Современное состояние и тенденции реформирования бухгалтерской отчетности в РФ

<

063015 1539 1 Современное состояние и тенденции реформирования бухгалтерской отчетности в РФВ рыночной экономике бухгалтерская (финансовая) отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской (финансовой) отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования как на отечественном, так и на международном уровнях носит перманентный характер. Вопросы реформирования бухгалтерской (финансовой) отчетности постоянно обсуждаются на российских и международных конгрессах бухгалтеров и других профессиональных форумах.

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
На основе данных бухгалтерского учета с целью представления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений, составляется бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчётность предприятия является завершающим этапом учётного процесса.
Данная тема работы очень актуальна в современных условиях, поскольку бухгалтерская отчётность служит основным источником информации о деятельности предприятия. Тщательное изучение бухгалтерских отчётов раскрывает причину достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Внешние пользователи бухгалтерской информации получают возможность по данным отчётности оценить финансовое положение потенциальных партнеров.
В условиях рыночной экономики и новых форм отчетности хозяйственные предприятия сталкиваются с рядом ранее не возникавших проблем. Одна из них
квалифицированный выбор партнёра на внутреннем и внешнем рынке, поскольку от этого зависит эффективность будущего сотрудничества.
Основным, если не единственным источником информации об устойчивости финансового положения партнёра является бухгалтерская отчётность. В рыночной экономике отчётность предприятия базируется на обобщении данных бухгалтерского учёта и является информационным звеном, связывающий предприятия с обществом и их партнёрами
пользователями информации о деятельности предприятия.
Целью данной работы является изучение состава бухгалтерской (финансовой) отчетности и назначения ее типовых форм.

Основные задачи, которые необходимо решить при выполнении работы заключаются в следующем:
изучить теоретические основы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности;
рассмотреть составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере OOO «Сагара».
Объектом данной работы является предприятие ООО «Сагара», предметом выступает бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия.
При написании данной курсовой работы была использована литература из учебных изданий, нормативно-правовая, а также информация из периодических изданий.

Российский бухгалтерский учет в настоящее время находится на пути сближения отечественной учетной практики с практикой стран с развитой рыночной экономикой. Постановлением Правительства РФ была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», целью которой является приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. В соответствии с Программой принят План внедрения положений по бухгалтерскому учету в практику. Руководствуясь указанными документами, Минфин России на сегодняшний день уже разработал и ввел в действие 19 национальных стандартов. В настоящее время продолжается разработка следующих стандартов.

Элементы принципов, используемых в МСФО, закреплены в Законе РФ «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

По своему составу бухгалтерская отчетность в России не отличается от предусмотренного МСФО, то есть обязательны: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств. Кроме того, к ним, также как и в зарубежной практике, прилагается пояснительная записка (пояснительные примечания).

Следует заметить, что ведущую роль в обновлении нормативной базы играют переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность; регулирование финансового учета; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании. Из названных задач в большой степени выполняются первые две и последняя. Что касается профессиональных рекомендаций, то приходится констатировать недостаточную активность профессиональных организаций и аудиторских фирм в деле их подготовки, особенно в отраслевом разрезе.

В области становления бухгалтерской профессии проводится аттестация бухгалтеров (около 140 тыс. человек), образован и развивается Институт профессиональных бухгалтеров России, в 2001 г. он принят в Международную федерацию бухгалтеров как единственный представитель от страны, создано представительство России в Наблюдательном комитете Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (г. Лондон). Подготовлены проекты некоторых нормативных документов профессиональными объединениями и отдельными специалистами.

В области повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан новый стандарт высшего образования, приняты программы обучения и переподготовки, повышения квалификации, изданы новые учебники и учебные пособия, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением бухгалтерских кадров только в системе Института профессиональных бухгалтеров России.

И, хотя поставленные при разработке Программы задачи реализованы еще не в полной мере, уже можно говорить об улучшении экономического понимания смысла проводимой реформы, увеличении количества организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с современными подходами, росте количества квалифицированных кадров, умеющих формировать бухгалтерскую отчетность в новых условиях.

В последние десять месяцев вопрос о внедрении МСФО активно обсуждается, в том числе на правительственном уровне. Дискуссии вызваны в основном отсутствием практического применения разработанных Минфином России новых подходов к формированию бухгалтерской отчетности российскими организациями и к достижению прозрачности информации о деятельности фирм.

Заметим, что повсеместное применение МСФО вряд ли вызоветнемедленное представление прозрачной информации всеми российскими организациями. По мнению приверженцев первой позиции, отечественные ПБУ сложнее, чем МСФО, и поэтому не следует разрабатывать российские нормативные акты по бухгалтерскому учету.

Руководство Минфина России, как и большинство специалистов в области бухгалтерского учета, придерживается мнения, что в российских организациях необходимо строго выполнять правительственную Программу в части применения национальных правил бухгалтерского учета, разработанных в соответствии с МСФО. В то же время допускается по желанию отдельных организаций применение МСФО непосредственно как для юридического лица, так и для групп взаимосвязанных организаций. Минфин России ставит в известность такие организации о том, что при этом возникает необходимость дополнительно формировать и представлять информацию исходя из российского законодательства ряду пользователей (налоговые органы, судебные органы, органы государственной статистики и др.).

1.2 Понятие и назначение бухгалтерской финансовой отчётности

Бухгалтерская отчётность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам. Иначе можно сказать, что бухгалтерская отчётность — это система показателей, отражающих состояние активов и обязательств предприятия, его доходов и расходов.

В настоящее время основным назначением бухгалтерской отчётности является — удовлетворение потребности пользователей в информации. Пользователи бухгалтерской отчётности должны получить полную и достоверную информацию о деятельности предприятия и его имущественном, финансовом положении. На основе всего этого можно делать выводы о финансовой устойчивости предприятия, о его платежеспособности и инвестиционной привлекательности.

Собственники организации заинтересованы в неуклонном росте своего капитала, кредиторы — в платежеспособности, рабочие и служащие — в хорошей заработной плате, государство — в налогооблагаемой прибыли и т.д. В связи с этим расширяется круг лиц, заинтересованных в полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении организации. При этом происходит переосмысление роли и значение бухгалтерской отчётности, изменяются подходы к её составлению.

Достоверная бухгалтерская отчётность для руководства предприятия это, прежде всего точная информация для последующего принятия грамотных управленческих решений; оценки эффективности деятельности предприятия и экономического анализа ранеё принятых решений; предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия; выявления внутренних резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг), а, следовательно, увеличения валовой прибыли. На основе таких данных руководство делает выводы о прибыльности, рентабельности бизнеса, финансовой устойчивости предприятия в целом.

Сторонние пользователи информации, которые имеют прямой финансовый интерес, также заинтересованы в достоверных данных о положении предприятия. Работники нуждаются в такой информации для определения перспектив работы в данной организации, акционеры — для прогнозирования потенциального дохода от участия, инвесторы — для оценки перспектив сотрудничества, кредиторам и поставщикам — для вывода о ликвидности и платежеспособности предприятия.

Сторонние пользователи, имеющие непрямой (косвенный) финансовый интерес — налоговые и контрольно-ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления — также заинтересованы в отчётности, в правильном её составлении и представлении.

Отчётность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчётный период. Отчётность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учёта. Она является завершающим этапом учётной работы.

Отчётность предприятий классифицируется по различным признакам. К ним можно отнести классификацию отчётности по видам, периодичности составления, степени обобщения отчётных данных, исходя из адресности её пользователей и объёму представляемой информации. По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчётность. Внутригодовая отчётность включает отчёты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Годовая отчётность — это отчёты за год.

По степени обобщения отчётных данных различают отчёты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчётов.

Формирование отчётности организации является завершающим этапом. В ходе его выполнения подготавливается информация, необходимая как внутренним и внешним пользователям. Следовательно, отчётность организации исходя из адресности её пользователей подразделяются на внутрихозяйственную и внешнюю.

По объёму представляемой информации отчётность может быть общей, характеризующей итог хозяйственной деятельности предприятия, и специализированной, раскрывающей отдельные стороны этой деятельности (отчётность о материально-техническом снабжении, о выпуске и реализации продукции).

В состав бухгалтерской отчётности организации включают Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

— Бухгалтерский баланс (форма № 1);

— Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2);

— Отчёт об изменениях капитала (форма № 3);

— Отчёт о движении денежных средств (форма № 4);

— Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

— Пояснительная записка;

— Специализированные внутриотраслевые формы, установленные действующим законодательством;

— Аудиторское заключение, подтверждающее закономерность бухгалтерской отчётности организации, если она в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному аудиту.

Некоммерческие организации представляют также отчёт о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Все элементы бухгалтерской отчётности находятся во взаимной связи и образуют единое целое, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений хозяйственной жизни организации. Например, информацию, представленную в балансе (форма №1), дополняют сведения, содержащиеся в отчёте о прибылях и убытках (форма №2), и наоборот.

Организация на основе рекомендуемых норм вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчётности с сохранением всех данных, необходимых для достоверного и полного отражения финансового положения организации, а также представления финансовых результатов её деятельности и изменениях в её финансовом положении.

1.3 Состав финансовой отчетности в Российской и международной практике.

Состав финансовой отчетности регламентируется правилами и стандартами каждой страны. Так, финансовая отчетность американских компаний включает три основных отчета — баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Кроме указанных форм, компании часто включают в отчетность отчет о нераспределенной прибыли и отчет об акционерном капитале. В Великобритании финансовая отчетность представлена балансовым отчетом, отчетом о прибылях и убытках, отчетом о движении денежных средств и пояснительной запиской. Во Франции отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках и таблицы финансирования, характеризующей движение денежных средств.

Из приведенных примеров видно, что состав отчетности различных стран схож, поскольку их национальные стандарты учитывают требования подходов МСФО. В частности, МСФО предлагают иллюстрировать различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия при помощи балансового отчета, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета о движении капитала, описания учетной политики, пояснения к отчетности. МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» регламентирует наряду со структурой и содержанием отчетных форм общие требования к раскрытию информации, устанавливает правила ее формирования и перечень необходимых сведений для каждого отчета, за исключением отчета о движении денежных средств. Последнему посвящен МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств».

В рамках Европейского союза (ЕС) состав финансовой отчетности компаний регулирует Четвертая Директива, согласно которой годовой отчет включает баланс, отчет о прибылях и убытках и примечания к отчетности. Большое значение Директива придает пояснениям, в которых приводится информация, расшифровывающая отдельные статьи отчетности, излагающая методы формирования и оценки финансовых показателей.

Наряду с формами отчетности европейские компании представляют дополнительные сведения об управлении компанией, в том числе информацию о значительных событиях, касающихся компании и имевших место по окончании финансового года, о предполагаемом развитии фирмы, о деятельности в научно-исследовательской и опытно-конструкторской сферах. Одновременно Директива предусматривает представление аудиторского заключения, если согласно национальному законодательству годовая отчетность подлежит публикации.

Состав и структура российской финансовой отчетности регламентируется наряду с Законом, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Министерство финансов Российской Федерации утвердило документы, устанавливающие порядок раскрытия итоговой бухгалтерской информации. Министерством финансов периодически уточняются рекомендуемые варианты форм отчетности. Организация вправе вносить коррективы в эти форматы в зависимости от условий деятельности или разрабатывать на основе предложенных образцов свои формы отчетности.

Бухгалтерскую финансовую отчетность как важнейшую часть информационной системы, формируемой в рамках предприятия, классифицируют по различным признакам: по периодичности, по охвату, по объемам деятельности, по специфике деятельности:

По периодичности бухгалтерскую отчетность подразделяют на годовую (составляется за финансовый год) и промежуточную (может строиться нарастающим итогом за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев).

По охвату отчетность делят на индивидуальную, сводную и консолидированную. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта — юридического лица. Сводная составляется в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам. Консолидированная отчетность составляется финансовой группой (материнская компания и ее дочерние предприятия), рассматриваемой как единая хозяйствующая организация.

По объемам деятельности различают упрощенную, стандартную и множественную отчетность. Упрощенный вариант составляют малые предприятия. Состав отчетности ограничивается бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках, если отчетность не подлежит обязательной аудиторской проверке. В противном случае организации включают в годовой отчет наряду с балансом и отчетом о прибылях и убытках пояснительную записку и аудиторское заключение, а отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к балансу могут не представлять при отсутствии соответствующих показателей.

Стандартный вариант предусмотрен для средних и крупных организаций и включает все формы отчетности, предусмотренные законодательством по бухгалтерскому учету, пояснительную записку и итоговую часть аудиторского заключения.

 

Множественный вариант могут применять крупные и крупнейшие организации по их усмотрению. При этом варианте каждый раздел форм отчетности, рекомендованных Министерством финансов РФ, может быть представлен в виде отдельной формы с детализацией данных по отчетным сегментам, сформированным согласно ПВУ 12/2000.

Информация по отчетному сегменту — это информация, характеризующая отдельный операционный или географический

сегмент.

Операционный сегмент — часть деятельности по производству отдельного вида товара (работ, услуг), которая подвержена рискам и получению прибыли (убытка), отличных от рисков и прибылей (убытков) по другим видам товаров (работ, услуг). На выделение операционных сегментов может влиять специфика производства продукта (трудоемкость, материалоемкость), условия хранения (сроки хранения при производстве скоропортящихся

продуктов питания).

Географический сегмент — часть деятельности организации, осуществляемая в определенном регионе, которая подвержена рискам и получению прибыли (убытка), отличных от рисков и прибылей (убытков), имевших место в других регионах деятельности. Географический сегмент выделяют исходя из месторасположения активов (при наличии филиалов, представительств) или местоположения рынков сбыта (при широкой географии продаж).

Способ определения сегмента зависит от преобладания источников рисков и прибылей (убытков). Если риски и прибыли (убытки) организации определяются различиями в производимых товарах (работах, услугах), то первичным признается раскрытие информации по операционному сегменту, а вторичным — по географическому, т. е. детализация показателя осуществляется в первую очередь по видам товаров, работ, услуг, приведенных отдельно по каждому региону.

Формирование отчетных сегментов может основываться на использовании показателей рентабельности (для операционных — рентабельность производства, для географических — рентабельность активов по местам их расположения или рентабельность продаж — по местам нахождения рынков сбыта). Первичным становится тот сегмент, у которого наблюдается максимальное расхождение рентабельности и рисков. Если риски и прибыли (убытки) организации связаны с различиями в географических регионах деятельности, то первичным признается раскрытие информации по географическому сегменту, а вторичным — по операционному. В этом случае показатели детализируются по регионам деятельности в разрезе видов товаров, работ, услуг. Выделение вторичных сегментов осуществляется на основе их доли в общей величине первичного сегмента. Показатели, чья стоимостная оценка превышает 10% общей оценки первичного сегмента, должны приводиться раздельно, прочие несущественные могут объединяться в общую группу.

Основными формами отчета выступают баланс и отчет о прибылях и убытках, остальные поясняют и расшифровывают эти формы отчетности. Бухгалтерский баланс представляет сведения об экономических ресурсах (актив) и источниках их привлечения (пассив) и позволяет оценить имущественное положение организации, ее платежеспособность и финансовую независимость от кредиторов.


Отчет о прибылях и убытках иллюстрирует процедуру формирования финансового результата за отчетный период в разрезе доходов и расходов, полученных (понесенных) от обычных видов деятельности и по прочим операциям.


Отчет об изменениях капитала представляет информацию об источниках формирования капитала за отчетный период и причинах изменения его массы и структуры. Анализ данного отчета позволяет оценить способность экономического субъекта к самофинансированию и наращиванию капитала.


Отчет о движении денежных средств предназначен для оценки способности предприятия обеспечивать превышение поступлений денежных средств (приток) над платежами (отток) и дает возможность судить о степени управления денежными потоками.


Приложение к бухгалтерскому балансу в табличной форме раскрывает минимально необходимые сведения о движении заемных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о составе амортизируемого имущества, об источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, а также дает расшифровку отдельных видов прибылей и убытков.

Более полное раскрытие существенной информации в разрезе названных показателей должно содержаться в пояснительной записке. Так, для предприятий, ориентированных на осуществление импортных операций, существенным фактором, влияющим на финансовые результаты, считается изменение курса иностранной валюты. Раскрытие такой информации важно для анализа динамики показателей доходности. Структура пояснительной записки законодательно не предписана. Внешняя ее форма должна определяться требованиями ясности и наглядности, содержать сведения, позволяющие раскрыть и дополнить информацию баланса и отчета о прибылях и убытках. В пояснительной записке необходимо раскрыть основные моменты учетной политики, поскольку без понимания правил, которые применялись при формировании показателей, использование количественных методов финансового анализа теряет всякий смысл.

Аудиторское заключение включается в годовую отчетность в случаях, когда отчетность экономического субъекта в соответствии с законодательством подлежит обязательной аудиторской проверке. Цель заключения — подтвердить степень достоверности показателей, приведенных в отчетных формах.

2. ООО «Сагара» ─ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИСЛЕДОВАНИЯ

2.1. Технико-экономическая характеристика организации

Общество «Сагара» согласно действующему законодательству признается обществом с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью «Сагара» зарегистрировано Инспекцией МНС России № 5 по г. Краснодару 20.08.2003 г., ОГРН 1032307182280, свидетельство о государственной регистрации серия 23 №001943917.Настоящая редакция Устава принята в связи с приведением Устава в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса «Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

ООО «Сагара» , в дальнейшем именуемое «Общество», является юридическим лицом и действует на основании настоящего Устава, Федерального закона РФ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. и других законодательных актов РФ. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на месте) нахождения. Общество вправе иметь штампы, бланки со своим фирменным наименованием и реквизитами, 1собственную эмблему, товарный знак и другие средства индивидуализации. Условия настоящего Устава сохраняют свою юридическую силу на весь срок деятельности Общества, если одно положение настоящего Устава станет недействительным, то это не является
причиной для приостановки действия остальных положений. Недействительное положение должно быть заменено положением, допустимым в правовом отношении.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Сагара».

Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО «Сагара».

Место нахождения Общества (почтовый адрес): 350001, РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, д. 96.

Общество создано без ограничения срока деятельности.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли в интересах участников.

Предметом деятельности Общества является:        

  1. оптовая и розничная торговля бассейнами, оборудованием для бассейнов, систем водоснабжения, отопительных систем, канализаций;
  2. монтаж и обслуживание систем водоснабжения, отопления, канализаций и бассейнов;
  3. деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;
  4. деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта;
  5. деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве;
  6. техническое испытание, исследование и сертификация;
  7. строительство зданий и сооружений;
  8. осуществление функций Генерального подрядчика;
  9. осуществление функций Заказчика-застройщика;
  10. капитальное строительство и ремонт объектов недвижимости, выполнение строительно-монтажных работ;
  11. возведение подземных сооружений и конструкций;
  12. работы по устройству наружных инженерных систем и коммуникаций;
  13. каменные работы;
  14. земляные работы;        
  15. устройство и монтаж бетонных и железобетонных конструкций
  16. устройство внутренних инженерных систем и оборудования;
  17. монтаж технологического оборудования;
  18. строительство, реконструкция, реставрация, ремонт производственных и непроизводственных объектов и их эксплуатация;
  19. производство и реализация строительных и иных материалов, деталей и конструкций, комплектующих и иных изделий;
  20. иные виды деятельности, не запрещенные и не противоречащие действующему законодательству.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность, как исключительную, то Общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут осуществляться только после получения соответствующих лицензий.

 2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности

Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно манипулируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также минимизировать затраты на его расширение и обновление.

Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятий средств для развития производства, их неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а избыточная устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния.

Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

 Бухгалтерский баланс (прил.2) характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянии на отчетную дату.

В табл. 2.2 представлен аналитический баланс ООО «Сагара» характеризующий как структуру баланса, так и динамику его показателей.

Иммобилизованные средства включают внеоборотные активы и долгосрочную дебиторскую задолженность (т.е. наименее ликвидные активы).

Текущие активы — это оборотные активы, за исключением долгосрочной дебиторской задолженности.

Структура активов организации по состоянию на 31.12.2008 характеризуется большой долей (99,7%) текущих активов и незначительным процентом иммобилизованных средств.

Активы организации за анализируемый период (с 31 декабря 2007 по 31 декабря 2008 г.) увеличились на 1 304 тыс. р. (на 35,8%). Отмечая рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился еще в большей степени — на 113,9%. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор.

Одновременно, в пассиве баланса прирост наблюдается по строкам:

— нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) — 2 011 тыс. р. (94%);

— кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики — 128 тыс. р. (6%).

Таблица 2.2

Структура имущества и источники его формирования

Показатель 

Значение показателя 

Изменение за анализируемый период

2007г.

2008г 

 


тыс. р.

 

% 


тыс. р.

в % к валюте баланса 


тыс. р.

в % к валюте баланса

Актив

1. Иммобилизованные средства* 

24 

0,7 

14 

0,3 

-10 

-41,7 

2. Текущие активы**, всего 

3 618 

99,3 

4 932 

99,7 

+1 314 

+36,3 

в том числе:
запасы (кроме товаров отгруженных)

3 163 

86,8 

4 498 

90,9 

+1 335 

+42,2 

в том числе:
-сырье и материалы;

47 

1,3 

50 

1 

+3 

+6,4 

— готовая продукция (товары).  

<

3 114 

85,5 

4 446 

89,9 

+1 332 

+42,8 

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов;

2 

0,1 

2 

<0,1 

 

 

ликвидные активы, всего  

455 

12,5 

434 

8,8 

-21 

-4,6 

из них:
— денежные средства и кратко срочные вложения;

4 

0,1 

35 

0,7 

+31 

+8,8 раза

— дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года) и товары отгруженные;

451 

12,4 

399 

8,1 

-52 

-11,5 

Пассив

1. Собственный капитал 

1 765 

48,5 

3 776 

76,3 

+2 011 

+113,9 

2. Краткосрочные обязательства (без доходов будущих периодов), всего 

1877 

51,5 

1170 

23,7 

-707 

-37,7 

из них:
— кредиты и займы;

11 

0,3 

 

 

-11 

-100 

— прочие краткосрочные обязательства.

1866 

51,2 

1170 

23,7 

-696 

-37,7 

Валюта баланса

3 642

100

4 946

100

+1 304

+35,8

 

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) покупатели и заказчики» в активе и «кредиторская задолженность: прочие кредиторы» в пассиве (-120 тыс. р. и -605 тыс. р. соответственно).

Собственный капитал ООО «Сагара» за рассматриваемый период (с 31 декабря 2007 по 31 декабря 2008 г.) резко вырос — с 1 765,0 тыс. р. до 3 776,0 тыс. р. (т.е. на 113,9%).

Ликвидность актива — это его способность превращаться в деньги без потери стоимости. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении активов, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке ее убывания с обязательствами, сгруппированными по сроку их погашения и расположения в порядке его возрастания.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов.

В зависимости от ликвидности активы подразделяются на следующие группы:

  • А1 — наиболее ликвидные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
  • А2 — быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев;
  • А3 — медленно реализуемые активы: все запасы, НДС по приобретенным ценностям и дебиторская задолженность по приобретенным ценностям;
    • А4 — трудно реализуемые активы: все внеоборотные активы.

    Источники хозяйственных средств в зависимости от степени срочности оплаты также делятся на четыре группы:

    • П1 — наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность;
  • П2 — краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы, задолженность перед участниками по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства;
    • П3 — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и займы;
  • П4 — постоянные пассивы: собственный капитал, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов.

    Исходными данными является форма №1 бухгалтерской отчетности. В табл. 2.3. представлен анализ ликвидности баланса ООО «Сагара».

    Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняются все, кроме одного. Высоколиквидные активы покрывают наиболее срочные обязательства организации всего лишь на 3%.

    Таблица 2.3

    Анализ отношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения

    Активы по степени ликвидности

    На конец отчетного периода, тыс. р.

    Пассивы по сроку погашения

    На конец отчетного периода, тыс. р.

    Излишек/
    недостаток
    платеж. средств
    тыс.р.

    А1.  

    35 

    П1.  

    1 170 

    -1 135

    А2.

    399 

    П2.  

    0 

    +399

    А3 

    4 498 

    П3 

    0 

    +4 498

    А4.  

    14 

    П4.  

    3 776 

    -3 762

     

    В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (краткосрочных кредитов и займов). В данном случае среднесрочные обязательства отсутствуют.

    Платежеспособность — это способность предприятия рассчитаться по текущим обязательствам.

    Основными признаками платежеспособности являются:

  • отсутствие у предприятия просроченной кредиторской задолженности;
  • наличие в достаточном объеме средств, необходимых для погошения срочной кредиторской задолженности.

    Анализ платежеспособности состоит в расчете и анализе следующих коэффициентов ликвидности:

  • коэффициент общей (текущей) ликвидности;
  • коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности.

    Анализ платежеспособности ООО «Сагара» представлен в табл. 2.4.

    Таблица 2.4

    Расчет коэффициентов ликвидности

    Показатель ликвидности 

    Значение показателя 

    Изменение показателя

    на 31.12.2007 

    на 31.12.2008 

    1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности 

    1,93 

    4,22 

    2,29 

    2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности

    0,24 

    0,37 

    0,13 

    3. Коэффициент абсолютной ликвидности

    0,01  

    1 

    0,99 

     

    На конец периода коэффициент текущей (общей) ликвидности полностью укладывается в норму (4,22при нормативном значении 2 и более). За весь период коэффициент вырос на 2,29.

    Коэффициент быстрой ликвидности на 31 декабря 2008 г. оказался ниже нормы (0,37). Это свидетельствует о недостаточности у ООО «Сагара» ликвидных активов (т. е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности.

    Коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение ниже нормы (0,01). Несмотря на это следует отметить положительную динамику – в течение анализируемого периода (с 31 декабря 2007 по 31 декабря 2008 г.) коэффициент вырос на 0,99.

  1. Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики

В штатном расписании ООО «Сагара» не предусмотрена бухгалтерия и должность главного бухгалтера.

С 23 декабря 2004 г. в организации введена система ЕНВД, для правильного распределения расходов согласно требования п.7 ст.346.26 НК РФ о ведении раздельного учета налогоплательщики осуществляющие виды деятельности как облагаемые ЕНВД, так и те, в отношении которых уплачиваются налоги по общему режиму налогообложения, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций по этим видам деятельности.

За плательщиками ЕНВД сохраняется обязанность вести бухгалтерский учет в полном объёме и соответственно составлять и представлять бухгалтерскую отчетность, поскольку в бухгалтерскую отчетность должны включатся данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении ,то в бухгалтерской отчетности следует обеспечить расшифровку показателей деятельности, как облагаемой ,так и не облагаемой ЕНВД.

При этом основная цель раздельного учета — правильный расчет налогов по видам деятельности, как облагаемых так и не облагаемых ЕНВД.

На предприятии используются регистры бухучета, разработанные Мин

фином России. Ведется механизированная обработка учетных данных с применением программы 1С «Бухгалтерия». На основании п. 3 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», а также п. 14 положения по ведению бухгалтерского учета определен перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов: (см. ниже в графике)

На основании п. 3 ст. 6 ФЗ « О бухгалтерском учете » и п. 8 Положения

« О бухгалтерском учете »

утвержден график документооборота:

  1. Всем материально — ответственным лицам: в срок до 5 числа следующего за отчетным месяцем сдавать все приходные и расходные документы (счета-фактуры от поставщиков, накладные и др.);
  2. Производить начисление з/платы в срок до 15 числа;
  3. Срок отчетности по наличным средствам выданным в подотчет установить 10 дней с момента выдачи денежных средств.

    Основные средства отражаются в учете по их фактической стоимости, в которой НДС не учитывается, при определении себестоимости Нематериальные активы учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». Способ начисления амортизации нематериальных активов — линейный.

    Способ погашения стоимости нематериальных активов осуществляется на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» путем накопления сумм амортизации отчислений.

    Затраты, произведенные по приобретению нематериальных активов в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бух. балансе, как расходы будущих периодов (период не превышает 12 месяцев). ПБУ 14/2007 (п.21).

    Все объекты, используемые в течение периода 12 месяцев относятся к основным средствам и учитываются на сче. 01 «Основные средства»

    Счет 01 «Основные средства»

    Основные средства, стоимостью до 20 000 р. за единицу признаются не амортизационным имуществом и затратами по мере их отпуска в производство или эксплуатацию (ПБУ 6/01 п. 18, п. 1 ст. 256 НК РФ). Все затраты на приобретение основных средств собираются на счете 08 «Вложение во внебюджетные активы».

    Приобретенного имущества НДС не учитывается, если сумма этого налога возмещается из бюджета. В противном случае приобретенное имущество отражается по его покупной стоимости (вместе с НДС), непроизводственной — основные средства.

    Приобретенные книги, брошюры, издания признаются затратами (ПБУ 6/01, п. 18). Способ начисления амортизации — линейный.

    При выбытии основных средств остаточная стоимость списывается в дебет 91 счета.

    Переоценка основных фондов

    Сумма дооценки объекта ОС в результате переоценки зачислялся в добавочный капитал организации.    

    Сумма уценки ОС в результате переоценки относится на счет прибыли и убытков в качестве расхода.

    Сумма дооценки обо ОС, равная сумме уценки его, проведенная в предыдущие отчетные периоды и отнесен на счет прибыли и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

    Сумма уценки объема ОС относится в уменьшении добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится за счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода.-

    При выбытии объекта ОС сумма его дооценки переносится с добавочного капитала в нераспределенную прибыль.

    Учет процесса заготовления и приобретения материалов осуществляется в оценке по фактической стоимости.

    При отпуске ТМЗ в производство и ином выбытии их оценка производится по средней стоимости (п. 16 ИБЦ 5/01).

    Незавершенное производство оценивается по фактической производственной стоимости (п. 64 положение по ведению бухгалтерского учета)

    Учет затрат ведётся на счете 44.3 «Расходы на продажу» списывается на счет 9 «Продажи».

    Согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ организации, осуществляющие операции, подлежащие налогообложению и освобождаемые от налогообложения, должны вести раздельный учет таких операций. Так под операциями следует понимать не только обороты по продаже товаров, облагаемых и не облагаемых налогом, но и связанные с ними затраты.. В соответствии со статьёй 170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации, в случае использования указанных товаров (работ, услуг) при реализации, которая не облагается НДС. Исходя из этого НДС по услугам сторонних организаций, связанных с приобретением, хранением и продажей товаров, не облагаемых НДС, не может предъявляться к налоговому вычету , а включается в расходы организации вместе со стоимостью соответствующих услуг.

    Для более точного и правильного исчисления НДС подлежащего уплате в бюджет необходимо раздельно учитывать выручку от продажи облагаемых и необлагаемых налогом товаров, а также НДС по относящимся к указанным видам продаж приобретенным услугам производственного характера. Порядок распределения сумм НДС предъявленных продавцами услуг, между видами продаж определён ст. 170 НК РФ. Такое распределение производится пропорционально доле выручки соответствующей группы товаров в общем объёме выручки за отчетный период. В тех налоговых периодах когда удельный вес приобретённых услуг , относящихся к продаже не облагаемых НДС товаров, не превышает пяти процентов от общей стоимости приобретаемых услуг, все «входные» суммы налога подлежат налоговому вычету (п.4ст. 170НКРФ).

    С 2006 года оплата приобретенных товаров, работ услуг и имущественных прав в общем случае перестает быть обязательным условием для принятия «входного» НДС к вычету. Однако возможны ситуации , когда изначально неизвестно , как будут реализованы приобретаемые товары. Если товар был изначально оприходован как предназначенный для оптовой торговли и после оплаты поставщику НДС по нему согласно счету-фактуре был принят к вычету, а затем часть товара передана в розничную торговл, то НДС, приходящийся на эти товары, необходимо восстановить и включить в стоимость товара, если покупная стоимость таких товаров ( с учетом иных расходов , относящихся к рознице ) больше 5%.

    Возможна и обратная ситуация — товар изначально предназначен для розничной торговли, но затем передан для оптовой реализации. В данном случае НДС, ранее учтенный в стоимости оплаченного товара и приходящийся на товары оптовой продажи, следует принять к вычету.

    Так данной учетной политикой предусмотрено ведение раздельного учёта операций на счетах бухгалтерского учета (при использовании специальных бухгалтерских программ ), необходимо раздельно учитывать не только поступления и продажи товаров, облагаемых и не облагаемых НДС ,но и расходы на продажу. Так выручка по видам продаж определяется только в конце месяца, тогда же распределяются и расходы по видам продаж . В течение месяца по мере предъявления счетов сторонних организаций за оказанные услуги расходы предварительно учитываются без деления по видам продаж на одном счете сч.44.3.3 «Расходы на продажу общие». В конце месяца после распределения по видам продаж указанные расходы списываются на отдельные субсчета к счету 44 Расходы на продажу, а именно

  4. Расходы на продажу по ОНО
  5. Расходы на продажу по ЕНВД

    После определения суммы расходов, относящихся к проданным товарам, они списываются на себестоимость соответствующих видов продаж. Для ведения раздельного учета в рабочем

    Раздельный учет доходов, облагаемых и не облагаемых налогом на прибыль.

    Так как в ООО «Сагара» один из видов деятельности переведён на уплату ЕНВД необходимо вести раздельный учет доходов и расходов ст.274, п.7 ст. 346.26 НК РФ. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе доходов и расходов доходы и расходы, относящиеся к деятельности, переведенной на уплату налога на вменённый доход. В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся

  6. вся полученная выручка является доходом от реализации
  7. внереализационные доходы.

    Раздельный учет ЕСН и взносов на пенсионное страхование.

    Если часть работников организации занята исключительно в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, то ЕСН на начисленные им выплаты не начисляется.    

    Если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности , то для исчисления ЕСН расчет таких выплат целесообразно производить пропорционально размеру выручки , полученной от видов деятельности , не переведенных на уплату ЕНВД, в общей сумме выручки, полученной от всех всех видов деятельности.

    Раздельный учет имущества, облагаемого и не облагаемого налогом на имущество.

    Налог на имущество не взимается в части имущества ,используемого в деятельности , подлежащей обложению ЕНВД. В случае если имущество используется как в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, так и иной деятельности, то указанное имущество подлежит налогообложению в части, пропорциональной доле выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.

    3. Методика составления бухгалтерской финансовой отчетности в ООО «Сагара»

    3.1. Формирование и раскрытие данных в активе бухгалтерского баланса

    В разделе «Внеоборотные активы» показаны статьи, характеризующие наличие у ООО «Сагара» активов, срок службы которых превышает 12 месяцев.

    По строке 110
    «Нематериальные активы» представлено наличие нематериальных активов, к которым согласно ПБУ 14/2000 относятся активы, не имеющие материально-вещественной структуры, используемые в деятельности предприятия для получения доходов свыше 12 месяцев, способные приносить ему экономические выгоды в будущем. Важным условием идентификации нематериального актива выступает документально оформленное исключительное право у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки (приобретения) патента, торгового знака). В составе нематериальных активов также учитываются положительная деловая репутация организации и организационные расходы, признанные вкладом в уставный капитал.

    Нематериальные активы включаются в баланс по остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью (дебетовое сальдо счета 04 «Нематериальные активы») и суммой накопленной амортизации (кредитовый остаток счета 05 «Амортизация нематериальных активов»).

    Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех затрат на приобретение за минусом возмещаемых налогов. Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных на предприятии, рассчитывается как сумма всех затрат на их создание, изготовление. Первоначальной стоимостью нематериальных активов, полученных в счет вклада в уставный капитал, признается денежная оценка, согласованная с учредителями. Первоначальной стоимостью нематериальных активов, принятых по договору дарения, считается их рыночная стоимость на момент принятия к учету.

    По строке 120
    «Основные средства» в ООО «Сагара» показывается наличие активов, используемых при производстве продукции, работ и услуг или для нужд управления в течение периода, превышающего 12 месяцев, способных приносить организации экономические выгоды в будущем. Согласно ПБУ 6/01 основные средства включаются в баланс по остаточной стоимости. Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью, учитываемой на счете 01 «Основные средства», и суммой амортизации, накапливаемой на счете 02 «Амортизация основных средств». Не амортизируемые объекты основных средств отражаются в балансе по первоначальной стоимости (дебетовое сальдо по счету 01 «Основные средства»). К ним относятся:

    — земельные участки и объекты природопользования;

    — музейные предметы и коллекции;

    — основные средства некоммерческих организаций.

    Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, определяется как сумма всех затрат на приобретение за минусом возмещаемых налогов. Первоначальная стоимость основных средств, созданных на предприятии, рассчитывается как сумма всех затрат на их создание или изготовление. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал, признается денежная оценка, согласованная с учредителями. Первоначальной стоимостью основных средств, принятых по договору дарения, считается их рыночная стоимость на момент принятия к учету.

    Активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике ООО «Сагара», но не более 20000 р. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

    По строке 130
    «Незавершенное строительство» бухгалтерского баланса ООО «Сагара» отражаются:

    — стоимость затрат по незаконченному капитальному строительству, учет которого организации-застройщики и организации-заказчики ведут на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

    — сумма затрат на приобретение объектов основных средств, которые еще не введены в эксплуатацию и окончательная стоимость которых еще не сформирована;

    — стоимость приобретенного оборудования, еще не переданного для монтажа;

    — стоимость оборудования, переданного для монтажа, но еще окончательно не смонтированного;

    — сумма авансов, выданных предприятию-застройщику под объем выполненных работ, а также другие авансовые платежи на осуществление капитальных вложений;

    — сумма затрат на приобретение нематериальных активов, право собственности на которые предприятию-инвестору еще не перешло;

    — затраты по формированию основного стада (на сельскохозяйственных предприятиях);

    — стоимость объектов недвижимого имущества, на которые не поданы документы для получения государственной регистрации объектов недвижимости в установленных законодательством случаях.

    Объекты незавершенного строительства отражаются в бухгалтерском балансе в сумме фактических затрат для застройщика (инвестора).

    Таким образом, по строке 130 «Незавершенное строительство» собираются остатки по счетам 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», а также 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным» в части авансовых платежей на осуществление вложений во внеоборотные активы.

    Организации, отражающие приобретаемое оборудование в учетных ценах, применяют счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

    Разница в стоимости приобретенного оборудования, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается в дебет или кредит счета 16. При этом сальдо по счету 16, относящееся к стоимости приобретенного оборудования, предназначенного для установки, прибавляется или отнимается от данных по строке 130 бухгалтерского баланса.

    По строке 135 «Доходные вложения в материальные ценности» отражается остаточная стоимость имущества, учтенного на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

    На счете 03 учитывается стоимость имущества, которое организация собирается использовать для сдачи в:

    — аренду;

    — лизинг;

    — прокат.

    На счете 03 учитываются также объекты жилого фонда, используемые для извлечения дохода.

    Для расчета остаточной стоимости доходных вложений необходимо из их первоначальной стоимости (дебетовое сальдо по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности») вычесть суммы начисленной амортизации (кредитовое сальдо по счету 02, субсчет «Амортизация доходных вложений в материальные ценности»).

    По строке 140
    «Долгосрочные финансовые вложения» отражаются долгосрочные (сроком более одного года) инвестиции, которые учитываются на отдельном субсчете счета 58 «Финансовые вложения».

    Согласно ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования.

    Финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться.

    Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы:

    — финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;

    — финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

    Финансовые вложения первой группы отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

    Финансовые вложения второй группы подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

    По строке 145
    «Отложенные налоговые активы» отражается сумма отложенных налоговых активов, рассчитанных в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Для определения суммы отложенного налогового актива нужно умножить вычитаемую временную разницу на ставку налога на прибыль.

    ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности разницу между налогом на бухгалтерскую прибыль (убыток) и налогом на налогооблагаемую прибыль, отраженным в налоговой декларации по налогу на прибыль.

    Временные разницы — это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом отчетном периоде. При этом выявление вычитаемых временных разниц означает, что в отчетном периоде прибыль, сформированная по правилам бухгалтерского учета, меньше, чем прибыль, признанная в налоговом учете.

    Для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых активов в бухгалтерском учете ООО «Сагара» предназначен счет 09 «Отложенные налоговые активы».

    По строке 150 отражается стоимость прочих внеоборотных активов, то есть данные о средствах и вложениях, не нашедших своего отражения по другим строкам раздела I бухгалтерского баланса.

    В разделе «Оборотные активы» приводятся статьи, характеризующие наличие у ООО «Сагара» активов, срок использования которых не превышает 12 месяцев.

    В подразделе «Запасы» (строки 210 — 217) отражаются данные о всех запасах и затратах организации (материалах, готовой продукции, товарах, незавершенном производстве, расходах будущих периодов и т.п.). Расшифровка отдельных видов товарно-материальных ценностей и затрат приводится по строкам 211 — 217 баланса.

    По строке 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражается стоимость имеющихся на ООО «Сагара» сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, смазочных материалов, тары и тарных материалов, запасных частей, строительных материалов, материалов, переданных в переработку и т.п.

    Согласно ПБУ 5/01 материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском учете организации по фактической себестоимости.

    Строка 212 баланса заполняется в основном предприятиями животноводства и птицеводства. В этой строке указывается дебетовое сальдо по счету 11 «Животные на выращивании и откорме».

    По этой строке приводятся данные о стоимости молодняка животных; взрослых животных, находящихся на откорме и в нагуле; птицы; зверей; кроликов; семей пчел; взрослого скота, выбракованного из основного стада для реализации; скота, принятого от населения для реализации по фактической себестоимости.

    По строке 213 «Затраты в незавершенном производстве» в ООО «Сагара» указываются остатки по счетам 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

    Таким образом, по данной строке баланса отражается стоимость продукции, не прошедшей всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также изделий неукомплектованных, не прошедших испытания и технической приемки.

    По строке 214
    «Готовая продукция и товары для перепродажи» в ООО «Сагара» показывается фактическая или нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции, учтенная на счете 43 «Готовая продукция». Также по этой строке отражается фактическая себестоимость остатка товаров, учтенная на счете 41 «Товары».

    Учет товаров на счете 41 ведется:

    — организациями оптовой торговли — по фактической себестоимости (за вычетом НДС);

    — организациями розничной торговли — по фактической себестоимости (за вычетом НДС) или по продажным ценам.

    По строке 215 бухгалтерского баланса отражается фактическая себестоимость отгруженных товаров, право собственности на которые не перешло к покупателю. Стоимость этих товаров числится на счете 45 «Товары отгруженные».

    Продукция (товары) учитывается на этом счете только в том случае, если выручка от их продажи не может быть признана в бухгалтерском учете. Это происходит в следующих случаях:

    — в договоре купли-продажи установлено, что право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю после выполнения какого-либо условия и это условие не выполнено;

    — товары переданы на реализацию по посредническому договору, и посредник их не продал;

    — товары отгружены покупателю по товарообменному договору, и встречная поставка покупателем не произведена.

    В момент перехода права собственности стоимость товаров списывается в дебет счета 90 «Продажи».

    По строке 216
    «Расходы будущих периодов» показывается сумма затрат, произведенных ООО «Сагара» в отчетном периоде, но подлежащих отнесению на расходы производства и обращения в следующих периодах.

    К таким затратам, учитываемым на одноименном счете 97 «Расходы будущих периодов», относятся затраты на освоение новых производств, по неравномерно производимому ремонту основных средств (если в отчетном периоде не был создан соответствующий резерв), затраты по сертификации продукции, на лицензирование отдельных видов деятельности (независимо от срока лицензии).

    По строке 216 указывается дебетовое сальдо по счету 97, не погашенное по состоянию на отчетную дату.

    По строке 217
    «Прочие запасы и затраты» отражаются запасы и затраты, не нашедшие отражения в предыдущих строках подраздела «Запасы» раздела II баланса.

    По строке 220
    «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражается сумма НДС, указанная поставщиками в счетах-фактурах и товаросопроводительных документах по полученным и не оплаченным на отчетную дату товарно-материальным ценностям (работам, услугам).

    По строке 220 бухгалтерского баланса указывается дебетовое сальдо по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», не списанное по состоянию на отчетную дату.

    Суммы НДС, учтенные по дебету счета 19, могут быть:

    — приняты к вычету;

    — списаны на увеличение стоимости приобретенных ценностей или на счета учета затрат (расходов на продажу);

    — списаны за счет целевых средств.

    По строкам 230 и 240
    «Дебиторская задолженность» приводится информация о наличии у ООО «Сагара» долгов к получению со сроком погашения более и менее 12 месяцев с отчетной даты. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются в отчетности в суммах, которые показаны в учетных регистрах и признаны организацией верными. Остатки в балансе приводятся в развернутом виде — по операциям с дебетовым сальдо — в активе, с кредитовым сальдо — в пассиве.

    По строкам 231 и 241
    «Покупатели и заказчики» находит отражение задолженность покупателей за реализованные им товары, работы, услуги, учтенная на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    Дебиторская задолженность учитывается на балансе до момента ее погашения или (в случае непогашения) до момента признания ее безнадежной при истечении сроков исковой давности или признании должника банкротом. Безнадежная задолженность списывается на основании приказа руководителя за счет резервов сомнительных долгов или внереализационных расходов.

    По строке 250
    «Краткосрочные финансовые вложения» отражаются краткосрочные займы, предоставленные организациям на срок до 12 месяцев, показываются инвестиции в ценные бумаги других организаций, государственные ценные бумаги, формирование стоимости которых отражается на отдельном субсчете счета 58 «Финансовые вложения».

    По строке 260 отражается общая сумма денежных средств, которыми располагает ООО «Сагара», — денежные средства, находящиеся в кассе (дебетовое сальдо счета 50 «Касса»); на рублевых счетах в банках (дебетовое сальдо счета 51 «Расчетные счета» и 55 «Специальные счета в банках»); рублевая стоимость иностранной валюты, находящейся на валютных счетах в банках (дебетовое сальдо счета 52 «Валютные счета»). Если организация располагает денежными средствами в иностранной валюте, то при составлении баланса они пересчитываются в рубли. Пересчет производится по официальному курсу Банка России, установленному на отчетную дату. Также по строке 260 отражается сумма переводов в пути — дебетовое сальдо счета 57 «Переводы в пути».

    По строке 270
    «Прочие оборотные активы» отражаются остатки оборотных активов, не нашедшие отражения по другим статьям раздела II бухгалтерского баланса.

    Формирование и раскрытие данных в пассиве бухгалтерского баланса

    В разделе «Капитал и резервы» приводится информация о размере собственных источников формирования ресурсов.

    По строке 410 бухгалтерского баланса показывается зарегистрированный в учредительных документах размер уставного капитала ООО «Сагара». Уставный капитал — это первоначально инвестированный капитал предприятия, гарантирующий реализацию интересов его кредиторов.

    Уставный капитал ООО «Сагара» представляет собой сумму номинальной стоимости акций этого общества, распределенных между его акционерами. Минимальный размер уставного капитала вновь учреждаемого ООО должен составлять на дату государственной регистрации не менее 10000 р. (100 МРОТ). Изменение размера уставного капитала возможно лишь при условии внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

    По строке 411
    «Собственные акции, выкупленные у акционеров» отражаются соответствующие акции, учтенные на счете 81 «Собственные акции (доли)» по сумме фактических затрат. Стоимостная оценка статьи приводится в круглых скобках, поскольку остаток счета 81 уменьшает номинальную оценку уставного капитала и выполняет роль регулирующей контрпассивной статьи.

    По строке 420 бухгалтерского баланса отражается величина добавочного капитала ООО «Сагара», учтенная на счете 83 «Добавочный капитал». По данной строке отражаются:

    — остаток средств от переоценки основных фондов;

    — эмиссионный доход акционерного общества;

    — положительная курсовая разница при внесении в уставный капитал имущества, стоимость которого выражена в иностранной валюте;

    — сумма целевого финансирования, использованная на финансирование капитальных вложений в некоммерческих организациях.

    По строке 430 бухгалтерского баланса отражается величина резервного капитала, образованного ООО «Сагара» и учтенного на счете 82 «Резервный капитал».

    При этом отдельно указывают резервы, образованные в соответствии с законодательством (строка 431), и резервы, созданные в соответствии с учредительными документами (строка 432).

    В соответствии с требованиями действующего законодательства акционерные общества формируют резервы в размере не менее 5% от уставного капитала.

    По строке 470
    «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показывается прибыль прошлых лет, которая не была распределена среди акционеров и осталась в распоряжении ООО «Сагара» на дату составления баланса, а также чистая прибыль отчетного года.

    Показатель нераспределенной прибыли формируется после проведения реформации баланса за отчетный год, то есть бухгалтер по окончании отчетного года выявляет сумму нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на счете 99 и списывает ее на счет 84. При этом сумма нераспределенной прибыли отчетного года добавляется к сумме остатка по счету 84, отражающей нераспределенную прибыль прошлых лет. Нераспределенная прибыль прошлых лет отражает как реально не использованную прибыль, так и послужившую финансовым обеспечением для инвестиционной деятельности организации.

    В разделе «Долгосрочные обязательства» приводится группа строк, характеризующих наличие у организации обязательств со сроком погашения выше 12 месяцев.

    По строке 510 отражается сумма долгосрочных займов и кредитов, полученных ООО «Сагара» на срок более 12 месяцев. Данный вид задолженности отражается по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным займам и кредитам». Вместе с суммой основного долга отражается задолженность по процентам, причитающимся заимодавцу. Проценты по займам и кредитам в бухгалтерском учете рассчитываются строго в соответствии с условиями договоров. Сумма основного долга и сумма процентов по займам и кредитам отражаются на разных субсчетах счета 67.

    По строке 515 отражается сумма отложенных налоговых обязательств ООО «Сагара», рассчитанных в соответствии с требованиями ПБУ 18/02. Это сальдо по кредиту счета 77. Чтобы рассчитать отложенное налоговое обязательство, нужно умножить налогооблагаемую временную разницу на ставку налога на прибыль. Данный показатель говорит о том, что у ООО «Сагара» есть отложенные на будущие периоды обязательства перед бюджетом по налогу на прибыль. Их сумма обязательно должна быть отражена в балансе, даже если она окажется ниже установленного уровня существенности.

    По строке 520 бухгалтерского баланса показываются прочие долгосрочные обязательства, не нашедшие отражения по строке 510.

    В разделе «Краткосрочные обязательства» приводится группа статей, характеризующих наличие у предприятия обязательств, срок погашения которых не превышает 12 месяцев.

    По строке 610 бухгалтерского баланса отражается сумма заемных средств, полученных ООО «Сагара» на срок, не превышающий одного года.

    Кроме того, здесь может быть отражена и задолженность, которая в прошлых отчетных периодах считалась долгосрочной, а в этом году должна быть погашена. То есть по данной строке отражается кредитовое сальдо по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», на котором отражена задолженность по краткосрочным кредитам (займам), а также сумма процентов по ним.

    По строке 620
    «Кредиторская задолженность» отражается общая сумма кредиторской задолженности ООО «Сагара».

    По строке 621
    «Поставщики и подрядчики» показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные организации услуги, которая равна кредитовому сальдо счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    По строке 622
    «Задолженность перед персоналом организации» показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда или, другими словами, кредитовое сальдо счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    По строке 623
    «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» отражается сумма задолженности ООО «Сагара» по социальному страхованию, обязательному пенсионному страхованию, медицинскому страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая равна кредитовому сальдо счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

    По строке 624
    «Задолженность по налогам и сборам» показывается задолженность ООО «Сагара» по расчетам с бюджетом по налогам и сборам, которая равна кредитовому сальдо счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

    По строке 625
    «Прочие кредиторы» показывается задолженность организации по расчетам, данные о которых не отражены по другим статьям группы «Кредиторская задолженность». Например, здесь отражаются суммы задолженности перед подотчетными лицами.

    По строке 630
    «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов» отражается задолженность ООО «Сагара» перед его учредителями по начисленным, но еще не выплаченным дивидендам, процентам по акциям и облигациям, выпущенным организацией. Эта задолженность отражается как кредитовое сальдо субсчета «Расчеты по выплате доходов» счета 75 «Расчеты с учредителями» и счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    По строке 640 бухгалтерского баланса показывается сумма доходов организации, полученных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам (кредитовое сальдо счета 98 «Доходы будущих периодов»).

    К таким доходам относятся:

    — целевые бюджетные поступления коммерческим организациям;

    — стоимость безвозмездно полученного имущества и т.п.

    По строке 650 бухгалтерского баланса отражаются суммы, зарезервированные для покрытия будущих расходов (кредитовое сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов»).

    Организации могут создавать резервы на:

    — предстоящую оплату отпусков работникам;

    — выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

    — выплату вознаграждений по итогам работы за год;

    — ремонт основных средств;

    — производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

    — гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и т.п.

    По
    строке 660
    «Прочие краткосрочные обязательства» показываются суммы краткосрочных обязательств, не нашедших отражения по другим статьям раздела V «Краткосрочные обязательства» баланса.

    3.2 Особенности формирования отчета о прибылях и убытках

    Отчет о прибылях и убытках в ООО «Сагара» основан на методе представления расходов по функциональному назначению, т. е. применяется формат себестоимости продаж. Форма отчета построена в виде сальдовой ведомости, т. е. доходы и расходы приводятся в одной графе с разными знаками в зависимости от влияния на результат.

    В разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» приводятся соответствующие доходы и расходы, полученные (понесенные) в результате деятельности, признанной организацией обычной, исходя из систематичности операций и порога существенности показателей доходов и расходов.

    Показатель «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» отражает принимаемую в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка», выручку, исчисленную как поступление денежных средств или дебиторской задолженности.

    Показатель «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» подразумевает расходы по обычным видам деятельности в части, обеспечившей доходы отчетного периода (принцип увязки доходов и расходов).

     

    Показатель «Валовая прибыль» В ООО «Сагара» представляет собой разницу между выручкой от продаж и производственной себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг, покупной стоимостью реализованных товаров (валовой доход).

    Показатель «Коммерческие расходы» включает расходы по сбыту продукции, работ, услуг либо издержки обращения. Указанные расходы списываются в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», с кредита счета 44 «Расходы на продажу».

    По строке «Прибыль (убыток) от продаж» отражается определяемый как разница между доходами и расходами результат от обычной деятельности, признаваемый в системных учетных записях по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль (убыток) от продаж», и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» как прибыль или обратной записью как убыток.

    В разделе «Прочие доходы и расходы» приводятся отражаемые оборотами по кредиту и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» показатели, характеризующие деятельность, которая для ООО «Сагара» не классифицируется как основная, т. е. не носит систематический характер.

    По статье «Прибыль (убыток) до налогообложения» приводится показатель, определяемый расчетным путем как результат от продаж, увеличенный на сумму операционных и внереализационных доходов и уменьшенный на сумму соответствующих расходов.

    По строке «Текущий налог на прибыль» отражается сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период, рассчитанная согласно положениям главы 25 НК РФ «Налог на прибыль» с учетом требований ПБУ 18/02 как условный расход (условный доход) по налогу на прибыль, определяемый исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отражаемый по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», скорректированный на отложенные налоговые активы (обязательства) и постоянные налоговые обязательства (активы).

    Показатель статьи «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» определяется расчетным путем как прибыль (убыток) до налогообложения за минусом суммы налога, отнесенной на финансовые результаты (прибыль — дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), убыток — обратной записью).

    К Отчету о прибылях и убытках прилагается таблица, в которой подлежат дополнительному раскрытию (обособленному) суммы штрафов, курсовых разниц, отчислений в резервы.

    Таким образом, Отчет о прибылях и убытках считается носителем данных о степени успешности компании и обеспечивает заинтересованных пользователей не только стоимостными показателями прибыли или убытка, но и раскрывает структуру результата, что позволяет рассчитывать относительные показатели, такие, как рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность деятельности и другие, и на их основе прогнозировать изменение результатов в будущем.

    Подобная информация необходима при оценке эффективности работы компании, степени ее привлекательности для инвестирования по сравнению с прочими экономическими субъектами, действующими на рынке, которые могут различаться объемами и спецификой деятельности.

    3.3 Мероприятия по совершенствованию методологии формирования отчетности в ООО «Сагара».

    В современном мире составление финансовой отчетности занимает одно из ведущих мест, поскольку ни одно управленческое решение не обходится без предварительного анализа финансовой информации, которую получают в виде кратких финансовых сводок или пространных финансовых отчетов.

    Предприятие ООО «Сагара» при составлении финансовой отчетности нео учитывает ряд особенностей, которые выражены, во-первых, в специфике предприятия, а во-вторых, в составлении финансовой отчетности в со-ответствии с МСФО..

    Составление финансовой отчетности ООО «Сагара» в соответствии с МСФО требует значительных затрат, как финансовых, так и трудовых. Тру-дозатраты включают в себя положения по трансформации отчетности с применением одного из следующих методов: метода параллельного учета, метода трансляции проводок и метода трансформации финансовой отчетности. Данные методы в основном отличаются по степени трудозатрат и качества.

    Первый метод считается наиболее трудоемким и соответственно качество предоставленной информации у него намного выше, чем у последующих ме-тодов. Метод параллельного учета наиболее сложный, поскольку он основан на формировании записей в различных учетных регистрах, соответствующих различным стандартам. Метод трансляции проводок имеет среднее значение между качеством и трудоемкостью – его основная черта заключается в фор-мировании записей в отношении российского учета и дополнительных про-водок для МСФО. Метод трансформации отчетности основан на использова-нии бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам. И по-казатели, приведенные в данной отчетности, подлежат корректировке по со-ставу, предусмотренной международными стандартами.

    Использование метода параллельного учета возможно с применением автоматизации бухгалтерского учета, который особенно широко использу-ется для ведения такого учета при отражении бухгалтерского и налогового учета.

    В настоящее время для предприятийя ООО «Сагара» существующие программные

    продукты не отвечают требованиям полной автоматизации всех процессов обработки бухгалтерских данных, особенно это касается ведения учета в соответствии с РПБУ и утвержденных нормативных документов, поэтому важной проблемой остается создание типовых решений, способных осуществлять введение ранее перечисленных методов с целью обеспечения формирования финансовой отчетности как по РПБУ, так и по МСФО для предприятия ООО «Сагара».


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.1MB/0.00169 sec

WordPress: 23.52MB | MySQL:112 | 2,257sec