Совершенствование учета финансовых вложений на современных предприятиях » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Совершенствование учета финансовых вложений на современных предприятиях

<

121213 0341 1 Совершенствование учета финансовых вложений на современных предприятиях

1СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

  1.  

    Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые направляют в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль (доход) или достигается иной полезный эффект.

    Прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, что возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.

    По периоды инвестирования вложения делят на краткосрочные (на одного года) и долгосрочные (на срок свыше одного года).

    Долгосрочные инвестиции выступают в форме капитальных вложений, представляющие форму инвестиционной деятельности предприятий, связанная с авансированием денежных средств в основной капитал.

    В соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» к финансовым вложениям относятся:

    – государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги
    других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

    – вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и независимых хозяйственных обществ);

    – вклады организации — товарища по договору простого товарищества;

    – предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитные организации, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки право требования, и пр. Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимы следующие условия:

    – наличие документов, подтверждающих право организации на финансовые вложения;

    – переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (рисков изменения цены, неплатежеспособности, ликвидности и др.);

    – способность приносить организации экономические выгоды в будущем.

    Установлено, что указанные активы могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений при единовременном выполнение следующих условий:

    – по принимаемым к учету активам организация должна иметь надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств иди других активов, вытекающее из этого права;

    – к организации должны перейти финансовые риски, связанные с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

    – активы должны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости.

    К финансовым вложениям не относятся:

    – собственные акции, выкупленные организацией у акционеров;

    – векселя, выданные организацией продавцу при расчетах за товары, работы и услуги;

    – вложения в основные средства, нематериальные активы, а также
    – в имущество, которое затем предоставляется во временное пользование третьим лицам.

    Финансовые вложения классифицируют по различным признакам: в связи с уставным капиталом, по формам собственности, срокам, на которые они произведены, и др.

    В зависимости от связи с уставным капиталом различают финансовые вложения с целью образования уставного капитала и долговые.    

    К вложениям с целью образования уставного капитала относят акции, вклады в уставные капиталы других организаций и инвестиционные сертификаты, подтверждающие долю участия в инвестиционном фонде и дающие право на получение дохода от ценных бумаг, составляющих инвестиционный фонд.

    К долговым ценным бумагам относят облигации, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты, казначейские обязательства, векселя.

    По формам собственности различают государственные и негосударственные ценные бумаги.

    В зависимости от срока, на который произведены финансовые вложения, они подразделяются на долгосрочные (когда установленный срок их погашения превышает один год или вложения осуществлены с намерением получать доходы по ним более одного года) и краткосрочные (когда установленный срок их погашения не превышает одного года иди вложения осуществлены без намерения получать доходы по ним более одного года).

    Сравнивая МСФО (IFRS 7, IFRS 9, МСФО 32, МСФО 39), отличительной особенностью которых является высокая степень детализации и информативности с российскими положениями (в частности ПБУ 19/02), следует отметить значительные различия как в толковании понятий (в российском учете — финансовые вложения, в МСФО — финансовый инструмент), так и в способах и порядке признания, оценки и раскрытия информации в отчетности.

    В таблице 1 представлена сравнительная характеристика финансовых вложений в соответствии с пунктом 3 ПБУ 19/02 и финансовых активов в соответствии с пунктом 11 МСФО 32, который продолжает действовать, несмотря на принятие в ноябре 2009г. МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», который не получил пока достаточно широкого распространения в практической деятельности коммерческих организаций России за столь короткий промежуток времени. Из таблицы 1 видно, что состав финансовых вложений в РПБУ ограничен долевыми (акции, вклады в уставные капиталы, паи и т.д.) и долговыми (процентные займы, депозитные вклады, облигации, векселя и т.д.) финансовыми инвестициями. Напротив, в МСФО «финансовый актив» включает в себя более широкий перечень учетных позиций (денежные средства, долевые инструменты сторонних организаций и т.д.), которые в отечественном учете рассматриваются как самостоятельные объекты.

     

    Таблица 1 – Состав финансовых вложений в РПБУ и финансовых активов
    в МСФО

     

    Финансовые вложения — РПБУ 

    Финансовые активы — МСФО (IAS) 32 

    вложения в государственные и муниципальные ценные бумаги

    Финансовый актив — любой актив, представляющий собой:

    1) денежные средства

    2) долевой инструмент другой организации

    3) договорное право:

    на получение денежных средств или иных финансовых активов,

    на обмен финансовых активов (обязательств) с другой организацией на потенциально выгодных условиях;

    4) контракт, который представляет собой:

    непроизводный инструмент, по которому организация получит или может быть обязана получить переменное количество собственных долевых инструментов;

    производный инструмент, расчет по которому будет или может быть произведен способом, отличным от обмена на фиксированную сумму денежных средств или на иной финансовый актив за фиксированное количество собственных долевых инструментов

    предоставленные другим организациям займы

    депозитные вклады в кредитных организациях

    ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя)

    вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ)

    дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования

    вклады организации-товарища по договору простого товарищества

     

    МСФО (IFRS) 9 является первым этапом по замене МСФО (IAS) 39, запланированным КМСФО (IASB) к практическому применению до конца 2013г. Основные изменения нового МСФО (IFRS) 9 к существующим требованиям МСФО (IAS) 39 сводятся к тому, что классификация финансовых активов по МСФО (IFRS) 9 определяется бизнес-моделью компании по управлению финансовыми активами и характеристиками финансовых активов, предусмотренными в договоре. При этом оценка финансового актива в отчетности должна производиться при соблюдении двух условий:

    1. Цель бизнес-модели заключается в получении денежных средств, предусмотренных договором.

    2. Предусмотренные договором потоки денежных средств от инструмента должны представлять собой исключительно выплаты основной суммы и процентов.

    По данным материалов, публикуемых аудиторской компанией PriceWaterHouseCoopers, наибольшее влияние новый стандарт МСФО (IFRS) 9 окажет на банки и страховые организации. Между тем его действие распространяется на все без исключения компании, имеющие финансовые активы. При этом, не следует забывать о том, что работа над проектом по замене МСФО (IAS) 39 продолжается и положения МСФО (IAS) 32 и МСФО (IAS) 39 будут применяться компаниями еще не один год. Кроме того, Правление КМСФО объявило о том, что дата вступления в силу МСФО (IFRS) 9 (1 января 2013г.) может быть отложена в целях обеспечения единой даты вступления в силу данного стандарта и второго этапа замены МСФО (IAS) 39 — проекта «Амортизированная стоимость и обесценение» и проекта «Страхование».

    Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения учитывают на активном счете 58 «Финансовые вложения», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

    1 «Паи и акции»;

    2 «Долговые ценные бумаги»;

    3 «Предоставленные займы»;

    4 «Вклады по договору простого товарищества» и др.

    По дебету счета 58 отражают финансовые вложения организации с кредита соответствующих счетов (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 10 «Материалы» и иных счетов). С кредита счета 58 списывают финансовые вложения на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

    Единицей бухгалтерского учета финансовых вложений может быть серия, партия и другая однородная совокупность финансовых вложений. Она выбирается организацией самостоятельно и должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о наличии и движении финансовых вложений.

    Финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных зако- нодател ьством).

    Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу, суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

    Если по приобретенным ценным бумагам основную часть затрат составляют суммы, уплачиваемые по договору продавцу, то остальные затраты по приобретению ценных бумаг могут признаваться организацией в качестве прочих расходов, т.е. учитываться на счете 91 «Прочие доходы и расходы», а не на счете 58 «Финансовые вложения».

    Первоначальной стоимостью перечисленных ниже финансовых вложений признается:

    – по вкладам в уставный капитал организации — денежная оценка, согласованная учредителями (участниками организации);

    – полученных безвозмездно — их рыночная стоимость на дату принятия к учету;

    – внесенных в счет вклада организации — товарища по договору простого товарищества — их денежная оценка, согласованная товарищами в договоре простого товарищества;

    – приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, — стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

    При оплате финансовых вложений иностранной валютой их первоначальная стоимость определяется в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия к учету.

    Ценные бумаги, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

    Последующая оценка финансовых вложений. Первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к учету, может изменяться. Для целей последующей оценки финансовых вложений они разделяются на две группы:

    – вложения, по которым может быть определена текущая рыночная стоимость (приобретение акций и др.);

    – вложения, по которым рыночная стоимость не определяется (вклады в уставные капиталы других организаций, предоставленные займы, уступленная дебиторская задолженность, облигации и др.).

    Финансовые вложения первой группы отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного периода по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Такие корректировки могут производиться ежемесячно или ежеквартально. Результаты корректировки списываются на финансовые результаты в качестве прочих доходов и расходов.

    При повышении текущей рыночной стоимости дебетуют счет 58 «Финансовые вложения» и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Снижение текущей рыночной стоимости ценных бумаг отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58.

    В налоговом учете корректировка финансовых вложений не предусмотрена, что обусловливает появление постоянных разниц или постоянных налоговых обязательств.

    Финансовые вложения второй группы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости. При этом по долговым ценным бумагам разрешается разницу между первоначальной и номинальной стоимостью равномерно списывать на финансовые результаты.

    Кроме того, по долговым ценным бумагам и предоставленным займам организации могут составлять расчеты их оценки по дисконтированной стоимости без осуществления записей в бухгалтерском учете.

    Оценка финансовых вложений при их выбытии (погашении, продаже, безвозмездной передаче, передаче в счет вклада в уставный капитал другой организации и пр.). Финансовые активы, по которым определяется текущая рыночная стоимость, оцениваются на момент выбытия, исходя из последней оценки. Финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, в момент выбытия оценивают одним из следующих способов:

    – по первоначальной стоимости каждой единицы учета;

    – по средней первоначальной стоимости;

    – по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

    По первоначальной стоимости каждой единицы учета списывают вклады в уставные капиталы других организаций (за исключением акций акционерных обществ), предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторскую задолженность, приобретенную на основании уступки права требования.

    Ценные бумаги при их выбытии могут оцениваться по средней первоначальной стоимости, которая определяется по данным о стоимости и количестве каждого вида ценных бумаг на начало месяца и поступившим в течение месяца ценным бумагам.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НП «СРО КРАСНОДАРСКИЕ СТРОИТЕЛИ»

  2.  
  3. 2.1 Основные экономические показатели организации

     

    Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Краснодарские строители» (далее – Партнерство) является некоммерческой организацией, основанной на членстве субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, созданной для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим уставом.

    Полное наименование Партнерства на русском языке: Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Краснодарские строители». Сокращенное наименование Партнерства на русском языке: НП «СРО «Краснодарские строители».

    Место нахождения Партнерства: 350000, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. им.Кирова/ул.им.Буденного, дом №№ 131/119.

    Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, Уставом и внутренними документами Партнерства.

    Партнерство имеет бессрочный характер деятельности.

    Партнерство действует на основе принципов саморегулирования и добровольности.

    Партнерство приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Партнерство приобретает статус саморегулируемой организации основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство с даты внесения сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает этот статус с момента исключения сведений о Партнерстве из указанного реестра.

    Партнерство обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Партнерство имеет печать, содержащую его полное наименование на русском языке, вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, и другие средства визуальной идентификации.

    Партнерство действует на территории Российской Федерации и для достижения целей, предусмотренных уставом, вправе создавать и вступать в другие некоммерческие организации, входить в ассоциации, иные союзы некоммерческих организаций в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, быть членом торгово-промышленных палат.

    Имущество, переданное Партнерству его членами, является собственностью Партнерства. Члены Партнерства не отвечают по его обязательствам, а Партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

    Партнерство осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом для достижения целей, определенных настоящим уставом и назначением имущества.

    Партнерство является организацией, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющей полученную прибыль между членами Партнерства.

    Партнерство может осуществлять виды деятельности, не запрещенные Градостроительным Кодексом РФ, Федеральными законами «О некоммерческих организациях, «О саморегулируемых организациях», иными правовыми актами Российской Федерации и соответствующие целям деятельности и задачам Партнерства, предусмотренные настоящим уставом.

    Основными целями Партнерства являются:

    – предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами Партнерства;

    – повышение качества строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

    – содействие в профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов в сфере строительства;

    – содействие созданию условий для развития саморегулирования в сфере строительства;

    – иные общественно полезные цели.

    Предметом деятельности Партнерства является обеспечение условий достижения целей Партнерства.

    Постоянно действующим коллегиальным органом управления Партнерства является Совет Партнерства, который избирается из числа индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц – членов Партнерства сроком на 2 года.

    Количественный состав членов Совета определяет Общее собрание. Количество членов Совета не может быть менее 9 (девяти) человек.

    Избрание членов Совета, досрочное прекращение полномочий Совета или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов осуществляется Общим собранием путем тайного голосования.

    . Совет осуществляет руководство текущей деятельностью Партнерства и подотчетен высшему органу управления Партнерства – Общему собранию.

    Единоличным исполнительным органом Партнерства является Исполнительный директор.

    К компетенции Исполнительного директора относится руководство текущей деятельностью Партнерства в порядке и пределах, которые установлены Общим собранием членов Партнерства.

    Основные показатели, характеризующие производственно-финансовую деятельность НП «СРО Краснодарские строители» за период с 2009 – 2011 гг. приведены в таблице 2.

     

    Таблица 2 – Ресурсы НП «СРО Краснодарские строители»

    Показатель 

    2009 г. 

    2010 г. 

    2011 г. 

    2011 г. в % (разах) к 

    2009 г. 

    2010 г. 

    Среднегодовая численность работников – всего, чел.

    24 

    25 

    25

    104,17 

    100 

    в том числе основных работников

    19 

    20 

    21 

    106,77 

    105,13 

    Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

    42 

    1307,5 

    1921,5 

    4575,00 

    146,96 

    Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

    35271,5 

    117113 

    184742 

    523,77 

    157,75 

     

    За анализируемый период отмечается увеличение среднегодовой численности персонала на 1 работника или на 4,17% в 2010 г., в том числе основных работников на 2 чел. или на 6,77%. Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 4475%, составив 1921,5 тыс. руб. в 2011 г. Отмечается также рост среднегодовой стоимости оборотных средств на 423,77% за счет увеличения статьи финансовых вложений.

    В таблице 3 приведены результаты деятельности НП «СРО Краснодарские строители»

     

    Таблица 3 – Результаты и эффективность деятельности НП «СРО Краснодарские строители»

    Показатель 

    2009 г. 

    2010 г. 

    2011 г. 

    2011 г. в % (разах) к 

    2009 г. 

    2010 г. 

    Прочие доходы, тыс. руб. 

    0 

    9332 

    14081 

    100

    150,89 

    Доход отчетного периода 

    0 

    9322 

    13630 

    100

    146,21 

     

    Продолжение таблицы 3

    Показатель 

    2009 г.

    2010 г. 

    2011 г. 

    2011 г. в % (разах) к

    2009 г. 

    2010 г. 

    Прибыль до налогообложения в расчете на:

      

      

      

       

    – 1 среднегодового работника, тыс. руб. 

    0,00 

    373,28 

    563,24 

    100

    150,89 

    – 100 руб. среднегодовой стоимости основных средств, руб.

    0,00 

    713,73 

    732,81 

    100

    102,67 

     

    Предприятие является некоммерческим партнерством и не ставит извлечение прибыли своей основной целью, поэтому организация не имеет выручки, прибыли от продаж. Основным поступлением средств являются прочие доходы, величина которых составляет 9332 тыс. руб. в 2010 г. и 13630 тыс. руб. в 2011 г. В 2009 г. предприятие не имело каких-либо поступлений, так как было создано в начале 2010 г.

    На 1 среднегодового работника в 2010 г. пришлось прибыли до налогообложения в сумме 373,28 тыс. руб., 563,24 тыс. руб. в 2011 г. Прирост составил 50,89%.

    Также увеличился объем прибыли, который приходится на 100 руб. среднегодовой стоимости основных средств с 713,73 руб. в 2010 г. до 732,81 руб. в 2011 г. Темп прироста составил 2,67%.

    В таблице 4 приведены показатели, характеризующие ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

     

    Таблица 4 – Показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности НП «СРО Краснодарские строители»

    Показатель 

    2009 г. 

    2010 г.

    2011 г. 

    (+,-) 2011 г. к

    2009 г. 

    2010 г. 

    Коэффициент концентрации собственного капитала 

    0,999 

    0,992 

    0,992 

    -0,007 

    -0,001 

    Коэффициент финансовой устойчивости 

    0,999 

    0,992 

    0,992 

    -0,007 

    -0,001 

    Коэффициент соотношения заемных и собственных средств предприятия

    0,001

    0,008

    0,008

    0,007

    0,001

    Продолжение таблицы 4

    Показатель 

    2009 г. 

    2010 г. 

    2011 г. 

    (+,-) 2011 г. к 

    2009 г. 

    2010 г. 

    Коэффициент маневренности собственных средств 

    1,000 

    1,000 

    1,000 

    0,000 

    0,000 

    Коэффициент обеспеченности собственными средствами

    0,999 

    0,992 

    <

    0,992 

    -0,007 

    -0,001 

    Коэффициент покрытия запасов и затрат

    0,430 

    1,029 

    1,155 

    0,725 

    0,126 

    Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

    0,000 

    0,000 

    0,000 

    0,000 

    0,000 

    Коэффициент краткосрочного привлечения заемных средств

    0,001 

    0,008 

    0,008 

    0,007 

    0,001 

    Коэффициент кредиторской задолженности в составе краткосрочных обязательств

    1,000 

    1,000 

    1,000 

    0,000 

    0,000 

    Коэффициент абсолютной ликвидности

    1197,345 

    121,702 

    115,293 

    -1082,052 

    -6,410 

    Коэффициент текущей ликвидности

    1216,259

    130,946 

    122,940 

    -1093,319 

    -8,007 

    Коэффициент промежуточной ликвидности

    1213,293 

    130,596 

    122,717 

    -1090,576 

    -7,879 

    Коэффициент восстановления платежеспособности 

    х

    х

    59,468 

    59,468 

    265,323 

    Коэффициент утраты платежеспособности 

    х

    х

    60,469 

    60,469 

    130,660

     

    В 2011 г. практические все коэффициент финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности соответствуют нормативным значением, что говорит о высокой величине финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности предприятия в целом. Показатели восстановления и утраты платежеспособности в 2011 г. значительно превышают нормативное значение, равное 1, и говорит о том, что не существует риска банкротства предприятия в ближайшие 3– 6 месяцев. Предприятие практически полностью (на 99,2%) обеспечено собственными оборотными средствами, не имеет долгосрочных внешних источников финансирования, величина заемных средств весьма незначительна и составляет менее 1% от всей величины всех финансовых источников финансирования, которые представляен только краткосрочными источниками финансирования.

     

  4. 2.2 Организация бухгалтерского учета в организации

     

    На бухгалтерский учет и отчетность Партнерства распространяется режим упрощенной системы налогооблажения.

    Организация бухгалтерского учета в Партнерства состоит в следующем. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в Партнерстве и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет Генеральный директор. Ведение бухгалтерского учета осуществляет Главный бухгалтер, который осуществлет своевременное предоставление полной и достоверной отчетности.

    лавный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором и подчиняется ему непосредственно.

    В случае разногласий между Генеральным директором и Главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения Генерального директора, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

    Право подписи первичных учетных документов имеют:

    — кассовые документы – генеральный директор и главный бухгалтер;

    — банковские документы — генеральный директор и главный бухгалтер;

    — документы по оприходованию, выбытию, списанию основных средств, материалов и других ценностей, а так же нематериальных активов – генеральный директор, главный бухгалтер, члены постоянно действующей комиссии, назначаемой генеральным директором;

    — документы по оприходованию, выбытию, и списанию расчетов с дебиторами и кредиторами — генеральный директор и главный бухгалтер;

    Учет поступления и расходования средств членских, вступительных взносов учитывается на счете 76.5 «Прочие дебиторы и кредиторы» с начислением поквартально на счет 86.1 «Членские, вступительные взносы».

    Учет поступления взносов в компенсационный фонд учитывается на счете 86.2 «Взносы в компенсационный фонд», без предварительного начисления, записью по дебету счетов денежных средств и кредиту счета 86.2 «Компенсационные взносы».

    Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

    Расходы, произведенные в рамках уставной деятельности учитываются на счете 26 «Расходы по уставной деятельности» в разрезе статей затрат, отраженных в смете доходов и расходов. По окончанию каждого квартала затраты списываются в дебет счета 86.1 «Вступительные и членские взносы».

    В бухгалтерском учете использование целевых средств на приобретение основных средств и других внеоборотных активов отражается бухгалтерской записью по дебету счета 86 «Целевое финансирование» субсчет по соответствующему источнику финансирования и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» субсчет «Целевое финансирование, использованное на приобретение основных средств».

    Выдача денежных средств в подотчет производится лицам, с которыми заключены договоры о материальной ответственности, на основании рассмотренного Генеральным директором заявления о выдаче денежных средств в подотчёт. Денежные средства выдаются на срок не более 30 дней и в суммах, указанных в расходных ордерах. Представление авансовых отчетов по израсходованным подотчетным суммам осуществляется не позднее 03 числа следующего месяца за месяцем, в котором были получены подотчетные суммы.

    Установлен срок отчетности по командировочным расходам на территории РФ и за рубежом — в течении 3-х дней после прибытия.

    Бухгалтерский учет Партнерстваведется по упрощенной форме с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия и специализированной бухгалтерской компьютерной программы.

    Правила документооборота и технология обработки учетной информации соответствуют предусмотренным для упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета УСН.

    Для оформления хозяйственных операций Партнерства применяются типовые формы первичных учетных документов.

    В бухгалтерском учете Партнерства применяется рабочий план счетов.

    Инвентаризация имущества Партнерства осуществляется следующим образом.

    Инвентаризация имущества Партнерства обязательна в следующих случаях:

    — при передаче имущества в аренду, при продаже и выкупе имущества;

    — при составлении годовой бухгалтерской отчетности;

    — при смене материально ответственных лиц;

    — при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

    — в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

    — при реорганизации или ликвидации Партнерства.

    При составлении годовой отчетности инвентаризация проводится в срок с 1 по 15 декабря отчетного года.

    Инвентаризация денежных средств в кассе Партнерства осуществляется ежеквартально.

    Инвентаризация имущества может быть назначена и в иных случаях органами управления Партнерства.

    Инвентаризация проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, ее состав определяется приказом Генерального директора.

    Оценка имущества и обязательств Партнерства следующим образом. Оценка имущества и обязательств Партнерства производится в суммах, округленных до целого рубля. Оценка стоимости имущества списываемых в расходы, осуществляется по фактической стоимости на день списания.

    Оценка задолженности по полученным займам и кредитам осуществляется без учета процентов, причитающихся по договорам займа и кредита.

    Учет приобретения материалов и иного имущества осуществляется на счете №10 с оценкой материалов по фактической стоимости.

    Остатки средств по валютным счетам, другие денежные средства, ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранной валюте, отражать в отчетности в валюте, действующей на территории РФ, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка РФ, действующему на последнее число отчетного периода или по мере совершения операции в соответствии действующим законодательством. Курсовые разницы по операциям с иностранной валютой списываются на счет №91 «Прочие внереализационные доходы и расходы».

    Списание дебиторской задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания списываются на счет №91 «Прочие внереализационные доходы и расходы».

    Расходы по аренде, по приобретению периодических изданий, по абонентской плате за Интернет, по сервисному обслуживанию оборудования и техники и др. учитываются как расходы будущих периодов, если они произведены в отчетном периоде, но относятся к будущим периодам. Эти расходы списываются ежеквартально и равными частями.

    Период списания расходов будущих периодов равен периоду предоставления соответствующих услуг по договору.

    Малоценные активы, отвечающие критериям основных средств, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством в составе материально-производственных запасов;

    Лимит стоимости, в рамках которого малоценные активы признаются материально-производственными запасами установлен стоимостью не более 40000 рублей.

    Изменение стоимости основных средств, по которой они были приняты к бухгалтерскому учету, производится без проведения переоценки в добровольном порядке.

    Формирование остаточной стоимости основных средств, при выбытии, производится на отдельном субсчете счета 01.

    По объектам основных средств амортизация не начисляется в соответствии с действующим законодательством.

    Обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом производить с применением забалансового счета 010 «Износ основных средств».

    Срок полезного использования определятся исходя из ожидаемого срока использования объекта, его физического износа.

    Отчетным периодом считается период с 1 января по 31 декабря года.

    Отчетность Партнерства утверждается в предусмотренном уставом порядке в сроки:

    – для годовой отчетности — в течение 90 дней по окончании года,

    – для квартальной отчетности — в течение 30 дней по окончании квартала.

    Порядок формы и сроки предоставления отчетности в государственные органы определяется согласно законодательству.

    Партнерства по окончании отчетного периода предоставляет в уполномоченный орган отчет целевом использовании полученных средств по утвержденной форме.

    Отчет об использовании средств целевого финансирования предоставляется также организации или гражданину, предоставившему целевое финансирование.

    Бухгалтерский отчет Партнерства подлежит ежегодному обязательному аудиту.

    Нормы командировочных расходов составляют следующие величины;

    — суточные 500 руб. в день;

    — проживание и аренда помещение по фактическим затратам, но не более 1500 руб. за сутки;

    – представительские расходы производятся согласно утвержденной смете доходов и расходов;

    Текущий и оперативный контроль за хозяйственными операциями осуществляет Главный бухгалтер и Генеральный директор.

    Проверка бухгалтерского учета и отчетности Партнерства производится в соответствии с законодательством и Уставом Партнерства.

    Контроль бухгалтерского учета и отчетности Партнерства проводится во время ежегодной аудиторской проверки.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

     

  5. 3.1 Задачи учета финансовых вложений

     

    ПБУ 19/02 устанавливает (п.3), какие виды активов учитываются в составе финансовых вложений. Ими могут быть:

    — государственные и муниципальные ценные бумаги;

    — ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

    — вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

    — предоставленные другим организациям займы;

    — депозитные вклады в кредитных организациях;

    — дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;

    — вклады организации-товарища по договору простого товарищества и пр.

    ПБУ определяет финансовые вложения как самостоятельный объект учета. Для того чтобы быть принятыми в качестве таковых, перечисленные активы должны соответствовать следующим требованиям (п.2):

    — по принимаемым к учету активам должны иметься надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

    — к организации должны перейти финансовые риски, связанные с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

    — эти активы должны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости.

    В ПБУ 19/02 четко перечислены объекты, которые ни при каких условиях к финансовым вложениям отнесены быть не могут (п.3 и 4). Это:

    — собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования (учитываются на счете 81 «Собственные акции (доли)»);

    — драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности;

    — векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

    — вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода (учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности»);

    — активы, имеющие материально-вещественную форму, такие, как основные средства, материально-производственные запасы, а также нематериальные активы.

  6.     Бухгалтерский учет финансовых вложений должен обеспечить выполнение следующих задач:
  7. — правильное оформление документов и своевременное отражение в учете операций по приобретению финансовых вложений и их выбытию;
  8. — своевременное проведение переоценки финансовых вложений;
  9. — правильное отражение формирования первоначальной стоимости финансовых вложений при их приобретении и выбытии;
  10. — контроль сохранности финансовых вложений, принятых к бухгалтерскому учету;
  11. — правильность начисления доходов по операциям с финансовыми вложениями;
  12. — контроль за созданием и использованием резервов под обесценение финансовых вложений;
  13. — правильное исчисление налогов, связанных с проведением операций с финансовыми вложениями;
  14. — проведение инвентаризации финансовых вложений с целью выявления излишков и недостач;
  15. — формирование полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности по наличию и движению финансовых вложений.

     

  16. 3.2 Организация первичного учета финансовых вложений

     

    Основными первичными документами для учета операций с финансовыми вложениями являются следующие:

    — договор;

    — акт приема-передачи;

    — сертификат эмиссионной ценной бумаги;

    — выписка со счета депо;

    — выписка из реестра акционеров и др.

    Договор заключается в случаях и с учетом требований, установленных российским законодательством, и прежде всего в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Как правило, используется письменная форма договора, для некоторых видов договоров она обязательна. Некоторые договоры, например купли-продажи ценных бумаг, должны быть зарегистрированы в установленном порядке в специализированных компаниях. В условиях договора стороны определяют основные права и обязанности, возникающие по сделке: стоимость, порядок оплаты и передачи предмета договора, сроки, форс-мажорные обстоятельства и другие условия.

    Акт приема-передачи является документом, свидетельствующим о передаче материальных ценностей от одного лица другому. Факт передачи и получения заверяется подписями ответственных лиц с каждой стороны и скрепляется печатями юридических лиц. Как правило, акт приема-передачи составляется в соответствии с заключенным договором и содержит подробные характеристики передаваемого имущества. Например, в акте приема-передачи векселя указывается его эмитент, вексельная сумма, серия и номер векселя, дата и место погашения.

    Сертификат эмиссионной ценной бумаги может иметь место при операциях с документарными ценными бумагами, т.е. такими, которые существуют в виде документа. При документарной форме эмиссионных ценных бумаг сертификат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой.

    Сертификат эмиссионной ценной бумаги — документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата. Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие обязательные реквизиты:

    — полное наименование эмитента и его юридический адрес;

    — государственный регистрационный номер эмиссионных ценных бумаг;

    — вид ценных бумаг;

    — указание количества эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных этим сертификатом;

    — указание общего количества выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером;

    — порядок размещения эмиссионных ценных бумаг;

    — обязательство эмитента обеспечить права владельца при соблюдении владельцем требований законодательства Российской Федерации;

    — печать эмитента;

    — подписи руководителей эмитента и подпись лица, выдавшего сертификат;

    — другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида ценных бумаг.

    В документарной форме могут существовать следующие ценные бумаги: акции и облигации организаций, векселя, государственные облигации и др. В бездокументарной форме могут существовать эмиссионные ценные бумаги организаций (акции, облигации) и государства.

    Часть обращающихся на рынке ценных бумаг существует в так называемой бездокументарной форме, т.е. владельцы таких бумаг не могут их получить «на руки» в виде документа. Информация о переходе права собственности на подобные бумаги поступает организации в виде выписок из реестра или выписок со счета депо, поскольку права владельцев на эмиссионные ценные бумаги без-документарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра — записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии — записями по счетам депо в депозитариях.
    Выписка со счета депо содержит: реквизиты счета депо и депозитария, сведения о ценной бумаге (количество, характеристики), наименование владельца, дату перехода права собственности, сведения о документе, на основании которого произошла смена владельцев.

    Выписка из реестра предоставляется на конкретную дату по требованию держателя бумаг и содержит информацию о реестродержателе, владельце, количестве ценных бумаг, характеристики ценных бумаг. Выписка заверяется подписью должностного лица и печатью реестродержателя.
    В соответствии с установленными правилами все ценные бумаги, хранящиеся в организации, должны быть зарегистрированы в книге учета ценных бумаг, в которой предусмотрены следующие реквизиты: наименование эмитента; номинальная цена ценной бумаги; покупная стоимость; номер и серия; общее колиличество; дата покупки; дата продажи; контрагент (покупатель или продавец).
    Книга учета ценных бумаг должна быть сброшюрована, скреплена печатью организации и подписями руководителя и главного бухгалтера, страницы пронумерованы.

    Исправления в книгу учета ценных бумаг могут вноситься лишь с разрешения руководителя и главного бухгалтера с указанием даты внесения исправлений.

    В случае ведения книги учета ценных бумаг с помощью средств вычислительной техники результатная информация может формироваться в виде выходного документа на машиночитаемых носителях. Распечатка информации с машиночитаемых носителей осуществляется по мере необходимости или по требованию контролирующих органов, но не реже одного раза в год.
    При хранении бланков (сертификатов) ценных бумаг в депозитарии они продолжают числиться в бухгалтерском учете у организации-владельца с указанием в аналитическом учете реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение.

    Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о краткосрочных и долгосрочных активах в разрезе каждого объекта учета. При этом учет финансовых вложений в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 58 «Финансовые вложения» обособленно, так как это имеет особое значение при составлении консолидированной отчетности.

     

  17. 3.3 Оценка финансовых вложений

     

    Согласно п. 8 ПБУ 19/02 финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость определяется в зависимости от способа получения активов.

    Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение.

    Согласно п. 9 ПБУ 19/02 фактическими затратами на приобретение ценных бумаг в качестве финансовых вложений являются:

    — суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

    — суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов;

    — вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;

    — иные затраты, непосредственно связанные с приобретением активов в качестве финансовых вложений.

    Пунктом 11 ПБУ 19/02 установлено, что в случае несущественности величины дополнительных затрат на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги, по такие затраты организация вправе признавать прочими операционными расходами в том отчетном периоде, в котором были приняты к бухгалтерскому учету указанные ценные бумаги.

    Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации (п. 12 ПБУ 19/02).

    В соответствии с п. 13 ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью финансовых вложений, полученных организацией безвозмездно, таких как ценные бумаги, признается:

    — их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом под текущей рыночной стоимостью ценных бумаг понимается их рыночная цена, рассчитанная в установленном порядке организатором торговли на рынке ценных бумаг;

    — сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи полученных ценных бумаг на дату их принятия к бухгалтерскому учету,

    — для ценных бумаг, по которым организатором торговли на рынке ценных бумаг не рассчитывается рыночная цена.

    Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией (п. 14 ПБУ 19/02).

    Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы (п. 19 ПБУ 19/02):

    1) финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;

    2) финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

    Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.

    Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты у коммерческой организации (в составе прочих доходов или расходов) или увеличение доходов (п. 20 ПБУ 19/02).

    Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

    По долговым ценным бумагам (облигациям, векселям), по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно, по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода, относить на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих доходов или расходов) (п. 22 ПБУ 19/02).

    Согласно п. 25 ПБУ 19/02 выбытие ценных бумаг признается в бухгалтерском учете на дату единовременного прекращения действия условий принятия ценных бумаг к бухгалтерскому учету.

    Финансовые вложения выбывают в случаях их погашения, продажи, безвозмездной передачи, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, передачи в счет вклада по договору простого товарищества и т.д.

    В соответствии с п. 26 ПБУ 19/02 при выбытии ценных бумаг, по которым текущая рыночная цена не устанавливается, их стоимость определяется одним из трех нижеследующих способов:

    1) по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;

    2) по средней первоначальной стоимости;

    3) по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

    Применение одного из вышеуказанных способов определения текущей рыночной цены по группе (виду) финансовых вложений производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

    Согласно п. 30 ПБУ 19/02 если выбывают ценные бумаги, по которым определяется текущая рыночная стоимость, то их стоимость устанавливается исходя из последней оценки.

     

  18.  
  19. 3.4 Учет финансовых вложений на депозитные счета в банке

     

     

    Учет финансовых вложений ведется как учет вкладов на депозитных счетах и учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 3 «Депозитные счета».

    Согласно п. 6 ПБУ 19/02 организация ведет аналитический учет финансовых вложений таким образом, чтобы обеспечить информацию по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений и организациям, в которые осуществлены эти вложения (эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является организация, организациям-заемщикам и т.п.). Таким образом, к каждому субсчету могут быть открыты аналитические счета третьего порядка.

    Проценты по банковскому депозиту в соответствии с п.7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» включаются в состав доходов организации и учитываются на счете 91-1 »Прочие доходы».

    Таблица 5 – Бухгалтерские проводки по учету процентов по банковскому депозиту

    Дебет

    Кредит

    Содержание хозяйственной операции

    Примечание

    55-3 

    51 

    Перечисление с расчетного счета средств на депозитный счет

    В дату и в сумме указанную в договоре Банковского депозита

    76 

    91-1 

    Начисление процентов исходя из условий договора на каждую отчетную дату

    В соответствии с п.16 ПБУ 9/99 «Доходы организации» проценты должны быть начислены за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора

    51 

    76 

    Выплата банком причитающейся суммы процентов

    Выплата процентов производится в сроки, установленные договором: по окончании каждого месяца, по окончании каждого квартала, по окончании срока депозита

    55-3 

    76 

    Выплата банком причитающейся суммы процентов

    Если проценты банк перечисляет сначала на депозитный счет

    51 

    55-3 

    Зачисление на расчетный счет суммы процентов по депозиту

    51 

    55-3 

    Возврат суммы депозита на расчетный счет по окончании срока

    В дату окончания срока депозита, согласно условиям договора, либо в дату досрочного расторжения договора

     

     

    Перейдем к рассмотрению процедуры инвентаризации финансовых вложений.

     

  20. 3.5 Инвентаризация финансовых вложений

     

     

    Порядок инвентаризации финансовых вложений определен в пунктах 3.9-3.14 гл. 3 Правил проведения инвентаризации. Порядок бухгалтерского учета финансовых вложений определяется в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Согласно п.3 ПБУ 19/02 к финансовым вложениям относятся ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.п.); вклады в уставные капиталы других организаций (в том числе дочерних); предоставленные другим организациям займы; депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная по соответствующим договорам и пр.

    Таким образом, перед проведением инвентаризации финансовых вложений необходимо проверить наличие договоров, актов приема передачи, ценных бумаг, описей и других регистров аналитического учета.

    В результате инвентаризации проверяются фактические затраты, произведенные при покупке ценных бумаг, вложений в уставные капиталы, предоставления займов и т.д. При проверке фактического наличия ценных бумаг необходимо установить следующее:

    – правильность оформления ценных бумаг и сопровождающих документов;

    – соответствие фактической и балансовой стоимостей ценных бумаг;

    – соответствие фактического и учетного количества ценных бумаг;

    – своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

    Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с занесением результатов в инвентаризационную опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности по форме № ИНВ-16. В описи указываются названия, серии, номера, номинальная и фактическая стоимости, сроки погашения и общая сумма. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными реестров, книг, хранящихся в бухгалтерии организации. Ценные бумаги, находящиеся на хранении в депозитариях, сверяются по остаткам сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок депозитариев.

    Суммы финансовых вложений в уставные капиталы организаций, финансовые займы и кредиты, предоставленные другим организациям, должны подтверждаться договорами и прочими первичными документами.

     

  21.  
  22. 3.6 Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности

     

     

    В бухгалтерской отчетности финансовые вложения должны представляться с подразделением на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока обращения (погашения) (п. 41 ПБУ 19/02).

    В бухгалтерском балансе финансовые вложения (в том числе и депозитные вклады) отражаются по стр. 140 «Долгосрочные финансовые вложения» и стр. 250 «Краткосрочные финансовые вложения».

    Предоставленные беспроцентные займы, беспроцентные векселя и прочие вложения, не приносящие доход в соответствии с п. 2 ПБУ 19/02, к финансовым вложениям не относятся и отражаются по строке 270 «Прочие оборотные активы» бухгалтерского баланса.

    В приложении (форма №5) приводятся данные о наличии финансовых вложений по их видам (государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, вклады в уставные капиталы и т.д.) с подразделением на долгосрочные и краткосрочные.

    В отчете об изменениях капитала (форма №3) в разделе «Резервы» отражаются данные о наличии и движении резерва под обесценение финансовых вложений.

    В пояснительной записке к годовой отчетности подлежит раскрытию с учетом требования существенности, как минимум, следующая информация (п. 42 ПБУ 19/02):

    — способы оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам);

    — последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии;

    — стоимость финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется;

    — разница между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений, по которым определялась текущая рыночная стоимость;

    — по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость, — разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения;

    — стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом;

    — стоимость и виды выбывших ценных бумаг и иных финансовых вложений, переданных другим организациям или лицам (кроме продажи);

    — данные о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием: вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного прочим доходом отчетного периода; сумм резерва, использованных в отчетном году;

    — по долговым ценным бумагам и предоставленным займам — данные об их оценке по дисконтированной стоимости, о величине их дисконтированной стоимости, о примененных способах дисконтирования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4 АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

     

     

    На сегодняшний день руководителям российских предприятий приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает их постоянно держать под контролем различные аспекты финансово – хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная, она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам.

    Если не брать во внимание умышленные противоправные действия, то все ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например, арифметические ошибки), либо из – за незнания особенностей ведения бухгалтерского учета в России. Такие ошибки практически неизбежны при ручном учете или при использовании устаревших или нелегальных версий программных комплексов.

    Хорошие бухгалтерские системы вне зависимости от их масштаба, программно – аппаратной платформы и стоимости должны обеспечивать качественное ведение учета, быть надежными и удобными в эксплуатации.

    В функциональном аспекте бухгалтерские системы должны, по крайней мере, безошибочно производить арифметические расчеты; обеспечивать подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произвольной формы; осуществлять безошибочный перенос данных из одной печатной формы в другую; производить накопление итогов и исчисление процентов произвольной степени сложности; обеспечивать обращение к данным и отчетам за прошлые периоды.

    Для того чтобы обеспечить указанные возможности, система должна иметь единую базу данных по текущему состоянию бухгалтерского учета на предприятии и архивным материалам, любые сведения из которой могут быть легко получены по запросу пользователя. В зависимости от особенностей учета на предприятии базы данных могут иметь различную структуру, но в обязательном порядке должны соответствовать структуре принятого плана счетов, задающего основные параметры настройки системы на конкретную учетную деятельность. Модули системы, обеспечивающие проведение расчетов, суммирование итогов и начисление процентов, должны использовать расчетные нормативы, которые приняты в текущее время.

    Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ее от случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Как известно, современные персональные компьютеры являются достаточно открытыми, поэтому нельзя достоверно гарантировать защиту чисто на физическом уровне. Важно, чтобы после сбоя разрушенную базу данных можно было легко восстановить, а работу системы возобновить в кратчайшие сроки. Хорошие бухгалтерские системы отвечают этим требованиям.

    Не менее важно, чтобы фирма – разработчик бухгалтерской программы имела значительный опыт работы и солидную репутацию. При выборе системы следует учитывать то обстоятельство, что в дальнейшем к продавцу придется неоднократно обращаться и за советом или консультацией, и за заменой устаревшей версии на более свежую.

    Несмотря на то что в мире существует более тысячи бухгалтерских пакетов различной мощности и стоимости, российские бухгалтеры и предприниматели предпочитают отечественные пакеты, более подходящие для условий переходной экономики и быстрой смены законодательных актов, регулирующих порядок бухгалтерского учета. Сегодня мы анализируем уже третье поколение российских автоматизированных бухгалтерских систем.

    Программа 1С: Бухгалтерия является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам.
    Программа предоставляет возможность ручного и автоматического ввода проводок.

    Вместе с продуктом предлагается широкий перечень заполняемых форм первичных документов, но если пользователя не устраивает какой-либо документ, он может изменить его печатную форму и алгоритм заполнения.

    Помимо описанного продукта, фирма «1С» продвигает на рынок свою новую разработку под названием «1С: Предприятие». Это ПО представляет собой универсальную систему для автоматизации учета в торговле, складском хозяйстве и смежных отраслях деятельности предприятия.

    Система «1С: Предприятие» может быть адаптирована к любым особенностям учета на конкретном предприятии при помощи модуля «1С: Конфигуратор», позволяющего настраивать все основные элементы программной среды, генерировать и редактировать документы с любой структурой, изменять их экранные и печатные формы, формировать журналы для работы с документами с возможностью их произвольного распределения по журналам.

    На исследуемом предприятии НП «СРО Краснодарские строители» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета на базе «1 С : Бухгалтерия». При этом в структуре активов предприятия значительна доля краткосрочных финансовых вложений в виде депозитных счетов в банке. В качестве рекомендаций по автоматизации учета финансовых вложения нами рекомендуется внедрение комплексного решения по автоматизации учета ценных бумаг и финансовых вложений. программный продукт разработан на основе «1С:Бухгалтерский учет 8.0», которое было разработано компанией «Бизнес-проект» (г. Санкт-Петербург» стоимостью 2800 рублей.

    Конфигурации  «БП: Учет финансовых вложений», редакция 3.0 предназначена для комплексной автоматизации учёта ценных бумаг и финансовых вложений (акций, займов, векселей, паев, вкладов в уставные капиталы других организаций). 

    Конфигурация  обладает следующими возможностями:

    1. Партионный учет по методу FIFO в разрезе каждой операции покупки. При активной работе на бирже дневной отчет брокера может содержать от нескольких сотен до нескольких тысяч операций покупки/продажи ЦБ. Причем цены могут меняться от операции к операции.

    2. Учет сделок РЕПО. Для отражения сделок РЕПО в конфигурацию добавлен новый документ «Сделка РЕПО». Суть сделок РЕПО состоит в следующем. Кредитная организация покупает у продавца (фактического заемщика) какое-либо имущество и одновременно обязуется продать это же имущество заемщику через некоторый срок за определенную цену. Юридически сделка РЕПО представляет собой совокупность двух договоров купли-продажи. Оба они оформляются чаще всего в виде единого документа. Отличаются эти договоры только ценой (цена договора «обратной» продажи выше) и сроками исполнения (первый договор исполняется непосредственно после заключения, а второй — через определенный срок).

    Документ позволяет отражать следующие операции РЕПО:

    – первая часть (покупка);

    – первая часть (продажа);

    – вторая часть (покупка);

    – вторая часть (продажа).

    Вторые части сделок РЕПО заполняются автоматически на основании первой части. Документ формирует все необходимые проводки по бухгалтерскому и налоговому учету.

    3. Учет маржинальных сделок. Маржинальные сделки — это сделки с использованием ценных бумаг или денежных средств, взятых в кредит у брокера. То есть, если остатка денежных средств на брокерском счете не хватает, чтобы купить ценные бумаги, или нет ценных бумаг, чтобы их продать, вы можете взять взаймы у брокера деньги или ценные бумаги и совершить сделки на рынке.

    Конфигурация позволяет отражать маржинальные сделки внутри одного документа (отчета брокера, выписки со счета Депо). Таким образом, отпадает необходимость «перетасовывать» операции, отражая сначала покупки, а затем продажи. Теперь вы можете отражать операции в строгом хронологическом порядке, программа сама определит маржинальную сделку и сделает все необходимые действия.

    4. Автоматическая загрузка отчетов брокеров. Формат документа «Отчет брокера» разрабатывался таким образом, чтобы максимально просто было осуществлять импорт информации из отчетов брокеров, представленных в электронном виде. В процессе внедрений программы специалистами нашей фирмы были написаны специальные обработки по закачке информации из файлов самых разных типов и форматов. Возможности программы 1С позволяют работать с файлами практически любых типов, например: .txt, .xls, .dbf.

    Настройка загрузки информации из файла в формате пользователя выполняется за отдельную плату.

    5. Технические особенности. Конфигурация «БП: Учет финансовых вложени» редакция 2.0 поставляется с ключом защиты. В стандартную поставку входит один ключ. Защита конфигурации построена таким образом, что ключом защищены только часть программы по учету финансовых вложений, все остальные участки работают без всяких ограничений. Таким образом, при работе с программой нескольких пользователей ключ будет необходим только тому пользователю, который непосредственно отвечает за вышеозначенный участок. 

    Внедрение модуля 1 «БП: Учет финансовых вложений» в систему автоматизации бухгалтерского учета на НМ «СРО Краснодарские строители» позволит:

    1) упорядочение бухгалтерского учета финансовых вложений. Если при бумажной бухгалтерии для получения какой-либо информации, например специфической выборки оборотов по субсчету счета, требовалось несколько часов работы, то на компьютере – нажал клавишу и выборка распечаталась;

    2) увеличение количества информации, получаемой из бухучета в рамках учета финансовых вложений;

    3) снижение числа бухгалтерских ошибок в учете финансовых вложений. Это очень важный фактор, если учитывать величину штрафов и пеней за сокрытие налогооблагаемых величин, причиной которого, как правило, являются именно бухгалтерские ошибки, а не некий злой умысел;

    4) повышение оперативности бухучета в части учета финансовых вложений;

    5) повышение экономичности бухгалтерского учета финансовых вложений.

    Финансовые вложения (или финансовые активы по МСФО) – любой актив, представленный денежными средствами, договорным правом требования денежных средств от другой компании, а также договорным правом обмена долевых или долговых финансовых инструментов организации. Договорные права требования денежных средств означают дебиторскую задолженность, а договорные права на обмен потенциально выгодных финансовых активов возникают при приобретении векселей, облигаций, вложений в долевые ценные бумаги (акции).

    Финансовые вложения являются категорией рыночной экономики. В отечественный бухгалтерский учет вместе с развитием рыночных отношений и форм собственности, соответствующих им. Организации в условиях экономической самостоятельности получили возможность инвестировать относительно свободные от текущей деятельности активы в уставные капиталы других организаций, предоставлять их в займы под приемлемый процент, приобретать ценные бумаги с целью получения дохода и сохранения капитала от обесценения, участвовать в выгодных совместных проектах деятельности и т.п.

  23. Установлено, что бухгалтерский учет финансовых вложений должен обеспечить выполнение следующих задач: правильное оформление документов и своевременное отражение в учете операций по приобретению финансовых вложений и их выбытию; своевременное проведение переоценки финансовых вложений; правильное отражение формирования первоначальной стоимости финансовых вложений при их приобретении и выбытии; контроль сохранности финансовых вложений, принятых к бухгалтерскому учету; правильность начисления доходов по операциям с финансовыми вложениями; контроль за созданием и использованием резервов под обесценение финансовых вложений; правильное исчисление налогов, связанных с проведением операций с финансовыми вложениями; проведение инвентаризации финансовых вложений с целью выявления излишков и недостач; формирование полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности по наличию и движению финансовых вложений.

    В рамках оценки хозяйственной деятельности исследуемой организации, определено что она является некоммерческим партнерством, деятельность которого не направлено на извлечение прибыли. Организация не имеет поступлений в виде выручки от продаж, основные поступления она получает в виде прочих доходов – членских взносов. Организация находится на упрощенной системе налогообложения. Определенно, что НП «СРО Краснодарские строители» является финансово устойчивым, платежеспособным и высоколиквидным предприятием.

    Основная часть имущества Партнерства представлена краткосрочными финансовыми вложениями в виде депозитных счетов в банке. Учет финансовых вложений ведется как учет вкладов на депозитных счетах и учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 3 «Депозитные счета».

    Согласно п. 6 ПБУ 19/02 организация ведет аналитический учет финансовых вложений таким образом, чтобы обеспечить информацию по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений и организациям, в которые осуществлены эти вложения (эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является организация, организациям-заемщикам и т.п.). Таким образом, к каждому субсчету могут быть открыты аналитические счета третьего порядка. Проценты по банковскому депозиту в соответствии с п.7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» включаются в состав доходов организации и учитываются на счете 91-1 »Прочие доходы».

    В качестве рекомендаций по совершенствованию учета финансовых вложений предлагаем следующее. Применение счета 58 «Финансовые вложения» в его нынешнем назначении не дает полной возможности получать достоверную информацию об объектах инвестиций, поскольку финансовые вложения представляют собой процесс формирования первоначальной стоимости финансовых активов у одной организации и финансовых обязательств у другой. По этой причине на счете 58 должны учитываться не финансовые вложения организации (как указывается в наименовании счета), а объекты финансовых активов, полностью сформированные и приносящие экономические выгоды от своего использования, что, кстати, будет отвечать и требованиям МСФО.

    Неудобства действующего механизма учета подтверждаются и тем, что в практической деятельности бухгалтерская служба организации часто использует отдельный субсчет к активно-пассивному счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», например субсчет 76-5 «Приобретение ценных бумаг». При таком подходе затраты изначально аккумулируются на счете, предназначенном для учета расчетных операций, и в том случае если на момент составления отчетности накопленная стоимость объекта инвестирования по различным причинам (в частности из-за отсутствия документов о переходе права собственности) не будет перенесена на балансовый счет 58 «Финансовые вложения», в бухгалтерской (финансовой) отчетности будет отражена искаженная информация в части расчетов за консультационные, информационные, депозитарные и другие сопутствующие приобретению финансовых вложений услуги, которые раздельно фактическую (первоначальную) стоимость вложений отражать не могут. Предлагаем открывать отдельный субсчет 08-9 «Финансовые вложения» к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» для отражения вложений в долгосрочные финансовые активы. Для учета приобретения ценных бумаг, по ее мнению, необходимо использовать счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Однако перед постановкой на учет (при формировании первоначальной стоимости) финансовые вложения, несомненно, следует классифицировать с точки зрения их срочности на долгосрочные (более 12 месяцев) и краткосрочные и формировать первоначальную стоимость по видам инвестиций на субсчете 08-9 «Вложения в долгосрочные финансовые активы», входящем в группу счетов раздела I «Внеоборотные активы» Плана счетов (применение данного субсчета необходимо закрепить в Учетной политике организации). На субсчете 08-9 «Вложения в долгосрочные финансовые активы» будет отражаться процесс формирования первоначальной стоимости долгосрочных финансовых вложений с фиксированными или определяемыми платежами, которые попадают в третью категорию предлагаемой классификации финансовых вложений коммерческой организации. Для учета процесса формирования краткосрочных объектов финансовых вложений целесообразно ввести в хозяйственный оборот коммерческой организации самостоятельный счет из группы счетов раздела V «Денежные средства» Плана счетов, например счет 56 с наименованием «Вложения в краткосрочные финансовые активы». Введение новых счетов для формирования первоначальной стоимости объектов финансовых инвестиций будет уместным и целесообразным в их практическом применении.

    Субсчета, рекомендуемые Планом счетов к счету 58 «Финансовые вложения», также требуют определенных уточнений и дополнений. Считаем, что использование в хозяйственном обороте счета 58 «Финансовые вложения» в его нынешней редакции без увязки со счетами, на которых формируется первоначальная стоимость объектов долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, не слишком оправданно.

    В связи с этим следует использовать переработанный перечень субсчетов (взамен ныне действующих) к счету 58 «Финансовые вложения», который будет отражать объективную позицию организации в части произведенных ею финансовых инвестиций.

    Подобные изменения счета 58 «Финансовые вложения» и введение нового субсчета 08-9 «Вложения в долгосрочные финансовые активы» и счета 56 «Вложения в краткосрочные финансовые активы» позволят осуществлять более оперативный и детализированный контроль руководством компании-инвестора находящегося у нее на балансе объема долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  24. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г.
  25. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая – Федеральный закон от 31.07. 1998. (в ред. ФЗ от 27.06.2011 № 162-ФЗ). Принят Государственной Думой 16.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. С. 3824.
  26. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – Федеральный закон от 5.08.2000. (в ред. ФЗ от  19.07.2011 № 245-ФЗ) Принят Государственной думой 19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
  27. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): [утв. приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н].
  28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02): [утв. приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н].
  29. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: [утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г.] — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 36 с.
  30. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению : [утв. приказом Минфина РФ 31 октября 2000 года, № 94н].
  31. Алборов, Р. А. Принципы и основы бухгалтерского учета: учеб. пособие / Р.А. Алборов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2009. — 344 с.
  32. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю. А. Бабаев, И. П. Комисаро- ва; под ред. Ю. А. Бабаева. — 4-е изд., пераб и доп., — М.: 2012. — 528 с.
  33. Безруких, П. С. Бухгалтерский учет / П. С. Безруких. — изд. 6-е. — М.: Бухгалтерский учет, 2012. — 719 с.
  34. Каморджанова, Н. А. Бухгалтерский (финансовый) учет / Н. А. Каморджанова, И. А. Карташова. — М.: Питер, 2012. — 464 с.
  35. Куликова, Л. И. Налоговый учет: учеб. пособие /Л. И. Куликова: М.: Бухгалтерский учет, 2009. — 328 с.
  36. Курбангалиева, О. А. Исправление ошибок в бухгалтерском и налоговом учете / О. А. Курбангалиева: М.: «Главбух», 2008. — 232 с.
  37. Лабынцев, Н.Т., Пасечник, А.В. Особенности формирования актива в качестве объекта финансовых вложений в условиях применения МСФО / Н.Т. Лабынцев, А.В. Пасечник // Учет и статистика. — 2009. — №2 (14). 
  38. Лукаш, Ю. А. Бухгалтерский и налоговый учет различных хозяйственных операций / Ю. А. Лукаш: М.: Дело и сервис, 2009. — 367 с.
  39. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие / Н. П. Любушин: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 471 с.
  40. Макарьева, В. И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учебное пособие / В. И. Макарьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007.-364 с.
  41. Новодворский, В. Д. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов / В. Д. Новодворский: Спб: Питер, 2009. — 153 с.
  42. Палий, В. Ф. Финансовый учет: учеб. пособие /В. Ф. Палий, В. В. Палий. — 4-е изд., перераб. и доп.,- М.: ИД ФБК-Пресс, 2011. — 665 с.
  43. Пасечник, А.В. Совершенствование методики учета финансовых вложений в коммерческой организации / А.В. Пасечник // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». — 2009. — №2 (28).
  44. Рогуленко, Т. М. Бухгалтерский учет /Т. М. Рогуленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 368 с.
  45. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г. В. Савицкая. — 11-е изд., испр. — Минск: НП «Новое знание», 2012. — 704 с.
  46. Самохвалова, Ю. Н. Бухгалтерский учет: Практикум: учеб. пособие / Ю. Н. Самохвалова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. — 240 с.
  47. Финансовый учет: учебник /Под ред. проф. В. Г. Гетьмана. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 640 с.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.12MB/0.00147 sec

WordPress: 26.13MB | MySQL:117 | 2,854sec