Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях

<

121613 1830 1 Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА

 

1.1. Понятие и задачи учета труда и его оплаты

 

Трудовые отношения –– важнейшая часть общественных отношений. Как следствие, они нуждаются в определенном правовом регулировании сущность и подходы которого претерпели в последние годы, в связи с переходом к рыночным отношениям существенные изменения.

В действовавшем долгие годы в нашей стране варианте трудового законодательства и практике его применения доминирующее положение занимали директивные, распорядительные средства управления трудом. Большинство норм трудового права быи предписывающими и благодаря им каждый шаг участников трудового процесса был строго определен.

Развитие рынка труда вызвало необходимость отказа от использования этих авторитарных средств управления трудом, а в более широком плане означало замену общегосударственного режима директивного управления трудом на юридический режим договорно-нормативного регулирования труда.

Федеральным законом от 30.12.2001 №197-ФЗ принят новый Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), установивший с 1 января 2002 г. новые основы трудового законодательства Российской Федерации.

Согласно ТК РФ государство перестает рассматриваться как основной работодатель, и ему предоставляются только функции арбитра в отношениях между работодателями и наемными работниками. Тем самым в Российской Федерации установлены новые основы трудовых отношений.

Среди положений, введенных ТК РФ, можно выделить следующие нормы:

–– установление минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума (при этом переход на новые правила установления минимальной оплаты труда должен быть определен отдельным федеральным законом);

–– установление ответственности работодателей за несвоевременную
выплату заработной платы: за все время задержки должны уплачиваться пени
(работник, в свою очередь, имеет право отказаться от работы на пятнадцатый
день задержки выплаты заработной платы за соответствующий период с
сохранением заработной платы за все время отказа от работы);

–– изменение продолжительности основного ежегодного отпуска, который после 1 февраля 2006 г. составляет 28 календарных дней, а также изменение порядка его предоставления (в частности, отпуск за первый год работы может быть использован работником по истечении шести месяцев, а не
одиннадцати, как было ранее);

–– обязательная компенсация за установление работнику режима
ненормированного рабочего дня: в любом случае должен быть предоставлен
дополнительный отпуск или предусмотрена дополнительная оплата за
переработку сверх нормальной (сокращенной) продолжительности рабочего
времени;

–– изменение условий труда и оплаты труда совместителей (совмести
тельство может иметь место у неограниченного числа работодателей, но у
каждого из них не более четырех часов в день и шестнадцати часов в
неделю);

–– определение новых основ привлечения работников к сверхурочным
работам (такие работы могут иметь место, в частности, с письменного согласия
самого работника);

–– изменение правил предоставления отдельных гарантий и компенсаций;

–– регулирование труда отдельных категорий работников непосредственно ТК РФ.

В применяемой в настоящее время системе организации и оплаты труда определена двуединая задача: с одной стороны, предоставление хозяйствующим субъектам значительных прав в выборе форм и размеров оплаты труда, установлении режима работы и т. п., а с другой — обеспечение механизма защиты работников во взаимоотношениях с работодателями, прежде всего посредством установления нижнего уровня оплаты труда, льгот для отдельных категорий персонала, максимальной продолжительности рабочего дня и др. В этой связи сохраняется централизованное регулирование трудовых отношений, устанавливающее нормы, обязательные для каждой организации независимо от вида деятельности и организационно-правовой формы. Относится это и к учету труда и его оплаты. Он должен быть строго документированным, достоверным и во многом единообразным на всей территории страны.

В тоже время порядок оплаты труда в последние годы значительно изменился. Произошедшие изменения потребовали и адекватных подходов с точки зрения учета и контроля за мерой труда и его оплатой.

На сегодняшний день сформировалась четырехуровневая система регламентации организации и учета труда.

Верхним уровнем данной системы являются Федеральные законы. Основным из которых является Трудовой кодекс Российской Федерации.

Трудовой кодекс разграничивает полномочия органов федеральной государственной и органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также определяет компетенцию работодателей по регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусматривает пределы договорного регулирования, осуществляемого работодателем и работником. Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения между работниками и работодателями на основе заключенного между ними трудового договора, а также иные непосредственно связанные с ними отношения. Он определяет основные права и обязанности между участниками данных отношений и является основой для последующих актов трудового законодательства.

Основные принципы учета и оплаты труда определены в разделе VI «Оплата и нормирование труда». В ней раскрываются такие понятия, как оплата труда, заработная плата, минимальная заработная плата, квалификационный разряд, тарифная сетка, тарифная система.

В соответствии с ТК РФ, оплата труда –– это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Организация труда на отдельно взятом предприятии представляет собой систему мероприятий, которая включает в себя:

–– установление круга работ, операций основного и вспомогательного производств и последовательности их выполнения;

–– подбор, профессиональную подготовку и расстановку кадров, четкое определение обязанностей каждого работника;

–– регламентацию трудового процесса на каждом рабочем месте, обеспечение рабочих мест соответствующим инструментом и установление системы их обслуживания;

–– регламентацию режима труда и отдыха, выбор форм материального и морального стимулирования роста производительности труда и улучшения качества работ;

–– расширения сферы применения нормирования, выявление и снижения затрат рабочего времени, выбор наиболее рациональных режимов работы оборудования;

–– обеспечение надлежащих условий труда;

–– обеспечение дисциплины труда.

Предприятие вправе самостоятельно разрабатывать формы, системы оплаты труда, размеры вознаграждений. При этом следует учитывать, что в любом случае выбор должен быть закреплен в принимаемых на предприятии документах (коллективном или трудовом договоре, положениях об оплате труда, положениях о премировании или производстве отдельных выплат) [19. С. 56].

Предусмотренные действующим законодательством отдельные правила оплаты труда работодателем не могут быть нарушены (минимальный размер оплаты труда, оплата сверхурочных работ, работ в праздничные и выходные дни, работ с вредными условиями труда, оплата времени отпусков и времени, за которое в соответствии с действующим законодательством за работником сохраняется заработная плата и т.п.)

Правила оплаты труда, закрепленные принятыми на предприятии нормативными документами, а также гарантированные действующим законодательством являются обязательными.

Основными задачами учета труда и его оплаты являются:

–– точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ;

–– правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее, учет расчетов с работниками организаций, бюджетом, органами социального страхования, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ;

–– контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда и фонда потребления, правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников.

При этом данная работа осложняется большим разнообразием видов, форм и систем оплаты труда.

Все затраты на оплату труда, производимые предприятием, подлежат учету по ряду направлений.

Являясь законом прямого действия, Трудовой кодекс должен повседневно применяться в практической деятельности всех организаций, работодателей — физических лиц, а также работников. Знание и правильное применение норм Трудового кодекса –– важнейшее условие для успешной деятельности.

Второй уровень системы нормативного регулирования представлен стандартами. Основное назначение этих документов состоит в установлении норм учета, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово — хозяйственной деятельности. Этими стандартами являются Положения по бухгалтерскому учету.

Отдельного Положения по бухгалтерскому учету, регламентирующего оплату труда, учет и налогообложение на сегодняшний день нет. На практике (в работе организаций) применительно к оплате труда используют ПБУ « Расходы организации » 10/99Э утвержденное приказом Министерства финансов России от 06.05.99 № 33 н. В нем отражено, что «при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена группировка расходов по элементам. Одним из элементов являются затраты на оплату труда» (раздел II, п. 8).

Третий уровень представлен документами вспомогательного характера, основной целью которых является помощь в технической реализации требований стандартов, в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации учета.

К документам третьего уровня можно отнести трудовые и коллективные договора. Согласно главы 25 статьи 255 Налогового кодекса «Расходы на оплату труда», в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Таким образом, в договоре отражаются основные аспекты предполагаемого порядка организации и оплаты труда работника [2].

Договоры о труде могут заключаться:

между работодателем и трудовым коллективом в лице уполномоченных ими лиц, например коллективный договор;

между работодателем и отдельными работниками, например трудовой

договор (контракт), договор о полной материальной ответственности и др.

Коллективный договор –– основной правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками в организации. Его условия являются обязательными как для членов трудового коллектива, так и для работодателей. Предметом коллективного договора являются условия труда и его оплаты, социальное, жилищно-бытовое и медицинское обслуживание членов трудового коллектива, гарантии и льготы, предоставляемые работодателем.

Коллективный договор заключается между его сторонами — работниками организации либо их представителем и работодателем или лицом, наделенным работодателем таким правом, на срок от одного года до трех лет и вступает в законную силу с момента его подписания. В основу коллективного договора положен принцип соблюдения норм трудового законодательства Российской Федерации. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется подписавшими его сторонами и их представителями, а в отдельных случаях — органами по труду.

Четвертым уровнем системы нормативного регулирования учета оплаты труда, является учетная политика организации. Документом, регламентирующим ее является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом 09.12.98 № 60 н. В этом документе определена совокупность способов ведения бухгалтерского учета, в частности, учета оплаты труда; формы документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов по оплате труда; правила документооборота и технология обработки учетной информации по оплате труда, учету и налогообложению.

 

1.2. Виды, формы и системы оплаты труда

 

Различают два вида заработной платы: основную и дополнительную.

К основной относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты и надбавки.

Дополнительная заработная плата представляет собой выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым законодательством. К таким выплатам относятся: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходное пособие при увольнении и т.д.

При оплате труда используется тарифная или бестарифная система оплаты труда. Под тарифной системой понимается совокупность нормативных материалов, позволяющих осуществлять дифференциацию и регулирования уровня заработной платы.

Элементами тарифной системы являются: тарифные ставки (должностные оклады), тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, нормы труда.

В соответствии с ТК РФ существует две основные группы тарифной системы оплаты труда: повременная и сдельная.

Простая повременная оплата труда. При такой оплате труда работнику устанавливается должностной оклад или тарифная ставка согласно принятой схеме должностных окладов или тарифной сетке, которые выплачиваются в полном размере в том случае, если работник проработал все рабочие дни в месяце. Если отработано не все рабочее время, заработная плата начисляется за фактически отработанное время.

Повременно-премиальная оплата труда. При такой форме оплаты труда работнику наряду с должностными окладами или тарифными ставками на основании разработанного положения о премировании имеют право на получение надбавки к заработной плате, исчисляемой в процентах от оклада или в твердых денежных суммах и выполняющей роль премий.

Простая сдельная оплата труда. Заработная плата начисляется за фактически выполненную работу исходя из заранее установленных расценок за каждую единицу продукции соответствующего качества.

Сдельно-премиальная оплата труда. Работнику дополнительно начисляется премия за выполнение условий и показателей премирования. При такой форме оплаты труда наряду с нарядом на сделанную работу обязательно издание приказа о премировании.

Сдельно-прогрессивная оплата труда. Выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по основным неизменным расценкам. При такой форме оплаты труда также может использоваться премирование работников.

121613 1830 2 Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях

Косвенно сдельная оплата труда. Размер заработка работников ставится в зависимость от результатов труда обслуживаемых ими рабочих. Используется при установлении работникам норм обслуживания, а также для оплаты труда работников вспомогательных производств.

Аккордная оплата труда. Заработная плата определяется не за отдельную операцию, а за весь объем работ. Применяется при оплате работников бригад.

При использовании бестарифной системы оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения предприятия, в котором он работает, и от объема средств, направленных работодателем на оплату труда.

 

1.3. Принципы организации оплаты труда

 

Величина заработной платы и основные принципы оплаты труда в условиях рыночной экономике определяется, прежде всего, законом спроса и предложения на рынке труда.

Как было уже выше отмечено, для большинства людей главный стимул к трудовой деятельности –– та плата, которую за неё можно получить. На конкурентных рынках рабочей силы цена труда, т.е. заработная плата, устанавливается как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным категориям работников, по видам работ, по наличию и отсутствию профсоюзов, влияющих на спрос и предложение труда и добивающихся повышения его оплаты для занятой части работников. Заработная плата выступает одной из важнейших и наиболее массовой формой дохода в любой экономике. В системе рыночных цен заработная плата является особо важной категорией ещё и потому, что достигает примерно 3/4 национального дохода развитых стран. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы. Например, одним из показателей уровня инфляции выступает разрыв между номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата –– это сумма денежных выплат, а реальная –– определяется уровнем цен на товары и услуги, покупаемые в каждый данный момент на денежную сумму заработной платы.

Получить заработную плату можно различным образом, так как существуют два варианта приложения людьми своих физических и умственных сил ради получения дохода.

Первый вариант –– создание фирмы, т.е. превращение в предпринимателя. Очень близок по экономической природе к этому вариант, который экономисты называют обычно «самозанятостью», то есть когда человек не создаёт фирму, но занимается индивидуальным производством товаров или услуг, от продажи которых и получает доход. Это очень характерно для России, где десятилетиями садовые дома возводили бригады «шабашников» – горожан, подрабатывающих таким образом в дополнение к своей мизерной инженерской или учительской зарплате. Сегодня самый типичный вариант российской самозанятости –– «челноки», везущие товары для продажи из-за границы или из одного района страны в другой. Общее для всех модификаций первого варианта получения дохода то, что их источником служит продажа товаров или услуг, созданных человеком самостоятельно или с помощью фирмы.

Второй вариант получения дохода — продажа собственного труда, то есть представление своих умственных и физических способностей, а также времени в распоряжение какой-то фирме и превращение в её наёмного работника. Этот вариант является наиболее распространённым, так как в любой нации очень мала доля людей, наделённых талантом предпринимателя или склонных рисковать, полагаясь на возможности самозанятости, а не гарантированную зарплату наёмного работника.

Таким образом, именно ради дохода, что связано с неизбежной затратой физических и умственных усилий, человек отказывается от праздности и берётся за работу. Цена выбора, которую мы платим, когда идём работать, –– то свободное время, которое могли бы использовать для занятий тем, что хочется, но которое вынуждены отдавать работе.

Второй фактор, который ослабляет интерес к труду, –– это тягость своих обязанностей, которые надо выполнять за плату. Чем более утомителен тот или иной вид работы, чем больше сил он отнимает у человека, тем менее охотно люди за него берутся и тем большую плату требуют за это. Тягость труда – мера физической и нервной сложности и утомительности выполнения профессиональных обязанностей.

Наконец на предложение труда влияет сложность обязанностей, которые надо выполнить успешно, чтобы твои трудовые усилия были оплачены. Для успешного выполнения многих видов работ и соответственно получения высокой зарплаты необходимо иметь особые способности и долго учиться. Но такими способностями наделены не все, равно как не все люди согласны на длительный срок профессионального обучения. Многие предпочитают виды деятельности, где этот срок минимален и можно начать зарабатывать после овладения лишь минимальными профессиональными навыками. Решая для себя: «Трудиться или бездельничать? А если трудиться, то какую профессию выбрать?», люди сопоставляют факторы, отвращающие их от труда вообще или от занятости конкретным видом профессиональной деятельности, с той выгодой, которую они от трудовой деятельности могут получить.

Таким образом, закон предложения для рынка труда: «чем выше плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определённого вида работ, тем большее число людей готовы эту работу выполнять».

Трудовые услуги как таковые никому не нужны. Они приобретают ценность для общества и превращаются в рыночный товар только в том случае, если есть спрос на товары и услуги, для изготовления которых они нужны. Логика проста –– на рынке труда будет требоваться ровно столько работников, сколько может быть с выгодой использовано при данном уровне заработной платы. « С выгодой использовано» означает, что работник приносит выгоду нанявшей его фирме лишь в том случае, если произведённая им продукция: нужна покупателям и потому может быть продана; может быть продана за сумму большую, чем необходима для покрытия расходов на выплату ему заработной платы и осуществление других затрат на производство.

Сумма, которую фирма может потратить на найм работников и оплаты их труда жёстко ограничена: выручкой от продажи изготавливаемых товаров; прочими затратами на производство; нормальной прибылью владельцев фирм.

Если из выручки вычесть прочие затраты и нормальную прибыль, то получится сумма, которую владелец фирмы может выплатить своим наёмным работникам. Понятно, что при прочих равных условиях, фирма может нанять тем больше работников, чем меньше ставка заработной платы каждого из них и наоборот.

Отсюда закон спроса для рынка труда: «Чем выше плата, которую работник требует за свой труд, тем меньше их число готовы нанять работодатели».

Результатом взаимодействия спроса и предложения на рынке труда становится рыночная, равновесная, цена труда. Под ней понимается ставка заработной платы при которой совпадает число людей, готовых заниматься определённой работой, и число рабочих мест, которое готовы предоставить работодатели.

Ставка заработной платы –– денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определённого времени или необходимые для выполнения определённого объёма работ. Как и цены товаров, формируемая рынком ставка заработной платы весьма изменчива. Это связано с тем, что спрос на одни виды товаров растёт, на другие сокращается. Кроме того, прогресс науки и техники рождает новые отрасли и обрекает на постепенное умирание другие. Вновь рождённые отрасли быстро увеличивают масштабы своей деятельности, в том числе и за счёт привлечения большого числа новых работников. Фирмы в растущих отраслях привлекают дополнительных работников тем, что предлагают им более высокую зарплату, компенсирующую усилия по овладению новыми профессиями или навыками работы.

В условиях рыночной экономики на величину заработной платы воздействует ряд рыночных и нерыночных факторов, в результате чего складывается определенный уровень оплаты труда.

К рыночным факторам относятся:

1. Складывающиеся спрос и предложение на рынке труда снижение спроса на рынке товаров и услуг ведет к сокращение объемов выпуска, а следовательно, к падению спроса на используемый труд и ухудшению условий найма. Напротив, повышение спроса на товары и услуги может привести к росту спроса на труд повышению ставки заработной платы.

2. Полезность ресурса для предпринимателя (соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор) — дополнительное вовлечение работников оказывается целесообразным до той поры, пока величина предельного дохода от использования фактора труда не понизится до уровня предельных издержек.

3. Эластичность спроса на труд по цене — повышение цены ресурса (например, рост ставки заработной платы под давлением профсоюзов), увеличивая издержки предпринимателя, ведет к снижению спроса на труд, а следовательно, ухудшению условий найма.

4. Взаимозаменяемость ресурсов –– возможность замещения живого труда более производительной техникой.

5. Изменение цен на потребительские товары и услуга –– рост цен на потребительские товары и услуги, вызывая повышение стоимости жизни, повлечет за собой в первую очередь рост воспроизводственного минимума в структуре ставки заработной платы, а значит, уровня заработной платы в целом.

Нерыночные факторы:

1. Меры государственного регулирования заработной платы связаны с установлением минимума заработной платы, уровня гарантированных законодательством компенсационных доплат, меры по регулированию занятости и защите внутреннего рынка труда.

2. Соотношение сил между профсоюзом и работодателями — на ставку заработной платы существенное влияние может оказывать политика профсоюзов, сила профсоюзного движения.

3. Конечные результаты деятельности предприятия и личный трудовой вклад работника — данный фактор прямо зависит от величины заработной платы.

Выделяют следующие принципы оплаты труда:

1. Предоставление предприятиям максимальной самостоятельности в выборе; форм и систем выплаты заработной платы.

2. Оплата в соответствии с результатами труда, его количеством и качеством.

3. Материальная заинтересованность работников в конечном результате труда.

 

4. Усиление социальной защищенности (своевременная выплата заработной платы, индексация).

5. Опережающий рост производительности труда над заработной платы и системы оплаты труда на предприятии.

Организация оплаты труда должна быть основана на следующих принципах:

1) Сочетание централизованного регулирования заработной платы с самостоятельностью предприятий.

Государство должно устанавливать общие условия оплаты труда и регулировать величину оплаты труда, сохраняя самостоятельность предприятий по организации оплаты труда.

2) Повышение «реальной заработной платы»работников, т.е. превышение темпов роста номинальной заработной платы над инфляцией.

3) Сочетание интересов коллектива с индивидуальными интересами.

4) Распределение заработной платы должно производиться в зависимости от количества и качества проделанной работы.

Дифференциация заработной платы в зависимости от сложности труда, квалификации работника осуществляется на основе тарифной системы, которая включает в себя тарифно-квалификационный справочник, тарифные сетки (для рабочих) и схемы должностных окладов (для руководителей, специалистов и служащих); тарифные ставки и районные коэффициенты к заработной плате.

5) Необходимо развитие материальной заинтересованности в улучшении конечных результатов труда. Установление непосредственной связи заработной платы с конечными результатами производства является важнейшей предпосылкой усиления действенности оплаты труда.

6) Опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с увеличением его оплаты.

Если заработная плата будет расти быстрее или так же как производительность труда, средства Фонда накопления станут ниже требуемых размеров, вследствие чего снизятся темпы расширенного воспроизводства и будут ликвидированы условия для дальнейшего роста заработной платы.

С организацией заработной платы на предприятии не зависимо от форм собственности и видов деятельности связано решение двух задач:

1) гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;

2) обеспечить работодателю достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему возместить затраты и получить прибыль.

Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ООО «СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА УЛЫБКА» ––ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Технико-экономическая характеристика организации

 

ООО «Стоматологическая поликлиника» была создана в 1992 г. в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью и зарегистрирована как юридическое лицо постановлением главы администрации Каневского района 10 января 1993 г. Юридический адрес ООО «Стоматологическая поликлиника «Улыбка»: Краснодарский край, ст. Каневская, ул. Горького 94.

Согласно Устава предприятия основной задачей деятельности поликлиники является удовлетворение потребностей населения в хорошо организованной и качественной стоматологической, медицинской помощи.

Медицинская помощь оказывается населению согласно договора о государственном заказе на медицинские услуги, а также в виде платных услуг и на основании других договоров.

Перечень разрешенных уставом работ достаточно обширен. Он включает:

–– оказание стоматологической помощи;

–– оказание другой медицинской помощи;

–– производство медицинского оборудования, инструментария и материалов;

–– деятельность по добровольному медицинскому страхованию граждан, предприятий, организаций;

–– преподавательская деятельность (усовершенствование медперсонала, специализация медперсонала и прочее);

–– оказание коммунально-бытовых услуг населению;

 

–– ремонт транспортных средств;

–– доставка грузов населению и предприятиям, организациям;

–– производство, хранение, переработка сельскохозяйственной продукции;

–– ремонтно-строительная деятельность, производство стройматериалов;

–– посредническая, коммерческая, торгово-закупочная деятельность;

–– оптовая, розничная и комиссионная торговля промышленными и продтоварами, в том числе, винно-водочными и табачными изделиями;

–– внешнеэкономическая деятельность, включая экспортно-импортных операций, создание совместных предприятий и производства с участием иностранных партнеров, совершение бартерных сделок в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.

Предприятие было образовано на базе действовавшей до 1992 г. районной стоматологической поликлинике, которая вначале была передана в аренду группе граждан, ставших впоследствии учредителями ООО, а затем выкуплена в процессе приватизации. Таким образом, на первоначальном этапе деятельности ООО «Стоматологическая поликлиника «Улыбка» владело достаточным для оказания предусмотренных Уставом услуг оборотным капиталом. В последующие годы оборотный капитал организации постоянно увеличивался за счет вложения средств общества в развитие производства.

Организационная структура предприятия представлена на рис. 2. Высшим органом управления фирмой является собрание учредителей, состоящее из самих учредителей, либо назначенных представителей. В период между собраниями управление фирмой осуществляет правление, возглавляемое председателем.

Председатель ООО имеет двух заместителей, каждый из которых отвечает за определенный участок работы: по лечебной работе и коммерческим вопросам. К числу других подразделений предприятия относятся бухгалтерия, финансовый отдел, технический отдел, лечебные отделения, терапевтическое, протезирования, хирургическое, рентгенологическое и др.

 

121613 1830 3 Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях

 

По данным балансов за 2004 – 2006 г. ресурсы предприятия характеризуются в динамике показателями, представленными в таблице 1.

Анализ этих показателей позволяет сделать следующие выводы. За исследуемый период ресурсы предприятия стабильно возрастают. Так, стоимость основных производственных фондов возросла за 2004-2006 гг, на 71,5 %, стоимость оборотных средств предприятия на 146,8 % (рис. 3).

 

Таблица 1

Основные экономические показатели ООО «Стоматологическая поликлиника «Улыбка» за 2004-2006 гг.

 

 

Показатель

Годы

Абсолютн. откло-

нение

Темпы роста

2004

2005

2006

2005

к 2004

2006

к 2005

2005

к 2004

2006

к 2005

Выручка от реали

зации, тыс. р.

13213,4

17538,4

22515,6

+4325,0

+4977,2

132,7

170,4

Себестоимость реализованной

продукции, услуг

тыс. р.

6644,5

7164,8

9068,3

+520,3

+1903,5

107,8

126,6

Прибыль от продаж, тыс.р.

1214,5

2725,9

3861,1

1511,4

+1135,2

224,4

145,9

Балансовая прибыль, тыс. р.

1081,9

2646,1

3846,5

+ 1564,2

+ 1200,4

244,6

145,4

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.

1606,0

2343,2

2735,4

+737,2

+392,2

145,9

116,7

Среднегодовая стоимость оборотных средств

2348,9

4125,2

6875,4

+1776,3

+2750,2

175,6

166,1

Численность рабочих, чел.

212

204

155

-8

-49

96,2

75,98

Фонд оплаты

труда, тыс. руб.

3838,6

7421,1

6574,4

+3582,5

-846,7

<

193,3

88,5

Средняя заработная плата, р.

1508,9

3031,5

3534,6

+1522,6

+503,1

200,9

116,6

Расходы по обычным видам деятельности, тыс. р.

11998,9

14812,5

18654,5

+2813,6

+3842,0

123,5

125,9

Затраты на р.

реализованной

продукции, р.

Стр. 660 ф. №5/

стр. 010 ф. №2

0,91

0,85

0,83

-0,06

-0,02

93,4

97,6

Рентабельность

производства

(продаж), %

9,2

15,5

17,2

+6,3

+1,7

168,8

110,96

 

Продолжение табл. 1

 

Показатель

Годы

Абсолютн. откло-

нение

Темпы роста

2004

2005

2006

2005

к 2004

2006

к 2005

2005

к 2004

2006

к 2005

Фондоотдача

8,2

7,5

8,2

-0,7

+0,7

91,5

109,3

Коэффициент

оборачиваемости оборотных средств

5,6

4,3

3,3

-1,3

-1,0

76,8

76,7

Период оборачиваемости обо-

ротных средств, дн.

64,9

85,9

111,5

+21,0

+25,6

132,4

129,8

Производительность труда, тыс.р.

62,3

85,9

145,7

+23,6

+59,8

137,9

169,9

 

121613 1830 4 Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях

Показатели финансово-хозяйственной деятельности «Стоматологической поликлиники «Улыбка» также демонстрируют положительную динамику по всем рассмотренным параметрам. Так, за три года выручка предприятия увеличилась на 70,4 %, при этом себестоимость товаров (услуг) возросла лишь на 36,5 %. Это обстоятельство объясняет и рост уровня прибыли от продаж. Динамику использования активов предприятия демонстрирует рис. 4.

Рентабельность производства за исследуемый период стабильно возрастала с 9,2 до 17,2, что свидетельствует о неуклонном повышении эффективности хозяйственной деятельности ООО «Стоматологическая поликлиника «Улыбка» в целом.

В свете исследуемой темы интересно проанализировать динамику социальных показателей исследуемого предприятия. За период с 2004 по 2006 гг. несколько снизилась численность персонала, составив к началу 2006 г. 155 человек, против 211 в 2004 г (рис. 5). Это свидетельствует (на фоне стабильного повышения прибыли предприятия) об оптимизации производственной структуры, более эффективном использовании персонала. Так, производительность труда выросла в 2005 г. на 137,9 %, а в 2006 на 169,9 %.

121613 1830 5 Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях

Выше уже отмечалось, что предприятие еще на начальном этапе своей работы предполагало осуществлять различные виды деятельности, но впоследствии сконцентрировало свои усилия только на оказании стоматологических услуг и работе аптеки при поликлинике. Именно этим и обусловлены изменения в численности персонала за исследуемый период.

 

121613 1830 6 Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях121613 1830 7 Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях

121613 1830 8 Учет организации и оплаты труда с персоналом на предприятиях

Из рис. 5 видно, что темпы роста заработной платы существенно опережают темпы роста производительности труда. Традиционно считается, что такой подход нежелателен, так как производительность труда должна возрастать с большей интенсивностью, но учитывая традиционно низкий уровень оплаты труда медицинских работников такую ситуацию можно объяснить постепенным устранением деформаций предшествующего периода, тем более, что абсолютные показатели средней заработной платы можно оценить как средние — 3534,6 р., тогда как в 2004 г. заработная плата составляла 1508,9 р.

 

2.2. Анализ финансового состояния предприятия

 

На основании данных бухгалтерской отчетности было проанализировано также финансовое состояние предприятия.

На следующем этапе рассчитывались коэффициенты платежеспособности предприятия, и рассматривалась их динамика. Использовалась методика Н.Н. Селезневой, А.Ф. Ионовой. Расчет велся по следующим формулам:

Коэффициент абсолютной ликвидности = (с.250 + с. 260) / Текущие обязательства

Коэффициент критической ликвидности = (II раздел баланса — стр. 210-стр. 220 — стр. 230) / Текущие обязательства

Коэффициент текущей ликвидности — Оборотные активы / Текущие обязательства

Коэффициент обеспеченности собственными средствами — (собственный капитал — внеоборотные активы) / Оборотные активы

Анализ финансового состояния предприятия (табл. 2) показывает следующее.

 

Таблица 2

Динамика изменения финансового состояния ООО «Стоматологическая

поликлиника «Улыбка»

 

 

Показатель

Норм, огр.

2004

2005

Изменение, абсол.

2006

Изменение, абсол.

Коэффициент текущей ликвидности

>2

3,3

2,9

-0,4

6,7

+3,8

Коэффициент абсолютной ликвидности

>2

0,8

1,1

+0,3

2,7

+1,6

Коэффициент критической оценки

>0,8

1,2

1,6

+0,4

4,7

+3,1

Доля оборотных средств в активах

>0,5

0,6

0,63

+0,3

0,7

+0,07

Обеспеченность собственными средствами

Не менее

0,1

0,7

0,65

+0,5

0,85

+0,2

 

Практически все рассматриваемые показатели на сегодняшний момент находятся в пределах нормативных значений и демонстрируют положительную динамику. Так, коэффициент текущей ликвидности превышает нормативное ограничение на протяжении всего периода, коэффициент абсолютной ликвидности в 2004 –– 2005 г. был несколько ниже рекомендуемого, но в настоящий момент составляет 2,7, т.е. предприятие может обеспечить все необходимые выплаты за счет наиболее мобильных активов.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что «Стоматологическая поликлиника «Улыбка» стабильное предприятие с хорошим потенциалом дальнейшего развития.

  1. Финансовое положение предприятия стабильно, имеется тенденция к его дальнейшему росту, повышению объемов товарооборота, а в перспективе и к расширению сферы деятельности.
  2. Динамика социальных показателей в целом положительна. Темпы
    роста заработной платы несколько превышают темпы роста производительности труда, но в целом все социальные показатели характеризуются тенденцией к росту.

    3.    Большинство показателей платежеспособности находятся в рамках нормативных значений или показывают положительную динамику.

     

    2.3. Организация системы бухгалтерского учета и учетная политика предприятия

     

    Согласно существующей оргструктуре бухгалтерский учет на предприятии осуществляют 4 человека –– 3 работника бухгалтерии и главный бухгалтер. На главного бухгалтера возложена ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

    Таким образом, структуру бухгалтерии можно охарактеризовать как линейную.

    Согласно принятой учетной политике бухгалтерский учет хозяйственной деятельности предприятия осуществляется главным бухгалтером предприятия, состоящим в штате. Бухгалтерский учет ведется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета с применением журнально-ордерной формы.

    В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета проводится инвентаризация товарно-материальных ценностей, денежных средств 1 раз в год перед составлением годового бухгалтерского отчета по состоянию на конец дня 31 декабря отчетного периода.

    По основным средствам предприятия инвентаризацию проводится 1 раз в три года на 31 декабря отчетного периода.

    Инвентаризация проводится также при установлении хищений, порчи материальных ценностей, при ликвидации предприятия.

    В качестве приложения к учетной политике на предприятии разработан рабочий план счетов бухгалтерского учета.

    Для обобщения информации обо всех видах расчетов организации, в том числе и о расчетах с персоналом по оплате труда предназначены счета VI раздела Плана счетов «Расчеты». Расчеты с персоналом учитываются на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Субсчета к данному счету в ООО «Стоматологическая поликлиника «Улыбка» не предусмотрены.

    К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» на предприятии открыты следующие субсчета:

  3. — «Расчеты по предоставленным займам»
  4. — «Расчеты по возмещению материального ущерба»

    Кроме того, учет оплаты труда связан с начислением сумм расчетов по социальному страхованию и обеспечению, учитываемых на счете 69. К счету 69 открыты субсчета:

    69-1 «Расчеты по социальному страхованию» –– для учета расчетов по ЕСН, перечисляемому в Фонд социального страхования РФ;

    69-2 «Расчеты по пенсионному страхованию»;

    69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» –– для
    учета расчетов по ЕСН, перечисляемому в Федеральный и территориальный
    фонды обязательного медицинского страхования.

    Так как в Фонд социального страхования РФ зачисляется как ЕСН, так и взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, субсчет 69 счета разбиты на счете второго порядка.

    В целом анализ организации бухгалтерского учета и учетной политики организации показывает, что она организована в соответствие с действующими требованиями. Основными направлениями совершенствования организации учетной работы являются автоматизация бухгалтерского учета, а также более детальное раскрытие в приказе по учетной политике ряда положений, связанных с оплатой труда, в частности:

    –– порядка отражения отчислений на образование резервов: средств на
    оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и т.п.;

    –– порядка организации первичного учета (первичные учетные документы, схемы документооборота и т.п.).

     

     

    3. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА В ООО «СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА «УЛЫБКА»

     

    3.1. Документальный учет личного состава работников предприятия, труда и его оплаты

     

    Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы на исследуемом предприятии используют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 г. №26.    

    Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1) и приказ (распоряжение) о приеме работников на работу (форма № Т-1 а) применяются для оформления и учета принимаемых на работу по трудовому договору (контракту). В приказах указываются наименование структурного подразделения, профессия (должность), испытательный срок, а также условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.).

    Подписанный руководителем организации приказ объявляют работнику (работникам) под расписку. На основании приказа в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу, заполняется личная карточка, а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника.

    Личная карточка работника заполняется на лиц, принятых на работу на основании приказа о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщенных о себе работником.

    Штатное расписание (форма № Т-3) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации.

    Общую сумму средств в денежной и натуральной формах, распределяемых между работниками организации в соответствии с количеством и качеством их труда, а также компенсаций, связанных с условиями труда, принято называть фондом оплаты труда. В фонд оплаты труда входят все начисленные организацией суммы оплаты труда по всем основаниям независимо от источника их финансирования, стимулирующие и компенсирующие выплаты.

    К общей сумме оплаты труда на предприятии относят:

    заработную плату за фактически выполненную работу, начисленную в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

    выплаты стимулирующего характера, связанные с режимами работы и условиями труда;

    оплату неотработанного времени в соответствии с законодательством о труде и коллективным договором;

    стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с действующим законодательством коммунальных услуг, питания и продуктов, форменной одежды и обмундирования и др.

    Заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени (выполненной работе) по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам.

    К выплатам стимулирующего характера относят премии и вознаграждения, надбавки к тарифным ставкам, а также вознаграждения за выслугу лет, по итогам работы за год и другие подобные выплаты.

    Оплатой неотработанного времени принято считать оплату очередных и дополнительных отпусков, оплату рабочего времени работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей, оплату простоев не по вине работника, выплаты на период трудоустройства уволенным работникам в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации и др.

    Для учета рабочего времени применяются формы № Т-12 «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы» и № Т-13 «Табель учета использования рабочего времени». Эти формы используются также:

  5. Для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени;
  6. Для получения данных об отработанном времени;
  7. Для расчета заработной платы;
  8. Для составления статистической отчетности по труду.

    На исследуемом предприятии для учета рабочего времени используется форма № Т-13 «Табель учета использования рабочего времени». Сущность учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы. Табельный учет охватывает всех работников организации.

    Табеля составляются в одном экземпляре и передаются в бухгалтерию два раза в месяц: для корректировки суммы выплаты за первую половину месяца (аванса) и для расчета заработной платы за месяц.

    Табель является документом, на основании которого вычисляется среднесписочная численность работников за отчетный месяц путем сложения численности работников за каждый день месяца, включая нерабочие (выходные) дни, и делением этой цифры на число календарных дней отчетного месяца. Расчет среднесписочной численности подчиняется определенному порядку в соответствии с принятыми документами.

    Табеля являются основанием для начисления заработной платы при повременной форме оплаты труда. Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам определяется сумма заработка за месяц и производятся из этой суммы необходимые удержания.

     

     

    3.2. Синтетический и аналитический учет заработной платы

     

    Основной задачей учета и контроля труда и его оплаты является осуществление контроля за законностью операций, связанных с начислением и выплатой причитающегося заработка, за устранением непроизводственных выплат, скрытых и явных потерь рабочего времени, эффективностью применяемых форм организации и стимулировании труда на разных участках, своевременностью и правильностью выплаты средств на оплату труда. При этом информация об учете труда и его оплате должна быть экономически обоснованной и достоверной. Именно на основании этой информации осуществляется контроль за использованием рабочего времени, внедрением прогрессивных форм труда, соблюдением соотношения между ростом производительности труда и его оплатой, за уровнем соответствующих затрат.

    Специфика расчетов с персоналом по всем видам начислений и удержаний заключается, прежде всего, в следующем:

    –– на расчеты по оплате труда и подготовку всей необходимой документации отводятся сжатые и строго определенные сроки. При этом наличие
    множества различных факторов, определяющих размер начислений оплаты
    труда, порядок налогообложения, удержаний и т.д., делает расчет в каждом
    конкретном месяце непохожим на предыдущие;

    –– в процессе начисления и выплаты сумм заработной платы бухгалтеру
    необходимо руководствоваться значительным числом нормативных актов, регулирующих выполнение операций по бухучету;

    –– важна не только правильность осуществления самих расчетов, но и точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками. Первичные, учетные документы должны быть составлены по установленной форме, и содержать все необходимые реквизиты.

    Укрупненный алгоритм действий бухгалтера, отражающий порядок операций по оплате труда и связанных с нею расчетов, в общем виде, состоит из следующих этапов:

    –– начисление сумм оплаты труда и др. выплат работникам предприятия
    с отнесением за счет соответствующих источников (себестоимость выпускаемой продукции, расходы по продажам, спецфонды, чистая прибыль и др.);

    –– расчет всех видов удержаний из заработной платы;

    –– расчет отчислений в единый социальный налог от фонда выплаты труда и прочих выплат по перечню;

    –– получение в банке и отражение в учете наличных денег для выплаты
    работникам предприятия;

    Синтетический учет расчетов с персоналом осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате». По кредиту данного счета отражаются начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, дивидендов и других аналогичных сумм. По дебету счета 70 фиксируются удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выплаченных сумм заработной платы, премий, пособий и другие удержания. Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начисленной, но не выданной заработной плате.

    Для организации учета заработной платы используются соответствующие учетные регистры (специально разграфленные листы бумаги, приспособленные для текущих учетных записей). В синтетическом учете используются мемориальные ордера, оборотные ведомости, Главная книга, журналы-ордера по счетам и т.д. К документам аналитического учета заработной платы относятся: лицевой счет работника, налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц, расчетно-платежные ведомости и др. На каждого работника в начале года или при приеме на работу бухгалтерия организации открывает лицевой счет. Кроме того, каждому работнику присваивается табельный номер, который в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава организации.

    Чтобы выяснить сумму заработной платы, подлежащую выдаче на руки работнику, необходимо определить сумму заработка работника за месяц и произвести из нее необходимые удержания. Эти расчеты ведутся в лицевых счетах работников, а затем их результаты переносятся в расчетно-платежную ведомость и в налоговую карточку.

    В расчетно-платежную ведомость заносят суммы начисленной заработной платы по ее видам, суммы удержаний по их видам и суммы к выдаче. Для каждого работника в ведомости отводится одна строка. Расчетно-платежная ведомость не только является регистром аналитического учета расчетов с работниками по заработной плате, но и выполняет функции расчетного и платежного документа.

    При начислении заработной платы и других выплат работникам необходимо правильно определить их источники. Существует несколько видов таких источников. Так, выплата заработной платы может осуществляться за счет отнесения начисленной заработной штаты, на себестоимость продаваемой продукции, товаров, работ и услуг.

    Для правильного отражения начисленной заработной платы бухгалтер организации самостоятельно выбирает тот счет по учету издержек производства и обращения, который соответствует виду деятельности организации и структуре производства.

    К таким счетам относятся:

    счет 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих);

    счет 23 «Вспомогательное производство» (оплата труда рабочих вспомогательного производства);

    счет 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала);

    счет 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда административно-управленческого персонала);

    счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств);

    счет 44 «Расходы на продажу» (оплата труда работников торговли);

    другие счета издержек.

    Начисленные суммы заработной платы работников соответствующих производств отражаются по дебету указанных счетов и по кредиту счета
    70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на всю сумму начисленной оплаты труда).

    Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражаются по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т.д. и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    Источником оплаты труда могут служить средства Фонда социального страхования РФ, остающиеся в организации. За счет этих средств могут производиться выплаты пособий по временной нетрудоспособности; пособий по беременности и родам; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

    Суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам отражаются проводкой:

    Дебет 69.1 «Расчеты по социальному страхованию»

    Кредит 70 « Расчеты с персоналом по оплате труда ».

    Выдачу заработной платы и пособий оформляют бухгалтерской записью:

    Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

    Кредит 50 «Касса» — выдана из кассы заработная плата наличными;

    Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

    Кредит 51 «Расчетные счета» –– перечислена с расчетного счета заработная плата на лицевой счет работника в Сбербанке.

    Не полученная работниками в срок заработная плата депонируется. Аналитический учет депонированной заработной платы ведется по каждому работнику в реестре невыданной заработной платы, в специальной книге невыданной заработной платы или на депонентских карточках.

    Депонированная заработная плата переносится со счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором для этих целей открывается субсчет «Депоненты». На депонируемую сумму делается проводка:

    Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

    Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами », субсчет «Расчеты по депонированным суммам».

    Депонированные суммы должны сдаваться в банк на расчетный счет организации, что отражается в бухгалтерском учете проводкой:

    Дебет 51 «Расчетные счета»

    Кредит 50 «Касса».

    Получение депонированной ранее заработной платы с расчетного счета в банке на оплату депонентов отражается записью:

    Дебет 50 «Касса»

    Кредит 51 «Расчетные счета».

    Депонированная заработная плата из кассы организации выдается, как правило, по расходным кассовым ордерам. При этом производится запись:

    Дебет 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами », субсчет «Расчеты по депонированным суммам»

    Кредит 50 «Касса».

    Невостребованная депонированная заработная плата хранится на расчетном счете организации в банке в течение трех лет. По истечении этого срока неполученные суммы относятся на финансовые результаты деятельности организации, что отражается проводкой

    Дебет 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами », субсчет «Расчеты по депонированным суммам»

    Кредит 91 « Прочие доходы и расходы ».

     

     

    3.3. Учет начисления заработной платы

     

    Заработную плату работников ООО «Стоматологическая поликлиника «Улыбка» рассчитывают на основе установленных окладов, при этом заработок определяют путем умножения количества отработанных дней на стоимость дня в данном месяце, определяемом делением оклада на количество рабочих дней в месяце по графику. Повременная оплата по окладам входит в часовой фонд оплаты труда.

    Доплата за совмещение должностей производится по согласованию с руководителем организации. Эти доплаты входят в часовой фонд оплаты труда и рассчитываются по формуле:

    (ОСР:КЧМ) х КСЧ х ПР — ПСФ,

    где ОСР –– оклад совмещаемого работника,

    КЧМ –– количество часов по графику,

    КСЧ –– количество часов совмещения,

    ПР –– процент доплаты,

    ДОС –– доплата окладникам за совмещение.

    В соответствии с законодательством все работники ООО имеют право на отпуск с сохранением места работы и среднего заработка. Отпуск на предприятии установлен в размере 28 рабочих дней за 12 календарных дней. Оплата времени ежегодного отпуска исчисляется по всем видам заработка, среднего за три календарных месяца (п. 2 пост. Минтруда РФ от 17.05.2004 г. № 38).

    Размер заработной платы работника, для которого установлен оклад, не зависит от количества дней в конкретном месяце. В случае если все дни в расчетном периоде проработаны полностью, заработная плата начисляется в размере месячного оклада.

    При этом в бухгалтерском учете оформляется следующая бухгалтерская проводка:

    Дебет 44 «Расходы на продажу»

    Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

    Выдачу заработной штаты в исследуемом предприятии осуществляют из кассы под расписку в платежной ведомости.

    В ООО установлен авансовый порядок расчетов с работниками. При этом за первую половину месяца выплачивают аванс, а окончательный расчет производят во второй половине месяца.

    На счете «Расчетов с персоналом по оплате труда» отражают по кредиту начисленную заработную плату, премии, суммы, причитающиеся за период отпусков, выплаты по листкам нетрудоспособности и т.п. На дебет счета записывают удержанные и выплаченные работникам суммы. Кредитовое сальдо по данному счету представляет собой переходящую задолженность по оплате труда за вторую половину месяца (при выдаче средств по полумесяцам) или в целом за месяц, погашаемую в первых числах следующего месяца.

     

    3.4. Учет удержаний из оплаты труда работников

     

    В соответствии с действующим законодательством по труду в ООО
    «Стоматологическая поликлиника «Улыбка» из сумм начисленной работникам оплаты труда по всем основаниям производят обязательные удержания: налога на доходы физических лиц (с совокупного дохода по установленной ставке); штрафов по постановлениям судебных и административных органов; алиментов по приговорам суда и др. По этим операциям делают следующие бухгалтерские записи:

    Дебет 70 «Расчетов с персоналом по оплате труда»

    Кредит 68 «Расчетов по налогам и сборам» — на суммы налогов

    Кредит 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям» — на суммы, взысканные в возмещение недостач, уплаченных штрафов; на суммы, удержанные по исполнительным документам.

    Самым существенным из всех удержаний является налог на доходы физических лиц.

    Налог введен по новым ставкам и содержанию с 1 января 2001 года. Правила его расчета, состав доходов, облагаемых налогом, состав вычетов, льгот и налоговые ставки установлены главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 мая 2007 г.).

    При расчете налога на доходы физических лиц применяются налоговые вычеты. Они представляют собой право налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой базы, которую рассчитывает бухгалтер расчетного отдела. Налоговые вычеты применяются в размерах и видах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

    При расчете удержаний применяются стандартные налоговые вычеты. Они применяются в отношении доходов, по которым предусмотрена налоговая ставка 13%. Налоговая база рассчитывается как денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

    Налоговый вычет в сумме 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на всех работающих за исключением работающих по совместительству. Данный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход сотрудника, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20000 рублей. Далее данный налоговый вычет не применяется (п.п. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

    Налоговый вычет в размере 600
    рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на сотрудников, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, и имеющих детей учащихся на дневной форме обучения в возрасте до 24 лет. Данный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход сотрудника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил сумму 40000 рублей. Начиная с месяца, в котором доход превысил 40000 рублей, налоговый вычет не применяется. Сотрудники, имеющие детей, представляют в бухгалтерию комитета копию свидетельства о рождении детей, справку о составе семьи, справку, взятую с места учебы ребенка.

    Учет выплачиваемых сумм, а также сумм начисленного налога и налогового вычета ведется в Индивидуальной карточке работника.

    В большинстве случаев следующим за удержанием на доходы физических лиц являются удержания денежных средств из заработной платы работника на основании исполнительных листов.

    При исчислении удерживаемых алиментов производится следующий расчет; из суммы совокупного дохода за вычетом налога на доходы физического лица удерживаются алименты в зависимости от числа детей.

    В бухгалтерском учете этот расчет будет отражен следующей записью

    1. Начислена заработная плата:    

    Дебет 44 «Расходы на продажу»,    

    Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

  9. Удержан налог на доходы физических лиц:

    Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

    Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

  10. Удержана сумма алиментов из заработной платы:

    Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

    Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

    Выданы алименты из кассы организации:

    Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

    Кредит 50 «Касса».

    К числу других видов удержаний относятся удержания за причиненный материальный ущерб, по выплате ссуд и некоторые другие.

    Единый социальный налог исчисляется по ставке 26%, в том числе 20% – в федеральный бюджет, 2,9% – в фонд социального страхования, 1,1% – в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2% – в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

    Единый социальный налог уплачивается по итогам года. При этом по итогам месяца организация должна уплачивать авансовые платежи. а авансовых платежей рассчитывается исходя из дохода, полученного каждым работником организации. Сумма авансовых платежей по каждому работнику определяется по следующей формуле:

    Сумма авансового платежа = Сумма облагаемых доходов, начисленных в пользу работников х Ставка налога.

    Ежемесячная сумма авансовых платежей определяется по формуле:

    Ежемесячная сумма авансового платежа –– облагаемый доход, начисленный работникам х ставка налога –– сумма уплаченных авансовых платежей за предыдущие месяцы.

    Сумма налога, подлежащая перечислению по итогам года, также рассчитывается исходя из дохода, полученного каждым работником организации. Эта сумма определяется по следующей формуле:

    Сумма налога, подлежащая перечислению по итогам года = Облагаемый доход, мученный работником х ставка налога –– сумма уплаченных авансовых платежей.

    Суммы начисленного единого социального налога (ЕСН) учитываются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 68 «Расчеты по ногам и сборам». I К счету 69 обычно открывают следующие субсчета:

    –– субсчет 1 «Расчеты по социальному страхованию». Этот субсчет используется для учета расчетов по ЕСН в части, начисляемой в Фонд социального страхования РФ;

    –– субсчет 3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» –– для учета расчетов по ЕСН в части, начисляемой в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Так как в Фонд социального страхования РФ зачисляется как ЕСН, так взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то субсчет 69-1 разбивают на два субсчета второго порядка:

    –– 69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по единому социальному налогу»;

    –– 69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    Для учета расчетов с Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования субсчет 69.3 также разбивается на два субсчета второго порядка:

    –– 69-3-1 «Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»;

    –– 69-3-2 «Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования».

    Сумма ЕСН, перечисляемая в федеральный бюджет, учитывается на отдельном субсчете «Расчеты по единому социальному налогу» счета 68.

    Суммы начисленного единого социального налога отражаются по дебету тех счетов бухгалтерского учета, на которых отражается начисление заработной даты и других доходов работникам вашей организации.

    После начисления заработной платы отражается начисление ЕСН по кредиту субсчетов счета 69:

    Дебет 20 Кредит 69-1-1 –– начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования;

    Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСН» –– начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет;    

    Дебет 20 , Кредит 69-3-1 –– начислен ЕСН с заработной паты работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;    

    Дебет 20, Кредит 69-3-2 –– начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный обязательного медицинского страхования.

     

    3.5. Учет премий (пособий по больничным листам)

     

    В целях повышения материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, а так же выполнения работ меньшей численностью работающих в ООО предусматривается надбавка работникам в размере 10 % от суммы начисленной заработной платы, а также доплата за совмещение работ в размере 100% должностного оклада.

    Доплата за совмещение оформляется следующими проводками:

    Дебет 44 «Расходы на продажу»,

    Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    Надбавки и доплаты могут быть отменены администрацией, когда работник не выполняет установленных требований по объему и качеству работ, а также при отсутствии средств. Доплаты и надбавки включаются в средний заработок работников во всех случаях его исчисления.

    Так же предусматривается премирование работников. Размер премии и других видов поощрений, выплачиваемых одному работнику, максимальными размерами не ограничивается. Источником премирования работников является прибыль предприятия за отчетный период. За выполнение особо важных поручений, направленных на улучшение работы предприятия отдельным работникам может быть выплачена премия в размере до 100% оклада. За своевременное и качественное выполнение бухгалтерской отчетности в полном объеме премируются гл. бухгалтер, бухгалтер за квартал в размере 50% месячного оклада, за год 100% месячного оклада в зависимости от оклада работника. Премия всем работникам, включая руководящих, выплачивается по разрешению главного врача и оговаривается приказам. Основание для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности.

    В поликлинике существует перечень упущений и нарушений, по которым лица их допустившие могут быть лишены премии полностью или частично.

    С целью создания специальных фондов материального обеспечения работников во время болезни, при потере трудоспособности и в других случаях сверх оплаты труда ООО ежемесячно перечисляет единый социальный налог (взнос) в соответствии с установленными в централизованном порядке ставками налога (взноса) в процентах к начисленной оплате труда работников организации по всем основаниям.

    Полагающаяся к начислению сумма отражается записью:

    Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

    Кредит 69 «Расчет по социальному страхованию и обеспечению»

    Начисленный налог (взнос) в Фонд социального страхования Российской Федерации используется частично в самой организации для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Основанием для таких выплат являются соответствующие медицинские и иные документы.

    Начисленные пособия отражаются по дебету счета Расчетов по социальному страхованию и обеспечению и кредиту счета «Расчетов с персоналом по оплате труда». Суммы выплаченных пособий относятся на дебет счета Расчетов с персоналом по оплате труда и в кредит счета «Кассы».

     

     

    3.6. Учет отпусков

     

    Всем сотрудникам поликлиники предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. В период отпуска сохраняется место работы и средний заработок. Очередной отпуск предоставляется работнику один раз в течение года работы, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году.

    Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

    Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях:

    –– временной нетрудоспособности работника;

    –– исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска
    государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы;

    –– в других случаях, предусмотренных законами, локальными нормативными актами организации.

    Если нетрудоспособность или иные причины, влекущие за собой необходимость перенесения отпуска, наступили до его начала, то новый срок отпуска определяется по соглашению работника с работодателем. Если же причины наступили во время пребывания работника в отпуске, то срок возвращения из отпуска автоматически удлиняется на соответствующее количество дней, причем работник обязан немедленно уведомить об этом работодателя.

    По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст. 125 ТК РФ может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

    Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.01 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» предусмотрена форма № 7 «График отпусков».

    Эта форма применяется для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков на календарный год по месяцам. График отпусков –– сводный график. Он применяется для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников организации на календарный год по месяцам. График отпусков визируется главным врачом поликлиник.

    При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения.

    С принятием новых унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (Постановление Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26) предусматривается оформление двух форм: «Приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику» (форма № Т-6) и «Записки — расчета о предоставлении отпуска работнику»(форма № Т-60).

    Форма № Т-6 применяется для оформления и учета отпусков, предоставляемых работнику в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором (контрактом) (в том числе ежегодных оплачиваемых, без сохранения заработной штаты, учебных и т.п.).

    После подписания приказ доводится под роспись работнику, и на его основании работник кадровой службы заполняет «Записку-расчет о предоставлении отпуска работнику» (форма № Т-60).

    Приказ и записка-расчет передаются в бухгалтерию организации для расчета среднего заработка за отпуск.

    На основании приказа (форма № Т-6) вносятся записи в «Личную карточку работника», а также в «Лицевой счет». Эти действия совершаются работником бухгалтерии.

    Со вступлением в силу ТК РФ расчет среднего заработка за время предоставленных работникам ежегодных отпусков должен производиться в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ. Для расчета среднего заработка за время предоставленных работникам отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска используется средний дневной заработок, который определяется за последние 12 календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

    После вступления в силу Федерального закона № 90-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» с 5 октября 2006г. изменился порядок исчисления среднего дневного заработка для оплату отпусков и выплата компенсации за неиспользованные отпуска (ст. 139 ТК РФ), Если ранее среднедневной заработок исчислялся за последние 3 календарных месяца, то теперь он исчисляется за последние 12 календарных месяцев. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале по 28 е (29-е) число включительно).

    Для того чтобы исчислить средний заработок за отпуск, необходимо:

  11. определить расчетный период;
  12. определить сумму заработной платы, начисленной в расчетном периоде и ранее, которая учитывается при исчислении среднего заработка;
  13. выбрать вариант расчета среднедневного (среднечасового) заработка, который различается для оплаты отпусков для работников с суммированным и поденным учетом рабочего времени;
  14. исчислить среднедневной (среднечасовой) заработок;
  15. определить количество дней (часов), подлежащих оплате;
  16. исчислить сумму среднего заработка путем умножения среднедневного (среднечасового) заработка на количество оплачиваемых дней отпуска (часов, приходящихся на время отпуска).

    В соответствии со ст. 139 ТК РФ расчетным периодом для расчета среднего заработка за отпуск и выплаты денежной компенсации выступают три календарных месяца, предшествующих месяцу, на который приходится начало отпуска или в котором произошло событие, связанное с расчетом компенсации за неиспользованный отпуск.

    В ООО «Стоматологическая поликлиника «Улыбка» отпуск рассчитывается в календарных днях и составляет 28 дней. В соответствии со ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. Перечисление сумм исчисленного к удержанию налога на доходы физических лиц с сумм средней заработной платы в соответствии с п. 6 ст. 226 гл. 23 НК РФ производится не позднее дня фактического получения наличных денежных средств на оплату труда за вторую половину месяца. При этом с сумм среднего заработка, начисляемых в течение месяца, уплата налога на доходы также производится не позднее дня фактического получения денежных средств на выплату доходов по итогам истекшего месяца, в котором были начислены и выплачены отпускные.

    Суммы единого социального налога во всех случаях (в том числе с сумм среднего заработка за отпуск) в соответствии с п. 3 ст. 243 гл. 24 НК РФ уплачиваются в общем порядке, т.е. не позднее 15-го числа следующего месяца, вне зависимости от дат фактической выплаты сумм заработной платы или получения средств на оплату труда в учреждении банка.

    Учет оплаты отпусков ведется на счете 70 в соответствие с действующими требованиями, расходы на оплату отпусков относятся на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

     

    3.7. Направления совершенствования бухгалтерского учета труда и его оплаты в ООО «Стоматологическая поликлиника «Улыбка»

     

    Проведенный анализ показал, что в ООО «Стоматологическая поликлиника «Улыбка», бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующими нормативными документами, без существенных нарушений и в полном объеме.

    В то же время, можно отметить следующие недостатки в организации учета расчетов с персоналом.

  17. Бухгалтерский учет на предприятии практически не автоматизирован.
  18. При оформлении первичных учетных документов используются
    произвольные формы.

    3.    В приказе по учетной политике не отражен ряд существенных эле
    ментов, касающихся формирования резервов на оплату отпусков.

    На основании изложенного можно предложить следующие направления совершенствования учета.

    1. Одним из направлений совершенствования учета можно считать его автоматизацию. В настоящее время бухгалтерский учет в организации ведется вручную, на бумажных носителях. Внедрение автоматизированного учета с использованием современных компьютерных программ, в значительной степени облегчающих работу бухгалтера позволит поднять эту работу на качественно новый уровень и добиться максимальной эффективности работы специалистов данного профиля, освободив их от рутинной работы способствовать повышению качества работы аналитической.

  19. Учет труда и его оплаты ведется на предприятии в соответствие с
    действующими нормативными актами.
  20. На предприятии следует переиздать приказ по учетной политике, с
    раскрытием в нем порядка отражения отчислений на образование резервов:
    средств на оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и т.п.; а также порядка организации первичного учета (первичные учетные документы, схемы документооборота и т.п.).
  21. При оформлении первичных документов следует использовать только унифицированные формы.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     

  22. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. (в ред. от 26.01.2007) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  23. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
  24. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от
    05.08.2004 г. № 117-ФЗ (в ред. на 5 мая 2007 г.).
  25. Трудовой кодекс РФ в ред на 1 января 2007 г.. М., 2007.
    — 345 с.
  26. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
    организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом
    Министерства финансов РФ от 31. 10.2004 г. №94н.
  27. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».
    ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 9.12.98 г. №60н.
  28. Положение по бухгалтерскому учету « Расходы организации » ПБУ 10/99
    Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.
  29. Методические рекомендации по применению главы 23 «Налог на доходы
    физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
    Постановление Госкомстата РФ от 24.11.2004 № 116 «Об утверждении
    инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения» (ред. от 19.09.2006).
  30. Инструкция по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях. Утверждена Государственным комитетом СССР по статистике 17.09.87 г. №17-10-0370.
  31. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 29.12.2004 №136
  32. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г. (в ред. от 26.01.2007) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  33. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. М., 2005.
  34. Аудит / Под ред. В.И. Подольского. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  35. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. -М.: Проспект, 2005.
  36. Болотова Ю.В. Премирование работников: налоговые вопросы // Бухгалтерский учет. 2006. № 20. С. 30-33.
  37. Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  38. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Безруких П.С. М, 2007.
  39. Бухгалтерский учет / Под ред. П.С. Безруких. — М.: Бухгалтерский учет, 2006.-718 с.
  40. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет и налогообложение. М., 2006.
  41. Гейц И.В. Заработная плата и другие расчеты с физическими лицами: Практическое пособие для бухгалтера. — М.: Дело и сервис, 2004. — 640 с.
  42. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. — М.: КноРус,2006.-807с.
  43. Козлова Е.П. Парашутин Т.Н., Бабченко Н.В. Бухгалтерский учет, М., 2004.
  44. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособ. — М.: ИНФРА-М, 2007. -640с.
  45. Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. М., 2006.
  46. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Отражение в отчетности оплаты труда и связанных с ней налогов // Бухгалтерский учет. 2006. № 24. С. 13-18.
  47. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: Учеб. пособие М.: — Финансы и статистика, 2007. — 368 с.
  48. Парушина Н.В. Расчет доплат при отклонениях от нормальных условий труда // бухгалтерский учет. 2006. № 20. С. 15-19
  49. Пошерстник Н.В., Мейксин К, С. Заработная плата в современных условиях — СПб,: Герда, 2006, — 752 с.
  50. Пятое Л.М. Разработка элементов учетной политики организации // Бухгалтерский учет. — 2006. — № 5. — С. 15-18.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.14MB/0.00178 sec

WordPress: 24.93MB | MySQL:120 | 2,581sec