Законодательное регулирование бухгалтерского учета

<

122013 0339 1 Законодательное регулирование бухгалтерского учетаС принятием в 1993 г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения бухгалтерского управленческого учета в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают вопросы как бухгалтерского учета в целом, так и управленческого учета в частности.

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень включает законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Основные элементы системы налогового учета определены Налоговым кодексом Российской Федерации. Некоторые вопросы организации и ведения учета (например, учета совместной деятельности на отдельном балансе) представлены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

Второй уровень охватывает Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством Российской Федерации. В настоящее время издано двадцать Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень составляют методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы в развитие актов первого и второго уровня. К третьему уровню следует отнести План счетов бухгалтерского учета. Документы этого уровня подготавливаются и утверждаются федеральными и другими органами исполнительной власти, общественным профессиональным объединением бухгалтеров.

Четвертый уровень включает документы по регулированию бухгалтерского учета в конкретных организациях, такие как приказ об учетной политике, график проведения инвентаризаций, договоры о материальной ответственности персонала и др. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета является Концепция бухгалтерского учета. В условиях централизованно планируемой экономики Концепция бухгалтерского учета была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой, в условиях которого главным потребителем информации выступало государство. Переход к рыночным условиям хозяйствования, изменение системы общественных отношений и гражданско-правовой среды предопределили необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. В 1997 г. методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике, разработанная с учетом требований международных стандартов бухгалтерской отчетности и опыта государств с развитой рыночной экономикой в области организации и ведения бухгалтерского учета.

Остановимся на характеристике ряда документов нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлены:

  1. Понятие, объекты, задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования.
  2. Состав и цели законодательства по бухгалтерскому учету.
  3. Способы регулирования и организации бухгалтерского учета.
  4. Полномочия и ответственность главного бухгалтера, его взаимоотношения с руководителем организации, внешними лицами.
  5. Правила документирования хозяйственных операций, формирования учетных регистров, хранения документации.
  6. Правила оценки и инвентаризации имущества и обязательств.
  7. Порядок составления, утверждения и публикации бухгалтерской отчетности.

    8. Особенности организации и ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

    Перечисленные выше вопросы, представленные в Законе, конкретизированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, относящемся к документам второго уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако в настоящее время в целях исключения дублирования содержания различных нормативных актов признано целесообразным отменить действие рассматриваемого документа, включив ряд его норм в новую редакцию Федерального закона «О бухгалтерском учете».

    В настоящее время разработано 20 Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), перечень которых представлен в списке литературы. ПБУ 16/02 — ПБУ 20/03 вступили в действие в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Не все из принятых к настоящему времени ПБУ имеют отношение к управленческому учету. Применение положений ПБУ 7/981 и ПБУ 8/982 обеспечивает достоверность внешней финансовой отчетности, что не является задачей управленческого учета.

    Так, учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом производственного учета на предприятии, а производственный учет -важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учетной политики организации определены ПБУ 1/ 983.

    В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производственном процессе, — ЛИФО, ФИФО, средней.

    К основным документам третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета относится План счетов бухгалтерского учета деятельности организации и Инструкция по его применению, методические указания и рекомендации.

    В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности представлен систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, предназначенных для обобщения информации о хозяйственных операциях, наличии и движении имущества организации, источников его формирования. Наряду с типовым Планом счетов в России используются специализированные Планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и кредитных организаций. Планы счетов бухгалтерского учета, как и другие нормативные документы, систематически изменяются по мере появления новых объектов бухгалтерского учета, развития финансово-экономических отношений. Так, в разработанный в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, внесены изменения в 2003 г. (приказ Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38н) в связи с необходимостью отражения на счетах бухгалтерского учета расходов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, сведений о наличии и движении специальной оснастки и специальной одежды, учета отложенных налоговых активов и обязательств для обеспечения взаимосвязей между бухгалтерским и налоговым учетом расчетов по налогу на прибыль.

    В Плане счетов бухгалтерского учета предприняты шаги к разделению финансового и управленческого учета, к реализации варианта учета с двумя системами счетов.

    Методические указания и рекомендации предназначены для конкретизации правил бухгалтерского учета отдельных объектов, изложенных в Положениях по бухгалтерскому учету и иных документах вышестоящих уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

    К основным документам четвертого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета, разрабатываемым и утверждаемым хозяйствующими субъектами, характеризующим систему организации и ведения бухгалтерского учета в конкретной организации, относится ее учетная политика. С помощью учетной политики организации осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета применительно к особенностям деятельности организации; происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; определяются способы разрешения возможных противоречий и преодоления ограничений действующего законодательства в постановке и развитии бухгалтерского учета.

    При разработке учетной политики организации в соответствии с принципами, допущениями и требованиями используются практически все указанные выше нормативные документы и прежде всего одноименное Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98), устанавливающее основы формирования и раскрытия (придания гласности) учетной политики. Под формированием учетной политики понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых нормативными актами способов организации и ведения бухгалтерского учета, а при их отсутствии — разработка организацией соответствующего способа. Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.

    <

    Под учетной политикой организации понимается принятая хозяйствующим субъектом совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния организации, в том числе движения денежных средств и финансовых результатов.

    К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости амортизируемых активов, признания доходов и расходов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

    Выбор элементов учетной политики зависит от специфики организации, видов коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей, особенностей управления. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, формы собственности, квалификация персонала и другие внешние и внутренние факторы, определяющие особенности деятельности организации.

    Выделяются организационно-технические и методические аспекты учетной политики.

    Организационно-технические аспекты учетной политики охватывают:

  8. Форму бухгалтерского учета.
  9. Организацию ведения бухгалтерского учета.
  10. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
  11. Формы первичных учетных документов, разработанные в организации.
  12. Систему внутрипроизводственного учета, контроля и отчетности.
  13. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
  14. Правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
  15. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
  16. Систему взаимоотношений с аудиторскими фирмами, органами контроля и управления.

    10. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского
    учета.

    Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность взаимосвязанных учетных регистров, последовательность и технические средства записи информации в них, предопределяющие технологию и организацию учетного процесса.

    В настоящее время известны несколько форм бухгалтерского учета: Журнал-Главная, мемориально-ордерная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная (машинно-ориентированная), упрощенная для субъектов малого предпринимательства. Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: количество применяемых регистров, их назначение, содержание и форма, взаимосвязи, последовательность и способы записи информации в учетные регистры; степень использования технических средств обработки учетной информации.

    Для организации и ведения бухгалтерского учета руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

    Методические аспекты учетной политики характеризуют способы ведения бухгалтерского учета по разделам учетных работ.

    Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями).

    Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, и применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

    Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

    Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

    Корректировка учетной политики организации допускается в случаях:

  • существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, видов деятельности);
  • изменений законодательства Российской Федерации, в том числе в
    системе нормативного регулирования бухгалтерского учета:
  • разработки новых способов бухгалтерского учета.

    Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.

    Изменения учетной политики вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом их утверждения организационно-распорядительным документом, и объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

    Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации организации приказом руководителя должны принять учетную политику для целей налогообложения, которая применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, В данной учетной политике следует выбрать способы признания доходов и расходов при исчислении налогооблагаемых баз, методы амортизации основных средств и нематериальных активов, установить порядок оценки материально-производственных запасов и финансовых вложений при их выбытии, правила формирования резервов и распределения прямых расходов, установить базовый показатель для расчета по налогу на прибыль по территориально обособленным подразделениям организации, охарактеризовать порядок ведения налогового учета и иные особенности расчетов организации по налогам и сборам.

     

    12. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

     

    Основные унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71 а. В состав унифицированных форм входят следующие первичные документы.

    По оприходованию материалов.

    1. Доверенность (формы М-2а). Применяется для оформления права лица представлять организацию при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Доверенность оформляется бухгалтерией в одном экземпляре и выдается получателю под расписку. При использовании формы М-2а на предприятии получают материальные ценности, как правило, по доверенности. Выдача этих доверенностей регистрируется в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. При этом доверенность может быть выдана только работнику данной организации обычно не более чем на 15 дней.

    2. Приходный ордер (форма М-4). Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Его составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад в одном экземпляре на фактически принятое количество ценностей.

    3. Акт о приемке материалов (форма М-7). Применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также отклонения по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Форма М-7 составляется также при приемке производственных материалов, поступивших без документов и является юридическим документом для предъявления претензий поставщику. Акт составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица, принявшего материалы, и представителя поставщика или незаинтересованной организации.

    После приемки ценностей один экземпляр акта о приемке с приложенными к нему документами (транспортными накладными, спецификациями, сертификатами качества и др.) передается в бухгалтерию для учета поступления материалов, другой — отделу материально-технического обеспечения (отделу снабжения) для оформления претензии к поставщику.

    4. Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35). Составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика. Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий передается подрядчику.

    По отпуску материалов.

    Выбытие материалов оформляется следующими первичными документами.

    1. Лимитно-заборная карта (форма М-4). Применяется при установлении лимита (нормы) на отпуск материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за использованием материалов и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

    Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, второй — складу. При отпуске материалов кладовщик отмечает в обоих экземплярах карты дату и количество отпущенных материалов и выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материалов. В лимитной карте получателя расписывается кладовщик, а в карте кладовщика — получатель. Материалы по лимитно-заборной карте отпускаются только с того склада, который в ней указан. Лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию после использования лимита.

    2. Требование-накладная (форма М-II). Применяется для учета движения материальных ценностей внутри предприятия между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, передающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, второй экземпляр необходим принимающему складу для оприходования ценностей. Требованием оформляется отпуск в производство материалов, потребляемых нерегулярно, передача на склад остатков неизрасходованных материалов из производства, а также передача отходов и окончательного брака. Накладную подписывают ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию.

    3. Накладная на отпуск материалов на сторону (форма М-15). Применяется для оформления отпуска материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, и сторонним организациям по договорам и другим документам. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и предъявленной получателем доверенности на получение ценностей. Первый экземпляр накладной остается на складе как основание для отпуска, второй передается получателю.

    Кроме перечисленных унифицированных форм первичной документации для учета запасов применяются типовые формы первичных документов, установленные другими нормативными документами по бухгалтерскому учету, а также первичные документы, разрабатываемые самими строительными организациями с соблюдением реквизитов, указанных в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Эти формы первичных документов будут рассмотрены по мере изложения конкретных вопросов учета материалов.

    Производственные материалы от поставщиков или транспортных организаций (на товарных станциях) на предприятии получает по доверенности экспедитор. Доверенность на получение грузов выписывается бухгалтерией. Получив груз, экспедитор сверяет его с данными транспортных документов. При получении груза от транспортных организаций проверяется количество мест, вес, сохранность упаковки и вагонных пломб. Если обнаружатся расхождения, составляется коммерческий акт, который является основанием для предъявления претензий к транспортной организации. Полученный груз доставляется на склад и передается кладовщику под расписку, а тот проверяет количество, ассортимент, качество поступивших материалов и оформляет их приходными документами.

    Документирование поступления материалов зависит от источников их получения. Материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, приобретающих их за наличный расчет, от своего производства, списания основных средств (металлолом, запасные части, строительные материалы), оприходования излишков, выявленных инвентаризацией. В строительные организации значительная часть материалов может поступать от вспомогательных и обслуживающих производств, перерабатывающих и вырабатывающих строительные материалы (конструкции, детали, столярные изделия, растворы, бетон, асфальт и др.). На все материалы, поступающие со стороны, на складе составляется приходный ордер (форма М-4).

    Если количество и качество поступивших материалов соответствуют данным, указанным в документах поставщика, на сопроводительных документах поставщика ставится штамп (с реквизитами приходного ордера).

    При выявлении расхождений данных счета поставщика и фактически поступивших материалов составляется акт о приемке материалов (форма М-7).

    Материалы, поступающие от своих цехов, оформляются требованием-накладной (форма М-11).

    Во всех приходных документах указывается, от кого поступил материал, на какой склад, номенклатурный номер, наименование, количество, цена, сумма поступивших материалов, кто сдал и кто принял, дата и номер документа.

    Со склада материалы отпускаются в производство на строительные работы, в переработку, в форме реализации на сторону, безвозмездной передачи другим организациями, внутреннего перемещения на другие склады.

    Основным видом расхода материалов является отпуск в производство на строительные работы, оформляемый лимитно-заборной картой (форма М-8). Она выписывается планово-производственным отделом, ОМТС или УПТК на один вид материалов, отпускаемых с одного склада, и на один строительный объект. При этом расход материалов (лимит) по лимитной карте может быть указан на строительный объект в целом (на весь период строительства) или на определенный период времени (на 15 дней, на месяц).

    Материалы, потребляемые нерегулярно, оформляются требованием (форма М-11). Требованиями также оформляется отпуск материалов на замену, сверхлимитный отпуск. Для оформления сверхлимитного отпуска применяются требования, имеющие определенный отличительный признак, например цветную диагональную полосу, цветной знак в углу документа и т.д. Требования на сверхлимитный отпуск выписываются только с разрешения лица, уполномоченного разрешать такой расход материалов.

    Отпуск материалов на сторону оформляется накладной (форма М-15). Накладная на отпуск материалов на сторону должна составляться и при оформлении отпуска материалов от одного производства другому внутри одной организации, если они расположены за пределами ее территории.

    Строительные подразделения обеспечиваются производственными материалами по схеме централизованных поставок (завоза). Отпуск и поступление материалов оформляются товарно-транспортными накладными типовой формы. Накладные выписывает грузоотправитель (поставщик) в четырех экземплярах: первый остается у поставщика, второй является приходным документом для получателя, третий и четвертый передаются автотранспортной организации для учета работы автотранспорта и расчетов с заказчиками перевозок.

    В расходных документах указывается номенклатурный номер материала, номер склада материалов, с которого отпущен материал, цели отпуска (вид продукции, статья затрат), цех-получатель, количество (затребовано и отпущено).

    Производственные запасы открытого хранения (строительный кирпич, гравий, щебень, строительный песок и др.) расходуются в течение месяца без документального оформления. Ежемесячно 1-го числа следующего за отчетным месяца производится инвентаризация этих материалов. Результаты инвентаризации оформляются актом типовой формы М-22а.

    Учет материалов ведется заведующим складом в карточке складского учета (типовая форма М-17), которая предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру (номенклатурному номеру). Записи в нее вносятся в день совершения операции по каждому приходному и расходному документу. По окончании месяца кладовщик переносит остатки из карточек в ведомость остатков материалов на складе.

    Ведомость (книга) остатков передается в бухгалтерию, где оцениваются остатки материалов. Затем остатки материалов по каждому складу сверяются с данными учета, который ведет бухгалтерия в ведомостях движения материалов.

    Бухгалтер материального отдела регулярно проверяет правильность записей в карточках складского учета (обычно раз в неделю) и подтверждает это своей подписью в последней графе карточки. Одновременно кладовщик сдает, а бухгалтер принимает приходно-расходные документы на материалы по реестру типовой формы (форма М-13).

    Реестры составляются отдельно по приходу и расходу материалов и по каждому складу. По данным реестров и приложенных к ним первичных документов бухгалтерия составляет накопительные ведомости по приходу и расходу материалов за месяц.

    Учет материалов на складе при сальдовом методе может быть представлен в виде схемы (рис. 1).

    Ежемесячно в карточках выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца.

    На основании карточек в бухгалтерии ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. В оборотных ведомостях приводятся: номенклатурный номер материала (при наличии); наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.); единица измерения; остаток на начало месяца (количество и сумма); приход за месяц (количество и сумма); расход за месяц (количество и сумма); остаток на конец месяца (количество и сумма).

     

    122013 0339 2 Законодательное регулирование бухгалтерского учета

    В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению).

    Итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, складам и подразделениям в целом переносятся в сводную оборотную ведомость.

    Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно сверяются данные в карточках, которые ведутся в бухгалтерии, с данными в карточках складов и подразделений.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).
  2. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.).
  3. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» РФ от 22 июля 2003 г. № 67н
  4. Положение по бухгалтерскому учет «Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44к).
  5. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (с изм. и доп. от 23 апреля 2002 г.).
  6. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет и налогообложение. М., 2006.
  7. Козлова Е.П. Парашутин Т.Н., Бабченко Н.В. Бухгалтерский учет, М., 2004.
  8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. -М, 2006.
  9. Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. М., 2005.
  10. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьяков С.И. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. –М., 2006.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 21.75MB | MySQL:121 | 1,597sec