Совершенствование учета издержек предприятия » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Совершенствование учета издержек предприятия

<

121813 0033 1 Совершенствование учета издержек предприятияВ бухгалтерском учете выделяют три группы хозяйственных операций, связанных с издержками обращения торговых организаций:

— включение издержек обращения непосредственно в затраты отчетного периода;

— отражение затрат в составе расходов будущих периодов;

— создание резерва предстоящих расходов и отнесение их на издержки последующих отчетных периодов.

Отражение затрат в бухгалтерском учете предприятий торговли необходимо осуществлять по действующим в настоящее время «Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания» (письмо ГНС РФ от 10.05.1995 г. № ЮБ-6-17/256).

В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии со ст. 320 части II НК РФ.

В состав издержек обращения включаются также расходы на доставку товаров (если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по условиям договора), складские расходы и другие расходы, связанные с приобретением и реализацией этих товаров.

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и накладные (косвенные).

По принципу определения расходов разделение основано на отношении отдельных видов расходов к процессу производства продукции, выполнения работ или оказания услуг.

К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в текущем отчетном периоде, и суммы расходов на транспортировку этих товаров до склада покупателя (если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров). Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товара

 

на складах» определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца следующим образом:

определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товара на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;

рассчитывается средний процент как соотношение суммы прямых расходов и стоимости товаров;

определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем отчетном периоде, признаются косвенными и уменьшают доход от реализации товаров в текущем отчетном периоде.

Для организаций-производителей (поставщиков) продукции и организаций, осуществляющих торговую, снабженческо-сбытовую, заготовительную деятельность, для учета затрат, связанных со сбытом продукции, счетным планом предусмотрен активный, собирательно-распределительный счет 44 «Расходы на продажу». На этом счете должны учитываться затраты отчетного периода на продажу продукции, выполненных и сданных работ, оказанных услуг. Этот счет по своей характеристике идентичен счету 20 «Основное производство», который используют для учета затрат производственные организации.

Если предприятие ведет производственную, торговую, посредническую деятельность, то расходы, связанные с производством собственной продукции, оно отражает на счете 20, а расходы по заготовке и реализации товаров — на счете 44.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Величина этих расходов вместе с производственными затратами формирует размер полной себестоимости реализованной продукции. Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

К затратам, связанным со сбытом продукции, относятся все расходы предприятия-изготовителя, в том числе:

— на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (если это не предусмотрено технологией цехов основного производства);

— на транспортировку продукции до потребителя;

— погрузочно-разгрузочные расходы;

— комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

— затраты на рекламу и другие расходы, обусловленные сбытом продукции;

— по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

— на представительские расходы;

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг..

В течение месяца расходы на продажу собираются по дебету счета 44, а по окончании месяца списываются на счет 90 «Продажи» в той их части, которая приходится на реализованные за текущий месяц товары.

Счет 44 имеет дебетовый остаток. Это та сумма издержек обращения и производства, которая приходится на остаток товаров, не реализованных на конец отчетного периода (на конец месяца). Она определяется расчетным путем по среднему проценту издержек за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало этого отчетного месяца. Базой распределения являются транспортные расходы.

Расчет производится в определенной последовательности.

Счет 44 «Расходы на продажу» может корреспондировать с другими счетами в следующих бухгалтерских проводках:

Д 44 К 02,04 — начислена амортизация по основным средствам и нематериальным активам, используемым в торговле;

Д 44 К 04 — списание стоимости нематериальных активов, используемых в торговле;

Д 44 К 10 — расход материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей в процессе торговли;

Д 44 К 16 — списание доли стоимости материальных ценностей на расходы на торговлю;

Д 44 К 19 — списание сумм НДС по неоплаченным материальным ресурсам, работам и услугам, используемым для изготовления продукции и осуществления операций, освобожденных от НДС;

Д 44 К 23 — списание услуг, оказанных вспомогательными производствами, обслуживающими производствами и хозяйствами в торговле;

Д 44 К 41 — расходы товаров на собственные нужды (в качестве тары и т.п.) в торговых организациях;

Д 44 К 42 — отнесение части торговой наценки на расходы на торговлю;

Д 44 К 43 — расходы на затаривание и упаковку готовой продукции на складах;

Д 44 К 60 — задолженность поставщикам и подрядчикам за транспортные и другие услуги по заготовке и доставке товаров на станцию отправления, погрузке их в транспортные средства, перевозке и хранению;

Д 44 К 68 — начисление платежей в бюджет по разным налогам и сборам, включенным в расходы на продажу; списание сумм НДС по оплаченным материальным ресурсам, использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС;

Д 44 К 69 — начисление единого социального налога и платежей во внебюджетные фонды социального страхования и обеспечения с сумм оплаты труда работникам торговых организаций;

Д 44 К 70 — начисление оплаты труда работникам, занятым в торговле и на возведении временных (нетитульных) сооружений;

Д 44 К 71 — списание торговых расходов, оплаченных подотчетными лицами;

Д 44 К 76 — расходы организаций, осуществляющих торговую деятельность (на аренду зданий, сооружений помещений и инвентаря, на рекламу и представительские расходы и т.п.); расходы организаций, осуществляющих промышленную и иную деятельность (комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, по хранению и переработке сырья, на аренду зданий и сооружений и т.п.); расходы организаций, заготавливающих и перерабатывающих сырье (общеоперационные и заготовительные расходы, расходы на содержание заготовительных и приемных пунктов, расходы по содержанию скота и птицы на базах и приемных пунктах и т.п.); начисление платежей по обязательному имущественному и личному страхованию работников торговых и т.п. организаций;

Д 44 К 79 — начисление платежей подразделениям организации, выделенным на обособленный баланс, за услуги, включаемые в расходы на продажу;

Д 44 К 91 — недостача товаров (в пределах норм естественной убыли);

Д 44 К 94 — недостача товаров (сверх норм естественной убыли);

Д 44 К 96 — создание резерва предстоящих платежей на оплату расходов, связанных с продажей;

Д 44 К 97 — списание на расходы будущих периодов части расходов отчетного периода в торговле;

Д 10 К 44 — возврат материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, ранее списанных на расходы;

списание расходов по заготовке и доставке сельскохозяйственной продукции организациями, заготавливающими и перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию;

Д 11 К 44 — списание расходов по заготовке скота и птицы в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;

Д 15 К 44—списание расходов по заготовке и переработке сельскохозяйственного сырья (если используется счет 15);

Д 45 К 44 — списание и предъявление покупателям расходов, ранее принятых за счет торгующей организации, за их счет при отгрузке продукции (тара, транспортные и другие расходы);

Д 76 К 44 — перерасчеты и уточнения расчетов с банком в пользу торгующих и т.п. организаций, уменьшающие их расходы; предъявление претензии организациям по затратам, ранее списанным как расходы на продажу;

Д 79 К 44 — списание расходов подразделений организации, выделенных на обособленный баланс, за услуги, включаемые в расходы на продажу;

Д 90 К 44 — списание на себестоимость проданной продукции торговых расходов по окончании отчетного периода;

Д 94 К 44 — восстановлена недостача, ранее принятая за счет организации (для последующего ее списания на виновных лиц);

Д 99 К 44 — списание на уменьшение прибыли организации расходов на продажу.

В случаях, когда выручка от продажи отгруженной продукции (товаров) определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), вся информация о наличии и движении этой продукции обобщается на счете 45 «Товары отгруженные», предназначенном для этих целей, а также для учета готовых изделий, переданных другим организациям для продажи на комиссионных началах.

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» должен вестись по видам и статьям расходов. Каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя организацию аналитического учета. Это могут быть многографные карты или ведомости, где каждой отдельной статье отводится специальная графа. Итог записанных в каждой графе сумм показывает размер произведенных расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итоговая сумма в этой графе должна быть равна данным соответствующего синтетического счета 44 «Расходы на продажу». Обычно на предприятии учет в картах или ведомостях ведется отдельно по каждому структурному подразделению предприятия, а внутри них — по статьям издержек обращения. Но возможен и такой вариант, когда учет ведется по статьям издержек обращения, а внутри них — по структурным подразделениям.

В условиях рыночной экономики администрация организации должна самостоятельно принимать решения, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности; вести учет фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат. При этом выбор того или иного подхода в решении вопросов учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (отдельных ее видов, групп однородной продукции, выпуска продукции в целом и пр.) зависит от нужд управления организацией.

Единая номенклатура статей издержек обращения и производства для организаций оптовой, розничной торговли и общественного питания определена Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утверждены Комитетом РФ по торговле 20.04.1995 № 1-550/32-2 по согласованию с Минфином РФ).

Эти рекомендации применяются торговыми организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также предприятиями других отраслей, имеющими в своем составе торговые подразделения.

Методические рекомендации разъясняют методику отнесения затрат на определенные статьи расходов.

Состав расходов на продажу разнообразен и зависит от сферы деятельности организации, условий договоров, на основании которых осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. краткая экономическая характеристика коммерческой организации

 

Общество с ограниченной ответственностью «Дорф», в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» на основании действующего законодательства. Общество зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара.

Местонахождение общества: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников, 9.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Основной вид деятельности: оптовая продажа средств защиты растений. Помимо указанной деятельности ООО «Дорф» осуществляет следующие виды деятельности:

— поставка, хранение, отпуск и реализация средств защиты растений;

— создание подсобных отраслей;

— внешнеэкономическая деятельность;

— услуги по аренде складских помещений;

— рекламная деятельность;

оказание различных видов бытовых услуг;

— производство товаров народного потребления;

— организация грузовых перевозок и оказание транспортных услуг населению;

— общество может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

ООО «Дорф» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Общества определяется действующим законодательством и настоящим Уставом. Общество имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство и его органы не несут ответственность по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Общества, которое несет ответственность за их деятельностью.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным или внеочередным.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Исполнительным органом является директор подотчетный в своей деятельности общему собранию участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки , утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется ревизионной комиссией. Членами ревизионной комиссии может быть как участник Общества, так и любое лицо, предложенное участником.

В компетенцию ревизионной комиссии входит:

проверка финансово-хозяйственной деятельности Общества, бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение документов с данными первичного бухгалтерского учета;

— подтверждение достоверности данных, включаемых в годовые отчеты Общества, годовую бухгалтерскую отчетность, отчетов о прибылях и убытках, распределения прибыли, отчетной документации для налоговых, статистических и государственных органов управления.

ООО «Дорф» обязано хранить следующие документы:

— учредительные документы, внесенные в учредительные документы изменения и дополнения;

документы, подтверждающие права Общества на имущество находящееся на балансе;

— внутренние документы общества;

— документы бухгалтерского учета;

— документы бухгалтерской отчетности;

— протоколы собраний учредителей общества;

— иные документы, предусмотренные внутренними документами общества;

ООО «Дорф» может быть добровольно реорганизовано по решению общего собрания участников. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Все вопросы, не урегулированные Уставом предприятия, решаются в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Основные экономические показатели предприятия ООО «Дорф» и их анализ представлен в табл. 1. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

 

Таблица 1

Анализ основных экономические показателей предприятия ООО «Дорф» за 2001/03 гг., тыс. р.

 

 

 

Наименование показателя

 

 

 

2001 г

 

Уровень в % к выручке в 2001 г


 

 

 

 

2002 г

Абсолютное отклонение (+,-)

2002

к 2001 г

Уровень в

% к выручке в 2002 г

 

 

2003 г

Уровень в

% к выручке в 2002 г

Абсолютное отклонение (+,-)

2003

к 2001 г

 

Темп прироста 2003 г к 2001 г., %


 

 

Темп прироста 2003 г. к 2002 г, %


 

Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

24758

100

71779


 

+47021

100

76258

100

+4479

+208

+6

В том числе: от продажи

24758

100

71779

+47021

100

76258

100

+4479

+208

+6

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг


 

23034

93,1

66318

+43284

92,4

69935

91,7

+3617

+203,6

+5,5

В том числе: проданных товаров

23034

93,1

66318

+43284

92,4

69935

8,3

+3617

+203,6

+5,5

Валовая прибыль

1724

6,9

98

5461

-1183

7,6

6323

8,3

+862

266,8

+15,8

Коммерческие расходы

958

3,9

2102

+1144

2,9

371

0,5

-1731

-61,3

-82

Прибыль (убыток) от продаж

766

3,1

3359

+2593

4,7

3952

5,2

+593

+415,9

+17,7

Проценты к получению

0 

0

0 

0

0

30

0,04

+30

+100

+100

Проценты к уплате 

0 

0

0 

0

0

115 

0,16

+115

+100

+100

Прочие операционные доходы

0

0

428

+428

0,6

0

0

-428

+100

-100

 

Продолжение табл. 1

 

 

 

 

Наименование показателя

 

 

 

2001г

 

Уровень в % к выручке в 2001г


 

 

 

 

2002г

Абсолютное отклонение (+,-)

2002

к 2001 г

Уровень в

% к выручке в 2002 г

 

 

2003 г

Уровень в

% к выручке в 2002 г

Абсолютное отклонение (+,-)

2003

к 2001 г

 

Темп прироста 2003 г к 2001 г., %


 

 

Темп прироста 2003 г. к 2002 г, %


 

Прочие операционные доходы

0

0

428

+428

0,6

0

0

-428

+100

-100

Прочие операционные расходы

67

0,3

740

+673

1,0

75

0,1

-665

+11,9

-89,9

Прочие внереализационные доходы

0

0

77

+77

0,1

47

0,06

-30

+100

-39,0

Прочие внереализационные расходы

0

0

142

+142

0,2

100

0,14

-42

+100

-29,6

Прибыль (убыток) до налогообложения

699

2,8

2982

+2283

4,2

3739

1,9

+842

+434,9

+25,3

Налог на прибыль (н/п)

245

1,0

751

+506

1,1

988

1,3

+237

+303,3

+31,6

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

454

1,8

2231

+1777

3,1

2751

3,6

-520

+505,6

+23,3

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)

454

1,8

2231

+1777

3,1

2751

3,6

-520

+505,6

+23,3

 

 

Таким образом, за исследуемый трехгодовой период наблюдается рост выручки от продажи в 2003 году на 208% по сравнению с базовым 2001 г. Следует заметить, что в отчетном году наибольший рост всех показателей по сравнению с базовым годом порядка нескольких раз, что связано с ростом всего объема товарооборота. Рост показателей по сравнению с предыдущем годом (2002 г) незначителен. Так выручка от продаж возросла всего на 6%. Следует отметить, что в 2003 году предприятие получило проценты в размере 30 тыс. руб., и были выплачены проценты за полученные кредиты в сумме 115 тыс. руб. В 2002 году появляется статья прочих операционных доходов в сумме 428 тыс. руб. В 2002 году произошел рост прочих операционных расчетов – 740 тыс. руб., что на 673 тыс. руб. больше базового периода и 665 тыс. руб. в 2003 г.За исследуемый период возросла величина чистой, нераспределенной прибыли с 454 тыс. руб. по итогам работы 2001 года до 2751 тыс. руб. в 2003 году, то есть рост составил 23,3% за исследуемый период

Важными показателями, которые характеризуют рыночную устойчивость предприятия являются коэффициенты финансовой устойчивости.

Таблица 2

Значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ООО «Дрофа»

Показатель

На начало 2001 г

На начало 2002 г

На конец 2003 г

Отклонение

2002 г к 2001 г.


 

Отклонение

2003 г к 2002 г.

Коэффициент капитализации (U1)

1,22

1,06

2,1

-0,16

+1,04

Коэффициент обеспечения собственными источниками финансирования (U2)

0,37

0,29

0,26

-0,12

-0,03

Коэффициент финансовой независимости (U3)

0,45

0,34

0,32

-0,11

-0,02

Коэффициент финансирования (U4)

0,64

0,51

0,48

-0,13

-0,03

Коэффициент финансовой устойчивости (U5)

0,45

0,34

0,32

-0,11

-0,02

 

Однако коэффициент соотношения собственных и заемных средств дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Этот показатель необходимо рассматривать в увязке с коэффициентом обеспеченности собственными средствами (U2). Он показывает, в какой степени материальные запасы имеют источником покрытия собственные оборотные средства. Уровень этого коэффициента сопоставим для организаций разных отраслей. Независимо от отраслевой принадлежности степень достаточности собственных оборотных средств для покрытия оборотных активов одинаково характеризует меру финансовой устойчивости. В тех случаях, когда U2> 50%, можно говорить, что организация не зависит от заемных источников средств при формировании своих оборотных активов. Когда U2< 50%, особенно если значительно ниже, необходимо оценить, в какой мере собственные оборотные средства покрывают хотя бы производственные запасы и товары, так как они обеспечивают бесперебойность деятельности организации.

У исследуемого предприятия коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость в основном имеют тенденцию к снижению. Коэффициент капитализации в 2001 и 2002 годах не превышал нормативного значения равного 1,5, а в 2002 году даже уменьшился по сравнению с базовым на -0,16, но к концу 2003 году превысил норматив и составил 2,1. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования лежит в нормативным предела от 0,1 до 0,5, но имеет тенденцию у снижению. За исследуемый период он снизился на — 0,13, но он не достиг минимального предела. Коэффициент финансовой независимости также имеет тенденцию к снижению. Если он в 2001 году был равнее нормативному значению 0,45, то уже с 2002 года он понизился и не достигает норматива. Эта тенденция снижения данного коэффициента продолжилось и в отчетном, 2003 году. Следующий коэффициент финансирования не достигает нормативного показателя 0,7 ни в базовом 201 году, ни в 2002 году, ни в отчетном, 2003. При этом коэффициент финансирования снизился до значения 0,48. Коэффициент финансовой устойчивости также не достигает норматива равного 0,6 и более.

Следовательно, исследуемое предприятие ООО «Дрофа» финансово зависимо, недостаточно устойчиво. В организации наблюдается неустойчивое финансовое состояние.

Проведем анализ ликвидность баланса предприятия.

Для анализа ликвидности баланса составляем таблицу 3. В графы этой таблицы записываются данные на начало и конец отчетного периода из сравнительного аналитического баланса (см. табл. 2) по группам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода.

Таблица 3

Анализ ликвидности баланса ООО «Дорф»

 

АКТИВ

На начало 2001 г.


 

На начало 2002 г.

На конец 2003 г

ПАССИВ

<

На начало 2001 г.


 

На начало 2002 г.

На конец 2003 г

Наиболее ликвидные активы (А1)

18

42

46

Наиболее срочные

обязательства (П1) 

772

2380

7350

Быстрореализуемые активы (А2)

12

2991

7137

Краткосрочные пассивы (П2)

0

2014

0

Медленно реализуемые активы (А3)

1191

3156

2684

Долгосрочные пассивы (П3)

0

0

0

Труднореализуемые активы (А4)

182

444

985

Постоянные пассивы (П4)

631

2239

3502

БАЛАНС

1403

6633

10852

БАЛАНС

1403

6633

10852

 

Результаты расчетов по данным анализируемой организации (табл. 3) показывают, что в этой организации сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид:

На начало 2001 года

{А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4};

На начало 2002 года

{А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4};

На конец 2003 года

{А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4};

Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса как недостаточную, как в отчетном году, так и в 2002 году, так и в базовом году. Сопоставление первых первых неравенств свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Причем за анализируемый период возрос платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств (соотношение по первой группе). Причиной снижения ликвидности явилось то, что краткосрочная задолженность увеличилась более быстрыми темпами, чем денежные средства.

Однако следует отметить, что перспективная ликвидность, которую показывает третье неравенство, отражает некоторый платежный излишек.

Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.

Для анализа платежеспособности организации рассчитываются финансовые коэффициенты платежеспособности. Они рассчитываются парами (на начало и конец анализируемого периода). Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения).

Различные показатели платежеспособности не только дают характеристику устойчивости финансового состояния организации при разных методах учета ликвидности средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Например, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Банк, дающий кредит данной организации, больше внимания уделяет коэффициенту «критической» оценки. Покупатели и держатели акций предприятия в большей мере оценивают финансовую устойчивость организации по коэффициенту текущей ликвидности

Динамика коэффициентов L1, L2, анализируемой организации отрицательная. В конце отчетного периода данное предприятия могло оплатить лишь 0,6% своих краткосрочных обязательств.

Таблица 4

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия ООО «Дорф»

Показатель

 

На начало 2001 г

 

На начало 2002 г

 

На конец 2003 г

Отклонение

2002 г к 2001 г.


 

Отклонение

2003 г к 2002 г.

1. Общий показатель ликвидности (L1)

1,43

0,73

0,6

-0,7

-0,83

2. Коэффициент абсолютной ликвидности (L2)

0,02

0,004

0,006

-0,0196

+0,002

3. Коэффициент «критической оценки» (L3)

0,039

0,69

0,98

-0,651

+0,29

4. Коэффициент текущей ликвидности (L4)

1,58

1,41

1,34

-0,17

+0,07

5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала (L5)

0,6

0,48

0,16

-0,12

-0,32

6. Доля оборотных средств в активах (L6)

0,87

0,93

0,91

+0,06

-0,02

7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (L7)

0,37

0,29

0,26

+0,08

-0,03

 

Коэффициент критической оценки показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет ожидаемых поступлений от разных дебиторов. Нормальным считается значение 0,7+0,8, однако следует иметь в виду, что достоверность выводов по результатам расчетов этого коэффициента и его динамики в значительной степени зависит от качества дебиторской задолженности (сроков образования, финансового положения должника и др.), что можно выявить только по данным внутреннего учета. Оптимально, если L3 приблизительно равен 1. У ООО «Дрофа» он на начало периода исследования, т.е. 2001 г., минимален, близок к нулю, а на конец периода, т.е. в 2003 году, почти достиг оптимального значения 1.

Коэффициент текущей ликвидности (L4) позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Это главный показатель платежеспособности. Нормальным значением для данного показателя считаются соотношения от 1,5 до 3,5.

Коэффициент текущей ликвидности (L4) обобщает предыдущие показатели и является одним из показателей, характеризующих удовлетворительность (неудовлетворительность) бухгалтерского баланса. Данные коэффициенты у исследуемого предприятия за анализируемый период имеют отрицательную тенденцию к снижению. Если в 2001 году он достигал нормативного значения 1,5, но не достигал оптимального значения 2, то уже в 2002 году он уменьшился, и эта тенденция продолжилась в 2003 году.

Коэффициент маневренности функционирующего капитала имеет тенденцию к снижению, что является положительным фактом и говорит о том, что увеличивается движение капитала предприятия.

Доля оборотных активов превышает нормативное значение.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами говорит о том, что предприятие в достаточной степени обладает оборотными средствами для обеспечения своей текущей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

 

3.1. Задачи учета издержек обращения и нормативное их регулирование

 

Основными задачами учета издержек обращения предприятий торговли являются обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В состав издержек обращения и производства включаются расхода предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров и потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацию продукции собственного производства и продажей покупных товаров предприятиях общественного питания. В затраты включаются расходы соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

На себестоимость относятся в полном объеме все затраты предприятия производственного характера, но при этом в целях налогообложения прибыв ли к расходам относятся некоторые расходы в пределах утвержденных норм компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; затраты на содержание служебного автотранспорта; представительские расходы; затраты на служебные командировки; плата за обучение основе договоров с учебными заведениями, а также за предоставление условий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

При этом расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются отдельно как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на издержки производства или обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение срока, к которому они относятся.

К расходам будущих периодов относятся: затраты по неравномерно производимому ремонту основных средств (когда предприятием не создается фонд или резерв для ремонта основных средств); арендная плата за аренду отдельных объектов основных средств; расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования; расходы по оплате услуг телефонной, радио- и других видов связи; другие аналогичные расход

В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства отчетного периода предприятия торговли могут создавать резервы предстоящих расходов, которые учитываются на счете 96 «Резерв предстоящих расходов». За счет отчислений, относимых на издержки обращения и производства, создаются следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год; фонд или резерв на ремонт основных средств.

Образование резервов производится за счет отчислений, включаемых в издержки обращения и производства в сроки, обоснованные специальными расчетами, утвержденными руководителем предприятия.

В конце отчетного года в случае превышения фактически начисленного резерва над суммой расчета, подтвержденного инвентаризацией, производится сторнировочная запись издержек обращения и производства.

В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется.

По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам.

Единовременные затраты могут при отсутствии резервов списываться на издержки обращения и производства того месяца, в котором они произведены.

Также не относятся на затраты предприятия расходы капитального характера (соответствующие затраты включаются в издержки посредством начисления амортизации) и расходы, не связанные с торговой (производственной) деятельностью.

 

3.2. Первичный и аналитический учет расходов на продажу

 

Так как каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя организацию аналитического учета издержек обращения. Это могут быть многографные карты или ведомости, где каждой отдельной статье отводится специальная графа. Итог писанных в каждой графе сумм показывает размер произведенных расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итог записей в этой графе должен быть равен данным соответствующего синтетического счета 44 «Расходы на продажу». Учет в картах или ведомостях ведется отдельно по структурным подразделениям, а внутри по статьям издержек обращения. Возможен вариант, когда учет ведется в разрезе статей издержек обращения, а внутри — по структурным по делениям.

На ООО «Дорф» аналитический учет ведется в разрезе следующих статей.

Таблица 4

Аналитический учет на ООО «Дорф»

№ статьи

Наименование статьи

1

Транспортные расходы

2

Расходы по оплате труда

3

Отчисления на социальные нужды

4

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

5

Амортизация основных средств

6

Расходы на ремонт основных средств

7

Расходы на санитарную и специальную одежду, столовое белье, посуду, приборы, другие предметы

8

Расходы на газ, топливо, электроэнергию для производственных нужд

9

Расходы на хранение, переработку, подсортировку и упаковку товаров

10

Расходы на рекламу

11

Затраты по оплате процентов за пользование займом

12

Потери товаров и технологические отходы

13

Расходы на тару

14

Прочие расходы

 

 

Рассмотрим пример. ООО «Дорф» затратило на упаковку и транспортировку своей продукции 118 500 руб.,

в том числе: материалы — 24 000 руб. (в том числе НДС — 4000 руб.);

заработная плата работников с учетом начисленных сумм

единого социального налога и страховых взносов на

обязательное социальное страхование от

несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний — 76 000 руб.

Операции, связанные с упаковкой продукции, будут отражены в бухгалтерском учете следующими проводками:

Д 44 К 10 — списаны материалы, израсходованные при продаже — 20 000 руб.

Д 44 К 70,69 — начислены заработная плата, единый социальный налог, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. — 76 000 руб.

Д 44 К 76 — учтены счета сторонних транспортных организаций за доставку товаров до станции назначения или до покупателя — 3 000 руб.

Д 19 К 76 — сумма НДС по счетам транспортных -компаний — 500 руб.

Д 44 К 02 — начислена амортизация по основным средствам, используемым при упаковке и транспортировке продукции, — 15 000 руб.

 

3.3. Синтетический учет издержек обращения

 

Синтетический учет расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание. При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи». При частичном списании в торговых организациях подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 «Расходы на продажу», при этом с данным счетом корреспондируют различные счета в зависимости от источника расходов и затрат:

Кт 02 «Амортизация основных средств»,

05 «Амортизация нематериальных активов» – начисляется износ по основным средствам, нематериальным активам;

Кт 10 «Материалы» – списываются материалы, израсходованные, например, при хранении товара;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с розничными дебиторами и кредиторами», – получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги и т. д.);

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения (земельный и др. налоги);

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — начисляется заработная плата сотрудникам торговли и общественного питания;

Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — начислено единого социального налога на оплату труда и выплаты, относящие на издержки обращения;

Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – списываются командировочные, представительские расходы, отнесенные к производственным, авансовым отчетам сотрудников;

Кт 96 «Резервы предстоящих расходов» – образование резервов на оплату отпусков, ремонт.

Кт 97 «Расходы будущих периодов» — отнесение данных расходов к расходам отчетного периода при наступлении его.

Собранные на счете 44 расходы на продажу списываются в части реализованных товаров на счет учета реализации, что отражает проводка:

Дт 90 «Продажи»

Кт 44 «Расходы на продажу».

Кроме того, отметим, что данные расходы могут быть списаны как недостающие – дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а также при стихийных бедствиях отнесены на счет 99 «Прибыли и убытки».

Каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя организацию аналитического учета. Это могут быть многогранные карты или ведомости, где каждой отдельной статье отводится специальная графа. Итог записанных в каждой графе сумм показывает размер произведенных расходов. В отдельной итоговой графе показывается общая сумма издержек. Итог записей в этой графе должен быть равен данным соответствующего синтетического счета 44 «Расходы на продажу». Учет в картах или ведомостях ведется отдельно по структурным подразделениям, а внутри них -по статьям издержек обращения. Возможен вариант, когда учет ведется в разрезе статей издержек обращения, а внутри — по структурным подразделениям.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» постепенно накапливаются все производственные расходы ООО «Дорф», относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся на конец месяца еще не проданными. Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета издержек обращения на остаток товаров. При расчете соответствующих издержек учитываются транспортные расходы (для торговых предприятий), расходы по заготовке (для заготовительных предприятий). Другие затраты, в силу их незначительности, не выделяются и в полной сумме списываются через счет реализации на финансовые результаты.

Сумма издержек обращения на остаток товаров исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3) отношением определенной в подпункте суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (в подпункте 2) определяется средний процент издержек обращения и производства к обшей стоимости товаров;

4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

5) определяется сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), списываемых в отчетном периоде на реализацию.

На ООО «Дорф» издержки обращения (в части транспортных расходов) на остаток товаров на начало 1 квартала составили 200 тыс. руб.; общая сумма издержек обращения за отчетный период составила 9000 тыс. руб., в том числе транспортные расходы – 3000 тыс. руб.

Всего за отчетный период реализовано товаров на 24000 тыс. руб.; остаток товаров на конец отчетного периода определяется суммой в 8000 тыс. руб. Требуется определить сумму издержек обращения, списываемых на реализацию и приходящихся на остаток товаров на конец отчетного периода.

1. Определяем средний процент издержек обращения:

Ср. проц. = [(200 + 3000) /(24000 + 8000) ] * 100 =10%

2. Определяем сумму издержек обращения, приходящихся на остаток товаров:

Изд. обр. на ост. тов. = 8000 х 10 : 100 = 800 тыс. руб.

3. Определяем сумму издержек обращения, списываемых в отчетном периоде на реализацию:

Списыв. изд. обр. = 200 + 3000 — 800 = 2400 тыс. руб.

Кроме того, списываются издержки обращения за отчетный период по другим статьям расходов:

9000 – 3000 = 6000 тыс. руб.

Всего в отчетном периоде будет списано издержек обращения:

6000 + 2400 = 8400 или 200 + 9000 — 800 = 8400 тыс. руб.

На счетах бухгалтерского учета операции по учету расходов на продажу отражаются следующим образом.

Таблица 5

Схема записей на ООО «Дорф» по учету расходов на реализацию

 

Первичный

документ

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дебет 

Кредит

Бухгалтерская справка-расчет

Начислена амортизация по основным средствам, используемы при продаже товаров

44

02

Бухгалтерская справка-расчет

Начислена амортизация по нематериальным активам, используемым при продаже товаров

44

05

Расчетно-платежная ведомость

Начислена заработная плата работникам

44

70

Расчетно-платежная ведомость,

Бухгалтерская справка-расчет

Начислен единый социальный налог в Федеральный бюджет, ПФ, ФСС, ФОМС

44

69

Авансовый отчет

Списаны командировочные расходы

44

71

Авансовый отчет

Списаны представительские расходы

44

71

Счет поставщика, бухгалтерская справка-расчет

Списаны расходы на рекламу

44

60

Договор, счет комиссионера

Списаны комиссионные вознаграждения, уплаченные посредническим организациям

44

60

Товарно-транспортная накладная, счет перевозчика

Списаны транспортные расходы

44

60

Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, бухгалтерская справка — расчет

Списана недостача товаров в пределах естественной убыли

44

94

Бухгалтерская справка

Расходы на продажу за отчетным период относятся на себестоимость товаров

90

44

Бухгалтерская справка-расчет

В себестоимость реализованных товаров относится доля транспортных расходов

90

44

Сличительная ведомость результатов, инвентаризации товарно-материальных ценностей

Отражена недостача товаров, связанная с реализацией продукции

94

44

Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, приказ руководителя

Списаны потери, связанные с продажей товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария и т.п.)

99

44

Бухгалтерский учет издержек обращения ООО «Дорф», должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых результатов.

 

3.4. Порядок списания издержек обращения в торговле

 

Порядок списания расходов предприятий торговли на издержки производства и обращения регулируется «Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства…», утвержденными комитетом РФ по торговле 20.04.95 N 1-550/32-2.

Предприятиям торговли разрешено создавать резерв на списание естественной убыли в пределах установленных норм. Нормы естественной убыли определены письмом Минторга РСФСР от 21.05.87 № 085 «О нормах естественной убыли продовольственных товаров в торговле», действие которого продлено в соответствии с письмом Минфина РФ от 10.04.96 № 10-02-03 «О продлении действия норм естественной убыли».

Потери сверх норм естественной убыли относятся на счет учета задолженности виновных лиц и покрываются в последующем путем взыскания этой суммы. Если виновные лица решением суда не установлены, то сумма потерь может быть отнесена к внереализационным расходам.

При учете лимитируемых расходов для облегчения расчета налогооблагаемой базы рекомендуется подразделять их на:

— расходы в пределах норм и сверх норм;

— расходы, связанные с торговой деятельностью, подлежащие обязательному распределению между реализованными и нереализованными товарами.

Все они полностью относятся на издержки обращения, но списываются на счет 90 «Продажи» только пропорционально стоимости реализованных товаров.

К таким расходам относятся транспортные расходы. По этим расходам исчисляется сумма издержек обращения, относящаяся к остатку товаров на конец месяца.

На счетах бухгалтерского учета прием и оприходование товаров предприятием розничной торговли будет отражаться следующим образом (в рассматриваемом случае по условиям договора доставка товара на склад покупателя осуществлялась поставщиком):

 

Д-т сч. 60

К-т сч. 51 — 26 950 000 руб.— перечислено поставщику в счет оплаты товара

 

Д-т сч. 41

К-т сч. 60 — 26 840 000 руб.— оприходован фактически принятый товар (26 950 000 — 110 000)

 

Д-т сч. 94

К-т сч. 60 — 24 200 руб.— отражена недостача товара в пределах норм естественной убыли при транспортировке

 

Д-т сч. 76

К-т сч. 60 — 85 800 руб.— предъявлена претензия поставщику за недостачу товара сверх норм естественной убыли (110 000 руб.— 24 200 руб.)

 

Д-т сч. 44

К-т сч. 94 — 24 200 руб.— списывается на издержки обращения недостача товара в пределах норм естественной убыли при транспортировке (по покупным ценам)

Д-т сч. 51

К-т сч. 76 — 85 800 руб.— получена от поставщика сумма претензии за произошедшие сверх норм потери товара.

 

В том случае, если поставщик не принимает претензии за произошедшую утрату товара и арбитраж отказывает в удовлетворении иска по данному поводу, образовавшиеся сверхнормативные убытки относятся на счет 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» у покупателя:

 

Д-т сч. 94

К-т сч. 76 — 85 800 руб.— отражается выявленная сверхнормативная сумма потерь.

 

Общая сумма выявленных потерь числится на счете 94 до принятия решения о порядке их списания.

 

Д-т сч. 99

К-т сч. 94 — 85 800 руб.— списывается на убытки предприятия сумма сверхнормативных потерь, во взыскании которой было отказано судом (как убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены на основании).

 

Кроме того следует, на величину нормируемых отходов предприятия могут уменьшать стоимость поступивших товаров с отнесением отходов за счет поставщика или за свой счет. Часть потерь предприятие может возмещать при реализации отходов.

На ООО «Дорф» потери, образовавшиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, покрываются в результате их использования (продажи по сниженным ценам). Невозмещенные потери на ООО «Дорф» списываются на винновых лиц или за счет организации. Основные бухгалтерские проводки по учету результатов инвентаризации с учетом того, что на предприятии ведется учет товаров по продажным ценам в ноябре 2003 года на ООО «Дорф» представлены в табл. 6.

Таблица 6

Схема записей на ООО «Дорф» по учету товарных потерь

 

Первичный

документ

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дебет 

Кредит

Приказ от 28.11.2003 г. № 14-б, акт № 35 от 26.11.2003

Оприходованы излишки товаров по покупным

41-2

91

Расчет

Учтена сумма торговой надбавки, относящейся к излишним товарам

41-2

42-1

Приказ от 28.11.2003 г. № 14-б, акт № 35 от 26.11.2003

Выявлена недостача товаров по продажным товарам

94

41-2

Справка от 27.11.2003 № 7

Списана торговая наценка по недостающим товарам (красное сторно)

94

42-1

Расчет


 

Списана недостача товаров за счет организации:

   

Сверх норм при отсутствии виновников

91

94

Списана недостача товаров сверх норм естественной убыли на виновных лиц по покупным ценам

 

73-2

 

94

Торговая наценка по недостающим товарам

73-2

94

Приходный ордер № 32 от 29.11.2003

Внесена виновным лицом в кассу сумма недостача

50

73-2

Справка 27.11.2003

№ 7

Зачислена в доходы отчетного периода сумма полученной

98

91

 

Перейдем к анализу налогообложение нормируемых статей в издержках обращения.

 

3.5. Налогообложение нормируемых статей в издержках обращения

 

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Этот документ определяет классификацию расходов и порядок их признания в учете. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 10/99 «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

В бухгалтерском учете расходы признаются при наличии следующих условий, установленных пунктом 16 ПБУ 10/99:

– расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

– сумма расхода может быть определена;

– имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Условие признания в бухгалтерском учете расходов в зависимости от их величины в ПБУ 10/99 отсутствует. Таким образом, можно утверждать, что для целей бухгалтерского учета понятия нормируемых расходов (т.е. расходов, принимаемых к учету в пределах установленных норм) не существует.

Для целей налогового учета, в рамках которого формируется налоговая база по налогу на прибыль организаций, все иначе. Определяя порядок включения расходов в налоговую базу по налогу на прибыль, НК РФ устанавливает нормирование в отношении следующих из них:

– расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов;

– расходы на командировки;

– расходы на рекламу;

– представительские расходы;

– проценты по полученным кредитам и займам;

– взносы на добровольное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение).

Рассмотрим порядок нормирования для целей налогообложения указанных видов расходов на ООО «Дорф».

Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в пределах норм, установленных Правительством РФ. Такие нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (в редакции постановления Правительства РФ от 15 ноября 2002 г. № 828).

Согласно указанному постановлению нормативная величина компенсации составляет:

– по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1 200 рублей в месяц;

– по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1 500 рублей в месяц;

– по мотоциклам — 600 рублей в месяц.

Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх указанных норм в целях налогообложения не учитываются1.

Экспедитор ООО «Дорф» организации постоянно использует личный автомобиль для служебных поездок. Рабочий объем двигателя автомобиля работника меньше 2000 куб. см. Решением руководителя ООО «Дорф» работнику ежемесячно выплачивается компенсация в сумме 1500 руб.

В бухгалтерском учете выплата компенсации отразится проводками:

дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — на сумму начисленной компенсации — 1 500 руб.;

дебет счета 73 кредит счета 50 «Касса» — на сумму выплаченной компенсации — 1 500 руб.

В налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, будет учтена только нормативная сумма компенсации, т.е. 1200 руб.

Расходы на командировки. Порядок налогового учета командировочных расходов установлен в статье 264 НК РФ. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 указанной статьи командировочные расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом установлено, что к командировочным, в частности, относятся расходы на:

–   проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

– наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

– суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;

– оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

– консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Из указанного перечня командировочных расходов видно, что нормированию подлежат только суточные и полевое довольствие.
Нормы расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплаты суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»1.

Согласно указанному постановлению № 93 нормативная величина суточных за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации составляет 100 рублей.

В соответствии с пунктом 38 статьи 270 НК РФ расходы на оплату суточных и полевого довольствия сверх установленных норм при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

Рассмотрим пример из деятельности ООО «Дорф».
По распоряжению руководителя организации менеджер по закупкам был направлен в служебную командировку на территории Российской Федерации сроком на пять дней. За каждый день нахождения в командировке работнику выплачены суточные из расчета 250 рублей в день.

Выплата суточных отразится в учете проводкой:

дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

кредит счета 50 — на сумму выданных денежных средств — 1 250 руб. (250 руб. х 5 дней)

На основании предоставленного работником и утвержденного руководителем организации авансового отчета в учете оформляется проводка:

дебет счета 20 «Основное производство» кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму фактически выплаченных работнику суточных — 1 250 руб.

При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, будут учтены суточные только в пределах норм, т.е. в размере 500 руб. (100 руб. х 5 дней).

Расходы на рекламу. Для целей налогообложения прибыли расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ с учетом особенностей, установленных пунктом 4 указанной статьи.

Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ в сумму фактически произведенных затрат в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются:

– расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

В отношение расходов налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходов на иные, не указанные выше виды рекламы, то они признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 249 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) является доходом от реализации. А в соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг). Таким образом, при расчете нормативной величины рекламных расходов следует учитывать выручку от реализации без налога на добавленную стоимость и налога с продаж.

В I квартале 2003 года для проведения рекламной акции ООО «Дорф» была использована готовая продукция на сумму 15 000 руб., в том числе: стоимость продукции, экспонируемой в витринах, — 3 200 руб.; стоимость продукции, вручаемой в виде призов победителям розыгрышей, — 11 800 руб. Выручка от реализации готовой продукции в отчетном периоде составила 600 000 руб.

Продукция, экспонируемая в витринах, дальнейшему использованию не подлежит по причине утраты своих первоначальных качеств.

Списание готовой продукции на рекламные расходы отражается в учете проводкой:

дебет счета 44 «Расходы на продажу» кредит счета 43 «Готовая продукция» — на сумму стоимости готовой продукции — 15 000 руб.

Для целей налогового учета стоимость готовой продукции, утратившей свои первоначальные качества при экспонировании, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме, т.е. в сумме 3 200 руб.

Расходы на изготовление готовой продукции, вручаемой в виде призов, подлежат нормированию.

Фактическая величина этих расходов — 11 800 руб. 1 процент выручки от реализации продукции составляет 6 000 руб. (600 000 руб. х 1%). Таким образом, для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на изготовление готовой продукции, вручаемой в виде призов, относятся только в размере 6 000 руб.

Представительские расходы. Как и все рассмотренные выше виды расходов, представительские расходы включаются для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пунктом 1 статьи 264 НК РФ. Согласно подпункту 22 указанной статьи НК РФ к прочим расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

Состав представительских расходов и порядок их принятия к налоговому учету установлен в пункте 2 статьи 264 НК РФ. Согласно указанной норме НК РФ к представительским расходам
относятся
расходы на:

– проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, участвующих в переговорах, участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

– транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

– буфетное обслуживание во время переговоров;

– оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся
расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

В течение отчетного (налогового) периода представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Следует иметь в виду, что согласно письму МНС РФ от 29 января 2002 г. № 02-2-10/6-8951 «О налоге на прибыль» указанная норма не применяется в отношении представительских расходов, осуществляемых некоммерческими организациями за счет целевых поступлений при осуществлении уставной деятельности.

В течение I квартала 2003 года организацией было израсходовано на представительские цели 12 000 руб. Расходы на оплату труда за этот период составили 400 000 руб.

В соответствии с Планом счетов представительские расходы отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Таким образом, на сумму представительских расходов в учете организации следует оформить проводку:

дебет счета 44 кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. — 12 000 руб.

Для целей налогового учета фактическую величину представительских расходов следует сравнить с величиной, исчисляемой как 4 процента от расходов на оплату труда. В нашем примере 4 процента от расходов на оплату труда составляют 16 000 руб. (400 000 руб. х 4%). Поскольку расходы организации на представительские цели не превышают нормативной величины, они могут быть учтены для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме, т.е. в сумме 12 000 руб.

Проценты по полученным кредитам и займам. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ «расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией».

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

Таким образом, в отличие от бухгалтерского учета в налоговом учете не допускается включение процентов по заемным средствам в первоначальную стоимость основных средств и материально-производственных запасов.

Принимая к налоговому учету суммы процентов по кредитам и займам, организация должна сопоставить ее с некоторой нормативной величиной, порядок определения которой установлен пунктом 1 статьи 169 НК РФ.

Существуют два способа определения нормативной величины процентов по обязательствам.

Первый способ применяется организациями, имеющими сопоставимые по условиям кредиты и займы, т.е. кредиты и займы, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

В этом случае проценты, начисленные по долговому обязательству, признаются расходом только если их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика применяется второй способ, при котором предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центробанка РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Расходы в виде процентов, начисленных налогоплательщиком — заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со статьей 269 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (пункт 8 статьи 270 НК РФ).

ООО «Дорф» получила заем в сумме 500 000 руб. сроком на один месяц под 24 процента годовых. Займов, полученных на сопоставимых условиях, у организации нет. Ставка рефинансирования Центробанка РФ в данном отчетном периоде была равна 21 проценту годовых.

Начисление процентов отразится в учете организации проводкой:

дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — на сумму начисленных процентов — 10 000 руб. (500 000 руб. х 24% : 12 мес.).

Для целей налогового учета фактически начисленную величину процентов необходимо сравнить с нормативной величиной, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза.

Нормативная величина процентов равна:

500 000 руб. х 21% х 1,1 : 12 мес. = 9625 руб.

Сверхнормативная величина процентов составляет 375 руб. (10 000 руб. — 9625 руб.).

Таким образом, для целей налогообложения в составе внереализационных расходов будет учтена сумма процентов, равная 9625 руб.

Взносы на добровольное страхование(негосударственное пенсионное обеспечение). В соответствии с пунктом 16 статьи 255 НК РФ суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, в составе расходов на оплату труда.Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 000 рублей в год на одного застрахованного работника.

Пунктом 16 статьи 255 НК РФ установлено, что при расчете предельных размеров платежей (взносов) они не включаются в расходы на оплату труда.

На ООО «Дорф» не осуществляются взносы на добровольное страхование.

Вычет налога на добавленную стоимость, оплаченного покупателем продавцу товаров (работ, услуг), осуществляется в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ. Указанными статьями установлены четыре непременных условия предоставления налогового вычета:

1) товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или для перепродажи;

2) товары (работы, услуги) оплачены;

3) поставщик выставил счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога на добавленную стоимость;

4) товары (работы, услуги) приняты к учету.

При осуществлении расходов, признаваемых нормируемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, кроме вышеперечисленных условий предоставления налогового вычета должен соблюдаться порядок, установленный пунктом 7 статьи 171 НК РФ. Согласно указанному пункту в случае, если в соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

В течение I квартала 2003 года на ООО «Дорф» на представительские цели было израсходовано 24 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость — 4 000 руб. Расходы на оплату труда за этот период составили 550 000 руб.

Нормативная величина представительских расходов, в пределах которой они могут быть включены в состав расходов, связанных с производством и реализацией, составляет 18 000 руб. (450 000 руб. х 4%).

Сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся на нормативные представительские расходы, — 3 600 руб. (18 000 руб. х 20%).

Таким образом, к вычету может быть принят налог на добавленную стоимость в размере 3 600 руб.

Сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к сверхнормативным представительским расходам, подлежит включению в состав прочих расходов (без уменьшения налогооблагаемой прибыли).

В учете ООО «Дорф» были оформлены проводки:

дебет счета 44 кредит счета 60 (76) — на сумму представительских расходов — 20 000 руб.;

дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит счета 60 (76) — на сумму налога на добавленную стоимость по представительским расходам — 4 000 руб.;

дебет счета 60 (76) кредит счета 51 «Расчетные счета» — на сумму оплаты представительских расходов — 24 000 руб.;

дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредит счета 19 — на сумму налога на добавленную стоимость, относящегося к представительским расходам в пределах норм и, соответственно, подлежащего вычету, — 3 600 руб.;

дебет счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы» кредит счета 19 — на сумму налога на добавленную стоимость, относящегося к представительским расходам сверх норм и, соответственно, не подлежащего вычету, — 400 руб. (4 000 руб. — 3 600 руб.).

Таким образом, нами проанализированы особенности налогообложения нормируемых статей в издержках обращения исследуемой коммерческой организации.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что исследуемое предприятие является недостаточно ликвидным, платежеспособным. Несмотря на общий рост величины имущества предприятия, роста объемов товарооборота и снижение товарных запасов следует говорить о недостаточной устойчивости предприятия. В ходе исследования был проведен анализ организации бухгалтерского учета издержек обращения в оптовой и розничной торговли на примере торгового предприятия ООО «Дорф». Издержки обращения торговых предприятий представляют собой затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя, выраженные в денежной форме.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшается полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом, налогоплательщики, занимающиеся торговлей, формируют расходы на реализацию товаров с учетом особенностей, установленных ст. 320 НК РФ, согласно которой расходы текущего месяца в торговых организациях делятся на прямые и косвенные. Учет расходов на ООО «Дорф» ведется по дебету счету 44 «Расходы на продажу», при этом с данным счетом корреспондируют различные счета в зависимости от источника расходов и затрат.

Основными предложения для ООО «Дорф» являются:

1. Следует изучить изменения в составе активов предприятия и их структуре. Особое внимание уделить изучению состояния, динамики и структуры основных фондов, т.к. они занимают большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия. Необходимо проанализировать изменения по каждой статье наиболее мобильной части капитала.

2. Изучить динамику состояния производственных запасов и проверить соответствие фактических остатков их плановой потребности.

3. Необходимо проанализировать структуру дебиторской задолженности, причины ее возникновения и установить, нет ли в ее составе сумм, по которым истекают сроки исковой давности. Следует принять меры по своевременному ее взысканию.

4. Проанализировать темпы изменения выпуска продукции.

5. Целесообразно провести инвентаризацию объектов основных средств с целью выявления и консервации, непригодных к использованию.

6. Активизировать привлечение инвестиционного капитала, причем это должны быть не краткосрочные ссуды банков, которые предприятие «проест» на неотложные нужды, а действительно финансовое обеспечение конкретной экономической программы.

7. Необходимо в дальнейшем осуществлять систематический мониторинг финансового состояния ООО «Дорф».

9. Произвести поиск и внедрение новых ресурсосберегающих технологий.

10. Добиться ликвидации дебиторской задолженности или снизить значительно ее величину.

11. Внедрить мероприятия по совершенствованию организации труда и управлению.

12. Снизить издержки. Самые большие обязательства у предприятия по счету 76, которые связаны с его значительной долей коммунальных расходов: плата за пользование электроэнергией, водоснабжение, теплотой, канализацией и т.п. Следует минимизировать коммунальные платежи, для чего необходимо организовать управление коммунальными платежами с целью сокращения текущих затрат путем анализа потерь, связанных с нерациональным использованием воды, тепло и электроэнергии.

13. Для повышения уровня управляемости денежными потоками предприятия проводить:

– анализ поступления денежных средств на предприятие и его платежей за определенный период;

– на каждый месяц (неделю) периода необходимо производить расчет показатели достаточности средств у предприятия – внутри этого периода (месяца) необходимо выделять недели, декады, когда у предприятия появляется недостаточность средств, то есть признаки неплатежеспособности и принимать меры по их устранению;

14. Осуществлять реструктуризацию кредиторской задолженности, т.е. комплекс мероприятия, направленных на сокращение обязательств перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами.

В план реструктуризации кредиторской задолженности можно включить следующие меры финансового оздоровления предприятия.

1. Отсрочки и рассрочки платежей, которые предоставляются предприятию путем изменения срока уплаты просроченной задолженности. Под отсрочкой понимается перенесение платежей на более поздний срок. Под рассрочкой понимается «растягивание» платежа, дробление его на несколько более мелких, осуществляемое в течение определенного периода.

2. Зачет взаимных платежных требований, то есть погашение взаимных обязательств предприятий, в том числе с привлечением третьих лиц. Сумма платежных обязательств определяется соглашением всех сторон, участвующих в процедуре взаимозачета, и рассматривается как доход предприятия, если в зачете участвуют обязательства по оплате продукции. В процедуре взаимозачета могут участвовать и органы государственной власти в случаях, когда задолженность предприятия перед бюджетом по налогам возникла вследствие неоплаченного государственного заказа.

3. Перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные. Такой перевод осуществляется корректировкой соответствующих хозяйственных договоров, перенесением сроков платежей по ним на период более года, что влечет за собой улучшение показателя краткосрочной ликвидности.

4. Погашение задолженности залогом имущества, то есть передача предприятием кредитору находящегося в собственности имущества, балансовая стоимость которого не меньше суммы просроченной задолженности. После исполнения должником своих обязательств залог имущества прекращается. В случае непогашения обязательств это имущество продается с публичных торгов с целью ликвидации просроченной задолженности.

5. Переоформление задолженности в качестве займа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.076.98, 28.03.02). // Российская газета от 22 ноябр. 1996.
  2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон «от 26.10.2002 № 127-ФЗ// Российская газета от 28 окт. 2002.
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (ПБУ 4/99).
  5. Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н.
  6. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н).
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 30.03.01 № 27н).
  9. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.
  10. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: «Дело и сервис», 1998.
  11. Баканов А. С. Годовая отчетность коммерческой организации. — М.: Бухгалтерский учет, 2000.
  12. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — Н.: Учебник  Финансы и статистика, 1999.
  13. Бернстайч Л.А. Анализ финансовой отчетности/Пер, с англ. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  14. Донцова Л. В., Никифорова НА. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. — 4-е изд., перераб, и доп. — М.: Дело и сервис, 2001.
  15. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.
  16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – М.: Перспектива, 1992.
  17. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и Сервис, 1998.
  18. Матвеев А.А., Суйц В.П. Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.
  19. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  20. Пучкова С. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.
  21. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.–М.: Учеб.-ИП «Экоперспектива», 2003.
  22. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М., 2003.
  23. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 1999.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.69MB | MySQL:119 | 3,600sec