Учет амортизации основных средств

<

121713 1940 1 Учет амортизации основных средствОсновные средства погашают свою стоимость по мере начисления амортизации (износа). Для учета амортизации используется пассивный, контрарный счет 02 «Амортизация основных средств».

В международном стандарте учета IAS 4 «Учет амортизации» износ (амортизация) определяется как «отнесение утрачивающей ценность стоимости актива в течение оцениваемого срока его службы».

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинают начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, начисление продолжается до полного погашения стоимости объекта, либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

При начислении амортизационных отчислений следует руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, новыми нормами амортизации основных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.012002 г. № 1 с 1 января 2002 г. введена в действие Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде.

Расчет амортизации производится в ведомости на первое число месяца. При этом делаются записи на счетах бухгалтерского учета:

Д 20 «Основное производство»

Д 23 «Вспомогательные производства»

Д 25 «Общепроизводственные расходы»

Д 26 «Общехозяйственные расходы»

Д 44 «Расходы на продажу»

К 02 «Амортизация основных средств».

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

В течение всего срока полезного использования объекта основных средств применяется один и тот же способ начисления амортизации.

В случаях приобретения предприятием основных средств, ранее бывших в эксплуатации и не полностью амортизируемых, следует руководствоваться Письмом Минэкономики Российской Федерации от

 

29 декабря 1999 г. № МВ-890/6-16, согласованным с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, с Минфином Российской Федерации, и письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11 сентября 2000 г. № ВГ-6-02/731 «О порядке начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения», согласно которым затраты предприятия по приобретению основных средств, бывших в эксплуатации, погашается путем начисления амортизации исходя из оставшегося срока службы основных средств. Таким образом, нормы амортизационных отчислений рассчитываются исходя из сроков фактической эксплуатации и предполагаемых сроков полезного использования у нового собственника основных средств. Следовательно, приобретая объекты основных средств, ранее бывших в эксплуатации, для применения самостоятельно рассчитанных норм амортизации, покупателю следует получить от продавца документы, подтверждающие срок фактической эксплуатации приобретаемого основного средства. Данный порядок действует для объектов основных средств, приобретенных после 1 января 2000 г.

Объекты основных средств стоимостью не более 10 тыс. р. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль над их движением.

По объектам основных средств, полученным по договорам дарения и безвозмездно в процессе приватизации, начисляется амортизация.

При начислении амортизации по объектам основных средств, полученным по договору дарения, на сумму начисленной амортизации одновременно делаются следующие бухгалтерские записи:

Д 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 98-3 «Безвозмездные поступления»

<

К 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Амортизационные отчисления не начисляются: по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам; по приобретенным изданиям (книги, брошюры и т. п.); по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и т. п.); по объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства; по специализированным сооружениям судоходной обстановки и подобным объектам; по продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям; по многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; по экспонатам животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях; в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев; по основным средствам, переведенным по решению руководителя предприятия на консервацию на срок более трех месяцев.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

 

 

 

2. Учет ремонтов основных средств

 

С целью поддержания основных средств в рабочем состоянии на предприятии производят капитальный, средний и текущий ремонты основных средств в соответствии с планами и графиками производства работ. В зависимости от способа производства работ различают ремонт, осуществляемый путем привлечения специализированных организаций (подрядный способ) и своими силами (хозяйственный способ).

В соответствии с действующими нормативными документами фактические затраты по всем видам ремонтов основных средств включаются в затраты предприятия, без налога на добавленную стоимость, за исключением случаев, когда осуществляется ремонт основных средств, приобретенных для производства продукции, освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость.

При формировании учетной политики предприятие может выбрать один из следующих предусмотренных законодательством способов учета затрат на проведение ремонта основных средств: по фактическим затратам; с использованием счета расходов будущих периодов; путем создания резерва на проведение ремонта.

Выбирая тот или иной способ, необходимо принимать во внимание: структуру основных производственных фондов; сложность ремонта; периодичность проведения ремонта; стоимость ремонта в соответствии со сметами расходов и условиями договоров на проведение ремонта.

 

По фактическим затратам целесообразно учитывать затраты, связанные с проведением ремонтных работ, которые не имеют регулярного характера и не требуют значительных денежных средств. При применении этого способа учета расходы на проведение ремонтных работ отражаются в учете по мере их возникновения и включаются в себестоимость того отчетного периода, когда они имели место. Используются счета учета производственных затрат: 20 «Основное производством, 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» в зависимости от места эксплуатации объекта.

При неравномерном проведении ремонтных работ, а также в случае осуществления единовременных расходов на ремонт объектов основных средств для их равномерного включения в состав производственных затрат можно фактически произведенные расходы предварительно отражать на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим включением в состав производственных затрат в установленном предприятием порядке.

На предприятиях с большим количеством объектов основных производственных фондов, требующих значительных расходов на проведение ремонтных работ, а также с сезонным характером проведения ремонтов рекомендуется создавать резервы на проведение ремонта. Как правило, такой порядок применяется при осуществлении капитальных ремонтов долгосрочного характера. Используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов» для создания резерва (субсчет «Резерв на проведение ремонта»).

Резерв на проведение ремонта создается на один финансовый год. Неизрасходованные в конце отчетного года средства резервного фонда на проведение ремонтных работ относятся на финансовые результаты деятельности организации:

Д 96 «Резервы предстоящих расходов» субсчет «Резерв на проведение ремонта»

К 99 «Прибыли и убытки».

Если на конец отчетного года средств резерва на ремонтные работы оказалось недостаточно, то делается дополнительное начисление:

Д 20 «Основное производство»

Д 23 «Вспомогательные производства»

Д 25 «Общепроизводственные расходы»

Д 26 «Общехозяйственные расходы»

Д 44 «Расходы на продажу»

 

К 96 «Резервы предстоящих расходов» субсчет «Резерв на проведение ремонта».

Правильность образования и использования сумм по резерву на проведение ремонта основных средств периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т. п. и при необходимости корректируется.

Счет 96, субсчет «Резерв на проведение ремонта», используемый для учета созданного резерва на проведение ремонта основных производственных фондов, закрывается в конце отчетного года и сальдо не имеет.

 

Учет ремонтов при подрядном способе производства работ

На сумму акцептованных счетов подрядчика за выполнение работы по текущему и капитальному ремонту основных средств делаются записи на счетах бухгалтерского учета:

на стоимость работ по ремонту основных средств:

Д 23 «Вспомогательные производства»

Д 26 «Общехозяйственные расходы»

Д 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

на сумму НДС:

Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет «НДС по выполненным работам»

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сдача объектов в эксплуатацию оформляется актами приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3).

На сумму оплаченных счетов подрядчика, согласно выписке банка, делаются в бухгалтерские записи на счетах:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К 51 «Расчетные счета».

Учет ремонтов при хозяйственном способе производства работ

При хозяйственном способе производства работ по текущему и капитальному ремонту основных средств на основании первичных документов и справок бухгалтерии на сумму затрат по ремонту делаются записи на счетах бухгалтерского учета:

на стоимость израсходованных материалов, запасных частей и быстроизнашивающихся предметов:

Д 23 «Вспомогательные производства»

Д 26 «Общехозяйственные расходы»

Д 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

К 10 «Материалы»;

на сумму начисленной заработной платы персоналу за работы по ремонту основных средств:

Д 23 «Вспомогательные производства»

Д 26 «Общехозяйственные расходы»

Д 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

на сумму отчислений социального налога по действующим нормативам:

Д 23 «Вспомогательные производства»

Д 26 «Общехозяйственные расходы»

Д 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

К 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

на сумму расходов по ремонту основных средств, оплаченных из подотчетных сумм:

Д 23 «Вспомогательные производства»

Д 26 «Общехозяйственные расходы»

Д 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

К 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00136 sec

WordPress: 22.02MB | MySQL:114 | 1,238sec