Значение и задачи учета кассовых операций и безналичных расчетов в рыночной экономике

<

121213 0400 1 Значение и задачи учета кассовых операций и безналичных расчетов в рыночной экономике

Денежные средства предприятий представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относятся также вложения в легкореализуемые ценные бумаги и требования на получение денежных средств.

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скоростью оборота которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности. Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, которые обладают абсолютной ликвидностью, т.е. немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Поэтому объемом имеющихся у предприятия денег определяется платежеспособность предприятия.

Цель управления денежными потоками заключается не в том, чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию движения средств, чтобы к каждому очередному платежу предприятия по своим обязательствам обеспечивалось поступление денег от покупателей и других дебиторов при сохранении необходимых резервов. Такой подход позволяет сохранить повседневную платежеспособность предприятия, извлечь дополнительную прибыль за счет вложений временно свободных денег.

Все это придает особое значение учету денежных средств, контролю сохранности, законности и эффективности их использования, поддержания повседневной платежеспособности предприятия.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

—    точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;

—    контроль за наличием средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;

  • контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
  • выявление возможностей более рационального использования денег.

    Для учета денежных средств применяются счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

    Рассмотрим общие принципы ведения кассовых операция на современных предприятиях.

    Хранение, расходование и учет денежных средств в кассе осуществляются в соответствии Инструкций ЦБРФ от 04.10.93г. №18 «Порядок ведения кассовых операций в РФ» (в ред. письма ЦБ от 26.02.96 №247) .

    Для расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу. Ее помещение должно быть специально оборудовано для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств. Ответственность за создание таких условий несет руководитель организации.

    Наличные деньги, полученные организацией в банке, расходуются на цели, которые указаны в чеке (например, на выдачу заработной платы, операционные или хозяйственные нужды, командировочные расходы).

    Суммы, которые можно держать в кассе предприятия, ограничены лимитом, устанавливаемым банком по согласованию с организацией. Для установления лимита остатка денежных средств в кассе организация представляет в обслуживающий ее банк специальный расчет по форме, утвержденной Положением ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

    Сверх установленного лимита организации имеют право хранить в кассе наличные деньги не дольше 3 рабочих дней (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях— не свыше 5 дней), включая день получения де-

     

    нег в банке. Средства должны быть предназначены для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий.

    Организации, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, на закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, на командировочные расходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов. При этом они не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

    Расчеты через кассу между юридическими лицами также ограничиваются установленным лимитом. Так, с 21 ноября 2001 г. ЦБ РФ установил его на уровне 60 000 руб. по одной сделке.

    Кассовые операции выполняет кассир. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель организации обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в РФ, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности за сохранность всех принятых им ценностей (денежных средств, денежных документов).

    В организациях, имеющих одного кассира, в случае временной его замены обязанности кассира возлагаются на другого работника по письменному приказу руководителя организации. С этим работником также заключается договор о полной материальной ответственности.

    На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

    Независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности организации обязаны хранить свободные денежные средства в банках.

    Расчеты по обязательствам с другими организациями, как правило, проводятся в безналичном порядке через банки или другими способами, устанавливаемыми ЦБ РФ в соответствии с законодательством РФ.

    Безналичные расчеты осуществляются посредством перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

    В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).

    Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах, а одногородними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте.

    Статьей 862 ГК РФ и Положением ЦБ РФ от 12.04.01 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее — Положение ЦБ РФ) предусмотрены безналичные расчеты платежными поручениями, по инкассо, по аккредитиву, чеками.

    Формы безналичных расчетов выбираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

    Все операции по банковским счетам проводятся только на основании расчетных документов. Расчетный документ — это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение:

  • плательщика— о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;
  • получателя — о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.

    В Положении ЦБ РФ изложены требования к оформлению расчетных документов на бумажных носителях информации: расчетные документы (кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или компьютере шрифтом черного цвета; чеки заполняются ручкой с пастой, чернилами черного или синего цвета или на пишущей машинке шрифтом черного цвета; не допускаются исправления, подчистки, помарки, а также использование корректирующих жидкостей; расчетные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением ЦБ РФ, и др.

    Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов (копий), сколько необходимо для всех участников расчетов.

    Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают два уполномоченных лица (или одно, если в организации отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится печать.

    Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение — это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Это наиболее распространенная форма расчетов.

    Платежными поручениями могут перечисляться денежные средства: за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, в целях возврата (размещения кредитов и займов) депозитов и уплаты процента по ним и т.д.

    В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

    Платежные поручения составляются на бланке формы 0401060 и принимаются банком независимо от наличия средств на счете плательщика. Если на счете достаточно денег для удовлетворения всех предъявленных требований, средства списываются со счета в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

    Если денег на счете нет или их недостаточно, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете средств, платежные поручения помещаются в картотеку. В этом случае они оплачиваются по мере поступления средств в очередности, предусмотренной законодательством. Статьей 855 ГК РФ установлена следующая очередность списания денежных средств со счета:

  • в первую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
  • в третью очередь — по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования:
  • в четвертую очередь — по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в
    которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • пятую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в шестую очередь — по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

    По требованиям, относящимся к одной очереди, средства списываются в порядке календарной очередности поступления документов.

    Аккредитивная форма расчетов. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить такие полномочия другому банку (далее — исполняющий банк). Банки могут открывать следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
  • отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

    При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

    При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

    Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

    Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк вправе подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок представления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

    Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

    Плательшик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке формы 0401063 (приложение 5 к Положению ЦБ РФ).

    Расчеты чеками. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

    Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй ГК РФ, а в части, им не урегулированной, — другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

    Чек оплачивается плательщиком за счет чекодателя, который не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

    Представление чека в обслуживающий чекодержателя банк для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

    Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

    Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и хранятся в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ. В соответствии с Положением ЦБ РФ могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

    Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от должника платежей. Для таких расчетов банк-эмитент вправе привлекать исполняющий банк.

    Расчеты по инкассо ведутся на основании платежных требований, которые оплачиваются по распоряжению плательщика (с акцептом) или без такового (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, которые оплачиваются в бесспорном порядке.

    Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

    Платежное требование — это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

    Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

    Расчеты посредством платежных требований могут вестись с предварительным акцептом и без него.

    Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством или предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

    Платежное требование составляется на бланке формы 0401061 (приложение 9 к Положению ЦБ РФ).

    Инкассовое поручение— это расчетный документ, на основании которого списываются денежные средства со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Они применяются в следующих случаях:

  • если бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств контролирующими органами;
  • для взыскания по исполнительным документам;
  • по условиям основного договора, если банку, обслуживающему плательщика, предоставлены права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

    Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071. При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи). При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, который вынес такое решение. Если исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем, инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя. Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Краткая характеристика Краснодарская дистанция гражданских сооружений Краснодарского отделения – филиал ОАО «Российские железные дороги»

     

    В данной работе учет ведения кассовых операций и безналичных расчетов будет рассматриваться на примере предприятия, которое называется Краснодарская дистанция гражданских сооружений Краснодарского отделения – структурного подразделения Северно-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». В дальнейшем в работе будет употребляться сокращенное телеграфное наименование предприятия – НГЧ-7.

    Данное предприятие не имеет статус юридического лица и осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД» в качестве структурного подразделения.

    Основными целями деятельности структурного подразделения являются:

    – сохранность и предупреждение от преждевременного износа зданий и сооружений структурных единиц Краснодарского отделения дороги;

    – ремонт по договорам зданий и сооружений, принадлежащих другим предприятиям

    – оказание услуг населению.

    – производство товаров народного потребления.

    Для достижения указанных целей НГЧ-7 в порядке установленном федеральными законами и иными нормативными актами, осуществляет следующие виды деятельности:

    – капитальный, текущий ремонт, техническое обслуживание служебно-технических зданий и сооружений, жилых домов, объектов коммунального хозяйства, оздоровительных, спортивных комплексов, объектов водоснабжения и водоотведения структурных подразделений Краснодарского отделения дороги;

    – строительные работы, связанные с усилием пропускной и провозной способности отделения дороги, а также новое строительство объектов, предусмотренных планом и обязательствами по договорам подряда;

    – оказание коммунальных услуг структурным единицам и предприятиям железнодорожного транспорта, организациям не входящим в ОАО «РЖД» и населению;

    – подсобно- вспомогательную: оказание платных услуг населению, выпуск товаров народного потребления;

    – коммерческую, предпринимательскую и другие, не запрещенные законодательством виды деятельности;

    –бесперебойное обеспечение населения питьевой водой, соответствующей по качеству ГОСТ, и технической водой железнодорожных и других предприятий;

    – обеспечение безаварийной работы систем водоотведения

    – выполнение строительно-монтажных работ хозяйственным способом, а также подрядным способом по договорам субподряда с генеральными подрядчиками и по прямым договорам с заказчиками

    –разработку и осуществление мероприятий по обеспечению роста доходности и рентабельности за счет повышения производительности труда, снижение себестоимости, увеличение фондоотдачи, улучшение использования производственных фондов, соблюдение режима экономии в использовании трудовых и материальных ресурсов

    – содержание в исправном состоянии оборудования, внедрение — новой техники и технологий.

    Имущество НГЧ-7 составляют основные фонды и оборотные средства, нематериальные активы, а также иные ценности, стоимость которых учитывается в оборотно-сальдовой ведомости структурного подразделения, являющейся составной частью баланса Отделения дороги.

    Финансово-хозяйственная деятельность НГЧ-7 планируется и осуществляется в соответствии с внутренними документами ОАО «РЖД». Отделение осуществляет финансирование затрат структурного подразделения, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. ОАО «РЖД» открывает для НГЧ-7 текущие счета в банках с ограниченным кругом операций (для выплаты заработной платы, командировочных и хозяйственных расходов по смете утвержденной Отделением).

    Структурное подразделение возглавляет Начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном ОАО «РЖД». Начальник имеет заместителей, которые руководят порученными им участками работы.

    Начальник принимает решения по всем вопросам деятельности предприятия, отнесенным к его компетенции законодательством Российской Федерации и внутренними документами ОАО « РЖД».

    Краснодарская дистанция гражданских сооружений состоит из трех участков: Краснодарский, Туапсинский и Тихорецкий. Они в свою очередь делятся еще на более мелкие подразделения. Каждый участок имеет своего начальника, который является заместителем начальника НГЧ-7.Все вопросы, касающиеся осуществления деятельности на каком-либо участке должны согласовываться непосредственно с начальником НГЧ-7.

     

    Таблица 1 – Основные показатели экономической деятельности НГЧ-7

     

    Показатели 

    Года 

    Абсолютное отклонение

    Относительное отклонение

    2004 

    2005 

    1. Выручка от реализации, тыс.руб.

    46517 

    56007 

    9490 

    120,40 

    2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

    307631 

    323871 

    16240 

    105,28 

    3. Прибыль от реализации, тыс. р.

    -261114

    -267864 

    +6750

    102,59

    4. Прибыль до налогообложения, тыс. р.

    -444506 

    -370239 

    74267 

    83,29 

    5. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.

    1271764 

    1422795 

    151031 

    111,88 

    6. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.

    62484 

    65753 

    3269 

    105,23 

    7. Среднесписочная численность персонала, чел.

    805 

    864 

    59 

    107,33 

    8. Фонд оплаты труда, тыс. р.

    86980 

    98496 

    11516 

    113,24 

    9. Затраты на 1 р. реализованной продукции, руб.

    6,61 

    5,78 

    -0,83 

    87,44 

    10. Рентабельность продукции, % 

    -560,30

    -478,30 

    82,00 

    85,36 

    Продолжение табл. 1

     

    Показатели 

    Года 

    Абсолютное отклонение

    Относительное отклонение

    2004 

    2005 

    11. Рентабельность производства, % 

    84,90 

    -82,70 

    -167,60 

    -97,41 

    12. Фондоотдача, р. 

    0,75 

    0,85 

    0,10 

    113,33 

    13. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

    0,75 

    0,85 

    0,10 

    113,33 

    14. Период оборачиваемости оборотных средств, дней

    480,00 

    423,50 

    -56,50 

    88,23 

    15. Производительность труда, тыс. р./чел.

    57,79 

    53,84 

    -3,95 

    93,16 

    16. Среднемесячная заработная плата, тыс. р.

    9004,00 

    9500,00

    496,00 

    105,51 

     

    Таким образом, на исследуемом предприятии выручка от реализации увеличилась с 46517 тыс. р. в прошлом базовом году до 56007 тыс. р. в отчетном 2005 году. Абсолютный прирост составил 9490 тыс. р. (в относительном прирост равен 120,4%). Себестоимость реализованной продукции намного превышает выручку от реализации. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) увеличилась с 307631 тыс. р. до 323871 тыс. р. Абсолютный прирост составляет 16240 тыс. р. (105,28%). Соответственно прибыль от реализации была отрицательна как в базовом году (-261114 тыс. р.), так и в отчетном году -267864 тыс. р. Наблюдается рост прибыли от реализации на 6750 тыс. р. (102,58%). Отрицательная и прибыль до налогообложения. Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 151031 тыс. р. и составила в отчетном году 1422795 тыс. р. Среднегодовая стоимость оборотных средств выросла с 62484 тыс.р. в базовом году до 65753 тыс.р. в отчетном году, прирост составил 3269 тыс.. (105,23%). Среднесписочная численность персонала составляла в 2004 г. всего 805 человек, в 2005 г. численность персонала выросла на 59 человек и достигла 107,33%. Фонд оплаты труда вырос с 86980 тыс.р. до 98496 тыс.р. (прирост 11516 тыс.р. и 113,24%). Затраты на рубль реализованной продукции довольно значителен: 6 р. 61 к. в 2004 г. Данный показатель снизился до 5,78 р. в 2005 г. Рентабельность продукции и производства свидетельствует о глубокой убыточности предприятия. Фондоотдача увеличилась в отчетном году на 113,3%. Период оборачиваемости оборотных средств увеличился на 56,5 дней. Производительность труда снизилась на -3,95 тыс.р./чел. и не соответствует росту фонда оплаты труда.

    Следует отметить, что исследуемое предприятие убыточно и нерентабельно.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Порядок ведения и учета кассовых операций

     

    В кассу организации НГЧ-7 наличные деньги поступают с расчетного, валютного счетов в банке, от покупателей, а также в виде возвращенных авансов и неиспользованных сумм и т.п. С расчетного и валютного счетов деньги получает кассир организации НГЧ-7 по чеку, который представляет собой отрывной лист чековой книжки. На лицевой стороне чека указывается требуемая сумма, а на оборотной — ее назначение (на оплату труда, хозяйственные расходы и т.п.). Отрывная часть чека остается в банке, корешок чека с указанием полученной суммы — у организации в чековой книжке.

    На НГЧ-7 для учета кассовых операций используются типовые формы первичных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентариизации», где представлены краткие указания по их заполнению.

    <

    На НГЧ-7 прием наличных денег кассами оформляется приходными кассовыми ордерами (форма КО-1).

    На НГЧ-7 выдача наличных денег оформляется расходным кассовым ордером (форма КО-2), расчетно-платежной ведомостью (форма Т-49) или платежной ведомостью (форма Т-53).

    На НГЧ-7 сдаются наличные деньги в банк по объявлению на взнос наличными.

    Суммы операций в первичных кассовых документах записывают не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер НГЧ-7, а расходные — руководитель организации и главный бухгалтер. Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, на расходных кассовых ордерах она не обязательна.

    На НГЧ-7 приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами и шариковыми ручками или на пишущей машинке (компьютере). Подчистки, помарки и исправления, даже оговоренные, в этих документах не допускаются.

    На НГЧ-7 к приходному кассовому ордеру выдается квитанция о приеме денег с подписями главного бухгалтера (или уполномоченного им лица) и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

    На НГЧ-7 при выдаче денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу кассир требует от него документ (паспорт или другой документ), удостоверяющий личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и берет расписку получателя.

    На НГЧ-7 приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

    На НГЧ-7 заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдают из кассы по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег работники и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение средств. Когда деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении кассир указывает: «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.

    На НГЧ-7 для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) на выплату заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов кассир ведет книгу учета принятых и выданных кассиром денег (форма КО-5). Выдача и возврат денег и оплаченных документов оформляются подписями.

    На НГЧ-7 по истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию кассир:

  • в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилий лиц, которым не выданы деньги, ставит штамп или делает отметку от руки «Депонировано»;
  • составляет реестр депонированных сумм;
  • в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости делает надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверяет их с общим итогом по платежной ведомости и скрепляет надпись своей подписью. В случае, если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;
  • записывает в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и
    поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер № __».

    На НГЧ-7 в бухгалтерии проверяются отметки, сделанные кассирами в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчитываются выданные и депонированные по ним суммы.

    Депонированные суммы сдают в банк и на сданные суммы составляют один общий расходный кассовый ордер.

    На НГЧ-7 приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3).

    Так как на НГЧ-7 работает несколько кассиров, то главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает своим подчиненным необходимую для расходных операций сумму под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

    Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, а затем сдать ему остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

    На НГЧ-7 все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу (форма КО-4), которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.

    Одновременно на НГЧ-7 кассовая книга ведется автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». При этом формируется машинограмма «Отчет кассира)). Обе эти машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.

    Таким образом, на НГЧ-7 кассовые операции осуществляются в следующем порядке:

  1. оформляются первичные документы по приходу и расходу;
  2. первичные документы регистрируются в журнале регистрации
    приходных и расходных документов;
  3. на основании первичных документов кассир производит записи в кассовую книгу (под копирку в двух экземплярах). В ней ежедневно кассир подсчитывает итоги операций задень, выводит остаток денег в кассе на следующее число;
  4. кассир передает в бухгалтерию в качестве отчета второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными документами под расписку бухгалтера в кассовой книге.

    На НГЧ-7 учет денежных средств в кассе ведется на активном счете 50 «Касса», к которому открыты субсчета:

  5. «Касса организации»;
  6. «Операционная касса»;
  7. «Денежные документы» и др.

    На счете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. Если проводятся кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

    По дебету счета 50 отражается поступление денежных средств в кассу, а по кредиту — выбытие денежных средств из кассы. Основные хозяйственные операции по движению денежных средств в кассе оформляются проводками, приведенными в табл. 2.

     

    Таблица 2 – Корреспонденция счетов по поступлению и выбытию денежных средств на НГЧ- 7

    Содержание хозяйственной операции

    Первичные документы

    Корреспонденция счетов

    Сумма, р.

    Дебет

    Кредит

    1. Получено из банка по чеку:

    – на заработную плату

    – на хозяйственные расходы

    Приходный кассовый ордер № 414-1

     

     

    50

    50

     

     

    51

    51

     

     

    70000

    2000

    2. Получено от покупателя за реализованную продукцию

    Приходный кассовый ордер № 447-2

    50

    62

    12000

    3. Получен возврат неиспользованной подотчетной суммы от сотрудника организации

    Приходный кассовый ордер № 452-1

    50

    71

    1500

    4. Выдана заработная плата работникам организации

    Расходный кассовый ордер № 401-5, платежная ведомость № 7/2

    70

    50

    70000

    5. Выдано под отчет на хозяйственные расходы

    Расходный кассовый ордер № 403-9

    71

    50

    2000

    6. Оплачены материалы

    Расходный кассовый ордер № 404-4, счет поставщика

    № 145

    60

    50

    3000

    7. Сданы в банка сверхлимитные суммы

    Расходный кассовый ордер № 419-3, квитанция банка № 15848/12

    51

    50

    10000

    На НГЧ-7 на счете 50-2 «Операционная касса» учитываются наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п.

    На НГЧ-7 на счете 50-3 «Денежные документы» отражаются находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты и путевки, марки государственной пошлины и др. в сумме фактических затрат на их приобретение.

    На НГЧ-7 учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные этих ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов, который ведется по их видам. Один-два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет о поступивших и выбывших документах.

    Основные хозяйственные операции по движению денежных документов в кассе оформляются проводками, как показано в табл. 3.

     

    Таблица 3 – Корреспонденция счетов по движению денежных средств в кассе на НГЧ- 7

    Содержание хозяйственной операции

    Первичные документы

    Корреспонденция счетов

    Сумма, р.

    Дебет

    Кредит

    1. Приняты путевки в дома отдыха

    Акт приемки № 15/21

    50-3

    76

    35000

    2. Выданы путевки в дома отдыха, приобретенные за счет прибыли предприятия

    Ведомость выдачи путевок № 2/01

    91

    50-3

    35000

    3. Принята путевка в санаторий

    Акт приемки № 16/09

    50-3

    76

    20000

    4. Выдана путевка в санаторий, приобретенная за счет средств социального страхования

    Ведомость выдачи путевок

    69-1

    50-3

    20000

     

    Перейдем к анализу учета денежных переводов в пути на исследуемом предприятии.

    4. Учет денежных переводов в пути

     

    НГЧ-7 в соответствии с заключенными договорами вносит подготовленную денежную наличность в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений, как правило, через инкассаторов банка и отделения связи.

    С момента передачи денег инкассаторам или непосредственно кредитным организациям, сберегательным кассам или почтовым отделениям сданные средства учитывают на активном синтетическом счете 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия денежных средств и учету являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные документы. Движение денежных средств (переводов) в иностранной валюте учитывают на этом счете обособленно.

    Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям, сберегательным банкам или почтовым отделениям, списывают в дебет счета 57 с кредита счета 50 «Касса».

    С кредита счета 57 денежные средства списывают в дебет счета 51 (согласно выписке банка) или других счетов в зависимости от их использования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. Формы безналичных расчетов

     

    На предприятии используются следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивная форма расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями.

    Специальные счета в банках предназначены для учета средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, на текущих, особых и других счетах, денежных средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. Для учета каждого вида денежных средств открываются соответствующие субсчета к счету 55 «Специальные счета в банках»:

  8. «Аккредитивы»;
  9. «Чековые книжки»;
  10. «Депозитные счета» и др.

    Порядок ведения расчетов при аккредитивной форме регулируется ЦБ РФ.

    При открытии аккредитива деньги зачисляют на специальный счет в банке за счет собственных средств организации или кредитов банка. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя (поставщика). Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55-1 «Аккредитивы» и кредиту счетов 5 1 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и др.

    По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55-1 в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.

    Не использованные в аккредитивах средства возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 и др.

    Аналитический учет по счету 55-1 ведут по каждому выставленному аккредитиву.

    Порядок ведения расчетов чеками регулируется банком. При выдаче чековых книжек банк депонирует средства организации, поскольку чеки оплачиваются банком за счет денежных средств чекодателя. Депонированные средства списываются на основании выписки банка о погашении предъявленных ему чеков, которые были выданы организацией ее кредиторам. Суммы по чекам, выданным организацией, но не предъявленным к оплате в банк или не оплаченным банком, остаются на специальном счете, а неиспользованные чеки возвращаются в банк.

    Движение средств, находящихся в чековых книжках, учитывают на счете 55-2 «Чековые книжки».

    Выдачу чековых книжек отражают по дебету счета 55-2 и кредиту счетов 51,52,66 и др. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2.

    Суммы, оставшиеся на неиспользованных чеках, которые были возвращены в банк, списывают с кредита счета 55-2 в дебет счетов 51, 52, 66 и др.

    Аналитический учет по счету 55-2 ведется по каждой полученной чековой книжке.

    Сберегательный (депозитный) сертификат удостоверяет сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов. Сертификат не может служить расчетным документом за проданные товары или оказанные услуги.

    Денежные расчеты по купле-продаже депозитных сертификатов и выплаты по ним ведутся только в безналичном порядке.

    Сертификат может быть выдан только юридическому лицу, зарегистрированному на территории РФ или иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы.

    Сертификат может быть только срочным, и срок его обращения ограничивается одним годом. Если сертификат не был получен вовремя, он становится документом до востребования. Иногда депозит возможно получить досрочно по пониженным процентам.

    Движение средств, переданных организацией в банк, учитывается на счете 55-3 «Депозитные счета».Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету счета 55 и кредиту счета 51 или 52. При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производятся обратные бухгалтерские записи.

    Аналитический учет по счету 55-3 ведется по каждому вкладу.

    На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений): поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и других источников; на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета); субсидии правительственных органов и т.д.

    Филиалы, представительства и другие структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков, движение указанных средств отражают на отдельном субсчете к счету 55. Текущие счета открываются для осуществления текущих расходов: оплаты труда, командировочных, на хозяйственные цели. Операции по этим счетам отражаются аналогично операциям по расчетному счету.

    Наличие и движение средств в иностранной валюте учитывают на счете 55 обособленно, Аналитический учет по указанному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.

    6. Учет операций по расчетному счету

     

    НЧГ-7 как и любая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и ведения всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

    НЧГ-7 имеет отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельца основного счета открыты расчетные субсчета для зачисления выручки и производства расчетов по местонахождению нехозрасчетных подразделений.

    НЧГ-7 может иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов в любом банке, рассчитываться с бюджетом и контрагентами с любого расчетного счета.

    С целью контроля за первоочередностью платежей в бюджет налогоплательщики обязано представлять ежеквартально, начиная с отчета за IV квартал 1994 г., сведения обо всех расчетных (текущих) счетах, а также ссудных, депозитных и других счетах в банках и других кредитных учреждениях.

    Для открытия расчетного счета НЧГ-7 представило в учреждение выбранного ею банка (ОАО «ЮгБанк») следующие документы:

    — заявление на открытие счета;

  • документ, подтверждающий законность образования организации (решение учредителей о создании организации, заверенное нотариально);
  • устав организации (нотариально заверенную копию);
  • справку о регистрации организации;
  • справку налоговой инспекции о постановке на налоговый учет;
  • карточку с образцами подписей и оттиском печати (два экземпляра).

    Счет был открыт по разрешению управляющего банком. При открытии расчетного счета главный бухгалтер банка на подлинном экземпляре устава делает отметку, что расчетный счет открыт, указывает номер счета и заверяет сделанную отметку гербовой печатью.

    Между банком и НЧГ- 7 заключен договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, оговорено:

  • стоимость открытия расчетного счета;
  • стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию;
  • стоимость наличного обращения;
  • проценты, выплачиваемые банком клиенту за использование средств.

    Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании документов, утвержденных Положением ЦБ РФ. Обычно это объявление на взнос наличными, денежный чек, платежное поручение, расчетный чек, платежное требование.

    На НЧГ- 7 выписка банка из расчетного счета заменяет регистр аналитического учета. Проверенные и обработанные выписки являются основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.

    На НЧГ- 7 синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетные счета». По дебету отражаются остаток свободных денежных средств предприятия на начало отчетного периода, поступления наличных денег из кассы предприятия, а также суммы, поступившие от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные кредиты. По кредиту — денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные кредиты, органам социального страхования и другим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу. Хозяйственные операции по расчетному счету отражаются, как показано в табл. 4.

     

    Таблица 4 – Корреспонденция счетов по расчетную счету на НГЧ- 7

    Содержание хозяйственной операции

    Первичные документы

    Корреспонденция счетов

    Сумма, р. 

    Дебет

    Кредит

    1. Выдано в кассу:

    – на заработную плату

    – на хозяйственные расходы

    Приходный кассовый ордер № 512-2

     

    50

    50

     

    51

    51

     

    70000

    2000

    2. Произведена предварительная оплата за материалы

    Платежное поручение № 614-3

    60

    51

    4800

    Продолжение табл. 4

    Содержание хозяйственной операции

    Первичные документы

    Корреспонденция счетов

    Сумма, р.

    Дебет

    Кредит

    3. Оплачены оказанные услуги по ремонту производственного оборудования

    Платежное поручение № 621-1

    60

    51

    5000

    4. Перечислено банку в погашение краткосрочного кредита

    Платежное поручение № 632-1

    66

    51

    30000

    5. Перечислен налог на доходы физических лиц

    Платежное поручение № 633-1

    68

    51

    9000

    6. Получено за реализованную продукцию

    Платежное поручение № 635-1

    51

    62

    24000

    7. Получен аванс под поставку продукции

    Платежное поручение № 638-1

    51

    62

    60000

     

    Перейдем к исследованию организации и порядка инвентаризации денежных средств на исследуемом предприятии.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7. Инвентаризация денежных средств. Учет результатов инвентаризации

     

    Порядок проведения инвентаризации кассы дополнительно регулируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 г. № 40 и сообщенным Письмом Банка России от 04.10.93 г. № 18.

    В кассе организации НГЧ-7 хранятся денежные средства, денежные документы, бланки ценных бумаг и документов строгой отчетности.

    На НГЧ-7 денежные средства представлены денежной наличностью.

    Сроки и порядок проведения инвентаризации кассы и денежных средств, хранящихся на расчетных и других счетах в банке, на НГЧ-7 установлены руководителем организации и закреплены в приказе об учетной политике.

    На НГЧ-7 материальную ответственность за сохранность всех денежных средств и документов, имеющихся в кассе организации, несет кассир.

    Инвентаризация кассовой наличности проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя НГЧ-7 комиссией в составе представителя администрации, главного бухгалтера, кассира (как материально-ответственного лица).

    До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир составляет последний кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе, которые должны соответствовать типовым унифицированным формам первичных учетных документов.

    Если в кассе НГЧ-7 на момент инвентаризации имеются незакрытые платежные ведомости (по которым осуществляется выплата заработной платы), выплаченные суммы по таким ведомостям включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным деньгам. Кассир подсчитывает выплаченные суммы по каждой ведомости и в конце ведомости делает запись о выплаченной сумме.

    О нарушении (растрате) свидетельствует и факт отсутствия на прилагаемых к расходному кассовому ордеру документах (счетах, заявлениях и др.) разрешительной подписи руководителя. Суммы по таким документам или распискам в остаток наличности кассы не включаются и рассматриваются как недостача (п. 27 Порядка ведения кассовых операций в РФ).

    Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные кассовые ордера, приложенные к отчету кассира, с указанием «до инвентаризации на «____» (дата)». Этот отчет, составленный на момент инвентаризации, служит бухгалтерии организации основанием для определения учетных остатков денежных средств и документов.

    Кассир должен дать расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы, подтверждающие движение денежных средств и документов, сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и вся денежная наличность, поступившая на его ответственность, оприходована, а выбывшая списана в расход.

    В процессе инвентаризации кассы НГЧ-7 осуществляется проверка кассовой книги по следующим основным направлениям: правильность ведения кассовой книги; арифметический контроль сумм по приходу и расходу и правильности подсчета итогов страниц книги, а также переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую; своевременность и документальная обоснованность записей в кассовой книге.

    При инвентаризации кассы НГЧ-7 также необходимо проконтролировать: соблюдение лимита остатка наличных денежных средств в кассе; целевое использование полученных из банка денежных средств по назначению, указанному в чеке; наличие фактов не соответствия даты совершения операции и отражения ее в расходном кассовом ордере; обоснованность записей в кассовых ордерах; своевременность возврата в банк на расчетный счет остатков денежных средств по не выданной заработной плате; правильность документального оформления кассовых документов и их соответствие типовым унифицированным формам; наличие фактов подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и их самостоятельного заполнения при получении денег в банке; наличие фактов хранения чековой книжки вне кассового помещения; законность произведенных операций наличными денежными средствами в пределах одной сделки; соответствие корреспонденции счетов типовым проводкам по учету кассовых операций.

    Фактическое наличие денежных средств и документов в кассе НГЧ-7 подтверждается их полным полистным пересчетом.

    При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе НГЧ-7 к учету принимаются наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

    Деньги и другие ценности кассир пересчитывает в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

    Денежные средства пересчитываются по каждой купюре в отдельности (как правило, начиная с купюр высшего и кончая купюрами низшего номинала). При наличии значительного количества купюр необходимо составить опись, в которой указывается достоинство купюр, их количество и сумма. Опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

    Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по наименованиям, видам, категориям бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, их серии и номинальной стоимости. Денежные документы и бланки строгой отчетности принимаются к учету при выявлении результата инвентаризации в сумме фактических затрат на их приобретение. Учетный остаток денежных средств определяется по данным кассовой книги (отчета кассира). Для установления учетного остатка денежных документов и бланков строгой отчетности используются сведения аналитического и синтетического учета на дату инвентаризации.

    Для организации учета денежных средств и документов на НГЧ-7 предусмотрен активный счет 50 «Касса». Этот счет имеет три субсчета: 50/1 «Касса организации», 50/2 «Операционная касса», 50/3 «Денежные документы».

    Бланки строгой отчетности на ООО НГЧ-7 учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».

    Путем сопоставления фактических и учетных остатков выявляется результат инвентаризации: излишек или недостача.

    Согласно новому Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н и в соответствии с п. 77 Приказа Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе подлежат оприходованию (принимаются к учету) и отражаются в составе внереализационных доходов. В бухгалтерском учете фактические излишки денежных средств и документов на НГЧ-7 приходуются следующей записью:

    Дебет 50 «Касса» субсчета 1 «Касса организации» или 3 «Денежные документы»

    Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

    На НГЧ-7 при выявлении излишков бланков документов строгой отчетности они отражаются по дебету счета 006 «Бланки строгой отчетности» в условной (номинальной) оценке.

    На НГЧ-7 в случае выявления недостачи денежных средств записи производятся по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По недостающим денежным средствам и документам по дебету счета 94 отражается их фактическая стоимость.

    На НГЧ-7 на сумму выявленной при инвентаризации недостачи денежных средств и документов в учете осуществляется запись:

    Дебет 94

    Кредит 50 Субсчета 1 или 3.

    На НГЧ-7 сумма недостающих бланков строгой отчетности отражается по кредиту счета 006 «Бланки строгой отчетности». Если недостача денежных средств и документов допущена по вине материально-ответственного лица — кассира, то ее сумма списывается в учете проводкой:

    Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

    Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    Возмещение суммы недостачи возможно из заработной платы кассира, что отражается следующей записью:

    Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

    Кредит счета 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

    Если недостача возмещается в кассу организации, то в бухгалтерском учете производится запись:

    Дебет 50/1 «Касса организации»

    Кредит 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

    При отсутствии конкретного виновного лица сумма недостачи денежных средств, ранее отраженная по дебету счета 94, включается в состав внереализационных расходов организации и списывается корреспонденцией счетов:

    Дебет 91/2 «Прочие расходы»

    Кредит счет 94

    На НГЧ-7 результаты инвентаризации наличных денежных средств и документов в кассе оформляются актом инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.98г.№ 88, в котором приводятся объяснения кассира о выявленных нарушениях и резолюция руководителя о дальнейшем решении по результатам инвентаризации. Акт инвентаризации кассы составляется в двух экземплярах (при смене кассира – в трех экземплярах), подписывается инвентаризационной комиссией и материально-ответственным лицом и доводится до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, а второй остается у материально-ответственного лица.

    Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными составляется инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности по форме № ИНВ-16.

    Инвентаризация расчетного и специальных счетов проводится в обязательном порядке при составлении годовой отчетности. Организации осуществляют расчеты с контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами как наличными денежными средствами, так и с использованием безналичной формы расчетов. При этой форме расчетов операции осуществляются банками с банковских счетов организации.

    Перед началом проведения инвентаризации устанавливается: какие счета и в каких кредитных учреждениях имеет организация. С этой целью изучаются все имеющиеся договоры о банковском обслуживании. При этом необходимо подтвердить законность и целесообразность открытия счета и использования той или иной формы расчетов. Использование форм расчетов зависит от местонахождения поставщика и покупателя. В связи с этим безналичные расчеты подразделяют на иногородние и одногородние (местные).

    В процессе инвентаризации необходимо сопоставить условия договора на открытие банковского счета с данными синтетического учета, подтверждающего остатки денежных средств на счетах организации. Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств предназначен счет 51 «Расчетные счета». На этом счете денежные средства оцениваются только в валюте Российской Федерации (в рублях).

    Движение денежной наличности в иностранных валютах осуществляется на счете 52 «Валютные счета». К этому счету организации открывают два субсчета. При инвентаризации устанавливается наличие имеющихся у организации валютных счетов внутри страны (субсчет 1 «Валютные счета внутри страны») и за рубежом (субсчет 2 «Валютные счета за рубежом»). При инвентаризации средств на валютном счете проверяется правильность пересчета сальдо в валюте в рубли на основании официального курса рубля, установленного Банком России. Порядок пересчета валютных ценностей в рубли определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 10.01.2000 г. № 2н.

    Для отражения в бухгалтерском учете и отчетности пересчитывается в рубли: стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте (денежных знаков в кассе организации, средств на счетах в банках, денежных и платежных документов, финансовых вложений, средств в расчетах, основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и других активов и обязательств) (п. 4 ПБУ 3/2000.). Порядок пересчета стоимости активов и обязательств в рубли различен. Для денежных знаков в кассе, средств на счетах в банке, денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг, средств в расчетах, остатков средств целевого финансирования пересчет их стоимости в рубли осуществляется дважды: на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности (п. 7 ПБУ 3/2000). Причем для составления отчетности пересчет стоимости этих активов и обязательств в рубли производится по курсу Центрального банка РФ, действующему на отчетную дату (п. 8 ПБУ 3/2000). Возникающие в результате пересчета курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы (п. 13 ПБУ 3/2000). Отрицательные курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете по мере их принятия записью:

    Дебет 91/2 «Прочие расходы»

    Кредит счетов 50,51, 52, и др.

    Положительные курсовые разницы отражаются обратной записью по кредиту счета 91/1 «Прочие доходы».

    Учет движения денежных средств при использовании прочих форм расчетов ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». При инвентаризации устанавливается наличие таких счетов у организации и остатки сумм на них. К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты три субсчета: 55/1 «Аккредитивы», 55/2 «Чековые книжки», 55/3 «Депозитные счета». В случае наличия других текущих и особых счетов к этому счету открываются дополнительные субсчета. Денежные средства, находящиеся на специальных счетах в банке, оцениваются как в рублях, так и в иностранной валюте. Причем учет денежных средств на этих счетах ведется обособлено.

    Зачисление денежных средств на эти счета на НГЧ-7 отражается в учете записью:

    Дебет 55 «Специальные счета в банках»

    Кредит 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

    На НГЧ-7 использование средств счетов согласно выпискам банка сопровождается проводкой:

    Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

    Кредит 55 «Специальные счета в банках».

    На НГЧ-7 неиспользованные средства возвращаются на банковские счета, с которых они были перечислены, что оформляется проводкой:

    Дебет 51,52

    Кредит 55.

    Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках, производиться путем сверки остатков сумм по дебету счетов, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банка (конечным сальдо по выпискам банков). Организация должна получить у банка подтверждение сумм, числящихся на ее счетах. Одновременно осуществляется сверка соответствия сумм остатков в аналитическом и синтетическом учете с сальдо счетов в бухгалтерском балансе (форма № 1 — строки 262, 263, 264). При инвентаризации проверяется тождественность оборотов по дебету и кредиту счетов данным, содержащимся в выписках банка.

    Инвентаризационная комиссия должна сверить выписки банка с приложенными оправдательными документами, в которых устанавливает правильность сумм, указанных в выписке.

    Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке.

    Достоверность выписок инвентаризационная комиссия определяет путем проверки всех их реквизитов. При наличии исправлений необходимо провести встречную сверку данных выписок с записями в первом экземпляре лицевого счета, находящегося в банке.

    В процессе инвентаризации следует убедиться в достоверности и подлинности всех денежно-расчетных документов. В случае возникновения сомнений проводится встречная сверка денежно-расчетных документов подколотых к выписке банка, хранящихся у организации, с документами, находящимися в банке или у контрагента по операции. Выявленные в результате инвентаризации суммы, на НГЧ-7 ошибочно отнесенные в кредит или в дебет расчетного, валютного или других счетов и обнаруженные при проверке выписок банка с этих счетов, отражаются в бухгалтерском учете следующей записью:

    Дебет 76/2 «Расчеты по претензиям»

    Кредит 51,52,55.

    На суммы поступивших платежей в учете составляется проводка:

    Дебет 51,52,55

    Кредит 76/2 «Расчеты по претензиям».

    Для оформления результатов инвентаризации расчетов с кредитными учреждениями по претензиям, предъявленным по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам НГЧ-7 , используется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17), к которому прилагается справка, отражающая сведения об остатках сумм, числящихся на субсчете 76/2 «Расчеты по претензиям».

    Учет денежных средств в пути на НГЧ-7 ведется на счете 57 «Переводы в пути». Инвентаризация средств на этом счете осуществляется путем проверки документального обоснования отраженных по нему сумм. По каждому документу инвентаризационной комиссией устанавливается своевременность зачисления перевода на счет в банке. В случае необходимости могут быть сделаны письменные запросы банку, почтовому отделению о причине задержки зачисления или перевода. Результаты инвентаризации денежных средств в пути приводятся в акте (описи) с отражением сумм по направлениям переводов, числящихся как «переводы в пути». Итоги акта инвентаризации сверяются с данными аналитического учета по счету 57 и суммой, отраженной по строке 264 второго раздела актива бухгалтерского баланса.

    На НГЧ-7 учет денежных средств на счете 57 «Переводы в пути» осуществляется в рублях. На суммы сданных из кассы в банк денежных средств, отражаемых как денежные средства в пути (переводы), в учете осуществляется запись:

    Дебет 57

    Кредит 50.

    На НГЧ-7 при зачислении денежных средств, числившихся в пути на расчетный счет, в учете производится запись:

    Дебет 51,52

    Кредит 57.

    На НГЧ-7 остатки денежных средств в кассе, на расчетных и специальных счетах в банках отражаются во втором разделе бухгалтерского баланса по группе статей «Денежные средства».

    Перейдем к анализу основных принципов автоматизации бухгалтерского учета на исследуемом предприятии.

     

     

    8. Основные принципы автоматизации бухгалтерского учета

     

    Большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета и управления вносит использование современных ЭВМ и создаваемых на их основе автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления Производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов.

    В условиях использования ЭВМ необходимая информация о движении денежных средств и состоянии расчетов обеспечивается путем составления машинограммы – контрольной ведомости оборотов по синтетическим счетам в разрезе корреспондирующих счетов и субсчетов. Кроме того, выдаются машинограммы аналитического учета по счетам денежных средств и расчетов, которые заменяются соответствующие регистры. Машинограммы применяются для контроля и выверки расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами и т.д. По данным машинограмм заполняются отдельные статьи баланса предприятия.

    На сегодняшний день существует множество программ, позволяющих вести учет. Как правило, каждая из них отличается своей спецификой. Это может быть программа «Склад» – это программа учета, анализа складских операций; «АИТ Зарплата» – одна из самых распространенных программ расчета заработной платы, для предприятий любого типа. Рассчитывает любые виды начислений и создает любые формы документов производственного вида; «Инфобухгалтер» – компактная, удобная программа небольших и средних предприятий. Может быть легко адаптирована практически к любой методике учета. Имеет мощный генератор отчетных форм и позволяет получать отчеты для анализа в виде графиков и диаграмм; «Win Склад» – это складская программа с широкими возможностями на стройке. Подходит для предприятий с 1-м и более складами. Позволяет эффективно вести аналитический учет в оптово-розничной торговле и на производстве; «Win Смета» – дна из лучших программ составления автоматизированных смет. Поставляется с полной нормативной базой соответствующих документов для региона, «Турбобухгалтер» – гибкая бухгалтерская программа для малых и средних предприятий, имеет мощные возможности, используется как в бухгалтерии, так и в аудите. Система готовит всю необходимую отчетность для налоговых органов; «Библиотека первых документов» – представляет возможность качественно и быстро формировать наиболее употребляемые в практике первичные документы. Лучше всего подходит для предприятий, занимающихся оптово-розничной торговлей на выписке документов.

    При всем разнообразии бухгалтерских программ к сожалению для НЧГ-7 бухгалтерский учет на этом предприятии не автоматизирован. Вся документация ведется вручную, что значительно усложняет работу бухгалтерам.

    Можно было бы автоматизировать бухгалтерский учет с помощью программного продукта фирмы «1С» – «1С: Бухгалтерия» версия 7.7. Она предназначена для учета наличия и движения средств, позволяет автоматизировать ввод первичных документов и бухгалтерских операций, получать данные о движении средств с различной степенью детализации, формировать бухгалтерскую отчетность. Она включает в себе возможность учета операций по банку и кассе, по основным средствам, нематериальным активам, материалам и МБП, поддерживает учет товаров, услуг, производства продукции, учет взаиморасчетов с организациями, дебиторами, кредиторами и подотчетными лицами, а также другие разделы бухгалтерского учета, обеспечивая согласованное функционирование бухгалтерии предприятия в целом. Программа представляет развитые средства ведение синтетического и многомерного аналитического учета, по каждому измерению валютный учет и покрытия валют, количественный учет.

    Эта программа универсальная совмещает в себе все вышеперечисленные, что она больше всего подходит для ведения бухгалтерского учета на предприятии НЧГ-7 она позволит:

  • освободить работников от выполнения вручную трудоемких вычислительных операций;
  • повысить качество достоверности оперативности учета;
  • упростить документооборот;
  • появится возможность анализа информации и разработки мероприятий по повышению эффективности работы учреждения;
  • сократить содержание персонала.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9. Предложения по совершенствованию учета кассовых операций и безналичных расчетов

     

    В современном мире методы и приемы совершенствования организации денежных средств совершенствуются с каждым днем все больше и больше, разрабатываются новые регистры, новые формы, новые компьютерные программы, которые помогают вести учет кассовых операция. Например, на исследуемом предприятии НГЧ-7 раньше приходные и расходные ордера выписывались вручную.

    С апреля 2003 г. на предприятии введена новая компьютерная программа, разработанная МИИТом РФ специально для железнодорожных организаций. Но недостаток данной программы был в том, что она не давала возможности вести кассовую книгу и журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров автоматизировано. Данная разработка не устраивала работников бухгалтерии и кассиров.

    С октября 2003 г. введена новая программа 1 С Бухгалтерия, которая позволила с помощью установленной сети соединить данные работы кассы с другими участками бухгалтерии и автоматически разность кассу по счетам, а также она упростила работу кассиров, позволив им составлять кассовые отчеты и журнал регистрации приходных и расходных ордеров на компьютере. Также программа постоянно позволяет кассиру видеть свой остаток по кассе. Эти введения позволили улучшить эффективность и ускорить ведение учета кассовых операций.

    Основные направления совершенствования учета денежных средств на НЧГ-7 являются:

    – организация полной и своевременной регистрации операций, связанных с движением рабочего капитала в кассе и на счетах в банках;

    – организация контроля за наличием денежных средств, их сохранностью и целевым использованием;

    –организация полного, своевременного и правильного отражения в учетных регистрах текущих операций по поступлению и выбытию данного капитала;

    –организация контроля за соблюдением расчетно-платежной и сметной дисциплины;

    – организация контроля за своевременностью возвращения в банк сумм, не использованных по назначению в соответствии с выделенными лимитами и сметами;

    – правильное и своевременное проведения инвентаризации кассовой наличности, операций по счетам в банках и отражение ее результатов в учете.

    Для решения указанных задач на НЧГ-7 необходимо четко соблюдать основные принципы учета денежных средств:

    –свободные денежные должны на НЧГ-7 храниться только в банке, и их выдача и использование осуществляются в соответствии с целевыми назначением;

    –платежи производятся в безналичном порядке после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг или одновременно с ними. Предварительная оплата допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством и учетной политикой НЧГ-7;

    –платежи производятся с согласия (акцепта) плательщика или по его поручению; без согласия – только в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

    –платежи производятся за счет собственных средств плательщика или за счет кредитов банка;

    – списание со счета денежных средств в объеме, достаточном для удовлетворения всех предъявляемых к НЧГ-7 требований, осуществляется в порядке поступления распоряжением клиента и других документов на списание;

    – недостаточность денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявляемых к ней требований обусловливает списание этих средств путем применения установленной очередности платежей).

    Список использованной литературы

     

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. –М.: Проспект, 1998.
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
  3. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: ФЗ от 22.05.03 № 54-ФЗ.
  4. Бухгалтерская отчетность организации: Положение по бухгалтерскому учету. ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 34н.
  5. Инструкция о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 30.10.86 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).
  6. Инструкция о порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации// Утверждена Центробанком РФ 16.07.93 г. № 16.
  7. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
  8. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение Центробанка РФ от 12.04.2001 г. № 2-П.
  9. О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением: Закон Российской Федерации от 18.06.93 г. №5215-1.
  10. О введении новых форматов расчетных документов: Указание Центробанка РФ от 03.12.97 г. № 51-У (с изменениями и дополнениями от 22.02.99 г. № 502-У).
  11. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами: Указание Центробанка РФ от 07.10.98 г. № 375-У.
  12. О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения: Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. №212.
  13. Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей: Указ Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 106.
  14. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.
  15. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  16. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н).
  17. Положение о правилах наличного денежного обращения на территории РФ ( вред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.99 № 488-У, от 31.10.02 № 1201-У).
  18. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации: Инструкция Центробанка РФ от 04.10.93 г. № 18.
  19. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте: Положение по бухгалтерскому учету// Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н.
  20. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации: Приказ Центробанка РФ от 05.01.98 г. № 14-П.
  21. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. М., 2005.
  22. Белуха Н.Т. Бухгалтерский учет на автомобильном транспорте. М., 2006.
  23. Бухгалтерский учет: Учебник/Под ред. Безруких П.С. М, 2006.
  24. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет и налогообложение. М., 2005.
  25. Козлова Е.П. Парашутин Т.Н., Бабченко Н.В. Бухгалтерский учет, М., 2005.
  26. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. –М.: ИНФРА-М, 2006.
  27. Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. М., 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.11MB/0.00222 sec

WordPress: 24.43MB | MySQL:121 | 2,413sec