ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

<

070115 1315 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ1.1Сущность и особенности бухгалтерского учета хозяйственной деятельности вспомогательных производств

 

Для обслуживания цехов основного производства, других структурных подразделений энергией, тарой, оказанием транспортных, ремонтных и хозяйственных услуг, инструментом в организации создаются вспомогательные производства по соответствующему профилю:

  • энергетические цехи (электроцехи, компрессорные и паросиловые цехи, водоснабжения и пр.);
  • тарные цехи, занятые изготовлением соответствующей тары,
    исходя из специфики изготавливаемой готовой продукции, ремонтом тары;
  • транспортные цехи, обеспечивающие погрузочно-разгрузочные
    работы при приемке, выбытию и внутреннему перемещению материально-производственных и иных запасов и осуществляющие необходимые ремонтные работы по поддержанию погрузочно-разгрузочных механизмов и подъездных путей в рабочем состоя нии;
  • ремонтные цехи, осуществляющие изготовление и восстановление запасных частей, ремонт оборудования, зданий и т. п.;
  • инструментальные цехи, производящие инструмент, его ремонт
    и восстановление, изготавливающие пресс-формы, штампы, приспособления и т. п.

    На организацию учета текущих затрат во вспомогательных производствах важное влияние оказывает действующая их классификация. В основе ее лежат следующие признаки:

  • содержание технологического процесса;
  • характер выпускаемой продукции;

    — организационная форма управления.

    Содержание технологического процесса предопределяет деление вспомогательных производств на индивидуальные, серийные и массовые.

    Индивидуальный цикл производства наиболее характерен для инструментальных цехов, где может осуществляться выпуск нестандартного оборудования, изготовление специальной инструментальной оснастки и пр. В таких цехах, относящихся к сложному технологическому процессу, может иметь место незавершенное производство по отчетному периоду, а себестоимость выпуска конкретного оборудования исчисляется только после выполнения конкретного заказа, включая и необходимые испытания.

    Если по окончании выполнения заказа выпущено несколько видов продукции, то себестоимость каждого из них исчисляется путем распределения затрат между наименованиями продукции пропорционально плановой или нормативной себестоимости.

    Для вспомогательных цехов с серийным характером производства имеет место выпуск мелкими сериями отдельных инструментов или запасных частей, предназначенных в основном для внутреннего потребления.

    Массовый характер производства типичен для транспортных и энергетических цехов.

    По характеру выпускаемой продукции различают вспомогательные цехи с простым и сложным характером производства,

    В простых производствах выпускается однородная продукция. Это транспортные и энергетические цехи. Состав последних включает электроцехи, паросиловые, компрессорные, теплоцехи, водонасосную станцию. Единицей измерения в них является соответственно 1 кВт-ч, 1000 м 3 сжатого воздуха, 1 т пара, 1 м3 воды, 1 Гкал тепла; в трансляционных цехах калькуляционной единицей является 1 тонна перевозок или 1 час работы автомобиля.

    Здесь нет незавершенного производства. Себестоимость единицы продукции (1 кВт-ч электроэнергии, произведенный электроцехом или 1000 м3 сжатого воздуха в компрессорном цехе) исчисляется путем деления сформировавшихся за отчетный период текущих издержек по конкретному цеху на объем произведенной продукции или оказанных услуг. Как видно, в таких производствах применяется простой метод калькулирования, обусловленный однопередельным циклом производства.

    К сложным производствам принято относить цехи вспомогательного производства, где выпускаются разнородная продукция и полуфабрикаты. Характерным для таких производств является наличие незавершенного производства.

    В конце отчетного периода составляется ведомость распределения услуг вспомогательных производств, которые отражаются в учете в натуральном выражении и по сметной (фактической) себестоимости. Основанием для ее составления служат показания счетчиков, информация, представленная в путевых листах в разрезе марок автомобилей, накладных, приемно-сдаточных актах и т. п.

    При наличии встречных услуг цехами вспомогательного производства (например, отпуск электроэнергии энергоцехом паросиловому цеху сопровождается оказанием пара для энергоцеха) целесообразно такие услуги оценивать по нормативной (плановой) себестоимости, корректируя ее в первых числах месяца, следующего за отчетным, когда будет исчислена фактическая себестоимость соответствующих видов продукции или услуг.

    Организационная форма управления вспомогательных производств предусматривает наличие отдельных производств или цехов по выпуску отдельных видов продукции (инструмента, тары и пр.) или оказанию услуг. Кроме того, это могут быть отдельные участки и бригады предприятий или соответствующие службы в составе основных цехов. В любом случае организационная форма управления вспомогательных производств должна быть соориентирована как минимум на достижение двух целей:

  • способствовать эффективности управления предприятия в целом;
  • оказание услуг и производство работ другим цехам с наименьшими издержками.

    По каждому вспомогательному цеху ежемесячно открывается ведомость № 12, в которой по каждому отчетному периоду нарастающим итогом с начала года отражается плановая и фактическая информация о текущих издержках.

    Синтетический учет вспомогательных производств ведется на основании данных ведомости № 12 в первом разделе журнала-ордера № 10.

    Основным учетным регистром, где накапливаются данные об объеме оказанных услуг, является разработочная таблица, ф. № 9 «Распределение услуг вспомогательных производств».

    Затраты в виде основной заработной платы вспомогательных рабочих, основных материалов подлежат включению в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) прямым путем непосредственно в дебет счета 23 «Вспомогательные производства». Расходы на управление, учтенные по счету 25 «Общепроизводственные расходы», предварительно распределяются через установленную базу между объектами калькулирования с последующим отнесением на счет 23 «Вспомогательные производства».

    Общехозяйственные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных цехов только в том случае, когда они отпускаются внешним потребителям.

    Взаимные услуги вспомогательных цехов отражаются в учете по плановой себестоимости внутренней записью по счету 23 «Вспомогательные производства». Когда соответствующие структуры в виде инструментальных, ремонтных и других служб на предприятии не выделены в качестве самостоятельных подразделений, а закреплен за отдельными основными цехами, то затраты на их обслуживание учитываются в обычном порядке на производственных счетах, то есть минуя счет 23 «Вспомогательные производства».

     

     

     

    1.2 Цель, роль и задачи аудита вспомогательных производств

     

    Основная задача аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех ее существенных аспектах. Аудит затрат на производство проводится в целях установления соответствия используемой в организации и действующей в проверяемом периоде методики бухучета нормативным документам.

    Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета затрат на производство продукции (работ, услуг) действующим в РФ в проверяемом периоде нормативным документам.

    Основными задачами аудита для достижения указанной цели являются:

    —       проверка правильности отнесения расходов в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг);

    —       оценка синтетического и аналитического учета включаемых в себестоимость затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

    —       оценка полноты и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

    —       проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с формированием себестоимости продукции (работ, услуг) в целях налогообложения;

    —       проверка правильности формирования себестоимости продукции (работ, услуг) по объектам калькулирования затрат;

    —       проверка правильности проведения инвентаризации незавершенного производства и отражения в учете ее результатов.

    Объектами аудита по учету затрат на производство продукции (работ, услуг) являются следующие показатели:

    —       затраты в незавершенном производстве и издержках обращения;

    —       себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

    —       произведенные организацией затраты, в том числе: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

    Принципы ведения бухгалтерского учета затрат на производство закрепляются в учетной политике организации. При проведении аудита затрат на производство аудитору следует руководствоваться рядом нормативных документов:

    – Налоговым кодексом РФ (ч. 2, гл. 25) ;

    – Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

    – Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

    – Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н;

    – Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.

    При осуществлении данного вида аудита проверяющий анализирует такие документы проверяемого экономического субъекта, как:

    – бухгалтерский баланс (форма № 1);

    – отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

    – главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;

    – Положение об учетной политике организации;

    – регистры бухгалтерского учета по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 96, 97 и др.;

    – карточки (ведомости) по заказам;

    – таблицы (ведомости) по распределению (учету) заработной платы, отчислений на социальные нужды;

    – расчет амортизационных отчислений по основным средствам, нематериальным активам;

    <

    – ведомости распределения услуг вспомогательных производств, общехозяйственных, общепроизводственных расходов, расходов будущих периодов;

    – ведомости сводного учета затрат;

    –акты инвентаризации незавершенного производства.

    Проведение аудита затрат на производство можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. На каждом из них аудитор выполняет определенные процедуры проверки.

    На ознакомительном этапе аудитор изучает организационные и технологические особенности производственного процесса организации, специализацию, масштабы и структуру каждого вида производственной деятельности. Для обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах, метода учета производственных затрат и варианта сводного учета проверяющий особое внимание обращает на учетную политику организации. Аудитору необходимо также ознакомиться с действующими отраслевыми инструкциями (указаниями) по планированию, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях отдельных отраслей экономики. Обратите внимание: Согласно Письму Минфина РФ от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) следует руководствоваться с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету».

    Как правило, в рассматриваемом виде аудита применяются нормативный, позаказный, попередельный и простой методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, а именно: продукция, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении продукции с длительным процессом производства заказы выдаются не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие собой законченные конструкции. Для учета затрат на каждый заказ открывается отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведется на основании первичных документов, отражающих выработку (наряды на сдельную работу, ведомости учета выполненных работ, маршрутные карты, наряд – книжки, акты о приемке выполненных работ, нормированные задания повременщиков и др.), расход материалов (лимитно-заборная карта (форма № М-8), требование-накладная (форма № М-11), накладная (форма № М-15) и др.)2 с обязательным указанием соответствующего шифра заказа.

    Косвенные расходы распределяются между отдельными заказами условно принятым в данном производстве или отрасли способом. Все затраты считаются незавершенными вплоть до окончания выполнения заказа. При частичном выполнении заказов и их сдаче выпуск оценивается по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии и с учетом изменений условий производства. К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в производствах с комплексным использованием сырья, а также в таких отраслях массового и крупносерийного производства, где обрабатываемое сырье и материалы последовательно проходят несколько фаз обработки (переделов). Различаются бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода. В первом случае учет затрат ведется по каждому переделу. В бухгалтерских документах движение полуфабрикатов от одного передела к другому не отражается, оно контролируется по данным оперативного учета в натуральном выражении. Оперативный учет полуфабрикатов осуществляется в производственных цехах. Себестоимость конечного изделия составляет сумма затрат всех переделов, в промежуточных переделах себестоимость продукции не исчисляется.

    При полуфабрикатном варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется бухгалтерскими записями, себестоимость полуфабрикатов калькулируется после каждого передела. Простой метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в организациях с ограниченной номенклатурой продукции, где незавершенного производства нет или же оно незначительно. Если в ходе проверки выявлено, что применяемый метод учета затрат на практике не соответствует методу, установленному учетной политикой организации, то аудиторы должны зафиксировать данное отклонение в рабочих документах.

    На основном этапе аудиторы проводят тестирование, по результатам которого оцениваются системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета затрат на производство продукции. Сделанные выводы сравниваются с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Далее аудитору необходимо проверить, как сгруппированы расходы на затратных счетах. Прямые расходы, непосредственно связанные с выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг), которые можно отнести на конкретную единицу готовой продукции, должны отражаться по дебету счета 20 «Основное производство», а косвенные – предварительно учитываться на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве» для дальнейшего распределения пропорционально показателю, закрепленному в приказе об учетной политике.

    Аудитор может также просмотреть формирование себестоимости работ, услуг вспомогательных и обслуживающих производств. Как показывает практика, во вспомогательных производствах применяются те же методы учета затрат на производство и способы калькулирования производственной себестоимости, как и в основном производстве. Прямые расходы, непосредственно связанные с выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг), которые можно отнести на конкретную единицу готовой продукции после прохождения определенного цикла обработки в цехах вспомогательных производств, относятся в дебет счета 20 «Основное производство». Затраты, которые отнести на производство конкретной единицы готовой продукции невозможно, распределяются на счета учета: прямых расходов основного производства (счет 20), готовой продукции (счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция»), продаж (счет 90 «Продажи») – пропорционально установленному в учетной политике организации показателю. Затем аудитор проверяет распределение затрат на обслуживание производства и управление. При этом косвенные расходы, учитываемые на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», и 26 «Общехозяйственные расходы», относятся на счета основного и вспомогательного производств. В соответствии с действующими нормативными документами на счетах учета затрат может формироваться либо полная фактическая себестоимость продукции, либо фактическая производственная себестоимость. Выбор того или иного метода необходимо отразить в учетной политике организации.

    Аналогичным образом распределяются затраты, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Однако, если в учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы списываются непосредственно на счета учета продаж, то на счетах затрат формируется фактическая производственная себестоимость (то есть неполная). При проверке потерь от брака и включения их в себестоимость произведенной продукции аудитор устанавливает: стоимость забракованной продукции по цене возможного использования; суммы, подлежащие удержанию с виновников брака; суммы, подлежащие удержанию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов и полуфабрикатов. Такие расходы относятся к затратам на производство и распределяются между всеми изделиями (кроме потерь, подлежащих удержанию с виновных лиц). Далее проверяется правильность оценки незавершенного производства и формирования себестоимости выпущенной продукции. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

    В массовом и серийном производстве незавершенное производство может отражаться:

    – по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

    – прямым статьям затрат;

    – стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

    Используемый метод оценки незавершенного производства следует указать в учетной политике организации. Стоимость выпущенной продукции определяется по правилам бухгалтерского учета как суммарные затраты основного производства за отчетный период с учетом изменения остатка незавершенного произ- водства относительно начала этого периода без учета возвратных отходов.

    Расчет фактической производственной себестоимости выпущенной продукции (Сф) определяется по формуле:

    Сф = Нн + Зф – Со – Нк,

    где Нн, Нк – стоимость незавершенного производства на начало и конец месяца соответственно;

    Зф – фактические затраты на производство продукции за месяц;

    Со – стоимость возвратных отходов.

    После обобщения полученной информации о движении и стоимости готовой продукции проверяются расчеты (калькуляция) фактической производственной себестоимости единицы продукции и всего выпуска за отчетный период.

    Аудитор должен также определить расходы на продажу готовой продукции (коммерческие расходы). Их учет ведется на счете 44 «Расходы на продажу». При этом расходы, связанные с коммерческим продвижением товарной продукции, подлежат ежемесячному списанию (полностью либо частично) на счета учета реализации продукции (работ, услуг) и в совокупности с определенной полной фактической себестоимостью готовой продукции составляют ее коммерческую стоимость. При установлении расходов затраты на упаковку и транспортировку распределяются между отдельными видами отгруженной и проданной продукции исходя из ее веса, объема, производственной себестоимости или других показателей.

    Заключительный этап аудита затрат на производство включает проверку своевременности проведения инвентаризации незавершенного производства, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета. (Если аудитор производит лишь проверку результатов инвентаризации, то этот факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и заключения). Затем проверяющий формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и совместно с рабочей документацией представляет его руководителю проверки. Типичными ошибками, выявляемыми в ходе аудита затрат на производство, являются:

    – несвоевременное включение в себестоимость отдельных видов затрат;

    – несоответствие применяемого метода учета затрат методу, указанному в учетной политике организации;

    – неправильная оценка остатков незавершенного производства;

    – необоснованное (без документального оформления) включение расходов в состав себестоимости.

    Аналитические процедуры, применяемые при проведении аудита затрат на производство

    Методика применения аналитических процедур в аудите затрат на производство продукции предполагает использование двух подходов:

    – анализа взаимосвязи остатков и оборотов по калькуляционным счетам;

    – функционально-стоимостного анализа себестоимости продукции.

    Объектом обычного применения аналитических процедур являются, например, некоторые мелкие затраты с низкой вероятностью искажений: на канцелярское оборудование, телефонные разговоры и т. д. Эти расходы сравнивают с подобными затратами прежних лет, особенно в тех случаях, когда ранние аудиторские проверки проводились теми же аудиторами. На завершающем этапе аудита сравнению с данными предыдущих периодов нередко подвергаются обобщающие показатели бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта: прибыль, объем реализации, фонд заработной платы и т. д.

    Аналитические процедуры при аудите учета затрат на производство продукции осуществляются по элементам затрат, что позволяет прослеживать взаимосвязь оборотов по счетам затрат путем их сопоставления. Используя лишь данные бухгалтерской отчетности, аудитор не в состоянии сделать полноценные выводы о том, имеются или нет отклонения в себестоимости продукции. Это объясняется тем, что в бухгалтерском учете часть счетов производственных затрат закрывается и не отражается отдельной строкой в бухгалтерском балансе (счета 25, 26 и др.). Выявленные в составе затрат на производство продукции отклонения в бухгалтерском учете могут быть обусловлены объективными причинами: резким скачком инфляции (рост цен на составляющие себестоимость продукции), изменением технологии производства, выявлением неучтенных излишков готовой продукции, изменениями в учетной политике. Со вступлением в силу Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» налогоплательщики в целях налогообложения имеют право начиная с 1 января 2005 г. самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов, закрепив принципы их распределения в своей учетной политике.

    В настоящее время организации вправе самостоятельно дополнять перечень прямых расходов расходами с учетом отраслевой специфики. Согласно новой редакции ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов организации включаются также взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на оплату труда работников, занятых в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Выгода от подобного изменения налицо, ведь оно позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Так, если прямые расходы в налоговом учете приравнять к расходам, учитываемым на счете 20 «Основное производство» и формирующим себестоимость продукции в бухучете, то не придется исчислять временные разницы согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

    Порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию определяется налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике организации для целей налогообложения. В соответствии со статьей 319 НК РФ установленный порядок должен будет применяться налогоплательщиком в течение не менее двух налоговых периодов.

    При несовпадении методов оценки остатков незавершенного производства в бухгалтерском и налоговом учете, образуются временные разницы, подлежащие отражению на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

     

    1.3. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита вспомогательных производств

     

    В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно–правовых актов.

    Первый уровень включает законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Основные элементы системы налогового учета определены Налоговым кодексом Российской Федерации. Некоторые вопросы организации и ведения учета (например, учета совместной деятельности на отдельном балансе) представлены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

    Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

    Второй уровень охватывает Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством Российской Федерации. В настоящее время издано двадцать Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

    Третий уровень составляют методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы в развитие актов первого и второго уровня. К третьему уровню следует отнести План счетов бухгалтерского учета. Документы этого уровня подготавливаются и утверждаются федеральными и другими органами исполнительной власти, общественным профессиональным объединением бухгалтеров.

    Четвертый уровень включает документы по регулированию бухгалтерского учета в конкретных организациях, такие как приказ об учетной политике, график проведения инвентаризаций, договоры о материальной ответственности персонала и др. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

    Остановимся на характеристике ряда документов нормативного регулирования бухгалтерского учета.

    Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлены:

  1. Понятие, объекты, задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования.
  2. Состав и цели законодательства по бухгалтерскому учету.
  3. Способы регулирования и организации бухгалтерского учета.
  4. Полномочия и ответственность главного бухгалтера, его взаимоотношения с руководителем организации, внешними лицами.
  5. Правила документирования хозяйственных операций, формирования учетных регистров, хранения документации.
  6. Правила оценки и инвентаризации имущества и обязательств.
  7. Порядок составления, утверждения и публикации бухгалтерской отчетности.

    8. Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

    Перечисленные выше вопросы, представленные в Законе, конкретизированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, относящемся к документам второго уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако в настоящее время в целях исключения дублирования содержания различных нормативных актов признано целесообразным отменить действие рассматриваемого документа, включив ряд его норм в новую редакцию Федерального закона «О бухгалтерском учете».

    В настоящее время разработано 20 Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), перечень которых представлен в списке литературы. ПБУ 16/02 — ПБУ 20/03 вступили в действие в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету.

    В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производственном процессе, — ФИФО, средней.

    В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О бухгалтерском учете» «…бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ—в рублях». При падении курса рубля это занижает реальную стоимость активов и искажает информацию о финансовом состоянии предприятия, поскольку статьи баланса с учетом индекса инфляции не корректируются, как это практикуется в странах с развитой рыночной экономикой.

    Согласно той же статье бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Но в условиях нестабильности рубля в стране представление в рублевом эквиваленте валютных счетов также затрудняет восприятие руководителем финансовых показателей предприятия.

    Статья 12 Закона гласит: «…недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи и порчи списываются на финансовые результаты организации». (В соответствии с действующим законодательством это не ведет к уменьшению налогооблагаемой прибыли организации.) Данное положение позволяет списывать предприятиям недостачи материальных ценностей на издержки обращения только в пределах установленных законом норм, оставшаяся же часть относится на финансовые результаты, что затрудняет в дальнейшем их анализ.

    Данные бухгалтерского учета и составляемой на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности призваны охарактеризовать результаты деятельности хозяйствующий) субъекта как самостоятельного юридического лица, без учета вклада в эти результаты отдельных структурных подразделений (сегментов бизнеса). Однако подобной информации для целей управления предпринимательской деятельностью не достаточно.

    На сегодняшний день общепризнанным является факт выделения налогового учета в самостоятельное направление бухгалтерской деятельности. Статьей 313 главы 25 НК РФ цель налогового учета определена как «формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций». При осуществлении этого вида учета организация должна руководствоваться специально разработанной учетной политикой для целей налогообложения и использовать аналитические регистры (в ряде случаев отличные от регистров финансового учета). Несмотря на то, что первичная база всех трех видов учета (финансового, управленческого и налогового) должна быть одинакова, каждый факт хозяйственной деятельности классифицируется и отражается ими по––своему, в соответствии с требованиями данного вида учета. Это совершенно разные направления бухгалтерской деятельности, отличающиеся собственными целями, задачами и конечными информационными результатами.

    К основным документам третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета относится План счетов бухгалтерского учета деятельности организации и Инструкция по его применению, методические указания и рекомендации.

    В Плане счетов бухгалтерского учета финансово––хозяйственной деятельности представлен систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, предназначенных для обобщения информации о хозяйственных операциях, наличии и движении имущества организации, источников его формирования. Наряду с типовым Планом счетов в России используются специализированные Планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и кредитных организаций. Планы счетов бухгалтерского учета, как и другие нормативные документы, систематически изменяются по мере появления новых объектов бухгалтерского учета, развития финансово––экономических отношений.

    В Плане счетов бухгалтерского учета предприняты шаги к разделению финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов. В частности, счета 30 –– 39 оставлены свободными и предназначены для организации учета затрат по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтериями рекомендуется организовывать с помощью так называемых отражающих счетов (счетов–экранов). По существу предприятию предоставляется возможность организации управленческого учета в режиме автономии, т.е. в системе счетов, изолированной от счетов финансового учета.

    Методические указания и рекомендации предназначены для конкретизации правил бухгалтерского учета отдельных объектов, изложенных в Положениях по бухгалтерскому учету и иных документах вышестоящих уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Более подробно содержание соответствующих нормативных актов бухгалтерского учета рассматриваются в настоящем учебнике при изложении соответствующих тем курса.

    К основным документам четвертого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета, разрабатываемым и утверждаемым хозяйствующими субъектами, характеризующим систему организации и ведения бухгалтерского учета в конкретной организации, относится ее учетная политика. С помощью учетной политики организации осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета применительно к особенностям деятельности организации; происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; определяются способы разрешения возможных противоречий и преодоления ограничений действующего законодательства в постановке и развитии бухгалтерского учета.

    Основной нормативный акт по вопросу состава затрат (себестоимости), действующий в настоящее время — это Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [10].

    Кроме того, в некоторых отраслях экономики действуют «Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)». Часть методических рекомендаций была разработана в 60––80 годы в условиях централизованной экономики, и они действуют в части, не противоречащей российскому законодательству и ПБУ 10/99. По некоторым видам деятельности и отраслям (потребительская кооперация, строительство, производство сельскохозяйственной продукции, создание научно––технической продукции, торговля и общественное питание) разработаны современные «Методические указания по планированию и учету себестоимости». Специфика функционирования современных видов предпринимательской деятельности (таких, как туристическая, риэлтерская, услуги сотовой связи и т.п.), для которых отсутствуют специальные методические рекомендации, накладывает свой отпечаток как на перечень затрат, включаемых в текущие издержки производства, так и на порядок учета и калькулирования себестоимости. Это приводит к возникновению множества нестандартных ситуаций, трудно разрешимых в рамках действующего законодательства.

    В соответствии с частью 2, главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организации» объектом обложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается:

  8. для российских организаций –– полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
  9. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, –– полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
  10. для иных иностранных организаций –– доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 Налогового Кодекса.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.57MB | MySQL:118 | 1,610sec