Учетная политика бюджетной организации

<

121513 2253 1 Учетная политика бюджетной организацииВопрос о создании приказа об учетной политики в бюджетной организации решает главный бухгалтер. Жестких требований законодательство к ее созданию не предъявляет, в отличие от коммерческого учета, где учетная политика регламентирована ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Инструкция по бюджетному учету определяет учетную политику посредством единого плана счетов и требований к организации бюджетного учета. Однако в период реформирования многие бухгалтеры столкнулись с ситуацией, когда действующая инструкция не дает ответов на многие практические вопросы, касающиеся как бухгалтерского, так и налогового учета. В каждой отрасли существуют свои особенности: организационно-правовые формы, использование имущества, смешанное финансирование. Также в отличие от коммерческой организации бюджетный учет намного сложнее и уровень контроля за движением и использованием бюджетных средств и имущества гораздо выше. При этом вопросы проверки могут быть весьма разнообразны: как постановка учета в целом, так и проверка отдельных участков учета (например, использование субвенции, состояние основных средств и прочее).

Нормативными документами, регламентирующими порядок организации бюджетного учета, являются:

– Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– Бюджетный кодекс РФ;

– Инструкция по бюджетному учету от 30 декабря 2008 г. № 148н (в ред. Приказа Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н);

– приказ Минфина России от 24.08.2007 № 72н;

– документы, отражающие отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения, образования, культуры, спорта и т. д.

Государственная политика реализуется через Инструкцию посредством плана счетов бюджетного учета, порядка отражения операций по исполнению бюджетов, по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, корреспонденции счетов и иных вопросов бюджетного учета1.

Следовательно, в приказе об учетной политике бюджетных учреждений для целей бюджетного учета нужно отразить:

1. Рабочий план счетов бюджетного учета (он должен содержать только те счета, которые учреждение применяет).

При формировании номеров счетов применяются следующие коды функциональной бюджетной классификации:

– код 1 – операции по бюджетной деятельности;

– код 2 – операции по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

– код 3 – операции со средствами, находящимися во временном распоряжении.

Какой код надо применять учреждению при осуществлении деятельности за счет целевых средств и безвозмездных поступлений как обособленного вида деятельности, в Инструкции не сказано. Значит, при безвозмездном получении имущества от юридических или физических лиц код вида деятельности определяется с учетом направления его использования. Этот аспект необходимо отразить в учетной политике.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Инструкции не предусмотрены типовые формы, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

При утверждении форм первичных документов следует учитывать регистры, которые утверждены приказом Минфина России от 23.09.2005 № 123н. Кроме того, документы, не имеющие унифицированной формы, должны содержать все реквизиты первичных документов, предусмотренные статьей 9 Закона № 129-ФЗ.

3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна1.

4. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

5. Правила документооборота. Рекомендуем составить график документооборота, в котором отразить, кто оформляет первичные документы и в какие сроки они представляются в бухгалтерию.

6. Технология обработки учетной информации. Для этого достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется данная обработка2.

7. Методы оценки активов и обязательств учреждения. В данном разделе нужно отразить методы оценки активов и обязательств с учетом специфики их получения. Например, если бюджетное учреждение получает имущество безвозмездно, в виде дара или пожертвования от юридических и физических лиц3.

8. Метод списания материально-производственных запасов.

9. Порядок учета и распределения общехозяйственных расходов.

10. Если бюджетное учреждение производит продукцию, то в учетной политике необходимо описать особенности формирования стоимости изготавливаемой продукции. Готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости4, что предполагает отражение в учетной политике перечня затрат, которые ее формируют.

11. Порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности.

12. Порядок учета в филиалах.

13. Способ признания коммерческих расходов. При оплате бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и сохранении данной ситуации до конца отчетного периода рекомендуем переплату по бюджетной деятельности учреждения учитывать как прочие доходы, а недоплату по предпринимательской деятельности относить на прочие расходы.

14. Порядок выдачи денежных средств под отчет. В нем должны быть определены:

– круг материально ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

– предельный размер подотчетных средств.

15. Порядок списания ГСМ.

16. Порядок списания канцелярских принадлежностей.

17. Сроки и порядок хранения учетных документов.

Отдельные разделы приказа могут быть оформлены в виде приложений.

Учетная политика бюджетного учреждения для целей налогового учета должна определить порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и платежей в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает несколько вариантов их исчисления и уплаты.

Требования к организации и ведению налогового учета бюджетными организациями содержатся в главе 25 НК РФ.

Кроме того, бюджетные учреждения должны применять и положения статьи 321.1 НК РФ, которая регламентирует особенности налогового учета бюджетных учреждений. Пункт 3 данной статьи описывает порядок определения доходов и расходов, включаемых в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также порядок раздельного учета расходов, относящихся к двум видам деятельности учреждения (бюджетной и предпринимательской).

В этом же пункте приведен перечень расходов за счет этих двух источников, которые трудно разделить прямым счетом, и поэтому применяется расчетный метод. Данный перечень расходов ограничен.

<

Если бюджетная смета предусматривает финансовое обеспечение расходов бюджетного учреждения по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения такие расходы уменьшают доходы, полученные от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Бюджетному учреждению необходимо четко определить, какие из его расходов будут распределяемыми согласно статье 321.1 НК РФ, а какие будут целиком учтены за счет доходов от предпринимательской деятельности.

Бюджетное учреждение, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должно отразить в учетной политике следующие сведения:

1. Виды предоставляемых платных услуг, работ.

2. Порядок распределения накладных расходов.

3. Порядок распределения сумм амортизации по объектам ОС, приобретаемым за счет средств от предпринимательской деятельности и используемым в предпринимательской и основной (бюджетной) деятельности. Показателем, используемым для распределения, могут быть: выручка, стоимость основных средств и др.

4. Применяемый коэффициент амортизации, использование повышенных коэффициентов.

5. Метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг. Бюджетное учреждение для определения налогооблагаемой прибыли может выбрать один из методов – метод начисления (ст. 271 НК РФ) или кассовый метод (ст. 273 НК РФ)1.

6. Порядок оценки материальных запасов и готовой продукции. В пункте 55 Инструкции определен порядок оценки материальных запасов в бюджетном учете при их списании:

– по средней стоимости;

– по фактической стоимости каждой единицы запасов.

Для оценки материальных запасов в целях налогообложения применяются методы1:

– по стоимости единицы запасов;

– оценки по средней стоимости;

– оценки по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

– оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).

Для исключения разногласий между бюджетным и налоговым учетом не рекомендуется применять методы ФИФО и ЛИФО. Их применение в налоговом учете повлечет за собой необходимость дополнительного формирования налоговых учетных регистров для отражения списания материальных запасов.

7. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них первичных учетных данных2.

Если учреждение будет применять одни и те же методы списания и в бюджетном, и налогом учете, то для учета материальных запасов оно может пользоваться регистрами бюджетного учета.

8. Если бюджетная организация производит продукцию, то в налоговой учетной политике она должна отразить перечень прямых расходов, включаемых в стоимость готовой продукции3, и порядок распределения прямых расходов при формировании незавершенного производства и готовой продукции4.

Что касается налога на добавленную стоимость, то бюджетному учреждению следует применять положения главы 21 НК РФ. В приказе об учетной политике должны быть отражены применение или отказ от применения льгот и основание применения той или иной льготы.

Учреждение может осуществлять операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС. И тогда обязателен раздельный учет таких операций.

Бюджетное учреждение может получить освобождение от налогообложения1. Оно вправе отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в статье 149 НК РФ, только в отношении операций, поименованных в пункте 3 данной статьи2. Об отказе от льготы нужно известить налоговые органы.

 

31. Учет выбытия нематериальных активов

 

В бюджетных организациях согласно п. 10 Инструкции № 148н учет нематериальных активов ведется на счету 010200000 «Нематериальные активы»;

Согласно п. 24 Инструкции № 148н счет предназначен для учета нематериальных активов, которые удовлетворяют одновременно следующим условиям:

отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

не предполагается последующая перепродажа данного актива;

наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;

наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;

наличие в случаях, установленных законодательством, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.) или права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

В состав объектов нематериальных активов не включаются:

не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

незаконченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства.

Согласно п. 25 Инструкции № 148н аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов нематериальных активов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Согласно п. 26 Инструкции № 148н Поступление нематериальных активов, внутреннее перемещение оформляются следующими первичными документами:

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032);

Требование-накладная (ф. 0315006).

Поступление нематериальных активов оформляется следующими бухгалтерскими записями:

принятие к бюджетному учету положительных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сумме суме произведенных затрат отражается по дебету счета 010201320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и кредиту счета 010602420 «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы»;

принятие к бюджетному учету нематериальных активов по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении (в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией), изготовлении хозяйственным способом, а также стоимости работ по их модернизации отражается по дебету счета 010201320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и кредиту счета 010602420 «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы»;

принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных нематериальных активов отражается по дебету счета 010201320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и кредиту счетов 030404320 «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств), 040101180 «Прочие доходы» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц), 040101151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов), 040101152 «Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», 040101153 «Доходы от поступления от международных финансовых организаций»;

внутреннее перемещение объектов нематериальных активов между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету счета 010201320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и кредиту счета 010201320 «Увеличение стоимости нематериальных активов;

оприходование излишков нематериальных активов, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости по дебету счета 010201320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и кредиту счета 040101180 «Прочие доходы».

Отражение в учете операции по передаче нематериальных активов в эксплуатацию внутри учреждения осуществляется в регистрах аналитического учета путем изменения материально ответственного лица на основании Требования-накладной (ф. 0315006), составленного в двух экземплярах.

Согласно п. 27 Инструкции № 148н Выбытие нематериальных активов оформляется следующими первичными документами:

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Операции по выбытию нематериальных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

списание нематериальных активов при их продаже, вследствие недостачи, хищения отражается по балансовой стоимости по дебету счетов 010409420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации», 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту счета 010201420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»;

безвозмездная передача нематериальных активов отражается по дебету счетов 030404320 «Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств), 040101241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям), 040101242 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций», 040101251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов) и кредиту счета 010201420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»;

списание нематериальных активов, пришедших в негодность, отражается по балансовой стоимости по дебету счетов 010409420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации», 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту счета 010201420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»;

списание нематериальных активов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, отражается по дебету счетов 010409420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации», 040101273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счета 010201420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов».

вложение объектов нематериальных активов в уставной капитал организаций отражается в размере их остаточной стоимости по дебету счета 020402530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» и кредиту счета 010201420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов».

 

Список используемой литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. (в ред. ФЗ от 17.12.2009 № 318-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. (в ред. ФЗ от 27.12.2009 № 368-ФЗ ) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  3. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ, от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ, ред. ФЗ от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  4. Инструкция по бюджетному учету от 30 декабря 2008 г. № 148н (в ред. Приказа Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н
  5. Жоромская Н.Н., Долгая В.М. Бухгалтерский учет и налогообложение бюджетных организаций.–М.: Книжный мир, 2005.
  6. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М. ,2005.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00137 sec

WordPress: 23.36MB | MySQL:115 | 1,616sec