущие или оборотные активы занимают довольно большой удельный вес в общей сумме средств, которыми располагает предприятие. О рациональности их размещения и эффективности использования в большой мере зависит результат работы предприятия.

    Как известно, финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости оттого, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

    В то же время, следует отметить, что отдельные виды активов предприятия имеют различную скорость оборота. Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда факторов внешнего и внутреннего характера.

    К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.), отраслевая (к примеру, не вызывает сомнения, что оборачиваемость станкостроительного завода и кондитерской фабрики будет объективно различной), масштабы предприятия (в большинстве случаев оборачиваемость средств на малых предприятиях значительно выше, чем на крупных – в этом состоит одно из основных преимуществ малого бизнеса) и ряд других. Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов предприятия оказывает экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятия. Так, протекающие в стране инфляционные процессы, отсутствие у большинства предприятий налаженных связей с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств.

    В то же время следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной мере степени определяется внутренними условиями деятельности предприятия и, в первую очередь, эффективностью стратегии управления его активами (или отсутствием).

    Действительно, в зависимости от применяемой ценовой политики, сформулированной структуры активов, используемой методики оценки товарно-материальных запасов предприятие имеет большую или меньшую свободу воздействия на длительность оборота своих средств.

    В общем случае скорость оборота текущих активов предприятия рассчитываем по формуле:

    120913 1838 3 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования (1)

    Средняя величина активов по данным баланса определяется по формуле:

    120913 1838 4 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования (2)

    где Анг, Акг – соответственно величина активов на начало и конец периода;

    Далее определяется продолжительность одного оборота в днях:

    120913 1838 5 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования. (3)

    Скорость оборота текущих запасов предприятия рассчитываем по формуле:

    120913 1838 6 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования (5)

    Средняя величина запасов по данным баланса определяется по формуле:

    120913 1838 7 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования. (6)

    где Знг, Зкг – соответственно величина запасов на начало и конец периода;

    Теперь определяем продолжительность одного оборота текущих запасов в днях:

    120913 1838 8 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования (7)

    Определяем скорость оборота дебиторской задолженности краткосрочной и долгосрочной по формуле

    120913 1838 9 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования (8)

    Средняя величина дебиторской задолженности определяем по формуле

    120913 1838 10 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования (9)

    где ДНГ – величина дебиторской задолженности на начало года, включающая краткосрочную дебиторской задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев и долгосрочную, по которой платежи ожидаются более чем через 12 месяцев;

    ДКГ – величина дебиторской задолженности на конец года, включающая краткосрочную дебиторской задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев и долгосрочную, по которой платежи ожидаются более чем через 12 месяцев.

    Далее определяем продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях:

    120913 1838 11 Совершенствование организации бухгалтерского учета материальных запасов и оценка эффективности их использования (11)

    В процессе анализа изучим структуру текущих активов, размещение их в сфере производства и обращения, эффективность использования. Для общей оценки изменений в наличии и структуре текущих активов по важнейшим их группам используем таблице 3.

     

    Таблица 3 – Анализ наличия, состава и структуры оборотных активов ООО «Спецсталькомплект», тыс. руб.

     

     

    Показатель 

    2003 г.

    2004 г.

    2005 г

    Изменение 2005 г. к 2003 г.

    Изменение структуры, %

    сумма, тыс. руб.

    в % удельный вес

    сумма, тыс. руб.

    в % удельный вес

    сумма, тыс. руб. 

    в % удельный вес

    абс +;-, тыс. руб.

    отн. % 

    Запасы 

    8889,0

    63,8

    8615,0

    50,7

    19636,0

    69,4

    10747,0

    221,0

    5,6

    Сырье, материалы и др. аналогичные ценности

    9,0

    0,0

    9,0

    0,0

    8,0

    0,0

    -1

    88,9

    0,0

    готовая продукция

    8872,0

    63,8

    8540,0

    50,3

    19573,0

    69,2

    10701,0

    220,6

    5,4

    Продолжение таблицы 3

     

     

    Показатель 

    2003 г.

    2004 г.

    2005 г

    Изменение 2005 г. к 2003 г. 

    Изменение структуры, %

    сумма, тыс. руб.

    в % удельный вес

    сумма, тыс. руб.

    в % удельный вес

    сумма, тыс. руб. 

    в % удельный вес

    абс +;-, тыс. руб. 

    отн. % 

    Расходы будущих периодов

    9,0 

    0,0 

    66,0 

    0,4 

    54,0

    0,2

    45,0

    600,0

    0,2

    Дебиторская задолженность (платежи в течение 12мес.)

    1940,0

    13,9

    3843,0

    22,6

    5467

    19,3

    3527

    281,8

    5,4

    В том числе покупатели и заказчики

    1688,0

    12,1

    3327,0

    19,6

    3951

    19,3

    3779

    2263

    7,2

    НДС

    399,0

    2,9

    781,0

    4,6

    2987,0 

    10,6

    2588

    748,6

    +11,1

    Денежные средства

    270,0

    1,9

    679,0

    4,0

    191

    0,6

    -79

    70,7

    -1,3

    ИТОГО  

    13912,0

    100

    16980,0

    100

    28281,0

    100

    3068

    122,1

     

     

    Таким образом, в оборотных активах наибольший удельный вес занимают запасы. Их удельный вес составлял 63,8% в 2003 г. и 69,4% на конец периода., увеличившись на 5,6%. Величина материальных запасов составляла 8889 тыс. руб. в 2003 г., в отчетном 2005 году данный показатель вырос на 10747 тыс. руб. (темп роста 221%) и составил 19636 тыс. руб. В то же время удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности вырос на 5,4%, составив 19,3 % в структуре внеоборотных активов. В абсолютном выражении краткосрочная дебиторская задолженность выросла на 3527 тыс. руб. (темп роста 281,8%). Если данный показатель составлял 1940 тыс. руб. в базовом 2003 году, то в 2005 г. она составила 5467 тыс. руб. Значительный удельный вес занимает дебиторская задолженность покупателей и заказчиков: 12,1% в 2003 г. и 19,3% в 2005 г. Следует отметить, значительный рост удельного веса доли налога на добавленную стоимость (2,9% в 2003 г., 4,6% в 2004 г., 10,6% в 2005 г.) В абсолютном выражении НДС составила 399 тыс. руб. в 2003 г., 781 тыс. руб. в 2004 г., 2987 тыс. руб. в 2005 г. В абсолютном выражении величина НДС выросла на 2588 тыс. руб. за исследуемый период с 2003 до 2005 года, темп роста 748,6%. В то же время произошло снижение удельного веса денежных средств, относимых к наиболее ликвидным активам (1,9% в 2003 г., 4,0% в 2004 г., 0,6% в 2005 г.) Абсолютное снижение величины денежных средств составило 79 тыс. руб.

    Расходы будущих периодов составляют незначительный удельный вес, их величина составила 9 тыс. руб. в базовом 2003 г., 66 тыс. руб. в 2004 г., 54 тыс. руб. в 2005 г. Абсолютный прирост расходов будущих периодов составила 45 тыс. руб., темп роста равен 600%. Если удельный вес расходов будущих периодов в структуре оборотных средств был весьма незначителен в базовом 2003 г., в отчетном 2005 г. их удельный вес незначительно увеличился и равен 0,2%.

    Проведем анализ эффективности использования оборотных активов на предприятии (таблица 4).

     

    Таблица 4 – Экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Спецсталькомплект»

    Показатели

    Годы 

    Абсолютное отклонение

    Темпы роста, %

    2003 

    2004 

    2005 

    2004 к 2003 

    2005 к 2004

    2004 к 2003 

    2005 к 2004 

    Выручка от реализации, тыс.руб.

    38754,4 

    59503,6 

    85145 

    20749,2 

    25641,4 

    153,54 

    143,09 

    Прибыль от реализации, тыс. руб.

    2408,7 

    2511 

    5508 

    102,3 

    2997 

    104,25 

    219,35 

    Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

    1876,7 

    1582 

    4370 

    -294,7 

    2788 

    84,30 

    276,23 

    Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

    10349 

    12708,4 

    21099,5 

    2359,4 

    8391,1 

    122,80 

    166,03 

    Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

    3,74 

    4,68 

    4,04 

    0,94 

    -0,65 

    125,03 

    86,19 

    Период оборачиваемости оборотных средств, дней

    97,47 

    77,95 

    90,45 

    -19,52 

    12,50 

    79,98 

    116,03 

    Рентабельность оборотных активов, %

    23,3

    19,8

    26,1

    -3,5

    6,3

    Среднегодовая стоимость краткосрочной дебиторской задолженности, тыс. руб.

    1746 

    2891,5 

    4655 

    1145,5

    1763,5 

    165,6

    161,0 

    Продолжение таблицы 4

    Показатели

    Годы 

    Абсолютное отклонение

    Темпы роста, %

    2003 

    2004 

    2005 

    2004 к 2003 

    2005 к 2004 

    2004 к 2003 

    2005 к 2004 

    Скорость оборачиваемости среднегодовой краткосрочной дебиторской задолженности, раз

    22,2 

    20,6 

    18,9 

    -1,6 

    -1,7 

     

     

    Период оборачиваемости среднегодовой дебиторской задолженности, дней

    16,4 

    17,5 

    19,1 

    1,1 

    1,6 

     

     

     

    Таким образом, среднегодовая стоимость оборотных средств выросла с 10349 тыс. руб. до 12708,4 тыс. руб. (абсолютный прирост 2359,4 тыс. руб., темп роста 122,8%), и до 21099,5 тыс. руб. в 2005 г. (прирост 8391,1 тыс. руб. по сравнению с предыдущим 2004 г. при темпе роста 166,03%).

    Коэффициент оборачиваемости оборотных средств составлял 3,74 раз в 2003 г., 4,68 раз в 2004 г., 4,04 раз в 2005 г. Период оборачиваемости оборотных средств снизился до 77,95 тыс. руб. в 2004 г., 90,45 тыс. руб. в 2005 г., что значительно меньше длительности оборота в базовом 2003 г. (97,47 тыс. руб.).

    Рентабельность оборотных активов несколько снизилась в 2004 г. до 19,8% и увеличилась в 2005 г. до 26,1%, что говорит о росте эффективности их использования на предприятии.

    Среднегодовая стоимость краткосрочной дебиторской задолженности за исследуемый период выросла с 1746 тыс. руб. до 4655 тыс. руб. Ее величина составила 2891,5 тыс. руб. в 2004 г., 4655 тыс. руб. в 2005 г. Темп роста в 2004 г. составил 165,6%, в 2005 г. – 161%.

    Скорость оборачиваемости среднегодовой краткосрочной дебиторской задолженности снизилась с 22,2 оборота в базовом 2003 г. до 20,6 раз в 2004 г. и до 18,9 в 2005 г., что говорит о снижении эффективности использования краткосрочной дебиторской задолженности на предприятии.

    Период оборачиваемости среднегодовой дебиторской задолженности составил 16,4 дня в 2003 г., 17,5 дней в 2004 г. и 19,1 дня в 2005 г.

     

     

     

    4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ НА ООО «СПЕЦСТАЛЬКОМПЛЕКТ»

     

    Несмотря на общий рост величины имущества предприятия, роста объемов товарооборота и снижение товарных запасов следует говорить о недостаточной устойчивости предприятия. Поэтому следует предложить мероприятия по общему улучшению финансового состояния объекта исследования.

    1. Следует изучить изменения в составе активов предприятия и их структуре. Особое внимание уделить изучению состояния, динамики и структуры основных фондов, т.к. они занимают большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия. Необходимо проанализировать изменения по каждой статье наиболее мобильной части капитала.

    2. Изучить динамику состояния производственных запасов и проверить соответствие фактических остатков их плановой потребности.

    3. Необходимо проанализировать структуру дебиторской задолженности, причины ее возникновения и установить, нет ли в ее составе сумм, по которым истекают сроки исковой давности. Следует принять меры по своевременному ее взысканию.

    4. Проанализировать темпы изменения выпуска продукции.

    5. Целесообразно провести инвентаризацию объектов основных средств с целью выявления и консервации, непригодных к использованию.

    6. Активизировать привлечение инвестиционного капитала, причем это должны быть не краткосрочные ссуды банков, которые предприятие «проест» на неотложные нужды, а действительно финансовое обеспечение конкретной экономической программы.

    7. Необходимо в дальнейшем осуществлять систематический мониторинг финансового состояния ООО «СПЕЦСТАЛЬКОМПЛЕКТ».

    9. Произвести поиск и внедрение новых ресурсосберегающих технологий.

    10. Добиться ликвидации дебиторской задолженности или снизить значительно ее величину.

    11. Внедрить мероприятия по совершенствованию организации труда и управлению.

    12. Снизить издержки производства. Самые большие обязательства у предприятия по счету 76, которые связаны с его значительной долей коммунальных расходов: плата за пользование электроэнергией, водоснабжение, теплотой, канализацией и т.п. Следует минимизировать коммунальные платежи, для чего необходимо организовать управление коммунальными платежами с целью сокращения текущих затрат путем анализа потерь, связанных с нерациональным использованием воды, тепло и электроэнергии.

    13. Для повышения уровня управляемости денежными потоками предприятия проводить:

    – анализ поступления денежных средств на предприятие и его платежей за определенный период;

    – на каждый месяц (неделю) периода необходимо производить расчет показатели достаточности средств у предприятия – внутри этого периода (месяца) необходимо выделять недели, декады, когда у предприятия появляется недостаточность средств, то есть признаки неплатежеспособности и принимать меры по их устранению;

    14. Осуществлять реструктуризацию кредиторской задолженности, т.е. комплекс мероприятия, направленных на сокращение обязательств перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами.

    В план реструктуризации кредиторской задолженности можно включить следующие меры финансового оздоровления предприятия.

    1. Отсрочки и рассрочки платежей, которые предоставляются предприятию путем изменения срока уплаты просроченной задолженности. Под отсрочкой понимается перенесение платежей на более поздний срок. Под рассрочкой понимается «растягивание» платежа, дробление его на несколько более мелких, осуществляемое в течение определенного периода.

    2. Зачет взаимных платежных требований, то есть погашение взаимных обязательств предприятий, в том числе с привлечением третьих лиц. Сумма платежных обязательств определяется соглашением всех сторон, участвующих в процедуре взаимозачета, и рассматривается как доход предприятия, если в зачете участвуют обязательства по оплате продукции. В процедуре взаимозачета могут участвовать и органы государственной власти в случаях, когда задолженность предприятия перед бюджетом по налогам возникла вследствие неоплаченного государственного заказа.

    3. Перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные. Такой перевод осуществляется корректировкой соответствующих хозяйственных договоров, перенесением сроков платежей по ним на период более года, что влечет за собой улучшение показателя краткосрочной ликвидности.

    4. Погашение задолженности залогом имущества, то есть передача предприятием кредитору находящегося в собственности имущества, балансовая стоимость которого не меньше суммы просроченной задолженности. После исполнения должником своих обязательств залог имущества прекращается. В случае непогашения обязательств это имущество продается с публичных торгов с целью ликвидации просроченной задолженности.

    5. Переоформление задолженности в качестве займа.

    В заключение следует сделать следующие выводы. Материально-производственные запасы представляют собой совокупность активов, используемых в качестве предметов труда. Бухгалтерский     финансовый учет производственных запасов позволяет оптимизировать формирование фактической себестоимости запасов; производить правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов; осуществить контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения и за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг; своевременно выявить ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот; проведение анализа эффективности использования запасов.

    В ходе исследования была дана экономическая характеристика исследуемого предприятия, дана оценка состояния бухгалтерского финансового учета материально-производственных запасов, проанализирован механизм документального оформления хозяйственных операций по поступлению и расходов материально-производственных запасов, проведена оценка и анализ учета материально-производственных запасов, рассмотрены методы контроля за их сохранностью и использованием.

    Проведен также анализ использования оборотных активов на предприятии.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23. 76.98, 28.03.02) // Российская газета. 1996. 28 нояб. № 228.
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н ( в ред. Приказа Министерства финансово РФ от 24 марта 2000 г. № 31н) // Нормативные акты для бухгалтера. 2000. № 3. С. 92 – 103
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (ПБУ 4/99) // Нормативные акты для бухгалтера. 1999. № 17. С. 82 – 97.
  4. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». 2000. № 16. С. 2 – 25.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н) // Нормативные акты для бухгалтера. 1999. № 13. С. 57 – 61.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н) // Нормативные акты для бухгалтера. 1999. № 13. С. 66 – 70.
  7. О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей: Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2003 г. № 814 // Нормативные акты для бухгалтера. 2003. № 11. С. 37 – 53.
  8. Положение по бухгалтерскому учет «Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 июня 2002 г. № 44к) // Нормативные акты для бухгалтера. 2001. № 6. С. 41 – 49.
  9. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2002 г. № 119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (с изм. и доп. от 23 апреля 2003 г.) // Нормативные акты для бухгалтера. 1999. № 14. С. 21 – 42.
  10. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Приказ Министерства финансов РФ от 26 декабря 2003 г. №135н // Нормативные акты для бухгалтера. 2003. № 14. С. 42 – 53.
  11. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18 декабря 1998 г. № 51 // Нормативные акты для бухгалтера. 1998. № 14. С. 66 – 70.
  12. Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 31 марта 2004 г. №95.
  13. Беложецкий И.А. Финансовые результаты: учет, отчетность, аудит // Бухгалтерский учет. 2004. № 10. С. 20-26.
  14. Бухгалтерский учет: Учебник Под ред. П.С. Безруких М, 2004.
  15. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет и налогообложение. М., 2004.
  16. Козлова Е.П. Парашутин Т.Н., Бабченко Н.В. Бухгалтерский учет, М., 2004.
  17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М., 2004.
  18. Куттер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. М., 2007.
  19. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьяков С.И. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М., 2004.
  20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн., 2007.
  21. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита: Учебное пособие М., 2004.
  22. Терехов А.А. Аудит. М., 2004.
  1. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. М., 2004.
  2. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Биржи и банки, 2005.
    1. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. В.И.Попкова, Ю.В. Новикова. СПб., 2002.
    2. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н.А.Сафронова. М., 2005.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 25.55MB | MySQL:117 | 2,934sec